Научная статья на тему 'Особенности интерактивных заданий в свете коммуникативно -направленного обучения иностранному языку в вузе'

Особенности интерактивных заданий в свете коммуникативно -направленного обучения иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ / PROBLEM SOLVING / РАНЖИРОВАНИЕ / RANKING / НАПРАВЛЯЕМАЯ ДИСКУССИЯ / GUIDED DISCUSSION / ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеенко Наталия Владимировна, Рыбкина Алла Анатольевна

Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Для решения данной проблемы предлагается использовать интерактивные формы обучения, способствующие социализации личности студента. Статья раскрывает содержание понятия «интеракционизм», сущность которого обусловлена социальной ситуацией, стратегиями поведения и целями участников взаимодействия в процессе совместной деятельности, в частности в процессе обучения. Основной целью использования интерактивных заданий является создание условий для самореализации студентов в процессе общения. Авторы рассматривают особенности интерактивных заданий, основанных на сотрудничестве и выработке единой идеи. К подобного рода заданиям относятся: ранжирование, направляемая дискуссия, проблемные задачи. Ранжирование упражнение, в котором студенты получают задание познакомиться с предлагаемым материалом, осмыслить содержащуюся в нем информацию и распределить ее согласно определенным критериям. Отмечается, что направляемая дискуссия строится вокруг определенной, ограниченной темы или на основе текста. Экспозиция дискуссии формулирует проблематику как определенный содержательный компонент, который может быть развернут в полилоговое обсуждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеенко Наталия Владимировна, Рыбкина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERACTIVE ACTIVITIES IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article deals with the problem of training qualified specialists in the process of learning foreign languages. To solve this problem, interactive forms of learning promoting socialization of student are proposed. The article reveals the concept of "interaction", the essence of which depends on the social situation, behavior strategies and objectives of participants in the process of joint activities. The main objective of using interactive tasks is creation of conditions for self-realization of students in the course of communication. The authors consider the features of the interactive tasks based on cooperation and development of a uniform idea. The tasks of this sort include: ranging, guided discussion, and problem solving. Ranging is an exercise in which students are given a task to get acquainted with the offered material, to comprehend the information contained in this material and to distribute it according to some definite criteria. Authors also note that the guided discussion is based on a certain topic connected with the text. The exposition of discussion formulates a perspective as a certain substantial component which can be developed in polylogue discussion.

Текст научной работы на тему «Особенности интерактивных заданий в свете коммуникативно -направленного обучения иностранному языку в вузе»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ В СВЕТЕ КОММУНИКАТИВНО НАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Н.В. Агеенко1, А.А. Рыбкина2

1 Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: L-2402@yandex.ru

2 Самарский филиал Московского городского педагогического университета 443086,г. Самара, ул. Стара Загора, 76

E-mail: rybkina_a_a@mail.ru

Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Для решения данной проблемы предлагается использовать интерактивные формы обучения, способствующие социализации личности студента. Статья раскрывает содержание понятия «интеракционизм», сущность которого обусловлена социальной ситуацией, стратегиями поведения и целями участников взаимодействия в процессе совместной деятельности, в частности в процессе обучения. Основной целью использования интерактивных заданий является создание условий для самореализации студентов в процессе общения. Авторы рассматривают особенности интерактивных заданий, основанных на сотрудничестве и выработке единой идеи. К подобного рода заданиям относятся ранжирование, направляемая дискуссия, проблемные задачи. Ранжирование - упражнение, в котором студенты получают задание познакомиться с предлагаемым материалом, осмыслить содержащуюся в нем информацию и распределить ее согласно определенным критериям. Отмечается, что направляемая дискуссия строится вокруг определенной, ограниченной темы или на основе текста. Экспозиция дискуссии формулирует проблематику как определенный содержательный компонент, который может быть развернут в полилоговое обсуждение.

Ключевые слова: интеракционизм, интерактивные формы обучения, коммуникативный подход, проблемные задачи, ранжирование, направляемая дискуссия, проблемные задачи, самореализация.

Изменения современного образовательного пространства в связи с переходом России на двухуровневую систему образования, модернизация самого содержания образования, переосмысление цели и результата обучения предопределили необходимость поиска путей оптимизации образовательного процесса. Использование интерактивных форм обучения, которые способствуют социализации личности, является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современных условиях в вузе.

Интеракционизм (от англ. Interaction - взаимодействие) - направление в современной зарубежной психологии и социологии, при котором развитие и жизнедеятельность личности рассматриваются в контексте социального взаимодействия. Идеи Ч. Кули, Дж. Болдуина, У. Томаса, Г. Зиммеля легли в основу данной концепции: взаимодействие обусловлено индивидуальными особенностями участников, социальной ситуацией, основными целями и стратегиями поведения, возникающими в процессе совместной деятельности и общения, возможными противоречиями.

Наталия Владимировна Агеенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

Алла Анатольевна Рыбкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

Взаимодействие в ходе работы в группах рассматривается как межличностная коммуникация (обмен символами), ключевой особенностью которой является способность участника вступать во взаимодействие, принимая роль партнера по социуму, представляя, как его воспринимает партнер по общению, и соответственно интерпретировать ситуацию и выстраивать собственные действия. Следовательно, интерактивные формы работы - это искусственная педагогическая конструкция, с помощью которой студенты вовлекаются в профессиональную деятельность, при этом интерактивное обучение строится на взаимодействии учащихся с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [4, с. 96]. Отличие интерактивного обучения от традиционного состоит в изменении взаимодействия педагога и учащегося: учащиеся выступают в качестве ключевой фигуры, а задача педагога - создать условия для инициативы, самостоятельной работы.

Обучение иностранному языку на основе коммуникативного подхода носит дея-тельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев и др.). Решение реальных и воображаемых задач совместной деятельности осуществляется при помощи иностранного языка. Деятельностный характер обучения иностранному языку (ИЯ) на основе коммуникативного подхода осуществляется через «деятельностью задания» (activities) [3]. Они реализуются с помощью методических приемов (techniques) и создают упражнения (exercices). Преподаватель разрабатывает де-ятельностное задание, содержащее коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для студентов, которую они пытаются решить. Цель и проблемно-методическая задача для преподавателя заключается в организации максимально эффективной деятельности студента с выходом на познавательный результат, т. е. «научиться деятельности». Одной из разновидностей деятельностных заданий, которая позволяет осуществлять обучение ИЯ в рамках коммуникативного подхода, являются задания речевого взаимодействия (interactive activities) [3, с. 18], реализуемые соответственно в интерактивных формах работы, которые подразумевают речевое взаимодействие в парах, группах. Следует отметить, что выполнение отдельных элементов задания может быть выполнено индивидуально, но конечный результат невозможен без участия всей группы.

Основной целью использования интерактивных заданий является создание условий для самореализации студентов в процессе общения. Важное свойство общения - речевое взаимодействие его участников. «Речевое взаимодействие - это объединение, координация и взаимодополнение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [3, с. 3].

Тремя основными видами речевого взаимодействия студентов являются: сотрудничество участников в выработке единой идеи; комбинирование информации, известной разным участникам; передача информации от одного участника к другому. Следует в указанный перечень видов речевого взаимодействия добавить еще один, основанный на принципе личностной интерпретации информации и выделяемый У. Литлвудом, - индивидуализация информации. При этом в процессе речевого взаимодействия все участники общения имеют равный доступ к информации, но интерпретируют данную информацию в зависимости от личных интересов, опыта, предпочтений и т. д. Оценить коммуникативные и когнитивные способности студентов (их способности передавать и получать информацию в ходе общения на иностранном языке) помогут именно такие задания.

Рассмотрим более подробно особенности интерактивных заданий, основанных на сотрудничестве и выработке единой идеи. К подобного рода заданиям относятся: ранжирование (ranking), направляемая дискуссия (guided discussion), проблемные задачи (problem solving).

В процессе ранжирования студентам предлагается ознакомиться с определенным материалом, проанализировать содержащуюся в нем информацию и распределить ее согласно определенным критериям (степень полезности или важности, убеждения, значимости для определенной ситуации и т. д.). Информация, как правило, представлена в виде слов, словосочетаний или высказываний, суждений. В заключении студенты представляют ранжированную информацию, комментируют ее, обмениваясь мнениями и организуя дискуссию. Например, студентам предлагается 6-8 тематически связанных существительных и 5-6 прилагательных, передающих возможные их качества. Предлагается подобрать все возможные соответствия, составить словосочетания по заданной теме и обсудить в группах. Следует отметить, что упражнения на ранжирование способствуют реализации принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и принципа личностной направленности обучения [2, с. 139]. Ранжирование исключает единственно правильный ответ и является эффективным в группах учащихся с разным уровнем владения иноязычной речью.

Направляемая дискуссия предполагает определение ограниченной темы или текста и носит в значительной степени предсказуемый характер. Экспозиция дискуссии формулирует проблематику как определенный содержательный компонент, который может быть развернут в полилоговое обсуждение. Студентам подсказывается общий ход дискуссии и в зависимости от уровня владения языком предлагаются направляющие вопросы или вербальные и невербальные опоры. Ролевая игра может сочетаться с дискуссией при распределении ролей между участниками дискуссии. Одной из наиболее распространенных форм организации направляемой дискуссии является организация Buzz groups. При такой форме организации проблема или ситуация сначала обсуждается в маленьких группах, а затем итоги обсуждения представляются для обсуждения всем студентам.

Проблемные задачи - упражнения, в которых студенты, анализируя проблемную ситуацию, подробно излагают пути ее умозрительного разрешения. Проблемная ситуация характеризуется наличием интеллектуального затруднения на пути к цели, необходимостью выбора одного из нескольких вариантов решения проблемной задачи, информационным неравновесием, то есть отсутствием полных исходных данных. Проблемная задача представляет собой содержательную основу проблемной ситуации, противоречие, требующее разрешения или исследования. Используемые проблемные задачи на уроках ИЯ «способствуют повышению мотивации, требуют умственного напряжения и стимулируют речевую активность обучаемых в ходе обдумывания и обсуждения проблем, способствуют развитию механизмов мышления: ориентация в ситуации, принятие решений, целеполагание, прогнозирование (результатов, содержания), выбор, комбинирование, конструирование» [2, с. 147]. Кроме того, организация учебного материала на основе проблемных задач способствует формированию практических умений пользоваться языком как средством общения. Разрешение проблемы может осуществляться как в групповом, так и в парном режиме, что часто подразумевает достижение согласованного решения (консенсуса). Следует отметить, что технология проблемного обучения позволяет приобщиться к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учиться мыслить, творчески усваивать знания.

Таким образом, внедрение интерактивных заданий, органичное их сочетание с традиционными формами и методами обучения способствуют повышению качества

образования, соответствуют запросам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Процесс обучения, основанный на использовании коммуникативных заданий, обеспечивает креативный уровень образования, создает условия для творческого самовыражения личности, развития способностей к адаптации в быстро меняющихся условиях современного общества и к социальной адаптации личности студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеенко Н.В. Формирование языковой личности в процессе межкультурной коммуникации // Преподаватель высшей школы в XXI веке. Сб. 6. - Ч. I. - Ростов н/Д, 2008. - 384 с.

2. Алексеева Л.Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов факультета международных отношений (на материале англ. яз.): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002.

3. Мильруд Р.П. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. - М.: Дрофа, 2006. - 254 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Дрофа: Бол. Рос. энцикл., 2008. - 528 с.

5. Рыбкина А.А. Роль языковых навыков в системе развития академической мобильности / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. - М.-Челябинск, 2013. - Ч. II. - С. 260-264.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 59-64.

7. Dudley-Evans A., St. Johns M.J. Developments in English for Specific Purposes. Cambridge University Press. 1998.

8. Gonzalez Julia and Robert Wagenaar, eds. Tuning Educational Structures in Europe. Final Report - Pilot Project Phase. Groningen and Bilbao, 2003. 366 pp.

9. Harmer J. The Practice of English Language Teaching: Pearson Education Limited. 2001. 372 pp.

10.Panitz T. Collaborative Versus Cooperative Learning: Comparing the two definitions Helps Understand the Nature of Interactive Learning // Cooperative Learning and College Teaching. Winter 1997. V. 8. № 2. P. 5.

Поступила в редакцию 31.03.2015; в окончательном варианте 14.04.2015

UDC 378

PECULIARITIES OF INTERACTIVE ACTIVITIES IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING

N. V. Ageyenko, A.A. Rybkina Samara State Technical University 244, Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100 E-mail: L-2402@yandex.ru

Samara Branch of Moscow City Pedagogical University 76, Stara Zagora str., Samara, 443086 E-mail: rybkina_a_a@mail.ru

The article deals with the problem of training qualified specialists in the process of learning foreign languages. To solve this problem, interactive forms of learning promoting socialization of student are proposed. The article reveals the concept of "interaction", the essence of which depends on the social situation, behavior strategies and objectives of participants in the process of joint activities. The main objective of using interactive tasks is creation of conditions for self-realization of students in the course of communication. The authors consider the features of the interactive tasks based on cooperation and development of a uniform idea. The tasks of this sort include: ranging, guided discussion, and problem solving. Ranging is an ex-

ercise in which students are given a task to get acquainted with the offered material, to comprehend the information contained in this material and to distribute it according to some definite criteria. Authors also note that the guided discussion is based on a certain topic connected with the text. The exposition of discussion formulates a perspective as a certain substantial component which can be developed in polylogue discussion.

Keywords: interaction, interactive forms of learning, the communicative approach, problem solving, ranking, guided discussion, problem solving.

Original article submitted 31.03.2015; revision submitted 14.04.2015

Natalia V. Ageyenko (PhD), associate professor, Foreign Languages Department. Alla A. Rybkina (PhD), associate professor, Foreign Languages Department.

УДК 378.621.397

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. Аниськин1, В.И. Богословский2, Т.А. Жукова3, Е.Н. Рябинова4

1,3 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67

2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена2 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 4Самарский государственный технический университет

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

1 E-mail: vnaniskin@gmail.com

2 E-mail: nich@herzen.spb.ru

3 E-mail: tatianazhu@mail.ru

4 E-mail: eryabinova@mail.ru

Рассматривается проблема развития системы мультикультурного образования. Обозначены основные этапы (совершенствование технологий формирования мультикуль-турной компетентности; развитие компонентов системы мультикультурного образования). Представлены основные черты образовательных технологий, ведущие принципы, лежащие в основе их построения.

В отечественной школе на сегодняшний день предпринято достаточно много усилий относительно решения проблемы формирования мультикультурной компетентности. Разработанные технологии активно внедряются в образовательный процесс различных вузов. Вместе с тем, актуальным остается вопрос о существующих проблемах мультикультурного характера, наиболее значимых в современном российском обществе, причинах этнической и религиозной нетерпимости.

Владимир Николаевич Аниськин, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания.

Владимир Игоревич Богословский, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.

Татьяна Анатольевна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

Елена Николаевна Рябинова, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.