УДК 130.2
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н.,
заведующий кафедры «Философии и теологии» (e-mail: [email protected]) Хлап Анна Александровна, аспирант (e-mail: [email protected]) Афанасьев Сергей Владимирович, аспирант (e-mail: [email protected]) Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
В современных условиях развития информационного общества происходят изменения во всех социальных процессах. Социализация в этом случае не является исключением. Она оказывается одним из тех явлений, которые подвергаются информатизации не без определенных социальных последствий. При исследовании социализации на новом этапе общественного развития, многие авторы используют термин «информационная социализация». Обозначаемый данным понятием феномен отличается от традиционной социализации по многим критериям. Специфика и особенности информационной социализации стали предметом исследования множества диссертационных работ и научных публикаций. В данной статье авторы обобщили имеющийся опыт и пришли к пониманию того, что информационная социализация - это социализация личности, проходящая в информационном социокультурном пространстве, которое создается современными информационными технологиями. Основные особенности такого вида социализации заключаются в том, что она уплотняет время приобщения человека к культуре социума, ускоряет процесс усвоения им социального опыта и обеспечивает условия адаптации человека к быстро меняющимся феноменам социокультурного пространства. При этом информационная социализации имеет и ряд возможных негативных последствий: проблемы социального отчуждения, деформация процессов общения и деятельности, языка и сознания, являющихся родовыми качествами человека. Данные изменения сами по себе есть следствие развития цивилизации и культуры и в тоже время способствуют дальнейшему этапу прогресса человечества. Возможно, что те последствия, которые на данном этапе рассматриваются как негативные, на определенной стадии развития человечества окажутся позитивными. Все будет зависеть от того, каким станет человек будущего. Информационная социализация -это один из этапов прогресса, который готовит переход всей цивилизации к следующему этапу развития.
Ключевые слова: социализация, информационная социализация, личность.
Введение.
Социализация изучается множеством наук. Среди исследований проблем социализации личности можно назвать работы по философии, социологии, педагогике, психологии и т.д. Сегодня рассматриваются и различные виды социализации: финансовая, корпоративная, политическая, профессиональная и т.д. [1,7,8,15].
В условиях развития информационного общества исследователи вводят понятие «информационная социализация» для обозначения нового феномена передачи и освоения социального опыта [2,4,14].
В связи с появлением множества разноаспектных исследований информационной социализации возникает необходимость их обобщения с целью выявления базовых специфических черт данного явления.
Методика исследования.
В данной работе используется методы аналитического обзора, анализа и обобщения результатов исследования.
Результаты и их обсуждение.
По своей сути социализация - сложный многоэтапный процесс по передаче и усвоению общественно принятых ценностей, социального опыта между членами общества. В своем онтогенезе человек проходит стадии социализации от «потенциального человека» к личности, которая и рассматривается как активный, социально-деятельный субъект общества. Социализация личности рассматривается как трех этапный процесс: идентификация (становление человека); индивидуализация (становление индивидуальности); персонификация (становление личности).
На уровне идентификации происходит «врастание» индивида в общество, усвоение им достижений культуры, норм и ценностей. Индивидуализация дает возможность раскрыть человеку свою индивидуальность, уникальность. Персонализация замыкает предшествующие ступени, определяя человека как созидателя и творца.
Социализация не является простой механической передачей опыта, установок и ценностей. Информация из прошлого включается в современный ритм жизни избирательно. Этот процесс в через педагогическую деятельность (образование, обучение, воспитание) способствует формированию информационной, мотивационной и операционной подсистемы человека. Информационные процессы, реализуемые на основе современных информационных технологий, в процессе социализации личности способствуют формированию нового типа социализации - информационной, которая, безусловно, имеет свою специфику относительно привычной системы передачи опыта в социуме.
Культурно-историческая теория деятельности Л.С. Выготского представляет в качестве толчка для психического развития внешнюю орудийную деятельность человека, семиотическими орудиями которой являются знаки. Системой знаков является и социальная информация, которой оперирует человек. Отсюда и процесс становления личности можно рассмат-
ривать в системе взаимосвязанных элементов: цивилизация - культура -знаковые средства деятельности - психика человека - личность-социум -цивилизация. От изменения всех элементов, участвующих в социализации личности, зависит изменение каждого ее элемента в отдельности. Изменяется форма социального взаимодействия, лежащая в основе социализации, изменяется социальная информация, происходит преобразование процессов обмена этой информации, влияющая на социальное взаимодействие.
Информационная социализация личности протекает в виртуально - информационном пространстве и имеет в своей основе социальное взаимодействие с применением информационных технологий. На этапе идентификации в процессе освоения письменной и речевой деятельности человек получает информационные навыки. В то же время, при неправильном использовании в обучении компьютерных игр, которые вытесняют традиционные развивающие игры, у детей снижается уровень развития сенсомо-торных навыков. Заменяя телесный контакт, совместное общение детей и родителей виртуальным информационным миром, оставляя малышей один на один с компьютером, взрослые способствуют искаженному восприятию ребенком мира, формированию дематериализованного мира, заменяющего мир реальный. Возрастает опасность идентификации ребенком себя не с ближайшим окружением, не с обществом людей, а с виртуальными героями, «информационными квазисубъектами» [11,12].
На этапе индивидуализации компьютеризированное образование определяет выбор ребенка с раннего детства виртуального общения, которое обуславливает и воспитательное пространство. Происходит обесценивание живого общения, возникает реальная угроза повышения отчужденности между субъектами педагогической деятельности.
Кроме того, информационная социализация ребенка на раннем этапе влечет за собой изменение человеческой природы, вызывающей трансформацию психики с чередой последующих стрессов, деформации личностных качеств. Существует мнение, что виртуальная реальность приводит к безумию, проявлению шизофрении [3,5,6].
Ориентирами поведения в киберпространстве для детей становятся информационные квазисубъекты. Их мотивы деятельности и моральные установки могут в корне отличаться от принятых социальных норм. В реальной жизни мотивы поведения детей начинают меняться в соответствии со стандартами виртуального общения. Появляется вседозволенность, чувство безнаказанности вследствие анонимности в информационном пространстве, что в свою очередь порождает зависимость от интернет - общения среди компьютерных пользователей.
Большое опасение у психологов вызывает использование компьютерного обучения одаренных детей. Многие из них и так имеют проблемы межличностного взаимодействия в реальной жизни, и как следствие, испытывают непонимание в общении со сверстниками, не достаточное внимание
со стороны взрослых. Чтобы удовлетворить потребности в общении, не боясь негативных его последствий, одаренные дети в большей степени склонны поменять реальное общение на компьютерное.
В современном мире большинство рабочих мест компьютеризировано, что вынуждает каждого индивида становиться участником информационного взаимодействия [10].
Эта деятельность формирует новые черты личности. Все свои проблемы и трудности человек также начинает решать в виртуальной реальности, отдых и досуг находит в игровой компьютерной деятельности, общение переносит в информационное пространство социальных сетей.
Таким образом, не только дети, но и взрослые попадают в зависимость от виртуального пространства. И эта тенденция будет только расти вместе с возрастающими информационными потребностями человека. Ученые прогнозируют в ближайшее десятилетие изменение человека на уровне физиологии и биологии, выпуск биокомпьютеров, встроенных в живые организмы. Наблюдая повышенный интерес к информационной социализации, не приходится сомневаться в реальности прогнозируемого.
Однако социализацию в виртуально-информационной реальности не стоит рассматривать только с точки зрения негативного влияния на становление личности. Есть и положительные моменты: ускорение времени социализации, возможность реализации непрерывного образования, доступность информационных ресурсов, широкие возможности самообразования, эффективность деятельности, и др.
Заключение
Из вышесказанного мы приходим к выводу о том, что информационная социализация для развития личности имеет как положительное, так и негативное воздействие. С одной стороны она становится незаменимым механизмом адаптации к активно меняющимся условиям в обществе. С другой стороны, это разрушает привычное человеческое общение, что, безусловно, сказывается и на психике человека. Эти противоречия делают актуальным изучение процесса социализации личности в условиях виртуально-информационной реальности специалистами разных научных направлений и обобщения получаемых результатов.
Список литературы
1. Акиншева И.П. Сущность и содержание понятия гражданской социализации как неотъемлемой составляющей политической социализации//Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7). С. 90-93.
2. Белинская Е.П. Информационная социализация в поликультурном пространст-ве//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 253-259.
3. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие//Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 5.
4. Витт А.М., Зеленова Л.Н., Большакова Н.Ю. Информационная культура как необходимое условие современной информационной социализации//В сборнике: Проблемы
педагогической теории и практики сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2014. С. 43-47.
5. Власова И.В. Подростковая социализация в условиях современного информационного общества//В сборнике: Ценности и интересы современного общества Вызовы новой эпохи: экономические, информационные, социальные и культурные. 2014. С. 4243.
6. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Психологические особенности развития игровой компьютерной зависимости в младшем подростковой возрасте. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород ; Москва, 2020.
7. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения//Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816825.
8. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.
9. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием//Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.
10. Зыкова А.В. Влияние информационных сетей на профессиональную социализацию специалистов//В сборнике: проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова Редакционная коллегия: проф. Н. М. Полетаева (отв. ред.), Е. Е. Журинская, А. Д. Абашина, И. В. Осмоловская, О. К. Смирнова, Л. Е. Лукина. 2014. С. 62-65.
11. Коповой А.С. Влияние современного информационного пространства на социализацию детей и подростков//В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2013. С. 152-154.
12. Королева Н.Н. Социализация детей и подростков в условиях информационного общества//В сборнике: Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; научный редактор Н.Н. Королева; ответственный редактор: И. А. Трегубенко. 2014. С. 175-180.
13. Котова С.А. Проблема влияния информационных технологий на социализацию младших школьников//В сборнике: Региональная информатика-2008 материалы XI Санкт-Петербургской Международной конференции. 2008. С. 204.
14. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве//Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7.
15. Шелест В.С. Политическая социализация молодежи в современной России. Каналы социализации//Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 3-4. С. 27-31.
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies
Khlap Anna Aleksandrovna, graduate
Afanasiev Sergey Vladimirovih, post-graduate student
Nizhny Novgorod pedagogical University. K. Minin
Abstract. In modern conditions of information society development, changes are taking place in all social processes. Socialization in this case is no exception. It turns out to be one of those phenomena that are subjected to Informatization not without certain social consequences. When studying socialization at a new stage of social development, many authors use the
term "information socialization ". The phenomenon denoted by this concept differs from traditional socialization by many criteria. The specifics and features of information socialization have been the subject of research in many dissertations and scientific publications. In this article, the authors summarized the existing experience and came to the understanding that information socialization is the socialization of the individual, which takes place in the information socio - cultural space, which is created by modern information technologies. The main features of this type of socialization are that it compresses the time of familiarizing a person with the culture of society, accelerates the process of assimilation of social experience and provides conditions for adapting a person to rapidly changing phenomena of the socio-cultural space. At the same time, the process of socialization has a number of possible negative consequences: problems of social exclusion, deformation of the processes of communication and activity, language and consciousness, which are the generic qualities of a person. These changes are themselves a consequence of the development of civilization and culture, and at the same time contribute to a further stage of human progress. It is possible that the consequences that are considered negative at this stage will turn out to be positive at a certain stage of human development. Everything will depend on what the person of the future will become. Information socialization is one of the stages of progress that prepares the transition of the entire civilization to the next stage of development. Key words: socialization, informational socialization, personality.
УДК 331
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Гуцу Елена Геннадьевна, канд.психол.н., доцент ([email protected])
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина Рунова Татьяна Александровна, канд.психол.н., доцент ([email protected]) Нижегородский институт развития образования Кириллова Ольга Геннадьевна, старший воспитатель ([email protected])
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156», г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей на этапе подготовки ребенка к школьному обучению. Обуславливается необходимость проведения психолого-педагогической работы детского сада с семьей в условиях нарастания конкуренции между негосударственным и государственным сектором образовательных услуг. Представлена примерная программа работы с родителями будущих первоклассников.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, конкурентоспособность образовательной организации, старший дошкольный возраст, готовность к школе, взаимодействие родителей и детского сада