Научная статья на тему 'Особенности интеллекта у подростков, склонных к исследовательской деятельности'

Особенности интеллекта у подростков, склонных к исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Виктория Михайловна

В данном исследовании рассматриваются особенности развития интеллектуальных и творческих способностей у младших подростков с разным уровнем развития склонности к исследовательской деятельности. В исследовании с помощью комплекса психодиагностических методик: «Культурно-свободный тест интеллекта» (Р. Кеттелл), субтест «Незаконченные фигуры» (Э.П. Торренс), методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная), принял участие 241 обучающийся и получены достоверные данные, анализируемые с помощью методов математической статистики: оценка нормальности распределения данных, параметрический метод сравнения двух выборок с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, многофункциональный критерий «j» Фишера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллекта у подростков, склонных к исследовательской деятельности»

1 I SCIENCE TIME I

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ковалевская Виктория Михайловна, ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет », г. Краснодар, E-mail: kovalevskay viktoria@mail.ru

Тш oi 1 1 1 lu • llq pi

Аннотация. В данном исследовании рассматриваются особенности развития интеллектуальных и творческих способностей у младших подростков с разным уровнем развития склонности к исследовательской деятельности. В исследовании с помощью комплекса психодиагностических методик: «Культурно -свободный тест интеллекта» (Р. Кеттелл), субтест «Незаконченные фигуры» (Э.П. Торренс), методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная), -принял участие 241 обучающийся и получены достоверные данные, анализируемые с помощью методов математической статистики: оценка нормальности распределения данных, параметрический метод сравнения двух выборок с использованием ^критерия Стьюдента для независимых выборок, многофункциональный критерий <ф> Фишера.

Ключевые слова: интеллект, творческие способности, креативность, исследовательская деятельность, исследовательские способности, младшие подростки.

Современное общество все больше нуждается в профессионалах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, а организация и совершенствование системы образования России для подрастающего поколения невозможны без учета потенциала обучающегося, целостного понимания особенностей его психической и познавательной деятельности. В настоящее время образование получает от общества запрос на воспитание и формирование креативной личности, умеющей быстро решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение в современном мире.

В связи с требованиями современного общества в школьное образование

1 SCIENCE TIME 1

вводится совершенно новый вид деятельности - проектная или научно-исследовательская, что требует совершенно новых и специфических навыков от детей и технологий от педагогов.

Актуальность проблемы определяется тем, что для создания эффективных технологий и грамотного сопровождения образовательного процесса необходимо изучать особенности интеллектуального развития, познавательных способностей и личности детей, склонных к исследовательской деятельности.

Цель исследования - изучить особенности интеллекта у подростков, склонных к исследовательской деятельности.

В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: существуют различия уровня ^ и особенностей творческих способностей у подростков, склонных и не склонных к исследовательской деятельности.

Большое количество разнообразных подходов и разрабатываемых в их рамках моделей по проблеме интеллекта приводит к тому, что существуют разнообразные интерпретации данного явления. Нам близка концепция ментального опыта М.А. Холодной, которая определяет интеллект как особую форму организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.

Проблема творческих способностей (креативности) также всегда привлекала внимание ученых, и, конечно, существуют различные подходы к пониманию данного феномена, которые можно объединить в три группы: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Р. Уайстберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг); творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономаре, Э.П. Торренс); творческих способностей нет (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу).

Исследовательскую деятельность в нашей работе мы понимаем как деятельность учащихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследование проводилось в г. Краснодаре. Группу исследования составил 241 обучающийся, из них 119 мужского и 122 женского пола - учащиеся 5-6-х классов в возрасте от 11 до 12 лет.

По результатам обработки «культурно-свободного теста интеллекта» Р. Кеттелла мы видим, что большая часть детей имеют низкий, средний и высокий уровень интеллекта.

При анализе среднего значения (М) и стандартного отклонения (а) по

I

SCIENCE TIME

I

уровню ^ мы получили: среднее значение (М) - 102,99 и стандартное отклонение (а) - 16,59.

Анализируя полученные результаты по половому признаку, мы видим, что среди мальчиков и девочек преобладает низкий, высокий, выше среднего и средний уровень интеллекта.

При анализе среднего значения (М) и стандартного отклонения (а) по уровню ^ у девочек и мальчиков мы видим, что среднее значение и стандартное отклонение практически не имеют различий.

40

R 5

I Девочки-подростки Мальчики-подростки

12345678 уровни интеллекта

Рис. 1 Различия уровня интеллекта у подростков по половому признаку Примечание: 1 - очень низкий уровень инт еллект а, 2 - низкий уровень интеллекта, 3 - средний уровень интеллекта, 4 - выше среднего уровень интеллекта, 5 - высокий уровень интеллекта, 6 - умеренно одаренный уровень интеллекта, 7 - высоко одаренный уровень интеллекта, 8 - исключительно

одаренный уровень интеллекта

При обработке данных 1-критерием Стьюдента мы получаем, что уровни интеллекта у девочек и мальчиков достоверно не имеют различий.

Таким образом, мы видим, что зона средних значений попадает в зону от низкого уровня развития интеллекта до высокого вне зависимости от половой принадлежности испытуемых.

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 1

Уровень креативности подростков по половому признаку

Показатели креативности Девочки М (с) Мальчики М (с)

Беглость 33,34 (3,15) 33,99 (2,87)

Оригинальность 39,16 (2,10) 39,96 (2,32)

Разработанность 32,50 (2,52) 31,69 (2,08)

Сопротивление замкнутости 42,22 (9,12) 41,47 (9,99)

Название 37,09 (4,18) 37,64 (5,02)

Общая креативность 36,86 (3,10) 37,16 (2,84)

100

а

л 80 и и

S к 60

т б

g ы 40 цв

Р 20

ПЧЧТТ

1 2 3 4 5 6

показатели творческих способностей

I Девочки-подростки Мальчики-подростки

Рис. 2 Особенности творческих способностей (креативности) у подростков по половому признаку Примечание: 1- беглость, 2 - оригинальность, 3 - разработанность, 4 -сопротивление замкнутости, 5 - название, 6 - общий уровень креативности

0

Как видно из представленных в таблице и на диаграмме данных для респондентов по методике Э.П. Торренса субтест «Незаконченные фигуры» характерны средние значения исследуемых параметров.

Баллы по шкале беглость свидетельствуют о недостаточном развитии у испытуемых способности создавать большое количество осмысленных идей.

Средний балл по шкале оригинальность свидетельствует о том, что способность давать необычные, уникальные ответы, требующие творческой силы, развита умеренно.

По баллу шкалы разработанность мы видим, что способность детально разрабатывать возникшие идеи требует развития у большинства подростков.

Баллы по шкале сопротивление замкнутости свидетельствуют о том, что способность избегать стереотипов и длительное время оставаться открытым к разнообразной входящей информации при поиске решения, т.е. сопротивляться образованию привычных образов, развита на высоком уровне.

По баллу шкалы название мы видим, что понимание сути проблемы и

•—-

128

1 SCIENCE TIME 1

уровень осмысленности развит умеренно у испытуемых.

Сходства и различия развитости показателей креативности и общего уровня креативности по половому признаку мы видим из таблицы и диаграммы, представленных на слайде. Значительных различий нет, что подтверждается обработкой данных ^критерием Стьюдента.

С помощью методики «Идеальный компьютер» М.А. Холодная мы изучали меру открытости познавательной позиции испытуемых. Таким образом, мы получили следующие данные: открытость познавательной позиции имеют 28% испытуемых, а остальные имеют закрытую познавательную позицию (72%).

При гендерном анализе мы видим, что соотношение открытой познавательной позиции примерно одинаково среди девочек (54%) и мальчиков (46%).

При анализе данных многофункциональным критерием <ф> Фишера с целью различий уровня интеллекта и креативности между подростками, склонными к исследовательской деятельности и несклонными, мы получили следующие данные:

- по уровню интеллекта выявлены следующие достоверные значения: подростки, склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют уровень интеллекта выше среднего и исключительно одаренный; подростки, не склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют низкий и умеренно одаренный уровень интеллекта;

- по уровню креативности выявлены следующие достоверные значения: подростки, склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют высокий уровень креативности; подростки, не склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют низкий уровень креативности.

На основании проделанной нами работы можно сделать следующие выводы.

1. Анализ литературных источников показал, что, несмотря на выраженный интерес исследователей к проблеме интеллектуального развития, в настоящее время еще не существует единой точки зрения относительно интеллекта.

2. В целом для испытуемых характерны средние значения уровня интеллекта и как показателей креативности, так и ее общего уровня за исключением сопротивления замкнутости, по которому в целом испытуемые имеют высокий уровень развития.

3. Подростки, склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют уровень интеллекта выше среднего и исключительно одаренный; подростки, не склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют низкий и умеренно одаренный уровень интеллекта.

4. Подростки, склонные к исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют высокий уровень креативности; подростки, не склонные к

1 SCIENCE TIME 1

исследовательской деятельности, достоверно чаще имеют низкий уровень креативности.

5. Полученные нами результаты позволяют утверждать, что выдвинутое нами предположение нашло свое подтверждение. Действительно, имеются различия в особенностях интеллекта у подростков, склонных и не склонных к исследовательской деятельности.

Таким образом, мы считаем цель исследования достигнутой, а гипотезу частично подтвердившейся.

Дальнейшее направление исследования - гендерный анализ различий интеллектуальных особенностей у мальчиков и девочек, разработка программы по развитию познавательной открытости.

Литература:

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24-33.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Бурлачук Л.Ф., Блейзер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев 1978.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М., 1965. С. 433-357

5. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-24.

6. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2006. - 224 с.

7. Пономарев В.Д. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21-25.

8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.

10. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. С. 230.

11. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб.: Питер, 2013. -320 с.: ил. - (Серия «Практическая психология»).

12. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.