Научная статья на тему 'Особенности информации как фактора производства современной экономики'

Особенности информации как фактора производства современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1220
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / НЕПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ / SOCIETY INFORMATIVENESS / INCOMPLETENESS OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мункоев Николай Александрович

В статье рассматриваются вопросы возрастания роли и значения экономической информации. Рассмотрены ее особенности, принципиально отличающиеся от других факторов производства рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мункоев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of information as a factor of manufacture of modern economy

In the article the issues of increase of role and value of economic information are considered. Its features, which essentially differ from other factors of manufacture of market economy, have been considered.

Текст научной работы на тему «Особенности информации как фактора производства современной экономики»

Литература

1. Бурцев В. В. Основные понятия и организация проведения внутреннего контроля в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 4. - С. 38-50.

2. Горячева О.П., Пакшина Т.П. Внутренний контроль и его место в системе управления хозяйствующим субъектом // Теория и практика коммерческой деятельности: сб. тез. докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2003. - С. 244-251

3. Горячева О.П. Внутренний аудит как научная категория // Реформирование системы управления на современном предприятии: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2005. - С. 77-78.

4. Горячева О.П. Внутренний аудит: сублимация управленческого контроля // Экономика. Психология. Бизнес. - 2005. - № 8-9. - С. 130-140.

5. Горячева О.П. Внутренний аудит в организации // Экономика. Психология. Бизнес. - 2007. - С.109-124.

6. Горячева О.П. Внутренний аудит. - М.: Экономическое образование, 2010. - 166 с.

7. Горячева О.П. Внутренний аудит. - 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «Гарант». - 2011.

8. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. - 336 с.

9. Манн Р., Майер Э. Контролинг для начинающих: пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 302 с.

10. Соколов Я.В., Бычкова С.М. Роль теории аудита в процессе подготовки кадров // Аудиторские ведомости.

- 1998. - № 2. - С. 21-24.

11. Goryacheva O.P., Goryacheva Y.M. The problems of internal audit //Scientific notes. - Vol. 2. - Boston, 2005.

- P. 110-113.

12. Horvath P. Controlling. - Miinchen: Vahlllen, 1998.

Горячева Оксана Павловна, кандидат экономических наук, доцент каф. бухгалтерского учета ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт», тел. +7-902-924-58-35, е-mail:umnix@yandex.ra Лялюк Людмила Валерьевна, научный сотрудник Федерального института развития образования. 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, тел. 2-926-542-88-31

Goryacheva Oksana Pavlovna, candidate of economic csiences, associate professor, department of accounting, Krasnoyarsk State Trade and Economy Institute. Tel. 8-902-924-58-35. E-mail: Umnix@yandex.ru

Lyalyuk Lyudmila Valerevna, reaearch fellow, the Federal Institute for Educational Development. Address: 125319, 9 Chernyakhovsky str.,1, Moscow. Tel. 8-926-542-88-31

УДК 330.47:339.13 © Н.А. Мункоев

Особенности информации как фактора производства современной экономики

В статье рассматриваются вопросы возрастания роли и значения экономической информации. Рассмотрены ее особенности, принципиально отличающиеся от других факторов производства рыночной экономики. Ключевые слова: информатизация общества, неполнота информации.

N.A. Munkoev The features of information as a factor of manufacture of modern economy

In the article the issues of increase of role and value of economic information are considered. Its features, which essentially differ from other factors of manufacture of market economy, have been considered.

Keywords: society informativeness, incompleteness of information.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов наряду с другими - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, прежде всего экономики. А это означает, что не только каждому человеку стано-

вятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты

теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

В 2000 г. лидеры «большой семерки» подписали Окинавскую Хартию, постулирующую наступление информационного общества. Человечество вступило в эпоху новой экономики, и этот факт имеет огромное значение для функционирования современной рыночной экономики. Известный экономист П. Друкер так трактует современный период информатизации: «Следующая информационная революция уже началась. Но она происходит не там, где ее ищут ученые, руководители и информационная индустрия вообще. Это не революция в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости. Это революция концепций. До сего дня, в течение уже пятидесяти лет, информационная революция была сосредоточена на данных - их сборе, хранении, передаче и представлении. Она сосредоточилась на букве «Т» в ИТ. Следующая же информационная революция задает иной вопрос: «Каков смысл информации и в чем ее назначение?». Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, а затем - и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи» [1].

В последнее время ряд специалистов стал особо выделять информационные потребности и отводить ей специальное место в известной пирамиде человеческих потребностей - «пирамиде Маслоу». Говоря об этом, прежде всего следует выделять два принципиально различных класса информационных потребностей:

• класс потребностей в информации как в самоценном продукте;

• класс потребностей в информационных технологиях (ИТ), т.е. потребностей в инструментарии для эффективной работы с информацией (организации информационных процедур).

До сегодняшнего дня главное внимание было сконцентрировано на удовлетворении второго из указанных классов. Формировалась ИТ-отрасль, где ключевым словом являлось «технологии». Теперь же вектор приоритетов направлен к категории «содержание информации», особенно это важно относительно экономической информации.

Глобализация рынков и тотальная информатизация общества превращают экономическую информацию в производительный ресурс. Умение анализировать факторы окружающей среды и про-

гнозировать развитие социально-экономической ситуации становятся важным конкурентным преимуществом любого хозяйствующего субъекта. Отсутствие такого умения неизбежно ведет к убыткам или упущенной выгоде. Вместе с тем в новой экономике обостряется проблема информационной асимметрии, одного из главных «изъянов» рыночного механизма.

Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько его участники владеют информацией о потребительских свойствах товара, качестве предоставляемой услуги, возможностях той или иной технологии, тенденциях изменения конъюнктуры. То есть функционирование рынка не сводится только к взаимодействию спроса и предложения. Важное значение в этом процессе имеет приспособление рынка к изменяющимся обстоятельствам, а реальная сила рынка заключается в его способности использовать информацию, приспосабливаться к ней.

Ограниченность информации и ее полезность для субъектов экономики дают основания причислять ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится. Однако информация как ресурс имеет важные особенности, принципиально отличающие ее от других факторов производства:

• основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономическим ресурсом является лишь та часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности;

• использование информации одним субъектом, как правило, не исключает возможности ее одновременного использования другими (свойство неконкурентности);

• потребление информации не только не уничтожает исходную информацию, но прибавляет к ней новую, т.е. информация приумножается в процессе ее использования;

• информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.

Условием оптимального функционирования рынка является полная информированность экономических субъектов о ценах, качестве про-

дукта, технологиях, структуре спроса, товарах-субститутах, уровне процентных ставок, перспективах роста экономики. Однако полнота необходимой информации может обеспечиваться только рынком в целом, ни один из его субъектов в отдельности ею не располагает.

К причинам неполноты информации можно отнести:

• барьер трансакционных издержек. Ценовая изменчивость заставляет и покупателей, и продавцов вести поиск лучших цен, который требует затрат. Издержки поиска мешают субъектам каждый раз совершать сделку по оптимальной цене: она будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при наличии полной информации. Кроме того, ряд производителей выигрывают от неопределенности;

• проблема устаревания информации, в результате изменений экономической среды информация не всегда соответствует действительности;

• проблема неполного усвоения, так как экономические субъекты не в состоянии воспринять и переработать весь объем доступной информации;

• проблема обработки, так как не все экономические субъекты обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы адекватно переработать получаемую информацию.

Таким образом, экономические субъекты принимают решения и делают выбор в условиях неопределенности и большинство управленческих решений базируется не на твердом знании, а на оценках, прогнозах и ожиданиях.

Рыночные сделки зачастую заключаются в условиях асимметричной информации, т.е. в условиях, в которой одна группа владеет необходимой для ведения дел информацией, а другая группа не владеет. Информационная асимметрия разрушает не только единство экономического пространства страны, но и препятствует реализации принципа поддержки конкуренции, так как формирует неадекватное состояние конкуренции на рынке. Информационная асимметрия негативно влияет не только на рынок капитала, но и рынки труда и товаров, поэтому принцип информационной открытости является фундаментальным для функционирования всей экономической системы в целом.

Литература

1. Друкер П. Следующая информационная революция // The Next Information Revolution / by Peter F. Drucker. Forbes ASAP. August 24. 1998.

2. Шкалаберда Я.Л. Неопределенность, риск и асимметрия информации в рыночной экономике // Экономические науки. - 2006. - № 8 (21).

Мункоев Николай Александрович, аспирант кафедры «Экономическая теория, мировая и национальная экономика» ВСГУТУ Тел. 21-96-85. E-mail valbazh@mail.ru

Munkoev Nikolai Alexandrovich, postgraduate student, department of economic theory, world and national economy, East-Siberian State University of Technology and Management. Tel. 8(3012)21-96-85, E-mail: valbazh@mail.ru

УДК 330.1 © Е.А. Хантуева

Трансформация функций капитала в процессе формирования интегрированных корпоративных структур

В статье анализируются различные подходы к определению понятий «капитал» и «интегрированный капитал». Автор рассматривает классические функции капитала и трансформацию некоторых из них в ходе эволюционного развития организационной структуры фирмы.

Ключевые слова: капитал, интегрированные корпоративные структуры, интегрированный капитал, внутрифирменный рынок капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.