УДК 343.985.7 : 343.77 ББК 67.52
© 2019 г. Иванов Михаил Евгеньевич,
преподаватель кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского
юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
Донской Дмитрий Дмитриевич,
старший преподаватель кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности
Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ
Статья направлена на изучение проблемных вопросов при определении криминалистической характеристики субъекта незаконной добычи водных биологических ресурсов при различных следственных ситуациях, возникающих в процессе выявления и расследования преступлений данной категории.
Ключевые слова: субъект, незаконная добыча, браконьерство, криминалистическая характеристика, биоресурсы, выявление, расследование.
Ivanov Mikhail Evgenievich - the lecturer in the Department of Criminalistics and Investigative Activities of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Donskoy Dmitry Dmitrievich - the senior lecturer of the Department of Criminalistics and Investigative Activities of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
FEATURES AND VALUE OFTHE CRIMINALISTIC CHARACTERISTIC OFA SUBJECT OF ILLEGAL PRODUCTION OFWATER BIOLOGICAL RESOURCES IN THE INVESTIGATION OF CRIMES OFTHIS CATEGORY
The article is aimed at studying problematic issues in determining the forensic characteristics of the subject of illegal extraction of aquatic biological resources in various investigative situations that arise in the process of identifying and investigating crimes of this category.
Keywords: subject, illegal extraction, poaching, forensic characteristics, bioresources, identification, investigation.
Личность преступника имеет важнейшее значение в криминалистической характеристике субъекта преступления, осуществляющего незаконную добычу рыбы либо других водных биологических ресурсов. Как известно, субъектом данного деяния, учитывая специфику преступлений этой группы, признаются, прежде всего, лица, осуществляющие незаконный вылов рыбы либо добычу растений.
В ст. 19 УК РФ законодатель четко определил обязательные признаки субъекта преступления данного вида, в соответствии с которыми уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ [1].
В структуре криминалистической характеристики браконьерства личность самого преступника (субъекта преступления) зависит от специфичности совершаемой им незаконной деятельности. Несомненно, это оказывает
влияние на его поведенческие черты и образ жизни. Необходимо отметить, что браконьеры - это отдельная «каста» в иерархии криминальной среды.
Рассмотрим понятие «браконьерство», под которым подразумевается незаконная охота с нарушением специальных правил, которые устанавливаются законодательными и иными нормативными актами (без надлежащего разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки или запрещенными орудиями и способами) [2].
В целом, браконьерство принято относить к преступлениям экологической направленности, однако не стоит утверждать столь категорично.
В настоящее время браконьерство является не только экологическим преступлением, но и одним из видов преступной деятельности в экономической сфере. Как показывает
практика, оно перетекает в организованную преступность, которая осуществляется должностными лицами с использованием служебного положения, коррумпированных связей, с применением современных орудий лова, навигационных приборов, быстроходной морской техники и других технических средств.
Можно разграничить субъектов браконьерства по трем направлениям:
- браконьерство, совершаемое физическими лицами;
- браконьерство, совершаемое работниками рыбодобывающих или хозяйствующих организаций;
- браконьерство, совершаемое сотрудниками правоохранительных или других государственных органов, контролирующих данную отрасль.
При совершении преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов с использованием служебного положения, субъект содеянного является специальным. Прежде всего, это -должностные лица, признаки которых определены в ст. 295 УК. А такж лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации их характеристики даны в примечании к ст. 201 УК.
Кроме того, законодатель определяет, что субъектом должно быть физическое лицо. Как же рассмотреть вопрос, если преступление совершено работниками рыбодобывающих организаций?
Из проведенного анализа совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов, можно сделать вывод, что за последние годы браконьерство стало приобретать характер незаконного промысла. В связи с этим резко возросли объемы нелегальной добычи. Конечно, доля преступлений данного рода в общей массе совершаемых браконьерств мала. Но размеры ущерба, причиненного природным ресурсам, а также экономике страны, фактически невозможно точно установить.
В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», рыболовство - это деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В настоящее время в числе нерешенных остается проблема незаконного вылова морских биологических ресурсов или вылова сверх выделенных квот. Основная доля происходит именно в промышленных масштабах на континентальном шельфе России, юридическими лицами, осуществляющими добычу в акватории морей Дальневосточного и Северного регионов.
Если при вылове применяются запрещенные или недопустимые промышленные орудия, к ответственности привлекаются, как правило, непосредственные исполнители, то есть рыбаки, звеньевые рыболовецких звеньев, капитаны судов, работники, ответственные за соблюдение правил рыбодобычи. Однако стоит понимать, что указанные субъекты действуют по договоренности с владельцами (работодателями) рыбодобывающих организаций.
Изучая проблему промышленного браконьерства, следует отметить, что в настоящее время остро стоит необходимость введения уголовной ответственности за преступления данной направленности в отношении руководителей юридических лиц. По оценке исследователей, отечественная рыбная «мафия» удерживает третье место после нефтяной и водочной [3].
Немаловажным фактором, оказывающим непосредственное влияние на проблематику данного направления, остается отсутствие правового базового понятия о биоресурсах, как о материальных ценностях, относящихся к федеральной собственности, которые обеспечивают продовольственную безопасность России.
Закрепление такого понятия на законодательном уровне влечет обязательность учета и контроля за объемами промысла и ценами, заинтересованность в переработке на отечественных предприятиях и, соответственно, в уплате налоговых и других платежей в бюджет России. Немаловажен тот факт, что основной ущерб экономическим интересам нашей страны в сфере рыболовства наносится вследствие незаконной деятельности организованных групп и преступных сообществ, осуществляющих незаконный вылов и оборот водных биологических ресурсов либо их контролирующих.
При изучении личности осужденных за незаконную добычу водных биологических ресурсов можно выделить следующую классификацию:
1. по возрасту - несовершеннолетние и совершеннолетние;
2. по связи с местом преступления - имеющие связь с ним по месту проживания/работы или не имеющие таковой связи;
3. по владению навыками преступной добычи рыбы - имеющие такие навыки или не имеющие;
4. по использованию транспортных средств - использующие плавсредства и не использующие их;
5. по виду предмета преступного посягательства: а) добывающие рыбу, занесенную в Красную книгу РФ или охраняемую международными договорами РФ; б) осуществляющие вылов рыбы, лов которой разрешен; в) добывающие все доступные виды рыбных ресурсов;
6. по наличию соучастия - единолично или в составе группы;
7. по способу: а) осуществляющие именно браконьерский лов; б) маскирующие незаконную добычу рыбы под законную; в) незаконно добывающие рыбу смешанным способом [4].
Одной из основных причин, способствующих коррупции в данной сфере, выступает наличие большого числа органов, уполномоченных осуществлять охрану рыбных запасов. Это приводит к разобщенности и дублированию в работе, создает условия для преступной конкуренции.
Следует отметить, что личность преступника в структуре криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов, имеет важное значение. Прежде всего, она обусловлена самой спецификой преступной деятельности, то есть осуществлением браконьерского лова рыбы.
Логично, что, как и любая профессия, деятельность по вылову рыбы или других водных биологических ресурсов накладывает отпечаток на образ жизни человека, его поведение и восприятие действительности. А деятельность, связанная с незаконной добычей водных биоресурсов, гораздо в большей степени меняет его взгляды на жизнь и мироустройство, отношение к природе.
Характеристика личности преступника (браконьера), как определил Р. С. Белкин, «позволяет сузить круг лиц, среди которых могут находиться преступники» [5].
На основании исследований, проведенных с 2001 по 2007 гг., А. А. Бессонов так ха-
рактеризует типовую личность преступника, совершившего браконьерство: «мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, безработные, являвшиеся, в основном, местными жителями, каждый пятый из которых имеет криминальный опыт, и обладающие профессиональными навыками в сфере рыбного промысла» [6].
Если коротко рассматривать возрастной критерий субъекта незаконной добычи водных биоресурсов, можно сказать, что от возраста преступников зависят способы, место, время совершения браконьерского лова, а также масштабы незаконной добычи.
Также занятие браконьерским ловом рыбы непосредственно влияет на внешнее состояние человека. Существуют признаки, по которым можно констатировать отношение интересующих лиц к подобной преступной деятельности:
- кожа лица потемневшая, загорелая (в любое время года), обветренная, имеет грубую структуру, что связано с длительным пребыванием на солнце и открытых пространствах;
- в связи с тем, что браконьерский лов связан с силовыми нагрузками, телосложение у преступников - атлетическое или астеническое;
- кожа рук (в большей степени, кистей) -загорелая, обветренная из-за воздействия воды, ветра, холода или жары.
Также существуют профессиональные заболевания браконьеров - из-за постоянного нахождения в сырой и холодной среде, отсутствия нормального режима питания, работы и отдыха.
Также можно разграничить профессиональные навыки, которыми обладают субъекты незаконной добычи:
1) умение изготовить орудия лова кустарным способом в бытовых условиях;
2) навыки добычи определенных видов рыб;
3) навыки (а в некоторых случаях - даже профессиональное мастерство) управления различными маломерными судами;
4) навыки ремонта лодочных или стационарных моторов в трудных климатических и производственных условиях (фактически «на воде»), с минимальным набором инструментов;
5) умение свободно ориентироваться на местности без приборов навигации;
6) знание способов маскировки, укрытия орудий незаконной добычи рыбы.
Одним из важнейших факторов в оценке субъекта незаконной добычи водных биологических ресурсов, как уже говорилось ранее, безусловно, является коррупционная составляющая контролирующих структур по данному направлению деятельности.
В российской юридической науке существует масса определений коррупции и коррупционного поведения. Рассмотрим одно из самых распространенных: «коррупция - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц» [7].
Есть также более объемное определение: «коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников» [8].
Как известно, в уголовном законодательстве России коррупция не образовывает самостоятельного состава преступления, а является собирательным понятием, объединяющим несколько должностных составов преступлений. К примеру - злоупотребление служебным положением, получение взятки и т. д.
К сожалению, совершение браконьерства сотрудниками правоохранительных органов либо государственных структур, осуществляющих контроль в данной отрасли, в настоящее время стали практически нормой, что свидетельствует о низком качестве кадрового отбора и слабой профилактике среди лиц данной категории.
Проведенный анализ материалов уголовных дел позволил выделить наиболее частые проявления коррупционного поведения, к которым относится:
- получение денежного вознаграждения от субъектов незаконной добычи рыбы и других водных биологических ресурсов, на постоянной основе, за оказания общего покровительства, а нередко - и организацию самих преступных групп;
- непосредственное совершение преступлений, связанных с браконьерским ловом рыбы в статусе полноправного участника преступной группы;
- совершение браконьерского лова самостоятельно либо в группе таких же сотрудников контролирующих структур;
- единичные случаи получения вознаграждения сотрудниками правоохранительных органов от субъектов незаконной добычи рыбы, задержанных в ходе оперативно-розыскных или профилактических мероприятий;
- получение вознаграждения, как на постоянной основе, так и разовых, от лиц, задержанных за совершение определенных преступных посягательств;
- превышение либо злоупотребление полномочиями в целях прекращения уголовного преследования или отказа в возбуждении уголовного дела со стороны лиц, ведущих либо контролирующих расследование уголовного дела.
Так каким же в настоящий момент может быть субъект незаконной добычи водных биологических ресурсов? По нашему мнению, классифицировать субъект незаконной добычи водных биоресурсов можно по нескольким направлениям:
- наличие либо отсутствие организованности;
- юридические или физические лица;
- возрастной критерий;
- лица из числа местного населения либо выходцы из других регионов;
- должностные лица либо при их участии;
- временной критерий - на постоянной основе либо единичные, редкие случаи браконьерства.
Данная классификация не является исчерпывающей и может в некоторых случаях пересекаться с другими или взаимно дополнять.
Необходимо понимать, что характеристика или классификация субъекта незаконной добычи водных биологических ресурсов играет важнейшую роль в планировании мероприятий по документированию преступной деятельности, задержанию преступников, а также при производстве следственных действий и назначении экспертиз в ходе расследования уголовного дела. Кроме того, мы должны понимать, что характеристика субъекта также будет влиять и на подследственность при принятии решения о возбуждении уголовного дела.
Обладая даже малой долей сведений о предполагаемом субъекте (субъектах) незаконной добычи водных биоресурсов, сотрудники органов внутренних имеют возможность более эффективно осуществлять деятельность в рамках своих полномочий - от стадии планирования мероприятий до производства
следственных действий, направленных на расследование уголовного дела и привлечение лиц к уголовной ответственности.
Планирование оперативно-розыскных и следственных мероприятий и дальнейшее их исполнение или реализация напрямую зависят от характеристики субъекта незаконной добычи водных биологических ресурсов.
Недостаточная подготовка либо халатное отношение к подготовке и проведению задержания браконьеров, отсутствие какой-либо информации об участниках преступных групп, их вооруженности, степени подготов-
Литература
1. Варданян А. В., Кулешов Р. В. К вопросу о принципах формирования частных криминалистических методик // Российский следователь. 2015. № 22.
2. Борисов А. Б. Большой юридический словарь. 2012.
3. Кочерин Т. М., Костыря Г. А., Харламов В. С. Криминологический анализ преступлений, связанных незаконной добычей биоресурсов. СПб., 2012.
4. Бессонов А. А. Проблема формирования частных криминалистических методик на информационной основе криминалистической характеристики преступлений (вопросы теории и практики): монография. 2014.
5. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории -к практике. М., 1988.
6. Бессонов А. А. Проблема формирования частных криминалистических методик на информационной основе криминалистической характеристики преступлений (вопросы теории и практики). М., 2014.
7. Сухарев А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. М., 2003.
8. Борисов А. Б. Большой юридический словарь. 2012.
ленности, могут привести к тому, что при задержании сотрудники правоохранительных органов могут пострадать или даже погибнуть. Один из трагических примеров - инцидент, произошедший в акватории Японского моря 17.09.2019 г. между военнослужащими пограничных войск ФСБ России и браконьерскими группами, состоящими из граждан КНДР, осуществлявшими незаконный вылов водных биоресурсов в промышленных масштабах в территориальных водах Российской Федерации.
Bibliography
1. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. On the principles of formation of private forensic techniques // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 22.
2. Borisov. A. B. Great dictionary of law. 2012.
3. Kocherin T. M., Kostyrya G. A., Kharla-mov V. S. Criminological analysis of crimes related to illegal extraction of biological resources. SPb., 2012.
4. Bessonov A. A. The Problem of formation of private forensic techniques on the basis of information criminalistic characteristics of crimes (theory and practice): monograph. 2014.
5. Belkin R. S. Criminalistics: problems, trends, prospects. From theory to practice. M., 1988.
6. Bessonov A. A. The Problem of formation of private forensic techniques on the basis of information criminalistic characteristics of crimes (theory and practice). M., 2014.
7. Sukharev A. Ya., Krutskikh V. E. Big legal dictionary. M., 2003.
8. Borisov A. B. Great dictionary of law. 2012.