Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / ОБЩЕСТВО / MUNICIPAL FORMATION / ECONOMY / MANAGEMENT / ASSESSMENT / SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дитбернер Ж.В., Тарасова О.Ю.

В статье рассмотрены современные тенденции структурирования муниципального управления. Определено понятие и сущность методов комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований. Изучено место оценки социально-экономического развития в системе показателей результативности и эффективности деятельности муниципальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING METHODS OF INTEGRATED ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A MUNICIPALITY

The article discusses current trends in the structuring of municipal administration. The concept and essence of methods of integrated assessment of socio-economic development of municipalities are defined. The place of assessment of socio-economic development in the system of indicators of performance and efficiency of municipal authorities is studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Дитбернер Ж.В.

инженер-экономист Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики г. Санкт-Петербург, Россия Тарасова О.Ю. кандидат экономических наук, профессор кафедры экономических дисциплин Тамбовский филиал ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены современные тенденции структурирования муниципального управления. Определено понятие и сущность методов комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований. Изучено место оценки социально-экономического развития в системе показателей результативности и эффективности деятельности муниципальной власти.

Ключевые слова: муниципальное образование, экономика, управление, оценка, общество.

Ditberner J.V.

engineer-economist Central research and development Institute of robotics

and technical Cybernetics Saint-Petersburg, Russia Tarasova O.Yu. candidate of economics professor of the department of economics Tambov branch of the Michurinsk state agricultural university

FEATURES OF USING METHODS OF INTEGRATED ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A MUNICIPALITY

Abstract: The article discusses current trends in the structuring of municipal administration. The concept and essence of methods of integrated assessment of so-

cio-economic development of municipalities are defined. The place of assessment of socio-economic development in the system of indicators of performance and efficiency of municipal authorities is studied.

Key words: municipal formation, economy, management, assessment, society.

В настоящее время реформы местного самоуправления продолжаются: увеличивается пенсионный возраст муниципальных служащих, активно ведется борьба с коррупцией, перераспределяются полномочия органов местного самоуправления. Целью проводимых реформ является кардинальное повышение эффективности деятельности муниципальных служащих в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы муниципальной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей.

Одной из современных тенденций структурирования муниципального управления является планирование, которое выступает в качестве одной из форм государственного регулирования процессов принятия управленческих решений, основанных на обработке исходной информации в виде первичных данных и включающих в себя совокупность элементов в виде выбора средств и задач, научной постановкой цели, оценкой и выбором альтернатив в целях наиболее приемлемого условия развития той или иной территории. При планировании развития органами местного самоуправления учитывается целый ряд факторов в целях рационального использования ресурсов, обуславливающих эффективность деятельности по планированию и прогнозиро-ванию[1].

Прогнозирование наряду с планированием является важнейшим методом регулирования территорий. И.П. Фаминский подчеркивает дуалистичность прогнозирования, которое, с одной стороны является самостоятельной функцией регулирования, а с другой - выступает в качестве научно-аналитической стадии планирования. По своей сущности прогнозирование представляет собой управленческий процесс разработки прогноза, основанный на построении вероятностных, но научно-обоснованных суждений о перспективах развития территории в будущем, ее возможном состоянии, а также об альтернативных путях данного развития[2].

В рамках выполнения данной работы особый интерес представляет планирование и прогнозирования качества жизни населения. На основании этого представляется необходимым рассмотреть трактовку данного термина. Качество жизни населения представляет собой развитие комплекса показателей индивидуальной и коллективной дея-

тельности жителей данной территории, которые условно можно разделить на три основные вида [3], представленные на рисунке 1.

Административно-политическое развитие

Развитие социально-культурной сферы

Развитие материального производства

Рис. 1. Элементы качества жизни населения

Этапы планирования и прогнозирования развития территории представлены на рисунке 2.

Определение ключевых показателей социального развития территории

Анализ текущего социального развития территории

Разработка плана мероприятий по социальному развитию территорию

Прогнозирование целевых показателей

Реализация плана мероприятий

Мониторинг целевых показателей

Рис. 2. Этапы планирование и прогнозирования социального развития территорий

При этом одним из важнейших этапов планирования и прогнозирования, по мнению М.И. Гельванского, является первый этап определения ключевых показателе социального развития территории, поскольку именно на их основе проводится первоначальный анализ и дальнейшее планирование с формирование ключевых значений, по сути представляющих собой будущий образ качества жизни населения данной территории [4].

Таким образом, планирование и прогнозирование качества жизни населения сельских территорий представляет собой совокупность процессов по принятию решений управления территориями сельских поселений и соответствующими межселенными территориями, моделирующих стратегию дальнейшего развития указанных территорий в плане административно-политического развития, развития социально-культурной сферы, развития материального производства. Этапами планирования и прогнозирования качества жизни населения территорий являются определение ключевых показателей социального развития территории, анализ текущего социального развития территории, разработка плана мероприятий по социальному развитию территорию, прогнозирование целевых показателей, реализация плана мероприятий, мониторинг целевых показателей. Поскольку одним из важнейших является этап определения ключевых показателей качества жизни населения сельской территории, то в рамках настоящей работы в третьем параграфе особое внимание уделено определению ключевых показателей качества жизни населения сельской территории.

Наличие эффективного инструментария оценки социально-экономического развития муниципальных образований является необходимым условием решения любых проблем, связанных с качеством жизни населения.

При определении ключевых показателей оценки социально-экономического развития муниципального образования могут использоваться различные типы данных, полученные как в ходе одномоментных или панельных исследований, так и качественных открытых интервью. Выбор критериев и показателей социального развития территории также зависит от целей исследования.

Сводный индекс институционального развития может быть рассчитан на основе частных индексов:

1. Индекс общего предпринимательского климата - объем валового регионального продукта в расчете на одного жителя Российской Федерации;

число зарегистрированных предприятий и организаций в расчете на 10 тыс. жителей;

- численность малых предприятий в расчете на 10 тыс. жителей.

2. Индекс инвестиционного климата

удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте;

объем инвестиций в основной капитал муниципальной формы собственности;

- объем инвестиций в основной капитал частной формы собственности;

- объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя;

3. Индекс качества трудовых ресурсов

- отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения;

4. Индекс инновационного развития

- удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации;

- коэффициент изобретательской активности;

- удельный вес инновационных товаров, выполненных работ услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организаций;

внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту (ВРП).

5. Индекс развития инфраструктуры

удельный вес транспортных услуг в валовом региональном продукте;

удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования;

- доля телефонизированных населенных пунктов в сельской местности в общей численности населенных пунктов в сельской местности;

- задолженность по кредитам в рублях, предоставленных физическим и юридическим лицам кредитными организациями;

- число абонентских терминалов сотовой радиосвязи на 1 тыс. жителей;

6. Индекс туристической привлекательности территории

- доля объема услуг в сфере туризма в валовом региональном продукте

число коллективных средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги, санаторно-курортные организации отдыха) на 10 тыс. жителей;

7. Индекс ресурсной обеспеченности территории [5].

Таким образом, при определении ключевых показателей качества жизни населения сельской территории могут использоваться различные типы данных, формирующие в дальнейшем сводный индекс развития территории. Указанный сводный индекс может быть рассчитан на основе частных индексов.

С целью проведения оценки социально-экономического развития муниципальных образований в системе показателей результативности и эффективности деятельности муниципальной власти необходимо определить факторы, оказывающие влияние на эффективность использования трудовых ресурсов муниципального образования. И.А. Аниси-мова данные факторы, отраженные на рисунке 3, разделяет на две группы: факторы внешней среды организации и факторы внутренней среды организации [4].

г > Факторы, оказывающие влияние на эффективность муниципального управления -

Факторы внешней среды Факторы внутренней среды

Г Л а> § о и 2 Р. о о и Ь § Ш СО »Он О V J с Региональные факторы ^ ) Г Внутриоргани-зационные факторы ^ ) С Л Социально-психологические факторы V У

Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на эффективность муниципального управления

К критериям оценки состояния эффективности процесса муниципального управления можно отнести отраженные на рисунке 4.

Социально-экономическая система представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных

и экономических институтов (су&ьектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг [7]. Социально-экономическая система как фактор внешней среды организации напрямую и непосредственным образом влияет на трудовые ресурсы органов местного самоуправления: являясь представителями исполнительной власти муниципального уровня, сотрудники администрации формируют показатели внешней социально-экономической системы, по динамике показателей которой можно судить об эффективности труда служащих в целом.

Производительность труда

Уровень трудовой активности персонала

Уровень издержек на персонал

Тип кадровой службы

Уровень трудового потенциала

Уровень структуры и динамики персонала

Рис. 4. Критерии оценки состояния эффективности муниципального управления

Что касается хозяйственных механизмов в деятельности муниципалитета, то, как справедливо отметил кандидат экономических наук Роальд Бабун, ситуация, имеющая место в современной России, представляет собой причудливое сочетание диаметрально противоположных моделей муниципального хозяйства [8].

Говоря о таком факторе внешней среды организации, как воспроизводство населения, также можно отметить его прямое и непосредственное влияние на эффективность труда муниципальных служащих. Чем больше население муниципального образования, тем с большим

объемом работы приходится иметь дело муниципальным служащим: это и постановка на учет различных видов, и документационное сопровождение миграционных и демографических процессов, и оказание мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, и работа с обращениями граждан. Также эффективность деятельности муниципальных служащих влияет на процессы воспроизводства населения, поскольку его численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества [9].

Подготовка квалифицированной рабочей силы оказывает непосредственное влияние на труд муниципальных служащих, поскольку именно из такой силы в соответствии с нормами законодательства, в частности, со ст. 33 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в муниципалитете может быть создан кадровый резерв муниципальной службы. При отборе квалифицированной рабочей силы в кадровый резерв муниципальной службы, в дальнейшем сама муниципальная служба станет более квалифицированной, что создаст возможность для увеличения эффективности ее работы.

Трудовое законодательство также влияет на эффективность работы муниципальных служащих, поскольку предъявляет к ним достаточно высокие требования как при приеме на работу, так и при подтверждении уровня своей квалификации на регулярной аттестации.

Не может не влиять на эффективность работы муниципальных служащих распределение рабочей силы по отраслям и регионам: в небольшой сельской местности, которой, например, является Тугулым-ский городской округ, на базе которого осуществлялось практической исследование в рамках написания настоящей выпускной квалификационной работы, рабочей силы недостаточно - более половины населения не относится к категории экономически активно. Следовательно, гораздо сложнее осуществить отбор квалифицированных управленцев, чем, например, в большом и крупном городе, где выше и уровень, и условия, и качество жизни.

По аналогичным причинам влияют на трудовые ресурсы природно-климатические условия, развитость социально-бытовой инфраструктуры, состояние регионального рынка труда, мобильность населения. Там где данные показатели выше - эффективность деятельности муниципальных служащих будет выше: за счет притока налогов, а также благодаря формированию эффективной команды, которую в крупных муниципальных образованиях с благоприятными природно-климатическими условиями, высокоразвитой социально-бытовой ин-

фраструктурой собрать проще, чем в муниципалитетах с противоположными характеристиками.

Переходя к анализу влияния факторов внутренней среды организации на трудовые показатели, в том числе и эффективность труда муниципальных служащих, можно также отметить их большую значимость. Отраслевая принадлежность к исполнительным органам власти муниципального уровня и соответствующая организационно-правовая форма обуславливают высокие требования к муниципальным служащим. Небольшой размер организации приводит к тому, что контакты между сотрудниками достаточно тесны: они находятся, словно на виду, друг у друга - следовательно, повышается и эффективность труда в целом.

Таким образом, при оценке эффективности деятельности муниципальных служащих для их дальнейшей деловой оценки необходимо рассмотреть две большие категории факторов, определяющих указанную эффективность. При этом, большинство макроэкономических и региональных факторов находится в прямой взаимосвязи с эффективностью труда муниципальных служащих, поскольку не только влияют на уровень данной эффективности, но и непосредственно изменяются в зависимости от степени эффективности деятельности служащих.

Список литературы

1. Ханьков В.Ю. Использование модели «Кладо» как инструмента управления эффективностью деятельности организации / В.Ю. Ханьков, Г.В. Кальварский, В.С. Кудряшов // Ученые записки Международного банковского института. -2015. - № 14. - С. 77-87.

2. Фаминский И.П. Толковый словарь управленца / И.П. Фаминский. -М.: Волтерс Клувер, 2014.

3. Тестоедова Ю.В. Сущность и механизм социального развития территорий / Ю.В. Тестоедова. - Ростов-на-Дону: МаРТ, 2016.

4. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность в России / М.И. Гельва-новский. - М.: Приор, 2014.

5. Анимица Е.Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы / Е.Г. Анимица // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 4. - С. 18-24.

6. Анисимова И.А. Аудит эффективности использования трудовых ресурсов / И.А. Анисимова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - № 3. - 2015. -С. 16-19.

7. Кудряшов В.С. Теоретические и методологические аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России на основе системного подхода / В.С. Кудряшов // Петербургский экономический журнал. - 2013. - № 4. - С. 74-78.

8. Бабун Р.А. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и муниципальное имущество / Р.А. Бабун // Муниципальная власть. - 2016. - № 3. - С. 7-19.

9. Маковий Н.Ф., Кудряшов В.С. Стратегия развития высшего учебного заведения на основе формирования инновационных кластеров / Н.Ф. Маковий, В.С. Кудряшов // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 48-53.

Зверева Д.А.

студент

ТГУ имени Г.Р. Державина г. Тамбов Колесниченко Е.А.

д.э.н., профессор ТГУ имени Г.Р. Державина г. Тамбов

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: В статье рассмотрены направления проводимой в РФ политики, направленной на создание условий для внедрения методов проектного управления в организационные структуры органов власти. Уделено внимание рассмотрению опыта применения проектного управления в организационных структурах в Белгородской области и Пермском крае. Отдельно подчèркивает-ся важность и преимущества проектного управления.

Ключевые слова: проектное управление, организационные структуры, органы публичной власти, регионы-лидеры, национальные проекты.

Zvereva D.A.

student

Tambov state university named after G. R. Derzhavin

Tambov Kolesnichenko E.A.

Doctor of Economic Sciences, Professor Tambov state university named after G. R. Derzhavin

Tambov

APPLICATION OF PROJECT MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article examines the directions of the policy pursued in the Russian Federation aimed at creating conditions for the introduction of project management methods into the organizational structures of government bodies. Attention is paid to the consideration of the experience of applying project management in orga-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.