Научная статья на тему 'Особенности использования письменной речи в сети интернет'

Особенности использования письменной речи в сети интернет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6613
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЫТОЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЯ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / REDUNDANCY / ECONOMY / ORAL SPEECH / INTERNET-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трач Анастасия Сергеевна

В статье идет речь о сети Интернет как об особой коммуникативной среде, обладающей рядом характерных особенностей. В Интернет-коммуникации активно используются элементы устной речи экономия и избыточность сегментных средств текста, нарушаются академические нормы пунктуации. Это приводит к определенной унификации письменной и устной форм речи, никогда ранее не существовавшей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING WRITTEN SPEECH IN THE INTERNET

This article is about the Internet as a special communicative environment, possessing some distinctive features. In the Internet-communication there are elements of oral speech in active use redundancy and economy of segmental means of the text. There are also deviations from punctuation norms. It leads to a certain unification of written and oral forms of speech, which never existed before.

Текст научной работы на тему «Особенности использования письменной речи в сети интернет»

Червоный Александр Михайлович

Таганрогский государственный педагогический институт. E-mail: [email protected].

34900, г. Таганрог, ул. Петровская, 68.

Тел.: 88634394022. '

Chervony Alexander Mixajlovich

Taganrog State Teachers Training Institute.

E-mail: [email protected].

68, Petrovskaya St., Taganrog, 347900.

Phone: +78634394022.

УДК 81’272

A.C. Трач ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В статье идет речь о сети Интернет как об особой коммуникативной среде, обладающей рядом характерных особенностей. В Интернет-коммуникации активно используются элементы устной речи — экономия и избыточность сегментных средств текста, нарушаются академические нормы пунктуации. Это приводит к определенной унификации письменной и устной форм речи, никогда ранее не существовавшей.

Избыточность; экономия; устная речь; Интернет-коммуникация.

A.S. Trach PECULIARITIES OF USING WRITTEN SPEECH IN THE INTERNET

This article is about the Internet as a special communicative environment, possessing some distinctive features. In the Internet-communication there are elements of oral speech in active use

— redundancy and economy of segmental means of the text. There are also deviations from punctuation norms. It leads to a certain unification of written and oral forms of speech, which never existed before.

Redundancy; economy; oral speech; Internet-communication.

В современном мире коммуникация очень изменилась - этому способствует создание новых способов и условий общения. «Может ли язык оставаться неизменным, когда вокруг меняется все: общество, психология, техника, политика?» - задается вопросом ученый-лингвист, занимающийся изучением современного русского языка, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва» М. Кронгауз [1]. Оче-

,

изменения в образе жизни и менталитете народа, во всех сферах жизни общества [2]. Язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестает выполнять свою функцию.

Современная коммуникация - электронная почта, общение при помощи форумов, общение при помощи интернет-пейджеров и чатов, смс-общение - подразумевают достаточно оперативный, сжатый жанр, общение, которое максимально приближено к устному общению, но не является им. Основным местом реализации такого общения становится интернет. С точки зрения лингвистики, интернет - это «особая коммуникативная среда, место реализации языка, никогда ранее не существовавшее. С этой точки зрения он представляет интерес, так как изучение коммуникативного аспекта языка, его функционирования в лингвокультурологиче-

Раздел I. Проблемы современной филологии

ской среде, а не в отрыве от реальной речевой действительности становится сегодня актуальным» [3].

В истории человечества есть две формы существования языка и соответствующие им две формы коммуникации. Большинство ученых противопоставляют сферы устной и письменной речи, выделяя характерные функциональностилистические образования для каждой сферы. Так, письменную речь отождествляют со сферой книжной речи, выделяя научный, деловой, публицистический стили, для которых характерна нейтральная эмоционально-экспрессивная окраска, преимущественно книжная лексика, сложные синтаксические конструкции. В свою очередь, устная речь в целом отождествляется с разговорной речью, использующейся для непосредственного обиходно-бытового общения и характери- , -, .

, , -ством оговорок. Сегодня многие ученые придерживаются мнения (и мы с ними абсолютно согласны), что невозможно полностью отождествлять устную речь с речью разговорной или, скажем, противопоставлять письменную речь разговорной речи. Оппозиция «устная-письменная» - это оппозиция форм речи, а потому здесь

.

С возникновением Интернета, огромной новой сферы коммуникации, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в - ( ), - - . По способу восприятия - это, безусловно, визуальная речь, то есть воспринимает. . , делать длительные паузы во время разговора, что недопустимо во время устной беседы. Отправитель сообщения может ожидать ответ в течение длительного времени. Ранее сложность коммуникации в письменной форме состояла в том, что автор не имел возможности немедленно убедиться, насколько доступно выражена , , . письменный текст передаётся и получается мгновенно, ответ может быть получен в течении нескольких дней, учитывая занятость адресата, возможность доступа к электронной почте, технические проблемы, разницу во времени и т.д., хотя многие средства связи предполагают моментальный ответ. С точки зрения структуры используемого языка такая речь является устной. Новые способы и условия коммуникации позволяют, например, передавать сообщение по телефону - это очень удобно, если вы готовы нарушать законы русского языка: сокращать слова, пренебрегать запятыми и т.д. Человек может успешно осуществлять коммуникацию с - , , , рамок литературного языка, мы усложняем коммуникацию.

-

зрения. Одна из наиболее важных - анонимность. Чаще всего, при виртуальном общении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе. Собеседники, не видя друг друга в глаза, даже если знакомы лично, зачастую чувствуют себя гораздо более раскованными в выборе языковых средств. Поэтому общение через интернет подразумевает определенную выразительность, которую иногда просто невозможно допустить в устной речи или «бумажной» переписке. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Интернете проявляется и ,

риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Именно с этим связан тот

, , -

, .

Так, нормы кодифицированной письменной речи нарушаются из-за опечаток, которые автор не успевает исправить, так как нет времени на редактирование пись-. , но будучи непосредственно облеченными в письменную форму, они производят впечатление небрежности и неправильности. Человек сегодня, ежедневно сталкиваясь с огромным потоком информации, воспринимает только ее суть, перестает обращать внимание на ее форму, постепенно привыкая к некоторым ошибкам. В подобной ситуации единственно значимым параметром является коммуникативная достаточность: если адресат понимает мысль автора, значит, текст является -.

. . , в Интернет (или в смс-общение с помощью мобильного телефона). Мы очень часто делаем письменно то, что раньше делали устно. Некоторые проблемы, которые раньше решались с помощью телефонного звонка, теперь решаются с помощью переписки. При том, что она занимает куда больше времени. У этого есть свои основания. Такое поведение считается более вежливым. Так мы не беспокоим собеседника. Он может вообще не ответить на письмо. На устное обращение не от. ,

« » .

гораздо богаче письменной - учитывается громкость, интонации, особые выделения голосом, междометия и т.д. Благодаря тому, что часть общения перемещена в , , мы могли передать то, что нельзя передать стандартной письменной речью. Самый простой пример - так называемые смайлики (графическое изображение эмоций с ). ,

речи является ее построение, отличающееся от типичной письменной речи - краткость, разорванность, отсутствие четких конструкций. Обычно продукты письменной речи создаются в результате длительной и тщательной работы над словесным выражением мыслей, вследствие чего они выверены в содержании и от. -шущим и читающим создает особые условия для построения текста: пишущий лишен возможности использования жесто-мимического канала связи для более полного выражения своих мыслей (знаки препинания не восполняют жесты и интонацию в полной мере) и поэтому вынужден добиваться полноты и завершенности высказывания другими средствами - такими, как развернутые предложения, сложные конструкции и т.д. В Интернете же в силу специфики коммуникации часто отсутствует возможность тщательного подбора и коррекции текста.

Остановимся подробнее на некоторых особых проявлениях специфики Ин-

- , . Мы воспользовались примерами текстов с сайтов odnoklassniki.ru и vkontakte.ru, так как на этих сайтах, как и на других подобных сайтах, называемых социальны, - , -. , -.

построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. В Интернет-коммуникации эти нормы часто игнорируются за счет следования тенденциям построения синтаксических конструкций устной речи. Так, од-

ними из наиболее ярких конструкций устной речи, встречающихся в Интернете, являются конструкции экономии сегментных средств текста. «Экономия как лингвистическое явление предполагает такое использование средств, принимающих участие в языковом общении, которое приводит... к экономии времени и сокраща-

» [4]. , -

вием некоторых компонентов плана выражения, выполняет разные функции - от простого пропуска в тексте того или иного компонента синтаксического построения, не играющего какой-либо роли в плане содержания этой конструкции, до случаев, связанных с характером выражения плана содержания. Приведем пример: «Главное, чтобы было уважение друг другу. Это даже порой важнее любви в семье. Конечно, любовь тоже крайне важна. Не таю, все мои приятели-одногодки или чуть старше ничего хорошего и нового мне не показывали, поэтому как то сразу сложилось, что мне легче находить язык общий со взрослыми мужчинами, равно как и им со мной». В этом примере речь идет о включении, одном из способов экономии сегментных средств текста. Включение представляет собой такой способ экономии, при котором компоненты вербализованные включают в себя содержание компонентов невербализованных. Знаком невербализо-ванного смысла в приведенном примере является обратная валентность, возникают так называемые парадигмы подобия. Автором умалчивается слово, точнее, целый блок слов, которые домысливает собеседник: «...не знаю, что думают другие, но все мои приятели-одногодки...», или «не знаю, как происходит у остальных, но все мои приятели-одногодки...», или «не знаю, что ты считаешь по этому поводу, но все мои приятели-одногодки...».

Еще одной характерной особенностью устной речи, встречающейся в текстах , , усилий. «В результате эллипса облегчается структура языковой единицы и она становится более «портативной», более удобной в процессе общения» [6]. Так, , , контекста. Эти невербализованные, нулевые компоненты выражаются сверхсег-ментными средствами и лексико-грамматическими особенностями вербализованной части синтаксической конструкции. Наличие таких компонентов определяется на основании двух рядов: синтагматического и парадигматического, причем роль парадигматического ряда особенно велика. Синтаксическая форма с нулевыми компонентами является полной. Например: «я счастлиф) просто он сам по себе такой хороший, такой замечательный! когда я переиша в лицей, у меня же с отдельными кадрами не заладилось, я с классом долго не общалось, а с ним все сразу пошло)». Для сравнения: «Просто он сам по себе такой хороший, такой замечательный, что нет слов! / что ты даже себе представить не можешь!»

« ».

Наряду с экономией в интернет-общении распространена избыточность сегментных средств текста. Явления, избыточные с позиции и говорящего, и слушающего (тавтология, плеоназм, дублирование словосочетаний, предложений) -абсолютная избыточность. Для переписки на сайтах odnoklassniki.ru и vkontakte.ru , -димостью выстраивать высказывание без подготовки. Такое явление совершенно нетипично для письменной речи, о чем мы уже говорили выше. Абсолютно избыточным сегментным средством текста являются информационный шум и паузы хе-зитации, позволяющие говорящему выиграть время для подбора нужных слов [5]. Приведем пример, как это выглядит в письменном виде: Погода супер, море... те-плое-прозрачное, бархатное... еда вкусная. ее очень много... вооооотттт. купа... ... ... ... -

таться на целый день! Здесь можно наблюдать сам процесс построения высказыва-, -наличии множества многоточий. Для Интернет-коммуникации такого рода характерно употребление слов-паразитов: о та я могу разговаривать почти бесконечно...просто обожаю га... экспрессия джонатана (front man) просто разрывает!! я тебе дам лучшие трэки) честно) и барабанщик у та рульный! нестандартный, свинги, все дела... Ил и: Погодка хорошая, обещают нам 2 выходных... будет возможность на пляжике полежать... такие дела.... 24 домой.... а с 25 у меня отпуск, вот буду ремонтом заниматься, а то как это, я же должна все контролировать...

Дублирование компонентов высказывания может проходить как на лексическом, так и на синтаксическом уровне. На лексическом уровне М.Ю. Нечепуренко [5] : , , -

цию. Приведем пример с плеоназмом. Плеоназм (греч. pleonasmos «излишество»)

- дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста: Море очень кайфовое, супер, все хорошо, но жара несусветная, кош!!!!

высказывания. На синтаксическом уровне дублирование компонентов высказывания может быть либо полным, либо сопровождаемым модификацией структуры. Большинство удвоений такого типа являются коммуникативно-значимой избыточностью, т.е., несмотря на формальную отягощенность конструкций, обеспечивают наилучшее достижение коммуникативных целей, так как контролируют доступ, , . высказывание: Закрываешь это окошко - они открываются в отдельном. И больше кроме этого окна ничего нет. И ничего не работает! Принудительно . . , !!!! -

, !!

Что касается пунктуации, то необходимо отметить, что в интернет-общении канонические нормы пунктуации нарушаются, знаки препинания исчезают, но их отсутствие компенсируется другими средствами. Как мы уже говорили, знаки пре-

« », -

ет передавать интонацию, модальность, шутку. Мы приобретаем то, чего не хватает письменной речи, чтобы выражать то, что выражает устная речь.

Вспомним функции знаков препинания в современной кириллической пись-:

♦ выделение законченных смысловых отрезков текста - предложений - с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицатель-

, );

♦ указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с за-

, , );

♦ , ( );

♦ указание на эмоциональное отноше ние к отдельным словам и словосоче-

( , ,

);

♦ ( ).

В сети Интернет пунктуационные знаки зачастую опускаются или используются несвойственном им употреблении. Например, вместо многоточия - четыре точки, вместо одного вопросительного или восклицательного знаков - бесконечное их количество. Это является способом выражения различных оттенков эмоций: Насчет фотика конечно!!!!!!! Ты ей сказала, что я ее клиент?:) Или еще:

Ну как ты там???? Расскажи... Или: Целую... Не кисни и не броди... А то станешь огурцом пересоленным..........Пока отступления от нормы остаются в пределах,

не препятствующих общению пишущего с читающим, не приводят к затрудненному пониманию написанного, пунктуация продолжает выполнять свою основную . , -

,

меньшее количество времени и с меньшей затратой усилий. При этом нет необходимости строго соблюдать нормы. Поэтому часто знаки препинания игнорируются, не обособляются причастные и деепричастные обороты, придаточные предложения и т.д., хотя точка, разделяющая речь на смысловые отрезки пропускается редко: Денег всегда мало, и конечно преподавание тем кому это не интересно не приносит удовольствия! Или: Единственное, не согласна с определением «по-тинейджерски» это типа как подростки. А вообще не парься, мне мама тоже это говорит... . Или: Стюардесса нет такой профессии:) Мы бортпроводники. Это сложно объяснить если не работаешь в этой сфере. Отпуск в мае приеду и !

В условиях современного общения письменная и устная речь подвержены . -вовавших ранее форм коммуникации - Интернет, смс. Отсутствует необходимость соблюдать строгие академические нормы письменной речи, главной задачей становится донести до собеседника информацию, сделать общение коммуникативноэффективным. Это способствует слиянию двух форм речи, письменной и устной, и предполагает использование возможностей обеих для наилучшего достижения .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. - М., 2009. - С. 9.

2. Тер-Минасова СГ. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М., 2000.

- С. 88.

3. . . . - . .

- http://www.gramota.ru/mag_arch.html?id=11.

4. Инфантова ГГ. Язык. Речь. Личность: монография. - Росгов-на-Дону, 2008. - С. 126.

5. . . :

Дис. ... канд. филол. наук. - Таганрог, 2003. - С. 153.

Трач Анастасия Сергеевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Trach Anastasia Sergeevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.