Научная статья на тему 'Особенности и тенденции формирования покупательского спроса и предложения на продовольственных рынках'

Особенности и тенденции формирования покупательского спроса и предложения на продовольственных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2052
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ СПРОСА / ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / МОДЕЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москалев М. В.

М.В. Москалев Особенности и тенденции формирования покупательского спроса и предложения на продовольственных рынках Факторы спроса, факторы предложения, модель продовольственного рынка В статье анализируются особенности взаимодействия спроса и предложения на развивающихся продовольственных рынках.M.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moskalev The Features and trends shaping consumer demand and supply of food markets Demand factors, supply factors, the model of the food market The features of the interaction of supply and demand in the emerging food markets are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности и тенденции формирования покупательского спроса и предложения на продовольственных рынках»

Литература

1. Вартанова Е. Л. Основы меднабнзнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 360 с.

2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: Учеб. пособие / Под ред М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.

3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011.-351 с.

4. Croteau D., Hoynes W. The Business of Media. - USA: Pine Forge Press, 2005.

5. Fast Company: How BuzzFeed's Jonah Peretti Is Building A 100-Year Media Company http://www.fastcompany.com/3056057/most-innovative-companies/how-buzzfeeds-jonah-peretti-is-building-a-1 OO-year-media-company

6. Fast company: The Most Innovative Companies of 2016 http://www.fastcompany.com/most-innovative-companies

7. Mashable: The Full New York Times Innovation Report http://mashable.com/2014/05/16/full-new-york-time s -innovation-report

8. Nielsen Norman Group: How little do users read? https://www.nngroup.com/articles/how-little-do-users-read

УДК 339.138

Доктор экон. наук М.В. МОСКАЛЕВ

(СПбГАУ, [email protected])

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ

Факторы спроса, факторы предложения, модель продовольственного рынка

Основными элементами, определяющими динамику продовольственного рынка, является спрос, предложение, конкуренция и цена. Под их воздействием формируются пропорции между производством и потреблением продовольственных товаров. Спрос -важнейший элемент продовольственного рынка, в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Спрос выражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность [2]. Иными словами, спрос - это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии соответствующего им товарного предложения. Филип Котлер понятие «спрос» трактует как понятие «запрос». Он пишет, что «запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов» [1].

Потребности людей, прежде всего личные, по своей экономической форме в условиях товарно-денежных отношений выступают как платежеспособные потребности, как спрос населения на товары. Спрос характеризует лишь те потребности, которые обеспечены соответствующим денежным эквивалентом. В результате действительным представителем спроса является тот, кто может предъявить эквивалент за то, что он получает. Но поскольку не вся потребность в товарах может быть представлена на рынке, спрос отклоняется от действительной потребности. Вместе с тем спрос - это не просто сумма денежных средств населения, которая направляется на покупку товаров, но и выражение требований

покупателей к потребительной стоимости товаров. Ведь спрос предъявляется не на товары вообще, а на товары с определенными потребительскими признаками и свойствами.

Спроса необходимо рассматривать в трех аспектах: спрос - как потребность; спрос -как платежеспособная потребность; спрос - как платежеспособная потребность в конкретных товарах [1,3].

Таблица. Классификация продовольственных рынков по основным признакам

Основные признаки Классификация рынка

Территориальный охват Мировой рынок Рынок международных образований (ЕС, СНГ) Общенациональный рынок (государственный) Региональные рынки Местные рынки

Уровень обеспеченности продовольствием Рынки стран-экспортеров сырья и продовольствия Рынки стран-импортеров сырья и продовольствия

Форма и стадии движения товаров Оптовый рынок Розничный рынок

Уровень и структура доходов на человека Рынки стран с низким уровнем доходов Рынки стран со средним уровнем доходов Рынки стран с высоким уровнем доходов

Срок хранения и реализации товаров Рынок товаров длительного храпения Рынок скоропортящихся товаров

Продуктовый признак Рынок зерна Рынок картофеля Рынок плодов и овощей Рынок сахара Рынок мяса и мясопродуктов Рынок молока и молокопродуктов Рынок масла растительного Рынок рыбы и рыбопродуктов и т. д.

Под общим объемом спроса населения понимается сумма денежных средств, которая в определенный период может быть предъявлена на покупку товаров в рамках единого экономического пространства республики, экономического региона, края, области. При этом неудовлетворенный спрос выступает как часть действительного спроса, которая осталась нереализованной из-за отсутствия на рынке необходимых покупателям товаров или их несоответствия по ассортименту и качеству. В свою очередь неудовлетворенный спрос делится на переключенный и отложенный.

Спрос на продовольственных рынках (табл.) формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

- экономические факторы (уровень развития производства продовольственных товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности населения продуктами питания и др.);

- социальные факторы (социальная структура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и др.);

- демографические факторы (численность населения, соотношение между городским и сельским населением, его половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения);

- природно-климатические факторы (географические и экономические условия, традиции, условия быта и т. п.);

- политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.

Покупательский спрос на потребительские товары проявляется как результат взаимодействия многочисленных факторов. Одни факторы действуют в сторону увеличения спроса, другие - в сторону его уменьшения. Среди экономических условий наибольшее значение имеют общественное производство, денежные доходы, уровень и соотношение розничных цен.

При этом основная роль принадлежит производству, так как от степени развития его зависит, с одной стороны, размер денежных доходов населения, а значит, и платежеспособность спроса, а с другой стороны - именно в производстве создаются материальные возможности снижения затрат на выпуск товаров, а значит, и снижения цен на эти товары. Кроме того, с развитием производства, научно-технического прогресса появляются новые виды сырья, материалов и новые товары, с внедрением которых на потребительском рынке возникают новые потребности и соответственно спрос.

Другое очень важное условие, определяющее размер и структуру спроса - денежные доходы населения. Рост денежных доходов приводит к существенным изменениям покупательского спроса. Так, в условиях экономической стабильности общества, с увеличением денежных доходов семей, как правило, растет доля расходов на покупку непродовольственных товаров и соответственно уменьшается доля расходов на покупку продовольственных товаров.

На изменение структуры спроса значительное воздействие оказывает степень дифференциации доходов разных групп населения. Это проявляется в том, что группы семей с неодинаковым уровнем душевого дохода имеют разную структуру покупок товаров и потребления. Поэтому в коммерческой деятельности организаций на рынке товаров необходим учет спроса не какого-либо совокупного абстрактного покупателя, хотя и это важно, а вполне определенных групп покупателей с их интересами, запросами, намерениями и мотивациями. Каждая из этих групп покупателей образует некоторый сегмент рынка, на который должна ориентироваться та или иная программа коммерческих действий [5].

На формирование объема и структуры покупательского спроса существенно влияет также уровень цен на товары народного потребления. Связь здесь, как правило, обратная. Снижение цены на тот или иной товар влечет за собой увеличение спроса на него и, наоборот, с ростом цен спрос на товар уменьшается. Это характерно, прежде всего, для тех групп населения, доходы которых не обеспечивают полного удовлетворения потребности в данных товарах. В тех группах населения, доходы которых полностью обеспечивают удовлетворение спроса на какие-либо товары по более высоким ценам, снижение цен на них не приводит к увеличению спроса на эти товары. При этом денежные средства, сэкономленные при покупке товаров по сниженным ценам, направляются на покупку других товаров, на которые спрос еще не удовлетворен. Следовательно, реакция на изменение цены товара различными группами населения неодинакова. Для одних групп эта реакция выражена слабее, для других - сильнее. Во многом это зависит от того, к какой группе с точки зрения степени необходимости относится товар, на который изменяется цена. Так, с повышением цен на товары первой необходимости спрос на них уменьшается, но в значительно меньшей степени, чем это имело бы место при повышении цен на менее необходимые товары. Это происходит вследствие того, что часть денежных средств, предназначенных ранее на покупку менее необходимых товаров, переключается на покупку товаров, необходимых в первую очередь [1,4].

Существенное воздействие на спрос оказывает не только уровень цен на тот или иной товар, но и изменение его на другие товары, и в первую очередь складывающиеся соотношения цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Например, если на какой-либо товар цены не изменяются, но при этом уменьшаются цены на товары, его заменяющие, то покупательский спрос на такой товар может снизиться вследствие увеличения спроса на взаимозаменяемые товары, на которые снизились цены. Подобный результат возможен и при неравномерном уменьшении цен на взаимозаменяемые товары. В случае с взаимодополняющими товарами, изменение спроса на один из них в связи с

изменением цены на него повлечет за собой изменение спроса на дополняющие товары, так как потребляются они совместно.

К общим факторам, имеющим значительное влияние на формирование покупательского спроса, помимо указанных выше, относится численность населения, его половозрастной и социальный состав.

Следует отметить, что спрос на рынке потребительских товаров и спрос на рынке средств производства имеет совершенно разную основу и источники образования. Первый характеризует платежеспособные потребности населения в товарах личного потребления и услугах, а второй - потребности предприятий в средствах производства для обеспечения производственного процесса. При этом условия и факторы формирования спроса на потребительские товары и на средства производства принципиально различны. Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, одежде, жилище, в духовной жизни и т.п. и их денежными доходами для оплаты покупок товаров и услуг, а спрос предприятий на рынке средств производства - условиями и факторами производственной деятельности, и финансовыми возможностями предприятий. Таким образом, характер спроса на рынке потребительских товаров и на рынке средств производства совершенно иной. Однако спрос при всем различии условий формирования как на том, так и на другом рынке в конечном счете взаимосвязаны, как взаимосвязаны и все звенья общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Спрос населения на потребительские товары нацеливает производство на выпуск товаров, что в свою очередь обусловливает определенные потребности в средствах производства для изготовления предметов потребления, а затем в средствах производства -для производства средств производства.

Важным отличием формирования спроса на рынке потребительских товаров является его более индивидуальный и избирательный характер. Эта особенность дает о себе знать тем больше, чем выше уровень насыщенности рынка потребительскими товарами. Спрос на рынке потребительских товаров характеризуется также большей эластичностью и изменчивостью [1,2].

Количество товаров, представленных на продажу, и товаров, образующих товарный запас, зависит от целого ряда общих условий: объема производства товаров, методов их распространения (каналов распределения и товародвижения), ассортимента и качества товаров, экономических ситуаций, складывающихся на рынке, и т.д. Поэтому предложение товаров следует трактовать как их количество, которое производители желают и могут произвести и предложить на рынке на продажу в тот ли иной период времени, в зависимости от цен на товары и других рыночных условий. На поведение производителей и продавцов, их желание и возможности представления товаров на рынок влияют, прежде всего, такие факторы, как издержки производства, цены, реально складывающиеся на предлагаемые товары, цены на другие товары, конкурирующие на рынке. Издержки производства во многом определяются уровнем цен на ресурсы, используемые при производстве товаров, технологиями производства товаров, а также проводимой государством налоговой политикой и некоторыми другими факторами. При этом зависимость между издержками производства и обозначенными выше условиями складывается по-разному.

Наиболее тесная связь имеется между ценами на ресурсы и издержками производства: чем меньше цены, тем меньше издержки, и наоборот. В такой же взаимосвязи находятся издержки производства и налоги. На характер изменения издержек производства существенно влияет уровень технологических разработок. Внедрение в производство современных ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий позволяет создать более эффективное производство с меньшими затратами ресурсов. А это, естественно, ведет к снижению издержек производства и значительно увеличивает возможности предложения.

Рассмотренные выше факторы, обусловливающие издержки производства, при прочих равных условиях могут способствовать или росту предложения, или его сокращению. Так,

если совокупное воздействие факторов (цены на ресурсы, технологии производства, налоги и дотации) приводит к снижению издержек производства, то при сохранении рыночной цены товара на том же уровне производители должны стремиться увеличить их предложение на рынке. В противном случае, т.е. при возрастании издержек производства, предложение товаров на рынке будет сокращаться.

Между размером предложения товара и его ценой существует прямая положительная связь: с возрастанием цены на рынке на предлагаемый товар соответственно увеличивается и предложение этого товара со стороны производителей (продавцов); при уменьшении цены товара сокращается предложение. Такая связь между предложением и ценой в зарубежной и отечественной литературе получила название «закон предложения». Закон предложения гласит, что если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается [2].

Предложение товаров на рынке зависит и от количества конкурирующих субъектов, т.е. занимающихся производством одного и того же вида товаров. Вполне естественно, при прочих равных условиях, чем больше этих фирм, тем больше и рыночное предложение данных товаров, и наоборот. Величина предложения может изменяться в определенной степени в зависимости от цели, которую ставит перед собой предприниматель, действуя на рынке. При постановке цели - достижение максимальной прибыли, размеры предложения формируются в зависимости от той выгоды, которую предполагает получить предприниматель при реализации произведенной продукции. Если же цель предпринимателя утвердиться на рынке или освоить новые рынки, то следует ожидать от него расширения производства и закрепления позиций на рынке за счет снижения цен на товары. Далее, количество предложенных на рынке товаров зависит также от того, какие цены предприниматель может установить.

Процесс формирования предложения на рынке потребительских товаров, как и формирования спроса, имеет некоторые специфические черты по сравнению с его формированием на рынке средств производства. Они обусловлены в большей мере особенностями потребительского спроса и, в определенной степени, условиями производства товаров народного потребления.

В силу большой индивидуализированности, избирательности, изменчивости потребительского спроса, производство и предложение потребительских товаров должны обладать повышенной способностью к адаптации на постоянно изменяющимся требованиям рынка.

Предложения на рынке товаров народного потребления включает значительно большую номенклатуру и ассортимент товаров, чем на рынке средств производства. Эти товары, в первую очередь продовольственные, должны быть экологически чистыми и безвредными для организма человека.

Еще один характерный для предложения на рынке потребительских товаров момент: большинство товаров данного рынка имеет более короткий жизненный цикл, чем средства производства. Это вызывает необходимость постоянного обновления и расширения номенклатуры и ассортимента товаров для потребления [2,4,5].

Следует отметить, что нашей стране выбран не совсем верный подход к формированию субъектной структуры рынка. На основе утверждения, что на свободном рынке могут функционировать только частные собственники, были приняты законодательные акты об ускоренной реорганизации крупных хозяйств, массовом создании фермерских хозяйств и др. При этом мировая практика свидетельствует о том, что на рынке может эффективно функционировать любой собственник - частный, коллективный, кооперативный, государственный. Как раз наиболее продуктивной является многоукладная структура, потому что способствует развитию здоровой конкуренции и повышению качества выпускаемой продукции.

Первые итоги реформирования показали, что в основе эффективного агропромышленного производства должны быть не столько институциональные

преобразования, сколько повышение технологического уровня, усиление заинтересованности работающих в достижении высоких конечных результатов. Недостаточное внимание к этим аспектам привело к свертыванию инвестиционной деятельности, к падению производительности труда в отрасли в целом. Поэтому дальнейшее стратегическое развитие аграрного сектора требуется более четкое определение приоритетов на каждом этапе реформирования, материальное и финансовое обеспечение соответствующих темпов динамики. Была допущена недооценка места и роли системы региональных оптовых продовольственных рынков. Использовался уравнительный подход к формированию рынка товаров и услуг вне зависимости от их социально-экономической значимости. В итоге макроэкономические факторы стали оказывать отрицательное воздействие на формирование продовольственных рынков, особенно это относится к падению уровня доходов населения, инфляции и неплатежам. Одновременно должного внимания не уделялось постепенности и синхронности всех рыночных трансформаций и корректному включению в рыночное регулирование государственных структур. Роль государства как регулятора реализуется в сдерживании негативного влияние стихийных рыночных сил, стремящихся выйти за пределы социально-допустимых границ [4]. Модель же отечественного продовольственного рынка должна формироваться как многофункциональный комплекс организационно-экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу продвижения продуктов питания от производителя к конечному потребителю под воздействием спроса и предложения, цены и конкуренции, а также регулирующей роли государства.

Литература

1. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга / Пер. с англ.- 4-е еврои.изд. - М. [и др.]: Вильяме, 2009. - 1199 с.

2. Кныш В.А. Маркетинг в теории потребительского спроса // Маркетинг в России и за рубежом. -2002. -№6.-С. 3-15.

3. Короткое A.B. Маркетинговые исследования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 304 с.

4. Федько Н.Г. Поведение потребителей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 352 с.

5. Гембел п. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 530 с.

УДК 339.138

Канд. экон. наук Т.Г. ВИНОГРАДОВА (СПбГАУ, 1яутШуапс1ех.ги) Ст. преподаватель Я.И. СЕМИЛЕТОВА (СПбГАУ, [email protected])

конкурентоспособность: методы и оценка

Конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции, рынок, потребители

Конкурентоспособность предприятия - это способность обеспечивать выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции [4].

Конкурентоспособность продукции - это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Конкурентоспособность является комплексной категорией, преимущества которой реализуются в процессе торговли, но основа конкурентных преимуществ предприятия создается на всех уровнях общественного производства, в том числе, в значительной мере это обеспечивается за счет структурной перестройки и действенной экономической политики [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.