Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ АУТСОРСИНГ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайсина Р.Р.

Данная статья посвящена раскрытию особенностей информационного обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. Актуальность темы обусловлена фактором активного развития конкурентной среды в российском сегменте малого хозяйствования, а также таким явлением, как акселерация темпов социальной информатизации. Понятие информационного обеспечения бизнес-процессов рассматривается с точки зрения широкого применения электронно-цифровых инструментов в практике частного хозяйствования. В целях определения значимости информационного наполнения предпринимательской деятельности к анализу были представлены функции информационного обеспечения, а также рассмотрены особенности соответствующей инфраструктуры крупных и малых компаний, что, в свою очередь, позволило выделить ряд принципов, в соответствии с которыми рекомендовано идентифицировать методы разработки информационных систем (ИС). В ходе исследования особенностей информационного обеспечения малых компаний также были рассмотрены подходы к созданию внутренних ИС. В частности, сравнительному анализу были подвергнуты инструменты аутсорсинга и традиционные способы информатизации бизнес-процессов. Метод организации информационного обеспечения с передачей части функций компаниям-аутсорсерам был также оценен с точки зрения преимуществ и недостатков для организаций-заказчиков. Результатом исследования стало положение о том, что информационное обеспечение для малых организаций не может быть заимствовано из практики крупных компаний ввиду сильных структурных и функциональных различий. Кроме того, такое обеспечение в контексте реализации на малых предприятиях должно характеризоваться гибкостью настроек, простотой в использовании и безопасностью. В этой связи для субъектов малого предпринимательства были предложены следующие методы разработки информационного обеспечения: создание готового персонализированного программного пакета с привлечением экспертов-аутсорсеров; использование открытых системных алгоритмов компаний, близких по виду деятельности; разработка информационных модулей выборочно в соответствии с текущими задачами; использование сочетаний собственных и заимствованных технологических решений, определяемых актуальными потребностями систем производства и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайсина Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFORMATION SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF A SMALL COMPANY

This article is devoted to the disclosure of the features of information support for the activities of small businesses. The relevance of the topic is due to the factor of active development of the competitive environment in the Russian segment of small business, as well as such a phenomenon as the acceleration of the pace of social informatization. The concept of information support for business processes is considered from the point of view of the widespread use of electronic digital tools in the practice of private management. In order to determine the significance of the information content of entrepreneurial activity, the functions of information support were presented to the analysis, and the features of the corresponding infrastructure of large and small companies were considered, which in turn made it possible to identify a number of principles, in accordance with which it was recommended to identify methods for the development of information systems (IS). In the course of the study of the features of information support for small companies, approaches to the creation of internal IS were also considered. In particular, outsourcing tools and traditional ways of informatization of business processes were subjected to comparative analysis. The method of organizing information support with the transfer of part of the functions to outsourcing companies was also evaluated in terms of advantages and disadvantages for customer organizations. The result of the study was the provision that information support for small organizations cannot be borrowed from the practice of large companies due to strong structural and functional differences. In addition, such provisioning in the context of implementation in small enterprises should be characterized by flexibility of settings, ease of use and security. In this regard, the following methods of developing information support were proposed for small businesses: creation of a ready-made personalized software package with the involvement of outsourcing experts; use of open system algorithms of companies with similar types of activity; development of information modules selectively in accordance with current tasks; the use of combinations of our own and borrowed technological solutions, determined by the actual needs of production and management systems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

Гайсина Р.Р. Gaisina R.R.

аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.012.61-022.51:004.77 DOI: 10.17122/2541-8904-2021-4-38-125-131

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Данная статья посвящена раскрытию особенностей информационного обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. Актуальность темы обусловлена фактором активного развития конкурентной среды в российском сегменте малого хозяйствования, а также таким явлением, как акселерация темпов социальной информатизации. Понятие информационного обеспечения бизнес-процессов рассматривается с точки зрения широкого применения электронно-цифровых инструментов в практике частного хозяйствования.

В целях определения значимости информационного наполнения предпринимательской деятельности к анализу были представлены функции информационного обеспечения, а также рассмотрены особенности соответствующей инфраструктуры крупных и малых компаний, что, в свою очередь, позволило выделить ряд принципов, в соответствии с которыми рекомендовано идентифицировать методы разработки информационных систем (ИС). В ходе исследования особенностей информационного обеспечения малых компаний также были рассмотрены подходы к созданию внутренних ИС. В частности, сравнительному анализу были подвергнуты инструменты аутсорсинга и традиционные способы информатизации бизнес-процессов. Метод организации информационного обеспечения с передачей части функций компаниям-аутсорсерам был также оценен с точки зрения преимуществ и недостатков для организаций-заказчиков.

Результатом исследования стало положение о том, что информационное обеспечение для малых организаций не может быть заимствовано из практики крупных компаний ввиду сильных структурных и функциональных различий. Кроме того, такое обеспечение в контексте реализации на малых предприятиях должно характеризоваться гибкостью настроек, простотой в использовании и безопасностью. В этой связи для субъектов малого предпринимательства были предложены следующие методы разработки информационного обеспечения: создание готового персонализированного программного пакета с привлечением экспертов-аутсорсеров; использование открытых системных алгоритмов компаний, близких по виду деятельности; разработка информационных модулей выборочно в соответствии с текущими задачами; использование сочетаний собственных и заимствованных технологических решений, определяемых актуальными потребностями систем производства и управления.

Ключевые слова: информационное обеспечение, малый бизнес, частное предпринимательство, информационная система, электронно-цифровые инструменты, информационная инфраструктура, IT-технологии, информационные ресурсы, информационный аутсорсинг, информатизация бизнес-процессов.

FEATURES OF INFORMATION SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF A SMALL COMPANY

This article is devoted to the disclosure of the features of information support for the activities of small businesses. The relevance of the topic is due to the factor of active development of the competitive environment in the Russian segment of small business, as well as such a phenomenon

Entrepreneurship

as the acceleration of the pace of social informatization. The concept of information support for business processes is considered from the point of view of the widespread use of electronic digital tools in the practice of private management.

In order to determine the significance of the information content of entrepreneurial activity, the functions of information support were presented to the analysis, and the features of the corresponding infrastructure of large and small companies were considered, which in turn made it possible to identify a number of principles, in accordance with which it was recommended to identify methods for the development of information systems (IS). In the course of the study of the features of information support for small companies, approaches to the creation of internal IS were also considered. In particular, outsourcing tools and traditional ways of informatization of business processes were subjected to comparative analysis. The method of organizing information support with the transfer of part of the functions to outsourcing companies was also evaluated in terms of advantages and disadvantages for customer organizations.

The result of the study was the provision that information support for small organizations cannot be borrowed from the practice of large companies due to strong structural and functional differences. In addition, such provisioning in the context of implementation in small enterprises should be characterized by flexibility of settings, ease of use and security. In this regard, the following methods of developing information support were proposed for small businesses: creation of a ready-made personalized software package with the involvement of outsourcing experts; use of open system algorithms of companies with similar types of activity; development of information modules selectively in accordance with current tasks; the use of combinations of our own and borrowed technological solutions, determined by the actual needs of production and management systems.

Key words: information support, small business, private entrepreneurship, information system, electronic digital tools, information infrastructure, IT-technologies, information resources, information outsourcing, informatization of business processes.

Для любой российской компании, независимо от её организационно-правовой формы и вида коммерческой деятельности, проблема внедрения и развития информационного обеспечения является актуальной в связи с качественным совершенствованием рыночных институтов и, в целом, с повышением их уровня зрелости. Немаловажен и факт усиления конкуренции в сегменте частного предпринимательства, а также влияние процессов информатизации и компьютеризации, широко распространенных во всех сферах деятельности современного социума.

Непосредственно для представителей малого бизнеса вопросы качества функционирования внедряемого информационного обеспечения, учитывая технологическую, товарную и предметную идентичность конкурирующих хозяйствующих объектов, приобретают ещё большую значимость и актуальность. Здесь и далее к представителям малого бизнеса следует относить частную хозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей, организаций, обществ, кооперативов и партнерств, штат-

ная численность которых, согласно законодательно установленным критериям, не превышает сто человек [9].

Реальное положение малых фирм осложняется тем, что темпы развития информационно-коммуникационных технологических решений превосходят скорость выпуска новых товаров и услуг [4]. Соответственно, чтобы выдерживать конкуренцию, предпринимателям необходимо постоянно следить за инновациями в сфере П1 и своевременно внедрять наиболее эффективные инструменты в практику управления хозяйственной деятельностью. При этом интеграция новейших информационных решений с уже функционирующими должна проходить с минимальными издержками и, в конечном счете, приводить к общему позитивному результату.

Информационное обеспечение практически всегда затрагивает организационный и производственно-технологический аспекты хозяйствования. В этой связи рассматриваемый термин можно детерминировать как набор электронно-цифровых технологий, основанных на информационном поиске,

анализе, сборе и обработке данных с целью повышения эффективности различных областей предпринимательской деятельности. Информационное обеспечение является частью информационной инфраструктуры организации, то есть частью некоторого пространства, образующегося посредством использования соответствующих ресурсов с целью рационального ведения бизнеса и поддержания его отдельных элементов согласно современным экономическим условиям и технологическим новациям [6]. Информационная инфраструктура малых компаний имеет ряд отличий от представителей крупного бизнеса:

• алгоритмы внедрения информационных инструментов в общий механизм функционирования небольшой организации могут быть спроецированы с тождественного хозяйствующего субъекта с сохранением эффективности основных средств и мероприятий информационного обеспечения; для крупных организаций алгоритмы внедрения таких инструментов не могут быть заимствованы у других крупных или малых компаний ввиду их существенных структурных различий;

• информационная инфраструктура, типичная для сектора малого предпринимательства, характеризуется большей гибкостью и мобильностью, её структурные особенности открыты для внешних исследований за исключением подразделов с конфиденциальными данными; доступ к информационной инфраструктуре крупных организаций закрыт от внешних экономических агентов, а информационное обеспечение реализуется специализированными внутренними отделами, то есть исключительно за счет собственных трудовых ресурсов;

• набор электронно-цифровых инструментов для развития деятельности малой организации отличается от аналогичного набора крупных компаний вариативностью способов применения;

• внедрение 1Т-технологий в деятельность субъекта малого бизнеса может происходить выборочно, с различной степенью интенсивности, между тем как крупные компании стремятся к комплексной автоматизации и к

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

внедрению информационных технологий «под ключ».

Несмотря на явные различия в образовании информационной инфраструктуры малых и крупных фирм, принципы информационного обеспечения бизнес-деятельности являются общими для всех хозяйствующих субъектов. Так, важным организационным требованием является законность реализуемых мер и их соответствие действующему законодательству в области информационного права. Кроме этого, потенциальные информационные технологии должны быть оценены относительно экономической целесообразности их внедрения. Учитывая возможность ретрансляции ключевых алгоритмов функционирования информационного обеспечения (в случае деятельности субъектов малого предпринимательства), каждый инструмент следует подвергать финансовой оценке относительно общих экономических показателей компании. Принцип единого информационного пространства аналогично распространяется на все субъекты предпринимательского сектора: используемые в бизнес-деятельности информационные технологии и ресурсы должны функционировать и взаимодействовать в рамках одной уникальной для каждой организации информационной среды (дуализм или множественность данного аспекта может привести к конфликту технологических или управленческих решений, а также к проблемам во внешней социально-экономической инфраструктуре предприятия).

Необходимость организации информационного пространства посредством использования актуальных электронно-цифровых инструментов обуславливается не только рыночными факторами и инновационными изменениями в технологической сфере социума. Информационное обеспечение также позволяет повысить результативность предпринимательской деятельности посредством реализации следующих функций:

- стимулирование ускоренного развития элементных составляющих хозяйственной деятельности компании за счет организации доступа к информационным инструментам и

ЕпГтЕР1ГЕМЕи1^ЫР

веб-ресурсам на равных экономических и правовых условиях;

- образование новых или усовершенствование имеющихся концептуальных и методологических основ локальных управленческих и производственных систем;

- повышение эффективности коммуникативной составляющей хозяйственной деятельности за счет масштабирования и актуализации информационных потоков;

- минимизирование вероятности возникновения специфических для предпринимательской деятельности рисков;

- систематизация бизнес-процессов, реализуемых вне цифрового пространства, и процессов, осуществляемых непосредственно в электронной среде;

- организация оперативной обратной связи между сотрудниками одной компании и партнерскими сетями, а также своевременная координация действий структурных подразделений и, как результат, быстрое реагирование и устранение проблемных ситуаций на всех этапах реализации бизнес-задач;

- автоматизация накопления опыта типовых управленческих, производственных и

организационных решений, а также создание автоматических алгоритмов, отслеживающих качество информации и точность работы определенных систем хозяйствования.

Представленные к анализу функции являются общими для информационных систем крупных и малых компаний, но непосредственно организация рассматриваемого обеспечения характеризуется рядом отличий аналогично ситуации с образованием информационной инфраструктуры. Первой специфической особенностью информационного обеспечения малых фирм является структурная простота [8]. Техническое оснащение, предоставляющее возможности электронно-цифрового присутствия субъекта, в крупных компаниях характеризуется наличием одной потоковой сети и сложной аппаратной периферии. Для малых фирм существует два подхода к созданию внутренних информационных систем: с помощью инструментов аутсорсинга и метода, который используют крупные компании (с упрощением некоторых деталей). Подробная характеристика и особенности обоих подходов представлены в таблице.

Таблица. Сравнительная характеристика методов организации информационного обеспечения малого предприятия [1, 2, 5]

Методы Критерии С передачей функций организации информационного обеспечения (аутсорсинг) Без передачи функций организации информационного обеспечения

Сущность метода Бизнес-операции частично или полностью передаются под ответственность специализированных компаний на особых договорных условиях Бизнес-операции проводятся внутренним штатом сотрудников без образования специальных подразделений и без привлечения сторонних экспертов

Техническое оснащение Удаленный доступ через персональные компьютеры посредством сети Интернет Локально-вычислительная сеть, аппаратура для связи, хранения и передачи информации

Основная технология Облачный сервис Внутренний сервер организации

Маркетинговое управление Анализ рынков, конкурентов, потребительского сегмента, разработка маркетинговой стратегии и разметка конкретных мероприятий осуществляется привлеченными специалистами Все процедуры по маркетинговому развитию осуществляются сотрудниками компании посредством работы в СЕМ-или ЕЕР-системах, а также с помощью традиционных маркетинговых инструментов

Стратегическое планирование Постановка стратегического управления реализуется привлеченными специалистами с помощью гибридных облачных решений Функции планирования производственных операций, расчеты материальных ресурсов компании осуществляются сотрудниками с помощью МЕР-системы

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

Оперативное управление Передача сторонним специалистам только части функций управления (например, входящая/исходящая корреспонденция, связь с потребителями и др.) Функции управления возложены на предпринимателя (уполномоченное лицо, управляющего, директора) и реализуются посредством CRM-технологий

Логистика Привлечение логистических операторов соответствующего класса (для малого бизнеса это классы 1PL/2PL/3PL). Компании-аутсорсеры осуществляют работу в едином информационном потоке Работа с поставщиками, контроль над поставками, наладка процессов взаимодействия всех элементов производства реализуются в рамках LP-концепции (посредством технологии LP-CRM)

Планирование ресурсов Анализ и сайзинг ресурсов становятся полностью автоматизированными благодаря индивидуальным программным разработкам 1Т-специалистов (целесообразно для малых компаний в сфере инноваций) Осуществляется работниками компании с помощью технологий ERP-системы (в том числе в онлайновом режиме по схеме SaaS). Возможно использование традиционного программного обеспечения

Метод организации информационного обеспечения с передачей части функций ком-паниям-аутсорсерам в настоящее время приобретает всё большую популярность среди представителей малого и среднего бизнеса. Аутсорсинг позволяет снизить затраты на поиск и анализ данных, а передача некоторых процессов управления и контроллинга над информационными потоками существенно разгружает управленческий аппарат компании, упрощает работу штатного управляющего. Кроме этого, аутсорсинговые организации, как правило, оперируют более точными и актуальными данными, имеют доступ к разнородным массивам данных, выступают в роли связующего звена между фирмой-заказчиком, конкурентами, представителями государственной власти, социальными организациями. Исходя из данных таблицы выше, работа привлеченных аутсорсинговых компаний в сфере информационного обеспечения может касаться как исключительно технической поддержки, так и непосредственно бизнес-процессов, реализуемых электронно-цифровыми инструментами и, в частности, облачными сервисами. Так, полный или частичный аутсорсинг маркетинга особенно востребован в случае неравномерной потребности малой компании в реализации маркетинговых функций. Договор аутсорсинга на абонентской основе предполагает передачу, к примеру, продвижения, рекламы, анализа потребительского рынка и прочих функций квалифицированным маркетологам, исключая затраты на возможные попытки маркетинговой деятельности непрофессиональных

штатных сотрудников. При этом оплата работы аутсорсеров производится за результат, а не за содержание специалиста [3].

Безусловно, передача ответственности за информационное обеспечение малого бизнеса является эффективным и удобным методом акселерации развития конкретных областей частного хозяйствования. Вместе с тем существует ряд рисков, которые следует оценивать предпринимателям перед тем, как выбрать подход к организации внутренней информационной системы. Ни один потребитель аутсорсинговых услуг не защищен от утечки внутренней корпоративной информации: данные о маркетинговой, стратегической или иной другой концепции могут быть получены третьими лицами в результате кибератаки. В этой связи выбор будущего партнера-аутсорсера должен быть продуманным и обоснованным наличием гарантий информационной защиты потребителя. Обойти подобного рода риски возможно выбрав традиционный подход к организации информационного обеспечения, то есть путем самостоятельной разработки информационной системы без передачи функций управления сторонним специалистам.

Другая особенность информационного обеспечения малых фирм следует из специфики показателя численности трудовых ресурсов [7]. Компания, относящаяся к малой форме предпринимательской деятельности, может состоять всего из десяти сотрудников или содержать штат из ста человек, при этом на практике встречаются ситуации, когда индивидуальные предприниматели осущест-

ЕпГтЕР1ГЕМЕи1^ЫР

вляют хозяйственную деятельность собственными силами. В этой связи малые фирмы достаточно ограничены в реализации профессиональной поддержки средств информационного (программного) обеспечения. Таким образом, от масштабов хозяйствования зависит структура внедряемой информационной системы и, соответственно, масштабы затрат на обслуживание и развитие. Если на крупных предприятиях выделяются целые подразделения, задействованные в организации и администрировании информационного обеспечения, то в малых компаниях, как правило, выделяется один штатный или привлечённый специалист, либо функциями администратора наделяется сотрудник, не обладающий соответствующими профессиональными компетенциями, но имеющий представления о том, как должна работать информационная составляющая бизнес-деятельности.

Учитывая вышеперечисленные особенности организации информационного обеспечения, можно определить следующие методы внедрения информационных систем (ИС) в предпринимательскую деятельность малых компаний:

- разработка персонализированной ИС с привлечением экспертов в области программного обеспечения на временной или постоянной основе (предприниматель получает готовый продукт, полностью настроенный на работу с корпоративными данными в рамках специфики осуществляемой хозяйственной деятельности);

- использование различных программных пакетов, разработанных и выпущенных в открытый доступ ранее другими малыми компаниями или организациями (сотрудники компании самостоятельно осуществляют выборку необходимых программных продуктов, основываясь на практике компаний, схожих по направлению бизнес-деятельности);

- последовательная разработка отдельных модулей ИС с целью их дальнейшей интеграции в единое целое (предприниматель использует поэтапное формирование информационной системы, основанное исключительно на индивидуальных разработках, но с учетом опыта других малых компаний);

- использование собственных разработок и программных продуктов сторонних организаций в зависимости от конкретной поставленной задачи (смешанный подход, предполагающий использование тех или иных информационных инструментов, исходя из сложившихся в определенный промежуток времени потребностей компании).

Выбор определенного метода зависит от совокупности таких факторов, как: финансово-материальное состояние компании, особенности хозяйственной деятельности, стратегическое целеполагание, предпринимательская инициатива, доступность ресурсов. Однако важно отметить, что в конечном результате независимо от выбранного метода и влияния множества факторов, информационное обеспечение малой компании должно характеризоваться гибкостью, функциональностью и структурной простотой.

Список литературы

1. Володин В.М., Куликова Т.А. Анализ востребованности аутсорсинга как инструмента инновационного развития предприятий // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2021. - № 3 (59). -С. 202-216.

2. Гайсина Р.Р., Ризванова М.А., Хисаева А.И. Информационные технологии в организации хозяйственной деятельности субъектов сектора малого и среднего предприниматель-

ства // Вестник УГНТУ Серия: экономика. -2021. - № 1 (35). - С. 125-132.

3. Маркаров Д.В., Нечаева Т.В. Аутсорсинг маркетинговой деятельности: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - 2010. -№ 26. - С. 164-175.

4. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Костенко Я.В. Совершенствование информационного обеспечения коммерческой деятельности розничного торгового предприя-

тия // Фундаментальные исследования. -2014.- № 11-5. - С. 1118-1123.

5. Наконечная Т.В., Артемьева Д.А., Елизарьева А.А., Степанова Н.В. Аутсорсинг для субъектов малого предпринимательства в России // Бюллетень науки и практики. -2021. - № 5. - С. 327-334.

6. Николаева И.Н. Развитие информационного аутсорсинга как элемента информационного обеспечения малого предпринимательства // Российское предпринимательство.

- 2006. - № 9. - С. 11-14.

7. Саяпин А.В., Молостова В.А. Информационные технологии в малом бизнесе // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 5 (051). С. 165-167.

8. Уваров В.Р., Бикмашев Г.А. Программное и аппаратное обеспечение для малого бизнеса: особенности малых информационных систем // Концепт. - 2016. - № S9.

- С. 51-58

9. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021).

References

1. Volodin V.M., Kulikova T. A. Analysis of the demand for outsourcing as a tool for innovative development of enterprises // Izvestiya vuzov. Volga region. Social Sciences. 2021. No. 3 (59). Р. 202-216.

2. Gaisina R.R., Rizvanova M.A., Khisaeva A.I. Information technologies in the organization of economic activity of subjects of the sector of small and medium-sized businesses // Bulletin

nPEfln PMHMMATEIIbCTBO

of USPTU. Series: Economics, 2021. No.1 (35). P. 125-132.

3. Markarov D.V., Nechaeva T.V. Outsourcing of marketing activities: problems and prospects // Bulletin of the Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics, 2010. No. 26. P. 164-175.

4. Matuzenko EV, Shilenko SI, Kostenko Ya.V. Improvement of information support of commercial activity of a retail trade enterprise // Fundamental research. 2014. No. 11-5. P. 11181123.

5. Nakonechnaya T.V., Artemyeva D.A., Elizarieva A.A., Stepanova N.V. Outsourcing for small businesses in Russia // Bulletin of Science and Practice. 2021. No. 5. P. 327-334.

6. Nikolaeva I.N. Development of information outsourcing as an element of information support for small businesses // Russian Journal of Entrepreneurship. 2006. No. 9. P. 11-14.

7. Sayapin A.V., Molostova V. A. Information technologies in small business // Socio-economic phenomena and processes. 2013. No. 5 (051). P. 165-167.

8. Uvarov V.R., Bikmashev G.A. Software and hardware for small business: features of small information systems // Concept. 2016. No. S9. P. 51-58

9. Federal Law of July 24, 2007 No 209-FZ (as amended on July 2, 2021) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on July 13, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.