УДК 7.012:745/749 (571.12)
ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА
© Радик Хамзяевич ЧАББАРОВ
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация, аспирант кафедры художественного образования; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень, Российская Федерация, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна, e-mail: [email protected]
Статья посвящена историческим аспектам развития народного декоративно-прикладного искусства Тюменского региона, анализу сложившихся самобытных традиций декоративно-прикладного искусства народностей Тюменского региона. Новизна статьи заключается в том, что данной материал не отражен в научно-исследовательских изысканиях как в Тюменском регионе, так и в стране. Материал представляет практическую значимость для подготовки художников декоративно-прикладного искусства и дизайнеров в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: народная культура; народное декоративно-прикладное искусство; Тюменский регион; этническая картина; угорские племена; народное творчество татар, русских.
В многообразном проявлении культуры регионов выделяется яркий и уникальный пласт - народная культура, имеющая в своем составе различные элементы (народное декоративно-прикладное искусство, народная педагогика, народная медицина, этнопсихология и др.). В свою очередь, к народной художественной культуре относятся художественные промыслы и ремесла, фольклор, праздники и обряды, народный театр, народный костюм, зодчество и т. д.
В настоящее время проблемы народной художественной культуры активно исследуются в различных областях научного знания. Различные аспекты художественного образования средствами народного искусства были и остаются предметом серьезного осмысления современных педагогов: Б.М. Неменско-го, В.Г. Горяева, ЕВ. Шорохова, Т.Я. Шпи-каловой, Г.А. Поровской, Э.И. Кубышкиной и др. Авторы этих работ подчеркивают уникальную роль народной культуры в воспита-
нии личности обучающихся. Вопросы, связанные с художественным образованием на материале национальных традиций народного искусства различных регионов России, рассматриваются в исследованиях Р. Т. Ибрагимовой, Е.М. Карасевой, Л.Н. Романовой, Л.Э. Лапшиной, И.А. Стар, М.В. Соколова, Б.И. Ижанова и др. Однако в этих работах не в полной мере отражены вопросы специфики развития народного декоративного искусства.
Исследуя культуру Западной Сибири, мы опирались на труды искусствоведов, историков и этнографов, посвященные культуре разных этносов Тюменского региона: А.Е. Ащепкова, В.А. Барадулина, С.В. Иванова, А.М. Сязи, Л.В. Хомича, Н.Х. Шайхт-диновой, Е.М. Козловой-Афанасьевой, Л.В. Ивановой, А.В. Матвеева, А.П. Яркова и др.
На территории Западной Сибири и современной Тюменской области на протяжении тысячелетий обитали, сменяя друг друга,
многие народы, разные по этническому составу. Все это обусловило формирование и развитие в Тюменском регионе богатейших и самобытных традиций народного декоративно-прикладного искусства.
Исторические свидетельства доказывают, что формирование этнической картины Тюменского региона происходило с середины первого тысячелетия до н. э. до второго тысячелетия н. э. Согласно археологическим и топонимическим данным, предки хантов в это время жили на более обширной, чем теперь, территории. Они изготавливали керамику, костяные, медные и бронзовые украшения, предметы вооружения из бронзы и железа.
Позднее, в У-У1 вв., для местных племен характерной чертой развития декоративноприкладного искусства стал расцвет фигурного, бронзового литья - это находки с рек Конды, Северной Сосьвы. Прекрасно выполненные глиняные антропоморфные фигурки с тщательно прорисованным орнаментом получили широкое распространение в лесной зоне Приобья. Однако к концу I тысячелетия н. э. искусство литья из бронзы постепенно угасло. А литые из бронзы изображения птиц и животных сменились лапчатыми и шумящими подвесками, характерными для живущих по рекам Каме и Вычегде. Характерны зооморфные и растительные мотивы орнамента - «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлическими бляшками, но сейчас эти головные уборы заменили на цветастые шерстяные платки. Украшения нагрудные, головные, накосные (прикрепляемые к ложным косам) делали из бисера, женщины носили серьги, кольца. Мужчины также заплетали косы. А шаманы наносили татуировку тотемного значения. В частности, «хантыйская национальная одежда сах - своеобразная модель чума. Сах делался двойным: мехом наружу и украшался меховой мозаикой, причем кусочки меха подбирались так, чтобы ворс был направлен только в одну сторону. Мозаика сшивалась сухожильными нитками» [1, с. 136-137]. В одежде хантов преобладали цвета, обусловленные природным материалом (мех), в соответствии с чем они представляли ахроматическую гамму. Праздничность и наряд-
ность создавались цветными вставками разного цвета. «Опушка из меха разделана красочными полосами, сшитыми из кусочков разноцветного сукна. От рукавов и плеч развеваются суконные цветные ленточки: красные, синие, желтые, зеленые. В давние времена на месте суконных вставок были полосы ярко-оранжевой радуги» [2, с. 123].
Позже других народностей в регионе появились тюркские племена. Во второй половине XIII в. развитие угорских народов в южнотаежных районах было прервано вторжением сюда больших групп тюркских кочевников, сначала тюрков-кыпчаков, вытесненных из степей татаро-монголами, а затем и самих татаро-монголов, лавиной прокатившихся по Южной Сибири, частично там и осевших. В результате культурно-этническая картина региона изменилась. Под давлением тюрков сибирским племенам пришлось потесниться в суровые северные области. Часть их была ассимилирована пришельцами. Так, к ХУ в. формируется новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами.
Одна из вершин народного творчества татар - ювелирное искусство. Исторические свидетельства показывают, что украшения делались руками сибирских мастеров, а также привозились из Казани, где изготовлялись мастерами-одиночками или небольшими артелями. Специфический образный строй национальному костюму татар придавали на-косники, браслеты, серьги, подвески, пряжки, воротнички, ожерелья. Украшения делались из низкопробного серебра, медных сплавов, оформлялись самоцветами и стеклом металла. Тканые изделия татарских мастериц также отличались специфической декоративностью. Для большинства из них характерны яркость и многоцветие. Творчество народа проявилось и в украшении самого жилища резным деревом и металлом. Многие деревни и сегодня имеют неповторимый облик благодаря своеобразной резьбе наличников, ворот, где главными орнаментальными символами являются солнце, луна и звезды, ромб, как символ четырех времен года и четырех сторон света, тюльпан, огонь, птицы, деревянная тонкая вязь мусульманских символов. Художественной росписью татары украшали утварь, мебель, наличники. Мастера-медники создавали разнообразнейшие по
форме и отделке металлические кумганы, подносы, жаровни.
Особенно ярко специфика татарского декоративно-прикладного искусства выявлена в национальном костюме татар, который представляет собой сплав нескольких видов творчества: шитья, вышивки, ювелирного искусства, кожаной мозаики. Колористика одежды в основном отмечена сочетаниями однотонных оттенков (зеленого, бордового и др.). При этом все цвета, кроме черного цвета, отражают оптимистическое восприятие действительности. Подробную, многостороннюю характеристику орнамента татар дает Ф.Х. Валеев, связывая его с древней земледельческой культурой, и отмечает, что «в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдельной скотоводческой культуре кочевых предков татар» [3, с. 201].
Таким образом, к ХУ!-ХУП вв., к моменту активизации движения русского населения за Урал, культурно-этническая картина региона выглядела следующим образом: угорские племена отодвинулись на север и локализовались в районах Нижнего и Среднего Приобья, вобрав в себя многовековые традиции древних сибирских культур. Культура обских угров оказалась в территориальной изоляции и как бы законсервировалась, продолжая оттачивать древние орнаментальные формы в украшении бытовых изделий (мех, береста и др.). В этой культуре очень значителен геометрический стиль (сохранился до XX в.), проявивший себя в ленточных геометрических узорах мозаики на меху, в орнаменте бересты, вышивке, в деревянной языческой скульптуре с изображением идолов. Остальная территория современной Тюменской области была слабо заселена полукочевыми тюркскими племенами, культура которых не имела устойчивых традиций. У местных народов установились тесные торговые контакты с земляками из Средней Азии.
В формировании и развитии русского сибирского прикладного искусства А.Н. Копылов, Н.Х. Шайхтдинова выделяют три этапа, непосредственно связанных с этапами колонизации края.
1-й этап (ХУ!-ХУП вв.). Первые проникновения русских (новгородцев) за Урал.
2-й этап. С начала ХУШ в. и до середины ХК в. в Западную Сибирь прибывают крестьяне из московских, смоленских, воронежских и брянских уездов. Стилистика ХУШ в., связанная с реформами Петра I, более всего отразилась на формах каменной культовой архитектуры, иконописи, некоторых видах декоративного искусства и, в частности, церковной резьбе по дереву. С начала ХУШ в. на формирование художественного вкуса оказывают влияние киевские мастера, привнесшие характерные для украинского барокко мотивы орнаментации и приемы объемной моделировки форм. В создаваемых произведениях начинают сказываться южнорусские и украинские влияния (витые колонки, полукруглые и разорванные фронтоны, пышный растительный орнамент, мотив виноградной лозы).
3-й этап. В период с 1857 по 1897 г. население Сибири, в т. ч. и Тобольской губернии, пополнилось выходцами из Курской, Тамбовской, Харьковской, Полтавской, Воронежской губерний, а также из Вятской и Пермской. В этот период продолжают развиваться крестьянские ремесла в тесной связи с жизнью и бытом и в творческом взаимодействии с городом. Активный образ жизни южных селений и городов Тобольской губернии, расположенных вблизи трактов, в значительной мере содействовал расцвету местных кустарных промыслов и их традиций. Во многих деревнях возникло и развивалось ковроткачество с геометрическим и цветочным орнаментом, отличающимся крупными яркими формами рисунка и строгим монументально-декоративным стилем. Затем появилась домовая роспись (местная школа вошла в литературу под названием тюменской, или кармацкой), отмеченная сочной живописной манерой и пристрастием к растительным мотивам с архаическими образами народного искусства. В этот период во всех видах местного творчества наблюдается безраздельное господство геометрического и растительного орнаментов. Практически не встречаются изобразительные мотивы фигурного, сюжетного бытового характера, столь популярные в европейской части России в ХУШ-ХГХ вв. Вероятно, в этом сказалось влияние местных традиций в сибирской культуре.
Черты барочного искусства, наслаиваясь на старые, во многом архаические мотивы в орнаменте местного населения: круг - бесконечность, круговорот бытия, вечность; круг с крестом внутри - колесо-солнце, небо - круг, время - год; квадрат - земное начало, ось мира; квадрат с крестом внутри - центр, поле, плодородие, в сочетании с европейским орнаментом вызывали к жизни оригинальные явления.
Таким образом, в целом народное декоративно-прикладное искусство Тюменского региона вплоть до 30-х гг. XX в. сохраняло многие древние формы предметов и архаическую знаково-образную систему. Оно рассматривается как целостное образование, развивающееся в процессе сопоставления традиционных и инновационных тенденций [4, с. 24; 5; 6].
Современные художественные ремесла и промыслы в Тюменской области, в соответствии с Законом «О государственной политике в сфере культуры и искусства» от 28 ноября 2004 г. за № 330 и распоряжением губернатора Тюменской области «О месте традиционного бытования косторезного промысла», получили возможность дальнейшего интенсивного развития [7, с. 201].
Проблемам сохранения и развития народного декоративно-прикладного искусства посвящена деятельность областного центра прикладного творчества и ремесел, центров в городах Ялуторовске, Заводоуковске, Иши-ме, окружного дома ремесел в Салехарде, окружного центра прикладного творчества и ремесел в г. Ханты-Мансийске.
На основе проведенной большой научноисследовательской работы комитетом по культуре администрации области было принято постановление коллегии «Основное направление развития народного декоративноприкладного творчества и традиционных ремесел Тюменской области до 2010 года» [8, с. 122].
Разумеется, для выполнения принятых программ потребуется немало организационных усилий по повышению качественного уровня народных художественных промыслов, сохранению и развитию лучших традиций народного искусства, возрождению забытых ремесел.
Большая деятельность в этом направлении осуществляется Областным научнометодическим центром, который занимается народным творчеством Тюменского региона, систематизацией уже накопленного опыта, созданием картотек мастеров, постоянным пополнением фондов музейного комплекса им. И.Я. Словцова, где требуется восстановление научно-экспозиционного отдела, сотрудники которого занимались научноисследовательской и экспедиционной работой в области профильных наук.
Важнейшей задачей является создание конкретной программы развития малого предпринимательства в области народных художественных промыслов как русского населения, так и местного татарского, хантыйского и других национальностей, что обеспечит возможность создания дополнительных рабочих мест.
Все эти мероприятия, направленные на сохранение и воссоздание народного декоративно-прикладного искусства Тюменского региона, дают основания делать оптимистические прогнозы на будущее.
1. Арутюнов С.А. У берегов Ледовитого океана. М., 1988.
2. Сельскому учителю о художественных народных ремеслах Сибири и Дальнего Востока / сост. Т.Б. Митлянская. М., 1983.
3. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.
4. Народные художественные промыслы Югры / авт.-сост. О.Д. Бубновене; под ред. А.А. Бо-гордаева / Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». Ханты-Мансийск, 2005.
5. Ремесла и промыслы русских старожилов Тобольского севера: материалы научно-практической конференции. 23-24 мая 2006 г. Ханты-Мансийск, 2007.
6. Шайхтдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, 1984.
7. Этнография татарского народа / науч. ред. Д.М. Исхаков, Казань, 2004.
8. Художественная культура Тюменской области: материалы научно-практической конференции. 13-14 апр. 2006 г. / под ред. М.А. Ка-пеко. Тюмень, 2006.
Поступила в редакцию 11.05.2011 г.
UDC 7.012:745/749(571.12)
PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF NATIONAL ARTS AND CRAFTS OF THE TYUMEN REGION Radik Khamzyaevich CHABBAROV, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation, Postgraduate Student of Artistic Education Department; Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies, Tyumen, Russian Federation, Associate Professor of Arts and Crafts and Ethnic Design Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to historical aspects of development of national arts and crafts of Tyumen region and the analysis of the formed original traditions of arts and crafts of Tyumen region peoples. The material presents practical significance for preparation of masters and designers in the system of higher professional education.
Key words: national culture; national arts and crafts; Tyumen region; ethnic picture; Ugrian tribes; national creativity of Tatars, Russians.