Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ'

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бишенова Марита Мусовна, Ширитов Арсен Барасбиевич

В статье анализируется современное состояние института избирательной системы в Российской Федерации. Авторы отмечают ряд позитивных тенденций, характеризующих современный избирательный процесс в России. Уделяется внимание вопросу возвращения смешанной избирательной системы и её влияния на формирование партийных фракций в Государственной Думе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бишенова Марита Мусовна, Ширитов Арсен Барасбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ELECTORAL SYSTEM TYPES INFLUENCE OF ELECTORAL SYSTEM TYPES ON THE FORMATION OF THE PARTY SYSTEM ON THE FORMATION OF THE PARTY SYSTEM

The article analyzes the current state of the Institute the electoral system in the Russian Federation. The author notes a number of positive trends that characterize contemporary electoral process in of Russia. Attention is paid to the return of the mixed electoral system and its influence on the formation of party factions in the State Duma.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ»

ИСТОРИЯ И ПРАВО

УДК 93/94

Бишенова М.М.1 Ширитов А.Б.2

влияние типов избирательной системы на формирование

ПАРТИйНОй СИСТЕМы

Аннотация. В статье анализируется современное состояние института избирательной системы в Российской Федерации. Авторы отмечают ряд позитивных тенденций, характеризующих современный избирательный процесс в России. Уделяется внимание вопросу возвращения смешанной избирательной системы и её влияния на формирование партийных фракций в Государственной Думе.

Ключевые слова: Россия, конституция, избирательное право, выборы, избирательная система, политические партии.

Bishenova M.

Shiritov A.

INFLUENCE OF ELECTORAL SYSTEM TYPES INFLUENCE OF ELECTORAL SYSTEM TYPES ON THE FORMATION OF THE PARTY SYSTEM ON THE FORMATION OF THE PARTY SYSTEM

Abstract. The article analyzes the current state of the Institute the electoral system in the Russian Federation.

The author notes a number of positive trends that characterize contemporary electoral process in of Russia. Attention is paid to the return of the mixed electoral system and its influence on the formation of party factions in the State Duma.

Keywords: Russia, constitution, suffrage, election, electoral system, political parties.

Демократия в первую очередь предполагает власть, которая ответственна перед народом. Для определения этой ответственности разрабатывается система контроля над политическими институтами и политическими лидерами. Одним из условий эффективности деятельности властных структур является реализация принципа сменяемости и этот прин-

цип во всех демократических государствах реализуется через избирательные системы. Избирательная система представляет собой процедуры, позволяющие электорату выбрать депутатов в законодательный орган или определиться с составом органов исполнительной власти. Учитывая, что избирательные системы бывают мажоритарные, пропорциональ-

1 Бишенова Марита Мусовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов власти, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: mbishenova@ gmail.com

Marita Bishenova, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Support for the Activities of Authorities, North Caucasus Institute-Branch of the RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: mbishenova@ gmail.com

2 Ширитов Арсен Барасбиевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов власти, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: ashiritov@mail.ru

Arsen Shiritov, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Support for the Activities of Authorities, North Caucasus Institute-Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: ashiritov@mail.ru

ные и смешанные, государство в зависимости от политических целей определяет по какой избирательной системе будут проводиться выборы и конечно на этот выбор влияют национальные особенности.

Избирательное право России отражает положения о порядке выдвижения кандидатов, условия проведения предвыборной агитации, требования к кандидатам, процедуры голосования и подсчета голосов, источники финансирования, возможности пользования услугами средств массовой информации.

Избирательные системы, определяя персональный и партийный состав парламента, содействуют становлению партийной системы, стабильности правительства, и её функционирование зависит от политической культуры населения [14].

Создание партийной системы на постсоветском пространстве России было связано в первую очередь с повышением роли политических партий в избирательном процессе. Для этого были приняты федеральные законы, в которых прослеживается увеличение их роли в избирательной системе. В 2001 году был принят федеральный закон «О политических партиях» [1]. В преамбуле закона говорится: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий».

В результате на законодательном уровне только политические партии могли участвовать в избирательном процессе на всех его этапах в отличие от других общественных объединений. В связи с этими нововведениями Федеральный закон № 95-ФЗ определил необходимость перерегистрации партий для того, чтобы они могли полностью соответствовать требованиям закона.

Таким образом, только после прохождения партиями перерегистрации они приобретали статус единственного вида общественного

объединения, который обладал правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Также партиям государством обеспечивается конституционный принцип гарантии равенства политических партий перед законом, соблюдения прав и законных интересов политических партий. Участие в избирательном процессе других общественных объединений ограничивается и зависит от решения партий. Поэтому переход к пропорциональной или смешанной избирательной системе было обусловлено положениями Федерального закона № 95-ФЗ.

Если предыдущие выборы депутатов ГД ФС первых четырех созывов (1993, 1996, 1999, 2003 гг.) проводились в мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, то по Федеральному закону № 95-ФЗ мажоритарно-пропорциональная система избрания депутатов Думы заменяется с 2006 пропорциональной и 2 декабря 2007 года состоялись выборы по пропорциональной избирательной системе.

В научной литературе обосновывается идея о том, что пропорциональная система формирует такую партийную систему, которая обеспечивает реализацию интересов различных социальных групп. Различие интересов социальных групп формирует необходимость создания партий, которые в партийных программах берут на себя обязательства реализовать эти интересы при победе на выборах. Однако победа на выборах зависит от количества социальных групп, интересы которых аккумулированы в партийных документах. Пропорциональная система выборов определяет соответствие между количеством голосов, полученных партией на выборах, и числом мандатов, которые партия получает.

В результате на выборах в Государственную Думу 2007 г. были введены следующие новации - это отмена мажоритарной системы; повышение нижнего порога явки с 5% до 7%, цель данной новации - не пропустить в Государственную Думу партии, не имеющие поддержки 7% электората; в бюллетене была убрана позиция «против всех»; был наложен запрет на прохождение кандидатам в депута-

ты по двум партийным спискам; был наложен запрет на предвыборные партийные блоки.

Переход к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу 2007 г привело к тому, что только 4 партии смогли пройти 7% барьер. Это такие партии как: «Единая Россия», которая набрала 64,3% голосов, КПРФ - 11,6 %, ЛДПР - 8,1%, «Справедливая Россия» - 7,7%.

Таким образом, введенная пропорциональная система выборов сократила эффективное число парламентских партий с 6,4 до 1,9 [6].

Как отмечает Кунекова Р. «в настоящее время опыт выборов по строго пропорциональной системе показывает, что это влияет на развитие партий, на формирование крупных партий. Однако это создает некий эффект отчуждения депутатов от избирателя. Когда избиратель голосует за список, у него нет четкого и ясного представления, кто конкретно из членов этой партии в избирательном округе будет выступать от его имени представителем в высшем законодательном органе страны» [11].

Избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы 4 декабря 2011 г. также была пропорциональной. Однако в процедуре проведения были некоторые изменения: в частности, депутаты избирались по закрытым спискам, и территория Российской Федерации была объявлена единым избирательным округом, также был изменен механизм распределения мандатов. Мандаты были распределены по квотной методике английского барристера Томаса Хэра, которая является наиболее простой из квотных методик, применяемых при подсчете мандатов в пропорциональной системе выборов. Сущность квотных методов в том, что квота определяется делением поданных голосов на число причитающихся мест. Метод избирательной квоты популярен и применяется во многих государствах, так как можно сразу получить информацию о распределении мест между партиями. Также существует возможность привлечь такие методы как метод наибольшего остатка, метод делителей, метод наибольшей средней для распределения оставшихся мест. При проведении выборов по пропорциональной системе в нашей стране применялся этот метод, который был обезличен.

Выборы в Государственную Думу 2011 г. показали, что поддержка россиянами партии «Единая Россия» значительно снизилась. В свою очередь такие партии как КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР увеличили свой электорат.

По официальным данным Центральной избирательной комиссии РФ число голосовавших за «Единую Россию» снизилось с 64,3 до 49,3%, в то время как число голосовавших за КПРФ выросло с 11,6 до 19,2%; за партию «Справедливая Россия» - с 7,7 до 13,2%; за ЛДПР - с 8,1 до 11,7%; за Российскую демократическую партию «Яблоко» - с 1,6 до 3,4%. [6]

Мы не согласны с мнением Н.С. Груди-нина, который считает, что «Единая Россия» потеряла голоса избирателей на выборах из-за недостатков, присущих пропорциональной избирательной системе и видит основной недостаток в обезличенном характере партийных списков, когда избиратели не знают всех кандидатов в депутаты, а знают только лидеров партии в приводимых партийных списках. В дальнейшем как следствие происходит ослабление связей между депутатами и их избирателями, ставится под сомнение реализация принципа представительности Государственной Думы [9]. По нашему мнению, партия потеряла доверие части электората из-за ориентации партии в законодательном процессе на интересы исполнительной власти и это выразилось в протестном голосовании.

На президентских выборах 2012 г. В. В. Путин набрал 63,6% голосов - это означает, что мотивы голосования граждан на президентских и парламентских выборах значительно различаются и правящая партия не получила уровень поддержки, схожий с поддержкой президента россиянами.

Решением проблемы повышения потерянной популярности партией «Единая Россия» посчитали возврат к смешанной избирательной системе. Идея возврата к смешанной избирательной системе обосновывалась тем, что смешанная избирательная система привнесет в выборы стабильность, и система не будет претерпевать кардинальных изменений перед каждыми очередными выборами депутатов Го-

сударственной Думы. Также в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент России В.В. Путин поддержал идею проведения выборов депутатов Государственной Думы одновременно и по партийным спискам, и по одномандатным округам [7].

Введение мажоритарной составляющей сопровождалось небольшой либерализацией избирательной системы в 2012-2013 гг. Произошло снижение минимальной численности членов партии для регистрации с 50 тыс. до 500 человек и региональным законодательным собраниям предоставили право определять процедуру выбора главы региона посредством прямых или косвенных выборов.

Новации были введены и в процедуры выборов на муниципальном уровне. В соответствии с ч. 3.2. ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] предусмотрено, что выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам [13].

На уровне субъектов Российской Федерации в 2013 г. для обеспечения представительства малочисленных народов и национальных территориальных образований (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]) вводится квотирование мест в парламенте субъектов России в установленных законом случаях. Предоставляется общественным объединениям право в получении не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат, распределения между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатом.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4] с 2016 года происходит возврат к простой смешанной избирательной системе с некоторыми новациями.

Введение мажоритарной составляющей определяется тем, что эта система выборов как бы снижает исключительную роль партии в избирательной системе, «тем не менее, сохраняется общая тенденция повышенной роли политических партий в избирательном процессе» [5].

Мажоритарная избирательная система в современной избирательной системе России позволила выбирать половину депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. Стабильности избирательной системы будет способствовать формирование одномандатных округов на 10 лет, в результате отпадает необходимость перед каждыми выборами определять границы одномандатных округов и тем самым можно свести к минимуму манипулирование с нарезкой округов. Также кандидатам от одномандатных округов возвращается право на самовыдвижение и право их выдвижения политическими партиями (статья 6 Закона № 20-ФЗ). Право на самовыдвижение вводится для того, чтобы каждый гражданин России мог реализовать свое конституционное пассивное избирательное право на выборах депутатов Государственной Думы. Однако низкая электоральная активность населения позволит партиям активизировать свою деятельность по представлению в одномандатные округа представителей своих партий, и эта возможность с поддержкой административного ресурса может реализовать правящая партия.

Таким образом, если формирование федерального и региональных парламентов (пятого и шестого созывов) по пропорциональной избирательной системе предполагало усиление позиций политических партий, и поэтому мотивировался процесс их укрупнения и повышения их роли в политической системе общества и государства, то выборы 2011 года показали, что «партия власти» может поте-

рять свою лидирующую позицию. Также надо учесть, что мы имеем четыре партии, существенно увеличивших количество мандатов, хотя они не могут иметь перевес голосов при принятии законопроектов и проводить свои нормативные акты в Думе - это положение может измениться на следующих выборах. В свою очередь «Единая Россия» остается партией, имеющей лидирующие позиции в законодательном органе. Количество депутатов от «Единой России» позволяет этой партии в полной мере реализовывать интересы исполнительной власти в законодательной сфере. Однако протестное голосование в 2011 году (49,3%) поставило под угрозу доминирование партии в Думе и вполне логичным решением является увеличение числа депутатов от партии за счет одномандатных округов, где в полной мере можно использовать административные ресурсы. Выборы 2016 года в Государственную Думу подтвердили данный тезис: за счет одномандатных округов правящая партия получила 203 мандата, учитывая, что по партийному списку они получили 140 мест, поэтому сохранение пропорциональной системы выборов могло привести к дальнейшему уменьшению мандатов, а у четырех партий появлялась возможность в увеличении депутатских мест в Думе. Однако преимущество «Единой России» при любом раскладе оставалось бы значительным.

Российская избирательная система, законодательство о выборах менялись в зависимости от представлений политической элиты о том, какая партийная система в большей степени отвечает реалиям политической жизни нашего государства.

Избирательное право России на современном этапе отвечает демократическим принципам реализации политических прав личности в избирательном процессе. Однако избирательное право России находится в процессе реформирования и это связано с формированием, становлением партийной системы. В свою очередь формирование партийной системы определяется формой правления, которая в настоящее время зависит от решений, принимаемых политической элитой, поэтому говорить о сложившейся избирательной сис-

теме преждевременно.

Развитие избирательной системы России предположительно будет проходить в первую очередь в области совершенствования избирательного права и процесса, реализации конституционных принципов избирательной системы и основным среди этих принципов мы считаем право граждан избирать и быть избранными, а для этого необходимо формировать выборные органы государственной власти и местного самоуправления, способные в полной мере реализовать этот принцип.

Партии выполняют очень важную функцию в государстве - это выявление общих интересов различных групп, оформление их в правовые требования с тем, чтобы добиваться их осуществления. В свою очередь государство как политический институт выступает гарантом участия политических партий на выборах в борьбе за государственную власть. Поэтому партии участвуют в избирательном процессе для получения важного объекта политической борьбы - государственную власть.

Формирование и функционирование политической системы в России обусловлено Конституцией РФ, где достаточно лаконично определен конституционный статус политических партий и их взаимоотношение с государством.

Основополагающей нормой является установление идеологического, политического многообразия и многопартийности (ст. 13). Закон о политических партиях развивает положения Конституции РФ относительно реализации принципа многопартийности, что само по себе является определенной гарантией демократического развития страны.

Закон о политических партиях предъявляет требования к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, и лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе: они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой являются, либо в интересах любой иной политической партии, и они не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных

обязанностей. Таким образом, данный Закон бирательное право и избирательный процесс

определил пределы «отделенности» полити- Российской Федерации соответствует демок-

ческих партий от государства. ратическим стандартам в области избиратель-

Вполне закономерен вывод о том, что из- ных прав граждан.

библиографический список

1. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32459/

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 206, 19.10.1999.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Российская газета, № 202, 08.10.2003.

4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740.

5. Алимов Э.В. Некоторые тенденции конституционно-правового регулирования партийного строительства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 2. -С. 46-54.

6. Баранов А.В. Электоральные процессы в России на федеральном и региональном уровнях: эффекты избирательной системы // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Выпуск № 4 (80) / том 2. - С. 239-242.

7. Баранов А.В., Гришин Н.В. Реформы избирательной системы России: политические эффекты // Теория и практика общественного развития. 2013. Выпуск № 11. - С. 433-437.

8. Выборы-2016. Итоги. URL: https://www.interfax.ru/russia/528903

9. Грудинин Н.С. Проблемы модернизации избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации: вызовы и ответы современности // Юридическая наука и правоохранительная практика. - Тюмень: Изд-во ТЮИ МВД России, 2013, № 4 (26). - С. 124-130.

10. Избирательное право России: учебник для студентов вузов / под ред. В.О. Лучина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - С. 468.

11. Кунекова Р. Избирательная система 2013-2014 // ЭЖ-Юрист. 2014. № 16-17. - С. 1, 8.

12. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий - Полис. Политические исследования. 1995. № 2. С. 135-146.

13. Нечипас Ю.В., Побережная И.А. Современные тенденции совершенствования избирательной системы России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Выпуск № 10-1.- С. 198-201.

14. Нигметзянов Т.И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Выпуск № 3, том 21. - С. 186-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.