ОСОБЕННОСТИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ И ЦИТОКИНОВОГО ПРОФИЛЯ У ЖЕНЩИН С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В ПЕРИМЕНОПАУЗЕ
Абрамова С. В., Новикова Л. В., Байшева О. В.
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева. Медицинский институт, кафедра иммунологии, микробиологии и вирусологии, г. Саранск.
С периодом менопаузы и дефицитом эстрогенов связана манифестация целого ряда синдромов сердечно -сосудистой системы, среди которых особое место занимает артериальная гипертензия (АГ). Патогенетические механизмы ее развития полностью не раскрыты. С этих позиций интерес представляет изучение особенностей иммунной системы и цитокинового профиля у женщин переходного возраста с артериальной гипертензией. Цель данного исследования - определить особенности иммунной системы и цитокинового статуса у женщин с артериальной гипертензией в перименопаузе.
Материалы и методы исследования. Иммунный статус и цитокиновый профиль были обследованы у 20 женщин в возрасте от 45 до 60 лет с впервые возникшей АГ. В периферической крови определяли показатели фагоцитарного, гуморального, клеточного звеньев иммунитета, а также уровень провоспалительных (ИЛ-1Р, ИЛ-6, ИЛ-8, ФНО-а, а-ИФН, у-ИФН) и противовоспалительных (ИЛ-4) цитокинов. Группы сравнения составили 20 женщин в возрасте от 45 до 60 лет без АГ и 20 женщин в возрасте от 18 до 45 лет с АГ в анамнезе; группу контроля - 20 женщин в возрасте от 18 до 45 лет без АГ в анамнезе.
Результаты исследования. Из 20 проанкетированных в произвольном порядке женщин в перименопаузе с впервые возникшей АГ средний возраст составил 51,9±0,01 лет. Среднее значение систолического АД -156,5±0,03 мм рт. ст.; диастолического - 93,0±0,03 мм рт. ст. У всех обследуемых женщин имел место климактерический синдром (КС). Для женщин в перименопаузе без АГ средний возраст составил 52,1±0,02 лет. Признаки климактерического синдрома наблюдались у всех женщин данной группы. У женщин фертильного возраста с АГ в анамнезе средний возраст составил 40,1±0,01 лет. Среднее значение систолического АД -135,5±0,03 мм рт. ст.; диастолического - 86,5±0,03 мм рт. ст.
У женщин в перименопаузе, протекающей с КС и АГ, по сравнению с группой сравнения и контроля наблюдалась дисфункция нейтрофилов, характеризующаяся снижением числа нейтрофильных фагоцитов с активацией их рецепторной, поглотительной и особенно метаболической активности. Повышение уровня активных форм кислорода в нейтрофильных гранулоцитах является неблагоприятным признаком, способствующим прогрессированию артериальной гипертензии.
У основной группы обследуемых отмечались нарушения в системе гуморального иммунитета, выражающиеся в абсолютной и относительной В - лимфоцитопении, снижении уровня всех классов иммуноглобулинов и увеличении концентрации циркулирующих иммунных комплексов, преимущественно средних и мелких размеров. Комплементарная активность у женщин в перименопаузе существенно не изменялась. У женщин перименопаузального возраста с симптомами КС и АГ наблюдался дисбаланс в клеточном звене иммунитета: депрессия Т - лимфоцитов с нарушением их регуляторной способности и преобладанием лимфоцитов с хелперной функцией. Такие изменения повышают риск развития у данной группы больных инфекционно-воспалительных и аутоаллергических процессов, формируют благоприятный фон для развития артериальной гипертензии.
У женщин в климактерии, страдающих артериальной гипертензией, выявлено значительное повышение ФНО-а, ИЛ-1Р и ИЛ-4. Согласно данным литературы, гиперпродукция ФНО-П может служить маркером тяжелого эндогенного воспаления. Известно, что ФНО-П, кроме действия на сосуды, способен влиять на инсулиновые рецепторы и транспортеры глюкозы, потенцируя инсулинорезистентность, что запускает патофизиологические механизмы, приводящие к АГ.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о дисфункциональном состоянии иммунной и цитокиновой систем у женщин с артериальной гипертензией в перименопаузальном периоде, что может иметь патогенетическое значение и формировать благоприятный фон для развития артериальной гипертензии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва