Научная статья на тему 'Особенности информационного моделирования структуры текста'

Особенности информационного моделирования структуры текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА / ТЕКСТОВАЯ ЕДИНИЦА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗОНАЛЬНАЯ И ЯРУСНАЯ СТРУКТУРЫ ТЕКСТОВОГО ПРОСТРАНСТВА / SEMANTIC STRUCTURE OF THE TEXT / TEXTUAL UNIT / MODELING / THE ZONE AND LEVEL STRUCTURE OF THE TEXT SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна

В статье определяются реальные семантические последствия информационного развития смысловой структуры текста в отношении ее единиц. Сочетания текстовых единиц, организованных по определенным моделям оказываются способными выразить новые идеи, концепты, и тем самым расширяют языковую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article identifies the real semantic consequences of the informative development of the semantic structure of the text according to the relationship between its units. The combinations of text's elements, which are organized according to certain models, are capable to express new ideas, concepts and so that they extend the language system.

Текст научной работы на тему «Особенности информационного моделирования структуры текста»

УДК 811.161.1’37

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

© Виктория Михайловна Швецова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры русского языка, e-mail: vmsh72@bk.ru

В статье определяются реальные семантические последствия информационного развития смысловой структуры текста в отношении ее единиц. Сочетания текстовых единиц, организованных по определенным моделям оказываются способными выразить новые идеи, концепты, и тем самым расширяют языковую систему.

Ключевые слова: смысловая структура текста; текстовая единица; моделирование; зональная и ярусная структуры текстового пространства.

Современный этап в развитии лингвистики характеризуется нарастающим вниманием к проблемам текста. Данный интерес обусловлен усилением коммуникативного аспекта в анализе языковых единиц разных уровней.

Текст как явление сложное допускает многоаспектность в его изучении. Он рассматривается учеными с позиции семиотики [1], структурно-синтаксической организации [2-4]. Особое внимание уделяется проблемам семантики текста [5-7], в частности, анализируется система единиц лексического уровня художественного и поэтического текстов [8-10], изучается их смысловая организация [11-13]и пр.

Несмотря на обилие научных исследований, вопросы смысловой структуры текста вообще и художественного в частности остаются актуальными.

Новизна научного подхода в исследовании заключается в том, что мы рассматриваем особенности (принципы) организационной трансформации смысловой структуры текста в процессе развития семантики его единиц.

В условиях информационного расширения значения слова текстовый ресурс выполняет особую функцию, которая связана с актуализацией содержания данной единицы через ее толкование в виде концентрированного предложения-текста. Этот процесс происходит на уровне сознания человека и осуществляется путем моделирования, под которым мы понимаем определенные способы расширения информационного поля слова.

В ходе исследования анализируется один из видов моделирования, связанного со строгой зональной организацией смысловой

структуры текста в виде нескольких информационных участков (т. н. модель «зонирование структуры текста»). При этом развитие информационного поля текстовой единицы происходит в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. При этом границы семантической области значительно расширяются, дополняются новыми компонентами.

Становится очевидным, что текст с разделенным на ярусы и зоны пространством организует свой информационный каркас и, следовательно, может выступать в качестве потенциального инициатора актуализации определенной семантики собственных единиц.

Горизонтальное зонирование реализуется в ярусной структуре каждого информационного участка текста. В качестве текстовой единицы с актуализируемым значением может выступать как единичная лексема, так и многокомпонентные конструкции любого грамматического и лексического типа сочетаемости.

Ярусы представляют собой линейно развертывающиеся, организованные информационные структуры, в границах которых трансформируемые значения текстовых единиц детализируются - появляется возможность более тесного контакта их информационных полей. Вследствие этого процесс актуализации семантики проходит более динамично.

Внутри яруса между текстовыми единицами разных информационных участков развивается система оппозиционных, сопоставительных, причинно-следственных отношений; формируется шкала эмоциональноэкспрессивных характеристик.

Зоны представляют собой иерархически организованные (в вертикальной плоскости)

информационные участки, внутри которых актуализация значения определенной текстовой единицы происходит поэтапно: на базе одного содержания последовательно развивается следующее.

В каждой зоне на определенном ярусе горизонтальная и вертикальная информации пересекаются, а затем систематизируются в уровне обобщенного значения каждого участка текста. Именно в этом месте происходит наращивание содержания (или его своеобразное удвоение) в рамках одного семантического направления.

Таким образом, смысловая структура текста, развивающаяся в двух плоскостях, оказывается полностью вовлеченной в процесс актуализации значений.

В уровне информационного центра завершается моделирование многокомпонентной, или удвоенной, информации. Результатом этого является расширение семантики определенной текстовой единицы. Схема модели «Зонирование структуры текста» представлена в табл. 1.

Данная модель может быть проиллюстрирована следующим описанием: Тысячи две

виднейших персон страны смотрели на зловредного Пантелея с некоторым разочарованием. Как? Вот этот обыкновенный тридцатилетний молокосос в обычной серой паре и нормальном галстуке, это и есть тот возмутитель спокойствия, коварный словоблуд, вскрывающий сердца нашей молодежи декаденской отмычкой, предводитель битнической орды, что тучей нависла над Родиной Социализма? [14].

В данном случае актуализируется значение собственного существительного Пантелей. Этот процесс осуществляется на базе моделирования зональной организации семантической структуры текста в виде нескольких информационных участков. Следует отметить, что перед нами явление, связанное с особым видом метонимии, - антонома-сия (троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного). Актуализация подобного вида значения происходит в двух направлениях, реализующихся за счет внешней формы развития содержания (табл. 2).

Таблица 1

Модель «Зонирование структуры текста»

Смысловая структура текста

Ярусы текста Зоны текста (информационные участки)

№ зоны № зоны

і АА ВВ | ь,

Г і г

t сч ББ і Г гг . і > г

уровень обобщенного значения \ \ \ А уровень обобщенного значения у / / / / / / / У / А г

уровень информационного центра

Актуализируемое значение текстовой единицы

Примечание. АА, ББ, ВВ, ГГ - текстовые единицы; ^ - зональное (вертикальное) направление семантической информации текстовых единиц; •< - - ► - ярусное (горизонтальное) направление семантической информации текстовых единиц; •— - место пересечения зональной и ярусной информации одной текстовой единицы; ^ - направление обобщенной зональной и ярусной семантики.

Таблица 2

Актуализация семантики единицы Пантелей в рамках модели «Зонирование структуры текста»

№ яруса Пантелей

Зона 1 Зона 2

1 обыкновенный тридцатилетний молокосос зловредный

2 в обычной серой паре возмутитель спокойствия

3 в нормальном галстуке коварный словоблуд, вскрывающий сердца нашей молодежи декаденской отмычкой

предводитель битнической орды, что тучей нависла над Родиной Социализма

обыкновенный, типичный для определенной среды молодой человек разрушитель общественных устоев

Скрытый враг

В зоне 1 сгруппированы текстовые единицы с положительной оценкой: обыкновенный, в серой паре и нормальном галстуке -создается типичный образ молодого человека; в зоне 2 - отрицательные характеристики: возмутитель спокойствия - «мятежник,

приводящий в тревожное положение или состояние»; коварный словоблуд - «хитрый фразер, болтун»; предводитель битнической орды, что тучей нависла над Родиной Социализма - «вожак разбитого, потерянного поколения» (битниками называют разбитое поколение; это литературно-молодежное движение в Америке, провозглашающее добровольную бедность, бродяжничество и пр.), представляющее угрозу для определенного государства (Советскому Союзу - стране равенства и братства) (табл. 2). Очевидно, что зонирование смысловой структуры текста строится на оппозиционных лексических отношениях. В этом случае при актуализации значения текстовой единицы Пантелей развивается отрицательная семантика.

Ярусы смысловой структуры текста формируются при участии следующих информационных цепочек: 1 ярус - обыкновенный тридцатилетний молокосос - зловредный; 2 ярус - в обычной серой паре - возмутитель спокойствия; 3 ярус - в нормальном галстуке - коварный словоблуд, вскрывающий сердца нашей молодежи декаденской отмычкой; предводитель битнической орды, что тучей нависла над Родиной Социализма (табл. 2). Таким образом, выражаются две стороны проявления человеческой сущности: внешняя маска (т. е. показной, ненастоящий) - обыкновенный, в обычной серой паре, в нормальном галстуке (начальные компоненты яруса) и

внутреннее состояние - зловредный, - возмутитель спокойствия; коварный словоблуд... предводитель битнической орды... (конечные компоненты).

Следовательно, в условиях ярусного зонирования смысловой структуры текста развивается следующее значение единицы Пантелей: «искусно маскирующий, скрывающий за внешностью обывателя, лояльного к власти, свою истинную, негативную, социально опасную для общества сущность».

Таким образом, в тексте единица Пантелей, реализуясь в качестве условного наименования целого класса однородных предметов, расширяет свое информационное поле. На этой основе формируется ее новая семантика: Пантелей - «скрытый враг».

Или: Я был как исключение перетянут ремнем и в истерике требовал телогрейку и кирзовые сапоги, как все. И добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина, и жить стало бы легче.

Стало бы, но дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть на физкультуре. И я притащил с помойки кусок водопроводной трубы, и вбил в косяк два самых больших гвоздя, и сделал турник, и подтягивался и кувыркался. И заводил свой будильник на раньше всех, и бегал вокруг территории. И из командировки в округ отец привез мне гантели. И в спортгородке научил прыгать через коня, что со стороны казалось сказочным полетом. И жизнь наладилась бы.

Наладилась бы, если я двум-трем в классе набил морду. А у меня не получалось. Я не мог понять... И я рискнул пожаловаться отцу на трудности, и услышал спокойное: «Ну дал бы ему». Я бы дал, да не давалось [15].

действие, уже реализованы (добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина, подтягивался и кувыркался, бегал вокруг территории и пр.). При этом отрицательная оценка сохраняется и даже усиливается (но дразнили и били, но не получалось, я не мог понять и пр.).

Обратимся непосредственно к описанию процесса моделирования смысловой структуры текста.

Текст зонируется вертикально в трех семантических направлениях: 1 зона - причин-но-констатирующая (союз и подчеркивает установленный факт - и жить стало бы легче, и жизнь наладилась бы, ну (в значении и) дал бы ему); 2 зона - условно-возможная; 3 зона - опровергающая. Схематически данный процесс представлен в табл. 3.

В зоне 1 устанавливаются причинные отношения - и жить стало бы легче, потому что добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина; и жизнь наладилась бы, потому что подтягивался и кувыркался, бегал вокруг территории и пр. (табл. 3).

В зоне 3 возникают противительные отношения - но дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть на физкультуре, но у меня не получалось и пр. (табл. 3). Таким образом моделируется новый комплекс иных ситуаций, который препятствует реализации значения, формирующегося в зоне 2: ребенок выделялся из коллектива детской одеждой (я был как исключение), исправил ситуацию

Таблица 3

Усложненная форма модели «Зонирование структуры текста»

№ яруса и жить стало бы легче стало бы но

Зона № 1 Зона № 2 Зона № 3

1 добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина (текстовые единицы) стало (текстовая единица) дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть на физкультуре (текстовые единицы)

и жизнь наладилась бы наладилась бы но

2 и подтягивался и кувыркался (текстовая единица) наладилось (текстовая единица) если набил морду (текстовая единица)

3 и заводил свой будильник на раньше всех, и бегал вокруг территории (текстовые единицы) наладилось (текстовая единица) у меня не получалось (текстовая единица)

4 и отец привез мне гантели и научил прыгать через коня, что со стороны казалось сказочным полетом (текстовые единицы) наладилось (текстовая единица) я не мог понять (текстовая единица)

ну дал бы ему я бы дал но

5 я бы дал (текстовая единица) я дал (текстовая единица) да не давалось (текстовая единица)

В приведенном примере процесс моделирования смысловой структуры текста в процессе развития значения единиц также реализуется в системе вертикального и горизонтального зонирования. Следует отметить, что в данном случае мы имеем дело с ее усложненной формой: одновременно развивается семантика нескольких текстовых единиц, выражающих различные оттенки эмоционально-экспрессивной оценки и в соответствии с этим организующих следующие линейные структуры (ряды): и жить стало бы легче - стало бы - но; и жизнь наладилась бы - наладилась бы - но; ну дал бы ему - я бы дал - но.

Первые компоненты ряда (и жить стало бы легче, и жизнь наладилась бы, ну дал бы ему) репрезентируют шкалу положительной оценки какого-либо действия, его результата и пр.; вторые (стало бы - наладилась бы - я бы дал) - систему нейтрального значения; третьи (но - но - но) - выражают отрицательную оценку. Становится очевидным, что данные группы текстовых единиц с различной эмоционально-экспрессивной характеристикой при взаимодействии друг с другом, а также с остальными текстовыми единицами определяют информационное направление расширенного значения следующим образом. Признак условности, репрезентирующийся начальными элементами, трансформируется в реальный факт, т. к. все предпосылки, при которых могло бы совершиться какое-либо

(добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина), положение не изменилось (жить легче все равно не стало): нашлась другая причина (дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть на физкультуре); ребенок физически был слаб (дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть на физкультуре), ситуация исправлена (и подтягивался и кувыркался; и заводил свой будильник на раньше всех, и бегал вокруг территории; и отец привез мне гантели и научил прыгать через коня, что со стороны казалось сказочным полетом), улучшений в жизни не наступило (жизнь не наладилась): окрепнув физически, мальчик психологически не готов применить силу (у меня не получалось; я не мог понять) и пр. (табл. 3). Возникает ситуация «замкнутого круга»: одна причина устраняется, другая возникает.

В зоне 2 актуализируется нейтральное значение факта.

Сопоставление выявленных информационных участков и их содержательных соответствий в уровне обобщенного значения позволяет заключить следующее. Семантика единиц, организующих причинно-констати-рующую и опровергающую зоны, направляется в условно-возможную.

Подобная закономерность имеет информационную обусловленность: через зоны определяются разные стороны установленного в тексте факта. Во-первых, это условия, которые в действительности должны способствовать его реализации (добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина; и подтягивался и кувыркался и пр.) (семантика, развивающаяся в зоне 1). Во-вторых, действия, которые происходят и своим исполнением отрицают известный факт (и жить стало бы легче, потому что добился определенных вещей, но обижали по-прежнему; и жизнь наладилась бы, потому что совершаются поступки разного рода, но именно они не решают проблему) (семантика, сформированная в зоне 3).

В условиях горизонтального зонирования смысловой структуры текста между текстовыми единицами устанавливаются следующие отношения. Например, в 1 ярусе (добился сапог и дешевого типового полупальто из магазина - стало - дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть на физкультуре) определяется поэтапный инфор-

мационный спад в психологической и эмоциональной оценке действительности автором (табл. 3). В значении текстовой единицы добиться ассоциативно проявляется признак решительности, уверенности в чем-либо (ср.: «прилагать усилия, сделать что-нибудь реальностью; осуществить»). При этом в содержании данной единицы состояние эмоционального подъема достигает своего максимума.

Семантика конечных компонентов яруса 1 (дразнили и били за мешковатость и неуклюжесть...) характеризуется негативной, отрицательной ассоциативной окрашенностью: все физические усилия, приложенные героем, не приносят ожидаемого результата. Вследствие этого наступает эмоциональный спад. В 3 ярусе (и заводил свой будильник на раньше всех, и бегал вокруг территории -наладилось - у меня не получалось) информационная интенсивность шкалы эмоциональной оценки постепенно «угасает» от начального компонента к конечному (табл. 3).

Таким образом, актуализированные семантические поля текстовых единиц трех зон и пяти ярусов, пересекаясь в уровне информационного центра, трансформируют значение целого текста следующим образом: «несправедливость ».

Проведенный анализ дает возможность заключить следующее: смысловая структура текста активно участвует в формировании и дальнейшем развитии семантического потенциала современного русского языка. Этот процесс определяется не только комплексом вариантных лексических отношений, возникающих непосредственно между единицами, функционирующими в рамках текста.

Мы вправе говорить о том, что развитие значения текстовой единицы теснейшим образом связано с текстовой архитектурой, когда система внутреннего устройства, организованная в виде зон или участков, самостоятельно формируют совершенно новое или расширенное содержание.

Таким образом, смысловая структура текста в условиях развития значения его единиц оказывается задействованной в полном объеме. Поскольку выделенные в вертикальной и горизонтальной плоскости информационные участки, составляющие ее основу, вступая в семантико-ассоциативное взаимо-

действие, развивают, т. е. моделируют, новое текстовое содержание.

Моделирование смысловой структуры текста представляет собой сложный процесс, который характеризуется собственной системой единиц, особыми способами и приемами их организации.

1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

2. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

3. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

4. Солганик Р.Я. Значение слова и представление // Семантика слова и синтаксической конструкции. Воронеж, 1987. С. 5-15.

5. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвистического анализа. Красноярск, 1983.

6. Сулименко Н.Е. Семантические основы текстового слова. Л., 1986.

7. Черняховская Л.А. Смысловая структура текста и ее единицы // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 117-126.

8. Пискунова С. В. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста). Тамбов, 2002.

9. Руделев В.Г. Принципы сегментации поэтической речи // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1979. С. 71-78.

10. Степанова В.В. Обусловленность функционирования слов в тексте // Семантические и эстетические модификации слов в тексте. Л.,

1988. С. 3-10.

11. Залевская А. А. Психолингвистические исследования: Слово. Текст: избранные труды. М., 2005.

12. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. С. 85-99.

13. Тарасов Е.Ф. Проблема изучения, описания и моделирования речевого общения // Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. М.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1989. С . 5-34.

14. Аксенов В. Ожог. М., 2000. С. 110-111.

15. Веллер М. Мое дело. М., 2007. С. 54.

Поступила в редакцию 11.04.2010 г.

UDC 811.161.1’ 37

THE PRINCIPLES OF INFORMATIONAL MODELING OF TEXTUAL STRUCTURE

Victoria Michailovna Shvetsova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philology, Associte Professor, Doctoral Candidate of Russian language Department, e-mail: vmsh72@bk.ru

The article identifies the real semantic consequences of the informative development of the semantic structure of the text according to the relationship between its units. The combinations of text’s elements, which are organized according to certain models, are capable to express new ideas, concepts and so that they extend the language system.

Key words: semantic structure of the text; textual unit; modeling; the zone and level structure of the text space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.