Научная статья на тему 'Особенности индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм'

Особенности индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ / STRUCTURE OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY / INDICATORS OF SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATIONS / LEVEL OF RELIGIOUS SELF-AWARENESS / TUVINIANS OF MATURE AGE / ПОКАЗАТЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ / ТУВИНЦЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сувакпит Д.Г.

В статье представлены результаты исследования структуры индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. С этой целью проведен сравнительный анализ показателей приверженности тувинцев зрелого возраста к религиям буддизм и православная религия. Выявлена разная степень выраженности отдельных показателей духовно-нравственных ориентаций и доказано, что уровень религиозного самосознания выше у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of individual religiosity of mature Tuvinians, confessing Buddhism

The article presents the results of the study of the structure of individual religiosity of the Tuvanians of mature age who profess Buddhism. To this end, a comparative analysis of the adherence of mature Tuvinians to religions of Buddhism and the Orthodox religion was carried out. Different degrees of severity of individual indicators of spiritual and moral orientations have been revealed and it is proved that the level of religious self-awareness is higher for Tuvinians of mature age professing Buddhism.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм»

Психологические науки

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ТУВИНЦЕВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ИСПОВЕДУЮЩИХ БУДДИЗМ

Д.Г. Сувакпит, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ката-нова (Абакан, Россия), e-mail: doluma.suvakpit@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования структуры индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. С этой целью проведен сравнительный анализ показателей приверженности тувинцев зрелого возраста к религиям буддизм и православная религия. Выявлена разная степень выраженности отдельных показателей духовно-нравственных ориентаций и доказано, что уровень религиозного самосознания выше у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм.

Ключевые слова: структура индивидуальной религиозности, показатели духовно-нравственных ориентаций, уровень религиозного самосознания, тувинцы зрелого возраста.

FEATURES OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY OF MATURE TUVINIANS, CONFESSING BUDDHISM

D.G. Suvakpit, Khakas State University named N.F. Katanova (Abakan, Russia), E-mail: doluma.suvakpit@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of the study of the structure of individual religiosity of the Tuvanians of mature age who profess Buddhism. To this end, a comparative analysis of the adherence of mature Tuvinians to religions of Buddhism and the Orthodox religion was carried out. Different degrees of severity of

individual indicators of spiritual and moral orientations have been revealed and it is proved that the level of religious self-awareness is higher for Tuvinians of mature age professing Buddhism.

Keywords: structure of individual religiosity, indicators of spiritual and moral orientations, level of religious self-awareness, Tuvinians of mature age.

Актуальные проблемы исследования индивидуальной религиозности в психологии подчеркивают, что для современного человека характерны субъективные религиозные ориентации, сосредоточенные во внутреннем мире личности [1]. Индивидуальная религиозность определяется как сложное, интегративное социально-психологическое свойство личности, обусловленное наличием особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом. Под структурой религиозности понимается совокупность показателей приверженности индивида к религии, имеющих разную степень выраженности [2].

Зрелый возраст является временем, когда возрастает значение религиозности, человек достигает пика духовности и внутреннего спокойствия. Духовная жизнь наполняется наивысшими творческими достижениями и жертвенными поступками, исполненными любви к другим, во имя веры. Религия кладет духовное начало зрелости. В тесной связи со всей психикой, зрелый религиозный человек развивает свою личность [3, 7].

Религия в Туве является одним из способов развивать и обогащать свою личность. Религию, которую уважают и которой уделяют большое внимание в Республике - это Буддизм. Большинство коренного населения Тувы - буддисты и они верят, что Буддизм определяет образ жизни и мысли миллионов людей. Тувинцы стремятся следовать учению Будды в повседневной жизни различными способами: посредством питания, рода занятий, медитации, подачи милостыни или подношение даров алтарям, храмам и монастырям [5].

О значении религиозности в развитии социально-психологической адаптации говорили психоаналитики. Религия приводит к снижению тревоги, в то же время, З. Фрейд говорил, что она опасна, приучая людей верить в иллюзии. Только свободный человек может правильно понять мир и свою роль в нем, развить присущие ему возможности, не впадая в

иллюзии [9].

Проблема дезадаптации личности от воздействия деструктивных организаций изучалась в работах А.А. Скородумова (1996), Н.В. Бондарева (2006, 2012), Т.В. Пфау (2011). Так в исследовании А. А. Скородумова было установлено, что деструктивные организации вовлекают уже дезадаптированных личностей, усиливают дезадаптацию своих членов группы в результате воздействия на сознание и созданный специфический образ жизни. В работе Н.В. Бондарева были выявлены доминирующие черты личности потенциальной жертвы деструктивных организаций - зависимый, ригидный, импульсивный, шизоидный [цит. по 6].Исследование Пфау Т.В. было посвящено изучению структуры индивидуальной религиозности у последователей учения Виссариона и показало, что на уровне сознания последователи учения Виссариона считают себя людьми адаптированными, имеющими высокий уровень религиозного самосознания. Но на неосознаваемом уровне у данной группы религиозно ориентированных людей наблюдается внутренний конфликт, проявляющийся в высокой степени фрустрированности многих базовых потребностей личности [4].

Целью нашего исследования было изучение структуры индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. Была использована методика Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности». Методы математической статистики: ^критерий Манна-Уитни. В исследовании принимало участие 40 тувинцев зрелого возраста, жителей Республики Тыва: г. Кызыл, г. Шагонар, с. Хайыракан, с. Арыг-Узуу, с. Чодураа, с. Сукпак. В возрасте от 50 до 65 лет (мы опирались на возрастную периодизацию Э. Эриксона, в которой зрелость охватывает период от 25 до 65 лет). Средний возраст составил 57,8 лет. Из них 20 человек, исповедуют буддизм, и 20 человек, относящих себя к православной религии. Группы уравнены между собой по половому составу. По национальности - все тувинцы.

Результаты исследования мы представим в виде таблицы.

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей духовно-нравственных ориентаций у тувинцев зрелого возраста-буддистов и тувинцев зрелого возраста, относящих себя к православной религии (средние значения)._

Показатели духовно-нравственных ориентаций тувинцев зрелого возраста

4.95*

3.65

4.85*

*

d

О

едд

4.8

7.1 5*

4.45

6.7*

4.2

7*

а ц

о О.

m _Q

£ а а £

ре ли

CQ о

4.35

5.5*

< о

7.05

4.65*

о_

О

6.75

3.65*

7

Примечание: *- значимые различия на уровне 0,05; **- значимые различия на уровне 0,01

Наше исследование показало, что уровень религиозного самосознания гораздо выше у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. Это подтверждается тем, что в группе последователей буддизма внутренняя потребность в религиозном веровании выше, чем в противоположной группе (^мп = 44.5, р<0,05). Именно в буддизме верующие тувинцы стараются найти ответы на

возникающие у них вопросы, связанные с проблемами человеческого бытия, смысла жизни. Они в большей степени, чем православные верующие люди стремятся к построению идеалистической картины мира, в которой все происходит по воле Великого творца (^мп = 54, р<0,05). В религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали (^мп = 25.5, р<0,05).

Последователи православной религии более склонны к поиску в религии поддержки и утешения, чем буддисты (^мп = 58, р<0,05). Тувинцы, придерживающиеся православной религии, имеют повышенный уровень ориентации на внешние признаки религиозности (^мп = 59, р<0,05). Для них наибольший интерес имеют загадочные и таинственные явления, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание (^мп = 57, р<0,05), они имеют повышенную тенденцию верить в творца и признавать существование высшей силы^эмп = 104.5, р<0.05). Выводы:

1. Тувинцы зрелого возраста - буддисты превосходят православных верующих тувинцев по уровню склонности к идеалистической философии. Это говорит о том, что именно в буддизме верующие тувинцы стараются найти ответы на возникающие у них вопросы, связанные с проблемами человеческого бытия, смысла жизни. Они в большей степени, чем православные верующие люди стремятся к построению идеалистической картины мира, в которой все происходит по воле Великого творца.

2. Тувинцы зрелого возраста - буддисты не склонны искать в религии поддержку и утешение, что, в отличие от них свойственно последователям православной религии.

3. Тувинцы-буддисты не ориентируются и не придают большого значения внешним признакам религиозности, что характерно для тувинцев, относящих себя к православной религии. Последователи православной религии большее значение придают религиозной символике, соблюдению религиозных обрядов, чем буддисты.

4. Тувинцы зрелого возраста - буддисты, по сравнению с верующими в православную религию тувинцами, не имеют повышенного

интереса к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии

которых вера играет значительно большую роль, чем знание.

В то же время тувинцы - буддисты, в отличие от представителей православной религии, в большей степени относятся к религии, как образцу моральных норм поведения. В религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали.

Литература:

1. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984.

2. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №6. С.119-122.

3. Пивоваров В.Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976.

4. Пфау Т.В. Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений последователей учения Виссариона // Вестник Томского государственного университета. 2011. №345. С. 186-187.

5. Резников Е.Н, Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. М: издательство «ПЭРСЭ», 2002. 155 с.

6. Романова Е.С. Теоретические аспекты исследования механизмов адаптации современной молодежи с разным уровнем религиозности // Социальные отношения. 2013. № 2 (7). С. 61-67.

7. Смирнов Д.О. Методика изучения религиозной активности // Психологический журнал. 2002. №1. С. 138-154

8. Щербакова Ю.И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 209 с.

9. Фрейд З. Психология бессознательного: монография. М.: Наука, 1990. 289 с.

References:

1. Dem'yanov A.I. Religioznost': tendentsii i osobennosti proyavleniya. Voronezh, 1984.

2. Myagkov I.F., Shcherbatykh Yu.V., Kravtsova M.S. Psikhologicheskii analiz urovnya individual'noi religioznosti // Psikhologicheskii zhurnal. 1996. T. 17. №6. S.119-122.

3. Pivovarov V.R. Religioznost': opyt i problemy izucheniya. Ioshkar-Ola, 1976.

4. Pfau T.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya, struktura individual'noi religioznosti i neosoznavaemye komponenty otnoshenii posledovatelei ucheniya Vissariona // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №345. S. 186-187.

5. Reznikov E.N, Tovuu N.O. Etnopsikhologicheskie kharakteristiki naroda Tyva: teoriya i praktika. M: izdatel'stvo «PERSE», 2002. 155 s.

6. Romanova E.S. Teoreticheskie aspekty issledovaniya mekhanizmov adaptatsii sovremennoi molodezhi s raznym urovnem religioznosti // Sotsial'nye otnosheniya. 2013. № 2 (7). S. 61-67.

7. Smirnov D.O. Metodika izucheniya religioznoi aktivnosti // Psikhologicheskii zhurnal. 2002. №1. S. 138-154

8. Shcherbakova Yu.I. Religioznaya identichnost' lichnosti kak faktor tolerantnosti v mezhlichnostnykh otnosheniyakh: dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2010. 209 s.

9. Freid Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo: monografiya. M.: Nauka, 1990. 289 s.

— • —

Сведения об авторе

Долума Геннадьевна Сувакпит, студентка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.