The present article analyses a present-day problem of formation of professional motivation of student youth under modern social and economic conditions of Russian society development and labour values crisis. The results of the study of professional motivation of student youth as future intellectual elite, intellectual resource of a society encourage deep theoretical and practical knowledge in the sphere of national youth sociology.
Key words: youth, student youth, youth sociology, professional motivation of student youth, labour values.
УДК 316. 74 : 2 : 72
ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ
Е.А. Тарапанова, соискатель кафедры политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана
В статье рассматриваются проблема влияния архитектурных религиозных строений
(памятников) на развитие общества и его культуру.
Ключевые слова: религия, христианство, православие, ислам, церковь, храм, мечеть,
синагога
Москва издавна является не только политическим, экономическим и культурным центром страны, но и религиозным. Здесь находятся главные культовые здания многих конфессий России -кафедральный собор РПЦ (храм Христа Спасителя), Соборная мечеть, Костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Московская хоральная синагога и т.д.
Под культовыми зданиями традиционно понимаются здания, предназначенные для богослужения и выполнения различных религиозных обрядов. С учетом особенностей конкретного вероисповедания культовые здания значительно различаются по своей архитектуре, такие различия имеют место даже среди течений одной и той же религии. Например, католические, православные и протестантские церкви очень сильно отличаются друг от друга по своему архитектурному и планировочному решению. Кроме того, архитектура основных типов культовых зданий (буддийские храмы, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги) исторически видоизменялась в соответствии с развитием архитектуры в разных странах и приобретала определенный национальный колорит. В течение тысячелетий храмы выполняли не только религиозную, но и некоторые общественные функции (проведение собраний, церемоний, организация обучения, благотворительной деятельности и т.д.). В символике архитектурных элементов и декоративного убранства храмов отразились основные черты мировоззрения эпохи.
Следует отметить, что вокруг любого культового здания организуется определенный социум, который оказывает соответствующее влияние на жизнь города. В то же время, внешние проявления религиозных традиций того или иного вероисповедания по-своему воздействуют на жизнь окружающих людей, в том числе и атеистов. Особое влияние оказывают внешние проявления религиозных обрядов и ритуалов, осуществляемых при культовом здании, ввиду того, что они носят постоянный характер и ориентированы на большие массы людей. Например, в православной церкви это колокольный звон, крестный ход, в мечети - призыв муллы на молитву, праздничное жертвоприношение баранов и т. д.
Русская православная церковь (РПЦ) - крупнейшая конфессия России, в отечественной истории ей принадлежит заметная роль. Исторически российская государственность формировалась как православная. Кроме того, православие сыграло важную роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. «И в силу особенностей исторического развития России, и в силу наибольшей массовости своей базы православие занимает особое, преобладающее место в конфессиональном пространстве страны, которое никто не может, да... и не пытается поставить под сомнение» [1, с. 235].
Традиционно в России православная церковь всегда была намного больше, чем просто некая религиозная структура. Принятие христианства в 988 г. оказало большое влияние на всю дальнейшую историю России, оно укрепило государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства, сформировало идентичность русского народа. Православие
принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры, философско-богословской мысли. Таким образом, для России православие на протяжении более тысячи лет является государствообразующей и культурообразующей конфессией, хранителем духовно-нравственных основ.
Вместе со сформировавшейся православной религией Русь приняла от Византии и многие элементы церковной архитектуры. В Восточной Церкви еще в V-VШ вв. сложился так называемый византийский стиль храмовой архитектуры. После того как православие официально утвердилось, князья стали приглашать греческих архитекторов для строительства православных храмов. Первые православные храмы России стали основой для дальнейшего развития духовной и культурной жизни страны. Строительство храмов, осуществляемое по выработанным в Византии канонам, способствовало заимствованию строительных технологий, которые вскоре начинают применяться и при строительстве светских построек.
В дальнейшем в России сформировалось несколько самобытных архитектурных стилей, в частности, большое распространение приобрела менее дорогостоящая деревянная церковная архитектура, которая сформировала особый стиль, обусловленный свойствами дерева как строительного материала.
Русские православные храмы весьма разнообразны в своем архитектурном облике, деталях убранства и украшении, что свидетельствует о высочайшем мастерстве русских зодчих, богатстве художественных средств русской церковной архитектуры. По подчиненности и местоположению храмы принято делить на ставропигиальные, кафедральные, приходские и кладбищенские, из которых наибольшее распространение имеют приходские храмы, предназначенные для богослужения местных приходов. Храмы прошлых столетий (особенно ставропигиальные и кафедральные) отличаются несравненным великолепием, значительной внешней и внутренней детализацией, богатым мозаичным и живописным убранством.
В XXI в. темп жизни значительно ускорился, архитектура православных храмов стала более простой. Сегодня на первый план выходит практичность. Существенный рост объема храмостроительства предполагает переориентировку на приоритетное строительство быстровозводимых и недорогостоящих зданий.
В соответствии с докладом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства Москвы в декабре 2009 г. можно сформулировать следующие основные задачи современной храмовой архитектуры:
- массовое строительство небольших приходских храмов «шаговой доступности»;
- применение типовых архитектурных решений и использование модульных конструкций для ускорения и удешевления строительства храмов;
- расширение общественной роли РПЦ на уровне каждого прихода и необходимость наличия соответствующих помещений в составе приходских храмовых комплексов;
- обеспечение благообразия возводимых строений храмов, часовен, колоколен, домов причта, церковных оград в соответствии с высокими идеалами русского церковного искусства [2].
В настоящее время в Москве самое низкое число православных храмов на душу населения - один храм почти на сорок тысяч человек. При этом большая часть православных культовых зданий расположена в центре города, а в спальных районах, наиболее плотно заселенной части столицы, их почти нет. Поэтому Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к московским властям с просьбой выделить земельные участки под строительство новых церквей. Участки были выделены и Патриаршая программа строительства в спальных районах Москвы двухсот православных храмов стартовала в ноябре 2010 г. Предполагается, что на реализацию всей программы уйдет примерно три-четыре года. Столичные проектные организации помогли разработать более тридцати проектов типовых храмов, которые позволяют удешевить строительство и в то же время избежать архитектурного однообразия. «Храмы шаговой доступности» возводятся по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций. Строительство осуществляется за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, с учетом пожеланий жителей города. Заказчиком-застройщиком выступает РПЦ. Новые храмы предназначены не только для совершения богослужений. При каждом из них изначально запланирован духовно-просветительский центр, в рамках которого будут работать воскресная школа, библиотека, клуб для молодежи, кинолекторий и т. д. Более того, по решению Патриарха в штат новых приходов планируется ввести должности социальных работников, которые на постоянной основе будут заниматься помощью нуждающимся [3]. Таким образом, приходские храмы станут не просто культовыми зданиями, но и центрами социального и культурного служения в своем районе [4, с. 8].
После православия ислам является второй по численности конфессией России [5, с. 79]. При этом следует отметить, что, в отличие от Европы и мира в целом, на российской территории ислам закрепился довольно давно. «На нынешней территории России ислам существует более
1400 лет и является древнейшей монотеистической религией страны» [6, с. 260]. Вместе с тем ведущаяся под руководством мусульманских структур ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской части России) и СМР (Совета муфтиев России) в центре Москвы с 2005 г. грандиозная реконструкция здания Соборной мечети в сторону ее многократного расширения до революции была просто немыслима, в те времена в Москве было всего лишь две мечети -Историческая и Соборная, а православных церквей было «сорок сороков». Кроме того, данная реконструкция значительно меняет сложившийся архитектурный облик центра столицы, расположенная рядом старинная церковь Святителя Филиппа, митрополита Московского, построенная в 1777-1788 гг. по проекту известного архитектора М.Ф. Казакова, будет выглядеть совсем незаметной.
Представители СМР, как и представители РПЦ, уже неоднократно выдвигали идею массового строительства своих культовых зданий, причем речь шла не о столичных спальных районах, не имеющих какой-либо исторической застройки, а о каждом районе Москвы или, по меньшей мере, каждом столичном округе. 23 сентября 2010 г. председатель Казыятского управления мусульман Тюменской области (ассоциированного с СМР) Фатых Гарифуллин заявил на заседании областного Конгресса религиозных объединений о том, что недостаточное количество мечетей в Москве показывает, что «мусульмане - самые бесправные граждане России, ибо им приходится молиться на улице». По его мнению, решить данную проблему на ближайшее будущее помогли бы сто пятьдесят мечетей, примерно на 400-500 верующих каждая.
Кроме того, представителями СМР был предложен еще один вариант восполнения для мусульман Москвы нехватки молитвенных помещений, особенно необходимых для богослужения в крупные праздники. 14 сентября 2010 г. главный имам московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов отметил в интервью газете «Metro Москва», что «мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере». Об этом же 27 сентября 2010 г. в интервью информационному агентству «Интерфакс-религии» заявил и Фатых Гарифуллин. По его словам, еще в 2009 г. он обращался к Патриарху Кириллу с просьбой допустить в столичные храмы мусульман для совершения богослужений, при этом завесив там иконы. Заявление этих представителей мусульманского духовенства вызвало резкую реакцию, в том числе и среди последователей ислама. 24 сентября 2010 г. на сайте Информационного агентства «Чечня сегодня» было размещено заявление председателя Духовного управления мусульман Чечни муфтия Султана Мирзоева, который отметил, что «слова имама были расценены как угроза в адрес православного большинства и откровенный шантаж московских властей».
В феврале 2011 г. затянувшийся конфликт между жителями московского района Текстильщики, протестующими против строительства мечети (превосходящей по вместимости все вместе взятые уже существующие в столице), и властями столицы был разрешен в пользу жителей Текстильщиков. Инициативная группа провела несколько акций протеста, были собраны подписи под обращением к президенту России. В декабре 2010 г. префект Юго-Восточного административного округа В.Б. Зотов пообещал, что мечеть на Волжском бульваре строиться не будет. В то же время на сайте префектуры ЮВАО по-прежнему находилось размещенное в июле 2010 г. решение о выделении участка под строительство мечети. В своем письме обеспокоенные жители Текстильщиков призвали мэра Москвы С.С. Собянина взять под личный контроль ситуацию вокруг строительства мечети в их районе. Отвечая на данное письмо, вице-мэр А.Н. Горбенко заверил, что «строительство мечети по данному адресу осуществляться не будет» [7].
Мусульманские лидеры и представители мусульманского духовенства часто акцентируют внимание на том, что в Москве, где проживает значительное количество мусульман, действуют всего четыре мечети. Однако это не так. Во-первых, мечетей в Москве шесть: Историческая (на Большой Татарской улице), Соборная (в Выползовом переулке), Мемориальная (на Поклонной горе), суннитская «Ярдям» и шиитская «Инам» (на улице Хачатуряна), шиитская мечеть в жилом комплексе посольства Исламской Республики Иран (на улице Новаторов), где любой мусульманин может принять участие в совершаемых там богослужениях.
Во-вторых, насчитывается множество специально оборудованных помещений, где московские мусульмане также могут совершать богослужения. Среди этих молельных помещений есть и такие, которые не уступают по своим размерам стандартным мечетям. Например, вместительный молельный зал функционирует в Московском исламском университете (проезд Кирова). Большинство молельных помещений в столице появилось в последние пять лет. В апреле 2007 г. местная религиозная организация мусульман Северного и Южного Бутова «Милость» открыла свое молельное помещение на Южнобутовской улице, а в ноябре 2009 г. на улице Складочной было открыто молельное помещение московской мусульманской организации «Даруль Аркам» («Дом Аркама»). В конце сентября 2010 г. мусульманская община Чертаново «Кяусар» открыла свое молельное помещение на Черноморском бульваре [8].
В-третьих, в настоящее время фактически каждый открывающийся в Москве мусульманский ресторан, магазин одежды, салон красоты и даже фитнес-центр имеет молельную комнату. Например, в ресторане халяльной кухни «Шарм-Эль-Шейх» на Страстном бульваре «для удобства гостей ресторана имеется молельная комната» [9].
Если в 1998 г. совершить праздничный намаз в честь праздника Курбан-Байрам к Соборной мечети в Выползовом переулке пришло около 35 тыс. чел., то в 2001 г. их число достигло уже 50 тыс., а в 2010 г. - 70 тыс. [10, с. 2] На близлежащих улицах из-за огромного количества молящихся мусульман образовались плотные автомобильные пробки, сильно затруднено было и пешеходное движение. Жертвоприношение баранов совершалось прямо на улице, на глазах у прохожих, в том числе и детей. Похожая ситуация имела место и возле других культовых мусульманских зданий столицы.
Таким образом, количество молельных помещений в Москве значительно превосходит четыре мечети, кроме того, намечается тенденция к росту их количества и к увеличению числа активных последователей ислама. Изменение архитектурного облика города влечет и изменение окружающего социума. Перед московскими властями стоит весьма сложная задача сохранить не только исторический облик столицы, но и межконфессиональное равновесие между наиболее многочисленными конфессиями страны - православием и исламом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения. Ч. 4. Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС.
2. Кеслер М.Ю. Современные тенденции в строительстве приходских храмов // Приход. 2010. № 2.
3. Соколов А. Зачем Москве 200 новых храмов? // Официальный сайт Московского патриархата. 10.11.2010. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1316153.html
4. Колесник С. Определены места, где будут строить православные храмы // Мой район. 2010. № 39 (385).
5. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования.
2009. № 12.
6. Керимов Г.М. История вероисповедной политики в России (исламский аспект) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 2.
7. Орлова Д. Мечети в Текстильщиках не будет // Комсомольская правда. 16 февр. 2011. URL: http://kp.ru/print/ article/ 25639/803669
8. Мальцев В. Мечети-призраки // НГ-религии. 03.11.2010. URL: http://religion.ng.ru/ printed/ 247299
9. Ресторан халяльной кухни без спиртного «Шарм-Эль-Шейх». URL: http://halalrest.ru
10.Власова И. Праздник. Молящиеся заполнили улицы у Соборной мечети // Мой район.
2010. № 45 (391).
SPECIFIC CHARACTER AND SOCIAL ROLE OF RELIGIOUS SAMPLES OF ARCHITECTURE
E.A. Tarapanova, Doctoral Candidate of the Department of Political Science of Moscow State Technical University named after N.E. Bauman
The article deals with the problem of the influence of architectural religious structures (monuments) on the development of society and its culture.
Key words: religion, Christianity, Orthodoxy, Islam, church, temple, mosque, synagogue.
Филологические науки
УДК 81' 42:81' 367.3