Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
271
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА / ПРОХОДНОЙ БАРЬЕР / "ПАРОВОЗЫ СПИСКОВ" / ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абаси Ферик Ордиханович

В настоящей работе рассматриваются достоинства и недостатки избирательных систем субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется правоприменительной практике. Автором предлагается ряд предложений для совершенствования смешанной избирательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абасян Ферик Ордиханович, ПМКА «Еврозащита», г. Москва

E-mail: ferik.rim@yandex.ru

Аннотация. В настоящей работе рассматриваются достоинства и недостатки избирательных систем субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется правоприменительной практике. Автором предлагается ряд предложений для совершенствования смешанной избирательной системы.

Ключевые слова: избирательная система, избирательная квота, проходной барьер, «паровозы списков», депутатский мандат.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года [2], Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года [3] провозглашают для всех ее стран-участников фундаментальные принципы, лежащие в основе избирательных систем, являющихся воплощением современной демократии. Конституция России дублирует и провозглашает принадлежность государственной власти многонациональному народу Российской Федерации, который осуществляет ее (власть) непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. При этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3) [1]. Опыт формирования этих органов в нашей стране показывает, что конкретный правовой результат зависит от целей совокупности взаимосвязанных элементов, в том числе от выбора наиболее оптимального типа избирательной системы.

Учитывая выборность органов государственной власти и местного самоуправления в качестве атрибута современной демократии, проблематика исследования заключается в том, что от степени демократизма смешанной избирательной системы зависит степень демократизма формируемых на ее основе названные выше органы.

Традиционно в российском избирательном праве нет единого подхода к понятию «избирательная система». Однако термин «избирательная система» рассматривается в двух значениях - широком и узком. В первом случае

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

понимается как совокупность общественных отношений, связанных с выборами органов государственной власти и местного самоуправления. Во втором случае «избирательная система» определяется как способ или порядок установления итогов голосования, определения результатов выборов или как порядок распределения депутатских мандатов по результатам голосования на конкретных выборах, с одной стороны, а с другой - рассматривается как совокупность юридических норм, закрепляющих порядок:

- образования избирательных округов;

- выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

- участия избирательных объединений в выборах;

- утверждения формы и реквизитов избирательного бюллетеня;

- определения результатов выборов и установления итогов выборов, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями;

- проведения в случае необходимости повторного голосования;

- замещения вакантных депутатских мандатов.

В отечественной практике сформировалось много подходов к конструированию типов избирательных систем. При этом выбор того или иного типа избирательной системы, пожалуй, один из ключевых вопросов политической и юридической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет уровень демократического развития и соотношение политических сил. Выбор того или иного варианта (типа с ее разновидностями) избирательной системы и его закрепление в избирательном законодательстве зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет парламент страны. Данное обстоятельство вовсе не означает, что вопрос о типе избирательной системы является сугубо политическим и лишен юридического смысла. Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил и порядка, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее типов.

Тип избирательной системы варьируется и определяется тем, голосует ли гражданин за конкретного кандидата (кандидатов), или за партию (список кандидатов), а также тем, какие правила (методы) используются для перевода полученных голосов избирателей в мандаты. Существенное значение имеет и так называемая «величина» избирательного округа (одномандатный, многомандатный, единый) [23, с. 57-86].

По своим типам избирательные системы подразделяются на мажоритарные, основанные на принципе индивидуального представительства, пропорциональные, базирующиеся на принципе партийного представительства,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

и смешанные (сочетают в себе механизмы индивидуального и партийного представительства).

Под смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы понимается избирательная система, предполагающая сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в различных вариациях.

Важно подчеркнуть, что ряд избирательных систем является универсальными для определенного вида выборов. В частности, применение мажоритарной системы выступает единственно возможным вариантом для выборов Президента РФ, глав субъектов Федерации, глав муниципальных образований.

Выделение смешанной системы в качестве самостоятельного типа избирательной системы в науке является дискуссионным вопросом. Предлагаются варианты выделить смешанную избирательную систему исключительно в рамках пропорциональной либо вообще отрицается типологическая разновидность смешанной системы, даже в рамках ее разновидности - пропорциональной избирательной системы.

Сегодня ведущей тенденцией является переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системе. И все же некоторые страны (в том числе Россия) выбирают смешанную систему формирования представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления.

В рамках смешанной избирательной системы выделяются две разновидности: смешанная «параллельная» и смешанная «связанная» системы. В смешанной «параллельной» избирательной системе две составляющие ее электоральные формулы (пропорциональная и мажоритарная) применяются независимо друг от друга. При смешанной «связанной» системе их использование взаимосвязано, что есть получение мест по одной их электоральных формул происходит с учетом другой. Кроме того, соотношение между принципами пропорциональной и мажоритарной систем в смешанной системе может быть различным, например, в одних случаях они сочетаются в равной пропорции, в других - преобладает принцип пропорциональности, в-третьих - в большей мере применяется принцип большинства. Иными словами, смешанная «параллельная» или «связанная» избирательные системы, где распределение мандатов по результатам голосования по мажоритарной системе происходит, соответственно, независимо от результатов голосования по пропорциональной, либо с их учетом.

Впервые в российской практике термин «смешанная избирательная система» был закреплен нормативно в Указе Президента Российской Федерации от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [18], согласно которому Государственная Дума состоит из 400 депутатов: 270 депутатов избираются на основе мажоритарной системы по

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, 130 - избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (ст. 3 Положения о выборах депутатов Государственной Думы).

С использованием смешанной «параллельной» избирательной системы проводились выборы депутатов Государственной Думы первого - четвертого созывов, где действовал 5% проходной барьер (1993, 1995, 1999, 2003 гг.).

В 1993-2003 годах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания применялась избирательная система, которую обычно называют смешанной. По сути же речь идет об одновременном использовании двух избирательных систем - пропорциональной и мажоритарной относительного большинства. Поскольку результаты выборов по обеим системам подводятся независимо друг от друга, политологи называют такую систему смешанной «несвязанной» [22, с. 34-39].

С появлением федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы 1999 года возник новый подход с использованием смешанной избирательной системы. Так, 225 депутатов Государственной Думы избирались по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками (ст. 3) [6]. Такой подход был выбран с использованием смешанной избирательной системы и на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва (ст. 3) [5].

С 2005 года основной новеллой был переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе (пятый и шестой созывы) [4]. Однако с принятием нового закона в 2014 году можно говорить о новой тенденции -перехода к формированию Государственной Думы на основе смешанной избирательной системы. Такой возврат был обусловлен тем, что «государство должно и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ всех политических партий к средствам массовой информации, и не только в процессе избирательных кампаний, а в текущей жизни. В начале года было семь партий, сейчас их уже 48, а еще организованы более 200 оргкомитетов и ведут работу над созданием собственных партий. Но тем не менее государственная власть должна стремиться к тому, чтобы все были поставлены в равные условия. Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу - к партийным спискам и по одномандатным округам» [19].

Некоторые теоретики считают, что смешанная система является оптимальным вариантом для парламентских выборов, так как при ней достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем взаимно

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

уравновешиваются. Соответственно, говоря о достоинствах и недостатках смешанной избирательной системы, в первую очередь, выявляют и анализируют достоинства и недостатки отдельно пропорциональной и мажоритарной составляющих смешанной системы. Нельзя говорить о простом механическом объединении достоинств и недостатков двух систем, так как сочетание положительных и отрицательных сторон указанных избирательных систем в совокупности дает новый результат.

Широкую практику сегодня имеет смешанная система на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Однако парламенты региона самостоятельно устанавливают в своих нормативных правовых актах (уставах, конституциях либо специальных законах) разное, а порой равное соотношение депутатов, которые избираются как по общеизбирательному округу региона пропорционально числу голосов избирателей, поданных за общеизбирательные списки кандидатов, так и по одномандатным избирательным округам.

Федеральное законодательство устанавливает, что не менее 25 % депутатских мандатов в парламенте субъекта Федерации распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Законом региона может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 % от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 35) [7].

Конституционный Суд РФ по этому поводу высказался, что такое право предоставляет законодателю субъекта Российской Федерации самостоятельно определять порядок формирования своего законодательного (представительного) органа государственной власти, устанавливая либо пропорциональную, либо пропорционально-мажоритарную избирательную систему [20].

Так, 8 депутатов Законодательного Собрания города Севастополя избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 16 - по пропорциональной избирательной системе [10]; на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области - 22 и 23, соответственно [12]; в Государственный Совет Республики Крым 25 и 50 депутатов [9]; в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай 21

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

депутат избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, 20 - по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Республики Алтай [15]. Законом НАО предусмотрено, что в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа избирается 19 депутатов, из них [16]: 8 по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 11 по пропорциональной; также есть и другие регионы, например, Законодательное Собрание Оренбургской области Российской Федерации (23 и 24, соответственно) [13], Законодательное Собрание ЕАО (9 и 10, соответственно) [11], Курская областная Дума (23 и 22 соответственно) [8], Магаданская областная Дума: 10 депутатов по мажоритарной системе, 11 - по пропорциональной системе [14].

Некоторые регионы имеют свою специфику избрания народного представительства, в частности, это касается законодательства ЧАО, когда на выборах депутатов Думы Чукотского автономного округа часть (6) депутатов избираются по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, другая часть (9) - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за окружные списки кандидатов. Законодатель данного региона используя элементы мажоритарной избирательной системы относительного большинства, позволяет избирательной комиссии ЧАО проводить выборы ни только по одномандатным избирательным округам, но и по многомандатным [17].

Особенности регионального избирательного законодательства касаются и Красноярского края, когда, применяя смешанную систему, законодатель использует разные способы избрания в зависимости от административно-территориального деления региона.

Примечательным является и тот факт, что новеллой в российском избирательном праве стал переход к смешанной систем на муниципальных выборах в целях развития партийной системы на уровне муниципальных образований. Данные новшества стали предметом обсуждения специалистов в области избирательного права. Однако, если введение на муниципальном уровне полностью пропорциональной системы подвергается резкой критике, то применение смешанной системы в крупных муниципальных образованиях считается допустимым.

Согласно законодательству, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

списком кандидатов, который не может быть более 5 % от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Сегодня Россия переживает кризис избирательной системы - больше половины избирателей отвергают существующую систему выборов и, как следствие, действующий государственный режим. Вместо того чтобы осмыслить проблему игнорирования большинством граждан выборов и предложить эффективные меры для ее решения, правящая политическая партия (Единая Россия) избрала наименее эффективный вариант - устранила порог явки избирателей на выборы, при которой органы государственной власти и местного самоуправления следует считать легитимными. В этой связи С.А. Авакьян справедливо подчеркивает, что отмена порога явки стала откровенной «пощечиной» принципу народного представительства, статья 3 Основного закона [21, с. 10-23].

Традиционно такая система предполагает своей целью соединение достоинств избирательных систем и, по возможности, исключение их недостатков.

К достоинству в мажоритарной системе, можно отнести простоту ее применения при определении результатов выборов и возможность ее использования при проведении выборов как коллегиальных, так и единоличных органов.

В странах, где партийная система еще находится на стадии своего становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату своих представителей. При мажоритарной системе несомненное преимущество получают состоятельные кандидаты, а избиратели зачастую выбирают не того, кого хорошо знают, а того, кто смог провести развернутую избирательную кампанию.

Мажоритарная избирательная система имеет следующие недостатки:

- во-первых, при мажоритарной системе в один тур победивший кандидат опережает своих соперников на минимальное число голосов; такая разновидность мажоритарной системы побуждает близких по взглядам кандидатов не блокироваться между собой, а выступать самостоятельно, что приводит к дроблению политических сил;

- во-вторых, избранные в парламенте по мажоритарным округам кандидаты склонны отстаивать исключительно местные интересы, что не способствует принципу «единства» федерации в России;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- в-третьих, мажоритарная система не обеспечивает соотношение между числом поданных голосов за кандидата (списков кандидатов) и числом полученных мандатов в законодательном (представительном) органе.

Мажоритарная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.

Фактор субъективности выбора типа избирательной системы со стороны политических сил парламента, лежащий в основе всех избирательных систем, для смешанной системы представляет не столько выбор между достоинствами и недостатками основных типов избирательных систем, сколько выбор системы, соединяющей их выгодные элементы.

Избирательный процесс, протекающий в рамках смешанной избирательной системы, не может состоять исключительно из положительных моментов, так как любой процесс - это живой изменяющийся организм, состоящий в том числе из отрицательных (негативных) моментов. В связи с этим недостатки смешанной избирательной системы можно считать отрицательными факторами в установлении норм, регулирующих данный процесс и в их реализации.

На примере российской избирательной практики наблюдается следующая ситуация, когда депутаты, прошедшие по списку одной политической партии, имеют полное право перейти во фракцию других партий. Такое право имеют и депутаты от мажоритарных избирательных округов. Кроме того, неэффективен и метод наибольшего остатка при распределении остатков голосов. Применение именно этого метода искажает принципы пропорциональности, так как для получения одного мандата каждой партии приходится собрать различное количество голосов.

Применение смешанной системы, соединяющей положительные свойства двух разных систем, позволяет в значительной мере обеспечить стимулирование процесса становления принципа многопартийности, реализовать программные цели политических партий и представляемые ими интересы социальных групп через парламентские структуры, обеспечить процесс укрепления политических партий. Также она дает возможность избирать депутатов от каждого субъекта Федерации, которые, ко всему прочему, связаны со своими избирателями.

Итак, смешанная система имеет свои преимущества и недостатки перед другими типами, являясь результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальный тип избирательной системы с учетом особенностей форм государства. Это своего рода разумный баланс в соотношении общенациональных и личных интересов при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Вместе с тем приходится констатировать, что предпринятый столь поспешный переход на полностью смешанную избирательную систему выборов обострил общественно-политическую ситуацию, так как новые правила все равно оказались выгодными для господствующей политической партии страны и представляет собой выгодный механизм пропорционального распределения депутатских мандатов именно в ее пользу. В сложившихся российских условиях подобные правила отбрасывают развитие страны к безальтернативности и однопартийной политической системы, что подразумевает в том числе игнорирование прав оппозиционных политических парий. Поэтому при оценке и выборе избирательной системы решающую роль играет соотношение приоритетов, во-первых, если в углу ставится формирование стабильного управления страной, то предпочтение отдается мажоритарной системе, во-вторых, если предпочтение отдается эффективной и адекватной системе представительному органу - интересов различных групп общества, то пропорциональной.

На наш взгляд, для совершенствования смешанной избирательной системы в Российской Федерации, можно выделить ряд следующих принципиальных направлений.

1. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Практика российских выборов выявляет, что система относительного большинства является одной из наименее демократических, так как она позволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты на всех федеративных уровнях. Политическая жизнь большинства зарубежных стран дает десятки примеров несоответствия между степенью массовости опоры политических партий и их представительством в парламентах.

Напомним, что система относительного большинства дает такие результаты, при которой значительное число голосов (зачастую более половины) остаются «выброшенными», не учитываются, и искажается картина реального соотношения политических сил в стране, то есть партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Свидетельству тому служит статистика на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Например, в Московской области на избирательном округе № 118 победу одержала Роднина И.К. с результатом 89 139 голосов против 99 992, на избирательном округе № 120 победил Шаккум М.Л. с результатом 77 423 против 113 622 [25], а в Ростовской области - Таганрогский одномандатный избирательный округ № 151 победа досталась Кобзеву Ю.В. - 46,70 % против 49,94 % [24].

Предлагаем, чтобы при системе абсолютного большинства избранным был кандидат, который наберет абсолютное большинство (50 % + 1). Если никто из кандидатов не наберет этого большинства, проводится второй тур, где вновь

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

применяется то же требование, но только для двух кандидатов, набравших в первом туре больше всех голосов.

2. Политическая технология «паровозы списков». Под паровозами понимается специальная политическая технология, целью которой является увеличение проголосовавших за список кандидатов за счет привлечения стороннего кандидата с высоким политическим рейтингом или авторитетом. Так, при избрании депутатов Тамбовской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу была использована следующая политическая технология: выдвигался и одержал победу от региональных отделений политических партий «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Миронов С.М., от «ЛДПР» - Жириновский В.В., от «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Никитин А.В.; хотя указанные лица своим высоким политическим рейтингом прошли в Государственную Думу Федерального Собрания (Миронов С.М. и Жириновский В.В.) и был главой администрации Тамбовской области - Никитин А.В.

Таким образом, их цель - завоевать дополнительные депутатские места для кандидатов своих политических партий. За счет личного авторитета и рейтинга такие кандидаты увеличивают число голосов избирателей, подаваемых за список партии, а после избрания они, как правило, отказываются от своих мандатов, которые автоматически переходят к малоизвестным кандидатам, для которых шансы избираться при прочих условиях гораздо меньше. В этой связи предлагаем ужесточить процедуру передачи мандата, а точнее отменить ее, поскольку такого рода правил нарушают конституционное равенство соперничающих кандидатов.

3. Ограничения на получение депутатских мандатов. В случае, если кандидат отказывается от депутатского мандата в процессе его распределения, либо ранее при осуществлении своих полномочий в законодательном (представительном) органе соответствующего уровня депутат сложил с себя свои полномочия или в случае отзыва такого депутата, - подлежит ограничению баллотироваться на два срока подряд на выборах соответствующего уровня.

Такие санкции позволят избирателям более бдительно и осознанно подходить к своему выбору, что не позволят кандидатам, временно ограниченные на получение таких мандатов, злоупотреблять чрезмерно законодательным «дозволительным» пробелом.

4. Правило «наибольшего избирательного числа». Предлагается при подсчете депутатских мандатов по методу Хэйра - Нимейера перейти на дополнительное правило «наибольшего избирательного числа», согласно последнему нераспределенные места по избирательной квоте передаются по очереди тем политическим партиям, которые получили наибольшее число голосов избирателей. Считаем такой способ наиболее справедливым, так как количество поданных голосов должно в полной мере соответствовать результатам распределенных мандатов.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

5. Избирательный проходной барьер. Предлагается использовать дифференцированный подход к проблеме проходного барьера с учетом проводившихся уровня выборов в Российской Федерации.

Будет справедливым, если для выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу оставить и в дальнейшем использовать 5 % проходной барьер. Парламент России - это орган государственной власти, отвечающий особым требованиям многонационального народа и мировым вызовам. Он никогда не должен стать местом завоевания государственной власти для всех желающих политических партий. Имеется ввиду, что в Государственную Думу должны попасть не все партии, а только те, которые заслуживают доверия большинства населения страны - это крупные и влиятельные всероссийские политические партии.

Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации проходной барьер должен быть снижен до 4 %, а для представительных органов муниципальных образований - 3 %. Такие коэффициенты позволят повысить качество работы субъектовых и местных парламентов, расширить и увеличить количество мелких региональных и местных политических партий. Увеличение региональных политических партий минимизирует монополю на завоевание власти, тем самым степень координации сотрудничества между региональными отделениями партий увеличит решение проблем на уровне региона и местного самоуправления.

Итак, перечисленные выше основные пути совершенствования смешанной избирательной системы для российской практики позволят изменить внутреннюю и внешнюю политику страны, обеспечить подлинное народовластие. Выборы играют свою позитивную роль в обеспечении народовластия лишь в том случае, если на них побеждают лучшие представители народа, если они являются честными и справедливыми.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 1995.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12. - Ст. 5-11.

4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // Российская газета. - № 108. - 2005. - Ст. 231 (утратил силу).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ // Российская газета. - № 241. - 2002. - Ст. 542 (утратил силу).

6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 24.06.1999 № 121-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3178 (утратил силу).

7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Российская газета. - № 106. - 2002. - Ст. 4563.

8. Кодекс Курской области о выборах и референдумах (принят Курской областной Думой 25.11.2009): Закон Курской области от 03.12.2009 № 106-ЗКО // Курская правда. - № 279-282. - 2009. - Ст. 87.

9. О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым (принят Государственным Советом Республики Крым 07.05.2014): Закон Республики Крым от 15.05.2014 № 3-ЗРК // Крымские известия. - № 92-93 (55035504). - 2014. - Ст. 31.

10. О выборах депутатов Законодательного собрания города Севастополя (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 30.04.2014): Закон города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС // Севастопольские известия. - № 34 (1655). -2014. - Ст. 86.

11. О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области (принят ЗС ЕАО от 24.02.2016): Закон ЕАО от 24.02.2016 № 877-ОЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. 2016.

12. О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 10.03.2011 № 30/3-ЗС): Закон Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ // Областная. - № 42. - 2011. - Ст. 92.

13. О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 09.11.2005 № 2711): Закон Оренбургской области от 16.11.2005 № 2711/469-Ш-ОЗ // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. - 2005 (32 заседание). - II часть.

14. О выборах депутатов Магаданской областной Думы (принят Магаданской областной Думой 07.03.2007): Закон Магаданской области от 26.03.2007 № 829-ОЗ // Магаданская правда. - № 32 (19700). - 2007. - Ст. 53.

15. О выборах депутатов Республики Алтай (принят Постановлением ГСЭК РА от 24.06.2003 № 12-16): Закон Республики Алтай от 24.06.2003 № 1215 // Сборник законодательства Республики Алтай. - № 10 (16). - 2003. - Ст. 72.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. О выборах депутатов собрания депутатов Ненецкого автономного округа (принят Собранием депутатов НАО 20.12.2012): Закон НАО от 29.12.2012 № 112-ОЗ // Сборник нормативных правовых актов НАО. - № 45. - 2012. - Ст. 97.

17. О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа (принят Думой Чукотского автономного округа 24.11.2015): Закон Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 122-ОЗ // Ведомости. - № 49/3 (735/3). - 2015. - Ст. 44.

18. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 39. - Ст. 3597 (утратил силу).

19. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Российская газета. - № 287. - 2012. -Ст. 652.

20. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Евгения Александровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 16 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 № 717-О-О // СПС «КонсультантПлюс».

21. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. -2015. - № 10. - С. 10-23.

22. Арустамов Л.Г. Особенности становления и эволюции избирательной системы России // Вестник Гос. ун-та управления. - 2010. - № 22. - С. 34-39.

23. Арутюнова А.Б. Избирательная система как самостоятельный институт избирательного права // Современное право. - 2010. - № 4. - С. 57-86.

24. Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года: Ростовская область - Таганрогский одномандатный избирательный округ № 151 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rostov.izbirkom.rU/way/1081835/sx/art/1081881/cp/1/br/.

25. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва: Результаты выборов в Московской области по одномандатному избирательному округу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.moscow_reg.vybory.izbirkom.ru/region/region/ moscow_reg?action=show&root=1000155&tvd=100100067796009&vrn=100100067 795849&region=50&global=1&sub_region=50&prver=0&pronetvd=0&vibid=100100 067796009&type=463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.