Педагогика
УДК 371
кандидат филологических наук, директор Центра балкарской культуры имени К. С. Отарова и Х. М. Бербекова Тюбеева Светлана Мухтаровна
Кабардино-Балкарский государственный университет (г. Нальчик)
ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие управления педагогическим персоналом образовательного учреждения в контексте эволюционных тенденций в сфере образования в связи с его модернизацией. Говориться о том, что посмотрев на работу руководителя образовательного учреждения со своими сотрудниками именно через призму современной науки управления, можно сделать довольно интересные выводы и выстроить перспективы.
Ключевые слова: управления персоналом, образование, педагогический коллектив, персонал, политика в сфере образования.
Annotation. The article deals with the concept of management of teaching staff of educational institutions in the context of evolutionary trends in the field of education in connection with its modernization. It is said that looking at the work of the head of the educational institution with his staff through the prism of modern management science, you can make quite interesting conclusions and build prospects.
Keywords: personnel management, education, teaching staff, personnel, policy in the field of education.
Введение. Стратегия наступившего XXI века - это стратегия развития, в которой сотрудник является ведущим фактором и золотым запасом организации. Объединение работников в команды способствует высвобождению огромной внутренней энергии и творческого потенциала: вызывает энтузиазм благодаря социальной поддержке, удовольствию от работы, расширению знаний и навыков.
Современная политика в сфере образования требует от образовательных организаций повышения качества образования, готовности выпускников к активному участию в жизни социума. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умениевы бирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является выявление специфики управления персоналом совремнной школы.
Изложение основного материала статьи. Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Образование предусматривает: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержка и более полное использование образовательного потенциала семей, индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, фундаментальные умения.[4, с. 115]
В условиях перехода на ФГОС ОО появляются новые требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. И как следствие, появляются новые требования к управлению развитием персонала образовательного учреждения.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы образовательной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
Как отмечают современные исследователи, эффективность управления педагогическим коллективом напрямую зависит от знания руководителем психологии сотрудников и его навыков межличностного общения. Руководитель общеобразовательной школы должен знать основы этики делового общения, уметь убеждать и мотивировать подчинённых, учитывая психологические личностные особенности каждого сотрудника. Важную часть работы на руководящей должности составляет взаимодействие с социальными партнёрами школы.
Любые преобразования в первую очередь связаны с людьми, в данном случае с группами людей, так называемыми педагогическими коллективами. Исследования показывают, что только в профессионально зрелом педагогическом коллективе, благодаря атмосфере сотрудничества и взаимопонимания, создаются условия для эффективной деятельности каждого из его членов, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
В образовательной практике выделяются противоречия между необходимостью в условиях современной модели образования развития персонала и недостаточно эффективным управлением этим процессом на институциональном уровне.
Педагогический коллектив, хотя и имеет ряд специфических особенностей, безусловно, является объектом управления с общетеоретических позиций управления персоналом, ресурсами. Управление человеческими ресурсами предполагает раскрытие механизмов развития человека, его возможностей и закономерностей как субъекта, находящегося в непрерывной связи с окружающей его социальной средой. Успешное решение проблемы подбора педагогических кадров и качества персонала, достаточный уровень профессиональной подготовки и высокаяквалификация - все эти аспекты имеют значение для развития образовательного учреждения.[2, с. 138]
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей решения проблемы повышения эффективности управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием. Они получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, B.C. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.И. Фролова, П.В. Худоминского,
Т.Н. Шамовой и др. [1- 8] В них раскрыты основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления образовательным учреждением.
В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к изменению вопросов управления относительно разнообразных типов образовательных учреждений и связана со спецификой управления гимназиями, лицеями, колледжами (Е.С. Полат, П.И. Третьяков, Н.А. Шарай и др.).
Управленческая деятельность является трудом, который отличается от других видов деятельности.
К основным психологическим особенностям управленческой деятельности относятся:
- психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принятие решений.
- разнообразные виды деятельности на всех уровнях управленческой иерархии;
- осуществление творческого характера деятельности при нехватке информации и в условиях меняющейся обстановки;
- большая роль коммуникативной функции.
В управленческой деятельности от руководителя требуется выполнение множества разнообразных управленческих работ и действий.
Специализированные виды таких работ называются функциями управления. Функции являются основной категорией управления, так как в них соединяются принципы, методы и содержание управленческой деятельности.
Общие функции относятся к управлению любой сферой и деятельностью.
К общим функциям управленческой деятельности относятся:
1) целеполагание;
2) планирование;
3) организация;
4) координирование (регулирование);
5) стимулирование;
6) контроль [5].
Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Для руководителя важным умением является корректировка текущих действий и стратегий. Таким образом, основой управления деятельностью подчиненных является умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными. Существенная роль отводится контролю за деятельностью персонала. Его стимулирпованию и мотивированию на выполнение конкретных видов деятельности.
Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, включенную в процесс реализации осуществляемых им педагогических функций и представленную учителями, социальными педагогами и педагогами-психологами, воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими специалистами, а также самой администрацией школы, следует отметить, что специфика функционирования образовательной системы обусловливает необходимость сочетания как традиционных для общего менеджмента подходов к управлению персоналом, так и особенных, которые, прежде всего, объясняются реализуемыми школой педагогическими функциями.
Поскольку персонал школы — преимущественно педагогический, и на характеристику и поведение его членов влияет данная специфика деятельности (учить, воспитывать, подавать идеальный пример собственного поведения и проч.), то вполне закономерным представляется рассмотрение педагогических условий управления персоналом школы, подкоторыми мы понимаем такие обстоятельства, определяющие успешность управленческой деятельности, которые обусловлены спецификой функционирования образовательного учреждения и реализуемых в его рамках педагогических функций. Данная позиция предполагает учет руководителем школы в своей управленческой работе фактора воздействия на сознание и поведение своих сотрудников специфических особенностей педагогического труда [7].
К специфическим особенностям личности управленца относят специальные умения и навыки, знания, компетентность и информированность. Наиболее часто упоминаемые черты, обуславливающие эффективность руководства: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, стремление к достижению цели, креативность, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность, широта взглядов, глобальныйподход, долгосрочное предвидение, решительность, необходимость упорной работы и непрерывной учебы, умение четко формулировать целии готовность выслушивать мнение других, беспристрастность, бескорыстие, лояльность, способность полностью использовать возможности сотрудников и создать коллектив с гармоничной атмосферой в нем, умение создать результаты и желание много работать для их достижения, желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения, готовность начинать процессы изменения, управлять ими и использовать в интересах организации, готовность использовать открытый способ управления, искусство принимать быстрые решения, способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, готовность к близким социальным взаимоотношениям и к общему руководству, творческий подход к работе, умение правильно использовать свое время, готовность к мотивированию себя и персонала, готовность к работе во главе хорошо подготовленного персонала.
Розанова В.А. выделяет факторы, препятствующие эффективной деятельности сотрудников:
1. рассогласование организационных и личных ценностей и целей руководителя;
2. недостаточная степень наличия управленческих способностей руководителя;
3. наличие конфликтных тенденций поведения;
4. неумение управлять коллективом;
5. неумение управлять собой;
6. недостаток знаний, умений и навыков руководителя в области управленческой деятельности;
7. отсутствие креативности у руководителя;
8. недоброжелательное отношение к персоналу;
9. отсутствие стремления к личностному росту;
10. неумение мотивировать персонал;
11. трудности в общении с подчиненными;
12. недостаток творческого подхода в работе;
13. наличие невротических тенденций поведения руководителя [9].
Эффективность управления общеобразовательной школой зависит от умелого использования руководителем в своей деятельности современных технологий. Выбор управленческих технологий обусловлен методологическими подходами, сложившимися в настоящее время в управлении: системным, оптимизационным, деятельностным, человекоцентристским, мотивационным, ситуационным, синергетическим, рефлексивным. Использование этих подходов способствует обеспечению качества единства деятельности всех подсистем школы с высокой степенью осознанности и мотивации, принятию и достижению целей каждым субъектом.
Управленческая компетентность руководителя школы как мера и степень реализации его человеческого и профессионального потенциала направлена на создание и воплощение в жизнь такого научного труда, как управление школьной системой.
Направленность всей системы внутри школьного управления предполагает мотивационно-целевую ориентацию, новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, к планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. Творческое, последовательное осуществление важнейших функций управления создает управленческую технологию с научно-методической обоснованностью каждого управленческого шага. Осознание принятия новых целей образования, знание ожидаемого конкретного результата - основное условие, обеспечивающее мотивацию педагогического коллектива. Анализ состояния коллектива, понимание мотивов деятельности, стимулирование его профессионального роста, создание условий для творчества и достижения конечных целей, оценка обеспеченности временными, кадровыми, материально-техническими, программно-методическими, финансовыми, психологическими, правовыми и организационными условиями является первым шагом в управлении инновационной общеобразовательной школой. Каждая функция управления рассматривается как последующий алгоритмический шаг в цикле управления инновационной школой [4, с. 168].
Таким образом, в настоящее время в науке и практике управления школой разрабатываются различные модели такого управления. Однако, проведенный нами анализ предлагаемых вариантов, на наш взгляд, не всегда обеспечивает комплексность их воздействия на качество образования, не учитывает целого ряда вновь открывшихся факторов и особенностей современной образовательной ситуации, связанных, например, с переоценкой роли контроля и других, отдельно взятых управленческих функций в ущерб социально-психологической стороне управления.
Кроме того, в науке и практике образования в последнее время происходит переосмысление таких категорий, как цели образования, миссия и функции школы и др. Ведущее место стала занимать проблема качества образования. Независимо от конкретного наполнения содержания этого понятия авторы сходятся во мнении о том, что, возлагая на себя ответственность за качество образования, управленческая система образовательного учреждения должна осознавать, что ее главная задача состоит не в контроле за качеством, а в обеспечении его условий.
Выводы. Управление педагогическим персоналом общеобразовательного учреждения будет эффективным, если обеспечен комплекс педагогических условий такого управления, включающий: сочетание личностно ориентированного, гуманистического, человекоцентрического подходов в управлении педагогическим персоналом; принцип педагогического сотрудничества и взаимодействия в управлении; формирование позитивного психологического климата в педагогическом коллективе; обеспечение условий профессионального роста педагогов.
Литература:
1. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далгатов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова Г.Ш. и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: Коллективная монография / Москва, 2016.
2. Аквазба Е. О. Особенности социального управления образовательной организацией в современных российских условиях // Фундаментальные исследования . 2015. №2-16. С. 3634-3638.
3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.
4. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. Управление персоналом. Учебник. 2015. - 358 с.
5. Даф Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 - 736 с.
6. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н., Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 159-160.
7. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2015
8. Николаев М.В. Психолого-педагогические аспекты смены профессии экономистами // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 119-121.
9. Сорокопуд Ю.В. Применение трансдисциплинарного подхода в процессе подготовки магистрантов педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 160-161.
10. Сорокопуд Ю.В. Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 355-357.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна
Воронежский педагогический университет (г. Воронеж)
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ
ГЕШТАЛЬТТРЕНИНГА
Аннотация. Конгруэнтный, аутентичный профессиональный диалог психолога с членами группы в русле концепции гештальтподхода как средство повышения использования продуктивных копингов и снижение использования непродуктивных студентами. Определение уровня сформированности копинг-стратегий у студентов. Анализ динамики копинг-стратегий по результатам гештальттренинга.
Ключевые слова: продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии, модель диалога, безопасное пространство доверия, гештальтттренинг.
Аппогагюп. Congruent, authentic professional dialog between the psychologiest and the group in the terms of gestalt therapy concept as a way to evaluate the using of productive coping strategies and to decrease the using of non-productive ones by students. Defining of the level of students' coping strategies. Analysis of coping strategies dynamic through the gestalt training.
Keywords: productive and non-productive coping strategies, dialog model, safe range of trust, gestalt training.
Введение. Студенты нуждаются в развитии продуктивных копинг-стратегий и в развитии эмоциональной устойчивости в целом. Анализируя статистические данные госкомстата РФ, в среднем у 6070% студентов уровень стресса имеет высокие показатели из-за действия целого ряда психотравмирующих факторов в процессе обучения в вузе. Необходимо научное исследование стратегий преодоления стрессовых ситуаций, «копинг-стратегий», чтобы разработать психологические программы, поддерживающие и сопровождающие студентов. Кроме того, необходимо осуществлять психологическую подготовку студентов, а именно обучение их продуктивным стратегиям, изучение основ, причин, механизмов, путей противодействия стрессам и способов их преодоления. Тем более что в настоящее время эмоциональная устойчивость определяется, по Г.У. Солдатовой, как интегральное свойство личности, выражающееся в неподверженности эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, способность справляться с состоянием излишнего эмоционального возбуждения при осуществлении многосложной деятельности. То есть в самом определении присутствуют стратегии преодоления, совладания (копинги) со стрессовой ситуацией.
Изложение основного материала статьи. Проблема совладания со стрессовой, фрустрирующей ситуацией охватывает широкий диапазон ситуаций, не только экстремальных, но и значимых субъективно для конкретного человека. Со временем понятие копинг-стратегия стало использоваться также и для описания поведения людей в кризисные моменты жизни, а после и в условиях непрерывных стрессоров значимой для субъекта деятельности и отношений.
Исследованием копинг-стратегий занимаются многие зарубежные и отечественные ученые - Р. Лазарус, С. Фолкман, С. Норман, Д. Эндлер, Э. Фрайденберг, Т. Л. Крюкова, Л. И. Анцыферова, С. К. Нартова -Бочавер, Е. С. Балабанов, Е. В. Либина, К. Муздыбаев, Е.П. Белинская и др. Согласно одному из первых исследователей копинг-стратегий Р. Лазарусу, «копинг-стратегии — это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Один из ведущих отечественных авторов, разрабатывающих проблему копинг-стратегий Т.Л. Крюкова определяет «копинг» или «совладающее поведение» как способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией, выбранный индивидуально субъектом. Данная разновидность социального поведения индивида, смыслом которого является овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований, предъявляемых стрессовой ситуацией. По Т.Л. Крюковой, критерии совлaдания как поведения субъекта имеют несколько разновидностей, такие как: возможность, осознанность и значимость выбора способов поведения для психологического благополучия человека, адекватность ситуации, целенаправленность, контролируемость, социально-психологическая обусловленность и возможность обучения данному виду поведения. В стрессовых ситуациях для человека важна осознанность проблемы, её принятие, то насколько ценны его действия в разрешении возникшего стресса, насколько он может контролировать свои действия и его способность к развитию в данном типе поведения.
Копинг-стратегии по своей сути могут являться продуктивным и непродуктивными, в этом случае совладающее поведение рассматривается не только как позитивное, но и как бесполезное, вредоносное. В другой точке зрения говорится о том, что копинг-поведение не всегда может быть продуктивным, эффективность находится в зависимости от контекста, в котором та или иная копинг-стратегия реализуется и ответной реакции на неё. Человек не придерживается какой-либо одной выбранной им копинг-стратегии, он предпочитает совмещать их друг с другом в зависимости от ситуации. Согласно Р. Лазарусу, С. Норману, Э. Фрайденберг, к продуктивным копинг-стратегиям относятся стратегии: «решение проблемы», «социальная поддержка», «принятие ответственности», «самоконтроль», «работа, достижения». К непродуктивным относятся копинг-стратегии: «несовладание», «беспокойство», «избегание», «эмоции», «уход в себя», «отвлечение», «игнорирование», «разрядка», «чудо», «самообвинение».
Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Мудзыбаев и другие отмечали, что «стратегии совладания со стрессовыми ситуациями имеют две основные функции: решение проблемы, которая вызывает дистресс, и управление эмоциональными реакциями на эту проблему. Когда ситуация оценивается человеком как управляемая, он использует первую стратегию. Если же обстановка кажется ему не поддающейся изменению, то он, скорее, изберет вторую стратегию».
Период обучения в вузе сензитивен для формирования копинг-стратегии по мнению Г.В. Акопова, A.A. Вербицкого, Б.А. Вяткина и др. авторов. Нами была осуществлена диагностика студенток 3-4 курсов педуниверситета Психолого-педагогического факультета. Была использована батарея методик, измеряющих копинг-стратегии: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Эндлера, Д. Джеймса, М. Паркера (адаптированный вариант Т. А. Крюковой); методика «Юношеская копинг-шкала» (ACS)