DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-37-43 УДК 340
И.Н. Правкина
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение: правовая культура — сложное правовое явление, определяющее качественное состояние правовой жизни общества на текущем историческом этапе, а также степень развития правотворческой, правореализационной и правоприменительной практики. В связи с этим рассмотрение особенностей и тенденций изменения российской правовой культуры в современных условиях представляет чрезвычайную значимость. Цель — определить основные тенденции изменения российской правовой культуры в современных условиях, а также уточнить особенности правовой культуры как исторически сложившейся системы правовых ценностей, отражающих качественное состояние правовой системы и уровень правового развития современного общества. Методологическая основа: анализ проблем, поставленных в статье, осуществляется, прежде всего, на основе слож-носоставной методологии, включающей компоненты социологического, аксиологического и формально-юридического подходов. Результаты: определены сущность и содержание понятия «правовая культура»; выявлены архетипы правовой культуры, отражающиеся не только в глубинных слоях правового сознания, но и в правовой практике и правовых отношениях; обозначены общие тенденции изменения правовой культуры российского общества. Выводы: правовая культура в современных условиях приобретает двойственный и противоречивый характер, с одной стороны, оказывает деструктивное влияние на развитие системы правового регулирования общественных отношений, с другой, выступает в качестве источника развития современного права и правовой практики.
Ключевые слова: правовая культура, архетипы правовой культуры, тенденции развития, гражданское общество, либерально-консервативная идеология.
I.N. Pravkina
PECULIARITIES AND TRENDS OF THE RUSSIAN LEGAL CULTURE IN MODERN CONDITIONS
Background: legal culture is a complex legal phenomenon that determines the qualitative state of the legal life of society at the current historical stage, as well as the degree of development of law-making, law-implementation and law-enforcement practice. In this regard, the consideration of features and trends of changes in the Russian legal culture in modern conditions is extremely important. Objective — to identify the main trends in the Russian legal culture in modern conditions, as well as to clarify the features of legal culture as a historically established system of legal values that reflect
© Правкина Ирина Николаевна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин (Московская академия Следственного комитета Российской Федерации); е-mail: pravkinairina@yandex.ru © Pravkina Irina Nikolaevna, 2023
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of State and Legal Disciplines (Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation) 37
the qualitative state of the legal system and the level of legal development of modern society. Methodology: the analysis of the problems posed in the article is carried out primarily on the basis of a complex methodology that includes components of sociological, axiological and formal legal approaches. Results: the essence and content of the concept of "legal culture" are defined; archetypes of legal culture reflected not only in the deep layers of legal consciousness, but also in legal practice and legal relations are identified; general trends of changes in the legal culture of Russian society are outlined. Conclusions: legal culture in modern conditions acquires a dual and contradictory character, which, on the one hand, has a destructive effect on the development of the system of legal regulation of public relations, on the other, acts as a source of development of modern law and legal practice.
Keywords: legal culture, archetypes of legal culture, development trends, civil society, liberal-conservative ideology.
Правовая культура представляет собой сложное, многоаспектное явление, отражающее не только накопленный культурно-правовой опыт, но и соответствующее историческому моменту качественное состояние государства и общества. В ней отображаются и особенности исторического развития национальной правовой системы, и те государственно-правовые явления, которые определяют специфику жизни общества на данном этапе его существования. В связи с этим интересным представляется рассмотреть вопрос о том, какими особенностями и тенденциями характеризуется изменение российской правовой культуры в современных условиях высокого динамизма общественной жизни. т В ситуации изменения парадигмы современной отечественной правовой тео-
3 рии прежде всего требуется уточнить, что собой представляет правовая культура, й каким содержанием наполняется соответствующее понятие. ^ По справедливому замечанию В.М. Макеева и А.А. Сафронова, на основе
| дефиниции правовой культуры сформировалось определение социалистиче-| ской правовой культуры, выработанное в отечественной юридической науке I в 1960-1980-е гг. и существенным образом отличающееся от современной ее
го
'§ интерпретации [1, с. 22]. Необходимо отметить, что в условиях преодоления
¥ узконормативного подхода к объяснению природы и сущности государственно-
| правовых явлений возможными становятся отказ от интерпретации правовой
® культуры в контексте позитивистских догм и ее исследование с применением
§ сложносоставной методологии, базовым компонентом которой выступает акси-
й ологический подход. Результатом применения такой методологии в отечествен-
| ной правовой науке становится более полное и всестороннее описание правовой
I культуры, охватывающее аксиологические, философские, исторические и иные
I аспекты ее содержания. Таким образом, складывается целостное представление
со
й о структурно-содержательных и функциональных особенностях правовой куль-<з туры, а также факторах, влияющих на ее состояние.
1 Так, В.Н. Кудрявцев полагает, что «правовая культура ориентирована обще-
го ством на формирование и развитие правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения, и деятельности в правовой сфере» [2, с. 120-121]. В данном определении правовая культура выступает в качестве социального явления, отражающего аксиологические свойства правовой реальности. Ценностный компонент, положенный в основу правовых знаний, умений и навыков социальных акторов, признается базовым фундаментом 38 правовой культуры общества, определяющим уровень его правосознания, ха-
рактер правового воспитания, а также обусловливающим мотивы правомерного поведения.
Л.А. Петручак полагает, что «правовая культура способствует реализации в обществе принципов законности и правопорядка, созданию атмосферы, в которой каждый человек защищен от произвола и может свободно реализовать свои творческие способности и идеалы» [3]. Указанное определение отражает функциональные особенности правовой культуры и ее значимость не только в теоретическом, но и практическом плане.
М.Н. Марченко рассматривает правовую культуру личности и общества в качестве «одной из важнейших человеческих ценностей, как форму реализации субстанциальной свободы личности и общества» [4, с. 512]. Ценность правовой культуры заключается не только в возможности преобразования системы действующего законодательства, совершенствования инструментов подготовки качественных нормативных правовых актов, практики их реализации, но и в создании эффективного механизма юридической защищенности прав и свобод человека, а также в ее способности формировать стратегии правомерного поведения в соответствии с предписаниями собственного разума.
По мнению А.С. Автономова, «правовая культура формируется и развивается в конкретно-исторических условиях и, с одной стороны, опирается на право, выступая в качестве одного из правовых явлений (следовательно, существование права является обязательной предпосылкой существования правовой культуры), а с другой — является фактором обеспечения права, поскольку любые нормы, не соответствующие господствующим в обществе ценностям и преобладающим образцам (моделям) поведения, окажутся недействующими: либо они будут игнорироваться и не выполняться, либо их постараются приспособить к ценностям т и моделям поведения путем толкования, правоприменительной практики и т.д. | (но содержательно в результате этого нормы уже будут другими), либо нормы р
а
будут изменены или отменены» [5, с. 9]. В данном случае исследователь обращает в
с
внимание на то, что формирование и развитие правовой культуры не является | исключительно результатом действия права. Ценностные установки личности у и модели его поведения могут формироваться и за пределами правового про- р
п
странства, несмотря на то, что они выступают в качестве чрезвычайно значимых е
индикаторов правовой культуры современного общества. Однако, необходимо й
отметить, что преобразования, происходящие в поведенческих установках р
индивидов, а также трансформация ценностных ориентаций в общественном Ч
сознании являются необходимыми условиями изменений духовных и матери- о
альных компонентов правовой культуры. К
Проведенный анализ подтверждает, что правовая культура — это сложная е
система, содержащая накопленный правовой опыт, достигнутый обществом уро- |
вень правового развития. Правовая культура отражает качественное состояние ¡5
правовой жизни общества на текущем историческом этапе, степень развития (5
правотворческой, правореализационной и правоприменительной практики, ~
особенности правосознания социальных акторов. Это означает, что правовая 33 культура представляет собой систему ценностей, претерпевающую медленное изменение по мере того, как происходит существенная трансформация социальных, экономических и политических условий, составляющих среду, «питающую» право как систему норм, правовую практику, а также правосознание общества.
Вместе с тем каждая правовая культура — и российская правовая культура
в этом плане не исключение — обладает своим уникальным культурно-генети- 39
ческим кодом, который базируется на историческом опыте и на протяжении столетий воспроизводится в правосознании общества, определяя стратегические ориентиры его развития. Формирование культурно-генетического кода — сложный и длительный процесс, опосредованный факторами как внутреннего, так и внешнего характера, и этот код не претерпевает трансформацию под влиянием среды права.
С одной стороны, в культурной памяти народа прошлое постоянно подвергается пересмотру, селекции событий, процессов, явлений, которые переходят на наиболее глубинный уровень общественного подсознания и при определенных условиях могут быть экстрагированы. С другой стороны, изменения культурно-генетического кода не происходит, пока культура сохраняется и передается от поколения к поколению. Таким образом, состояние правовой культуры определяется динамикой правовой жизни общества, изменениями, которые обнаруживаются в механизме функционирования государства, и теми архетипами, которые составляют неизменное ядро правовой культуры и стабилизируют все другие ее составляющие.
Принимая во внимание изложенное, можно утверждать: несмотря на то, что некоторые исследователи отечественной правовой теории рассматривают правовую культуру как статичное, неизменное явление, систему накопленных правовых ценностей и знаний, в действительности она меняется вслед за правовым развитием самого общества, его права и правосознания.
Необходимо обратить внимание на то, что в условиях модернизации современного общества российская правовая культура сохраняет свое архетипическое своеобразие.
о Архетипом правовой культуры выступает правовой идеал, сформировавшийся
¿г на основе правового, нравственного, религиозного опыта народа и отражающий ~ исторически сложившуюся систему правосознания, правового менталитета, г системообразующих принципов и правовых идей, а также моделей правового | поведения. В связи с этим правовые архетипы рассматриваются как ядро право-| вой культуры, обусловливающее ее неповторимость, своеобразие, сохранение £ культурно-национальной идентичности народа, особенностей стиля правового | мышления, национального правосознания.
| Для российского общества основными архетипами правовой культуры оста-
<2 ются соборность, порядок, справедливость, служение, покорность, патриархаль-° ность, коллективность, патриотизм и патернализм. Данные правовые архети-« пы, определяя самобытность национальной правовой культуры, находят свое | отражение не только в глубинных слоях правового сознания, но и в правовой | практике и правовых отношениях.
Поскольку особенности восприятия массовым правосознанием правовых яв-
0 лений и процессов, интериоризации правовых знаний и воплощения ценностей Л и норм в модели правомерного поведения общества на практике зависят от тех
1 архетипов, которые составляют ядро правовой культуры, особенности изменения | российской правовой культуры напрямую связаны с ее ментальными характеристиками. Среди прочего последними определяется и то, какими тенденциями сегодня характеризуется изменение правовой культуры российского общества.
К числу наиболее значимых тенденций изменения правовой культуры в современных условиях можно отнести следующие.
1. Трансформация правовой культуры в наибольшей мере определяется сфор-40 мировавшимся ценностно-нормативным строем правосознания современного
общества, а также идеологией государства. Поэтому, с одной стороны, особенности российской правовой культуры определяются чувствами, взглядами, эмоциями, представлениями о праве, правовых явлениях общественной жизни и правовой действительности, и с этой точки зрения российская правовая культура есть продукт историко-культурного развития народа, с другой стороны, правовая культура — компонент национальной правовой системы, на изменение которой, кроме всего прочего, ощутимое влияет фактор идеологического характера. Несмотря на значимость последнего, правосознание современного российского общества воспроизводит те ценности и установки, которые органично сочетаются с архетипами правовой культуры.
2. Изменение правовой культуры современного российского общества происходит под влиянием либерально-консервативной идеологии. В условиях самобытности исторического развития российского общества возникает необходимость в таком качественном преобразовании правовой действительности, которое обеспечивает сохранение государственности и укрепление государственной власти, а также расширение прав и свобод граждан в экономической, политической, культурной и иных сферах жизни общества.
Адаптируясь к особенностям российской политико-правовой действительности, идеи либерального консерватизма воплощаются в поэтапном реформировании отдельных звеньев общественной жизни. Причем такое преобразование обеспечивается участием сильного государства, способного предупредить радикализацию массового сознания, проявляющуюся в формировании деструктивного общественного мнения по вопросам реализации правовой политики государства, практики выявления коррупциогенных факторов, справедливости, равенства в современном обществе, а также порядка взаимодействия общества с органами т государственной власти. |
В„ 1> СС
связи с этим одним из приоритетных направлений государственной поли- р
а
тики, обеспечивающей совершенствование правовой культуры современного в
с
общества, выступает повышение уровня правовой грамотности, правосознания |
граждан, а также преодоление негативных проявлений правового нигилизма. у
В рамках реализации данного стратегического курса, во-первых, создаются с
благоприятные условия для реализации гражданами своих прав и свобод, а так- н
же эффективной защиты последних, во-вторых, совершенствуются механизмы |
оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам, р
а также оказания содействия гражданам в получении государственных и му- Ч
ниципальных услуг, в-третьих, организуется и осуществляется мониторинг о
действующего законодательства и правоприменительной практики в целях К
выявления противоречий, пробелов или квалифицированного молчания законо- е
дателя, в-четвертых, обеспечивается повышение качества юридической техники |
в нормотворческом процессе в целях обеспечения доступности правового инфор- ¡5
мирования граждан, и, в-пятых, осуществляется мониторинг информационных (5
ресурсов сети Интернет, обеспечивается выявление и устранение информации, ~
деструктивным образом влияющей на сознание граждан и их поведение. 33
3. Изменение правовой культуры происходит одновременно с изменением гражданского общества и носит взаимообусловленный характер. Необходимо отметить, что без суверенного, сильного, экономически свободного, самостоятельного гражданского общества вести речь о развитии правовой культуры не представляется возможным. В свою очередь правовая культура выступает формой гармоничного развития гражданского общества и совершенствования 41
его институтов, аккумулирует накопленные обществом правовые ценности и ретранслирует их на различные сферы общественных отношений.
В настоящее время изменение правовой культуры сопровождается созданием и поддержкой институтов гражданского общества, обеспечением прав и свобод человека и гражданина и созданием механизмов их эффективной защиты, умеренным контролем над средствами массовой информации, реализацией основных направлений развития механизмов местного самоуправления, созданием благоприятных условий для выражения национальной идентичности и др.
В связи с этим укрепление основ гражданского общества признается приоритетным национальным интересом Российского государства, реализация которого позволит обеспечить, во-первых, стратегическую стабильность в обществе как один из показателей правовой культуры, во-вторых, повышение правовой активности граждан, культивирование чувства законности, справедливости и правопорядка и активизацию правового поведения, выражающегося в борьбе за свои права с нарушениями законности и правопорядка.
4. Преобразование правовой культуры общества в современных условиях определяется тенденциями развития современного государства. Происходящие в настоящее время трансформации в правовой системе современного общества являются не только результатом внутренней и внешней правовой политики, реализуемой государством, но и определяются расстановкой сил на международной арене, а также характером международных конфликтов и возникающих противоречий межгосударственного характера. Необходимо отметить, что в современных условиях обострение международной обстановки оказывает существенное влияние на развитие Российского государства. В условиях вынужденного изо-й ляционизма Российского государства возникает необходимость больше внимает' ния уделять национальной идеи и правовой идеологии современного общества. ™ Прочным фундаментом, на котором зиждется Российское государство, выступает
01
? идея патриотизма, выражающаяся в уважении к духовно-нравственным цен-
1 ностям народа, отечественной истории, традициям, обычаям и национальной | культуре. Данная национальная идея — часть правовой культуры современного
общества и отражает ее содержательные особенности.
й 5. Как полагает Р.А. Ромашов, «национальная правовая культура современной
| России, представляет собой сложную систему норм, институтов, общественных
® отношений, в которых, с одной стороны, проявляется стремление государства
§ и общества идентифицировать себя в качестве носителей европейской правовой
£ традиции и страны, ориентированной на общечеловеческие правовые ценности.
| С другой стороны, в последнее время явственно обозначилась тенденция "изо-
2 ляции" России от западного мира, а значит и от западной культуры, что, в свою § очередь, обусловливает все большую степень закрытости российского правового
1С
й пространства от влияния международного и европейского права» [6, с. 51]. Та-
<3 ким образом, сохранение национального самосознания, идентичности, защита
| духовно-нравственных и правовых ценностей и исторической памяти россий-
и
т ского народа выступают еще одной значимой тенденцией изменения правовой культуры современного российского общества.
В заключение сказанного резюмируем.
1. Правовая культура — это сложное системное образование, коренная трансформация которого невозможна, несмотря на модернизацию права и правовой практики и появление новых парадигм развития современного государства. 42 Изменения, обнаруживаемые в отечественной правовой культуре, являются
результатом такого приращения правовых знании и ценностей, при котором ядро правовой культуры остается неизменным.
2. Правовая культура российского общества в современных условиях приобретает двойственный и внутренне противоречивый характер. С одной стороны, для российской правовой культуры исторически характерна ориентация на коллективизм, общинность, с другой стороны, в современных условиях человек признается высшей ценностью, актуализируется идея расширения прав и свобод человека, признается и стимулируется развитие гражданского общества. Кроме того, российская правовая культура в силу специфики ее архетипов традиционно характеризуется неразрывной связью с моральной культурой, однако в современных условиях право переплетается с идеологией, следовательно, правовая культура оказывается тесно связанной с политической культурой, что способствует ослаблению ее связи с моральной культурой.
3. Двойственность правовой культуры, с одной стороны, представляет собой негативное явление, так как обусловливает дезориентацию сознания ее носителей, дестабилизирует систему правового регулирования и негативно сказывается на состоянии законности и правопорядка. С другой, она одновременно может оцениваться и как позитивный факт, так как существующие противоречия становятся источником развития права, правовой практики и правосознания, обновление которых в современных условиях является чрезвычайно значимым.
Библиографический список
1. Макеев В.В., Сафронов А.А. Правовая культура личности как фактор современного развития государства и общества // Философия права. 2005. № 1(13). С. 22-25.
2. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Юристъ, 1995. 304 с.
3. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 54 с.
4. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 576 с.
5. Автономов А.С. Структурный анализ правовой культуры // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2. С. 5-9.
6. Ромашов Р.А. Национальная правовая культура России: традиции, ценности, техника // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 49-52.
References
1. Makeev V.V., Safronov, A.A. Legal Culture of Personality as a Factor of Modern Development of the State and Society // Philosophy of Law. 2005. No. 1(13). P. 22-25.
2. Kudryavtsev V.N., Kazimirchuk V.P. Modern Sociology of Law. M.: Lawyers, 1995. 304 p.
3. Petruchak L.A. Legal Culture of Modern Russia: Theoretical and Legal Research. Extended abstract of diss. ... of doct. of law. M., 2012. 54 p.
4. Marchenko M.N. General Theory of State and Law. Academic course in three volumes. 3rd ed., reprint. and suppl. M.: Norm, 20 07. 576 p.
5. Avtonomov A.S. Structural Analysis of Legal Culture // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2016. No. 2. P. 5-9.
6. Romashov R.A. National Legal Culture of Russia: Traditions, Values, Technique // Legal technique. 2016. No. 10. P. 49-52.