Научная статья на тему 'Особенности информатизации управления качеством образования в высшей школе'

Особенности информатизации управления качеством образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / КАЧЕСТВО / QUALITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATION IMPROVEMENT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELLING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картузов А.В.

В статье рассматривается информатизация процесса управления качеством образования в вузе. Автором предложена концепция, включающая в себя новые термины, схемы и модели. Реализация концепции мыслится в виде курсов повышения квалификации руководителей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines informatization of university education quality management. The author presents his idea, including new terms, schemes and models. The suggested education quality management idea is to be implemented in qualification improvement courses for university heads.

Текст научной работы на тему «Особенности информатизации управления качеством образования в высшей школе»

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

А. В. Картузов

Аннотация. В статье рассматривается информатизация процесса управления качеством образования в вузе. Автором предложена концепция, включающая в себя новые термины, схемы и модели. Реализация концепции мыслится в виде курсов повышения квалификации руководителей вузов.

Ключевые слова: информатизация, качество, образование, повышение квалификации, компетентность, информационные технологии, моделирование, образовательный процесс.

Summary. The article examines informatization of university education quality management. The author presents his idea, including new terms, schemes and models. The suggested education quality management idea is to be implemented in qualification improvement courses for university heads.

Keywords: information, quality, education, qualification improvement, competence, information technology, modelling, educational process.

О

бразование в настоящее время является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития страны. Социально-ориентированная система образования формирует профессиональное развитие личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и способной обеспечить повышение качества собственной жизни и общества в целом. В данной статье мы рассмотрим аспекты информатизации учебного процесса высшего учебного заведения для совершенствования управления качеством образования на основе информационных технологий.

Состояние российских вузов в области информатизации управления

качеством образовательного процесса далеки от идеала. В высшем образовании накоплен багаж унаследованных разнородных информационных систем, не отвечающим современным требованиям; для управления качеством образовательного процесса не используется системный подход, отсутствуют модельные представления о системе управления качеством, проектная подготовка для разработки и внедрения системы управления качеством образовательного процесса; низка квалификация управляющих кадров высшего и среднего звена в области информационных технологий, на основании чего они не могут принимать адекватные решения и следить за состоянием качества образователь-

8

ф

ного процесса на основе информационных показателей.

Вместе с тем внедрение информационных технологий в управление качеством образовательного процесса в вузе должно служить катализатором позитивных изменений в высшем образовании. Для этого настоятельно требуются экспертные модели образовательного процесса - синтез представлений о моделируемых объектах, субъектах педагогического процесса и связей между ними как основание для принятия управленческих решений в образовании.

Основная роль в решении задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит руководителю. От его профессионализма зависит успешное функционирование и развитие всего учебного заведения. Успешно реализовать свою управленческую миссию может только компетентный и конкурентоспособный руководитель, работающий в инновационном режиме, реализующий образовательные стратегии, заложенные в основу государственной политики нашей страны, использующий современные педагогические и информационные технологии.

Сегодня высшей школе необходимы специалисты, обладающие высокой управленческой культурой, владеющие знаниями в области информатизации, качества, готовые к изменению характера и содержания профессиональной деятельности в условиях рынка образовательных услуг. Во многих исследованиях (Т. М. Горюнова, С. А. Нелюбов, Н. К. Нуриев, О. Ю. Заславская, А. Н. Худин, в т.ч. зарубежных ученых И. Вильш, Дж. Гласе, К. Кастро и др.) речь идет о становлении нового типа руководителя обра-

зовательного учреждения, который выстраивает и реализует индивидуальную управленческую концепцию, направленную на повышение качества образования.

Целевой аудиторией исследования являются руководители высшего и среднего звена в учебных заведениях профессионального образования. Традиционные способы работы руководителей, сводящиеся к авторитарному или бюрократическому стилю управления, практически изжили себя и поэтому альтернативы использованию компьютерных систем управленческого назначения, по нашему мнению, нет. Заметим, что если традиционные системы управления были устойчивыми и воспроизводимыми, то современные в дополнение к этому должны быть вариативными и обновляющимися.

Отсутствие в российских вузах специальных служб для принятия решений, проектных дирекций, как принято в корпоративной среде, снижает качество управленческих решений. Но в большинстве вузов страны нет возможностей для введения таких структур в штатный состав, поэтому вся ответственность за принятие решений возлагается на руководителей учебного процесса. Информационные технологии предоставляют новые возможности для реализации современных концепций управления качеством образовательного процесса, к их использованию, по нашему мнению, и надо готовить руководителей.

Выработка и обоснование приоритетных направлений в области информатизации управления качеством образования возможны лишь на основе анализа состояния работ в данной

9

области. Это направление привлекает большое внимание исследователей.

Основы профессиональной подготовки педагогов, в том числе для информатизации образования, заложены в работах следующих ученых: В. П. Беспалько, И. А. Зимней, Г. Л. Лу-канкина, Е. И. Машбица, Н. И. Мерли-ной, В. М. Монахова, И. В. Роберт, Н. К. Сергеева и др.

Анализ исследований выявил следующий ряд противоречий, сложившихся в области информатизации процесса управления качеством образования между:

• достаточно высоким уровнем компьютеризации высших учебных заведений и низкой степенью использования достижений информатизации в управлении качеством образовательного процесса;

• потребностью современных вузов в целостных системах управления качеством образовательного процесса и отсутствием научных концепций, методик проектирования таких систем, наличия в них интегральных критериев качества образования и до-

1° пустимых способов воздействия на образовательный процесс;

• непрерывно, объективно развивающейся профессиональной деятельностью руководителей в области управления качеством образовательного процесса и реальным уровнем информатизации процесса принятия управленческих решений;

• необходимостью для руководителей учебных заведений активно применять достижения информатизации и недостаточным уровнем подготовки управленческих кадров для обеспечения качества образовательного процесса в вузах в сложившейся системы повышения квалификации.

Обозначенные выше противоречия свидетельствуют об актуальности данного исследования. Решение проблемы информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе детерминировано научным обоснованием теоретических основ информатизации образования, разработанностью технологических основ систем управления качеством образования, что позволяет отнести ее к разряду научных, имеющих важное социально-культурное и народно-хозяйственное значение.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что информатизация системы управления качеством образовательного процесса в вузе может привести к улучшению процесса управления качеством образования, если:

• создать научную концепцию управления качеством образовательного процесса в вузе на основе информатизации учебно-воспитательного и управленческого процессов;

• сформировать понятийно-кате-го ри альный аппарат исследования проблемы информатизации управления качеством образования на базе взаимодействия педагогической теории и информационных технологий;

• определить критерии качества образовательного процесса на основе информационных показателей системы управления качеством образовательного процесса, которые являются основой для оперативного вмешательства руководителей в учебно-воспитательный процесс вуза для повышения качества образования;

• разработать механизм принятия управленческих решений по повышению качества образовательного процесса на базе информационных

показателей системы управления качеством образования;

• подготовить систему повышения квалификации руководителей высших учебных заведений для применения информационной системы управления качеством образовательного процесса, оценить квалификацию руководителей с помощью ком-петентностного подхода.

Обозначенная проблема и гипотеза позволяют сформулировать актуальные для данного исследования задачи:

1) проанализировать проблемы информатизации систем управления качеством образовательного процесса в вузах; определить принципы, тенденции и механизм развития таких систем; разработать научную концепцию информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе, выявив ее цели, содержание, задачи, методы, функции и средства;

2) обосновать условия применения системы управления качеством образовательного процесса в вузе в условиях информатизации; сформировать поня тий но-терминологи -ческое обеспечение концепции информатизации системы управления качеством образования;

3) выполнить проектирование, разработку и реализацию информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе на базе современных технологий моделирования (ER, CASE, BPM, UML, PKI и др.); на основе статистического анализа данных системы интегрировать показатели качества образовательного процесса, наиболее значимые из них свести в таблицу сбалансированных показателей качества образования;

4) сформировать банк допустимых управленческих решений и алгоритмов получения управляющих воздействий для использования в практической работе руководителями вузов в результате апробации и внедрения системы управления качеством образовательного процесса в вузе;

5) разработать учебные учебно-методические материалы для повышения компетентности руководителей вузов в области применения информационной системы управления качеством образовательного процесса, выявить изменения уровней компетентности обучающихся руководителей в результате проведения педагогических экспериментов.

В связи с этим автором сформирована новая концепция информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе. Сущность ее заключается в новом механизме принятия решений руководителем вуза на основе интегративных показателей качества образования, полученных из разработанной компьютерной системы [1].

Концепция базируется на теории управления педагогическими системами и современных информационных технологиях. Необходимо исследовать причины недостаточной эффективности информационных систем в вузах и практические предпосылки информатизации системы управления, на основании которых провести моделирование, разработать и внедрить компьютерная система управления качеством образовательного процесса.

Мы считаем, что особая роль руководителей в системе современного управления образованием обусловливает необходимость приобретения

н

12

ими особых, профессиональных знаний и навыков. Применение концепции требует подготовки руководящего состава вузов теории и практике выработки и принятия управленческих решений для обеспечения качества образования на основе объективной информации о его состоянии, а также учет вероятных последствий принимаемых решений.

Для успешной реализации концепции определены границы ее применения, учтены возможные сложности при использовании, рассматриваются цели, принципы, функции и методы управления качеством образовательного процесса в вузе.

При реализации авторской концепции управления качеством образовательного процесса введены новые ключевые понятия: система сбалансированных показателей учебного процесса, семафоры учебного процесса, информационная система управления качеством образовательного процесса в вузе, банк допустимых управленческих решений.

Система сбалансированных показателей качества учебного процесса - это набор важнейших критериев, определяющих качество образовательного процесса, нормированных в процентных либо средних значениях.

Семафоры учебного процесса - индикаторы зеленого, желтого и красного цветов, принимающие свои цвета в зависимости от достижения критических значений сбалансированных показателей учебного процесса.

Информационная система управления качеством образовательного процесса в вузе представляет собой автоматизированную компьютерную систему, которая на основе первичных данных реализует систему поддержки приня-

тия решений для руководителя учебного заведения.

Банк допустимых управленческих решений на основе различных алгоритмов перебирает все возможные варианты решений и формирует список допустимых в соответствии с существующими ограничениями управляющих воздействий.

Данные понятия составляют терминологический аппарат исследования и служат научным базисом для реализации концепции информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе.

Идеальным результатом интеграции информационных и педагогических технологий является создание общенаучного фундаментального инструментария, адекватно и универсально моделирующего все педагогические и управленческие ситуации образовательного процесса.

Традиционная информационная система управления вузом состоит из модулей, структурированной информации, которая хранится в базе данных и выдается по запросам для разнообразных отчетов. В разрабатываемой системе на основе первичной информации формируется система сбалансированных показателей качества учебного процесса.

Информационная панель руководителя содержит семафоры учебного процесса, на основании показаний которых рекомендуется конкретное управленческое воздействие. Это позволяет упростить и объективировать процесс принятия управленческих решений. На рабочем столе руководителя (специальном портале информационной системы вуза) определенными цветами (красный, желтый, зеленый) показаны ключевые параметры системы.

У некоторых семафоров имеется не только нижнее критическое, но и верхнее критическое значение - например, если всем студентам поставили на экзамене пятерки, то это явное завышение результатов, ведущее к девальвации отличной оценки. Желтый цвет семафора предупреждает руководителя о возникновении критической ситуации, зеленый говорит о том, что качество образовательного процесса находится на заданном уровне. При возникновении красного цвета семафора вырабатывается банк допустимых управленческих решений, сокращающий время их принятия руководителем, повышающий эффективность действия решений и минимизирующий их негативные последствия [2].

Одним из главных инструментов подготовки педагогов-руководителей образовательных учреждений являются постоянно обновляющиеся курсы повышения квалификации (так как в области информационных технологий происходят постоянно динамичные изменения), системность подготовки которых формирует информа ци онно-технологи-ческие знания для принятия управленческих решений.

Построение курсов повышения квалификации по применению информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе приведено в соответствии с дидактическими принципами теории педагогических технологий [3]. После конкретизации с учетом готовности руководителей образовательных учреждений к использованию информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе разра-

ботана учебная программа курсов краткосрочной профессиональной переподготовки объемом 72 часа и состоящая из шести тем.

Для проведения практических занятий разработаны задания, теоретические вопросы для контроля знаний, вопросы для рефлексии, тесты, объединенные в единый пакет аттестационных педагогических измерительных материалов. Система заданий базируется на примерах использования, внедрения и применения информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе. Разработанная нами система выступает как средство формирования организационно-управленческих умений руководителей вузов.

Профессиональная компетентность руководителя в области информационных технологий управления есть совокупность профессионально важных качеств и психических свойств личности, определяющих возможность осуществления функциональных обязанностей в условиях информатизации образования, выражающихся в умении собирать, обрабатывать информацию, принимать на ее основании оптимальные решения в зависимости от сложившейся ситуации в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции в нашем случае включают три группы: по управленческой деятельности, в области информационных технологий, в области проектирования, мониторинга и анализа учебного процесса. Определив уровни профессиональных компетенций наших руководителей по 5-балльной шкале, в каждую из 3 групп компетенций для валидности включены по 3 индикатора. В ходе

14

определения компетенций у слушателей курсов повышения квалификации по разработанной нами программе выявлен их возросший уровень по всем 3 группам.

Результаты экспериментальной деятельности показали, что руководители вузов обладают необходимыми знаниями и умениями в области проектирования, реализации и оценивания результатов учебно-воспитательного процесса с использованием современных информационных и педагогических технологий. Респонденты продемонстрировали способность оперировать знаниями и умениями в области осуществления оптимального профессионального и педагогического взаимодействия с коллегами, учащимися и родителями, умеют оценивать качество своей педагогической деятельности и проектировать собственную программу профессионального саморазвития. У слушателей курсов сформирована система необходимых знаний и умений в области организационно-управленческой деятельности, имеет место быть выраженная положительная динамика профессиональной готовности, компетентности и компетенций во всех сферах педагогической деятельности.

Обобщение результатов теоретического изучения проблемы и экспериментального исследования позволяет сделать вывод о подтверждении основных положений выдвинутой гипотезы и решении сформулированных задач исследования. Данная работа вносит вклад в теорию и методику профессионального образования, позволяющий широко применять результаты исследования в педагогической практике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Картузов А. В. Проектирование управленческого процесса в ИТ-образовании. - Чебоксары: РИО ЧКИ РУК, 2009. - 206 с.: с илл.

2. Картузов А. В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. - 292 с.

3. Монахов В. М. Технология проектирования профессионального становления руководящих кадров в образовании / / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (33). -С. 20-25. ■

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.