Научная статья на тему 'Некоторые аспекты практического использования туристских информационных ресурсов в электронном образовании'

Некоторые аспекты практического использования туристских информационных ресурсов в электронном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИЗМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FORMS OF TOURISM PROMOTION / EDUCATIONAL RESOURCES / TOURISM RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елохина Александра Константиновна

Статья раскрывает содержание понятия «цифровая образовательная среда» и разные подходы к его определению. В рамках статьи рассматриваются возможности и методы интеграции туристских информационных ресурсов в цифровую образовательную среду, в том числе приводятся примеры путей подобной интеграции в школах и высших учебных заведениях, а также представлен опыт преподавателей Волгоградского государственного университета по использованию туристских информационных ресурсов в ходе обучения студентов бакалавриата по специальности 43.03.02 «Туризм». Приведены прогнозируемые результаты подобного нововведения со стороны туристского бизнеса, образовательной среды, социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the content of the notion “digital educational environment” and different approaches to its definition. The author discusses the possibilities and methods of integrating touristic information resources into digital educational environment. The paper gives examples of the ways of such integration at schools and higher education institutions, and also presents the experience of lecturers at Volgograd State University on touristic information resources use in teaching bachelor degree students majoring in 43.03.02 “Tourism”. The projected results of such an innovation on the part of tourism business, educational environment and society are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты практического использования туристских информационных ресурсов в электронном образовании»

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.1.11

Елохина Александра Константиновна

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья раскрывает содержание понятия "цифровая образовательная среда" и разные подходы к его определению. В рамках статьи рассматриваются возможности и методы интеграции туристских информационных ресурсов в цифровую образовательную среду, в том числе приводятся примеры путей подобной интеграции в школах и высших учебных заведениях, а также представлен опыт преподавателей Волгоградского государственного университета по использованию туристских информационных ресурсов в ходе обучения студентов бакалавриата по специальности 43.03.02 "Туризм". Приведены прогнозируемые результаты подобного нововведения со стороны туристского бизнеса, образовательной среды, социума.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/1 /11.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 1. C. 52-55. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 37.06; 378 Дата поступления рукописи: 10.02.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.1.11

Статья раскрывает содержание понятия «цифровая образовательная среда» и разные подходы к его определению. В рамках статьи рассматриваются возможности и методы интеграции туристских информационных ресурсов в цифровую образовательную среду, в том числе приводятся примеры путей подобной интеграции в школах и высших учебных заведениях, а также представлен опыт преподавателей Волгоградского государственного университета по использованию туристских информационных ресурсов в ходе обучения студентов бакалавриата по специальности 43.03.02 «Туризм». Приведены прогнозируемые результаты подобного нововведения со стороны туристского бизнеса, образовательной среды, социума.

Ключевые слова и фразы: цифровая образовательная среда; информационно-образовательная среда; формы продвижения туризма; образовательные ресурсы; туристские ресурсы.

Елохина Александра Константиновна

Волгоградский государственный университет alexelokhina@volsu. т

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-413-342003.

В современном мире все большее значение имеют технологии. Они не только упрощают многие бытовые аспекты нашей жизни, но и расширяют возможности для развития личности человека. Однако это объективно требует развития соответствующих знаний, умений и навыков, формируемых системой образования учебных заведений.

Туризм - явление не постоянное. Он развивается, становясь не просто способом познания культур, отличных от наших собственных, но и играет огромную роль в формировании мировоззрения человека, изменяя его привычки и влияя на характер в целом. Интеграция отдельных, обладающих наиболее глубоким эвристическим потенциалом цифровых образовательных ресурсов в цифровую образовательную среду, позволит повысить эффективность образовательной и просветительской деятельности.

Прежде чем говорить о способах внедрения и характеристиках цифровой образовательной среды в учебных заведениях, необходимо дать определение понятию «цифровая образовательная среда», с учетом различных точек зрения по данному вопросу.

Для начала необходимо определиться с тем, что такое «цифровая среда», так как именно в этой системе создаются все условия для интерактивного образования. Авторы статьи «"Цифровое образование" как системообразующая категория: подходы к определению» утверждают, что категория «цифровой» предполагает представление материала в цифровом формате с низким уровнем искажений, неточностей (фотографии, тексты, видеофрагменты, картографические материалы и др.) [3]. И действительно, под «цифровой средой» мы понимаем такую, где необходимая информация представлена в наиболее удобной форме (например, текст, видео, фото и т.д.) и при этом отвечает основным и наиболее важным требованиям к информации: достоверность, доступность, полнота и пр.

В 2016 году был запущен проект «Современная цифровая образовательная среда», по итогам которого 11 млн учащихся к 2025 году должны будут стать пользователями данного проекта. Он представляет собой информационный портал, с онлайн-курсами по всем уровням образования, доступный для всех категорий граждан. Разработанный проект, развиваясь, поможет повысить качество образования на всех ступенях образовательного процесса (в том числе повысить профессионализм преподавателей и учителей, так как цифровая образовательная среда направлена и на повышение квалификации в области цифрового обучения) и изменить подход к обучению граждан. Разработчики проекта рассматривают современную цифровую образовательную среду как доступную платформу для использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений, нацеленную на повышение доступности и качества образования [13].

В своей статье «Цифровая образовательная среда» советник Лиги образования Михаил Кушнир определяет понятие «цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) как открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [8], то есть ЦОС является доступной для всех желающих совокупностью различных информационных ресурсов, которые обеспечивают образовательный процесс как в учебных заведениях, так и вне них.

Основываясь на мнении российских исследователей, автор статьи «Анализ понятия информационно-образовательной среды» А. Ю. Наливалкин выдвигает свое определение данного понятия, по его мнению, «информационно-образовательная среда - систематизированный набор педагогических (учебно-методических)

организационных, информационных, технических условий, направленных на учебный процесс и его участников» [10, с. 103].

В свою очередь, информационная образовательная среда образовательного учреждения включает в себя информационно-образовательные ресурсы, в том числе фото-, видео- и текстовые материалы, коммуникационные каналы, технологические средства информационных и коммуникационных технологий и т.д. [13].

Исходя из вышеизложенных материалов, предполагаем далее считать понятия «цифровая образовательная среда» и «информационная образовательная среда» (ИОС) тождественными в части современных целей образования различного уровня, а именно в плане предоставления доступной, познавательной, полезной интерактивной образовательной среды.

Еще в 2012 году Д. Н. Крюков использовал программно-технический подход, рассматривая информационно-образовательную среду. В этой связи в своей статье «Инновационный потенциал информационной образовательной среды» автор трактует информационно-образовательную среду вуза как:

1) программно-телекоммуникационную систему, в которой образовательный процесс ведется едиными технологическими средствами;

2) многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения;

3) единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию на традиционных и информационных носителях;

4) систему компьютерно-телекоммуникационных учебно-методических комплексов и технологий интерактивного взаимодействия;

5) совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [7].

В этой связи Д. Н. Крюков приходит к выводу, что информационно-образовательная среда института сосредоточивает информационные, программные и технические ресурсы, объединённые в систему, обеспечивающую эффективное протекание образовательного процесса. Нового технологического подхода, по мнению автора, требуют и профессиональные компетенции, «являющиеся основой реализации современных образовательных парадигм» [Там же, с. 107].

И действительно, некоторыми профессиональными компетенциями (ПК) и общепрофессиональными компетенциями (ОПК) устанавливаются требования, согласно которым студентам некоторых направлений подготовки необходимо уметь работать в цифровой образовательной среде, а для этого им необходимо, прежде всего, в этой среде обучиться. Так, например, согласно новому ФГОС ВО (3++) направления подготовки 43.03.02 «Туризм» обучающийся должен быть способен «применять технические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере» (ОПК-1) (п. 3.3) [15]. Также общекультурная компетенция - ОПК-1 ФГОС ВО (3+) направления подготовки 43.03.02 «Туризм», по которому все еще работают некоторые высшие учебные заведения, гласит, что обучающийся должен обладать способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1) (п. 5.2) [Там же]. Таким образом, данная компетенция не только требует определенных знаний, умений и навыков бакалавра, но и ставит определенные условия для организации учебного процесса, то есть речь идет о необходимости использования цифровой образовательной среды (например, фото-и видеоматериалы).

Также во многих федеральных государственных образовательных стандартах (например, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 «История») существуют некоторые общекультурные компетенции, которые могут предполагать необходимость использования ЦОС при их реализации. Например, компетенция ОК-7 - «способность к самоорганизации и самообразованию» - предполагает, что студент в процессе познания сам будет искать информацию, необходимую для дальнейшего обучения (п. 5.2) [17]. В современных реалиях это требует от учебных заведений предоставления различных информационных образовательных ресурсов в рамках цифровой образовательной среды (к таким ресурсам мы можем отнести: электронные научные библиотеки, доступ к различным интернет-порталам, систему Moodle и многое другое).

Онлайн-порталы, реализующие свою деятельность в рамках цифровой образовательной среды, носят самую различную направленность. Мы рассмотрим в этой связи формы продвижения туризма, которые могут быть использованы в образовательной сфере для различных специальностей, т.к. одновременно выступают источником просвещения людей в области историко-культурного наследия Российской Федерации и каждого отдельного региона.

Когда речь идет о формах продвижения туризма, многие российские исследователи рассматривают методы продвижения конкретных туристских продуктов (рекламные и нерекламные методы, каналы сбыта и т.д.), в то время как мы подразумеваем под этим более широкое понятие. К формам продвижения туризма мы относим такие инструменты, которые рекламируют туризм как индустрию в целом. Сюда можно отнести позиционирование территорий, историко-культурного наследия регионов и в целом туризма как особой

культуры, которая помогает не только продавать результаты деятельности субъектов туристской индустрии, но и выступает в роли некоего катализатора, усиливающего интерес к познанию мира (в том числе и при получении образования) путем интеграции данных форм в образовательный процесс.

Основные формы продвижения туристской индустрии, которые мы считаем наиболее подходящими для интеграции в цифровую образовательную среду, это:

1) туристские путеводители по странам, с описанием достопримечательностей на иностранных языках;

2) реестры некоторых видов туристских объектов (музеи, памятники и т.д.);

3) туристские паспорта регионов (проект Министерства культуры РФ);

4) информационные порталы регионов (электронные ресурсы регионов страны, предоставляющие информацию по основным природным, культурным, образовательным, религиозным и другим ресурсам региона).

Подобные формы могут применяться на всех ступенях образования. Например, в школьной образовательной среде введение подобных цифровых образовательных ресурсов может быть использовано следующим образом:

1) туристские путеводители по странам могут быть полезны для изучения иностранных языков;

2) реестры историко-культурных объектов - для дисциплины «История»;

3) туристские паспорта регионов и информационные порталы регионов могут помочь при изучении истории и краеведения, а также географии.

Однако использование данных форм продвижения туризма может выходить за пределы школьного образования. Рассмотрим примеры использования вышеперечисленных информационных образовательных ресурсов (ИОР) в высших учебных заведениях.

1. Дисциплины профильных направлений. Прежде всего, использование подобных ИОР характерно для профильных дисциплин определенных направлений, таких как «Туризм» и «Гостиничное дело», «Ресторанное дело» (если речь идет о различных реестрах в этих областях).

2. Дисциплины других направлений. Безусловно, в рамках цифровой образовательной среды формы продвижения туризма могут быть полезны различным направлениям не только в рамках образовательного процесса, но и в рамках просвещения. Далее будут рассмотрены возможные примеры подобных интеграций:

1) путеводители на иностранном языке могут вводиться на филологических направлениях, а также для других направлений в рамках профессиональной иноязычной коммуникации;

2) реестры историко-культурных объектов могут использоваться в рамках изучения исторических направлений и дисциплины «История», которая является обязательной для всех направлений;

3) туристские паспорта регионов и информационные порталы регионов могут применяться при изучении географических дисциплин.

Далее рассмотрим, каким образом подобная интеграция применяется на практике на примере ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет».

Для изучения культурно-исторических объектов, туристского потенциала и туристской инфраструктуры разных стран на направлении «Туризм» в университете используются различные официальные туристские информационные порталы регионов и стран, туристские паспорта регионов, реестры историко-культурных объектов, субъектов национальной туристской администрации федерального и регионального уровня (единый федеральный реестр туроператоров [6], ЕГРЮЛ/ЕГРИП [5], реестры туриндустрии Волгоградской области [1]). Полученная информация помогает будущим специалистам в сфере туризма изучать область деятельности и реализовывать компетенции, речь о которых шла выше (ОПК-1).

В 2016 году коллективом преподавателей, аспирантов и студентов кафедры «Теории и практики перевода» Волгоградского государственного университета был создан многоязычный интернет-портал «Региональный путеводитель в координатах глобализации», описывающий туристскую инфраструктуру Волгограда и Волгоградской области [4]. Интернет-портал разработан на пяти языках (русский, английский, немецкий, французский, китайский). В рамках реализации проекта были опубликованы три сборника: коллективная монография «Лингвистическая и транслатологическая логистика многоязычного туристического интернет-ресурса» [9]; русско-немецкий путеводитель «Прогулки по Волгограду» ("Spaziergänge durch Wolgograd: Stadtführer") [11]; русско-французский путеводитель «Прогулки по Волгограду» ("Tour de Volgograd") [12]. Все изданные сборники используются также в рамках изучения профессиональной иноязычной коммуникации студентами направления подготовки «Туризм».

При использовании в учебных заведениях цифровой образовательной среды обучение получает не только образовательную, но и социальную направленность, а образовательная среда вуза должна стать местом интеграции всех заинтересованных сторон глобальной цифровой образовательной среды, представляемой исследователями, консультантами-профессионалами, бизнесом и т.д. [2]. То есть формы продвижения в туризме носят не только образовательный, но и просветительский характер. Так, любой человек, даже не имеющий специального образования, используя туристские ресурсы, может узнать для себя что-то новое о любом регионе страны. Особенность информации в туризме состоит в том, что она достаточно быстро меняется, для этого необходимо поддерживать ее актуальность и достоверность, что сделать достаточно трудно, но возможно в рамках цифровой образовательной среды.

Подобные нововведения положительно влияют не только на сферу образования, в которой каждая школьная или вузовская дисциплина будет подкрепляться профессионально подготовленной, интересно

и ярко оформленной, качественной, достоверной и актуальной информацией. Для сферы туризма это также сыграет положительную роль, так как с самой школы на примерах из жизни дети будут воспитываться в рамках определенной культуры, пропагандирующей уважение и терпимость к обычаям и традициям разных стран, и, возможно, однажды это приведет к искоренению такого негативного явления, как ксенофобия. В свою очередь, люди, воспитанные в такой культуре, будут понимать, что собой представляет такое явление, как туризм, что может стать катализатором развития туризма на совершенно ином, более высоком уровне.

Список источников

1. Агентство развития туризма Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.turizm-volgograd.ru/ (дата обращения: 19.01.2019).

2. Афанасьева Г. А., Зяблов А. А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/razvitie-obrazovatelnogo-protsessa-v-novoy-tsifrovoy-srede (дата обращения: 16.01.2019).

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2018. № 3. С. 25-36.

4. Волгоградский край - территория путешествий [Электронный ресурс]. URL: https://volgaland.volsu.ru/ru (дата обращения: 19.01.2019).

5. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба Российской Федерации. URL: https://egrul.nalog. ru/index.html (дата обращения: 19.01.2019).

6. Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму (РОСТУРИЗМ). URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/gosudarstvennye-uslugi/edinyy-federalnyy-reestr-turoperatorov/ (дата обращения: 19.01.2019).

7. Крюков Д. Н. Инновационный потенциал информационной образовательной среды // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 107-111.

8. Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 11.01.2019).

9. Лингвистическая и транслатологическая логистика многоязычного туристического интернет-ресурса: коллективная монография / под общ. ред. В. А. Митягиной. Волгоград: ВолГУ, 2016. 234 с.

10. Наливалкин А. Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник Российской международной академии туризма. 2012. № 1 (4). С. 101-103.

11. Прогулки по Волгограду = Spaziergänge durch Wolgograd: путеводитель / на рус. и нем. языке; авт.-сост. Э. Ю. Новикова, Т. Ю. Махортова, А. А. Новожилова, В. А. Митягина, Х. Виснер; отв. ред. Х.-Й. Бопст. Изд-е 2-е, испр. и доп. Germersheim, 2015. 132 с.

12. Прогулки по Волгограду = Tour de Volgograd: путеводитель / на рус. и фр. языке; авт.-сост. Э. Ю. Новикова, Т. Ю. Махортова, А. А. Новожилова, В. А. Митягина, Х. Виснер; пер. С. А. Королькова. Волгоград: ВолГУ, 2016. 165 с.

13. Ромадина О. Г., Соловьева М. С. Интерактивные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 69-73.

14. Современная цифровая образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 11.01.2019).

15. http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93 (дата обращения: 11.01.2019).

16. http://fgosvo.rU/news/3/1648 (дата обращения: 11.01.2019).

17. http://fgosvo.rU/news/4/396 (дата обращения: 11.01.2019).

SOME ASPECTS OF PRACTICAL USE OF TOURISTIC INFORMATION RESOURCES

IN ELECTRONIC EDUCATION

Elokhina Aleksandra Konstantinovna

Volgograd State University alexelokhina@volsu. ru

The article reveals the content of the notion "digital educational environment" and different approaches to its definition. The author discusses the possibilities and methods of integrating touristic information resources into digital educational environment. The paper gives examples of the ways of such integration at schools and higher education institutions, and also presents the experience of lecturers at Volgograd State University on touristic information resources use in teaching bachelor degree students majoring in 43.03.02 "Tourism". The projected results of such an innovation on the part of tourism business, educational environment and society are given.

Key words and phrases: digital educational environment; informational and educational environment; forms of tourism promotion; educational resources; tourism resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.