ТЮРЕМНЫЕ ХРАМЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН А.Г. Баимов, мл. науч. сотр.
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10350
Аннотация. В статье дается описание стационарных религиозных объектов - храмов и мечетей, расположенных на территориях структурных подразделений ФСИН России по Республики Башкортостан. Приведен краткий исторический очерк опыта строительства культовых объектов в пенитенциарных учреждениях на территории Республики, и статистические данные. Работа основана на данных, полученных в ходе экспедиционных выездов в 2015-2016 гг., по полевым материалам автора. Впервые дается описание всех имеющихся стационарных религиозных объектов в исправительных учреждениях на территории Республики Башкортостан. Статья имеет информационно-справочный характер.
Ключевые слова: храм, мечеть, исправительное учреждение, ФСИН, Республика Башкортостан, религиозное воспитание.
Институт церкви в Российской Империи рассматривался государством как инструмент воздействия на осужденных, как воспитательный орган. В России монастыри до XVIII в, практически выполняли функцию исправительных учреждений. Многие современные исправительные учреждения были построены в советское время на месте монастырей, и в качестве тюремных корпусов по настоящее время используются старинные монастырские здания. В тюремной знаково-иерархической системе принято «набивать» татуировки с изображением православного креста или куполов храма, обозначающее количество «ходок». В начале XX в. практически во всех тюрьмах появились православные храмы. В годы революции храмы были разрушены или использовались не по назначению. В 2015 году государство восстановило деятельность тюремного духовенства. А вместе с духовенством вновь возродилась практика строительства храмов на территориях пенитенциарных учреждений.
До революции на территории Республики Башкортостан действовал один тюремный храм - Петропавловская церковь, которая находилась на территории Уфимской тюрьмы (ныне ул. Достоевского, 35,
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан). Впервые храм был открыт в 1825 году, неоднократно перемещался из одного здания в другой, и окончательно обосновался в 1864 году в каменном тюремном замке. Действовал до 1919 года. В советское время купол был снесён, сверху были надстроены этажи [1].
В 2014 г. статья 14 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации, в которой регламентируется право на свободу совести и вероисповедания осужденных, претерпела изменения расширяющие права постояльцев пенитенциарных учреждений. Также часть четвертая указанной статьи допускает, что в исправительных учреждениях могут быть оборудованные помещения для отправления религиозных нужд [2].
В настоящее время на территории Республики Башкортостан находятся 5 следственных изоляторов (СИЗО), 9 исправительных колоний (ИК), 2 колонии поселения (КП), 1 воспитательная колония для несовершеннолетних (ВК), 2 учреждения ФСИН медицинской направленности. В десяти из указанных структурных подразделений ФСИН есть объекты религиозного назначения. Всего в учреждениях пенитенциарной системы на территории Рес-
публики Башкортостан действуют 4 православных храма, 3 мечети и 11 молельных комнат из которых 6 - для православных, 5 - для мусульман [3].
Православные храмы.
В апреле 2008 г. на территории исправительной колонии № 3 (ИК-3) состоялся обряд освящения нового православного храма в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны (г. Уфа, ул. Советов 54/1, Ш4°47'17.8"; Е56°14'06.4"). Торжественная церемония открытия храма была приурочена к 50-летию исправительного учреждения. Здание построено из красного кирпича и имеет прямоугольную форму, 10Х5Х5 м Храм был построен силами осужденных на средства благотворителей. Осужденные, проявившие наибольшую активность при строительстве были награждены ценными подарками и грамотами из рук начальника ГУФСИН России по Республике Башкортостан генерал-лейтенанта внутренней службы Виктора Шалыгина. В храме часто богослужения проводит Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон.
В исправительной колонии № 4 (ИК-4) длительное время действовала православная молельная комната, которая была организована инициативной группой верующих-осужденных, администрацией колонии и клириками уфимской епархии РПЦ МП (г. Салават-6, 152 км автодороги Уфа - Оренбург, Ш3°24'54.0";
Е55°50'43.1"). В январе 2005 г. состоялась торжественная церемония открытия храма, который был назван в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Храм имеет прямоугольную форму, 12Х6Х6 м, был построен на средства благотворителей, ветеранов ФСИН, руками самих осужденных. Настоятелем храма является иерей Олег Кабуков.
В 2000 году отцом Виталием Чернышевым на территории Исправительной колонии № 7 (ИК-7) был устроен домовой храм в честь Анастасии Узорешительницы (г. Мелеуз, ул. Ленина 1а, Ш2°56'14.1"; Е55°55'10.1"). 14 мая 2011 г. был заложен новый храм на территории исправительного учреждения, который был открыт в 2014 году. Храм также был назван в честь
святой Великомученицы Анастасии Узо-решительницы, представляет собой здание со сложной архитектурой, с примерными размерами 12Х6Х6 м. При строительстве храма участвовали сами осужденные, а также привлекались профессиональные строители, волонтеры и персонал учреждения. Строительство осуществлялось за счет благотворителей. Настоятелем храма является протоиерей Владимир Белявцев.
При лечебно-исправительном учреждении № 19 (ЛИУ-№19) до 2007 г. действовала православная молельная комната (г. Салават по улице Красноармейской, Ш3°22'50.3"; Е55°53'50.3") В 2008 г. на территории учреждения был открыт храм в честь Святого Великомученика и целителя Пантелеймона. Храм был надстроен вторым этажом над одним из корпусов лечебно-исправительного учреждения. Имеет форму прямоугольника, 10Х5Х5 м. Строительство храма осуществлялась руками самих заключенных, средства на закупку стройматериалов выделил генеральный директор ООО «Алекс групп» Алексеев Владислав Вячеславович. Необходимую религиозну утварь предоставила Московская благотворительная организация Милосердие в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь». В храме есть своя библиотека, в которой числится более 2000 книг, более 300 компакт-дисков с фильмами православного содержания [4]. Настоятелем храма является иерей Владимир Иванов. В ЛИУ-№19 содержаться заключенные, больные туберкулезом, которые направляются из разных колоний, с разными режимами содержания и сроками наказания.
Мечети.
Мечеть «Акъюл», построенная на территории Исправительной колонии, в г. Салават (г. Салават-6, 152 км автодороги Уфа - Оренбург, Ш3°24'56,54"; Е55°50'45,12"), стала первым культовым сооружением для мусульман в системе ФСИН не только в регионе, но и по всей Российской Федерации. Открытие мечети произошло в один день с православным храмом в 2005 г. Построен силами самих заключенных на благотворительные и федеральные средства. Мечеть была построена по инициативе Министерства Юс-
тиции, начальника ГУФСИН России по Республике Башкортостан В.В. Шалыгина, и Центрального духовного управления мусульман России. Сооружение представляет собой каменное здание прямоугольной формы 12Х6Х6 м, и с минаретом высотой в 6 метров.
Следующая мечеть на территории Республики была открыта в апреле 2009 г. в Исправительной колонии № 3, в микрорайоне Шакша, г. Уфа. (Уфа-69, пос. Шакша, ул. Советов, 54. Ш4°47'17,42"; Е56°14'05,90"). Мечеть построена осужденными на федеральные и благотворительные средства и представляет собой здание из красного кирпича прямоугольной формы 10Х5Х6 м, и с минаретом в 8 метров.
В 2014 г. прошло торжественное открытие мечети «Юлдаш» в Исправительной колонии № 7, в г. Мелеуз (г. Мелеуз, ул. Ленина, 1а. Ш2°56'13,95";
Е55°55'10,98"). Строительство осуществлялось с 2011 г., в работе были задействованы сами осужденные. Мечеть построена на благотворительные средства с привлечением собственных доходов исправительной колонии. Стены мечети из красного кирпича, представляет собой здание прямоугольной формы 12Х6Х6, с отдельным минаретом высотой 14 метров. До строительства мечети в колонии функционировали православная и мусульманская молитвенная комната.
По словам участника строительства культовых объектов на территории Исправительной колонии № 4 Г.Г. Суфиянова, появление православного храма и мечети положительно отразилось на дисциплине, увеличилось количество верующих и интересующихся религией. Г.Г. Суфиянов считает, что правоверный мусульманин не нуждается в контроле извне: «потому что для него сам Аллах контроль. От Всевышнего ничего не скроешь, поэтому те, кто по-настоящему верят - никогда не нарушают дисциплину, потому что Ислам - это покорность [5]».
Посещение мечети или храма для заключенных является ограниченным пра-
вом, которого верующий может лишиться, в случае нарушения дисциплины. Порядок посещения мечети или храма следующий:
1. осужденный пишет заявление о желании посещать мечеть или храм;
2. рассмотрение заявления администрацией исправительного учреждения;
3. составление списка прихожан мечети или храма;
4. составление индивидуального графика посещения храма или мечети с учетом времени исправительных работ и установленного режима.
Для работы с заключенными рядовые священнослужители на практике почти не направляются. Беседы проводят среди православных преимущественно митрополит или епископы, среди мусульман -муфтии. В качестве исключения для пятничных проповедей могут выбрать имама из числа заключенных с одобрения кандидатуры администрацией колонии. Приведенный факт показывает необходимость обучения священнослужителей для работы непосредственно с заключенными [6].
Таким образом, строительство, как православных храмов, так и мечетей началось во второй половине 2000-х гг., задолго до внесения изменений в статью 14 Уголовно-исправительного кодекса РФ и появления в системе ФСИН должности помощника по работе с верующими. Как правило, до организации строительства стационарных религиозных объектов, в каждом исправительном учреждении, где они есть, успешно действовали молельные комнаты. Появление храмов и мечетей в учреждениях пенитенциарной системы способствует достижению ряда задач, которые ставятся перед ФСИН России. Во-первых, обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, гарантировано Конституцией РФ. Во-вторых, противодействие распространению радикальных псевдорелигиозных течений в исправительных учреждениях. В-третьих, использование потенциала религии в воспитательных целях.
Библиографический список
1. Уфа. Церковь Петра и Павла // Соборы.ру [электронный ресурс] http://sobory.ru/artide/?object=14403 (дата обращения 21.12.2018).
2. N1-ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 (ред. от 20.12.2017)
3. Структурные подразделения // Официальный сайт УФСИН России по РБ [электронный ресурс] http://www.02.fsin.su/structure/index.php (дата обращения 21.12.2018).
4. Официальный сайт Отдела по тюремному служению Салаватской епархии Башкор-тостанской Митрополии РПЦ МП // URL: http://ots-salavat.cerkov.ru/xram-pri-fku-ik-7-ufsin-rf-po-rb/ (дата обращения 14.12.2018)
5. ПМА. Июль 2016 г.
6. Баимов А.Г. Мечети в учреждениях пенитенциарной системы России по Республике Башкортостан // Известия Уфимского Научного Центра РАН. 2016. № 3. С. 113-116.
PRISON TEMPLIES IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF
BASHKORTOSTAN
A.G. Baimov, junior researcher
Institute of ethnological studies R.G. Kuzeev Ufa federal research center of the Russian academy of sciences (Russia, Ufa)
Abstract. The article describes the stationary religious objects - temples and mosques located on the territories of the structural units of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Republic of Bashkortostan. A brief historical sketch of the experience of building religious objects in penitentiary institutions in the Republic, and statistical data is given. The work is based on data obtained during expeditionary visits in 2015-2016, according to the author's field materials. For the first time, a description is given of all existing stationary religious objects in correctional institutions in the territory of the Republic of Bashkortostan. The article has informational and reference character.
Keywords: church, mosque, correctional institution, FSIN, Republic of Bashkortostan, religious education.