Научная статья на тему 'Особенности инновационных политических процессов в Турецкой Республике'

Особенности инновационных политических процессов в Турецкой Республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
638
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ВЕЛИКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТУРЦИИ / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ / НАРОДНО-РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ / A COUP D'ETAT / THE PEOPLE'S REPUBLICAN PARTY / TURKEY / POLITICAL PROCESSES / INNOVATION PROCESSES / THE GRAND NATIONAL ASSEMBLY OF TURKEY / THE JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильева Светлана Анатольевна

В статье выделяются особые черты инновационных политических процессов, сложившиеся в Турции в республиканский период. Автор уделяет большое внимание процессам смены власти в стране, а также процессу партогенеза, закрытия политических партий и их восстановления, которые в полной мере отражают специфику инновационных политических процессов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Features of Innovative Political Processes in Republic of Turkey

The article highlightes the special features of innovative political process to lay down in Turkey in the Republican period. The author pays much attention to the processes of change of power in the country, as well as the process of formation of parties, closure of political parties and their recovery, which fully reflect the specifics of the political process of innovation in general.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационных политических процессов в Турецкой Республике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266). Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 69-72.

С. А. Васильева

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье выделяются особые черты инновационных политических процессов, сложившиеся в Турции в республиканский период. Автор уделяет большое внимание процессам смены власти в стране, а также процессу партогенеза, закрытия политических партий и их восстановления, которые в полной мере отражают специфику инновационных политических процессов в целом.

Ключевые слова: Турция, политические процессы, инновационные процессы, государственный переворот, Великое национальное собрание Турции, Партия справедливости и развития, Народно-Республиканская партия.

Становление и трансформация политической системы в Турции после 1923 года отличается рядом специфических характеристик, свойственных политическим процессам в этой стране. Формирование новой политической системы Турции происходило в сложных условиях национально-освободительной войны, свержения монархии, просуществовавшей почти шесть столетий, и перехода к секуляризму, что противоречило религиозным традициям турецкого народа. Для понимания специфики современной политической системы страны и прогнозирования её развития в будущем необходимо выделить особенности политических процессов Турецкой Республики.

Политические процессы любого уровня имеют два режима осуществления: рутинный режим, характеризующийся отсутствием серьезных трансформаций политической системы и её элементов, и инновационный, «в ходе которых создаются новые политические и социальные структуры»1. Сюда относятся направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе которых происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных нововведений.

В первую очередь, следует отметить революционный характер инновационных процессов в Турции. Ещё в политической системе Османской империи проявились тенденции к насильственной смене власти, которую на протяжении нескольких столетий осуществляли заинтересованные силы от янычарского войска до матерей и жён султанов. Приход к власти младотурок также охарактеризовался открытым выступлением против султанской власти, приведшим к революции 1908 года. Попытки

свержения иттихадистов также представляли собой процесс насильственной смены власти путём контрреволюции 1909 года.

Приход к власти кемалистов напрямую связан с национально-освободительной войной Турции против иностранных интервентов. Кемалисты не просто пришли к власти путём свержения предыдущего правительства или самого монарха, но полностью разрушили существовавшую ранее политическую систему, создав на её месте совершенно новое государство, обладающее новыми основополагающими характеристиками и политическими институтами. Ещё до ликвидации султаната в 1920 году был создан новый парламент (меджлис), получивший название Великое национальное собрание Турции, а также исполнительный орган власти Представительный комитет, координировавший деятельность по противостоянию военным интервентам на территории страны. В результате деятельности этих органов возникло государство с новой территорией, новым народом, так как вместо османов появились турки и турецкая нация (согласно ст. 66 Конституции Турции, «каждый, связанный с Турецким государством через обязательства гражданства, - турок»2), новой формой правления и секуляристскими принципами.

Подобные глобальные изменения в политической жизни повлекли за собой активизацию инновационных процессов во всех сферах жизни общества. Началось создание новых государственных институтов, которые, с одной стороны, должны были заменить существовавшие ранее султанские органы государственной власти, а с другой - обеспечить процесс реформирования политической системы и новых принципов функционирования государства. Например, первый законодательный акт но-

вой Турции определял распределение обязанностей между двумя новыми министерствами: министерства просвещения и министерства по делам шариата и вакуфов. Согласно указанному закону, все учебные и научные заведения Турции, в том числе медресе и школы имамов и хатибов, переходили под управление министерства просвещения, которое, помимо этого, должно было «учредить при Стамбульском университете факультет по подготовке специали-стов-богословов»3. Министерство по делам шариата и вакуфов после отмены халифата в 1924 году было трансформировано в Управление по делам религии, которое и сегодня регулирует всю религиозную деятельность в стране.

Активизация инновационных процессов привела и к возникновению новых политических партий, что, однако, как уже было показано ранее, резко пресекалось правящей ке-малистской Народно-республиканской партией. Особенности процесса партобразования и трансформации партийной системы в Турции будут рассмотрены ниже.

Революционность инновационных процессов в Турции также подтверждается произошедшими военными переворотами, каждый из которых стал толчком не только к трансформации политической системы, но и созданию новых социальных и политических структур и органов. Указанные трансформации имели такой значимый масштаб, что после двух из переворотов возникла необходимость в создании новой конституции (1961 и 1982 годов), которая должна была закрепить вносимые изменения. Военный переворот 1960 года охарактеризовался полным разрушением существовавшей политической системы, т. е. на протяжении длительного времени управление государством перешло к специально созданному органу, Комитету национального единства, в который вошли представители турецкого генералитета. Вскоре после переворота КНЕ сформировал временное правительство, которое осуществляло свои функции до проведения в стране парламентских выборов. Параллельно с этим было сформировано Учредительное собрание, которое в июле 1961 года представило на всенародный референдум новую Конституцию, одобренную 60% электората. «Конституция усиливала исполнительную власть, меняла структуру ВНСТ и, что особенно важно, учреждала доселе неведомый турецкому праву Конституционный суд»4. Кроме того, Конституция 1961 года содержала целый ряд

статей, создававших институт государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь страны, т. е. этатизма. После выборов 1961 года КНЕ был распущен, но военные продолжали держать политическую ситуацию под контролем.

Переворот 1971 года имел менее насильственную форму смены власти, в результате которой бывшее тогда у власти правительство С. Демиреля ушло в отставку, но парламент был сохранён и сформировал новое правительство под жёстким контролем военных. Однако массовые репрессии, которые провели военные по отношению к левым силам, прогрессивным молодёжным организациям и изданиям, привели к длительному отсутствию на политической сцене партий и организаций левого толка.

Третьей серьёзной трансформацией политической системы Турции стал военный переворот 1980 года, в результате которого вновь были внесены изменения, потребовавшие закрепления в Конституции. К ним, прежде всего, следует отнести создание нового органа -Совета национальной безопасности, который получил огромные полномочия, в том числе и возможность активно вмешиваться в процессы формирования заново политических группировок и создания затем на их основе новых политических партий. В новой конституции было закреплено существование Совета национальной безопасности, его структура и функции, что должно было обеспечить постоянное присутствие военных в органах исполнительной власти государства.

На современном этапе инновационные процессы становятся более реформистскими, что объясняется снижением влияния военных на политическую систему страны. Примером может служить «тихий переворот» 1997 года, когда «неугодное» генералитету правительство исламистской Партии благоденствия (Рефах) было отстранено после запрета партии Конституционным судом. Последние выборы 2011 года ознаменовались провозглашением нового лозунга победившей Партии справедливости и развития: «За изменение Конституции». Таким образом, современные инновационные процессы в Турции происходят в более демократических условиях.

Другой инновационный процесс, обладающий особыми характеристиками в Турецкой Республике, это процесс образования политических партий. Во-первых, следует отметить, что до 1945 года в Турции существовала одно-

партийная система, в связи с чем формирование оппозиционных партий было невозможно. Однако, в отличие от России 1990-х годов, когда после отмены однопартийной системы начался активный процесс создания новых партий, в Турции с 1946 года высокого уровня активности не наблюдалось. Частично это объясняется сохранением правящей Народно-республиканской партии, которая долгое время продолжала оставаться одной из самых популярных среди населения политических сил. С другой стороны, следует отметить низкий уровень политической активности населения, которое было в большей степени привычно к авторитарному режиму, существовавшему при Ататюрке, нежели к демократическим правилам, предложенным Исметом Инёню. Этим во многом объясняется тот факт, что после Второй мировой войны, несмотря на провозглашенный переход к многопартийности и возникновение нескольких мелких партий, в Турции начинается длительный этап существования двухпартийной системы, который продлился до середины 1970-х годов.

Первыми оппозиционными партиями стали созданная в 1945 году Партия национального возрождения и Демократическая партия, основанная выходцами из Народно-республиканской партии в 1946 году. В парламентских выборах 1946 и 1950 годов принимали участие только названные партии, причём конкурентами были только НРП и ДП, в то время как Партия национального возрождения выставляла своих кандидатов только в Стамбуле, а вскоре была распущена.

Помимо смены партийных систем, говоря о процессе партобразования, необходимо отметить существующую в Турции партийную преемственность. Ни одна политическая партия, обладающая поддержкой более или менее значительного числа избирателей, не исчезала из политической жизни страны окончательно. Одним из самых ярких примеров партийной преемственности является история исламистских партий в Турции. Исламистские силы были представлены, в первую очередь, организацией Милли Гёрюш (Национальный взгляд), штаб-квартира которой располагалась в Германии. Для официального участия в политической жизни Турции лидеры организации в 1969 году создали Партию национального порядка, которую возглавил Неджметтин Эр-бакан. Однако просуществовала первая исламистская партия совсем недолго: в 1971 году

она была запрещена из-за нарушения принципов лаицизма, заложенных еще Ататюрком. Эта же формулировка использовалась для объяснения причин закрытия и всех остальных происламских партий в стране.

В 1972 году Эрбакан создает новую партию. которая получает название Партия национального спасения (ПНС), которая сразу же активно вступает в политическую жизнь страны, участвуя в формировании коалиционных правительств. Изначально лидеры ПНС в довольно мягких формулировках заявляли о необходимости прекращения подражания западным странам и сплочения вокруг исторических и моральных ценностей государства, а затем уже открыто отстаивали исламистские позиции в Меджлисе вплоть до переворота 1980 года.

В 1983 году была создана Партия благоденствия (Рефах), которая получила право участвовать в выборах только в 1987 году. Однако неспособность других партий создать однопартийное правительство позволила Рефах участвовать в различных коалициях и даже занять в 1996 году кресло премьер-министра. Но уже в 1997 году под давлением военных Эрбакан вынужден был распустить правительство и подать в отставку. В 1998 году Конституционный суд закрыл Партию благоденствия.

Однако Милли Гёрюш, хорошо знакомая с процедурой запрещения партий, еще в 1997 году создала Партию добродетели (Фазилет), в которую после закрытия перешли члены Ре-фах. В результате Фазилет была провозглашена преемницей Рефах и закрыта в 2001 году. Однако незадолго до запрещения Фазилет в партии начался раскол. В июле 2001 года была основана Партия счастья, которую возглавил неизменный лидер происламских партий Нед-жметтин Эрбакан. Однако молодые реформисты во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, Абдуллахом Гюлем и Бюлентом Арынчем не смогли найти общего языка с исламскими традиционалистами и в августе 2001 года создали свою Партию справедливости и развития (ПСР). ПСР с 2002 года является правящей партией, получающей неизменное большинство в парламенте уже на протяжении трёх избирательных кампаний. Партия счастья менее успешна и в парламент не попадала ни разу, однако имеет устойчивое число сторонников, обеспечивающих ей около 3% голосов.

Подобные примеры можно привести и по отношению к другим основным политическим силам Турции. Народно-республиканская пар-

тия, созданная в 1923 году из представителей военной и гражданской бюрократии времен национально-освободительной борьбы, стала первой партией новой республики. Однако, после переворота 1980 года все партии, в т. ч. и НРП, были запрещены. Поэтому в 1985 году супруга лидера бывшей НРП Бюлента Эджевита Рахшан Эджевит учредила Демократическую левую партию (ДЛП), которую впоследствии возглавил сам Бюлент Эджевит. Также в 1983 году была учреждена Социал-демократическая народная партия (СОДЕП) во главе с сыном Исмета Инёню - Эрдалом Инёню. Вскоре (в 1985 году) левые силы укрепили свои позиции после объединения Народнической партии и СОДЕП в Социал-демократическую народную партию (СДНП). Официально датой возрождения НРП называют 9 сентября 1992 года5, когда лидером НРП становится Дениз Байкал. В 1995 году НРП объединилась с СДНП под именем Народно-Республиканской партии.

Такие же серии запретов и возрождений пережили либеральная Демократическая партия и правая Партия националистического действия. Данный инновационный процесс привёл к тому, что в Конституции Турции 1982 года содержится положение, согласно которому «партия, которая была распущена окончательно, не может быть основана под другим назва-нием»6. Однако, как показывает опыт, реализация этого положения сильно затруднена, что особенно актуально в отношении находящейся

сейчас у власти исламистской партии.

Подводя итог особенностям инновационных политических процессов Турецкой Республики, можно отметить, во-первых, их революционность, которая привела к многочисленным политическим кризисам в стране на протяжении ХХ века. Однако на современном этапе происходит постепенный переход к реформаторскому типу инновационных процессов, чему способствует усиление позиции правящей Партии справедливости и развития. В качестве второй принципиальной особенности инновационных процессов Турции следует назвать преемственность, которая приводит к тому, что ни одна из крупных политических партий, возникших в Турции, не исчезла с политической арены, несмотря на ряд официальных запретов.

Примечания:

1 Пушкарёва, Г. В. Политология : краткий курс лекций. М. : Юрайт-Издат, 2003. С. 175.

2 Turk Cumhuriyeti Anayasasi, 1982. Ankara : Kade§ Hukuk Kitapligi, 2006. S. 75.

3 Киреев, Н. Г. Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе ХХ века. М., 2001. С. 161.

4 Там же. С. 310.

5 См.: CHP Programi. URL : http://www.chp.org. tr/?page_id=70&output=pdf.

6 Turk Cumhuriyeti Anayasasi... S. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.