Научная статья на тему 'Особенности институциональной структуры рынка труда в энергетической сфере России'

Особенности институциональной структуры рынка труда в энергетической сфере России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА / INSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE LABOUR MARKET / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / LEGAL REGULATION OF LABOUR / ОТРАСЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / SECTORAL DIFFERENTIATION / СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / SOCIAL-PARTNERSHIP AGREEMENT / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / COLLECTIVE AGREEMENT / ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / LOCAL STATUTORY ACT / ДИНАМИКА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / THE DYNAMICS OF SUPPLY AND DEMAND / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / РАБОЧИЕ МЕСТА / JOBS / ПРОФСОЮЗЫ / AND TRADE UNIONS / LACK OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина А. А.

Особенности институциональной структуры рынка труда в энергетической сфере России представлена тремя составляющими: государство, предприниматели и деятельность профсоюзов. Поставлен вопрос о необходимости дифференцированного подхода к вопросу регулирования труда работников энергетической сферы. Актуальность решения проблемы дефицита кадров и повышения их квалификации. Со стороны государства решается не только проблема нехватки кадров, но и создания рабочих мест в тех областях страны, где остро стоит проблема безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the institutional structure of the labor market in the energy sector of Russia

The peculiarities of the institutional structure of the labor market in the energy sphere Russia is represented by three components: the state, employers and trade Union activities. The question of the need for a differentiated approach to the issue of regulation of labor of employees of the energy sector. The urgency of resolving the problem of shortage of personnel and improvement of their qualification. The state solve not only the problem of lack of personnel, but also create jobs in those regions where the acute problem of unemployment.

Текст научной работы на тему «Особенности институциональной структуры рынка труда в энергетической сфере России»



ОСОБЕННОСТИ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОИ СТРУКТУРЫ

РЫНКА ТРУДА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

СФЕРЕ РОССИИ

Аннотация. Особенности институциональной структуры рынка труда в энергетической сфере России представлена тремя составляющими: государство, предприниматели и деятельность профсоюзов. Поставлен вопрос о необходимости дифференцированного подхода к вопросу регулирования труда работников энергетической сферы. Актуальность решения проблемы дефицита кадров и повышения их квалификации. Со стороны государства решается не только проблема нехватки кадров, но и создания рабочих мест в тех областях страны, где остро стоит проблема безработицы.

Ключевые слова: Институциональная структура рынка труда, правовое регулирование труда, отраслевая дифференциация, социально-партнерские соглашения, коллективный договор, локальный нормативный акт, динамика спроса и предложения, безработица, дефицит кадров, рабочие места, профсоюзы.

THE PECULIARITIES OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE LABOR MARKET IN THE ENERGY SECTOR

OF RUSSIA

Annotation. The peculiarities of the institutional structure of the labor market in the energy sphere Russia is represented by three components: the state, employers and trade Union activities. The question of the need for a differentiated approach to the issue of regulation of labor of employees of the energy sector. The urgency of resolving the problem of shortage of personnel and improvement of their qualification. The state solve not only the problem of lack of personnel, but also create jobs in those regions where the acute problem of unemployment.

Keywords: institutional structure of the labour market, the legal regulation of labour, sectoral differentiation, social-partnership agreement, the collective agreement, the local statutory act, the dynamics of supply and demand, unemployment, lack of personnel, jobs, and trade unions.

Энергетическая сфера является важнейшей сфе- обеспечения жизнедеятельности человека и разви-рой экономики не только в рамках одной страны, но тия всего сообщества1.

и всего мира в целом, имеет огромное значение для Экономические параметры развития энергети-

А.А. Мухина,

адъюнкт кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России (оперуполномоченный 3 ОРЧ «И» ОУР УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве) Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Научный руководитель: доктор экономических наук Казиахмедов Г.М.

Рецензент: доктор экономических наук Грузинов В.П.

E-mail: [email protected]

A.A. Mukhina,

the graduated in a military academy of chair of economic security and economy of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia (the operative 3 ORCh "And" OUR Department of Internal Affairs on YuZAO GU Ministry of Internal Affairs of Russia across Moscow)

ческих отраслей оказывает существенное влияние на темпы роста экономики, социальной сферы, на характер занятости населения. Это определяет и социальное значение энергетической сферы России.

Не стоит забывать, что именно благодаря усилиям работников данной сферы и обеспечивается функционирование этой важнейшей отрасли экономики страны. Именно поэтому в существовании и успешном ее развитии определяющую роль играют труд и трудовые отношения.

Институциональная структура рынка труда в сфере энергетики России представлена тремя важнейшими составляющими, а именно: трудовыми отношениями между работником и работодателем, политикой управления трудовыми ресурсами со стороны государства и деятельностью профсоюзов, направленной на стабилизацию ситуации на рынке труда.

Вопросы правового регулирования трудовых отношений в энергетической сфере России продолжают оставаться одними из наиболее значимых для эффективного функционирования данной сферы общественного производства.

Оценивая совокупность нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения в данной сфере, в первую очередь, следует отметить их неоднородность. И прежде всего в силу того, что часть из них были приняты значительное время назад. Что же касается действующего трудового законодательства, то отметим существующий в нем пробел в части правового регулирования трудовых отношений в энергетической сфере2. Трудовой Кодекс РФ не рассматривает работников, занятых в нефтяной, газовой, угольной промышленности, в сфере электроэнергетики, как особых субъектов трудовых отношений. До настоящего времени ни на российском, ни на международном уровне не принято какого бы то ни было специального нормативного правового акта, который непосредственно регулировал бы трудовые отношения в энергетической сфере России. Заметим, что в последнее время российский законодатель уделяет внимание углублению дифференциации правового регулирования труда путем дополнения норм ТК РФ новыми особенностями регулирования труда отдельных категорий работников: спортсменов и тренеров; работников, работающих во вредных условиях труда; работников государственных корпораций и государственных компаний.

Следует поставить вопрос и о необходимости дифференцированного подхода к вопросам регулирования труда работников энергетической сферы с учетом ее значимости данного для дальнейшего развития России.

Рассматривая ТЭК РФ как особую сферу приложения способностей человека к труду и особые социальные и правовые связи участников трудового процесса, допустимо выделить в ней основания для отраслевой дифференциации, свойственной трудовому праву, включая:

а) особенности характера отдельных видов работ в определенной отрасли (нефтяной, газовой, энергетической и т. п.)3;

б) особенности условий труда в составляющих ее сферах на профилирующих видах работ (специальностях, профессиях или должностях), а также значение ТЭК для экономики государства в целом4.

Необходимо придерживаться точки зрения о том, что отраслевая дифференциация должна устанавливаться в основном отдельными федеральными законами, а не только ТК РФ, который, помимо указанных оснований и пределов, должен содержать минимальные стандарты, уровни правовых гарантий, чтобы иными нормативными правовыми актами они могли быть повышены5. Как следствие, в ТК РФ должны содержаться в первую очередь пределы дифференциации правового регулирования трудовых отношений с целью соблюдения единства и дифференциации трудового права. При этом законодательство может пойти по пути либо недостаточно обоснованной унификации, либо установления необоснованных специальных норм. Отсутствие же специального нормативного правового акта приводит, как правило, к необходимости восполнения пробелов централизованного регулирования посредством договорного правового регулирования.

Для того чтобы оценить ситуацию на рынке труда в сфере энергетики России, необходимо проанализировать динамику спроса и предложения труда в данной сфере.

Экономический кризис 2008-2009 годов не оказал существенного влияния на динамику предложения (новых резюме) на рынке труда в сфере энергетики. В отличие от других профессиональных областей, где осень 2008 года характеризуется резким скачком объема резюме вследствие массовых сокращений персонала, в сфере энергетики рост предложения оставался в рамках нормы. В целом за последние

три года предложение демонстрировало плавную положительную динамику, за исключением сезонных спадов в декабре и мае. К концу весны текущего года объем предложения на рынке труда прибавил около 70% по сравнению с докризисными показателями. Рынок труда в сфере энергетики отличается низкой эластичностью. Во-первых, энергетика является одной из основных жизнеобеспечивающих отраслей экономики и поэтому меньше других подвержена кризисным влияниям. Во-вторых, в сфере энергетики заняты, в основном, редкие технические специалисты с высокой квалификацией. Предложение таких специалистов на рынке крайне ограничено и работодатели готовы принимать меры по удержанию таких специалистов даже в нестабильных экономических условиях. При этом сфера энергетики является одной из самых привлекательных отраслей для специалистов с инженерным образованием, что объясняет последовательный рост числа соискателей, претендующих на работу в данной сфере. Хотя сфера энергетики не была подвержена волне массовых сокращений, и кризис незначительно отразился на уровне предложения персонала, в динамике спроса (новые вакансии) картина иная. С момента начала экономического кризиса осенью 2008 года объем найма персонала в энергетической отрасли резко снизился и к концу года потерял почти 60% от августовских показателей. Такая ситуация сохранялась в течение года, но уже с сентября 2009 года на рынке проявилась положительная динамика.

Докризисные показатели были достигнуты в августе 2010 года и на данный момент сохраняются на этом уровне после незначительных колебаний (+26% к докризисным показателям).

В настоящее время проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской энергетики. Нехватка персонала и низкоэффективная организация труда будут основными факторами, сдерживающими развитие экономики нашей страны в ближайшие 10-15 лет. И эта проблема тревожит руководителей всех энергетических компаний без исключения, ведь дефицит данного ресурса приводит не только к росту цен, но и к срыву сроков поставок, сроков выполнения работ, а, следовательно, к срыву сроков сдачи и ввода объектов в эксплуатацию. В связи с этим, проблема требует особого внимания со стороны игроков отрасли для нахождения оптимального пути ее решения.

Рассмотрим, в чем же причины сложившейся ситуации?

Во-первых, недостаточное количество специализированных учебных заведений в нашей стране, осуществляющих подготовку кадров в сфере энергетики.

Во-вторых, наблюдается отток специалистов в другие отрасли российской промышленности (нефтяную, газовую, оборонную) по причине более высокого уровня заработной платы. В связи с этим многие прошедшие обучение и получившие опыт работы в энергетических компаниях, переходят именно в эти сферы деятельности.

В-третьих, дефицит персонала обусловлен еще и общей демографической ситуацией в России, где работоспособное население к середине прошлого года насчитывало 75,2 млн. чел., что составляет 52% от общей численности. По прогнозам экспертов, к 2015 потери составят 9 млн. работников.

Необходимо отметить, что проблема количества кадров усугубляется еще и качественной составляющей. Следствием дефицита кадров в энергетике является изменение верхней возрастной планки претендентов: если раньше работодатели искали специалистов до 40 лет, то теперь рассматривают кандидатуры до 50 лет включительно.

Кроме того, отсутствует кадровая обеспеченность регионов, где сосредоточен весь основной бизнес — электрогенерирующие мощности, распределительные сети и т.д. (в мегаполисах располагаются только управляющие или центральные офисы энергетических предприятий). В связи с этим работа региональных инжиниринговых компаний не отвечает возрастающей сложности проектов и скорости их реализации. Решение проблемы эксперты видят в объединении проектных, производственных, строительно-монтажных и наладочных предприятий.

Для полноценного развития отрасли в Энергетической стратегии России на период до 2030 года выделяется необходимость содействия воспроизводству человеческого капитала (через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энергетических товаров и услуг по социально доступным ценам, обеспечение устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и повышение качества жизни граждан страны, в том числе занятых в энергетическом и смежных секторах), а также способствовать переходу к новой модели пространственного развития, опирающейся

на сбалансированное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры6.

Для того чтобы справиться с отсутствием квалифицированных кадров, многие энергокомпании вынуждены создавать собственные учебные центры подготовки и повышения квалификации своих сотрудников. Некоторые из них берут шефство над ВУЗами, предоставляя студентам базу для прохождения производственной практики и выплачивая стипендию учащимся энергетических факультетов, а затем трудоустраивают их. Кто-то использует в своей практике внутреннюю переквалификацию кадров, когда при известном дефиците приходится переучивать людей, имеющих совсем другие профессии. Для преодоления кризиса кадров предлагается обратить внимание на молодых специалистов, их обучение за счет собственных средств энергопредприятий. Западный опыт показывает, что «выращенный» самой компанией специалист работает лучше, чем пришедший со стороны. И тут возникает вопрос: как сохранить и удержать собственных специалистов? Для этого требуется принимать меры по разработке соответствующих программ. Кроме этого, естественный и неизбежный процесс смены поколений инженеров требуют максимально продуманной и активной кадровой и социальной политики со стороны государства. По прогнозам экспертов, нехватка молодых кадров в энергетике более, чем ощутима, а в будущем эта ситуация будет обостряться, ведь происходит естественное старение кадров. Те, кто собирается поступать на энергетические специальности, должны быть уверены, что будут обеспечены рабочими местами, а в случае успешной работы их ожидает карьерный рост. Кроме того, потенциальный дефицит энергомощностей в России сулит ключевым игрокам отечественного инжинирингового сектора обилие заказов. Очевидно, что масштабное развитие генерирующих мощностей будет сопровождаться активным развитием энергостроительства. Вследствие увеличения объема энергопотребления спрос на услуги компаний отрасли неуклонно растет, а, следовательно, востребованность специалистов в области проектирования и строительства подстанций увеличивается с каждым годом7.

В настоящее время перед государством стоит не только задача привлечения квалифицированных кадров в сферу энергетики, но и создание рабочих мест в тех областях страны, где остро стоит проблема безработицы.

По состоянию на июль 2013 года уровень безработицы в России составил 5,3% всего экономически активного населения страны. Наиболее велика безработица в сельской местности, в среднем она выше в Сибири и на Дальнем Востоке, чем в Европейской части страны. Доля долгосрочной безработицы (более 12 месяцев) особенно велика — 40-50 % от общего количества.

Для решения данной проблемы в сфере энергетики необходимо создавать дополнительные рабочие места. 19 ноября 2012 года Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что реализация десяти важных энергетических проектов позволит к концу 2013 года создать 50 тысяч рабочих мест. К одному из таких проектов относится развитие возобновляемых источников энергии.

На сегодняшний день показателем устойчивого подъема этой отрасли, является двукратное увеличение числа работающих в сфере возобновляемой энергетики. Только за 2011 полный год было инвестировано 22,9 миллиарда евро на развитие. Уровень занятости увеличился на 140 процентов с 2004 года, в 2011 году количество занятых в альтернативной энергетике составило 381 тысяч и 600 человек.

По прогнозам аналитиков, количество трудоустроенных в сфере ВИЭ уже к 2014 году будет удвоено. Из статистики трудоустроенных по видам альтернативной энергии лидером являются секторы — солнечная энергетика и биомасса, — примерно по 125 тысяч человек, а это по 33 процента от общего количества. Энергия, получающаяся за счет силы ветра — удерживает третью позицию, обеспечивая занятостью 101 тысячу и 100 человек, а это 26 процентов.

Технологии ВЭ более трудоемки, по сравнению с традиционными источниками энергии, в расчете на единицу произведенной энергии. Ряд исследований были посвящены оценке трудоемкости технологий ВЭ в единицах рабочих мест, созданных на единицу установленной мощности или инвестированных средств. Эти исследования показывают, что технологии ВЭ непосредственно создают рабочие места на всех стадиях своего внедрения, от исследований и демонстраций до производства и установки оборудования, эксплуатации и обслуживания станций. В частности, технологии, связанные с использованием биомассы, создают предпосылки повышения занятости в сельскохозяйственном секторе и лесной промышленности.

Исследование Singh и Fehrs, основанное на наблюдениях промышленных компаний, работающих в США, показывает, что коэффициент занятости на миллион долларов инвестиций составляет около 5,6 в ветровой и солнечной энергетике. Традиционная угольная энергетика создает лишь 3,96 рабочих мест на миллион вложенных долларов. Это означает, что миллион долларов, вложенный в ВЭ создает на 40 % больше рабочих мест, чем аналогичные инвестиции в традиционную угольную энергетику.

Исследование влияния ВЭ на занятость в Европейском союзе прогнозирует, что к 2020 году будет создано около 900500 рабочих мест, прямо или косвенно связанных с промышленностью ВИЭ.

Развитие промышленности ВИЭ может обеспечить рост занятости и в России, если правительство примет меры, стимулирующие использование ВЭ. Исследование, проведенное в ЕС, показало, что развитие технологий ВЭ приводит к созданию долговременных рабочих мест. Каждая технология на стадии строительства создает дополнительные рабочие места, особенно ветровая и солнечная технологии. Тем не менее, в таких технологиях, как малые гидроэлектростанции и солнечные элементы, не требующих интенсивного обслуживания, на стадии эксплуатации происходит абсолютное снижение занятости. Абсолютное увеличение занятости (включая занятость на обеих стадиях — строительства и эксплуатации) происходит при использовании всех технологий. Рост занятости максимален для технологий, использующих биомассу, причем он происходит как собственно в энергетической отрасли, так и в отраслях, поставляющих топливо.

Немаловажную роль в организации труда в энергетической сфере России играют профсоюзы, основными функциями которых являются:

Основными целями и задачами профсоюзов являются:

Представляют и защищают законные права и интересы членов профсоюза в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, перед работодателями или в их объединениях, в судах, в общественных объединениях и иных органах и организациях Российской Федерации.

Участвуют в формировании политики в области социально-трудовых отношений, разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов по социально-трудовым вопросам, контролируют соблюдение действующего законодательства о труде.

Проводят изучение проектов законодательных актов, постановлений Правительства и других нормативных документов по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза. Вносят в соответствующие органы свои замечания и предложения, добиваются отмены нормативных актов, ущемляющих законные права членов профсоюза.

Принимают участие в формировании государственной программы по вопросам занятости, предлагают меры по социальной защите работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятий, сокращения численности или штата, осуществляют контроль за обеспечением занятости и соблюдением действующего законодательства в области занятости.

Участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, в том числе представляют интересы работников предприятий, групп предприятий и отрасли в целом при разрешении коллективных трудовых споров по вопросам установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам.

Доводят до сведения работодателя мотивированное мнение по вопросам установления систем оплаты труда, норм труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов) и добиваются их закрепления в коллективных договорах и соглашениях.

В соответствии с действующим законодательством организуют и руководят проведением коллективных мероприятий, в том числе забастовок, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в целях защиты трудовых, профессиональных социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза.

Ведут переговоры с Правительством Российской Федерации и уполномоченными им органами, другими органами исполнительной власти, работодателями (объединениями работодателей) и заключают отраслевые, территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, осуществляют контроль за их выполнением, обеспечивают выполнение своих обязательств.

Осуществляют контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

С этой целью создают правовую и техническую инспекции труда профсоюза.

Добиваются повышения заработной платы работников с учетом изменения уровня потребительских цен, увеличения расходов на жилье, жилищно-коммунальные услуги, образование, медицинские и другие социальные нужды и др.

В настоящее время в энергетической сфере действуют такие профсоюзные движения как:

1) Нефтегазстройпрофсоюз России. Образован в декабре 1990 г. Членами профсоюза являются работники нефтяной и газовой промышленности. Количество членов достигает 1 млн 400 тысяч человек. Региональные центры профсоюза действуют в 63 субъектах РФ.

2) Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП). Был образован в марте 1992 года. Объединяет первичные профорганизации государственных унитарных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, акционерных обществ атомного комплекса страны. Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

3) Всероссийский Электропрофсоюз, объединяет на добровольных началах граждан — членов профсоюза, работающих в организациях занятых производством, передачей и распределением электрической и тепловой энергии, производством электрических машин и электрооборудования, добычей и агломерацией торфа и иных организаций, связанных с ними деловыми и профессиональными интересами, любых организационно-правовых форм и форм собственности, неработающих пенсионеров этих организаций, а также преподавателей, студентов и учащихся профессиональных учебных заведений8.

Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод, что институциональная структура рынка труда в сфере энергетики состоит из трех основных элементов: государство, работодатели и профсоюзы.

Особая роль в формировании рынка труда в сфере энергетики принадлежит государству, деятельность которого должна бать направлена законодательное закрепление норм, регулирующих отношения между работником и работодателем на рынке труда в энергетической сфере России. Отсутствие на законодательном уровне в Российской Федерации должного правового регулирования на основе

федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с учетом особенностей, прослеживающихся в функционировании данной сферы, снижает эффективность технологических и социальных процессов и в целом отражается на обеспечении баланса интересов работников и работодателей, включенных в состав ТЭК РФ.

От освоения новых видов источников энергии и от уровня подготовки кадров зависят количество рабочих мест и качество трудовых ресурсов.

Проводником между работником и работодателем (государством) являются профсоюзы, деятельность которых направлена на регулирование трудовых отношений и контроль за соблюдением социальных гарантий, предоставляемых работнику предприятия энергетической сферы.

1 http://reenergy.by

2 Зайцева О. Ищенко Е. Топливно-энергетический комплекс и его влияние на правовое регулирование труда в РФ. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 12.

3 Зайцева О. Ищенко Е. Топливно-энергетический комплекс и его влияние на правовое регулирование труда в РФ. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 12.

4 Там же.

5 Денисова М. А. Общее и особенное в правовом регулировании труда работников нефтегазовой отрасли: Дис. канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003.

6 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.10.2009 года № 1715-р.

7 Компания «Восток Спецстроймонтаж». «Кадровый голод» в российской энергетике // http://www.elec.ru/articles/personnel_ hunger/

8 Профессиональные союзы в России. Справка // http://ria.ru/ society/20090728/178907493.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.