ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПОВ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ Шуклина З.Н.
Шуклина Зинаида Николаевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра таможенного дела и маркетинга, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Аннотация: в статье рассматривается значение маркетинга для аграрной сферы и для личных подсобных хозяйств с учетом отраслевой специфики, особенностей спроса на продукцию, дифференциации потребителей, современных условий развития рынка продовольствия.
Ключевые слова: ЛПХ, маркетинг, рыночные отношения, личные подсобные хозяйства, аграрная сфера.
Современное значение и понимание маркетинга возрастает, изменяется и трансформируется под влиянием динамики рыночных отношений, уровня конкуренции, отраслевой специфики, новых технологий, платежеспособности, мотивации и поведения покупателей на рынке. В бизнесе возрастает понимание ценности покупателя, отношений с потребителями и клиентами на основе оптимальных контактов, партнерских связей, взаимодействия с живыми людьми для повышения степени комфорта и лояльности. Использование маркетинга как инструмента управления рыночным поведением позволяет бизнесу определить стратегии, установить связи с поставщиками, посредниками, искать своих клиентов, повышать конкурентоустойчивость и финансовую независимость. Для аграрной сферы особенности маркетинга связаны со спецификой аграрной сферы, агропромышленного комплекса и аграрного рынка. К основным отличиям можно отнести массовый, ежедневный спрос на сельскохозяйственные продукты, необходимость в быстром сбыте скоропортящихся товаров, требования к транспортировке и глубокой переработке продукции, высокий уровень дифференциации товаров, сложно структурированный рынок поставок сырья и монополистическая конкуренция на рынке готовой продукции, высокий уровень трудоемкости производства сельскохозяйственной продукции, рост цен на энергоносители, технологии и переработку. Особенно актуальной с позиции потребителя является качество и доступность продукции, при недостаточной платежеспособности покупателей.
При этом роль маркетинга для различных организационно -хозяйственных структур и предприятий меняется. Например, крупные предприятия через сферу переработки выходят на крупные торговые сети или имеют свои фирменные магазины. Роль маркетинга сводится к рекламированию, интенсификации коммерческих усилий, использованию системы скидок. Для крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств товарного типа, видимо, самым доступным и эффективным является аутсорсинг маркетинга, то есть передача специализированным фирмам, маркетинговым агентствам функций по исследованию рынка, оценке поведения покупателей, клиентов, выявлению спроса и конкуренции. Имеются данные о том, что использование аутсорсинга маркетинге позволяет экономить на несвойственных производству затратах до 35%. В зависимости от объема передаваемых стороннему исполнителю функций, а также разделения ответственности и рисков различают следующие формы организации аутсорсинговых взаимоотношений: частичный (выборочный);
совместный (аутсорсинг совместных предприятий); трансформационный; промежуточный; реструктуризационный; полный (максимальный) аутсорсинг.
В этой связи личные подсобные хозяйства среднетоварного и высокотоварного типа могут кооперироваться, интегрироваться для выхода на аутсорсинг для рекламирования малого бизнеса, информирования потребителей, обработки информации о рынке, поиску посредников, продавцов и логистических партнеров.
Основываясь на материалах сельхозпереписи 2016 года, выявлено, что за последние десять лет число ЛПХ в сельских поселениях страны выросло с 14,8 млн в 2006 году до 15 млн в 2016 году. Сокращение индивидуальных хозяйств зафиксировано лишь в городских округах и городских поселениях — с 8 млн. до 3,2 млн. в 2016 году. В прошлом году хозяйства населения произвели сельхозпродукции почти на 2 трлн руб., что составляет 35% от общего объема в стране. Вклад растениеводческого сектора составил 1 трлн руб., животноводческого — около 0,9 трлн руб. Однако в целом по сравнению с 2015 годом производство снизилось на 1,5%. Такой неустойчивый рост, вариативные изменения свидетельствуют о серьезных проблемах, об отсутствии гарантий в отношении ЛПХ, о достаточно явных задачах по стимулированию, финансированию, защите и поддержке сельских жителей.
Признавая ЛПХ хозяйственной системой, особенно важно определить, как в этой системе действует человек. С одной стороны, владелец, все занятые в ЛПХ являются производителями и частью трудовых ресурсов, с другой, сама семья - это основной потребитель продукции, источник мотивов и интересов, побуждающих к труду. Такое определение ЛПХ как многогранной, сложной структуры предполагает управление рыночным поведением, занятостью через целевое, системное формирование маркетинг-менеджмента в решении конкретных трудовых задач, вовлечения в единую систему ресурсов, элементов, объектов, субъектов при постоянном обновлении технологий, инструментов и хозяйственного механизма. Стратегическое определение роли и значения ЛПХ в системе АПК предполагает инновационное развитие, информационное обслуживание, коммуникационно-технологическое вовлечение в систему финансово-инвестиционного обеспечения.
Рыночное поведение предпринимателя связано с поиском путей увеличения прибыли, в этой связи маркетинг обеспечивает поиск покупателя и его удовлетворение. Но для ЛПХ этот выбор является косвенным, опосредованным, не главным в выборе цели и направлений деятельности. Поэтому роль аграрного маркетинга для ЛПХ должна быть шире, чем только выход на рынок с уникальным качественным продуктом. Интернет и маркетинговые коммуникации можно использовать для информирования контактных аудиторий, налаживания прямых партнерских связей, создания бренда для своего хозяйства, использование 1Т-технологий, стратегий лазерного луча, голубых океанов будет продвигать продукт в целевому сегменту и сокращать путь от производства до клиента [3]. Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение [5].
Факторы, контролируемые маркетологами Факторы, контролируемые менеджментом Неконтролируемые факторы
1. спрос на товары и новые потребности Стратегия и миссия фирмы Политика, глобальные связи, правовая среда,
2. оценка рыночного поведения фирмы и покупателей Стратегии продвижения товара — каналы, посредники, торговля Наука, инновации, технологии, информация
3. уровень удовлетворенности покупателя Стратегии управления кадрами Климат, экология, демография,
4. продолжительность контактов с клиентами Коммуникации с посредниками, клиентами, аудиториям и конкурентами Социальная система, культура, религия
Маркетинговое управление следует понимать на уровне внешнего регулирования как систему мер по мониторингу и созданию условий для развития ЛПХ, по установлению связей для взаимодействия с различными слоями, стратами, группами покупателей, с логистическими и перерабатывающими предприятиями, а на уровне самого ЛПХ - это самоуправление, самоменеджмент на основе личного, персонального эгомаркетинга. В рамках законодательства ничто не должно мешать владельцу ЛПХ, крестьянину, специалисту в аграрной сфере заниматься производством животноводческой и растениеводческой продукции. Даже с учетом повышения товарности и при превращении ЛПХ в промежуточную форму (миниаграрный, аграрно-перерабатывающий, малый бизнес) управленческие рычаги должны способствовать повышению статуса, ресурсному обеспечению, размещению производства, а не выведению земель из оборота, запретам на строительство домов, ограничению поголовья скота, регулированию доходов семьи.
С учетом высокой трудоемкости, интенсивности труда оптимальным управленческим решением является не сокращение поголовья и не ограничение в правах, а создание условий для этих людей, которые пока в силах работать, создавать качественные продукты, бороться и выживать в сельской среде и закрепляться на рынке. В целом аграрная сфера до сих пор страдает от непрофессионализма, низкого уровня образования, слабой мотивации, недостаточного стимулирования труда, множества нерешенных инфраструктурных проблем. В этой связи, видимо, нужно с особой осторожностью и бережным отношением решать задачи регулирования ресурсной базы, учитывая человеческий фактор, межличностные связи, крестьянские ценности и новые направления в развитии территорий и поселений.
Именно образование и здоровье являются важнейшими объектами для инвестирования, что прямо способствует воспроизводству трудовых ресурсов, повышению качества, зрелости и профессионализма. От инвестиций в высшее образование зависит формирование квалифицированных специалистов, труд которых играет определяющую роль в увеличении качества и производительности труда, необходимых для обеспечения экономического роста. Уровень и доступность образования наряду с инициативой, мотивацией, реальным дистанционным, целевым обучением, вместе с технологиями для снижения трудоемкости, вложением инвестиций в развитие семьи и человека, инфраструктурным обеспечением, строительством домов, дорог, усилением траспортно-логистических потоков будут способствовать качеству жизни сельского населения.
При этом маркетинговые мероприятия для ЛПХ неразрывно связаны с крупным и средним бизнесом, отличаясь только по ориентации В2В или В2С, дифференциации и позиционированию на рынке. Выработка маркетинговых стратегий под влиянием макросреды, изменчивости условий маркетинговой среды, включает ЛПХ в систему ресурсного обеспечения и сбыта, консультационной, правовой поддержки, страхования, информирования и коммуникаций. Маркетинговые стратегии регулируют связи производителя и потребителя, чье поведение понимается как процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета. Определенные действия потребителя анализируются посредством изучения модели «стимулы — ответная реакция» или «стимулы — ответы», которые помогают устанавливать связь между побудительными стимулами и факторами внешней среды и ответной реакцией покупателя. На потребительское поведение человека существенно влияет мнение окружающих его людей, которых психологи разделяют на несколько групп: референтные, лидеры, члены семьи. Аксиома рациональности потребления предполагает интуитивное стремление людей приблизиться к самому эффективному способу удовлетворения своих желаний, то есть к homo economicus - экономическому человеку. Для этого на всех уровнях построения общества и экономики важно принять и внедрять экономические, маркетинговые и управленческие знания.
Оценивая поведение ЛПХ в маркетинговой среде, прежде всего, выявляют совокупность условий, организаций, факторов и сил, влияющих на маркетинговую деятельность и на способность устанавливать, поддерживать, развивать контакты с целевыми рынками. Исключительная ценность продукции сельского хозяйства, особенно, натуральной, быстропортящейся, экологически чистой должна быть доведена до клиента, понята, принята и оценена всеми участниками рыночных отношений, что отразится на цене и спросе [2]. Рост спроса на эти продукты связан с увеличением платежеспособности, с повышением качества потребления, с повышением качества жизни населения в целом. Новые взгляды на жизнеобеспечение, тренд на ведение здорового образа жизни и здорового питания способствуют изменению спроса и потребления ценных продуктов из ЛПХ.
Особое значение маркетингового управления ЛПХ прослеживается в отношении целевой аудитории клиентов, группы людей в наибольшей степени желающих купить предлагаемый товар. Когда клиентская база формируется стихийно, часто возникает ситуация, связанная с тем, что 80% выручки приносят 5-10% клиентов. Самомаркетинг, персонифицированный и точечный маркетинг укрепляют связи и выявляют своих клиентов, что приводит к удовлетворенности владельца ЛПХ своими действиями, своим поведением, своей ролью на рынке. При этом дифференциация клиентов, сегментация рынка позволяет точно определять своих покупателей, приносящих доход [4].
Итак, динамично меняющиеся, рисковые рыночные условия создают предпосылки для активного использования маркетинга, самопрезентации владельцев ЛПХ, эгомаркетинга, точечного маркетинга, применения новых информационных технологий исследования рынка и коммуникаций с клиентами для поддержания репутации и имиджа ЛПХ, утверждения ценности сельскохозяйственной продукции, сельского (крестьянского) труда, для оптимального развития аграрной сферы и среды обитания.
Список литературы
1. Кормина О.Ю. Особенности маркетинга в сельском хозяйстве // Новая наука:
Проблемы и перспективы, 2016. № 8 (97). С. 232-236.
2. Ходжаева Д.А. Маркетинг - фактор повышения конкурентоспособности
сельскохозяйственной продукции // Вестник Таджикского государственного
университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук, 2015. № 3 (3). С. 27-37.
3. Шуклина З.Н. Особенности экономической психологии владельца ЛПХ // Аграрная наука, 1998. № 2. С. 11-12.
4. Шуклина З.Н. Доминанта клиентоориентированности в маркетинге инноваций // Современное общество и власть, 2015. № 1 (3). С. 113-116.
5. Шуклина З.Н. Формирование новых потребностей и спроса на инновации // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2015. № 2. С. 82-88.
РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ДИНАМИКЕ
РОССИЙСКОГО ВВП
1 2 Шевченко И.Н. , Добродомова Т.Н.
1Шевченко Инна Николаевна - студент, кафедра социальных технологий;
2Добродомова Татьяна Николаевна - доцент, кафедра экономики и моделирования производственных процессов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные аспекты внешнеэкономической деятельности России. Показаны взаимосвязь ВВП с общеэкономическим развитием страны, динамика и структура экспорта и импорта РФ и ее влияние на природопользование.
Ключевые слова: ВВП, внешняя торговля, Росстат, ВЭД, инвестиции, динамика, структура, экспорт, импорт.
Внешняя торговая деятельность предполагает собою трейдерские взаимоотношения среди стран, заключающиеся в вывозе и ввозе товара и услуг, что исполняется с помощью торговых сделок и внешнеторговых договоров. Внешняя торговая деятельность России регулируется федеральными ведомствами в сферы планирования внешнеэкономического партнерства отечественных представителей ВЭД. С данной целью применяются некоторые инструменты охраны и регулирования торговли, к ним можно отнести такие методы как таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, инструменты торговой защиты, денежное управление, экспортное и импортное контролирование [1].
ВЭД с каждым годом становится все более важным и качественным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. На данный момент практически все отрасли промышленности развитых стран задействованы в сфере ВЭД.
Так, внешняя торговля в роли компонента ВВП сглаживает его колебания, как положительные, так и отрицательные. По данным Росстата, в 2015 году ВВП России сократился на 3,7% (Таблица 1), при этом без учета внешней торговли спад составил бы 9,9%. Похожая ситуация была в 2009 году, когда ВВП сократился практически на 8%. Без учета внешней торговли эта величина выросла бы до 13,1%.
В 2015 году чистый экспорт оказался единственным компонентом, внесшим положительный вклад в темпы роста ВВП за счет падения импорта на 25,7% при росте экспорта на 3,6%. В итоге вклад упавшего импорта достиг 5,1 п.п. ВВП, что условно «компенсировало» отрицательный вклад личного потребления, составивший в 2015 году -5,2 п.п. ВВП.