Научная статья на тему 'Концепция информационно-аналитического подхода к управлению качеством образовательного процесса в вузе'

Концепция информационно-аналитического подхода к управлению качеством образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MANAGEMENT / EDUCATIONAL QUALITY / INFORMATIZATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картузов Александр Васильевич

Рассматриваются вопросы управления качеством образовательного процесса. Выделены предметная область, объект, субъекты, определена концепция управления качеством образования на базе нового информационно-аналитического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INFORMATION-ANALYTICAL APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article considers some issues of educational process quality management. We identify the subject field, the object, and the subjects. The concept of educational quality management is defined on the basis of the new information-analytical approach.

Текст научной работы на тему «Концепция информационно-аналитического подхода к управлению качеством образовательного процесса в вузе»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 23-27

УДК 378.1

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

© 2012 г. А.В. Картузов

Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

[email protected]

Пнступило в редокцию 30.01.2012

Рассматриваются вопросы управления качеством образовательного процесса. Выделены предметная область, объект, субъекты, определена концепция управления качеством образования на базе нового информационно-аналитического подхода.

Ключевые слнво: управление, качество образования, информатизация, вуз, образовательный процесс.

На современном этапе развития общества управление качеством образования является одной из важнейших задач высшей школы. Отличительной особенностью системы образования является возрастание прямых и обратных связей по всей вертикали управления. Традиционные способы работы с бумажной информацией практически изжили себя, и поэтому альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения, по нашему мнению, нет. В то же время образовательная организация - это не автоматизированное производство, а педагогическая система, субъектами которой являются люди. Поэтому на начальном этапе к задаче управления нужно отнестись достаточно аккуратно, понимая ее как определение степеней влияния на образовательный процесс в вузе.

Для определения предмета исследования важно дать понятие качества образования как многоаспектной категории. Качество образования понимается как соответствие образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности. Во-вторых, на наш взгляд, можно определить качество образования как сформированные уровень знаний, умений и навыков и социально значимые качества личности (может проверяться независимым тестированием). И третье определение: качество - образовательная услуга (качество образования - способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности).

Таким образом, кочествн нбрнзнвония можно определить как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять заданные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, пред-

приятий и организаций, общества и государства. Кочествн нбрнзнвнтельннгн прнцессн синтезирует в себе качество образовательных программ, инфраструктуры, учебной, методической, воспитательной и научной работы и, естественно, качество педагогической и исследовательской работы преподавателя.

Для разработки нового подхода к управлению качеством образовательного процесса в вузе проведен историко-педагогический обзор методов управления образованием. Традиции советского школоведения сводились к единоначалию, построению вертикальной структуры управления; но пока в учебные заведения страны слабо проникают демократические формы управления, принципы децентрализации, синергетики.

Профессионализация управленческой деятельности в сфере образования произошла на Западе в 60-70-х годах, что оказало влияние и на нашу страну. В 90-х гг. XX века нашими учеными разработаны теории управления педагогическими системами и управления качеством образования.

Цель управления качеством образования, как отмечают Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко, в том, чтобы построить образовательный процесс как «систему с оптимальным набором элементов с точки зрения возможности ее корректировки по мере необходимости» [1].

Ученые-педагоги разработали несколько подходов к управлению качеством образования: системный (Н.В. Кузьмина), процессный (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова), ситуационный (Т.И. Березина), ресурсный (И.С. Якиманская), компетентностный (В.В. Краев-ский), рефлексивный (Т.М. Давыденко), квали-метрический (А.И. Субетто, В.С. Черепанов) и др. Понятие «подход» в данном случае рассмат-

ривается нами как методологическая позиция, которая обусловливает исследование, проектирование и организацию образовательного процесса в вузе.

Например, М.М. Поташник [2] предлагает следующую циклическую схему процессного подхода для управления качеством образовательного процесса. Целеполагание является первым этапом, затем планирование, непосредственно деятельность, контроль, регулирование, анализ результатов, которые приводят на следующий виток развития, - и процессы повторяются.

Процессный подход характеризуется большими возможностями в отношении развития системы управления организацией. Сложность внедрения процессного подхода заключается в необходимости документального оформления каждого подпроцесса, выработки стандартов и системы показателей. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец. Полная регламентация каждого действия приводит к необходимости наличия системы электронного документооборота и информационной системы.

Для успешного завершения внедрения процессного подхода необходимо создать соответствующие реально действующие механизмы управления. Если в период внедрения процессного подхода руководители верхнего уровня не уделяют этому вопросу приоритетного внимания, то система управления процессами вряд ли будет создана.

Кроме того, процессный подход привержен принципу стандартизации и не учитывает социальные аспекты, принцип гуманизации образования, ведь образовательный «продукт» - это индивидуально развитые личности.

Инновационная образовательная среда при управлении качеством образовательного процесса усиливает влияние системного и, особенно, синергетического и рефлексивного подходов, актуализирует ситуационный, квалиметри-ческий подходы, создает основу для осуществления компетентностного.

Выявив достоинства и недостатки каждого из подходов, мы провели анализ систем управления качеством образования, используемых в ведущих российских вузах. Выявлено, что большинство вузов используют процессный подход, двигаясь по пути получения сертификата КО 9001:2008.

Исследованы причины и практические предпосылки к созданию и внедрению инфнрмнци-нннн-нннлитическнгн пндхндн к управлению качеством образовательного процесса как даль-

нейшего развития процессного и квалиметриче-ского подходов с устранением их недостатков.

Основной смысл концепции информационно-аналитического подхода связан с интеграцией современных педагогических и информационных технологий. Мы считаем, что эффективность внедрения информационных технологий в управление качеством образовательного процесса в вузе зависит от множества факторов, и в первую очередь от педагогических условий их применения.

Концепция информационно-аналитического подхода включает цели, теоретические положения, принципы, закономерности, тенденции, а также противоречия и условия реализации. Определены новшества, конкурентные отличия, границы применения концепции, учтены возможные сложности при использовании.

Цели концепции информационно-аналитического подхода к управлению качеством образовательного процесса - не нарушая сложившейся традиции вертикального управления (единоначалия), повысить управляемость, осуществить гибкость, контролируемость и результативность принимаемых решений.

Теоретические положения концепции ин-фнрмнцинннн-нннлитическнгн пндхндн выражены следующим образом:

• качеством образовательного процесса необходимо управлять с помощью информационно-аналитической системы;

• анализ информации позволит в реальном времени производить мониторинг качества образовательного процесса;

• методология управления качеством образовательного процесса должна быть основана на алгоритмическом выборе допустимых воздействий из банка управленческих решений;

• реализация информационно-аналитического подхода заключается в моделировании, проектировании и разработке информационно-аналитической системы управления вузом;

• внедрение информационно-аналитического подхода должно происходить в результате повышения квалификации руководящих педагогических кадров.

Последняя часть концепции особенно важна, т.к. П.И. Третьяков и другие ученые делают вывод, что профессионально провести мониторинговые исследования могут только 7% руководителей образовательных учреждений. Развитие профессиональной компетенции участников образовательного процесса является ведущим условием обеспечения качества образования (Т.И. Шамова [1]).

В концепции отражены педагогические закономерности целостности и единства педагогического процесса (все компоненты образовательного процесса выступают как части целого), социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения (результаты образовательного процесса выступают как личностно ориентированный продукт), взаимосвязи теории и практики (теоретическая концепция проверяется практической реализацией) и др.

Концепция основана на педагогических принципах системности (система структурируется на основе взаимосвязей, формируются модели информатизации системы управления), наглядности (цветные семафоры в несколько раз повышают реакцию органов чувств), доступности (информация на разных уровнях доступна всему персоналу вуза и контингенту обучающихся), научности (концепция построена в результате сравнительного анализа существующих подходов к управлению качеством образовательного процесса), гуманизации (коррекция авторитарного стиля руководства) и др.

Принцип системности определяет систему управления качеством образовательного процесса как целостную, единую по своему компонентному и функциональному наполнению, обладающую определенной иерархичностью. Цикличность образовательного процесса формирует цикличность управления его качеством.

Социальная обусловленность управления качеством следует из социально значимых целей и функций образовательного процесса. Воспитательные и развивающие аспекты управления, активность и вовлеченность в управление субъектов образовательного процесса отвечают сущности информационно-аналитического подхода.

Как следует из теории управления качеством, деятельность по управлению качеством может носить корректирующий и предупреждающий характер. Формулирование перспективности и опережающего характера управления качеством образовательного процесса актуализирует диагностическую работу по своевременной фиксации состояния процесса.

Управление качеством образовательного процесса, как любая деятельность, требует обозначения некоторых правил, алгоритмов, схем, иначе говоря, должно отвечать требованиям технологичности. Но при этом необходима гибкость в управлении, тем более что это касается такой стохастической системы, как образовательный процесс.

Принцип адаптивности ориентирует на внесение соответствующих корректив с учетом условий конкретного образовательного процес-

са, всех его компонентов и участников. Однако без определенного уровня технологичности вообще нельзя говорить об управлении. Поэтому важной проблемой - и образовательная практика это показывает - становится поиск баланса между некоторой прописанной схемой и свободной траекторией развития образовательного процесса.

Реализация принципов результативности и эффективности управления обусловливает осуществление процедуры мониторинга по предоставлению информации для принятия управленческих решений. Необходима система критериев и показателей, на основании которых осуществляется сравнение вариантов решений. Обеспечение данных принципов требует формирования и измерения результатов процесса управления.

С.Ю. Трапицын [3] указывает на относительное родство данных принципов с принципом оптимальности, указывающим на способ получения результатов управления. В образовательном процессе на каждом его шаге возникают ситуации, по которым возможны разнообразные решения. Принцип оптимальности ориентирует на выбор наилучшего, способствующего повышению качества образования. Оптимальность управления качеством при наличии различных контуров управления и нескольких каналов информации при принятии управленческих решений определяет принцип выбора управленческих решений. Решающее значение будет иметь именно принцип оптимальности, поскольку все другие принципы только усиливают вариативность и разнообразие возможных управленческих решений. Принцип оптимальности задает критерии выбора среди них. Этот принцип, сформулированный еще Ю.К. Бабанским применительно к традиционному образовательному процессу, определяется как достижение максимальных учебных результатов при минимально необходимых для конкретных условий затратах времени и усилий.

Концепция информационно-аналитического подхода позволяет разрешить противоречия между высоким уровнем компьютеризации и низким коэффициентом использования информационных технологий для управленческих задач.

Условия реализации концепции выражаются в переподготовке руководящих педагогических кадров, в результате которой они смогут осуществлять педагогический мониторинг показателей качества образовательного процесса, предоставляемых информационно-аналитической системой, и на основании методик принятия решений осуществлять эффективные воздействия.

Среди множества факторов, влияющих на качество образовательного процесса, можно выбрать обозримый конечный набор измеряемых количественных и качественных показателей, адекватных уровню развития современного профессионального образования и требованиям, предъявляемым к нему потребителями образовательных услуг.

Важное отличие нашей концепции - это использование не набора критериев, а интегральных (сбалансированных) показателей качества на основе мониторинга. Мы понимаем педагогический мониторинг как регулярное отслеживание образовательного процесса с целью анализа и контроля его результатов, а также факторов, повлиявших на них, принятия управленческих решений по регулированию и коррекции в соответствии с прогнозируемыми результатами. Построение системы показателей качества является центральной задачей исследования, для упрощения восприятия показателей мы визуально отображаем их семафорами - цветовыми индикаторами.

Качество образовательного процесса, с нашей точки зрения, зависит в первую очередь от внутренних его составляющих. В систему показателей качества образовательного процесса мы включаем внутривузовские параметры контроля качества: качество учебных планов, качество графиков учебного процесса, качество расписания, качество учебно-методической информации, а затем уже качество проводимых занятий, материально-технической базы, кадрового потенциала и др.

В информационно-аналитическом подходе выделен лишь один процесс - образовательный, но он не разбивается на подпроцессы, которые нужно регламентировать. Информационно-аналитическая система отслеживает показатели качества и предоставляет их руководителю в доступной форме.

Основная теорема исследования - доказательство того, что если наши показатели качества будут находиться на уровнях, не превышающих критических (которые получены в результате анализа), то высокими будут и стандартные показатели качества образования: успеваемость и компетентность студентов, определенные результатами независимого тестирования (Интернет-экзамен, например), востребованность выпускников на рынке труда (качество образовательной услуги).

Технологию реализации информационноаналитического подхода к управлению качест

вом образовательного процесса в вузе необходимо представить в виде последовательности действий, выполняемых субъектом управления и обеспечивающих реализацию задаваемых целей, что позволяет рассматривать управление как регулируемый процесс.

Определение эффективности разработанной информационно-аналитической системы возможно только при обследовании вуза до и после ее внедрения. Такие работы были проведены в нескольких филиалах Российского университета кооперации, что подтвердило основную идею исследования.

Внедрение результатов исследования показывает, что информационные технологии выступают эффективным средством управления качеством образовательного процесса, так как полученная на их основе информация позволяет субъектам управления своевременно принимать управленческие решения, основанные на фактах, оценивать степень реализации поставленных целей и сопоставлять их с результатами учебного процесса.

Мы считаем, что в настоящее время назрела необходимость обучения руководителей вузов, сотрудников учебных отделов, отделов по качеству не процессному подходу и скорейшему получению сертификата КО 9001:2008, а теории и методике управления педагогическими системами со сложными внутренними и обратными связями. Это позволит изменить тенденцию к управлению качеством образования как услугой (продуктом), а также сведение понятия качества образования к результатам тестов, пусть даже и независимых.

Списнк литернтуры

1. Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., Шамова Т.И.

Управление образовательными системами: Учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 384 с.

2. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. М.: Пед. об-во, 2000. 441 с.

3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 360 с.

4. Картузов А.В. Проектирование управленческого процесса в ИТ-образовании: Монография. Чебоксары: РИО ЧКИ РУК, 2009. 208 с.: с илл.

5. Картузов А.В. Теория и методика информатизации вуза для обеспечения требуемого качества образования // Казанский педагогический журнал. 2010. № 4 (82). С. 150-155.

THE CONCEPT OF INFORMATION-ANALYTICAL APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

A V. Kartuzov

The article considers some issues of educational process quality management. We identify the subject field, the object, and the subjects. The concept of educational quality management is defined on the basis of the new information-analytical approach.

Keywords: management, educational quality, informatization, higher education institution, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.