ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В.В. Лобанова, канд. экон. наук, доцент Б.Р. Хуажева, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10804
Аннотация. В статье рассматривается понятие маркетинга персонала и целесообразность применения данной концепции в государственном и муниципальном управлении. Выделены особенности управления персоналом в ГМУ, которые влияют на элементы комплекса маркетинга органов государственной власти. Описываются преимущества применения маркетингового подхода в формировании кадрового состава государственной службы.
Ключевые слова: государственная служба, маркетинг персонала, комплекс маркетинга, инструменты маркетинга персонала.
В последние годы в Российской Федерации происходят процессы трансформации государственной службы, направленные на повышение качества и эффективности системы государственного управления. Ключевым аспектом таких изменений является развитие системы управления персоналом в государственном и муниципальном управлении (ГМУ), так как именно от деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих зависит способность системы государственного управления решать поставленные задачи. Среди современных концепций управления персоналом в бизнес-секторе активно применяется маркетинг персонала, однако в сфере публичного управления он пока не приобрёл широкое распространение, а проблема его использования в ГМУ достаточно слабо освещена в отечественной литературе. Данные факты определяют актуальность выбранной темы статьи.
Под маркетингом персонала с практической точки зрения следует понимать совокупность технологий привлечения и удержания персонала, когда управление персоналом организации происходит с ориентацией на рынок труда [4, с. 5].
В концепции маркетинга персонала рабочая сила рассматривается с 2-х сторон:
1) как товар, когда сотрудника рассматривают с точки зрения его навыков и компетенций, полезных для организации;
2) как покупателя, который приобретает рабочее место в обмен на свой труд [4, с. 8].
Применяя концепцию маркетинга персонала в ГМУ следует учитывать особенности управления персоналом в системе государственной гражданской службы. Обычно к таким особенностям относят:
- необходимость определения правильных и приоритетных целей системы управления персоналом ввиду социальной направленности системы государственного управления;
- сложности подбора кадров в органы государственного управления, так как государственные и муниципальные служащие должны не только обладать соответствующими профессиональными компетенциями, но и соответствовать ряду жестких и регламентированных формальных признаков, иметь важные моральные качества, на которые коммерческие предприятия не всегда обращают внимание;
- бюрократизация всей систем ГМУ, в т.ч. и процессов управления персоналом, что приводит к нагромождению управленческого аппарата;
- наличие обязательной законодательной базы, которую должны знать и выполнять все государственные служащие;
- ограниченность механизмов материального и нематериального стимулирования персонала в системе государственной службы;
- использование более широких и углубленных инструментов контроля за деятельностью государственных служащих, а с учетом борьбы с коррупцией, и членов их семей [2].
Все приведенные особенности говорят о том, что к государственным служащим предъявляются гораздо большие требования по сравнению с персоналом коммерческих организаций. При этом уровень оплаты труда в государственной службе, по-прежнему, немного ниже среднего уровня в РФ.
Данный факт свидетельствует, что маркетинг персонала является необходимой технологией для кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления.
Цель маркетинга персонала в системе государственного управления можно сформулировать как удовлетворение потребности органов государственного управления в персонале посредством применения маркетинговых инструментов.
В таком случае руководству органов государственного управления следует принять тот факт, что, выходя на рынок труда в поисках высококвалифицированных кадров, они должны быть конкурентоспособными по сравнению с коммерческими предприятиями, предлагать сотрудникам лучшие условия трудовой деятельности, в противном случае персонал, обладающий нужными компетенциями, будет трудоустраиваться в частном секторе, что будет снижать эффективность функционирования системы государственного управления [5, с. 95].
Если применять концепцию комплекса маркетинга к маркетингу персонала в ГМУ, то можно выделить несколько основных элементов: продукт, цена, место и продвижение. Ниже представим описание элементов комплекса маркетинга персонала в ГМУ.
Продукт. В данном случае продукт -это рабочие места государственных и муниципальных служащих, соответствующие
условия занятости, её материально-техническое обеспечение. Кроме того, развитие продукта маркетинга персонала предполагает совершенствование процедур набора и отбора персонала, адаптации, обучения, распределения полномочий и обязанностей, контроля и оценки.
Чтобы занятость в органах государственного управления была привлекательной для рабочей силы, здесь создаются по большей части комфортные условия работы, соблюдаются нормы трудового законодательства, предоставляются различные привилегии и льготы.
Цена. В маркетинге персонала ГМУ цена - это альтернативная стоимость той работы, которую выполняет государственный служащий в органе государственного управления с учетом всех требований и созданных условий занятости. По мнению авторов статьи, данный элемент маркетинга персонала в ГМУ является наиболее проблемным, так как оплата труда государственных и муниципальных служащих, особенно на низовом уровне, остаётся ниже, чем в коммерческом секторе. Такая ситуация частично компенсируется льготами, инструментами нематериального поощрения государственных служащих, перспективами карьерного роста, однако, по-прежнему органы государственной власти ощущают нехватку высококвалифицированных и мотивированных специалистов.
Место. Данный элемент в маркетинге персонала ГМУ ассоциируется с организационным обеспечением стратегии маркетинга персонала, которое влияет на принятие решения соискателей о поступлении на государственную службу. В данном контексте значение имеют организационная структура органов государственного управления, которая, как правило, строится по иерархическому принципу, принятые нормативно-правовые акты, процедуры, стандарты, регламенты, определяющие множество аспектов деятельности государственных и муниципальных служащих, корпоративная культура с высокой долей бюрократизации. Данный аспект также довольно часто становится проблемным в маркетинге персонала ГМУ, так как не все
специалисты готовы работать в рамках жестких ограничений.
Продвижение. Затрагивает вопросы формирования внешних и внутренних коммуникаций органов государственной власти по вопросам формирования и развития персонала, имиджа государственных учреждений в качестве работодателей на рынке труда. Именно благодаря данному элементу происходит формирование, распределение, перераспределение, обмен человеческим капиталом в системе ГМУ. Отметим, что несмотря на все недостатки в других элементах маркетинга, государственная служба остается достаточно привлекательной для потенциальных сотрудников. Однако особую значимость инструменты продвижения приобретают в рамках внутреннего маркетинга персонала, чтобы обеспечить сохранность сформированного кадрового состава, исключить высокий уровень текучести кадров для удержания наиболее опытных и квалифицированных служащих.
Таким образом, в рамках использования концепции маркетинга персонала органы государственного управления должны работать над каждым из указанных элементов, чтобы система ГМУ выдерживала конкуренцию на рынке труда с коммерческими компаниями.
К особенностям применения маркетинга персонала в системе государственного управления следует отнести то, что на данный момент нет законодательного закрепления возможности применять инструменты маркетинга персонала в ГМУ, такой термин отсутствует в нормативно-правовом обеспечении государственной
имеются технологические проблемы реализации маркетинга персонала в органах государственного управления. Методология маркетинга персонала в ГМУ, организационные вопросы остаются непрорабо-танными [3].
По мнению авторов исследования, для формирования более высокого уровня кадрового потенциала в системе ГМУ необходимо постепенно комплексно внедрять инструменты маркетинга персонала, в т.ч.:
- инструменты формирования человеческого капитала как продукта, к которым, прежде всего, можно отнести планирование, высвобождение и привлечение человеческих ресурсов органа государственного управления;
- инструменты распределения, продвижения, развития человеческого капитала, к которым относится мотивация, обучение, профессиональное и личностное развитие государственных служащих;
- инструменты оценки использования человеческого капитала в соответствии с полученными результатами.
Активное применение инструментов маркетинга персонала, внедрение в сферу ГМУ рыночного подхода должно привести к формированию качественно нового состава государственных гражданских служащих в органах государственного управления.
Результатом реализации стратегии маркетинга персонала будет ориентация деятельности государственных гражданских служащих на удовлетворение потребностей общества путем оказания качественных государственных услуг.
гражданской службы, соответственно,
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Лымарева О.А., Пирогова А.А. Особенности управления персоналом в государственной гражданской службе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №10-2. -С. 14-17.
3. Молочников Н.Р., Коломиец Е.С. Возможность применения маркетинга персонала для управления трудовым потенциалом в системе государственной службы // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №5-2 (27). - С.66-71.
4. Печеркина И.Ф. Маркетинг персонала: учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. - 96 с.
5. Хрущева А.С., Пратусевич В.Р. Применение инструментов маркетинга в государственных учреждениях // Сборник методических рекомендаций по вопросам теоретических и практических разработок в области прикладных общественно-гуманитарных и естественных наук. Материалы по итогам I Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 92-96.
FEATURES OF STAFF MARKETING TOOLS IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM
V.V. Lobanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor B.R. Khuazheva, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article examines the concept of staff marketing and the feasibility of applying this concept in the state and municipal administration. The features of personnel management in the GMU, which affect the elements of the marketing complex of the state authorities, are highlighted. The advantages of applying a marketing approach in the formation of the public service staff are described.
Keywords: public service, staff marketing, complex marketing, personnel marketing tools.