Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА / СТРУКТУРА КАПИТАЛА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Горюн Валерий Александрович

Актуальность статьи обусловлена значимостью инвестиционной деятельности для развития логистических систем транспортных предприятий. В статье показано, что инвестиции - это сознательное расходование капитала, направленное на увеличение материальных и нематериальных выгод экономического оператора. Представлен анализ структуры финансирования инвестиционной деятельности. Проведенное исследование дает общее представление об инвестиционной деятельности для развития логистических систем транспортных компаний. Результатом статьи является разработка направлений совершенствования логистических систем транспортных компаний, требующих инвестиций. Предложен метод оценки эффективности инвестиционных вложений на основе эффекта финансового рычага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Горюн Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTMENT ACTIVITIES FOR THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS SYSTEMS OF A TRANSPORT ENTERPRISE IN RUSSIA

The relevance of the article is due to the importance of investment activities for the development of logistics systems of transport enterprises. The article shows that investment is a deliberate expenditure of capital aimed at increasing the material and intangible benefits of an economic operator. The analysis of the structure of financing investment activity is presented. The conducted research provides a general idea of investment activities for the development of logistics systems of transport companies. The result of the article is the development of directions for improving the logistics systems of transport companies that require investment. A method for evaluating the effectiveness of investment investments based on the effect of financial leverage is proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ»

УДК 656.1

DOI 10.23672Л9755-5454-5959^

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой транспортных процессов технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры транспортных процессов технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Горюн Валерий Александрович

аспирант кафедры транспортных процессов технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Manager of Department of Transport Processes of Technological, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior Lecturer

Department of Transport Processes Technological Complexes, Kuban State University of Technology sofi008008@yandex.ru

Valery A. Goryun

Postgraduate Student of the Department of Transport Processes of Technological Complexes, Kuban State University of Technology sofi008008@yandex.ru

Особенности инвестиционной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ

Features of investment

ACTIVITIES FOR THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS SYSTEMS OF A TRANSPORT ENTERPRISE IN RUSSIA

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена значимостью инвестиционной деятельности для развития логистических систем транспортных предприятий. В статье показано, что инвестиции - это сознательное расходование капитала, направленное на увеличение материальных и нематериальных выгод экономического оператора. Представлен анализ структуры финансирования инвестиционной деятельности. Проведенное исследование дает общее представление об инвестиционной деятельности для развития логистических систем транспортных компаний. Результатом статьи является разработка направлений совершенствования логистических систем транспортных компаний, требующих инвестиций. Предложен метод оценки эффективности инвестиционных вложений на основе эффекта финансового рычага.

Ключевые слова: эффект финансового рычага, структура капитала, финансирование инвестиций, транспортная логистика, цифровизация.

Annotation. The relevance of the article is due to the importance of investment activities for the development of logistics systems of transport enterprises. The article shows that investment is a deliberate expenditure of capital aimed at increasing the material and intangible benefits of an economic operator. The analysis of the structure of financing investment activity is presented. The conducted research provides a general idea of investment activities for the development of logistics systems of transport companies. The result of the article is the development of directions for improving the logistics systems of transport companies that require investment. A method for evaluating the effectiveness of investment investments based on the effect of financial leverage is proposed.

Keywords: effect of financial leverage, capital structure, investment financing, transport logistics, digitalization.

Развитие экономики способствует общему увеличению числа предприятий и, следовательно, постоянному увеличению товарообмена не только внутри страны, но и на международном уровне. Увеличение количества субъектов

хозяйствования вызывает увеличение количества перевозимых товаров, востребованность в процессе отправки информации и документов, а также рост конкуренции. В связи со всеми изменениями, происходящими на рынке, и их

интенсивностью, предприятиям необходимо постоянно адаптироваться к требованиям клиентов в условиях все более жесткой конкуренции. Поэтому транспортные компании ищут новые направления развития, чтобы получить преимущество на рынке. Это явление увеличивает важность и развитие широко понимаемой транспортной логистики.

За последние годы в логистической сфере в России произошли существенные изменения, определяющие ее развитие. Это, прежде всего, процесс цифровизации и автоматизации предлагаемых услуг, а также электронной коммерции. Роботизация и автоматизация работы требуют от компаний данной отрасли больших затрат на приобретение основных средств, новых технологий или информационных систем. Большинство транспортных предприятий находятся на стадии внедрения новых информационных, аналитических и аппаратных решений или анализа темпов и масштабов их внедрения. Инновации и современные технологические решения - не единственные факторы, определяющие стремительное развитие отрасли. Растущий внутренний и международный спрос, рост доходов от продаж и увеличение показателя общего экономического климата представляют собой значительный стимул для дальнейшего развития существующих логистических компаний и создания новых хозяйствующих субъектов.

В связи с вышеизложенным, стоимость материальных инвестиций, сделанных транспортными компаниями значительно увеличилась. Обоснованием столь высокой доли логистической отрасли в инвестиционной активности всех нефинансовых организаций является растущая автоматизация и роботизация логистических систем и процессов, а также, рост спроса и сильная конкуренция на внутреннем и международном рынке. Таким образом, важным представляется анализ эффективности инвестиционных вложений транспортных предприятий.

Возникновение и развитие транспортного предприятия, как и любого другого хозяйствующего субъекта, неразрывно связано с получением денежных средств и их последующим управлением. Финансы могут поступать из самых разных источников. Разнообразие возможностей заставляет использовать конкретные инструменты для принятия максимально рациональных решений относительно выбора источников финансирования и создания капитала. Накопленный капитал затем должен быть оптимально инвестирован, что приведет к реализации основной стратегической цели каждого транспортного предприятия, которая заключается в максимальном увеличении его рыночной стоимости [1].

Финансирование можно определить двумя способами: только в узком смысле как привлечение капитала или в широком смысле, которое также включает процессы его распределения. Принимая во внимание различные критерии, можно провести разделение капитала по следующим критериям:

1. Собственности капитала:

- собственный;

- иностранный.

2. Времени выбытия с капиталом:

- краткосрочное;

- среднесрочное;

- долгосрочное.

3. Причине финансирования:

- основная;

- текущая деятельность;

- развитие, т.е. инвестиционные процессы.

4. Источник капитала: внешний, внутренний.

Собственный капитал дает право собственности на предприятие, которое способствует распределению покрытия прибыли или убытков в соответствии со стоимостью вложенного капитала. Иностранный капитал предоставляется в распоряжение предприятия на определенный период времени и должен быть возвращен в соответствующий, заранее согласованный срок. Одно из основных различий между собственным капиталом и иностранным капиталом - это время, в течение которого компания доступна. Время указывается в случае иностранного капитала, в то время как акционерный капитал предоставляется на неопределенный срок.

Таким образом, при разделении источников финансирования активов с точки зрения времени на долгосрочные и краткосрочные, собственный капитал всегда классифицируется как долгосрочный капитал, в то время как внешний капитал может быть классифицирован как долгосрочный и краткосрочный.

Первичное финансирование происходит, когда создается новое предприятие, и владельцы вносят в него акционерный капитал. Финансирование текущей деятельности заключается в обеспечении непрерывности функционирования предприятия в результате непрерывного притока денежных средств, полученных от выручки. Соответствующая финансовая политика должна обеспечивать текущую ликвидность компании. Финансирование развития должно служить реализации инвестиционных процессов. Обычно он превышает возможности собственногокапитала компании и часто основан на внешнем капитале.

Внутреннее финансирование часто называют самофинансированием, в основном за счет перераспределения чистой прибыли и амортизации. Оно рассматривается как основной источник финансирования, который может обеспечить дальнейшее развитие компании и получение выгоды для ее владельцев. Таким образом, все методы финансирования, не предполагающие участия стороннего капитала (кроме собственников

компании), могут рассматриваться как внутренние источники финансирования [2].

Самофинансирование в капитальном подходе означает капитализацию прибыли, обусловленную уровнем прибыльности и перераспределением прибыли. Самофинансирование может использоваться на предприятиях по-разному, в зависимости от масштаба получаемой финансовой излишков. Одной из причин ухудшения финансового положения предприятий является отсутствие достаточного капитала, что приводит к снижению потенциала самофинансирования. Возможность увеличения собственного капитала и, соответственно, масштаб самофинансирования на предприятии часто ограничены, что может стать препятствием для роста конкурентоспособности при отсутствии средств для инвестиций и принятой консервативной стратегии финансовой деятельности. Более того, финансирование за счет собственных средств характеризуется более высокой стоимостью их участия, поскольку они не являются приемлемыми расходами как расходы, вычитаемые из налогооблагаемой базы.

Внешние источники финансирования инвестиционной деятельности покрывает приток средств извне предприятия. Это может быть увеличение собственного капитала или увеличение долга предприятия. В случае внешнего финансирования, стоимость будет равняться норме прибыли на капитал, вложенный организацией, предоставившей средства. Таким образом, внешнее финансирование будет заключаться в приобретении дополнительного партнера или акционера с использованием услуг венчурного фонда, банковского кредита и лизинга. Наиболее широко в систематике источников финансирования используются критерий правового положения донора капитала, различающий собственный и иностранный капитал, и критерий источника капитала по отношению к предприятию, указывающий внешний и внутренний капитал.

Источники финансирования предприятия не следует отождествлять с источниками капитала. Привлечение средств для финансирования деятельности компании - более широкое понятие, чем привлечение капитала. Списание амортизации и выручка от продажи избыточных активов являются источниками внутреннего собственного финансирования, но не являются источником привлечения внутреннего капитала. Аналогичная ситуация возникает в случае обязательств перед поставщиками, которые являются внешним источником финансирования, но не источником капитала. Структуру источников капитала предприятий можно увидеть в балансе, а информацию об источниках финансирования можно увидеть в движении денежных средств.

Внутренние и внешние источники финансирования обеспечивают компанию капиталом, которым может быть собственный и заемный капитал компании (другими словами, пассив). Собственный капитал - это эквивалент тех активов предприятия, в отношении которых предприятие имеет право собственности. Когда предприятие создается, его владельцы предоставляют капитал для

начала и ведения бизнеса, это так называемый стартовый капитал. На практике собственное финансирование означает финансирование задач, выполняемых предприятием, за счет собственного капитала [1].

Основными источниками внутреннего финансирования являются чистая прибыль, амортизация трансформации активов и капитала. Внешние источники включают взносы акционеров, фонды венчурного капитала и пр. Финансирование операций компании за счет собственного капитала повышает ее ликвидность и финансовую устойчивость. В большинстве транспортных предприятий внесенный основной капитал не возвращается в течение срока существования предприятия, поэтому, помимо постоянной основы для его финансирования, он также является гарантией для кредиторов. Размер собственного капитала информирует кредиторов, в каком размере компания сможет нести финансовые последствия в случае убытков. Акционерный капитал не имеет права на проценты, но имеет право на долю прибыли. Эта особенность имеет особую ценность в случае тяжелого финансового положения предприятия, когда возникают трудности с привлечением внешнего капитала, и предприятие финансирует свою деятельность преимущественно за счет собственных средств.

Организации, предоставляющие компании собственный капитал, автоматически приобретают право собственности на определенную часть активов компании, ожидая при этом определенных выгод в этом отношении в виде денежных доходов от участия в прибыли и увеличения стоимости компания. Говоря о стоимости собственного капитала (в случае коммерческих компаний), следует помнить, что выплаты дивидендов производятся из прибыли после налогообложения. Приобретая собственный капитал из внешних источников, предприниматель также должен учитывать частичную (иногда даже полную) потерю контроля над компанией. Однако собственный капитал по сравнению с иностранным капиталом негибкий и не всегда приносит владельцу ожидаемые выгоды [1].

При реализации инвестиций одной из важнейших проблем является выбор структуры капитала для поддержки инвестиционного процесса. При накоплении финансовых ресурсов следует распродать производственные процессы, чтобы они могли осуществляться до тех пор, пока предприятие не получит дебиторскую задолженность от продажи. В этом смысле, финансирование должно предоставляться для каждого вида деятельности предприятия, как для текущих, так и для инвестиционных, и для развития. Одним из критериев распределения капитала является принадлежность к внутренним или внешним источникам финансирования.

Необходимость рационализации инвестиционного процесса вызывает множество трудностей. Для оценки эффективности инвестиций по источникам финансирования и влияния на показатели прибыльно сти структуры капитала компании

целесообразно использовать показатели эффекта финансового рычага, рентабельности активов и собственного капитала:

Эфр = (1- р) • (ЯА - МАСС)

Кз Кс :

(1)

где Эфр - эффект финансового рычага; Дл - рентабельность активов; р - ставка налога на прибыль; WACC - средневзвешенная цена капитала; КС - собствен ный капитал; КЗ - заемный капитал.

ДА = - • 100% ,

А А

(2)

где П - прибыль до налогообложения; А - средняя вели чина активов.

ЧП

йКс = — • 100%

Кс

(3)

где ЧП - прибыль после налогообложения; ДКс - рентабельность собственного капитала.

Сравнение доступности внешних источников финансирования для предприятий на разных этапах их развития является основным критерием, определяющим потенциал компании, а также возможность получения внешнего капитала (табл. 1).

Таблица 1

Доступность внешних источников финансирования для компаний на разных стадиях развития

Стадия Кредит Лизинг Факторинг Венчурный капитал Эмиссия акций

Концепция предприятия +

Запуск компании + ++ - + -

Небольшая компания ++ +++ ++ ++ -

Средняя компания +++ +++ +++ + +

- источник недоступен; + источник труднодоступен; ++ источник умеренно доступен; +++ источник легко доступен.

Вопрос получения источников финансирования касается как стартапов, так и тех, которые существуют на рынке годами. Инвестиционные проекты реализуются как небольшими, так и крупными компаниями. Однако наибольший спрос на внешние источники финансирования испытывают компании в период развития. Аналогичным образом проблема получения внешнего финансирования для текущих операций обостряется в период роста, что требует увеличения заказов и приводит к увеличению уровня дебиторской

задолженности от клиентов. Величина потребности в финансовых ресурсах зависит от вида деятельности и концепции развития компании.

Перечисленные в таблице 2 пути рационализации структуры финансирования инвестиций отражают высокую степень дифференциации рационализаторских мероприятий на каждом этапе формирования структуры финансирования инвестиций, осуществляемых транспортными предприятиями.

Цели и пути рационализации структуры финансирования инвестиций

Таблица 2

Задача 1: ограничение затрат на получение источников финансирования Задача 2: минимизация финансового риска

Мето ды работы

- определение финансовых потребностей и исследование рынка (финансовых продуктов) с особым акцентом на финансирование на льготных условиях; - решение о выборе внутренних или внешних источников финансирования, их долей и структуры; - использование рейтинга для усиления переговорной позиции; - выбор источника финансирования инвестиций путем оценки эффективности; - использование эффекта масштаба путем консолидации инвестиционных задач; - определение индивидуальных условий финансирования банковскими и финансовыми учреждениями; пересмотр существующих условий финансирования; - управление дебиторской задолженностью (особенно налоговыми обязательствами); - использование инструментов проектного управления; - передача затрат на получение источников финансирования партнеру - диверсификация источников финансирования - управление рисками с использованием специализированных инструментов; - правильное определение потребности в конкретном виде финансирования; - предварительный анализ - передача рисков (страховой полис); - разделение финансового риска (распределение рисков между сторонами) - финансовое планирование (включая многолетнее планирование); - бюджетирование; - мониторинг; - оценка; - контроль; - аудиты

Ключевым с точки зрения целей деятельности и уровня их реализации является выбор метода действий, который при определенных условиях будет наиболее подходящим для поставленной цели. Важно указать на то, что инвестиции в

логистической деятельности дают положительные результаты (денежные и неденежные), хотя способ их финансирования может повлиять на их уровень. Один и тот же тип капитальных затрат, финансируемых из разных источников

финансирования, может принести разные социально-экономические выгоды. Рационализация структуры финансирования инвестиций за счет повышения эффективности использования источников финансирования - это действия на стороне эффектов и затрат, связанных с данной структурой финансирования, формирующие взаимосвязь между ними таким образом, чтобы уровень эффективности в указанных условиях был максимально высок.

Действия по рационализации затрат зависят от типа источника финансирования и различаются для внутренних и внешних источников. В случае внешних источников финансирования рационализирующим и, в то же время, генерирующим затраты фактором является выбор финансового учреждения. Критерием выбора является ценовой критерий.

Что касается существующих источников финансирования, транспортные предприятия могут попытаться пересмотреть существующие условия финансирования, чтобы минимизировать затраты, связанные с получением внешнего финансирования.

Транспортные предприятий, которые реализуют концепцию динамичного роста, испытывают гораздо большую потребность во внешнем финансировании, чем те, кто предпочитает работать в меньших масштабах, предполагая определенный стабильный уровень дохода. К сожалению, стар-тапы обычно сталкиваются с большими трудностями при получении внешних источников финансирования, особенно в сфере получения банковских кредитов (как инвестиционных, так и оборотных). Такая ситуация в основном связана с повышенным риском кредитования предприятий на начальных этапах деятельности. Такие компании обычно не имеют устоявшейся рыночной

Литература:

1. Оценка проектных решений на транспорте : учеб. пособие / Т.В. Коновалова [и т.д.]. Краснодар, 2018. 357 с.

2. Стратегический и инновационный менеджмент на автомобильном транспорте : учеб. пособие / Т.В. Коновалова [и т.д.]. Краснодар, 2021. 324 с.

позиции, стабильных рынков сбыта, обычно не имеют собственного капитала, часто не имеют активов, которые могли бы служить залогом погашения кредита. Небольшой или начинающей компании намного проще получить средства через лизинг, стоимость лизинга, в свою очередь, обычно выше, чем стоимость кредита. Некоторые компании, реализующие исключительно перспективные и инновационные предприятия, могут также получить финансовую поддержку от венчурных фондов.

На основании проведенного исследования установлено, что стратегия финансирования, принятая транспортными компаниями, указывает на то, что затраты на инвестиции покрываются за счет финансового излишка, что свидетельствует о более консервативном подходе предприятий. Эта взаимосвязь существенно отличает предприятия от анализируемого сектора. Малые предприятия приняли решение инвестировать, не превышая существенно уровень финансового профицита в рассматриваемый период. Согласно теории иерархии источников финансирования, в транспортных компаниях сначала решают использовать внутренние финансовые источники, а в случае их нехватки, дополняют спрос внешними источниками финансирования (первоначально за счет увеличения операционных обязательств). В транспортных компаниях следует сначала выбирать собственные источники капитала, включая сбережения, а затем получаемую прибыль. Такой подход снижает инвестиционные расходы, а рост прибыльности предприятий определяется снижением уровня долга, что увеличивает роль самофинансирования. Проведенное исследование должно быть дополнено на более позднем этапе отдельными детерминантами, определяющими рост уровня самофинансирования для финансирования инвестиционных затрат.

Literature:

1. Evaluation of design solutions in transport : manual / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2018. 357 p.

2. Strategic and innovative management in road transport : manual / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 324 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.