дв^рнушм <ЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
ОСОБЕННОСТИ ИММУНОПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РТУТНОЙ БИОГЕОХИМИЧЕСКОЙ
ПРОВИНЦИИ
К.С.Омурзакова
нпо «профилактическая медицина» мз кр, Бишкек
Резюме. Проанализирована распространенность и структура иммунопатологии у детей, проживающих на территориях с различной степенью загрязнения и интоксикацией ртутью. Ключевые слова: иммунопатология, дети, заболеваемость
Сымап кеп тараган биогеохимиялык чейреде жашаган балдардын иммунитетинин езгрушунен улам
пайда болгон оорулар
К.С.Омурзакова
Корутунду. Сымап кеп тараган биогеохимиялык чейреде жашаган балдардын иммунитетинин eзгeрYШY менен аллерегиялык жана инфекциялык кeкYрeк ооруларынын кеп таралышы аныкталган.
Characterization of immunologic abnormalities in children living in the mercury biogeochemical
province
K.S. Omurzakova
Scientific and Production Centre for Preventive Medicine of the Ministry of Health, Bishkek Abstract. The prevalence and distribution of immunologic abnormalities in children living in territories with different level of mercury contamination and intoxication.
Key words: immunologic abnormalities, children, morbidity
В настоящее время большую опасность представляют различные формы антропогенного загрязнения среды. Неуклонно возрастающие масштабы техногенных загрязнений, достигают в отдельных регионах таких уровней, что ни естественный гомеостаз и разбавляющая способность атмосферы, ни в состоянии, нейтрализовать вредное влияние.
К наиболее опасным для биосферы тяжелым металлам относятся кадмий, хром, ртуть, свинец, никель, медь и др. Их накопление в зонах промышленного загрязнения может выступать в качестве фактора, определяющего развитие и устойчивость биогеоценозов здоровья населения.
Известно, что одной из основных задач, получившей развитие в настоящее время экологической иммунологии является выявление частот проявления иммунопатологии в различных регионах, установление связи между нарушениями иммунной системы и развитием соответствующей заболеваемости [1].
По данным исследования экологической ситуации в ртутном биогеохимическом регионе [2], выделяются участки с различной ртутной нагрузкой на население. Концентрация ртути в приземном слое воздуха этого региона колеблется в пределах 11,2 ПДК (ПДК - 0,0003 мг/м3), а на границе санитарно - защитной зоны ртутного завода, концентрация паров ртути достигает до 20 ПДК, или 0,006 мг/м3. С учетом вышесказанного, ртуть относится к приоритетным загрязнителям воздушного бассейна данного региона. Люди, проживающие в ртутном биогеохимическом регионе, практически все подвержены постоянному воздействию, хотя и
в малых концентрациях, этого металла. Поэтому показатели здоровья детей в изучаемом регионе, могут считаться индикатором его экологического неблагополучия.
Цель работы - изучение распространенности, структуры иммунопатологии и иммунного статуса у детей, проживающих на территориях с различной степенью загрязнения и интоксикацией ртутью.
Материалы и методы. Анализировались распространенность и структура иммунопатологических состояний у детей Кадамжайского района, в период с 1988 по 2013 гг. Основой исследования являлись материалы статистических отчетов Республиканского медико-информационного центра МЗ КР. Изучалась распространенность наиболее часто встречаемых синдромов - инфекционно-воспалительного и аллергического.
Для оценки иммунного статуса детей, проживающих в ртутном биогеохимическом регионе, использовался комплекс стандартных и унифицированных методов I и II уровней. Все обследуемые лица данного региона были разделены на две группы, в зависимости от загрязнения ртутью атмосферного воздуха района их проживания. В первую группу вошли дети, проживающие вдали от предприятия. Во вторую вошли дети, живущие непосредственно вблизи ртутного комбината, т.е. в «условно грязной» зоне.
Все исследования проводились в весеннем (апрель - май), и осеннем (сентябрь и октябрь) периодах.
Результаты исследования.
В результате проведенного анализа данных установлено, что с 1988 по 1993 гг., показатель забо-
особенности иммунопатологии у детей, проживающих в ртутной биогехимическои ...
леваемости детского населения ртутного региона возрос, с 518,2 до 618,7 на 1000, т.е. в 1,2 раза. В том числе, инфекционными и паразитарными болезнями - в 3,0 раза, болезнями органов дыхания
- в 1,1 раза, мочеполовой системы - в 6,2 раза, кожи и подкожной клетчатки - в 1,3 раза (Р <0,01). Также отмечено некоторое снижение частоты заболеваемости болезнями эндокринной системы с 19,0 до 10,3, или, в 1,8 раза (Р.<0,001). Заболеваемость болезнями системы крови и кроветворных органов снизилась с 14,1 до 12,5, или, в 1,1 раза (Р.<0,05), а нервной системы и органов чувств - с
46.4 до 35,6, или, в 1,3 раза (Р.<0,01).
В последующем, при пятилетнем временном промежутке частота случаев болезней отдельных классов заболеваний, была более высокой в основной группе, в сравнении с первым обследованием. Особенно четко выделялись такие заболевания, как болезни эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов. Так, например, к 2008 г. частота случаев заболеваний крови и кроветворных органов возросла с 12,6 до 134,0 на 1000 детей, или, в 10,6 раза, болезней эндокринной системы
- в 2,4 раза, органов дыхания - в 1,2 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,3 раза. Отмечено некоторое снижение частоты заболеваемости нервной системы и органов чувств - с 46,4 до 35,6, или, в 1,3 раза, мочеполовой системы - в 1,8 раза.
С 2009 г. по 2013 г. отмечается рост заболеваемости, по ряду классов болезней, в сравнении с исходными данными. Наблюдалось существенное увеличение числа случаев болезней крови и кроветворных органов - 99,8 на 1000 обследованных, что намного выше (в 7,9 раза). Затем, в порядке, убывания, идут болезни эндокринной системы
- 52,8 на 1000, или в 3,3 раза, инфекционные болезни - 206,2 на 1000 (в 2,8 раза), органов дыхания
- 440,3 на 1000 (в 1,3 раза) и органов пищеварения-
81.5 на 1000 (2,7 раза), кожи и подкожной клетчатки
- 39,5 на1000 (в 1,4 раза).
В структуре заболеваемости детей, в период 1988 - 993 гг., на первом месте находились болезни органов дыхания (54,5-61,6%). Затем, в порядке убывания, инфекционные и паразитарные болезни
- 9,2-21,1%, болезни нервной системы и органов чувств - 5,0-9,0 %, кожи и подкожной клетчатки
- 0,2- 7,0%, органов пищеварения - 3,0- 5,0 %.
В дальнейшем, также с пятилетними временными промежутками, выявлено, что структура заболеваемости, т.е. соотношение во всех классах заболеваний, практически не изменялась. Так, на первом месте оставались болезни органов дыхания (72,8%), затем, болезни крови и кроветворных данных (24,7%), инфекционные болезни (18,0%), кожи и подкожной клетчатки (12,8%), и органов пищеварения (9,8%).
Исключение составило снижение частоты болезней крови (10%) и кожи и подкожной клетчатки (4,1%). Полученные результаты приведены в табл.1.
Представляло интерес сравнить показатели клеточного и гуморального иммунитета у обследованных детей, в зависимости от района их проживания. Установлено, что в иммунном статусе детей, во всех случаях имелись отклонения от нормы. У детей, в первой группе, имелось достоверное повышение показателей, таких, как общее количество лимфоцитов, абсолютное значение содержания лимфоцитов и Т-лимфоцитов, несущих супрес-сорный потенциал (рис.1). А у детей второй группы наблюдалось изменение показателей, но уже по девяти иммунологическим параметрам.
Представляло интерес сравнить показатели клеточного и гуморального иммунитета у обследованных детей, в зависимости от района их проживания. Установлено, что в иммунном статусе детей, во всех случаях имелись отклонения от нормы. У детей, в первой группе, имелось достоверное повышение показателей, таких, как общее количество лимфоцитов, абсолютное значение содержания лимфоцитов и Т-лимфоцитов, несущих супрес-сорный потенциал (рис.1). А у детей второй группы наблюдалось изменение показателей, но уже по девяти иммунологическим параметрам.
Для детей обеих групп, характерным было достоверное повы-шение, в сравнении с контролем, содержания лейкоцитов, 9,3±1,0 и 9,9±0,7 тыс./мкл, соответственно (рис.1). Такая же закономерность отмечена и для абсолютного показателя лимфоцитов - у детей первой группы величина показателя составила 2834±263 тыс/мкл, а во второй группе
- 3991±271 тыс./мкл.
Абсолютные значения показателей Е-РОК, в этой же возрастной группе были достоверно выше
- 1825±180 тыс./мкл, чем в контроле. У детей второй группы, наблюдалось увеличение количества субпопуляции Т - лимфоцитов хелперного действия и лимфоцитов, обогащенных супрессорами. Интересно отметить, что соотношение показателей иммунорегуляторных Т - субпопуляций (ТХ/ТС) у детей обеих зон, практически было одинаковым, но все же выше контрольных значений ( Р< 0,05).
У детей второй группы имело место увеличение активности В-лимфоцитов, как в отношении относительных (25,8±2,3%), так и абсолютных чисел (796±110 тыс. мкл). В контроле, это увеличение составляло, соответственно 18,8 ±1,4% и 409±71 тыс. мкл (Р < 0,05). Обнаружено превышение концентрации 1д М и 1д G.
Наблюдалось также значительное повышение уровня синтеза 1д G у детей из условно «чистой» зоны, превысившее те же показатели в контроле.
Анализ результатов исследования показал, что по показателям иммунитета у детей более чем в 11,0%случаев вошли в группы риска по иммунологической недостаточности (ИН):
I - четкое нарастание Т-лимфоцитов супрес-сорного действия, при нормальном содержании Т- клеток, обогащенной хелперами;
II - повышение уровней Т-, и В-лимфоцитов,
<ЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
Рис.1. Показатели иммунитета у детей дошкольного возраста ртутного региона
Таблица 1. Динамика и структура заболеваемости детей ртутного региона, в процентах к общему числу.
Классы болезней по МКБ-10 1988-1993 2003-2008 2009 - 2013
Инфекционные болезни 13,3 18,0 21.6
Болезни крови и кроветв. органов 2.3 24.7 10,0
Болезни, связанные с эндокринными нарушениями 2,95 7,2 5,5
Болезни нервной системы 6.85 2,6 2,3
Болезни системы кровообращения 0,1 0,15 0,2
Болезни органов дыхания 58,9 72,8 46,0
Болезни органов пищеварения 4,3 9,87 8,5
Болезни кожи и подк. клетчатки 27,6 12,8 4,15
Болезни мочеполовой системы 0,45 2,6 3,52
Врожденные аномалии 3,4 0,72 0,4
Всего 100% 100% 100%
лейкоцитов и лимфоцитов;
III - четкое нарастание субпопуляции Т - лимфоцитов хелперного действия и клеток, обогащенных супрессорами (Р. < 0,05). Показатели третьей группы выявлены у 1,8 % детей. Установленные особенности изменения иммунного гомеостаза у детей, возможно, являются следствием прямого воздействия ртути. Так, ртуть была обнаружена у всех обследованных детей дошкольного возраста. Например, в волосах ее концентрация была на уровне 0,013 - 0,40 мкг/г, при среднем значении 0,12±0,07 мкг/г.
Установлена прямая связь между отклонениями в показателях иммунной системы и развитием заболеваний инфекционной и аллергической природы органов дыхания. На уровень и структуру общей заболеваемости детей существенное влияние оказывают загрязняющие вещества в ртутном регионе, и в первую очередь, концентрация Hg в воздухе. В среднем, величина аэрогенной ртутной нагрузки на организм детей в регионе составляет 0,341 мкг/сутки. Концентрация ртути в крови детей, в среднем, составляет 1,9±0,54 мкг/л.
Таким образом, наши исследования подтверждают, что ртуть и ее соединения, загрязняющие атмосферный воздух, даже в незначительно малых
концентрациях, ослабляют защитные силы организма, делают его менее устойчивым к воздействию экзо - и эндогенных факторов.
Полученные нами результаты согласуются с данными таких авторов, как, В. П. Кучма (2001)., В.С. Масюк (2003), Н.П. Сетко и соавт., (2005).
Литература
1. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., ИстамовХ.И. Экологическая иммунология.-М., 1995.
2. Шаршенова А.А., Омурзакова К.С., Саипбаев Б.С.[и др.] Актуальные аспекты экологического мониторингартут-но - сурьмяного биогеохимического региона. - Бишкек. Илим. - 2000. -226 с.
3. Кучма В.Р. // Материалы Пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ. 20
- 21 декабря 2001 г. -М.: Медицина, 2001.-С.84- 86.В. П. Кучма (2001).
4. Масюк В.С. Состояние иммунной системы детского населения Карелии как биомаркер влияния окружающей среды: Автореф. дис. ...канд. мед. наук.- Архангельск, 2003. - 22с.
5. Сетко Н.П., Володина Е.А., Сетко А.Г. / Материалы Пленума Научного Совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздрав и соцразвития РФ.
- 22-23 декабря 2005 г. -М.:, 2005. - С.274- 276.