Научная статья на тему 'Особенности и возможности использования цифровых образовательных ресурсов при изучении языка'

Особенности и возможности использования цифровых образовательных ресурсов при изучении языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / КОМПЕТЕНЦИИ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ASPECTS OF LINGUISTIC PERFORMANCE / EDUCATIONAL PLATFORM / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарькова Мария Александровна

В данной статье рассмотрены вопросы использования цифровых образовательных ресурсов в качестве дополнительного материала для занятий, а также как дополнительный материал на этапе самостоятельного изучения языка. В данной статье изучены принципы построения образовательных платформы, их цели и задачи, а также приведен обзор наиболее интересных и полезных ресурсов с точки зрения правильно изложенного и корректно предоставленного теоретического материала и практических заданий, выделены преимущества и недостатки каждого ресурса.This article is concerned with the issues of applying digital educational resources as a supporting material and also as an optional material at the stage of language's self-study. This article highlights the rules of building of educational platforms, their tasks and objectives and is given a review of the most interesting and useful resources from the side of right-presented theoretical material and practical activities, advantages and disadvantages of each resources are pointed out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарькова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и возможности использования цифровых образовательных ресурсов при изучении языка»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Особенности и возможности использования цифровых образовательных ресурсов при изучении языка

Комарькова Мария Александровна,

преподаватель, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

E-mail: m.komarkova1989@gmail.com

В данной статье рассмотрены вопросы использования цифровых образовательных ресурсов в качестве дополнительного материала для занятий, а также как дополнительный материал на этапе самостоятельного изучения языка. В данной статье изучены принципы построения образовательных платформы, их цели и задачи, а также приведен обзор наиболее интересных и полезных ресурсов с точки зрения правильно изложенного и корректно предоставленного теоретического материала и практических заданий, выделены преимущества и недостатки каждого ресурса.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, аспекты языковой деятельности, образовательная платформа, компетенции.

Использование в учебном процессе самых современных и актуальных ресурсов делает его информативным, интересным и познавательным. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос том, как правильно использовать данные ресурсы, как их гармонично сочетать и комбинировать с основным материалом, и как выбрать именно те, которые отвечают потребностям той или иной группы студентов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)-это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету, а также дает возможность осуществлять постоянный и многовариантный мониторинг успеваемости.

Цифровые образовательные ресурсы -неотъемлемая часть современного учебного процесса, которые гармонично дополняют основный материал учебной программы и могут использоваться студентами на этапе самостоятельной работы для закрепления всех лингвистических аспектов. Разнообразие этих ресурсов позволяет их использовать как предметно и отработать определенные аспекты и тонкости использования язык, так и изучить язык в комплексе. Основная задача данного ресурса систематизировать знания, подобрать и разработать удобную форму для получения практических навыков использования языка, сделать применение платформы наиболее удобной д ля разновозрастных групп. Использование данных технологий возможно в любое время и в любом месте. К технологии цифровых образовательных ресурсов предъявляются определенные требования, такие как соответствие современным стандартам, удобство создания и сопровождения, интерактивность, доступность и эффективность. Также разрабатываемые образовательные программы должны соответствовать определенным целям: личностным, метапредметным, предметным. Раз-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

работка технологии ЦОР началась в начале 90-х, первые образовательные платформы и программы отличались низким уровнем интерактивности. Постепенно с развитием мультимедийных возможностей, образовательные платформы начали преобразовываться, увеличились возможности передачи фактов, информации и практических навыков, что впоследствии привело к полному изменению образовательной среды. Безусловно, использовать данный ресурс в качестве основного и единственного, особенно при самостоятельном изучении не представляется возможным, но, как дополнительная платформа, ЦОР имеет все преимущества над другими источниками. Эти плюсы очевидны: ЦОР позволяют расширить возможности занятия, позволяют расширить возможности занятия, могут быть использованы на разных этапах занятия, могут быть использованы на этапе самостоятельной работы, экономят время при выполнении заданий, предоставляют возможность самоконтроля. Все эти преимуществ также достигаются различной направленности данных ресурсов и правильной постановке акцентов на разных аспектах и особенностях использования языка. В связи с данными возможностями цифровых образовательных ресурсов, для улучшения и проработки тех или иных навыков, можно выбрать рассмотреть ресурсы с видео и аудио материалами, ресурсы для развития навыков чтения и письма, ресурсы д ля расширения словарного запаса, ресурсы по грамматике. Важно отметить, что любая подобная платформа имеют четкое планирование курса, учебных объектов и адаптивного материала и правил, выстроен бизнес-процесс прохождения данного курса, каждая часть имеет логически самостоятельную порцию учебного материала, обязательно присутствует элемент контроля знаний в формате тестов, задач и практических заданий. Все эти компоненты и сама структура четко соответствуют образовательным, воспитательным и личностным целям и задачам каждого отдельно взятого курса. Особое внимание в учебной деятельности уделяется аутентичным пособиям, которые, в случае с изучением иностранного языка, создаются, редактируются и корректируются носителями языка и высококвалифицированным специалистами. Главная лингвистическая задача-умелое применение теоретических знаний на практике, в режиме реального общения, получение коммуникативного опыта как с носителями языка, так и с представителями других национальностей. У каждого ресурса есть свои плюсы и минусы, и только умелое сочетание и подбор источников, которые грамотно решают проблемы и поставленные цели и задачи, помогает решать вопросы улучшения знаний и практических навыков. Внедрение ЦОР с их встраиванием в учеб-

5 ный процесс позволит лаконично дополнять и со-

§ четать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные техноло-

° гии, объективно оценивать качество обученности

ш

^ по предмету, а также дает возможность осущест-

влять постоянный и многовариантный мониторинг успеваемости. В данной статье рассмотрены также самые популярные и используемые платформы, преимущества и недостатки данных ресурсов, форматы работы с ними и возможности их использования на разных этапах процесса обучения.

Ресурсы с аудио и видео материалами

Breaking news English. Адаптированные новости под различные уровни, плюс оригинальная озвуч-ка в трех версиях и огромное количество упражнений на лексику и спикинг могут стать незаменимым помощником в изучении английского. В данном ресурсе представлены адаптированные новостные отрывки, которые наполнены необходимой лексикой и дополнены заданиями различного спектра и направленности, включающие в себя необходимый материал для отработки трех аспектов языка: говорения, восприятия речи на слух и чтения. Используя данный ресурс можно выбрать необходимый новостной отрывок, из предложенных заданий к этому отрывку отобрать те, которые наиболее удовлетворяют и решают первоочередные задачи в той или иной группе студентов, а часть заданий оставить на самостоятельное выполнение. Процесс изучения языка, который включает в себя знакомство с газетными и новостными статьями, интересен, в первую очередь тем, что обучающийся знакомится с языком вживую. Безусловно, данный материал можно брать только со студентами не ниже уровня B2, которые уже обладают необходимым объемом лексики, достаточно свободно могут выражать свои мысли и поддержать общение на различные темы общеразговорного английского языка. Огромный выбор подкастов и новостных отрывков на самые разнообразные темы, представленный на данном сайте, предлагает обучающимся наиболее современные и употребляемые идиоматические выражения, фразовые глаголы, популярные словосочетания. За счет того, что подкасты и отрывки из газетных статей небольшого и дополнены четко разработанными заданиями, фокус которых- направлен на отработку наиболее интересных фраз и выражений, а также на их грамматическую структуру, это дает уникальную возможность запомнить эти выражен6ия и начать употреблять из речи. Наиболее интересными частями являются следующие: warm-ups, который включает в себя хорошо разработанные, продуманные задания для организации обсуждения и подведение студентов к прослушиванию или чтению текста; synonym match, это задание помогает запомнить новые слова и выражения на основе уже известных и создать ассоциативный ряд; word search, задание которое включает в себя самостоятельный поиск синонимичного ряда, дополнительной информации и различных значений определенного слова.

British Council. Это образовательная платформа международной организации Великобритании, которая направлена на поддержание отношений с другими странами в области преподавания и изучения английского языка, обмен преподаватель-

ским опытом и инновацонными и передовыми технологиями успешного применения языка в практической деятельности. В первую очередь, это методический образовательный ресурс для преподавателей, который возможно использовать на разных этапах обучения, со студентами разного уровня и различной степени подготовки. Минусом данного ресурса является то, что самостоятельное изучение языка с использованием источников данного источника, не представляется возможным. Но несомненное преимущество, которое нельзя не выделить, это возможность получения самой актуальной информации в языковой сфере, такой как правила сдачи международных экзаменов и самые последние поправки и изменения, условия и возможность обучения в англоязычных странах, участие в международных конференциях. Для улучшения навыков в различных аспектах языка, для детей, студентов и взрослых есть доступ к приложениям, в которых можно найти широкий спектр теоретических знаний и практических заданий. Более того, British Council разработал приложение для увеличения необходимого словарного запаса при подготовке к международному экзамену IELTS, а также знакомство с наиболее полезными техниками и инструментами, которые помогут сдать данный экзамен на высокий балл. В контексте преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях, в особенности использования языка для специальных целей, есть раздел данного ресурса "Podcasts for professionals", посвященный различным сферам бизнес-деятельности. Данная часть представлена аудиозаписью, подготовкой к прослушиванию и пониманию речи на слух, заданиями на отработку таких компетенций как "listening for gist", "listening for details", блоком вопросов для организации обсуждения. Таким образом, данный раздел включает в себя задания на отработку таких аспектов языковой деятельности как говорение и восприятие речи на слух.

Ресурсы для расширения словарного запаса

Video Dictionary - видеословарь на английском, в котором можно найти практически любое слово с переводом и примерами, предлагает небольшие видеофрагменты из роликов youtube, которые демонстрируют, как слово употребляется в живом разговорном языке. Конечно же, данный ресурс используется в качестве вспомогательного материала. Здесь обучающийся может найти слово или словосочетание в видеофрагменте, который показывает правильное употребление данного слова в нужном контексте, в нужной грамматической структуре. Это могут быть фрагменты из передач, интервью, с участием политических деятелей и глав государств. Краткость таких отрывков способствует правильному восприятию данного слова или словосочетания в речи, быстрому узнаванию его в разговоре, а также запоминанию и возможности воспроизводить то или иное выражение собственной речи. Данный ресурс очень удобно использовать при знакомстве

с новыми словами, при подведении студентов к пониманию значения того или иного слова. Минусом данной платформы может являться тот факт что, к сожалению, не все слова могут в ресурсах данного сайта, а также иногда слишком быстрый темп речи и акцент собеседника не из англоговорящей сраны может исказить понимание слова или выражения, что ведет к неполной картине употребления слова и его грамматической структуры в речи.

Ресурсы по английской грамматике

Oxford English Grammar Course - этот веб-сайт является интерактивным дополнением для одноименных книг по грамматике, есть много интерактивных упражнений, которые позволяют реально оценить достижения и пробелы. Для любого обучающегося грамматический аспект является достаточно трудной задачей для изучения. Этот блок языковой деятельности является базовой и необходим для развития навыков общения, но, учитывая тот факт, что грамматика является наиболее трудной задачей в условиях самостоятельного изучения языка, платформы, которые предоставляют материалы и ресурсы с упрощенным объяснением грамматических правил, теории и употреблением прозрачных и понятных примеров, выходят на первый план, и одной из таких платформ является Oxford English Grammar Course. Данный ресурс является гармоничным грамматическим дополнением к таким аутентичным пособиям как "Headway", "English File", "Solutions" и другим. Недостатком данной платформы является именно тот факт, что все задания из данного ресурса могут быть использованы только в комбинации с определенным учебными пособиями. В остальном это очень удобный и информативный ресурс.

Литература

1. Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования // Время Технологий. URL: http://aleksandr. hoy.blog.tut.by/2011/1 1/25/sovremennyie-informatsionno-kommunikatsionnyie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-avtor-lyubov-vladimirovna-desyatova

2. Трапезникова Т.В. Электронные учебные ресурсы и их применение / Т.В. Трапезникова // Директор школы. - 2008. - № 4. - С. 61-65.

3. https://www.britishcouncil.org/

4. https://breakingnewsenglish.com/

5. https://video-dictionary.com/

6. https://elt.oup.com/student/practicegrammar/?cc=r u&selLanguage=ru

PECULIARITIES AND OPPORTUNITIES OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FOR STUDYING LANGUAGE

Komarkova M.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article is concerned with the issues of applying digital educational resources as a supporting material and also as an option-

ee о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

al material at the stage of language's self-study. This article highlights the rules of building of educational platforms, their tasks and objectives and is given a review of the most interesting and useful resources from the side of right-presented theoretical material and practical activities, advantages and disadvantages of each resources are pointed out.

Keywords: digital educational resources, aspects of linguistic performance, educational platform, competencies.

References

1. Desyatova L.V. Modern information and communication technologies in the field of education // Vremya Tehnologii. URL: http://aleksandr.hoy.blog.tut.by/2011/11/25/sovremennyie-informatsionno-kommunikatsionnyie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-avtor-lyubov-vladimirovna-desyatova

2. Trapeznikova T.V. Electronic educational resources and their application / T.V. Trapeznikova // Director of the school. -2008. - No. 4. - P. 61-65.

3. https://www.britishcouncil.org/

4. https://breakingnewsenglish.com/

5. https://video-dictionary.com/

6. https://elt.oup.com/student/practicegrammar/?cc=en&selLan-guage=en

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.