Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / PROPERTY / MUNICIPAL PROPERTY / MUNICIPALITY / MANAGEMENT EFFICIENCY IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиуллин И.И.

В данной научной статье рассматриваются основные проблемы управления муниципальной собственностью и различные критерии оценок ученых-юристов относительно пользования публичной собственностью. А также, различные предложения ученых-юристов по поводу усовершенствования управления муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY AND METHODS TO RESOLVE THEM

This scientific article deals with the main problems of municipal property management and various criteria for evaluation of legal scholars on the use of public property. And also, various proposals of legal scholars on improving the management of municipal property.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 342

Набиуллин И.И. студент магистратуры 2 курса направление подготовки «Юриспруденция»

БашГУ, Институт права Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, И МЕТОДЫ ИХ

УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация: В данной научной статье рассматриваются основные проблемы управления муниципальной собственностью и различные критерии оценок ученых-юристов относительно пользования публичной собственностью. А также, различные предложения ученых-юристов по поводу усовершенствования управления муниципальной собственностью.

Ключевые слова: собственность, муниципальная собственность, муниципальное образование, повышение эффективности управления.

Nabiullin I.I. Student of magistracy BSU, Institute of Law Russia, Ufa

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY AND METHODS TO RESOLVE THEM

Annotation: This scientific article deals with the main problems of municipal property management and various criteria for evaluation of legal scholars on the use of public property. And also, various proposals of legal scholars on improving the management of municipal property.

Keywords: property, municipal property, municipality, management efficiency improvement.

Местное самоуправление, являясь одним из немаловажных институтов современного общества, нацелено на решение и регулирование различных вопросов, возникающих на местном уровне. Для решения тех или иных вопросов необходимы материально-финансовые ресурсы. Помимо местных бюджетов, экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальное имущество. На сегодняшний день проблемы формирования и эффективного управления муниципальной собственностью являются весьма актуальными.

В законодательстве Российской Федерации муниципальная собственность трактуется как «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим

муниципальным образованиям» 1.

В процессе управления муниципальной собственностью, под понятием «эффективность» понимается совпадение направления деятельности органов местного самоуправления с потребностями и интересам местного населения.

В процессе формирования и эффективного управления муниципальной собственностью, основными проблемами являются недостаточное правовое регулирование отношений муниципальной собственности, а также недостаточно эффективное управление муниципальным имуществом.

В науке выделяют основные три критерия оценки эффективности использования муниципальной собственности: градостроительный, природоохранный и земельный. С точки зрения позиции градостроительного критерия оценки эффективность определяется созданием условий для совершенствования материальной базы многоотраслевого комплекса муниципалитета, с точки зрения позиции земельного критерия оценки -суммой, складывающихся с земельных платежей, с точки зрения позиции природоохранного критерия оценки - сохранением ценных природных ландшафтов, в результате чего оказывающего влияние на здоровье населения.

Как отмечает Я.А. Налесная, оптимизация объема муниципальной собственности прежде всего является следствием эффективного и устойчивого дифференцирования полномочий между уровнями власти2.

С.А. Чудинов утверждает, постоянное обслуживание и модернизация объектов муниципальной собственности приводит к увеличению расходов. Нахождение объектов недвижимости в плохом или негодном состоянии, как правило, служит причиной сдачи данных объектов во временное пользование, в подавляющем большинстве - продаже за незаслуженно маленькую сумму. Учитывая отсутствие единого классификатора объектов недвижимости, это приводит к трудностям определения налоговой базы и многочисленным судебным разбирательствам.

Похожая ситуация возникает в связи с использованием земельных ресурсов. В большинстве субъектах России и муниципальных образованиях отсутствуют административно-территориальные деления, вследствие чего затягиваются территориальное деление и градостроительство.

Для решения вышеуказанных проблем, автор предлагает следующие направления для улучшения процессов управления муниципальной собственностью:

1) применение стратегического и программно-целевого управления; возврат нелегитимно отчужденной собственности во владение муниципальных образований;

2) инвентаризация объектов муниципальной собственности и их

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 3.01.2019).

2Налесная Я.А. Законодательное обеспечение эффективного управления государственной собственностью -важнейший фактор стратегии инновационного развития Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 1. С. 34.

классификация по признакам, определяющим особенности управления ими; принятие на баланс муниципалитета бесхозных объектов муниципальной собственности;

3) развитие государственно-частного партнерства в экономической и социальной сфере на уровне муниципалитета; привлечение инвесторов, частного бизнеса;

4) поддержание в надлежащем техническом состоянии и бережная эксплуатация зданий и помещений, своевременное выявление необходимости проведения ремонта и контроль за процессом выполнения ремонтно-восстановительных работ;

5) «обновление методов управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами: -формирование эффективной системы мониторинга процессов развития муниципальной собственности...; - использование механизмов аутсорсинга.; - использование недвижимости в качестве инвестиционного ресурса, а также в качестве стимула для привлечения средств инвесторов в экономику муниципального образования.» 1;

6) усиление социальной направленности в процессе использования муниципального имущества;

7) проведение мероприятий по привлечению конкретных целевых инвесторов через прямые и непрямые каналы, рекламу;

8) ужесточение государственного контроля в процессе реализации стратегических программ и проектов, и ответственности управленцев и руководящих лиц;

9) «создание специального программно-технического обеспечения с единым форматов данных для федеральных, региональных и территориальных органов.. .»2

Е.Г. Шаломенцева отмечает, что соотношение результатов и затрат в процессе управления муниципальной собственностью есть показатель эффективной деятельности муниципального образования. И автор предлагает критерии оценки эффективности управления муниципальной собственности по таким основаниям, как:

«- натурально-вещественный - функционирование оценивается по уровню качества, количеству и специфике социальных услуг, оказываемых жителям муниципального образования;

- стоимостной - в соответствии с которым объем финансовых затрат, в том числе внебюджетных инвестиций, и предоставленные услуги принимаются за единицу полученного полезного результата». 3

А.А. Аничкова4 предлагает следующие методы повышения

1 Чудинов С.А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. С. 77.

2 Чудинов С.А. Указ.соч. С. 78.

3Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 53.

4 Аничкова А.А. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью // Проблемы современной экономики. 2011. С. 408.

эффективности управления муниципальной собственностью:

- во-первых, конкурсное назначение на руководящие должности муниципальных образований, усовершенствование профессиональной подготовки и квалификации руководства и требовательное отношение к их деятельности;

- во-вторых, строгий контроль над штатным расписанием предприятий;

- в-третьих, сдача объектов муниципальной собственности в аренду посредством проведения конкурса, в целях поиска выгодных инвесторов;

- в-четвертых, формирование системы утверждения управленческих решений вследствие неосуществления проекта или плана. «В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программ могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации муниципального имущества и т.д.»1

Б.М. Бедин считает2, что муниципальная собственность, является специфичным видом собственности, особенности которой - немаловажный фактор, учитывющийся при постановке целей управления ею. И в процессе управления муниципальной собственностью в первую очередь необходимо отстаивать интересы жителей муниципального образования, то есть так называемого номинального собственника. Данные интересы являются нестоимостными целями. Но, учитывая законы рыночной экономики, сложившееся в России, достижение вышеуказанных целей невозможно без достижения экономических целей. Поэтому не только установка целей, но и разумная расстановка приоритетов являются ключевыми факторами для эффективного управления муниципальной собственностью.

Относительно совершенствования управления муниципальной собственностью Н.А. Лыскова, излагает нижеприведенные рекомендации:

1) ввиду того, что основанная масса задач на местном уровне однотипна, то в целях их решения преимущественно использовать одно и то же имущество;

2) «необходимо построить матрицу, в которой можно посмотреть на все полномочия, находящиеся сегодня у муниципалитетов, как на исключительно муниципальные, допустимые полномочия и недопустимые полномочия. Соответственно и имущество, необходимое для выполнения этих полномочий, целесообразно разделить на несколько категорий»3;

3) необходимость в таких обществах появляется когда достижение поставленной цели в полной мере под силу только посредством формирования межмуниципальных учреждений.

Подводя итог, следует отметить, что проблемы неэффективного использования и управления муниципальной собственностью вызваны

1 Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. М., 2004.

2 Бедин Б.М. К вопросу целеполагания при управлении муниципальной собственностью // Известия Байкальского государственного университета. 2009. С. 86.

3Лыскова Н.А. Совершенствование управления муниципальной собственностью как условие реализации муниципальных экономических интересов // Terra Economicus. 2010. С. 218.

несовершенством законодательства, которое, в свою очередь, является фундаментом для нормального функционирования субъектов правовых отношений. Для решения рассмотренных проблем необходимо создание такой системы управления муниципальной собственностью, которая сможет преодолеть возникшие трудности и обеспечивать приход внеочередных прибылей посредством использования муниципального имущества.

Использованные источники:

1. Аничкова А.А. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью // Проблемы современной экономики. 2011. С. 407-408.

2. Бедин Б.М. К вопросу целеполагания при управлении муниципальной собственностью // Известия Байкальского государственного университета. 2009. С. 83-86.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 3.01.2019).

4. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. М., 2004.

5. Лыскова Н.А. Совершенствование управления муниципальной собственностью как условие реализации муниципальных экономических интересов // Terra Economicus. 2010. С. 213-219.

6. Налесная Я.А. Законодательное обеспечение эффективного управления государственной собственностью - важнейший фактор стратегии инновационного развития Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 1. С. 31-35.

7. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 52-55.

8. Чудинов С.А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. С. 74-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.