Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗАПАСЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ХРАНЕНИЕ / LOGISTICS / LOGISTICS MANAGEMENT / AGRICULTURE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / SUPPLIES / TRANSPORT LOGISTICS / STORAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубова Ольга Геннадьевна, Карпова Анна Александровна, Досова Айжан Галимовна, Даева Татьяна Викторовна

В ходе исследования в статье рассмотрена роль, место и значение логистического менеджмента в сельском хозяйстве, выявлены особенности аграрной логистики и логистического менеджмента в деятельности современных предприятий агропромышленного комплекса. На основании теоретических обобщений и исследования практического опыта функционирования аграрных предприятий России и Волгоградской области выявлены основные проблемы широкого внедрения принципов логистики в деятельность сельхозтоваропроизводителей, рассмотрены пути повышения эффективности агропроизводства на основе взаимодействия основных логистических составляющих управления материальным потоком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубова Ольга Геннадьевна, Карпова Анна Александровна, Досова Айжан Галимовна, Даева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND TRENDS OF LOGISTICS INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN RUSSIAN AGRICULTURE

In the course of the study, the article considers the role, place and significance of logistics management in agriculture, identifies the features of agricultural logistics and logistics management in the activities of modern enterprises of the agro-industrial complex. Based on theoretical generalizations and research on the practical experience of the functioning of agricultural enterprises in Russia and the Volgograd region, the main problems of the widespread introduction of logistics principles into the activities of agricultural producers are identified, ways of increasing the efficiency of agricultural production based on the interaction of the main logistic components of material flow management are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Зубова Ольга Геннадьевна

Кандидат экономических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: oly-zubova@yandex.ru

Карпова Анна Александровна

Кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (г. Волгоград), e-mail: anna-karpova-72@mail.ru

Досова Айжан Галимовна

Кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (г. Волгоград), e-mail: aijanraskalieva@mail.ru

Даева Татьяна Викторовна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (г. Волгоград), e-mail: antoshiki@mail.ru

10.24411/2072-5833-2020-10041

Аннотация:

В ходе исследования в статье рассмотрена роль, место и значение логистического менеджмента в сельском хозяйстве, выявлены особенности аграрной логистики и логистического менеджмента в деятельности современных предприятий агропромышленного комплекса. На основании теоретических обобщений и исследования практического опыта функционирования аграрных предприятий России и Волгоградской области выявлены основные проблемы широкого внедрения принципов логистики в деятельность сельхозтоваропроизводителей, рассмотрены пути повышения эффективности агропроизводства на основе взаимодействия основных логистических составляющих управления материальным потоком.

Ключевые слова: логистика, логистический менеджмент, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, запасы, транспортная логистика, хранение.

FEATURES AND TRENDS OF LOGISTICS INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN RUSSIAN AGRICULTURE

Zubova Olga Gennadevna

Candidate of Economic of Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: oly-zubova@yandex.ru

Karpova Anna Aleksandrovna

Сandidate of Economic of Sciences, Associate Professor, University (Volgograd), e-mail: anna-karpova-72@mail.ru

Dosova Aizhan Galimovna

Candidate of Economic of Sciences, Associate Professor, University (Volgograd), e-mail: aijanraskalieva@mail.ru

Daeva Tatiana Viktorovna

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, University (Volgograd), e-mail: antoshiki@mail.ru

10.24411/2072-5833-2020-10041

Annotation:

In the course of the study, the article considers the role, place and significance of logistics management in agriculture, identifies the features of agricultural logistics and logistics management in the activities of modern enterprises of the agro-industrial complex. Based on theoretical generalizations and research on the practical experience of the functioning of agricultural enterprises in Russia and the Volgograd region, the main problems of the widespread introduction of logistics principles into the activities of agricultural producers are identified, ways of increasing the efficiency of agricultural production based on the interaction of the main logistic components of material flow management are considered.

Key words: logistics, logistics management, agriculture, agro-industrial complex, supplies, transport logistics, storage.

Введение

На сегодняшний день о проблемах в логистике агропромышленного комплекса принято много говорить, но системного решения этих вопросов нет до сих пор. Проблемы касаются всех видов логистики: логистики закупок,

Volgograd State Agrarian

Volgograd State Agrarian

Volgograd State Agrarian

производственной логистики, логистики запасов, хранения и переработки, транспортной логистики, сбытовой или распределительной логистики, сервисной, финансовой, а также информационной логистики. Но «воз и ныне там». Недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры РФ и ее регионов, несовершенство организации управления аграрного сектора наносят существенный ущерб экономике и населению, замедляя темпы импортозамещения сельскохозяйственных товаров.

Обзор литературы

Вопросы развития и особенности инфраструктуры логистики в сельском хозяйстве отражены в работах Алтухова А.И., Рахманова А.М., Дедовой О.В. Большое внимание проблемам сбытовой логистики, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции уделяется Минаковым И.А. Инновационное развитие всех секторов аграрного рынка на основе стратегического взаимодействия, используя в том числе и потенциал логистики, рассматривается Ушачевым И.Г.

Материалы и методы

В процессе исследования использовались следующие методы: статистический, монографический, расчетно-конструктивный, анализа, синтеза. Использовались документы международных организаций, данные годовой отчетности бизнес-структур по рассматриваемой проблематике.

Результаты исследования и обсуждение

Материальный поток в агропромышленном комплексе проходит все стадии производственно-хозяйственной деятельности, начиная от снабжения и транспортировки, преобразуясь на стадии производства, заканчиваясь на реализации и сбыте продукции. Исследуя опыт деятельности агропредприятий Волгоградской области в последние двадцать лет, видим, что эти логистические активности были и остаются отдельными, не связанными друг с другом процессами. Сельхозтоваропроизводители не согласуют и не связывают между собой потребности и емкость рынка, мощности и реальные возможности агропроизводства, не стремятся объединить свои усилия в единый интегрированный потоковый процесс, когда производство начинается с изучения потребностей рынка, возможностей использования и преобразования действующейснабженческой,информационно-транспортной,складской,торгово-сбытовой инфраструктур. Россия стоит в самом начале развития логистического менеджмента, особенно это касается бизнеса в сфере АПК. Здесь не обойтись без помощи федеральных органов власти. Существующие программы обновления основных фондов в сельском хозяйстве на основе агролизинга, субсидирование процентной ставки по кредитам, поддержка предпринимательства с помощью грантовой деятельности, возмещение части прямых затрат на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции, участие в нацпроектах по повышению производительности труда, развитию цифровой экономики и росту экспорта призваны обозначить точки роста, стимулировать отдельные

предпринимательские активности.

Многое уже сделано с привлечением передового зарубежного опыта. Пример тому - внедрение логистической системы бережливого производства в овощеводстве Среднеахтубинского района, в молочном производстве Калачевского района. Результаты поразительны - урожайность овощей закрытого грунта повысилась в два раза [1], надои и качество молока также самые высокие по области. Концепция интегрированной логистики предполагает объединение целей всех участников логистической цепи - как предприятий бизнеса, так и органов власти - на основе государственно-частного партнёрства [2].

Логистический менеджмент в агропроизводстве реализуется через системное взаимодействие контролирующих государственных органов, товарно-проводящих сетей, посредством уровня развития 1Т-технологий. Такое взаимодействие в международной практике оценивается раз в два года Всемирным банком с помощью интегрального индекса эффективности логистики (ЬР1), который включает в себя экспертную оценку оперативности и слаженности работы таможни, качества сбытовой и транспортной инфраструктуры, уровня международных перевозок, качества услуг экспедирования и сопровождения грузов, надёжности поставок и качества логистических услуг на национальном рынке (табл. 1).

Таблица 1

Индекс эффективности логистики в странах СНГ, Прибалтики и Польше за 2007-2018 гг. [2]

2007 г. 2010 г 2012 г 2014 г 2016 г 2018 г.

индекс ЬРТ место в рейтинге ЬРТ индекс ЬРТ место в рейтинге ЬРТ индекс ЬРТ место в рейтинге ЬРТ индекс ЬРТ место в рейтинге ЬРТ индекс ЬРТ место в рейтинге ЬРТ индекс ЬРТ место в рейтинге ЬРТ

Польша 3,04 40 3,44 30 3,43 30 3,49 31 3,34 33 3,54 28

Эстония 2,95 47 3,16 43 2,86 65 3,35 39 3,36 38 3,31 36

Литва 2,78 58 3,13 45 2,95 58 3,18 46 3,63 29 3,02 54

Украина 2,55 73 2,57 102 2,85 66 2,98 61 2,74 80 2,83 66

Латвия 3,02 42 3,25 37 2,78 76 3,4 36 3,33 43 2,81 70

Казахстан 2,12 133 2,83 62 2,69 86 2,7 88 2,75 77 2,81 71

Россия 2,37 99 2,61 94 2,58 95 2,69 90 2,57 99 2,76 75

Армения 2,14 131 2,52 111 2,56 100 2,67 92 2,21 141 2,61 92

Узбекистан 2,16 129 2,79 68 2,46 117 2,39 129 2,4 118 2,58 99

Беларусь 2,53 74 — — 2,61 91 2,64 99 2,4 120 2,57 103

Киргизия 2,35 103 2,62 91 2,35 130 2,21 149 2,16 146 2,55 108

Молдова 2,31 106 2,57 104 2,33 132 2,65 94 2,61 93 2,46 116

Туркменистан - - 2,49 114 — — 2,30 140 2,21 140 2,41 126

В 2018 г. Россия добилась определенного прогресса в улучшении логистической инфраструктуры, по мнению экспертов Всемирного банка, перейдя с 99 на 75 место в мире, но при этом оказалась позади таких соперниц, как Эстония (36-е место), Литва (54-е), Украина (66-е), Латвия (70-е) и Казахстан (71-е) [3].

Данный показатель подвергается сомнению в нашей стране, поскольку при расчете коэффициента определяющим является результат исследования опроса крупных международных логистических операторов, а мнение логистических потребителей не учитывается. Не ведется учет особенностей страны, таких, как площадь территории, климатические и географические зоны, выход к морю, плотность населения и т.д.

Исследователи не могут четко объяснить резкие взлеты и падения одних стран в этом рейтинге, не знают, как обосновать стагнацию других стран на фоне увеличивающегося в них финансирования развития логистической системы. И все же при всех минусах этой методики ситуация красноречива: логистическая инфраструктура в Российской Федерации не развита, существуют проблемы качества автомобильных дорог, состояния машинно-тракторного парка, технического сервиса и авторемонта, услуг по хранению сельскохозяйственной продукции, страхования грузов, уровня владения ^-технологиями, транзитной пропускной способности [4].

В целях совершенствования логистической инфраструктуры Правительство РФ в марте 2020 года разработало проект Транспортной стратегии до 2035 года, результатом реализации которой должно стать улучшение транспортной доступности отдаленных территорий, рост грузооборота на дальние расстояния, повышение безопасности на дорогах, сокращение периода доставки, повышение эффективности управления перевозками грузов, создание разветвленной системы логистических операторов, конкурентоспособных на международном уровне. На результативность производственного процесса в сельском хозяйстве напрямую влияет не только уровень развития транспортной составляющей логистики, но и оптимальный состав и структура производственных запасов, которые образуются на всем протяжении логистической цепи.

Сложность управления запасами в агропроизводстве заключается в том, что требуемый объем запасов сам по себе привлекает немалые оборотные средства, да и поддержание их потребительной стоимости также увеличивает затраты на хранение, переработку и консолидацию материального потока [5].

Процесс формирования и управления запасами в сельском хозяйстве обусловлен следующими факторами:

- избегание или снижение материальных, временных, финансовых потерь, которые в соответствии с концепцией бережливого производства называют мудами (это ликвидация технологических простоев, потери в результате хранения, транспортировки, неубранный вовремя урожай; например, в среднем

по оценкам специалистов, в растениеводстве теряется около 20 % урожая);

- синхронизация и равномерное распределение производственных и обеспечивающих процессов (этому способствует своевременное планирование потребностей в кормах, химикатов, семян, горюче-смазочных материалов, комплектующих для машинно-тракторного парка);

- биологическое происхождение отдельных видов запасов (животные на выращивании и откорме) обуславливают невозможность оставить животных на длительное хранение без оказания ветеринарной помощи, кормов, специальных условий содержания);

- влияние фактора сезонности (обеспечение большими складскими помещениями на кратковременный период во время сева / уборки урожая или период воспроизводства маточного поголовья);

- сглаживание сезонных колебаний цен с помощью создания страховых и сезонных запасов, создание дополнительных мест хранения запасов, что влечет за собой удорожание затрат на создание запасов;

- сырьевой характер запасов в растениеводстве, отсутствие звена переработки, в результате чего теряется часть прибыли на пути движения растениеводческой продукции к конечному потребителю;

- быстрая отдача вложенных средств в отдельные виды деятельности (выращивание птиц и свиней на откорм, тепличное хозяйство при благоприятных условиях позволяет получить возврат денежных средств уже через два-три месяца);

- зависимость биологических запасов от природных эпизоотических факторов (в 2019 году в области произведено 225 тыс. тонн скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий, что составляет 100% к плановому значению показателя и 99,7% к уровню прошлого года. Уменьшение данного показателя по сравнению с прошлым годом обусловлено приостановкой производства ООО «Фрегат-Юг» - одного из крупных птицеводческих предприятий региона, а также в связи неблагоприятной эпизоотической обстановкой, вызванной заболеванием животных - африканская чума свиней).

Специфичность сельского хозяйства оказывает свое влияние на оборачиваемость товарных запасов [6]. Выручка предприятий, занятых в отрасли животноводства, формируется круглогодично, а предприятий, занятых в растениеводстве - сезонно после сбора урожая. Диспаритет цен и НДС на большинство материалов, комплектующих, химических средств промышленных поставщиков по сравнению с ценами и НДС сельхозтоваропроизводителей также негативно влияет на эффективность управления товарными запасами. Риск порчи биологических запасов, неравномерность использования, многообразие производственных запасов (текущие, срочные, несрочные, сезонные, страховые и т.д.) усложняет разработку стратегии управления с использованием новейших подходов с применением 1Т-технологий. От эффективного объема имеющихся в наличии запасов зависит размер затрат, связанных не только с их владением, но

и хранением.

В логистике хранения наиболее показательна ситуация с хранением зерна, экспорт которого вырос в 2016-2019 гг. по сравнению с 2001-2005 гг. с 9,4 млн до 42,8 млн т, или в 4,6 раза, при этом удельный вес экспорта зерна в объеме его производства достиг 34,9% [7].

Состояние материально-технической базы хранения зерна характеризуется разнонаправленным движением качественных и количественных показателей. Общий объем емкостей хранения зерна покрывает с избытком объем произведенной продукции в лучшие урожайные годы. Но качественное состояние зернохранилищ, их не всегда рациональное размещение по стране создают трудности для товародвижения зерновой продукции. Основная часть элеваторов имеют 70-80% износа оборудования, находятся в частных руках, поэтому вынуждены поднимать цену на свои услуги, что, в свою очередь, обеспечивает отток потенциальных потребителей. В результате мощности не заполняются, снижается эффективность их использования. Это снова ведет к росту тарифов на услуги элеваторов. В результате сельхозтоваропроизводители либо продают зерно в период уборки урожая по низким ценам, либо, в целях продажи зерна не в уборочную страду, а чуть позже, по мере роста цен на свою продукцию, вынуждены хранить зерно в неприспособленных складских помещениях, где зерно утрачивает свои качественные и количественные характеристики. Замкнутый круг.

Относительно высокие инфраструктурные и логистические издержки и длительные срокидоставки зерновыхгрузов связаны,вчастности, снеразвитостью производственной и транспортно-логистической инфраструктуры, значительной удаленностью ряда крупных регионов производства товарного зерна от рынков его сбыта, несовершенством управления зерновыми товарными потоками. Поэтому затраты в расчете на тонну российского зерна при его перевалке по-прежнему в 3-5 и более раз выше по сравнению с основными странами-экспортерами зерна и являются одними из самых высоких в мире [8].

Ниже представлены расчеты доходности экспортных перевозок в направлении основного российского экспортного порта Новороссийск (табл. 2).

Данные таблицы 2 показывают, что в Южном, Центральном, Поволжском федеральных округах перевозка пшеницы окупается. Экспорт из Сибирского федерального округа может быть в зоне окупаемости только с учетом субсидирования тарифов на железнодорожные перевозки.

Таблица 2

Расчеты доходности экспортных перевозок пшеницы в порт Новороссийск, без НДС, руб./т [8]

Регион Текущая цена пшеницы Затраты на логистику (элеватор, железнодорожная перевозка, портовые сборы) Расчетная цена FOB (на борту судна) Текущая цена FOB долл./т Доходность, долл./т

Ставрополь 11 900 2 334 14 234 14 249 15

Ростов 11 800 2 334 14 134 14 249 115

Воронеж 11 000 2 836 13 836 14 249 413

Курск 10 900 3023 13 923 14 249 326

Липецк 10 900 3063 13 963 14 249 286

Волгоград 11 000 3070 14 070 14 249 179

Саратов 10 750 3473 14 223 14 249 26

Омск 10 000 4340 14 360 14 249 -111

Новосибирск 9 800 4518 14 318 14 249 -69

Необходимость повышения эффективности логистических грузоперевозок, стимулирование внутреннего потребления, развитие экспорта продукции и построение платформ, обеспечивающих сквозные цифровые решения, для формирования добавленной стоимости и обеспечения конкурентоспособности агропромышленного комплекса предусматривает внедрение и развитие информационной логистики на основе цифровизации [9]. В целом можно выделить три этапа развития и внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве:

Пилотные технологии: с середины 2000-х годов начинают внедряться технологии геопозиционирования, мониторинга состояния сельскохозяйственной техники и др.

Насыщение рынка: в настоящее время количество цифровых технологий и отраслевых стандартов в сельском хозяйстве достигло критической массы. Практически все производители техники, включая компании из Китая и Индии, предлагают собственные программы и решения, оптимизирующие применение их машин и оборудования. Существует несколько решений, связанных с точным земледелием. Предлагаются самые различные варианты использования геоданных для прогнозирования урожая, оптимизации сельхозработ, управления логистикой и т.д. Дополнительное давление на пользователя оказывает приход нового поколения агротехнологий - интернета вещей и блокчейна [10].

Интеграция - ключевой тренд будущего: лидером в цифровизации сельского хозяйства станут компании, которые смогут предложить единые стандарты и решения, объединяющие существующие наработки в области цифровых агротехнологий и снимающие проблему выбора и сопутствующие риски.

Возможное решение проблемы развития цифровых технологий в мировом сельском хозяйстве лежит в области создания интегрированных облачных сервисов. Такие сервисы возьмут на себя получение данных от цифровых

блоков сельскохозяйственного оборудования и обеспечат совместимость разных форматов и протоколов. Кроме того, единый сервис может обеспечить максимально эффективное использование данных, которые полезны сразу всем сельскохозяйственным компаниям целого региона - дистанционное зондирование земли, гиперспектральная аэрофотосъёмка, данные прогноза погоды [11].

Дополнительным преимуществом такого облачного сервиса будет маркетинговая и логистическая поддержка аграриев. Доступ к информации снизит риски перепроизводства сельскохозяйственных культур, даст возможность доступа к реальным ценам на агропродукцию и снизит потери на услуги посредников, упростит построение транспортных цепочек.

Понимая важность происходящих изменений, мировое сообщество вложило более 10 млрд рублей в развитие международных цифровых технологий в сфере сельскохозяйственного производства, на этом фоне 1,5% - такова доля вложений РФ в эту сферу, демонстрирует не только техническое, но и технологическое отставание от развитых стран. В сельском хозяйстве эта цифра еще меньше [12].

На сегодняшний момент решение проблем развития информационной логистики в АПК сдерживается по многим причинам. Это недостаточный уровень квалификации кадров агробизнеса, инертность руководителей сельхозпредприятий, недоступность интернета в сельской местности, высокие затраты на внедрение информационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Для развития логистической инфраструктуры в российском сельском хозяйстве нужно руководствоваться следующими положениями:

- материально-техническая база хранения зерна должна быть оптимизирована по качественным и количественным показателям;

- запасы в сельском хозяйстве специфичны, требуют повышенного внимания к формированию объемов всех видов запасов для обеспечения непрерывного функционирования производственного процесса [13];

- информационно-транспортное обеспечение логистики и состояние автомобильных дорог является приоритетным направлением роста эффективности логистических услуг.

На основе исследования можно сделать вывод о том, что ускорение внедрения принципов и методов логистического менеджмента становится объективной необходимостью для организаций бизнеса в сфере АПК, желающих успешно конкурировать не только на национальном, но и на международном рынке сельхозтоваропроизводителей. [14]. Только системное и совместное видение решения данной проблемы между агробизнесом и государством создаст условия для своевременного улучшения информационно-транспортной инфраструктуры логистики, позволит повысить инвестиционную привлекательность АПК страны для крупных инвесторов, наладит бесперебойное движение материального потока сельскохозяйственной продукции, сгладит сезонность производственного процесса, оптимизирует систему управления

запасами, приблизит агропроизвозводителя к системе реализации товара, что будет способствовать общему росту уровня рентабельности производства в сельском хозяйстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности и тенденции развития российского рынка овощей защищенного грунта / О.Г. Зубова, А. А. Карпова, Т. В. Даева, А. Г. Досова // Бизнес. Образование. Право. 2020. - Выпуск № 2 (51). - С. 84-88.

2. Балашова Н.Н., Гончарова И.А., Карпова А.А. Использование логистического подхода для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций // Научное обозрение: теория и практика. -2016. - № 5. - С. 83-97.

3. Всемирный банк: официальный сайт. - URL: https://lpi.worldbank.org/ international/global (дата обращения: 16.10.2020).

4. Попова Л.В., Досова А.Г. Воспроизводство машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве Волгоградской области: проблемы и тенденции // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. - 2017. - № 3 (47). - С. 274-281.

5. Дедова О.В., Ковалева Н.Н., Ермакова Л.В. и др. Управление производственными запасами в организациях АПК // АПК: Экономика, управление. - 2019. - № 1. - С. 15-25.

6. Попова Л.В., Коробейников Д.А., Коробейникова О.М. Методика анализа материально-производственных запасов организаций АПК // Научное обозрение. - 2016. - № 7. - С. 117.

7. Алтухов А.И. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения экспортных поставок российского зерна // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2020. - № 8. - С. 2-9.

8. Овчинников А.С., Иванова Н.В., Балашова Н.Н. Потенциал развития экспорта зернобобовой продукции Волгоградской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 1. - С. 25-32.

9. Рахманов А.М. Транспортно-логистические особенности российского экспорта продукции АПК // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 8. - С. 107-115.

10. Попова Л.В., Гурнович Т.Г., Досова А.Г. Воспроизводство основных фондов в сельском хозяйстве: причины нестабильности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2017. - № 2 (200). - С.

96-104.

11. Попова Л.В. Кошкарев И.А., Лата М.С. и др. Инновации как фактор роста малого агробизнеса в условиях цифровой экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2018. - № 4 (230). - С. 127-133.

12. Жилина В.И., Досова А.Г. Производственная логистика: учебное пособие [для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент»)] / Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. - 112 с.

13. Немченко А.В., Дугина Т.А., Лихолетов Е.А. Цифровизация как приоритетное направления экономического развития аграрного производства // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 4. - С. 118-123.

14. Popova L.V., Dugina T.A., Panova N.S., Dosova A.G., Skiter N.N. New forms of state support for the agro-industrial complex in the conditions of digital economy as a basis of food security provision // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Т. 622. - С. 681-687.

REFERENCES

1. Features and development trends of the Russian market of protected ground vegetables / O. G. Zubova, A. A. Karpova, T. V. Daeva, A. G. Dosova // Business. Education. Right. 2020. - Issue # 2 (51). - Pp. 84-88.

2. Balashova N.N., Goncharova I.A., Karpova A.A. Using a logistics approach to ensure the competitiveness of agricultural organizations // Scientific review: theory and practice. 2016. No. 5. Page 83-97.

3. World Bank: official website. URL: https://lpi.worldbank.org/international/ global

4. Popova L.V., Dosova A.G. Reproduction of the machinery and tractor park in the agriculture of Volgograd region: problems and trends // Izvestia of the Nizhny Volga agricultural university complex: science and higher vocational education. 2017. No. 3 (47). - Page 274-281.

5. Dedova O.V., Kovaleva N.N., Ermakova L.V., etc. Management of production reserves in APC organizations / APC: Economy, management. 2019. No. 1. Page 1525.

6. Popova L.V., Korobeinnikov D.A., Korobeynikova O.M. Method of analysis of the material and production reserves of APC organizations / Scientific review. 2016. No. 7. Page. 117-128.

7. Altukhov A.I. Development of infrastructure and logistics supply of Russian

grain exports / Economy of agricultural and processing plants. 2020. No. 8. Page 2-9.

8. Ovchinnikov A.S., Ivanova N.V., Balashova N.N. The potential for export of pulse products in the Volgograd region // The economy of agricultural and processing plants. 2019. No. 1. Page 25-32.

9. Rahmanov A.M. Transport and logistics features of Russian exports of APC products // The russian agricultural economy. 2020. No. 8. Page 107-115.

10. Popova L.V., Gurnovich T.G., Dosova A.G. Reproduction of fixed assets in agriculture: causes of instability // Herald of Adygea State University. Episode 5: The Economy. 2017. No. 2 (200). Page 96-104.

11. Popova L.V. Koshkarev I.A., Lata M.S., etc. Innovation as a growth factor for small agribusiness in the digital economy // Herald of Adygea State University. Episode 5: The Economy. 2018. No. 4 (230). Page 127-133.

12. Zhilina V.I., Dosova A.G. Manufacturing logistics: training manual [for students studying in the direction of training 080200 «Management» (profile «Manufacturing management»)] / Volgograd: Volgograd GAU, 2014. 112 pages.

13. Nemchenko A.V., Dugina T.A., Liholetov E.A. Digitalization as a priority for the economic development of agricultural production // Herald of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No.4. Page 118-123.

14. Popova L.V., Dugina T.A., Panova N.S., Dosova A.G., Skiter N.N. New forms of state support for the agro-industrial complex in the conditions of digital economy as a basis of food security provision // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. T. 622. Page 681-687.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.