Gryaznova Elena Vladimirovna, Glazova Irina Nikolaevna, Kaganovich Svetlana Igorevna and others EDUCATIONAL ACTIVITIES: THE PROBLEM ...
pedagogical sciences
УДК 37
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАЧАЛА
© 2018
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры
«Философии и теологии» Глазова Ирина Николаевна, магистрант Каганович Светлана Игоревна, магистрант Хоптар Вита Михайловна, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: [email protected])
Аннотация. В условиях развития информационного общества происходят разительные изменения в сфере образования. В нашей стране модернизируются практически все сферы общественной жизни. Образование процессы информатизации и модернизации затронули особым образом. Они привели к тому, что традиционная система образования, которая формировалась на протяжении многих лет, перестает существовать в чистом виде. Она ассимилируется новыми формами и технологиями образовательной деятельности в буквальном смысле этого слова, утрачивая свои корни, первоначальные функции и задачи, превращаясь в образовательную траекторию получения информации. Перед молодыми учеными стоит задача разработки новых методов и методик для новой системы образования. Однако чтобы сохранить сущность образовательной деятельности в «дебрях» современной информационной культуры, молодым ученым необходимо изучить истоки, природу этого феномена. Поняв начала образовательной деятельности, ее суть, принципиальные отличия от других видов познавательной деятельности, молодой исследователь будет защищен от соблазна перехода от образования к информированию, от образованности к информированности при разработке новых педагогических решений в повышении эффективности образовательной деятельности в информационном социокультурном пространстве современности. В современных оцифрованных публикациях, которые доступны молодому ученому, как правило, вопросы генезиса образовательной деятельности не поднимаются. Именно поэтому исследование природы образовательной деятельности является актуальным вопросом, предваряющим дальнейшие педагогические разработки.
Ключевые слова: образовательная деятельность, генезис образовательной деятельности, педагогическая деятельность, педагогический процесс, социализация личности, исторический процесс, образование, воспитание, обучение.
EDUCATIONAL ACTIVITIES: THE PROBLEM BEGAN
© 2018
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies Glazova Irina Nikolaevna, undergraduate Kaganovich Svetlana Igorevna, undergraduate Chapter Vita Mikhailovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. In the context of the development of the information society there are dramatic changes in the field of education. In our country, almost all spheres of public life are being modernized. Education the processes of Informatization and modernization have affected in a special way. They have led to the fact that the traditional education system, which was formed over the years, ceases to exist in its pure form. It is assimilated by new forms and technologies of educational activities in the literal sense of the word, losing its roots, original functions and tasks, turning into an educational trajectory of information. Young scientists are faced with the task of developing new methods and techniques for a new education system. However, in order to preserve the essence of educational activity in the "wilds" of modern information culture, young scientists need to study the origins and nature of this phenomenon. Having understood the beginning of educational activity, its essence, fundamental differences from other types of cognitive activity, the young researcher will be protected from the temptation of the transition from education to information, from education to awareness in the development of new pedagogical solutions to improve the effectiveness of educational activities in the information socio-cultural space of our time. In modern digitized studies that are available to young scientists, as a rule, the Genesis of educational activities are not raised. That is why the study of the nature of educational activities is an urgent issue, anticipating further pedagogical development.
Keywords: educational activity, Genesis of educational activity, pedagogical activity, pedagogical process, socialization of the person, historical process, education, education.
Образовательная деятельность как феномен исследуется достаточно часто [1-3]. В анализируемых работах она рассматривается как социокультурный феномен, как социальный институт, как социальная система, как элемент культуры и т.д. В них уделяется внимание вопросу генезиса образовательной деятельности, на который каждый автор отвечает согласно выбранной концепции исследования. Чаще всего авторы рассматривают природу образовательной деятельности как явления уже сформировавшегося. Отсюда и выводы о том, что этот вид деятельности берет начало с того момента когда она приобретает статус социального института. Однако чтобы понять сущность феномена, необходимо обратиться к его первоистокам, разобраться в причинах его зарождения.
Образовательная деятельность, как и любая деятельность, начинается с постановки цели. Данное положение определено в современной науке и философии «как целесообразное взаимодействие человека с предметным
миром» [4, с.45].
Существование этого вида деятельности подтверждает способность человека ставить цель и реализовы-вать ее. Человек и отличается от животных именно этим качеством, подтверждая наличие определенного уровня развития разума - целеполагание. Такое качество принято обозначать как высшую форму отражения - сознание, как, как способность отражать мир в понятиях, категориях и законах. И. Кант подчеркивал подобное качество человека: «Всякое наше знание, - писал он, - начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» [5, с.340].
Не вдаваясь в глубокий анализ теории познания И. Канта, мы акцентируем внимание на этой весьма важной роли разума - способности осмыслять результат созерцания. Или, - как писал Ф. Энгельс, - разум «...имеет своей предпосылкой исследование природы самих поня-
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Глазова Ирина Николаевна, Каганович Светлана Игоревна и другие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ...
тий...» [6, с. 537-538].
Как известно, разум не является единственным инструментом превращения информации в знание. Существуют еще и чувства, отвечающие за получение первичных знаний, ибо именно они предшествуют конечному результату отражения, отвечают за адекватность восприятия человеком материального предметного мира, отражая конкретные свойства предметов, с которыми взаимодействует человек.
Вероятно, именно способность к формированию первичных знаний можно определить как начало познавательной деятельности, а, значит и образовательной как ее разновидности. Однако следует учесть, что познание и образование отличаются друг от друга. В первую очередь целями и задачами. Объектом образовательной деятельности, как и познавательной является предметный мир. При этом, например, природа как объект познания могла проявлять себя как активный объект, вынуждая человека приспосабливаться, адаптироваться и даже изменяться, стремясь выжить. Такой механизм познания и образования присущ и животному миру, а, следовательно, им мог обладать и предчеловек.
Человек архаической эпохи мало отличался от животного до тех пор, пока не возникла эта уникальная способность к целесообразному взаимодействию с предметным миром. Целесообразность как осознаваемая потребность выделяет человека как высшее существо природы. Целесообразность преобразует и механизмы образовательного процесса, в котором появляется новый элемент - осознанная цель. Иными словами человек преобразовывал не только предметный мир, но и самого себя. Процесс отражения высшего уровня и есть сознание. Следовательно, отражая мир в понятиях и терминах, человек формировал свое сознание, производя при этом и процесс оценивания истинности получаемого знания, т.е. соответствия знания объективной реальности. Выживание человека оказалось в прямой зависимости от способности познания им окружающего его мира.
Благодаря человеческой способности создания «образа мира», у него развивается новый вид мышления -конкретно-образный. Однако такой вид мыслительных способностей определяет и особый вид мировоззрения - мифологический. На данном этапе развития образовательной деятельности человек не способен отделять сущность явлений природы от своих собственных качеств. Именно поэтому первые мифы как первые формы образовательной деятельности представляют собой символическое мироосвоение. С помощью мифологии реализовывался процесс передачи знания из поколения в поколение. Это свидетельствует о том, что появляется первая форма духовной деятельности. Таким образом, человек с самых первых шагов своего существования в природе становится способным осуществлять два вида целесообразной деятельности - практическую по преобразованию природы и духовную, направленную на ее осмысление и оценивание.
Предварительно можно заключить, что развитие человека невозможно вне закономерностей познавательной и образовательной деятельностей. Поэтому начало образовательной деятельности находится там, где и когда человек соединил в одном процессе три операции: узнать и научиться. Такие характеристики свойственны человеку умелому.
Однако в истории человечества обозначается и такой этап как эпоха человека разумного. Если считать, что образовательная деятельность основана на рациональности, то ее началом следует именно формирование способности к целесообразной деятельности. Так, П.Т. де Шарден считал, что демаркационной линией между животным и человеком является разум, обладающий способностью к рефлексии. «Разумеется», - пишет он, -«животное знает, но, безусловно, оно не знает о своем знании.. .Будучи рефлектирующими, мы не только отличаемся от животных, но мы иные по сравнению с ними»
[7, с. 137].
Изучая процессы развития человеческого общества, ученые обосновывают положение о том, что важнейшим механизмом становления человека, а значит и образовательной деятельности является труд. Труд как специфический вид деятельности отличает человека от животных наличием целесообразности, о чем мы и писали выше. Данное положение прекрасно изложено у К. Маркса: «... самый плохой архитектор», - писал он, - «от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» [8, с.189].
Именно труд как особый вид деятельности выступает базой для формирования человека, а, следовательно, и образовательной деятельности. Трудовая деятельность имеет качественное отличие от жизнедеятельности животного. Жизнедеятельность животного реализуется по законам природы, подчиняясь законосообразным формам взаимодействия. Животные также передают опыт следующим поколениям. Но это передача опыта отличается от процессов социализации. Главное отличие здесь - это формы взаимодействия. И труд, и социализация отличаются наличием осознанных целей, которые только человек способен поставить перед собой и добиваться ее достижения. Тем не менее, не следует забывать и тот факт, что человек существо природное. Поэтому и первые формы его целесообразной деятельности могли быть не четко выражены.
Человек как существо разумное начинает обладать двумя важнейшими составляющими, определяющим его специфику в природе - это социальное и биологическое. Социальное - это как раз и есть совокупность способностей создавать систему знаний, навыков и умений, фиксация их в символах и знаках для хранения и передачи следующим поколениям. Этими качествами не обладают животные. «Первобытный человек», - писал В.В. Орлов, - «должен был обладать весьма обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений, их временной и сезонной последовательности и т.д. Необходимо допустить, что интеллект этого периода развития общества обладал простейшей логикой, в той или иной мере воспроизводившей «логику вещей», логику природных связей и регулярностей, от которых прямым образом зависело существование человека» [10, с. 10].
Следовательно, первобытный человек обладал системой знаний, которое требовала от него эпоха, создающая определенные условия. Чтобы сохранить эти знания, необходимо было передавать их из поколения в поколение. Именно так и появляются первые способы хранения и передачи знаний: наскальные рисунки, традиции и нормы поведения, ритуалы, орудия труда и охоты, предметы быта и т.д. Предметный мир, созданный человеком, определяет уровень его развития. Как справедливо считал Протагор: «Человек - мера всех вещей». Но и сами вещи являются системой измерения человека.
Отсюда следует, что образование, как механизм получения и передачи системы знаний появляется одновременно с субъектом, т.е. с человеком. Изначально оно не выделялось в особый вид деятельности, а существовало неразрывно с другими видами охотой, собирательством, рукоделием, ведением хозяйства и др.
Образовательная деятельность оформляется как социальный институт гораздо позднее, чем она начинает существовать как вид познавательной деятельности человека. Институализация образования связана с выделением образовательной деятельности в особый вид профессии. Первыми субъектами такой деятельности можно считать философов, которые занимались образованием на профессиональном уровне. Но тогда она еще была тесно переплетена с самой философией и первыми формами естествознания.
Образовательная деятельность не могла возникнуть как самостоятельный институт и по причине от-
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
43
Gryaznova Elena Vladimirovna, Glazova Irina Nikolaevna, Kaganovich Svetlana Igorevna and others EDUCATIONAL ACTIVITIES: THE PROBLEM ...
pedagogical sciences
сутствия разделения умственного и физического труда. Получение знаний как вид деятельности должно стать самостоятельной, отделенной от физического труда деятельностью. Общеизвестный факт, что ручной, малопродуктивный физический труд занимает много времени и отнимает много человеческих сил. Только тогда, когда общество достигает определенного развития технологий, появляется возможность заниматься умственным трудом, т.е. развивать систему человеческого знания.
Итак, можно видеть, что начало зарождения образовательной деятельности нельзя отделить от процесса становления самого человека и общества. Образовательная деятельность берет начало в целесообразной деятельности человека. Она является таковой только тогда, когда человек становится способным осознать необходимость постановки цели - получение знания, оценить возможность ее достижения и качество полученных результатов. Следующий этап самоопределения образовательной деятельности - это ее профессионализация, когда она отделяется от физического труда, затем выделяется в самостоятельную сферу общественной жизни, приобретая статус социального института общества.
В свою очередь понятие «образовательный процесс» само является частью другого, более широкого понятия, - это педагогический процесс, который кроме образования включает в себя воспитание и обучение.
Как известно, образовательная деятельность неразрывно связана с воспитательной и обучающей деятельностью в едином педагогическом процессе.
Она является важнейшим механизмом социализации личности. Если рассматривать ее природу с этих позиций, то мы, так или иначе, придем к аналогичным выводам. Действительно, социализация как процесс передачи социального опыта начинается только тогда, когда появляются субъекты социализации, объекты, средства, условия и т.д. Человек как био-социальное существо и обозначается тогда, когда он оказывается быть способным социализироваться, т.е. осваивать программы вхождения в социум [14,15].
Таким образом, сущность исторического процесса, а, следовательно, и образовательной деятельности, проявляется через становление и развитие человеческой сущности.
Образовательная деятельность на протяжении всего своего становления и развития определяется, прежде всего, потребностью социума. Формируется так называемый социальный заказ, в котором индивиду отведена определенная роль. Именно подобная закономерность развития образовательной деятельности наделяет ее особыми специфическими свойствами. Сегодня перед нами совершенной иной социальный феномен - информатизация образовательной деятельности. Этот процесс в корни меняет качество образования, подбираясь к изменению в конечном итоге его сущности. Перед учеными и педагогами встает серьезная проблема - предугадать, как измениться система образования будущего. Сейчас тенденции таковы, что меняется самое главное - цель образования. Если традиционно - это формирование «образа мира», то теперь цель - это выбрать правильный путь в информировании, т.е. в обладании адекватной и достоверной информацией о мире. Если природа человека и образовательной деятельности едины, то и эти изменения есть результат изменения самого человека. Но каков тогда этот путь? Чтобы приблизиться к пониманию данной проблемы, необходимо изучить возможные последствия происходящих трансформаций образовательной деятельности, что и станет предметом изучения наших последующих работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковалев, А. М. Генезис образования как социального института: автореф. дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11. -Волгоград, 1999. - 26 с.
2. Штефан, А. Н. Закономерности педагогической деятельности как социальной системы : автореф. дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний
Новгород, 2002. - 28 с.
3. Савченко, Е. А. Образовательная деятельность как социокультурный феномен : (теорет.-методол. анализ) : [монография] / Савченко Е. А. ; М-во образования и науки Рос. Федерации [и др.]. -Брянск : [Брян. гос. ун-т им. И. Г. Петровского], 2005 (БГУ). - 212 с.
4. Грязнова, Е.В. Прикладные проблемы философии: научно-педагогический опыт /Е.В. Грязнова, Л.А. Зеленов, Гжель, 2015. — 150 с.
5. Кант, И. Сочинения [Текст] = Werke: на немецком и русском языках: [в 5 т.] /Иммануил Кант. - Москва : Наука, 2006, Т3. 405 с.
6. Маркс, К. Сочинения [Текст] : в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Госполитиздат, 1954 .Т. 20: Анти-Дюринг ; Диалектика природы / Ф. Энгельс. -1961. - XXII, 827 с.
7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Текст] : [перевод с французского] / Пьер Тейяр де Шарден. - Москва : Изд-во АСТ [и др.], 2012. - 381 с.
8. Маркс, К. Сочинения [Текст] : в 30 т. /К. Маркс, Ф. Энгельс. -2-е изд. - Москва : Госполитиздат, 1954 .Т. 23: Капитал / Ф. Энгельс. -1961. - XXII, 1003 с.
9. Ибраев, Л.И. О некоторых проблемах симиальной теории антропогенеза (наяпитековые истоки человека) / Л.И. Ибраев // Философские науки. — 1998. - № 9. — С.37- 46.
10. Орлов, В.В. История человеческого интеллекта [Текст] /В. В. Орлов. - Пермь : Пермский гос. нац. исследовательский ун-т, 2012. -187 с.
11. Зайченко, В.Н. Педагогический процесс в высшей школе [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Зайченко В.Н. - Волгоград : ВГАФК, 2010. - 158 с.
12. Сайфуллин, Ф. А. Организация педагогического процесса [Текст] : монография / Ф. А. Сайфуллин ; М-во образования и науки РФ, Башкирский гос. ун-т. - Уфа : РИЦБашГУ, 2012. - 348 с.
13. Маркова, С.М. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы / С. М. Маркова, А. К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - Том 6, № 3 — 2018 https://doi. org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
14. Волкова, Е. К определению понятия позитивной социализации молодежи / Е. Волкова, Т. Вереитинова, И. Волкова, О. Михалюк// Вестник Мининского университета. — 2016. - №2. https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/210
15. Грязнова, Е.В. Информационная социализация личности /Е.В. Грязнова // Социология власти. - 2010. - № 1. - С. 18-25.
Статья поступила в редакцию 11.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018