ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ И АЗИАТСКО — ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН
Р.И. Уваров,
соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Суглобов А.Е.
Рецензент: доктор экономических наук, профессор Хомерики Г.В.,
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются процессы интеграции, ее виды и особенности. Также представлены основополагающие теоретические составляющие интеграционных процессов, основанные на истории возникновения и развития данного понятия. Отдельным аспектом выделена актуальность решения проблемы дальнейшего развития евразийского интеграционного проекта в Центральной Азии. Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы, экономическая интеграция
ESPECIALLY THE INTEGRATION OF RUSSIA IN CENTRAL ASIA AND THE ASIA — PACIFIC REGION
R.I. Uvarov,
an applicant for the department of the financе and economic analysis of Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article deals with the integration process, especially its species. Also presents the basic theoretical components of the integration processes, based on the history and development of the concept. Separate aspect highlighted the importance of decision problems of further development of the Eurasian integration project in Central Asia. Keywords: integration, integration processes, economic integration
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, Геополитическое положение России рассматривается с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов. Безопасность своей территории и экономики необходимо устанавливать как отношения добрососедства и мира со всеми сопредельными государствами. Особенность интеграционной ситуации в Азиатско — Тихоокеанском регионе состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. В данном случае присутствует разделение региона на нескольких уровнях — в первую очередь, это страны азиатского региона и Северная Америка. Интеграционное взаимодействие азиатских стран происходит на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC — Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок — например АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN — Association of Southeast Asian Nations). И,
наконец, третий уровень интеграции — это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии). Еще в XIX в. русские мыслители справедливо отмечали в этой связи, что с такой огромной границей никакая страна не может обеспечить безопасность своей территории и социально-экономическое процветание только за счет армии, флота, оборонительных сооружений и железных дорог. Необходимо большее — установить отношения добрососедства и мира со всеми сопредельными государствами, поддержать их стабильность, предсказуемость и поступательное развитие. В современных условиях речь должна идти об окружении России странами, заинтересованными в сотрудничестве с ней, получающих от этого сотрудничества взаимную выгоду, тесно связанными с Россией тысячами экономических, социальных, культурных связей, ощущающими себя единой геополитической общностью и пространством. В терминологии сегодняшнего дня речь должна идти о региональной интеграции.
Процессы региональной интеграции представляют собой один из наиболее актуальных трендов в быстроменяющемся мире, причем распространен он повсеместно. Только экономических интеграционных объединений по всей планете сейчас насчитывается около 240. По настоящему значимых из них несколько — это три основных интеграционных полюса. «Первопроходцем» в этой части называют Европейский Союз, переживающий в настоящее время кризис. Но изначально ЕС во многом явился попыткой европейских государств, объединившись, обрести экономическую самостоятельность от Вашингтона, а для Германии — еще и восстановить статус ведущей европейской державы экономическими средствами.
Сами Соединенные Штаты не оставили без внимания европейский опыт и уже в 1992 г., т.е. в год подписания Маастрихтского договора о Европейском Союзе, инициировали создание НАФТА — экономической интеграционной группировки североамериканских стран (США, Канады и Мексики). Сейчас США особенно активно курирует развитие интеграционной организации для АТР под названием Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) с подключением к ней Японии и Южной Кореи, что призвано не допустить кооперацию этих стран с Китаем и сузить интеграционное поле для Пекина. Со своей стороны, КНР реализует китайский интеграционный проект: переходит в приграничной торговле на юань, формирует в Центральной и Юго-Восточной Азии транспортную и трубопроводную инфраструктуру для вывоза сырья и торговой экспансии, в течение 2000-х годов создает зону свободной торговли со странами АСЕАН, Чили и Пакистаном. Все это говорит о том, что региональная интеграция не только составляет органичную потребность огромной России, но и есть новое содержание международных отношений.
Какие страны являются естественными интеграционными партнерами России? В нашей стране, например, существует множество сторонников общеевропейской интеграции, объединения потенциалов России и Европы. Действующая власть также не отрицает этой идеи, о чем свидетельствует высказанное в ноябре 2010 г. мнение Владимира Путина о создании экономического альянса от Владивостока до Лиссабона между ЕС и Россией, дополняя и усиливая конкурентные преимущества обеих сторон (ресурсы, инвестиции и технологии). За прошедшие годы Европейский Союз стал важнейшим торговым партнером России. С другой стороны, в России немало и тех, кто не без оснований считает, что эпицентр международной хозяйственной и политической жизни перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион и что Россия должна больше прислушиваться к интеграционным инициативам Китая.
На этом фоне круг естественных интеграционных партнеров России, по крайней мере, на среднесрочную перспективу, сужается до бывших совет-
ских республик. Учитывая, что ранее мы входили в состав единого государства, существуют факторы, облегчающие интеграционные процессы именно на постсоветском пространстве, игнорировать которые было бы в высшей степени опрометчиво. Среди них — коммуникативная среда, русский язык, общее историческое прошлое и особенности менталитета. Также, технологически совместимая экономическая база. Другой фактор — наличие инфраструктуры, созданной в советское время и стимулирующей торговые и экономические связи с Россией. Эта инфраструктура, конечно, нуждается в обновлении, и Россия планомерно действует в данном направлении, о чем свидетельствуют в частности проекты расширения Каспийского трубопроводного консорциума и газопровода «Средняя Азия — Центр». Итак, органичными партнерами России по интеграции могут и должны стать, прежде всего, бывшие союзные республики, включая государства Центральной Азии.
С постепенным восстановлением России как субъекта мировой политики и укреплением ее экономики ситуация медленно выравнивается. В экономической области в 2010 г. заработал Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. О готовности изучить возможность присоединения к нему заявили Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. С января 2012 г. Таможенный союз достиг новой ступени интеграции и функционирует теперь как Единое экономическое пространство (ЕЭП). К 2015 г. на его базе планируется создать Евразийский экономический союз (ЕЭС). Кроме того, в октябре 2011 г. России удалось, наконец, согласовать договор о создании многосторонней зоны свободной торговли в СНГ, работа над которым велась почти 20 лет. Его подписали восемь стран Содружества. В оборонной сфере Москва инициировала реформу Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят семь бывших советских республик. Здесь созданы совместные силы быстрого реагирования, введен запрет на открытие новых иностранных военных баз без согласия всех членов организации. Принципиальным моментом стало и сохранение СНГ, которое все больше играет роль политического клуба и площадки для реализации гуманитарных проектов. Таким образом, налицо развивающийся самостоятельный российский интеграционный проект. Его дальнейшее продвижение и будет приоритетом международных усилий России в ближайшие годы во всех прилегающих областях и регионах — на Украине, Кавказе и в Центральной Азии. Каждая из этих областей имеет свою специфику, которую Москва обязана будет учитывать, корректируя текущую политику. Но общий курс на региональную интеграцию должен быть сохранен.
Повышенного внимания со стороны Москвы этот регион достоин и потому, что здесь реализуются сразу три конкурирующих проекта — российский, китайский и западный, а общая картина осложняет-
ся также влиянием Индии, Ирана и Турции. Среди основных факторов, привлекающих к региону внимание крупных геополитических игроков — богатство природных ресурсов и особое географическое положение. Но главное — даже не промышленные категории запасов, а потенциальные ресурсы, которые могут скрывать недра ЦА. С другой стороны, Центрально-Азиатский регион расположен в самом сердце континентальной Евразии. Такое расположение почти автоматически заставляет Москву рассматривать Центральную Азию как сферу своих национальных интересов, особенно в части безопасности.
События произошедшие в 90-е и в первой половине 2000-х годов в ЦА показали бесперспективность в сегодняшних условиях создания собственного межгосударственного объединения центральноазиатских республик. С этой точки зрения, для ЦА как части постсоветского пространства наиболее востребованы интеграционные предложения именно внерегиональных сил.
Учитывая разницу интересов стран ЦА, Москва применила здесь (как, впрочем, и в других областях СНГ) концепцию многоуровневой и разноско-ростной интеграции. В первом случае, для сотрудничества в различных сферах создано несколько объединений: в экономической — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в военной — ОДКБ; в гуманитарной и политической — все более СНГ. Во втором — предусмотрены более глубокие интеграционные структуры в рамках уже действующих объединений, к которым другие государства смогут присоединяться по мере их готовности.
Задача дальнейшего развития евразийского интеграционного проекта в Центральной Азии является весьма сложной и многогранной. Возможные пути укрепления евразийской интеграции в Центральной Азии выглядят следующим образом.
Первое. Важнейшим условием успеха является преодоление недоверия центральноазиатских элит к таким объединениям как ТС, ЕЭП, ОДКБ — то есть организациям, где Россия по объективным причинам выступает доминирующей силой.
Проблема недоверия во многом обусловлена событиями происходящими в период распада Советского Союза и должна остаться в прошлом. Путь к ее решению — не односторонние уступки России или предоставление привилегированных режимов отдельным странам (например, Украине) ради их включения в интеграционные институты, а доказывание на деле эффективности работы ТС, ЕЭП и ЕЭС. Важнейшим условием повышения привлекательности названных объединений будет и широкое информирование о целях, выгодах и результатах интеграции с Россией.
Второе. При всем сказанном выше, Россия должна осторожно подходить к вопросу о расширении региональных организаций(например ТС), принимая во внимание международный опыт и сохраняя баланс между экстенсивным (за счет принятия
новых членов) ростом интеграционных объединений и их интенсивным (за счет совершенствования процедур и механизмов) развитием.
Аналогии между расширением ЕС и ТС очевидны. Киргизия и Таджикистан как кандидаты на вступление в ТС — в экономическом отношении страны довольно слабые. Причем, рассматривать участие в союзе Таджикистана, не имеющего с объединением общей границы, можно только после вступления в него Киргизии. Главы правительств стран ЕврАзЭС поддержали инициативу о присоединении Киргизии к ТС в октябре 2011 г., приняв решение о создании специальной рабочей группы. Как ожидается, при прочих равных условиях страна может завершить необходимые процедуры до конца 2012 г., хотя не все эксперты придерживаются такого оптимистического сценария. Представляется, что Таможенному союзу необходимы четкие критерии членства новых государств, сформулированные, например, в виде предельного уровня бюджетного дефицита и внешнего долга, а также утвержденные программы экономического развития стран-кандидатов, сформулированные в виде строгих юридических обязательств. Одних критериев мало, необходимо предусмотреть механизмы их реализации и контроля, т.е. дееспособные институты интеграционных объединений.
Третье. Совершенствование внутренних институциональных и правовых основ ТС, ЕЭП и ОДКБ — ожидаемый шаг к укреплению всех названных организаций.
Европейский опыт показал, что вопреки критике многих экономистов Европа предпочла ускоренный переход к валютному союзу без предварительного создания действующих наднациональных механизмов управления и контроля экономической политики членов ЕС. Это привело к тому, что к концу первого десятилетия XXI в. такие страны, как Греция, Италия, Португалия и Испания, бесконтрольно накапливая значительные внешние долги и дефициты бюджетов, подорвали доверие к своей платежеспособности и поставили под удар всю зону евро. Для России необходимо, таким образом, исключить возможность повторения в том или ином виде «греческого сценария» на пространстве своих интеграционных объединений, где в зоне экономического риска находится, например, Белоруссия. В этих условиях для Москвы исключительно важно сформировать такие наднациональные и юридические институты, которые бы обязывали интегрирующиеся страны соблюдать бюджетную дисциплину и не злоупотреблять внешними заимствованиями.
Целесообразно также ориентировать механизмы ТС и ЕЭП на решение основных задач российской экономики — обеспечение макроэкономической стабильности и перевод экономики на новую технологическую базу. В первом случае, правительство России исходит из того, что мировая экономика находится в состоянии системного кризиса, а предстоящие годы пройдут под знаком глобальной экономической тур-
булентности. Во втором — что мировой спрос на углеводороды будет расти еще 10 — 20 лет и России необходимо максимально использовать открывшееся окно для технического перевооружения своей экономики. Сама по себе интеграция и есть средство обеспечения стабильности общими усилиями, а также расширения рынка сбыта российской технологической продукции, в частности, машиностроения. В рамках ЕврАзЭС ранее были созданы такие антикризисные структуры, как Антикризисный фонд ЕврАзЭС (предоставляет ликвидность членам организации по минимальным ставкам) и Евразийский банк развития (инвестирует в совместные проекты, такие как, например, Экибастузская ГРЭС-2 в Казахстане). Другая мера — создание в Москве международного финансового центра и расширение рублевой зоны, которая сейчас растет естественным образом по мере увеличения объемов российской торговли с сопредельными странами. Уже около 70% безналичного оборота между Россией и Белоруссией осуществляется в рублях. В конце 2011 г. было объявлено о создании Венчурного фонда стран «таможенной тройки». Многое предстоит сделать и для совершенствования правовой базы ТС-ЕЭП-ЕЭС.
Наконец, четвертое. Как было отмечено, свои интересы в Центрально-Азиатском регионе имеет не только Россия, но и США, ЕС, Китай и ряд других игроков. При этом, скажем, китайский и западный региональные проекты во многом конкурируют между собой. Отсюда, России выгодно отслеживать и использовать противоречия между Вашингтоном, Пекином и Брюсселем в своих интересах.
Россия нацелена на активные интеграционные процессы в АТР. В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из наиболее динамично-развивающихся регионов мира. Приоритетами, обозначенными Российской Федерацией являются: либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция; укрепление продовольственной безопасности; формирование надежных транспортно-логистических цепочек; интенсивное взаимодействие для инновационного роста.
Присоединение к ВТО открыло для России новые горизонты региональной экономической интеграции, заключения соглашений о свободной торговле со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока российская интеграционная политика в значительной степени сконцентрирована на постсоветском пространстве, однако сегодня Россия фактически открывает активную интеграционную повестку в АТР, начав целый ряд переговоров о заключении соглашений по свободной торговле (например, с Новой Зеландией и Вьетнамом). В будущем Россия нацелена на активное участие в Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли, формирование которой является стратегической задачей АТЭС. Одной из важнейших задач на пути к региональной интеграции Россия видит сближение в сфере регулирования, которое обеспечит прозрач-
ность, отсутствие дискриминации и соблюдение международных стандартов.
Реализация этих мер позволит существенно улучшить условия ведения бизнеса в регионе уже к 2015 году.
Россия рассматривает решение транспортных проблем в регионе как одну из важнейших задач на пути обеспечения экономического роста. РФ намерена продолжить решение задач, предложенных ранее в этом направлении. В частности, придать новый импульс инициативе Сингапура по развитию транспортно-логистических цепочек, необходимость замещения традиционных видов топлива более экологичными — газом и биотопливом, а также повышение энергоэффективности, развитие электромобилей как альтернативы нынешним автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.
Россия дополняет этот список рядом инициатив, в том числе по диверсификации транспортно-логи-стических цепочек АТЭС. Одним из ее направлений может стать использование российских транзитных возможностей, например, с помощью модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей и тихоокеанских портов России, развитие новых морских маршрутов в дополнение к традиционным маршрутам через Малаккский пролив и Суэцкий канал. В последнем случае речь может идти и об использовании Северного морского пути для транзитных перевозок между портами Восточной Азии, Тихоокеанского побережья Северной Америки и Северной Европы и для доставки углеводородов с месторождений в районах российской Арктики потребителям на Тихоокеанском побережье.
Главными приоритетами РФ являются либерализация торговли и инвестиций, экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности и транспортно-логистических цепочек, а также содействие инновациям. Сосредоточить внимание на вопросах инновационного развития Россия считает особенно важным, так как именно инновации являются основой для торговли и инвестиций в регионе в будущем.
Литература:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Юристъ, 1999.
2. Арин О.А. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. — М.: Флинта, Наука, 1997.
3. Матяш В.Н. Мировые инвестиционные потоки — США, Россия, страны с переходной экономикой, развивающиеся государства: сравнительный анализ. — М.: МИД России, 2004.
4. Мировая экономика в начале XXI века: сборник научных статей. / под ред. В.М. Грибанич. — М.: Научная книга, 2003.
5. Сальваторе Д. Международная экономика. — М.: Институт внешнеэкономических связей и управления, 2002.