Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1629
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Дарья Андреевна, Попова Лариса Владимировна

В статье подчеркивается актуальность изучения интернет-коммуникации. Представлены результаты обзора исследований интернет-коммуникаций. Делается вывод о том, что сегодняшние исследования посвящены изучению как психологическим особенностям интернет-пользователей, так и особенностям сети Интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNET- COMMUNICATION

In article relevance of studying internet- communication is Results of the review of researches of Internet communications are presented. The conclusion that today's researches are devoted to studying both psychological features of Internet users, and features of the Internet.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ»

2. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости// Вопросы психологии. -2000. - №5.

3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. - СПб: Речь, 2002.

4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб, 2002. - С.19-28.

5. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика,1991.

6. Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. - Минск: Харвест, 2011. — 640 с.

7. Прихожан А.М. Психологический справочник. Или как обрести уверенность в себе? - М: Просвещение, 1994.

8. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок// Дошкольное воспитание. - 1990. - №2.

9. Савина Е.Н. Тревожные дети// Дошкольное воспитание. - 1996. - №4.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Никитина Дарья Андреевна

Студентка, Южный Федеральный Университет, Академия психологии и педагогики, г. Ростов-на-Дон

Попова Лариса Владимировна

Преподаватель, Южный Федеральный Университет, Академия психологии и педагогики, г. Ростов-на-Дону FEATURES OF INTERNET- COMMUNICATION

Nikitina Daria Andreevna, student, of South Federal University, Academy of psychology and pedagogy, Rostov-on-Don Popova Larisa Vladimirovna, Lecturer, of South Federal University, Academy of psychology and pedagogy, Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

В статье подчеркивается актуальность изучения интернет-коммуникации. Представлены результаты обзора исследований интернет-коммуникаций. Делается вывод о том, что сегодняшние исследования посвящены изучению как психологическим особенностям интернет-пользователей, так и особенностям сети Интернет. Ключевые слова: Интернет, интернет-коммуникации, особенности интернет-коммуникаций. ABSTRACT

In article relevance of studying internet- communication is Results of the review of researches of Internet communications are presented. The conclusion that today's researches are devoted to studying both psychological features of Internet users, and features of the Internet.

Keyword: Internet, internet-communication, features of internet-communication.

Современное общество все чаще описывается как информационное. Как указано в словаре-справочнике терминов и понятий лингвистики, информационное общество - это «общество, пришедшее на смену постиндустриальному обществу, развивающееся в качестве концепции нового социального порядка, общество, в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания. Появляется новая отрасль экономки - информационная экономика. Возникает новый класс - меритократия. Центральной задачей становится производство информации и коммуникации. Основной ресурс нового порядка - информация» [9].

Современный человек находится в ежедневном потоке информации. Люди сами становятся источниками информации с помощью сети Интернет, оставаясь при этом ее потребителями.

Интернет - всемирная компьютерная сеть, первоначальное наименование американского технического предприятия по централизации компьютерных академических, исследовательских центров и фирм в военных целях. В настоящее время во всем мире в обмене данных через Интернет участвует несколько миллионов пользователей, в том числе и в России. Сеть доступна для получения на персональный компьютер самой разнообразной научно-технической, культурной и др. информации [4].

На сегодняшний день в определениях интернет-коммуникаций и в описании коммуникативных действий человека в Сети нет единообразия в выборе терминологии даже для основного понятия исследуемой области. На

наш взгляд, наиболее удачным является определение И. Н. Розиной, которая рассматривает интернет-коммуникацию как «использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [6, с. 32].

Сеть Интернет имеет ряд своих особенностей. У нее нет собственника, ее нельзя выключить целиком, она не имеет единого внешнего управления.

И. Д. Фомичева указывает, что устройство интернет-коммуникации предполагает наличие двух полюсов: производителя информации и массового субъекта (заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей). Особенность данной медийной среды такова, что к анонимности тяготеет и полюс производства информации. Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной, т. е. общение не привязано к одному месту. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию - формирование новых общностей со своими ценностно-нормативными особенностями. При этом общая направленность интернет-общения - это установление горизонтального (равноправного) порядка взаимодействия. Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.

Сеть Интернет подразумевает наличие важных параметров общения, таких, как: интерактивность и «обратная связь». Следует различать эти понятия. Первое шире второго. «Обратная связь - это отклик субъекта общения

на информационное воздействие. Интерактивность предполагает различные формы контроля пользователя над содержанием, постановку проблем, обмен мнениями и др.» [10, с. 17].

Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова выделяют следующие основные характеристики сетевого общения:1) в режиме реального времени (в чате) с одним собеседником или с большой аудиторией; 2) общение, при котором информация поступает с отсрочкой (электронная почта или телеконференция). В качестве критериев классификации интернет-общения авторы включают такие параметры: открытость или закрытость сообщества для всех желающих вступить в переписку, наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников, ограничение только вербальным текстом или включение мультимедиа [2].

Т. Ю. Виноградова выделяет другие особенности общения, опосредованного сетью Интернет: 1) своеобразное протекание процессов межличностного восприятия, заключающееся в сильном влиянии стереотипизации, идентификации, установки на ожидание желаемых качеств партнера; 2) анонимность, подразумевающую снижение психологического и социального риска, что приводит к безответственности ненормативности общения; 3) добровольность - пользователи, как правило, по своей инициативе становятся субъектами общения; 4) затруднение эмоциональности общения, при этом расстановка акцентов в тексте за счет использования смайликов, восклицательных знаков и т. п.; 5) стремление к нетипичному и ненормативному общению по причине снижения социального контроля. Исследовательница также выделяет причины обращения к интернет-общению: «1) возможность проигрывания различных социальных ролей, раскрытие новых качеств личности, что невозможно в реальной жизни. Эта возможность связана с описанным ранее параметром анонимности; 2) недостаток общения в реальной жизни и попытка удовлетворить эту потребность в жизни виртуальной» [3, с. 64].

Н. А. Корниенко рассматривает Интернет как фактор формирования новых ценностей и пропаганды потребительского образа жизни. Можно отметить, что формирование ценностей происходит за счет социально-психологических особенностей участников взаимодействия. Помимо того, что Интернет - это информационная и коммуникационная среда, это еще и особая культурная среда - субкультура, которую многие называют киберкультурой, виртуальным постмодернизмом. Мотивы «сбивания» компьютерщиков и интернетчиков в такие сообщества разнообразны: от простого времяпрепровождения до различных попыток продать не раскрученный или неходовой товар. Кибернетическая субкультура - «особая духовная область разных общностей людей - сообществ компьютерных фирм, организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она обладает особой кибернетической идеологией, определенными этическими нормами и ценностями, эстетическими установками и потребностями, вкусами, предпочтениями, которые и определяют повседневную жизнь и быт отдельных кибернет-чиков и их сообществ» [5, с. 116].

И. А. Якоба в статье «Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития» делает вывод о важной роли гендера вовремя языковой игры в интернет-коммуникации. Можно предположить, что андрогинный тип гендера

является наиболее универсальным в интернет-общении [11].

Нужно добавить, что исследований интернета делятся на две большие группы: исследование сети и исследование ее пользователей.

Изучение психологических особенностей Интернета на русскоязычном пространстве начинается с 1990-х гг. Основная часть работ принадлежит А. Е. Войскун-скому, О. В. Смысловой. Однако нужно заметить, что из науковедческих трудов известно, что монографии и тематические сборники статей часто играют более заметную роль в популяризации и развитии новых направлений научного знания, нежели отдельные работы.

Следует заметить, что для отечественной психологической науки изучение деятельности человека в Интернете тема не случайная и не надуманная. Можно сказать, что Интернет представляет собой новый виток развития опосредованной деятельности. Поэтому для сторонников культурно-исторического подхода Л. С. Выготского данная сеть не выступает чем-то необычным.

О. Н. Арестова, А. Е. Войскунский, исследовав половые различия при работе с Интернетом на примере российских пользователей, выяснили, что для женщин Интернет имеет более существенные личностные и коммуникативные последствия, чем для мужчин. Женщины отмечают, что Интернет способствует личностному, коммуникативному и познавательному развитию человека. Менее актуальны для них чисто деловые и утилитарные аспекты работы в сети. Коммуникативные последствия работы в Интернете для женщин не только более существенны, но и более позитивны, чем для мужчин [1].

Г. М. Сордия, исследуя когнитивные особенности пользователя и интернет-активности, показал разнонаправленное влияние когнитивных особенностей пользователя на его активность в Интернете. В ходе эмпирического исследования выявлено снижение скорости деятельности и ее результативности у постоянных пользователей сети [8].

Таким образом, можно сказать, что применение компьютерных сетей в качестве средства коммуникации имеет ряд своих особенностей. Эти особенности, в первую очередь, связаны с возможностью анонимного размещения (или его иллюзии) информации, трансгра-ничностью сети Интернет, интерактивностью и возможностью использования мультимедиа.

Использование сетей ведет к различным изменениям в психологической структуре человека. Эти изменения могут затрагивать когнитивную, коммуникативную и личностную сферы жизни человека. Частое использование сети Интернет в качестве средства общения, может стать причиной возникновния интернет-аддикции. Интер-нет-аддикцию можно расматривать как одну из форм эскапизма [6].

Исследования особенностей интернет-коммуникации создают научный интерес для современных психологов. Сегодняшние исследования посвящены изучению как психологическим особенностям интернет-пользователей, так и особенностям сети Интернет и их влиянию на субъекты коммуникации. Особый интерес представляют исследования по изучению влияния психологических характеристик пользователя на его манеру поведения в Интернете и особенности самопрезентации.

Литература

1. Арестова О. Н., Войскунский А. Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей - режим доступа к изданию: http://mytests.ru/articles/385

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность - режим доступа к изданию: http://www.relarn.ru/ human/pers.html

3. Виноградова Т. Ю. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67.

4. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2006.

5. Корниенко Н. А. Ценности и антиценности Интернета в формировании и развитии идентичности личности // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 4 (7). - С. 115-124.

6. Никитина Д. А. Интернет-зависимость как одна из форм эскапизма // Сборник тезисов 3-й Всероссийской Интернет-конференции «Грани науки 2014» /

отв. ред. А. В. Герасимов [Электронный ресурс]. -Казань: Изд-во КФУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader, ISSN 2227-8389.

7. Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. - М.: Логос, 2005. 437 с.

8. Сордия Г. М. Пользователь Интернет. Личностные и когнитивные особенности в связи с половым диморфизмом // Экон. и гуманитар. исслед. регионов. - 2011. - № 4. - С. 80-86.

9. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: словарь-справочник. - Назрань: Пилигрим, 2011.

10. Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ: учебное пособие. - М, 2005. - 79 с.

11. Якоба И. А. Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития // Вестник ИрГТУ. - 2013. - № 1. -С. 303-309.

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Родин Юрий Иванович,

доктор психологических наук, доцент, Капралова Мария Игоревна, аспирант, Метелкина Дарья Сергеевна,

аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

HUMAN HEALTH: CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS Rodin Yurii Ivanovich, The doctor of psychological, Professor Kapralova Mariya Igorevna, PhD student

Metyolkin Daria Sergeevna, PhD student, Tula, Tula State Pedagogical University them. Leo Tolstoy АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблематика здоровья человека сквозь призму категорий развития и саморазвития, излагается предположение о здоровьесберегающей и здровьеформирующей функции образования, как дея-тельностной формы приобщения ребенка к ценностям культуры. ABSTRACT

The article addresses the issue of human health through the aspects of development and self-development. Education is thought to perform health saving and health forming functions while being an active form of introducing a child to cultural values.

Ключевые слова: здоровье, культура, образование, развитие. Keywords: full health, culture, education, development.

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой медицинской, психологической и педагогической наук. Ее решение тесно связано с осмыслением феномена полноценного здоровья человека, значения культуры, образования в его сохранении и укреплении.

Первая реакция на вопрос: «Что такое полноценное здоровье человека?» - недоумение, вызванное очевидностью интуитивного понимания данного феномена. Затруднения возникают при попытках дать здоровью словесную характеристику. Следствием этого является многообразие определений здоровья и подходов к исследова-

нию этого феномена (нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс-культурный, аксиологический и т.д.). Приведем некоторые определения здоровья.

Здоровье - это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности человека... [2];

Здоровье - это динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы... [2];

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия...[10];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.