Научная статья на тему 'Особенности интеллектуального развития в разные возрастные периоды в условиях ухудшения качества жизни населения'

Особенности интеллектуального развития в разные возрастные периоды в условиях ухудшения качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуального развития в разные возрастные периоды в условиях ухудшения качества жизни населения»

ФИЗИОЛО

H.A. Абрамовских, В.А. Щуров, Н.Д. Кремлев Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Введение. Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 года. Демографическая политика, согласно документу, должна быть направлена на «увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости...» [2]. При этом качество жизни населения определяет не столько численность населения страны, сколько интеллектуальный потенциал нации.

Сегодня образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в информационном обществе требует от членов социума высокого интеллектуального уровня, информационной культуры, творческой активности.

В 90-е годы затянувшийся переход России к рыночным отношениям чрезвычайно обострил социальные проблемы и привел к длительному снижению уровня жизни людей всей страны, и в частности Курганской области [4]. Уменьшение численности населения, низкая рождаемость, снижение уровня доходов и благосостояния людей, как следствие - их неполноценное питание, основную долю которого составляют углевод содержащие продукты (картофель, хлеб и сахар обеспечивают 61 % калорий в сутки) характеризуют качество жизни населения на протяжении уже более 15 лет.

Нам представилось необходимым определить влияние ухудшения качества жизни на интеллектуальный потенциал населения города Кургана.

Материал и методика исследования. Проведена экспресс-диагностика интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста 1997-1998 года рождения города Кургана (92 девочки и 118 мальчиков). Диагностика интеллектуальных способностей дошкольников проводилась по методике «МЭДИС» [6].

Интеллектуальные способности студентов (115 человек) и испытуемых зрелого возраста (42 человека) оценивали по тесту Г.Ю. Айзенка [6] (электронный вариант, 2005г.). Группу испытуемых «зрелого возраста» составляли мужчины (15 человек) и женщины (27 человек) с высшим образованием, занимающие руководящие должности в Курганской областной службе статистики.

На основе ежегодных данных Курганского областного комитета статистики анализировалась динами-

ка социально-экономического положения населения города Кургана.

Качественные данные были ранжированы, переведены в цифровую форму и проанализированы с помощью прикладного пакета анализа данных программы Excel. При сравнении средних величин использовали параметрический t-критерий достоверности различий Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Обнаружено, что в настоящее время треть населения области имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума. Потребление мяса и мясопродуктов резко сократилось (с 80 кг в год на душу населения в 1990 году упало до 47 кг в 2001 году). Показатель заболеваемости возрос на 31,6%. Ежегодная убыль населения достигла в среднем 1%.

В этих условиях при анализе интеллектуальных способностей детей, родившихся в Кургане в 19971998 годах, обнаружены показатели, которые были ниже соответствующих возрастной норме [6]. Так, средний бал IQ городских детей, посещающих детские дошкольные учреждения, составил 10,23±0,2. В то же время, обнаружено, что уровень благосостояния семьи влияет на развитие интеллектуальных способностей детей (рис.1). При этом сравнительно низкий уровень дохода имели 20% семей; средний уровень - 66% и высокий - 14%. Процент городских детей, попавших в группу с низким уровнем развития интеллекта, составил 54%.

у = 1,5382х28522 R2 = 0,734

19 1

17 -

— 15 -

л с 13 -

S 11 -

ю 9 -

о 7 -

5 -

3 -

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, психология, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 3

1,3 1,5 1,7 1,9 2,1 2,3

Уровень дохода семьи

Рис.1. Зависимость коэффициента интеллектуальных способностей от уровня дохода семьи городских детей

В группах детей из семей со средним и высоким уровнем доходов не выявлено существенных разли-

5

чий интеллектуальных способностей дошкольников мужского и женского пола, оцениваемых по субтестам «МЭДИС». В группе детей с низким доходом семьи уровень интеллекта мальчиков достоверно ниже (рис.2). У девочек дошкольного возраста из малообеспеченных семей уровень интеллекта практически такой же, как у девочек из обеспеченных семей. В то же время, только у дошкольников мужского пола из обеспеченных семей показатель интеллекта достигает нижней границы возрастной нормы, установленной для московских детей.

с с

о

J-

х

s

С

§

а

12 11 10 9 В 7 6

п дз в о чки Н м ал ь чи ки

¡■•ДО:

;ТО,1:

i

Si 1,0t

i

ни а кии средним вы со кии

Уровень благосостояния семьи

Рис.2. Показатель Ю мальчиков и девочек дошкольного возраста,воспитывающихся в семьях с разным уровнем благосостояния

Обнаружены достоверные половые различия интеллекта у детей дошкольного возраста в семьях с низким уровнем дохода (8,6±0,4 - у мальчиков и 10,0±0,3 балла у девочек). В то же время, необходимо отметить, что достоверных различий в группе девочек с разным уровнем дохода семьи нет.

Оценивая интеллектуальные способности студентов 1 и 4 курсов факультета психологии, валеологии и спорта (гуманитарного и спортивного направления), мы не обнаружили достоверных различий от первого года обучения к четвертому, в то же время, получены низкие показатели Ю как на первом курсе (106,26±0,14 балла), так и на четвертом году обучения (108,4±1,8). При этом коэффициент интеллекта в среднем у студентов университета должен составлять от 125 в 1-й год обучения и 135-140 при окончании университета [7], что не наблюдалось в обследуемой группе.

У студентов юношей, обучающихся на первом курсе университета, выявлено выраженное отставание по отношению к девушкам, соответственно: 99,56±1,49 и 106±0,75 балла. К четвертому курсу различия незначительны, при этом юноши опережают девушек в интеллектуальном развитии. Такая тенденция возрастает, и к 30 годам обнаружено вновь достоверное различие коэффициента интеллекта между мужчинами и женщинами: 135,17±6,04 и 119,33±4,34. К пятидесяти годам коэффициент интеллекта снижается, и его половые различия не выражены (рис.3).

21 28 возраст

Рис. 3. Динамика интеллекта (Ю в балах)в течении жизни

Заключение. Таким образом, в условиях ухудшения основных показателей социально-экономического положения населения. При этом ухудшение показателей интеллекта касается не только наиболее бедной части, но в большей или меньшей степени -всего населения, и оставляет длительное биологическое последействие. Интеллектуальные возможности подрастающего поколения у представителей мужского пола ограничены, и положительная динамика их умственного развития в последующие годы остается под вопросом. Стимуляция уровня рождаемости без превентивного повышения качества жизни населения не дают основания надеяться на адекватное повышение интеллектуального потенциала нации.

Список литературы

1.Екимова В. И. Психология ребенка в условиях экологического неблагополучия //Журнал практического психолога. - 1998. - № 4.

2.Плодитесь и размножайтесь! У России появился демографический план до 2025 года // Газета. - 2007. - №191.

3.Рост и развитие ребенка/Под ред. Н.Н. Миклашевский. - М, 1973.

4.Сараева Н.М.и соавт. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях // Психологическая наука и образование. - 2002. - №1. - С. 60-67.

5. Уровень жизни населения Уральского Федерального округа: проблемы оценки и анализа: Аналитическая работа. - Курган:

Издательство ККГС, 2004. - 226 с.

6.Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет //Вопросы психологии. - 1994. - №4.

7.Eaysenck, H.J. Inequality of Man. London [text] / H.J. Eaysenck, 1973. - P.47.

6

ВЕСТНИК КГУ, 2008. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.