ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА "SMART RESTAURANT" В РЕСТОРАННОМ СЕРВИСЕ Зиявитдинов Х.Х.
Зиявитдинов Хабибулло Хамидович - базовый докторант, кафедра экономики сферы сервиса, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности инновационного проекта "smart restaurant" в ресторанном сервисе. Дана характеристика методов выявления мировых и отечественных тенденций развития инноваций, приведены примеры деятельности предприятий питания, использующих различные типы инноваций в производстве ресторанных услуг.
Ключевые слова: инновация, ресторанный сервис, инновационная стратегия, инновационная активность, ресторанные проекты.
Узбекская кухня возникла как результат совместного существования и смешения нескольких культур, многолетнее развитие в районе ферганского, ташкентского и самаркандского оазиса — важного торгового перекрёстка для всей Азии.
Особое влияние оказало, столь характерное для Узбекистана, смешение персидской и тюркской культуры имевшее место в X—XII веках. Отсюда прослеживается характерная общность узбекской кухни. После присоединения Средней Азии к России в XIX веке в многовековой кухне узбекского народа наблюдался подъём в развитии кулинарии. Стали культивироваться такие овощи как картофель, помидоры, капуста, редис и т д. Это способствовало обогащению кухни новыми блюдами.
Выбирая инновационный проект "Smart Restaurant" нужно также учитывать и интересы инвестора. Инвесторы должны быть уверены, что ожидаемые доходы от ресторанной инновации смогут перекрыть затраты, выплаты задолженностей и обеспечат окупаемость капиталовложений. Для определения инвестиционной привлекательности инновационного проекта проводится экспертиза, рассматриваются альтернативные ресторанные инновации. При этом учитываются:
• средняя годовая рентабельность ресторанных инновационных проектов
• средняя ставка банковского кредита;
• периоды окупаемости инвестиций;
• потребности в инвестициях;
• стабильность поступлений;
• рентабельность инвестиций в целом и др.
Для принятия ресторанным предприятием окончательных инвестиционных решений следует учитывать следующие критерии:
• отсутствие более выгодных альтернатив;
• сокращение риска потерь от инфляции до минимума;
• окупаемость в краткие сроки;
• невысокая цена ресторанной инновации;
• стабильность поступлений;
• высокая рентабельность с учетом дисконтирования.
Следовательно, результатом инновационного развития ресторанного предприятия будут новые идеи, новые и усовершенствованные ресторанные продукты, и услуги, новые технологические процессы, новые формы организации и управления ресторанным бизнесом.
Необходимо определить, насколько инновационный проект "Smart Restaurant" активно будет на рынке услуг. Для этого можно использовать следующие системы показателей.
1. Доля ресторанной продукции, находящейся на стадиях вывода на рынок и роста. При выводе ресторанной продукции на рынок её нужно апробировать. Для этого, как правило, проводят такие мероприятия, как дегустация блюд (пробные порции позволяют гостям ознакомиться с новыми блюдами бесплатно); презентация (заранее подготовленные пригласительные билеты с указанием разработанного меню, развлекательной программой); организовывают праздничные вечера, семейные торжества в ресторане (предлагаемые блюда и напитки, которые ежедневно не включаются в меню и карту вин, можно попробовать только в период проведения мероприятия), клубы по интересам (гурманов, любителей пива, вина и сигар).
2. Соотношение стоимости нематериальных активов в части технологических и исследовательских лицензий и патентов в совокупных активах ресторанного предприятия и стоимости материальных активов.
3. Доля венчурного финансирования в капитале ресторанных предприятий.
4. Относительный уровень наукоемкости ресторанной продукции, т.е. использование отдельными предприятиями новейших высокотехнологичных разработок и уникальных идей и деятельность других предприятий, осуществляющих освоение новых рынков и ресторанных продуктов, имеющих перспективные бизнес-идеи, которые позволили бы значительно увеличить объемы продаж и доходы в ближайшей перспективе. К инновационным процессам, помимо менеджеров и специалистов по маркетингу, напрямую оказываются причастны и рядовые работники, т.е. весь персонал ресторанного предприятия. В этом случае процесс внедрения будет происходить вертикально сверху вниз. Если нововведение внедряется успешно, то в эту вертикаль начинают интегрироваться и потребители. В таком случае оно приобретает возможность распространяться вширь: успех нововведения позволяет предприятию увеличить объем продаж, расширить число клиентов и одновременно вызывает желание у конкурентов повторить его успех.
Список литературы
1. ЗиявитдиновХ.Х. Инновационный проект "Smart restaurant" в ресторанном сервисе // Вестник науки и образования. № 6(109), 2021. C. 25.
2. Зиявитдинов Х. Х., Файзиева С. К. Организация питания иностранных туристов // Вопросы науки и образования, 2020. № 5 (89).
3. Ziyavitdinov K. et al. Importance of national music in Uzbekistans tourism development // Мировая наука, 2019. № 5. С. 810-812.
4. Джаббаров И.Г. Проблемы и решения подбора официантов на предприятиях общественного питания //Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 207-210.
5. Джаббаров И.Г. Роль дестинационного менеджмента в укреплении конкурентоспособности туристского региона // Сборник конференций, 2018. С. 113-121.
6. Khurramov O.K., Fayzieva S.A., Saidova F.K. Features of electronic online market in tourism // Вестник науки и образования, 2019. № 24-3. С. 18-20.
7. Шадиев А.Х. Способы улучшения структуры управления в туризме // Вопросы науки и образования, 2020. № 7. С. 91.
8. Khurramov O.K., Fayzieva S.A. The main convenience of internet marketing from traditional marketing // Academy, 2020. № 1. С. 30-32.
9. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. The aspect and influence of use the global internet in tourism // Достижения науки и образования, 2019. № 13 (54).
10. Шарифова Ш.Ш. Возможности улучшения гостиничного сервиса // Economics, 2020. № 2 (45).
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА СОИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Оганнисян Р.М.
Оганнисян Рафик Меркжанович - магистрант, финансово-экономический факультет, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск, Амурская область
Аннотация: в статье представлен анализ состояния производства сои в Амурской области, проведен анализ структуры производства культуры по муниципальным районам области и определены перспективы развития соеводства в регионе. Ключевые слова: производство сои, валовой сбор, регион, рентабельность, перспективы развития.
За последние восемь лет в Амурской области отмечается стабильный рост площади пашни, вовлекаемой в сельскохозяйственный оборот. К 2024 году планируется увеличить посевную площадь до 1,5 млн га и достичь валового сбора сои в объёме 2,2 млн тонн, зерновых культур свыше 1,1 млн тонн [3]. Амурская область занимает первое место в РФ по площади возделывания сои (рис. 1).
■ Амурская область
■ Приморский край
■ Курская область
■ Белгородская область
■ Краснодарский край
■ Другие регионы РФ
Рис. 1. Структура регионов по размеру посевных площадей сои в хозяйствах всех категорий в Российской Федерации в 2019 году, % [3]
Общая площадь посевных площадей сои по России составляет 3 039,4 тыс. га (по данным Росстата). Увеличение к аналогичному периоду прошлого года составило 3,1% (на 90,2 тыс. га), за 5 лет - на 51,0% (на 1 027,0 тыс. га), за 10 лет - в 2,5 раза (на 2 162,4 тыс. га). Размер площадей, используемых под возделывание сои в Амурской области в 2019 году, составил 857,1 тыс. га, доля в общих площадях - 28,2%. На втором месте по размеру площадей возделывания сои находится Приморский край