Научная статья на тему 'Мониторинг качества учебного процесса в условиях информатизации'

Мониторинг качества учебного процесса в условиях информатизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ / INFORMATISATION / EDUCATION / QUALITY / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картузов Александр Вячеславович

Информатизация образования позволяет в настоящее время проводить мониторинг -постоянное сравнение текущих результатов с прогнозами и на этой основе получать обоснованные рекомендации по корректировке учебных занятий. Внедрение информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе позволяет охватить различные стороны учебного процесса, осуществлять его мониторинг в реальном времени, обеспечить информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза и, как результат, повышение качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION

Formation information allows to carry out now monitoring constant comparison of current results with forecasts and on this basis to receive well-founded recommendations about updating of studies. Introduction of an information control system by quality of educational process in high school allows to capture the various parties of educational process, to carry out its monitoring in real time, to provide information support of decision-making in all directions of activity of high school and, as result, formation improvement of quality.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества учебного процесса в условиях информатизации»

тических и инструментальных методов экономики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 100 работ.

АЛЕКСЕЕВ Виктор Васильевич, родился в 1977 г., окончил Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (1999), канд. техн. наук, доцент кафедры математических и инструментальных методов экономики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 14 работ.

УДК 378

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

А. В. Картузов

Информатизация образования позволяет в настоящее время проводить мониторинг -постоянное сравнение текущих результатов с прогнозами и на этой основе получать обоснованные рекомендации по корректировке учебных занятий. Внедрение информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе позволяет охватить различные стороны учебного процесса, осуществлять его мониторинг в реальном времени, обеспечить информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза и, как результат, повышение качества образования.

Ключевые слова: информатизация, образования, качество, мониторинг.

Информатизация образования позволяет в настоящее время проводить мониторинг - постоянное сравнение текущих результатов с прогнозами и на этой основе получать обоснованные рекомендации по корректировке учебных занятий, в т.ч. с использованием компьютерной техники и тестов.

Мониторинг - регулярное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов и условий, повлиявших на них, а также принятие реализации управленческих решений по регулированию и коррекции для приведения процесса в соответствие с прогнозируемым результатом.

Одним из ключевых элементов в техно -логии управления качеством образовательных услуг является оперативная и своевременная информация. Для принятия управленческих решений необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, которую обеспечивает педагогический мониторинг [1].

Педагогический мониторинг - система непрерывного, научно-обоснованного сбора, хранения, переработки, интерпретации информации о состоянии и развитии педагогической системы или отдельного обучающегося, обеспечения обратной связи с целью наиболее оптимального выбора образова-

тельных целей и задач, а также методов и средств их решения.

Структура педагогического мониторинга включает объекты (качество потенциала абитуриентов, качество учебных достижений студентов, качество готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности, качество условий, созданных для обучения студентов в вузе, качество условий, созданных для работы преподавателей и сотрудников в вузе); субъекты (студенты, работодатели, преподаватели, сотрудники и руководство вуза), которые вовлекаются в процесс управления качеством образовательного процесса в различных ролях; методы измерения (анкетирование, традиционные и современные методы контроля качества знаний студентов).

Педагогический мониторинг (текущий, тематический, итоговый) должен показать результаты каждого обучающегося и группы в целом по усвоению всех дидактических единиц. Наряду с педагогическим, в учебном заведении должен реализовываться психологический мониторинг, который показывает все происходящие изменения в психологических характеристиках обучающегося, указывает на возможность возникновения критических ситуаций, выдает определенные рекомендации преподавателям по работе.

Мониторинг высшего учебного заведения

профессионального образования должен охватывать учебно-воспитательный процесс в целом и его составные части: содержание образования, учебные планы по специальностям, программы учебных дисциплин, формы и методы преподавания и учения, методы оценки и проверки знаний студентов на разных этапах учебно-воспитательного процесса, содержание и организацию профессиональной практики, организацию и проведение итоговой государственной аттестации выпускников, результаты трудоустройства выпускников учреждения среднего профессионального образования, занятость преподавателей учебной нагрузкой, инновационную и исследовательскую работу педагогического коллектива, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.

Принципиальные отличия мониторинга от традиционных методов измерения образовательного процесса состоят в том, что результаты мониторинга не пассивно регистрируют фактическое положение дел, а оказывают активное влияние на дальнейшее развитие образовательного учреждения, творческий потенциал педагогического коллектива, повышение уровня его профессиональной компетентности, на рост конкурентоспособности и обеспечение устойчивости развития образовательного учреждения [2].

К сожалению, в учебных заведениях слабо развиты функции прогнозирования, просто отмечается снижение или увеличение успеваемости. А научно обоснованный прогноз результатов учащихся послужит основанием для объективной оценки реальных достижений, позволит вовремя увидеть возникающие проблемы и принять соответствующие меры.

Представляя концепцию информатизации системы управления качеством образовательного процесса в вузе, введем новые понятия, которые составляют терминологический аппарат исследования и служат научным базисом для ее реализации [3, 4].

Система сбалансированных показателей учебного процесса - это набор важнейших критериев, определяющих качество образовательного процесса, нормированных в процентных либо средних значениях.

Семафоры учебного процесса - индикаторы зеленого, желтого и красного цветов, принимающие свои цвета в зависимости от достижения критических значений сбалансированных показателей учебного процесса.

Информационная система управления

качеством образовательного процесса в вузе представляет собой автоматизированную компьютерную систему, которая на основе первичных данных реализует систему поддержки принятия решений для руководителя учебного заведения.

Банк допустимых управленческих решений на основе различных алгоритмов перебирает все возможные варианты решений и формирует список допустимых в соответствии с существующими ограничениями управляющих воздействий.

Мы предлагаем внедрить информационную панель руководителя, содержащую семафоры учебного процесса, на основании показаний которых рекомендуется конкретное управленческое воздействие. Это позволяет упростить и объективизировать процесс принятия управленческих решений.

Информация сама основана на сигналах, поэтому и управление операционными системами должно основываться на специальных сигналах-семафорах (термин синхронизации процессов в теории операционных систем). Работа руководителя при этом будет заключаться не в ежедневном просматривании столбцов с цифрами, а своевременном ответе и реагировании на возникающие проблемы.

Семафоры учебного процесса играют роль, аналогичную бизнес-термину PKI (Performance Key Indicator). На рабочем столе руководителя (специальном портале информационной системы вуза) определенными цветами (красный, желтый, зеленый) показаны ключевые параметры системы. Семафоры в системе переключаются на красный цвет по следующим критическим значениям (табл.).

Конечно, у практически всех семафоров имеется не только нижнее критическое, но и верхнее критическое значение - например, если всем студентам поставили на экзамене пятерки, то это грозит девальвацией этой высокой оценки.

Желтый цвет семафора предупреждает руководителя о возникновении критической ситуации, зеленый говорит о том, что качество образовательного процесса находится на заданном уровне.

По каждому семафору (красному цвету) вырабатывается банк допустимых управленческих решений, сокращающий время принятия руководителем решения, повышающий его эффективность и минимизирующий негативные последствия (рис. 1).

Систему управления качеством образовательного процесса можно разбить по уровням:

№ Наименование Крит. знач.

1 Загруженность преподавателей <95%

2 Равномерность распределения нагрузки ППС по семестрам >20%

3 Планомерность графиков учебного процесса >2 нед

4 Анализ загрузки аудиторного фонда >90%

5 Ритмичность расписания групп, наличие окон >2 в нед.

6 Выполнение нагрузки ППС <95%

7 Учет посещаемости по группам, студентам, преподавателям, парам <50%

8 Конкурс по заявлениям и фактический по специальностям <1 чел. на место

9 Качественный состав абитуриентов (медалисты, призеры олимпиад и др.), средний балл ЕГЭ <60 балл.

10 Анализ успеваемости по контрольным точкам (неделям) <50%

11 Допуск к сессии по группам (преподавателям) <50%

12 Количественная и качественная успеваемость <50%

Ишрорма ци оьгна н аи сзп&ма дп ра В л&ни я к л вдопвсгм лрол|ЁСса

Фаасд’лвшяп Еїузгдл лтерггкголп учг?лтл о о о

и яр глслд дне 12 цнф&сичэликы Торн-оЙ сл-г?'«хнп тди чєетісі: гї фт куіГіїпгепі О

Финансовый ^ігїмьлїєлї о о

экономики 13 МЙНР о о

Іїри^учсскии факзлыа&т Быволнвхг ай ш.грдз-ки ППС о о

Расписамив заняяии о о

Материальис -ш.є>хни с-шикая 5а за о о

Охряна пір у у а и ЕвЗСЮЛСЫвСШЬ о о

Спсгрлїивнйісг мералрияжия о о

Культурно ^масса&ые сгЬБзэшия о о

БосЕУЕПйапе^гвная ря 5 ашл о о

При*зм:

□ чыдя ООО

йчно-заочная

заочная- О О О

Г1КИ РУК (С) 20С4-2В10 Рис. 1. Семафоры учебного процесса

Уровень Категория

Ректор Качество образования

Проректор Качество учебного процесса

Декан Качество успеваемости

Заведующий кафедрой Качество учебных программ подготовки специалистов

Преподаватель Качество дисциплин (курсов)

На каждом уровне происходит мониторинг качества учебного процесса. При этом принимаются во внимание разные показатели, доступные данной категории.

В этой таблице информация о качестве учебного процесса благодаря обратной связи проходит несколько уровней и консоли-

Уровень Формируемые данные для мониторинга

Студенческие деканы Консолидация отзывов студентов

Преподаватель Анализ вопросов студентов и усвоения ими материала

Заведующий кафедрой Оценка уровня освоения дидактических единиц (ДЕ) на основе разработанных аттестационно -измерительных материалов (АПИМ)

Декан Анализ успеваемости (качественной и количественной)

Проректор Система сбалансированных показателей качества

Ректор Обобщенные показатели (семафоры учебного процесса)

дируется. В противоположную сторону будут реализованы управляющие воздействия.

При возникновении критической ситуации (красного семафора) необходимо принять решение об управляющем воздействии, которое может быть реализовано сразу же, либо передано как указание вниз по цепочке.

Безусловно, уровни управляющих воздействий и обязанностей могут варьироваться. Например, составление расписания может выноситься на уровень факультета, или заведующему кафедрой может быть передана часть фонда оплаты труда для стимулирования сотрудников.

Мониторинг качества образования должен вестись прежде всего прежде всего на внутривузовском уровне. Критерием оценки качества образования выступают результаты экзаменов. После завершения работы государственных аттестационных (экзаменационных) комиссий проводится анализ выпуска студентов из вуза [5].

На основе квалиметрических измерений могут быть получены следующие результаты:

• достижение качества в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

• недостижение качества, заданного государственным образовательным стандартом;

• слабое усвоение значительной частью студентов какого-либо раздела курса;

• слабое усвоение материала курса отдельными студентами.

Первый результат квалиметрического измерения следует считать нормальным случаем, и он не требует управляющих воздействий по управлению качеством профессиональной подготовки будущего учителя.

Если не достигаем требуемого качества, то следует более детально проанализировать причины неуспеха, которыми могут быть:

• неправильно выстроенная логическая структура курса

• недостаточная квалификация преподавателя;

• слабая начальная подготовка студентов. Информационные системы управления

качеством образования должны охватывать главные показатели деятельности учебного заведения:

• уровень успеваемости и прогресс студентов;

• состав контингента студентов и его анализ;

• спрос на выпускников на рынке труда;

• удовлетворенность студентов учебными программами;

• эффективность преподавания;

• доступные обучающие ресурсы и их стоимость.

На базе внедренных компонентов проводится анализ и мониторинг успеваемости студентов, оценка качества работы преподавателей, динамические изменения в расписании.

Внедрение информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе позволяет охватить различные стороны учебного процесса, осуществлять его мониторинг в реальном времени, обеспечить информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза и, как результат, повышение качества образования.

Полученные на основании опубликованных научно-методических трудов, монографий, выступлений на научных конференциях результаты работы рекомендуются к применению в высшем профессиональном образовании.

Источники и литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Буркова Н.Г. Теория и практика мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования: Монография [Текст] / Н.Г. Буркова. М., 2007. С. 141.

Уровень Управляющее воздействие

Ректор Изменение образовательного процесса для повышения качества подготовки специалистов

Проректор Коррекция учебного процесса, контроль выполнения учебных планов и графиков учебного процесса

Декан Контроль исполнительской дисциплины как со стороны преподавателей, так и студентов

Заведующий кафедрой Влияние на кадровую политику, выполнение обязательных нормативов, в том числе в области учебно-методического обеспечения

Преподаватель Изменения в методике преподавания дисциплины и системе оценки знаний

Студент Формирование положительных и отрицательных отзывов, помощь в формировании основных и дополнительных разделов курса

2. Васильева Е.Ю. Системный мониторинг 4. Картузов А.В. Проектирование управлен-

качества образовательной среды [ Текст] // Е.Ю. ческого процесса в ИТ-образовании: Монография Васильева // Университетское управление: прак- [Текст] / А.В. Картузов. Чебоксары: РИО ЧКИ

тика и анализ. - 2008. - № 3. С. 85-92. РУК, 2009. С. 208: с илл.

3. Картузов А.В. Методика профессиональной 5. Чандра М.Ю. Системный мониторинг как

подготовки специалиста в области применения средство управления качеством образовательного информационных технологий для управления процесса в вузе. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук:

учебным процессом. Монография [Текст] / А.В. 13.00.08 [Текст] / М.Ю. Чандра. Волгоград, 2008.

Картузов. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. С. 292. С. 14.

A.V. Kartuzov. MONITORING OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION.

Formation information allows to carry out now monitoring — constant comparison of current results with forecasts and on this basis to receive well-founded recommendations about updating of studies. Introduction of an information control system by quality of educational process in high school allows to capture the various parties of educational process, to carry out its monitoring in real time, to provide information support of decision-making in all directions of activity of high school and, as result, formation improvement of quality.

Key words: informatisation, education, quality, monitoring.

КАРТУЗОВ Александр Вячеславович, родился в 1967 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1989), канд. пед. наук, руководитель Центра информационных технологий Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 80 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.