Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна
Воронежский педагогический университет (г. Воронеж)
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ
ГЕШТАЛЬТТРЕНИНГА
Аннотация. Конгруэнтный, аутентичный профессиональный диалог психолога с членами группы в русле концепции гештальтподхода как средство повышения использования продуктивных копингов и снижение использования непродуктивных студентами. Определение уровня сформированности копинг-стратегий у студентов. Анализ динамики копинг-стратегий по результатам гештальттренинга.
Ключевые слова: продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии, модель диалога, безопасное пространство доверия, гештальтттренинг.
Аппогагюп. Congruent, authentic professional dialog between the psychologiest and the group in the terms of gestalt therapy concept as a way to evaluate the using of productive coping strategies and to decrease the using of non-productive ones by students. Defining of the level of students' coping strategies. Analysis of coping strategies dynamic through the gestalt training.
Keywords: productive and non-productive coping strategies, dialog model, safe range of trust, gestalt training.
Введение. Студенты нуждаются в развитии продуктивных копинг-стратегий и в развитии эмоциональной устойчивости в целом. Анализируя статистические данные госкомстата РФ, в среднем у 6070% студентов уровень стресса имеет высокие показатели из-за действия целого ряда психотравмирующих факторов в процессе обучения в вузе. Необходимо научное исследование стратегий преодоления стрессовых ситуаций, «копинг-стратегий», чтобы разработать психологические программы, поддерживающие и сопровождающие студентов. Кроме того, необходимо осуществлять психологическую подготовку студентов, а именно обучение их продуктивным стратегиям, изучение основ, причин, механизмов, путей противодействия стрессам и способов их преодоления. Тем более что в настоящее время эмоциональная устойчивость определяется, по Г.У. Солдатовой, как интегральное свойство личности, выражающееся в неподверженности эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, способность справляться с состоянием излишнего эмоционального возбуждения при осуществлении многосложной деятельности. То есть в самом определении присутствуют стратегии преодоления, совладания (копинги) со стрессовой ситуацией.
Изложение основного материала статьи. Проблема совладания со стрессовой, фрустрирующей ситуацией охватывает широкий диапазон ситуаций, не только экстремальных, но и значимых субъективно для конкретного человека. Со временем понятие копинг-стратегия стало использоваться также и для описания поведения людей в кризисные моменты жизни, а после и в условиях непрерывных стрессоров значимой для субъекта деятельности и отношений.
Исследованием копинг-стратегий занимаются многие зарубежные и отечественные ученые - Р. Лазарус, С. Фолкман, С. Норман, Д. Эндлер, Э. Фрайденберг, Т. Л. Крюкова, Л. И. Анцыферова, С. К. Нартова -Бочавер, Е. С. Балабанов, Е. В. Либина, К. Муздыбаев, Е.П. Белинская и др. Согласно одному из первых исследователей копинг-стратегий Р. Лазарусу, «копинг-стратегии — это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Один из ведущих отечественных авторов, разрабатывающих проблему копинг-стратегий Т.Л. Крюкова определяет «копинг» или «совладающее поведение» как способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией, выбранный индивидуально субъектом. Данная разновидность социального поведения индивида, смыслом которого является овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований, предъявляемых стрессовой ситуацией. По Т.Л. Крюковой, критерии совлaдания как поведения субъекта имеют несколько разновидностей, такие как: возможность, осознанность и значимость выбора способов поведения для психологического благополучия человека, адекватность ситуации, целенаправленность, контролируемость, социально-психологическая обусловленность и возможность обучения данному виду поведения. В стрессовых ситуациях для человека важна осознанность проблемы, её принятие, то насколько ценны его действия в разрешении возникшего стресса, насколько он может контролировать свои действия и его способность к развитию в данном типе поведения.
Копинг-стратегии по своей сути могут являться продуктивным и непродуктивными, в этом случае совладающее поведение рассматривается не только как позитивное, но и как бесполезное, вредоносное. В другой точке зрения говорится о том, что копинг-поведение не всегда может быть продуктивным, эффективность находится в зависимости от контекста, в котором та или иная копинг-стратегия реализуется и ответной реакции на неё. Человек не придерживается какой-либо одной выбранной им копинг-стратегии, он предпочитает совмещать их друг с другом в зависимости от ситуации. Согласно Р. Лазарусу, С. Норману, Э. Фрайденберг, к продуктивным копинг-стратегиям относятся стратегии: «решение проблемы», «социальная поддержка», «принятие ответственности», «самоконтроль», «работа, достижения». К непродуктивным относятся копинг-стратегии: «несовладание», «беспокойство», «избегание», «эмоции», «уход в себя», «отвлечение», «игнорирование», «разрядка», «чудо», «самообвинение».
Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Мудзыбаев и другие отмечали, что «стратегии совладания со стрессовыми ситуациями имеют две основные функции: решение проблемы, которая вызывает дистресс, и управление эмоциональными реакциями на эту проблему. Когда ситуация оценивается человеком как управляемая, он использует первую стратегию. Если же обстановка кажется ему не поддающейся изменению, то он, скорее, изберет вторую стратегию».
Период обучения в вузе сензитивен для формирования копинг-стратегии по мнению Г.В. Акопова, A.A. Вербицкого, Б.А. Вяткина и др. авторов. Нами была осуществлена диагностика студенток 3-4 курсов педуниверситета Психолого-педагогического факультета. Была использована батарея методик, измеряющих копинг-стратегии: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Эндлера, Д. Джеймса, М. Паркера (адаптированный вариант Т. А. Крюковой); методика «Юношеская копинг-шкала» (ACS)
Э. Фрайденберг, Р. Льюиса, методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, «Копинг-тест» Р. Лазаруса.
По результатам анализа копинг-стратегий были выявлены следующие тенденции. Уровень продуктивных копинг-стратегий - «решение проблем», «работа, достижения», «позитивный фокус» - выше среднего, по С. Норману, Э. Фрайденберг, Р. Льюису. Практически по всем непродуктивным копинг-стратегиям был выявлен средний уровень выраженности, по С. Норману, Э. Фрайденберг, Р. Льюису - это копинги «эмоции», «несовладание», «разрядка», «игнорирование», «уход в себя», «чудо». Часть непродуктивных копингов - «беспокойство», «самообвинение», «отвлечение» выражены у студентов на уровне выше среднего. То есть студенты не редко используют непродуктивные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях. В качестве примера представляем диаграммы распределения средних значений копингов по группе (в %), по С. Норману и по Э. Фрайденберг, Р. Льюису.
Рисунок 1. Процентное соотношение копинг-стратегий у студентов, по С. Норману
Рисунок 2. Процентное соотношение копинг-стратегий у студентов, по Э. Фрайденберг и Р. Льюису
Рисунок 3. Процентное соотношение копинг-стратегий у студентов, по Э. Фрайденберг и Р. Льюису
Таким образом, в целом продуктивные копинги («решение проблем», «работа, достижение», «соц. поддержка», «друзья») у студентов педуниверситета развиты на уровне выше среднего и высоком (от 60% до 80%), что, безусловно, позитивная тенденция. Есть некоторые продуктивные копинги, которые выражены на низком уровне (частота их использования) - это «общие действия» (30,9% ) и «проф. помощь» (36%). Непродуктивные копинги также преимущественно выражены на среднем уровне, кроме 3-х копинг-стратегий: «беспокойство» (73%), «самообвинение» (64%), «отвлечение» (67%).
Такая по большинству показателей позитивная картина сформированности копинг-стратегий объясняется, по нашему мнению, тем что исследуемая выборка - студентки старших курсов Психолого-
педагогического факультета является интеллектуальной, социально-ориентированной, в профессиональную подготовку которой включены активные методы обучения.
Однако актуальной и для данной выборки является психологическая тренинговая работа, направленная на снижение непродуктивных копингов и дальнейшее повышение использования продуктивных. По нашему мнению, гештальтподход в тренинговой работе является эффективным средством, способствующим развитию у студентов продуктивного копинг-поведения. Гештальттренинг (Ф. Перлз, И. Ялом, К. Рудестам, Р. Резник и др.) задает модель конгруэнтного, аутентичного, открытого, искреннего партнерского диалога психолога-тренера со студентами-членами группы. Профессиональное ведение диалога способствует развитию у студентов прежде всего аналитической компетентности и кроме того, способствует развитию рефлексии, эмпатии. Таким образом развиваются продуктивные копинги «решение проблем» и «соц. поддержка». Психолог-тренер анализирует личные проблемы каждого члена группы по мере их предъявления. Другие члены группы также могут подключиться к анализу проблемы. Члены группы «прорабатывая» свои ситуации и присоединяясь к ситуациям членов группы, обучаются анализу конфликтных, фрустрирующих ситуаций, анализу «защитных искажений» в оценке себя, значимого другого, ситуации и как следствие развивают свой аналитический копинговый потенциал в режиме социальной групповой поддержки и преодолевают в результате фрустрирующие состояния [1, 2]. Такой работе способствует безопасное, доверительное пространство, которое создается в гештальтгруппе за счет, в первую очередь, искреннего, открытого диалога психолога с членами группы. Это обеспечивается профессионализмом психолога - его консультативной компетентностью.
Нами была исследована динамика копинг-стратегий студентов-участников гештальттренинговой группы - до, после тренинга и отсроченные показатели. Нами представлены диаграммы сравнительных диагностических показателей по опросникам С. Нормана и Э. Фрайденберг, Р. Льюиса студентов-участников одного 3-х дневного 30-ти часового гештальттренинга. В качестве примера приводим результаты диагностики динамики копинг-стратегий студентов-членов одной 3-х дневной тренинговой группы.
Таблица результатов диагностики копинг-стратегий, по С.Норману, Д. Эндлеру, Д. Джеймсу, М. Паркеру (адаптация Т.Л. Крюковой) (в баллах)
Копинг Копинг эмоции Копинг Копинг Копинг
решение проблем избегание отвлечение соц.поддержка
до пос от до пос от до пос от до пос от до пос от
ле ср ле ср ле ср ле ср ле ср
Алина К. 59 60 61 45 51 48 57 57 57 25 33 27 19 20 21
Алина С. 57 59 59 47 52 49 58 58 58 26 31 29 21 22 22
Евгения Т. 56 62 59 62 52 48 51 48 51 23 22 24 17 18 18
Лена С. 55 56 56 41 37 41 41 40 40 19 19 20 12 13 14
Маша Г. 46 56 57 56 52 48 51 52 52 21 27 22 20 20 20
Света Б. 60 61 61 47 51 45 52 48 55 23 21 25 19 20 20
Юля С. 55 55 60 31 38 40 51 57 51 21 23 22 20 21 21
Света Ч. 54 58 58 52 45 45 57 54 55 29 27 25 17 18 18
Среднее 55 58 58 47 46 45 52 53 53 23 25 24 18 19 19
Результаты диагностики, представленные в таблице, показывают, что продуктивные копинги «решение проблем» и «соц. поддержка» повышаются практически у всех членов группы в результате тренингового воздействия. Показатели непродуктивных копингов - «эмоции», «избегание», «отвлечение» также в целом по группе снижаются, кроме тех членов группы, у которых «на входе» по данным копингам были показатели ниже среднего или низкие. По данным методики «ACS» Э. Фрайденберг, Р. Льюиса по результатам воздействия гештальттренинга также повышаются практически у всех членов группы продуктивные копинги «решение проблем» и «соц. поддержка», «друзья». Также практически у всех участников тренинга снижаются показатели непродуктивных копингов: «несовладание», «игнорирование», «беспокойство», «разрядка», «чудо».
Феноменологические отклики членов группы в конце тренинга подтверждают полученную позитивную диагностическую динамику: «Общение с новыми людьми помогло открыть в себе что-то новое», «Можно открыто говорить, и никто не осудит», «Для себя открыла, что более общительна, чем думала», «Под конец тренинга стала чувствовать себя намного увереннее. Исчезли страх и нежелание общаться», «Посмотрела на себя с другой стороны, увидела, что не только у одной меня проблемы».
Выводы. Нами диагностически исследованы результаты воздействия целого ряда гештальттренингов, проведенных разными тренерами-выпускниками психолого-педагогического факультета. Представленная нами позитивная динамика копинг-стратегий членов тренинговых групп подтверждается как диагностическим, так и феноменологическим анализом. Перспективой исследования результатов позитивного воздействия гештальттренинга на копинг-стратегии и другие показатели эмоционально-личностной сферы студентов является расширение выборки участников и увеличение продолжительности тренингового воздействия.
Литература:
1. Аврамова Т. И. Гештальттренинг. Теория. Практика / Т.И. Аврамова. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 76 с.
2. Аврамова Т.И. Развитие эмоционального интеллекта у студентов средствами гештальттренинга / Т.И. Аврамова // Проблемы современного педагогического образования - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА.
3. Аврамова Т. И. Гештальттренинг как метод личностного роста педагогов // Акмеология / Т. И. Аврамова. - 2016. - № 1(57). - С. 35-37.
4. Гингер С. Гештальт-терапия контакта. - Санкт-Петербург: Просвещение, 1987. - 287 с.
5. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы: методическое руководство / Т. Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2007. - 61 с.
6. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / Т. Л. Крюкова // Журнал практического психолога. - 2007. - №3. - С. 82-93.
7. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - Санкт-Петербург: Медицина, 2010. - 204 с.
8. Либина Е. В. Стиль реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами / Е. В. Либина, А. В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. - Москва: Смысл, 2008. - 204 с.
9. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социально-психологической антропологии. - 2003. - Т. 1. - №2. - С. 79-98.
10. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2001. - Т.18. - №5. - С. 21-30.
11. Сирота Н. А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина. - Москва: Генезис, 2005. - 215 с.
12. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - Москва: Смысл, 2008. - 189 с.
13. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - Москва: Прогресс, 2008. - 368 с.
Психология
УДК: 37.015.3
кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна
Елабужский институт (филиал)
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга) ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния стилей педагогического общения на развитие личности школьника в подростковом возрасте. Эта проблема в настоящее время является одной из наиболее сложных в образовании, поскольку общение в педагогической деятельности направлено на решение учебных задач, на социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и на организацию взаимоотношений педагога и учащихся, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. В результате исследования было определено, что развитие личностных характеристик подростка зависит от стиля педагогического общения.
Ключевые слова: стиль педагогического общения, подросток, черты характера, взаимодействие.
Annotation. The article deals with the problem of the influence of pedagogical communication styles on the development of a student's personality in adolescence. Currently, this problem is one of the most difficult in education. Communication is directed on the solution of educational tasks, on social and psychological maintenance of educational process and on the organization of interrelations of the teacher and pupils providing success of training and education in pedagogical activity. As a result of the research it was determined that, the development of personal characteristics of a teenager depends on the style of pedagogical communication.
Keywords: style of pedagogical communication, teenager, traits, interaction.
Введение. В педагогике и психологии проблема взаимодействия педагога и обучающихся остается актуальной и в настоящее время. Этот вопрос является одним из наиболее сложных в образовании, поскольку общение, выступающее актом педагогического взаимодействия, направлено на решение учебных задач, на социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и на организацию взаимоотношений педагога и учащихся, обеспечивающую успешность обучения и воспитания.
Взаимодействие, как одна из основных философских категорий, отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого. Это взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов, лиц и общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности, а в нашем случае - образовательной [7, с. 175]. Очевидно, что эффективность педагогического общения в большей степени зависит от компетенций педагога, обозначенных в ФГОС.
Педагог выступает инициатором процесса педагогического общения, организует его и управляет им. Продуктивно организованный процесс педагогического общения способствует превращению обучающихся в субъектов общения, переводя детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества. При этом характер отношений «учитель-ученик» выстраивается на основе определенного стиля педагогического общения, которое оказывает влияние на полноценное формирование не только психических функций или процессов, но и целых блоков психических свойств и всей личности в целом [2, с. 96].
Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, когда происходит своего рода «вырастание» из него. Это - переходный этап от детства к взрослости, являющийся наиболее благоприятным для саморазвития личности. Значительную роль в становлении мироощущения и мировосприятия ребенка, безусловно, играет педагог. Выстраивая определенный стиль отношений с учеником, он способствует развитию тех или иных качеств подростка: его представление о себе, своих возможностях, и как следствие, удовлетворенность своим «Я».
Целью настоящего исследования стало выявление влияния стилей педагогического общения на развитие личности подростка. Объектом выступили учащиеся 8 - 9 классов одной из школ города Елабуги и учителя этой же школы, использующие разные стили общения. Предмет исследования - стиль педагогического общения и черты характера подростков. Благодаря этому исследованию мы детально сможем рассмотреть влияние стиля педагогического общения на развитие тех или иных черт характера школьника в подростковом возрасте.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических исследования выделяются несколько классификаций стилей педагогического общения. Трактуя понятие «стиль педагогического общения», ряд авторов придерживаются классического подхода к нему, как к целостной системе операций, приемов и способов, создающих межличностное взаимодействие, оказывающих воспитательное воздействие