Жумабаева Меруерт Ербосыновна,
старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Мировая история и развитие государственности сопровождаются стремлением государств к интеграции, экономическому и геополитическому сближению, что является процессом объективным и закономерным. В частности вторая половина XX в. - начало XXI в. характеризуются концептуально новыми и фундаментальными процессами в области международных отношений и межгосударственных образований, особое место среди которых, несомненно, занимают европейская и евразийская интеграция.
Интеграционное объединение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) было сформировано по экономическим и политическим мотивам из государств, имеющих как значимую, исторически сложившуюся общность, так и значительные, реально существующие различия социально-экономических, политических и культурно-этнических условий. Каждое государство-участник ЕврАзЭС вступало в это интеграционное объединение со своей заинтересованностью в участии: соображения геополитического плана либо экономические мотивы.
Более подробный анализ происходящих интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС позволяет рассмотреть опыт европейского интеграционного объединения в качестве основного средства преодоления имеющихся в настоящее время противоречий постсоветского пространства.
Так, опыт организации и работы Европейского союза был заимствован при разработке и подготовке положений договора о создании Экономического союза, соглашений о таможенном союзе в Содружестве Независимых Государств, формировании и развитии ЕврАзЭС. При этом следует подчеркнуть, что ЕврАзЭС имеет собственные черты своего развития, чаще основанные на политической воле глав государств-участников ЕврАзЭС, однако, данному интеграционному объединению следовало бы уделить еще более пристальное внимание интеграционному опыту
Европейского Союза, особенно в построении Таможенного союза.
В основе евразийской региональной интеграции лежат объективные процессы глобализации. А также естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и рынков [1].
Противоречивый характер интеграционных процессов на постсоветском пространстве повлек масштабный и тяжелый кризис, истоки которого лежали в предшествующем периоде развития евразийского пространства. Этот кризис, с одной стороны, предполагал объективную необходимость минимального объема сотрудничества евразийских государств на основе сохранения и поддержания бывших советских экономических, политических связей и коммуникаций, а с другой стороны - поиск собственных внутригосударственных путей становления и развития, что создало предпосылки для последующего сближения образовавшихся государств.
Распад СССР обозначил серьезные и противоречивые сложности на пути самоопределения и развития новых независимых государств. Потенциал взаимного сотрудничества и многосторонних отношений, унаследованный от советского опыта, не нашел должного применения для экономического роста новых независимых государств.
Отношения между бывшими республиками СССР руководители новых государств на постсоветском пространстве попытались сохранить с помощью создания Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) [2], которое могло стать полноценным интеграционным объединением [3]. Именно такой подход был отражен в учредительных документах СНГ, где регламентировались формирование общего экономического пространства и создание Таможенного союза, сохранение объединенного командования над общим военно-стратегическим пространством, обеспечение прозрачности границ внутри СНГ,
№ 3 (31) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
координация внешней политики, содействие в решении вопросов социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, обеспечение всем гражданам, равных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и т.д. [4].
таким образом, эффективность СНГ подтверждается бесконфликтностью в разрешении вопросов между странами, решении ядерной проблемы, отсутствием региональных споров. У постсоветских государств были все предпосылки, чтобы на новом фундаменте создать мощное интеграционное объединение, поскольку экономики всех стран СНГ, в значительной мере связанные друг с другом, находились в определенной закономерной зависимости.
Соответственно, сотрудничество в рамках СНГ осуществлялось в основном в экономической сфере, явилось фундаментом всего комплекса отношений в рамках Содружества.
Заметного успеха в интеграционном созидании добилось и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), включающее Россию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, таджикистан. Формирование ЕврАзЭС явилось толчком для поэтапного развития экономического интеграционного строительства от зоны свободной торговли через таможенный союз к общему рынку.
Значительная активизация взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в экономической сфере, подписание и реализация ряда многосторонних договоров и соглашений, увеличение темпов взаимной торговли позволяют говорить о Сообществе как о наиболее эффективной и развитой организации на пространстве СНГ, аккумулирующей большую часть его совокупного экономического потенциала.
Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) было одним из важных внешнеполитических приоритетов государств-участников. Речь идет о создании новой региональной интеграционной организации, объединяющей таможенные территории государств-участников, в рамках которой предполагалось обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводить единую внешнеторговую и согласованную налоговую, денежно-кредитную и валютно-финансовую политику.
Другим интеграционным объединением на постсоветском пространстве была Организация «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ЦАС). впоследствии данная организация была преобразована в Евразийское экономическое сообщество. Развитие многоуровневого торгово-экономического сотрудничества провозглашалось приоритетным направлением деятельности ЦАС. Кроме этого, государства-члены ЦАС ко-
ординировали свои действия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков, что предусматривало создание согласованной, сближенной правовой законодательной базы, а также проведение регулярных встреч, переговоров руководителей служб безопасности и правоохранительных органов «четверки». Большой акцент делался на вопросы обеспечения безопасности и экономической стабильности, использованию водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии, формированию общего транспортного пространства, развитию агропромышленного комплекса и приграничной торговле.
28 мая 2004 г. в г. Астане на внеочередном заседании Совета глав государств была единогласно одобрена заявка России на вступление в ЦАС, путем присоединения к Договору об учреждении Организации ЦАС [5]. Необходимость вступления в ЦАС России была обусловлена стратегическим значением для нее Центрально-азиатского региона, в том числе с точки зрения обеспечения национальной безопасности и прогрессивного развития российского государства.
17-18 октября 2004 года в г. Душанбе состоялся саммит ЦАС, где был подписан Протокол о присоединении Российской Федерации к Договору об учреждении ЦАС [6].
военно-политическую составляющую на постсоветском пространстве представляет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [7]. Границы сотрудничества в рамках ОДКБ постоянно расширяются, сама она приобретает качественно новый характер. Организация Договора о коллективной безопасности на пути своего развития наращивает международный авторитет. Свидетельством является получение ОДКБ в декабре 2004 года статуса наблюдателя в Генассамблее ООН.
Основными партнерами в сотрудничестве ОДКБ являются ООН, ОБСЕ, шОС, СНГ. в ходе взаимодействия решаются вопросы миротворчества, борьбы с новыми вызовами и угрозами, обеспечения региональной безопасности и стабильности.
Многие государства СНГ кроме всего прочего являются участниками и других - внереги-ональных объединений, таких, как шанхайская организация сотрудничества (шОС), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Организация Исламская конференция (ОИК), Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС) и других [8].
Анализ деятельности региональных объединений на постсоветском пространстве позволяет сформировать вывод о том, что Содружество Независимых Государств, не проявив себя в каче-
8
стве эффективного механизма взаимодействия новых самостоятельных государств, стало площадкой для формирования более узких по составу участников и целям интеграции объединений.
Экономическую и политическую составляющую в качестве приоритетного направления сотрудничества избрали сразу несколько группировок, в том числе ЕврАзЭС, ЦАС, ЕЭП. Значительных успехов на интеграционном поприще достигло ЕврАзЭС. Опыт этой международной организации может быть весьма интересен для взаимодействия в формате других объединений в рамках СНГ. Более того, она является той площадкой, где апробируются новые проекты и совместными усилиями решаются общие проблемы. Без сомнения, ЕврАзЭС столкнулось со множеством проблем, характерных для СНГ, в то же время оно смогло воспользоваться позитивным опытом взаимодействия в рамках данной организации для углубления экономического, гуманитарного и приграничного сотрудничества.
На основе анализа в качестве выводов следует отметить следующее:
1. Региональное интеграционное строительство на постсоветском пространстве стало одним из значимых процессов экономической жизни современного этапа.
2. Наличие большого количества сложностей в рамках СНГ предопределило развитие более гибких моделей разноскоростного и разноформатного сотрудничества между государствами постсоветского пространства. Это объединения более узкие по формату участия и сферам взаимодействия, такие как: Евразийское экономическое сообщество; Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана; Организация «Центрально-Азиатское Сотрудничество»; Организация Договора о коллективной безопасности.
3. Евразийское экономическое сообщество является наиболее успешным и продвинутым интеграционным объединением на пространстве СНГ, сосредотачивающим большую часть его совокупного экономического потенциала.
Список литературы
1. Пермякова Е.С. Экономическая интеграция России и Казахстана: императивы государственной политики. Теоретический аспект // Ползуновский альманах. - № 3. - 2011. - С. 109.
2. Россия - ШОС, ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ. Том 3. Экономика и связи с Россией в 2000-2006 гг. Проект ПОЛПРЕД: Т. Васильченко и др. - М.: Аг. «Бизнес-Пресс», 2006. - С. 12.
3. Алексеев Р.Ф., Михайлов В.П. Евразийское экономическое сообщество // Международная жизнь. - №11. - 2000. - С. 29.
4. Содружество Независимых Государств: события и факты. Справочная информация // Дипломатический вестник, апрель 2003. С. 18.
5. http://www.postkomsg.com/id=6330
6. http://www.postkomsg.com/id=6330
7. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Документы по вопросам формирования системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности. Вып. № 2. Секретариат Совета коллективной безопасности. - М., 2000. - С. 7.
8. Либман A.M. и др. Взаимодействие стран СНГ с азиатскими интеграционными группировками. - М., 2006. - С. 21.
Мащалада совет вюмет1нен кешнг1 кезецдегг еуразиялъщ кещстгктгц интеграциялъщ б1рлестжтерШц нысандары толъщ корсеттген. Интеграциялъщ б1рлестжтерге цысцаша талдау ЖYргiзiлген. Интеграциялъщ б1рлестжтердщ тшмдтг1 туралы тужырым жасалган.
ТYйiн свздер: интеграция, бiрлестiк, Еуразиялъщ экономикалъщ цогамдастъщ.
В статье раскръваются форми интеграционнъх объединений евразийского пространства постсоветского периода. Содержится краткий анализ интеграционнъх объединений. Сделан вшвод об эффективности интеграционнъх объединений.
Ключевые слова: интеграция, объединение, Евразийское экономическое сообщество.
А № 3 (31) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
The article examines the forms of integration associations of Eurasian space of post-soviet period. There is a short analysis of integration associations. The article concludes about efficiency of integration associations.
Keywords: Integration, association, Eurasian economic association.
Меруерт Ербосынкызы Жумабаева,
КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ьщтану бeлiмiнщ ага гылыми ^ызметкерi
Еуразия кещслгшдеп интеграциялык; процестер
Жумабаева Меруерт Ербосыновна,
старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК
Интеграционные процессы на евразийском пространстве
Zhumabayeva Meruert Erbosynovna,
senior Research Fellow, Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan
Integration processes on eurasian space