РАЗДЕЛ VI СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 378.14.015.62
Намаканов Борис Александрович
Доктор биологических наук, профессор ГОУ ВПО МГПУ, nambor@rambler.ru, Москва
Расулов Максуд Мухамеджанович
Доктор биологических нпаук, профессор ГОУ ВПО МГПУ, Москва
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ США И КАНАДЫ)
Namakanov Boris Alexandrovich
Doctor of biological sciences, professor, Moscow State Pedagogical University, nambor@ rambler.ru, Moscow
Rasulov Maksud Muhamedganovich
Doctor of Biological sciences, Professor, Moscow State Pedagogical University, Moscow
PROBLEMS OF MODERN UNIVERSITY EDUCATION (USA AND CANADA)
Высшее образование во всех странах играет важную социальную роль. Психологический климат в обществе, общественное сознание, определяется множеством факторов, в том числе и системой образования. Все университеты ставят перед собой три основных цели: обеспечить высококачественное высшее образование, развивать научно-техническую работу и служить интересам страны. Университеты воспитывают и формируют будущую элиту общества. Вся проблема системы образования - в мотивации, в том, какую задачу ставит государство перед системой образования. Высшее образование, это сумма знаний, которая дает человеку возможность развиваться в будущем, а потому высшее образование - это будущее страны. Когда стали внедрять Болонский процесс в высшее образование, против него были протесты и даже демонстрации во многих странах Европы, причем протесты с очень четкими и внятными претензиями. Болонский процесс, его тестовая система применима далеко не везде: даже в естественных науках ее можно использовать ограниченно, а для гуманитарных наук она неприменима вообще. Болонская система образования затрудняет понимать закономерности природы, разбивает комплексное видение мира на составные части. Вместе с тем, существует множество и других проблем в организации высшего образования.
С проблемами современного высшего образования столкнулись все страны. Наиболее остро они ощущаются в Университетах и Колледжах США. Эти проблемы активно обсуждаются и в литературе [3; 4]. Среди множества
факторов, определяющих развитие высшего образования принимаются во внимание следующие: вызов и требования к высшему образованию со стороны технологического развития, процесс высшего образования, исследовательская установка и задачи, влияние коммерческих и частных «университетов» на процесс образования, значение традиции «свободных искусств» и процесса либерализации в постмодернистском обществе, рост стоимости обучения, сокращение государственного финансирования, понятие «подотчетности», использование преподавателей с неполной нагрузкой для снижения затрат, потребность в инициативном лидерстве, институциональная адаптация к XXI в. [1; 2].
Американские университеты потерпели поражение в попытках покончить с расовым, классовым и гендерным неравенством в образовании. По мнению Филипа Олтбаха, американские академические институты остаются безусловными мировыми лидерами, главным образом потому, что США были первой страной, взявшей курс на массовость высшего образования и всеобщий доступ к нему. В соответствии с этой установкой они были вынуждены заниматься «академическим обустройством» большого количества студентов, развивая в то же время оригинальные и репродуцируемые организационные методы и процессы отбора.
Американский университет - этот колосс, представляющий собой огромную систему, которая дает образование приблизительно пятой части студентов всей планеты и осваивает львиную долю мировых затрат на исследования и развитие, - многим обязан европейским влияниям, особенно английской традиции «свободных искусств» и немецкой научно-исследовательской парадигме. Хотя академические факультеты разрываются от внутренних противоречий, в них господствует атмосфера, обеспечивающая более высокий, чем в других странах, уровень демократизма и личной инициативы. Существующая «система бессрочных контрактов» (tenure) предполагает, что путь американского преподавателя к должности, предусматривающей пожизненный наем с высокой зарплатой, более длителен и нередко труден, но в результате вузы США славятся талантливым и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Олтбах считает, что, несмотря на давление извне, заставляющее профессоров уделять основное внимание исследовательской деятельности, в образовательной системе США происходят переоценка ценностей и перераспределение приоритетов: процесс обучения приобретает решающую роль.
Вместе с тем, появились проблемы политического характера, иностранцы-выпускники вузов сталкиваются с трудностями при поступлении в аспирантуру в Америке. В результате американские университеты теряют талантливых молодых людей, «уступая» их Англии, Австралии, Германии и Японии.
Еще одна тенденция в высшем образовании США состоит в том, что университеты становятся все более специализированными, стремясь приспособиться к изменяющейся конъюнктуре на рынке труда, т. е. к насущным
потребностям экономики. Не случайно многие выпускники вузов самых разных возрастов возвращаются в университеты, чтобы пройти там курсы переподготовки пли повышения квалификации. Этим объясняется успех и популярность заочного и дистантного обучения (distance learning), культивируемого в University of Phoenix, «одном из крупнейших частных колледжей в Америке», в котором учатся одновременно более 70 тысяч студентов.
Представленный на фондовом рынке NASDAQ, этот коммерческий колледж наделен полномочиями выдавать дипломы от младшего специалиста до магистра, а в ближайшем будущем получит возможность присуждать и докторскую степень. Профессор Артур Левин, президент Педагогического колледжа при Колумбийском университете (Teachers College at Columbia University), подчеркивает, что традиционные университеты не могут себе позволить игнорировать технологическую революцию в высшем образовании, и ссылается на феноменальный успех Билла Гейтса, в свое время исключенного из Гарварда, а впоследствии «отомстившего» третировавшим его британским снобам, издав чрезвычайно популярную CD-ROM-версию Encyclopedia Britannica. Все авторы сборника согласны с тем, что веб-сайты никогда не заменят хороших профессоров, поскольку только ученые, внесшие свой неоценимый вклад в науку, могут привить студентам подлинный вкус к исследовательской работе и интеллектуальной деятельности.
Согласно современным технологиям образования, учеба должна быть занимательной, творческой, с применением современных технических методов, с использованием аппаратуры. Студенты приходят в аудиторию с портативными компьютерами и переключаются на Интернет. В этом «отважном новом мире» преподаватель, желающий обеспечить своим занятиям успех, вынужден готовиться к лекции, как к эстрадному представлению. Ставшее обязательным анкетирование, выявляющее оценку курсов учащимися, содействовало легитимизации студента как потребителя [14; 25].
В «Американском высшем образовании в XXI веке» два автора, Фрэнк А. Шмидтлайн и Роберт О. Бердаль, рассматривают вопрос о возрастающей роли «подотчетности» (accountability) в академии - этот феномен проник и в Европу через Болонскую декларацию. Авторы констатируют, что американские государственные институты вынуждены теперь отчитываться за услуги, оказываемые государству и местным властям, возлагая на себя ответственность перед темп, кто оказывает им экономическую поддержку [11].
Принимать подобные решения крайне трудно из-за постоянно возрастающей потребности в курсах переподготовки; три четверти американских университетеов предлагают курсы повышения квалификации 30% своих студентов. Если не считать самых богатых колледжей (таких, как Гарвард, имеющий фонд в размере 29 млрд. долл., что позволяет ему осуществлять бесплатное обучение малоимущих студентов), условия доступа к высшему образованию в Америке в конце XX в. изменились из-за перераспределения денежных фондов. Скудные средства, предназначавшиеся студентам из малообеспеченных семей, были переданы учащимся, хорошо зарекомендовав-
шим себя в академическом плане. Основные правительственные средства, выделяемые на помощь университетам, теперь уже не предназначаются для малоимущих; из-за изменений в налоговом законодательстве они достаются представителям среднего класса и его верхушки в форме стипендий, выделяемых в соответствии с GPA1, например в качестве «стипендии надежды» (Hope Scholarships) [6; 29].
Для студентов из самых нуждающихся слоев населения общая стоимость четырехгодичного обучения составляла в 2003 г. более 70% семейного дохода. Государственная помощь студентам в 2004 г. была на 12% ниже, чем в 1999 г., несмотря на возросшую доходность вузов, вызванную широко распространившимся мнением, что студенты должны сами оплачивать свое обучение в университетах. Теперь в некоторых штатах требуют, чтобы профессиональные учебные учреждения, такие, как медицинские, юридические вузы и бизнес-школы, финансировались исключительно за счет студентов [3; 11]. Такой порядок влечет за собой многочисленные последствия, самое важное из которых - возврат к практике столетней давности: если еще недавно доступ в элитные колледжи был открыт для студентов из всех слоев населения, то сегодня им обладают только выходцы из привилегированных семей.
Существует и расовый аспект высшего образования. Чанг, Олтбах и Ломоти подчеркивают необходимость приложить дополнительные усилия для привлечения в американские университеты представителей меньшинств -афроамериканцев, индейцев и выходцев из Латинской Америки, которые, плохо представленными в математике, химии, медицине и инженерных профессиях [19]. Для этих групп населения характерен очень высокий уровень отсева, и лишь немногие из их представителей получают высокопрофессиональное образование. Белые студенты составляют примерно 75% от всего корпуса американского студенчества; тем самым подтверждается наличие в США социальной стратификации, основанной на расовой принадлежности, не говоря уже о социальном и экономическом неравенстве. Что касается студентов азиатско-тихоокеанского происхождения (Asian-Pacific Americans, APAs), то они составляют 5% от «университетского населения»; 55% из APAs студенческого возраста получают высшее образование - уровень, сопоставимый с положением дел среди белых. В 1980-е гг. были введены правила, обязывавшие элитные институты ограничивать прием APAs. Трудности, с которыми сталкиваются сегодня «исторически черные колледжи и университеты» («historically black colleges and universities», HBCUs) ввиду постоянного урезания и без того скромного государственного финансирования; привели к тому, что институты, испытывающие особенно острые финансовые трудности, - на 90% «черные» [30].
Правительство Соединенных Штатов понижает уровень своих взаимосвязей с высшим образованием и соответственно ограничивает его финансирование, в результате чего оно «отдается на откуп» бизнесу. Трудно найти баланс между традиционными университетскими установками и позицией
бизнеса, ориентированного исключительно на доходность. Если решить эту не удастся, контроль над американским высшим образованием может перейти к бизнес силам с непредсказуемыми последствиями. Оплата труда профессорского состава в США выше, чем где бы то ни было, однако она постоянно снижается с 1970 г., заработки американских профессоров на 25% ниже, чем зарплата врачей, юристов и инженеров. Мартин Дж. Фин-кельштейн упоминает о том, что «профессура, занятая неполный рабочий день, может теперь стать более многочисленной, чем штатный профессорский состав» происходит «перераспределение кадров». Различия в положении между постоянными и временными (tenured и untenured) кадрами достигло такой степени, что внутри университетов возникли запутанные и не идущие на пользу делу иерархии. Кроме того, возросшая авторитарность администраторов привела к тому, что постоянная профессура потеряла значительную долю того влияния, которое позволяло ей ранее диктовать свои условия [29].
Несмотря на общее снижение уровня финансирования, федеральное правительство выделяет довольно большие средства на исследования. Гампорт проводит критический анализ исследовательских тенденций в высшем образовании и приводит любопытные цифры, касающиеся распределения ресурсов между наиболее престижными университетами: половина проводимых в США фундаментальных исследований приходится на долю университетов; две трети университетских затрат на исследования поступают от федерального правительства; половина федеральных средств, выделяемых на базовые академические исследования, поступает на счета 25 лучших исследовательских университетов [22].
По данным Гампорт, в целом на R&D1 было выделено 171 млрд долл. Результаты государственного финансирования исследовательской работы многочисленны и разнообразны; важно отметить, что распределение этих средств оказывает глубокое влияние на то, каким дисциплинам обучают аспирантов в том или ином вузе. Кроме того, федеральное финансирование исследований дает университетам возможность углубить исследовательскую и фундаментальную подготовку аспирантов, которые, в свою очередь, получают возможность проводить занятия со старшекурсниками.
С тех пор как экономический кризис ускорился, мир изменился для колледжей и университетов. Наряду с терпящими крах банками и страховыми компаниями, пострадало и высшее образование, университеты, чьи фонды пожертвований резко сократились, например $ 40 млрд у Гарвардского Университета до начала кризиса [14].
Сегодня ведущие университеты рапортуют о 20% потерь и более, хотя некоторые осведомленные наблюдатели считают, что настоящая цифра, по крайней мере, в некоторых случаях, может оказаться ближе к 50%. Еще год назад невозможно было представить себе такие действия, как продажа сильно обесцененных активов с целью покрытия денежных обязательств или выпуск облигаций по штрафным ставкам процента. А сегодня продавцы и
заемщики испытывают недостаток в покупателях и заимодавцах [9; 11]. Одним из показателей того, что инвестиционные стратегии изменились и уже не являются традиционным смешением акционерного капитала и облигаций, является факт, что колледжи и университеты стали и в прямом смысле, и косвенно жертвами жульничества, в том числе - и по схемам Мадоффа. Так, университет Yeshiva вначале сообщил о потере более 100 миллионов $ из фондов, доверенных Мадоффу, затем объявил эту цифру «фиктивной» прибылью и пересмотрел свою оценку, снизив её до величины исходных инвестиций - примерно 14,5 миллионов $. Tufts и Нью-Йоркский университет подсчитали, что они потеряли по 20 миллионов $ каждый. Нью-Йоркский университет подал в суд на руководителя отдела регулирования денежных операций, который направил средства в фонд Мадоффа [7; 21]. Более подробный перечень пострадавших университетов можно узнать из следующих источников [20; 23; 28]. Также отметим, что фонд Picower, который финансирует науку о мозге в Массачусетском технологическом институте и исследования диабета в Гарвардском университете, прекратил выдачу грантов. Ряд проектов по правам человека, финансируемых фондом JENT (Справедливость, равенство человеческое достоинство и толерантность) был сокращён или закрыт. Университет в Питтсбурге и Carnegie Mellon, возможно, потеряли 65 миллионов $ и 49 миллионов $ соответственно - они передали в управление компании Westridge Capital Management, высокопоставленные менеджеры которой недавно были арестованы за злоупотребления [35].
Гарвардский университет, например, покрывает более трети своей оперативной сметы, равной $3,5 млрд, из пожертвований, и следовательно, испытывает дефицит порядка сотен миллионов долларов. Источники прибыли, от которых они зависят, - доходы от обучения (в частных колледжах) и государственные ассигнования (в государственных колледжах), а также ежегодные взносы выпускников (в тех и других) - также находятся под угрозой.
Конкурентный ажиотаж вокруг поступления в немногие высокорейтинговые колледжи - известный сценарий, но большинство из 1500 частных колледжей в Соединенных Штатах не получает заявлений больше, чем у них имеется свободных мест. Наоборот, они борются за то, чтобы выполнить план набора учащихся, тем более теперь, в условиях финансового кризиса, когда люди чаще обращаются в государственные учебные заведения, которые обычно менее дороги [16].
Господствующая в частных колледжах финансовая модель такова, что сравнительно состоятельные студенты платят больше, чем студенты победнее, хотя даже те, кто полностью рассчитывается по прейскуранту (около $50 тыс. ежегодно в лидирующих университетах), оплачивают менее двух третей от полной стоимости своего образования, которая рассчитывается как пропорциональная доля от зарплат преподавателей и персонала, стоимости общежития, питания, содержания библиотеки, медицинского обслуживания, спортивных услуг, а также расходов на электроэнергию, отопление и эксплуатацию помещений. Всем студентам аме-
риканских частных колледжей - за исключением таких чисто коммерческих учебных заведений, как Финикский университет, в той или иной мере предоставляются субсидии.
С наступлением финансового кризиса стало труднее предоставлять субсидии, и это случилось как раз в тот момент, когда нужды многих студентов возросли. Финансовые проблемы уже зачисленных и поступающих студентов растут, а их родители в то же время теряют работу. В Сиракузском университете, например, число студентов, подавших заявления на дополнительные пособия, увеличилось почти на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года [32]. Многим частным колледжам приходится при зачислении новых студентов отдавать предпочтение тем, кто может оплатить значительную часть своего полного обучения и пошлины, в ущерб тем, кто полагается на финансовые субсидии. Так, не имея финансовой возможности, как и прежде, просто игнорировать фактор финансовой нужды, университет Tufts был вынужден отнестись к платёжеспособности заявителя как фактору, влияющему на решение о зачисление для 5% абитуриентов в следующем году [24].
В государственных учебных заведениях, где стоимость обучения традиционно была ниже благодаря налоговой субсидии, вся финансовая модель также оказалась под угрозой. Университет штата Вирджиния сегодня берет всего 8% своего финансирования из бюджета штата - почти на 30% меньше, чем четверть века назад. В Университете Висконсина, в штате с продолжительной прогрессивной традицией, лишь 19% средств поступает из общественных фондов - тоже на 30% меньше, чем десять лет назад. Чтобы компенсировать недостаток государственных денег, плату за обучение в государственных университетах приходилось повышать даже быстрее, чем в частных, и эта тенденция, вероятно, будет усиливаться, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Попечители же Массачусетского университета, например, одобрили увеличение стоимости обучения на следующий учебный год, что означает скачок вверх на 15% (с 9548$ до 11048$). Суммарная же стоимость обучения, включая пошлины, общежитие и т. д., сейчас приближается к 20000$ [13].
В Стэнфорде фонд спонсорских вложений которого был третьим в стране по величине после Гарвардского и Йельского университетов, на раннем этапе планирования предполагалось сокращение бюджета на $100 млн. в течение двух лет [33; 35].
Если же говорить о доходах, то избирательные учебные заведения (те, которые рассматривают больше заявлений, чем зачисляют студентов) увеличивают число принимаемых студентов, чтобы заполнить брешь в бюджете за счет дополнительной платы за обучение. Те колледжи, которые обычно отсеивают гораздо больше пригодных претендентов, чем принимают, могут увеличить первый курс, не поступившись своими академическими стандартами. Такая стратегия перенапрягает возможности имеющихся общежитий, аудиторий и наставников, в то время как все больше студентов перед лицом
сокращающегося рынка труда и уменьшающейся вероятности поступления в аспирантуру и оплаты всех расходов обращаются за помощью к консультантам по карьерному росту [3; 8]. Помимо этого, число заявлений сокращается даже в престижных либеральных гуманитарных колледжах [31]. Пул претендентов у них все это время сокращался, поскольку люди обращались в более доступные государственные учебные заведения, в частности в муниципальные колледжи. В результате, эти колледжи вынуждены мириться с переполненными аудиториями и тягостными, порой сокрушительными нагрузками на уже и без того перегруженных преподавателей, которым приходиться работать гораздо больше, и получать за это гораздо меньше, чем их коллегам в более престижных учебных заведениях. Там, где законом штата ограничена максимальная величина классов, студенты теряют доступ к необходимым им курсам. Кроме того, в большинстве учебных заведений - государственных и частных, двух годичных и четырехгодичных - все больше полагаются на чисто занятых (стажирующихся) преподавателей, которые соглашаются на низкую зарплату и не особо требовательны в отношении компенсаций. Большинство частично занятых преподавателей, имеющих мало шансов получить полную занятость, не проходят даже испытательного срока, предусмотренного для полноправных членов преподавательского состава учебного заведения [37; 34].
Финансовый кризис не только ставит иод угрозу утраты средств к существованию преподавательский состав и персонал учебных заведений, но также ухудшает образование студентов. Государственный университет Сан-Хосе в результате сокращений бюджета впервые за свою столетнюю историю был вынужден отказать тысячам кандидатов [29].
Для последипломных студентов и молодых преподавателей, стремящихся начать пли продолжить свою карьеру, эта ситуация создает дополнительные проблемы, поскольку отсрочки выхода на пенсию работающих, означают меньше свободных мест для молодых специалистов и более медленный карьерный рост.
История высшего образования показывает, что в течение последних трех десятилетий Соединенные Штаты отступали от принятого на себя после Второй мировой войны обязательства расширять доступ к колледжам. Начало было положено Солдатским биллем о правах, и сразу после войны на протяжении десятилетий проводились мощные вливания федеральных средств в старые (по американским стандартам) университеты для поддержания оборонных проектов, которые включали не только образование и научные исследования в технической сфере, но также языкознание и страноведение, а также создание многих новых институтов, в особенности двухгодичных муниципальных колледжей, фактически рассчитанных на то, чтобы высшее образование стало доступно всем.
К последней четверти XX в. США лидировали в мире по доле молодежи в колледжах [1; 9]. Это первенство было достигнуто благодаря особой американской системе вливаний государственных и частных денег гибридному
подходу, который существовал еще с тех пор, как в 1600 г. законодательное собрание штата Массачусетс оказало материальную поддержку Гарвардскому колледжу из доходов от перевозки пассажиров на Чарльзтаунском пароме, произведя прямые выплаты его ректору из общественной казны. Эти ранние примеры субсидий частным учебным заведениям из средств местных властей, которые ныне в основном принимают форму освобождения колледжа от налогов и налоговых вычетов для доноров, поощряли граждан следовать примеру городских властей и делать собственные взносы [2; 17].
Сегодня разница между частным и общественным остается размытой, так как флагманские университеты штатов направляют миллиарды долларов на учреждение частных фондов спонсорских вложений. Например, в Университете штата Мичиган, только что завершившем кампанию по сбору $4 млрд, периодически возникают дискуссии о «приватизации», которая, по мнению ее сторонников, позволит поднять дисконтный уровень расходов на образование для жителей штата и тем самым компенсировать потерю государственного финансирования [18].
Однако партнерство частных и государственных инстанций, которое в значительной мере способствовало демократизации высшего образования в Америке, уже некоторое время пребывает в кризисе. В 1976 г. федеральные гранты Pell для студентов с низкими доходами покрывали 72% средней стоимости обучения в четырехгодичном учебном заведении, а в 2003-м грантами Pell обеспечивалось уже лишь 38% этой стоимости. Тем временем оказываемая штатами финансовая помощь все чаще предоставляется исходя из «достоинств», а не из нужд - это означает, что стипендии выдаются студентам из обеспеченных семей с высокими достижениями, а успешные студенты из семей с низким достатком не имеют возможности оплатить обучение в колледже.
В 2002 г. Федеральный консультативный комитет выпустил доклад, в котором приводится оценка ведущего специалиста по экономике высшего образования - Дональда Е. Хеллера, свидетельствующая о том, что «более 400 тыс. молодых людей по всей стране из семей с уровнем дохода ниже $50 тыс.» доказали свое соответствие стандартам для приема в колледж и «тем не менее не смогли поступить в четырехгодичные учебные заведения, столкнувшись с финансовыми барьерами. Более 160 тыс. из них вообще не поступили в колледж из-за этих барьеров, даже в двухгодичный». Два года спустя Хеллер указал на то, что «уровень расходов на образование в колледже для студентов с самым высоким общественно-экономическим статусом, имеющих самые низкие учебные показатели, таков же, как и уровень расходов на обучение самых бедных студентов с самыми высокими учебными показателями» [5; 15; 19]. Одаренные и сосредоточенные на учебе студенты из бедных семей платят за колледж столько же, сколько нерадивые и отстающие в учебе дети гораздо более богатых родителей. Этот факт идет вразрез с утверждением, что Америка - страна равных возможностей, где талант и усердие могут одержать победу над бедностью и предрассудками.
Сегодня США занимает десятое место - наряду с Австралией, Испанией, Швецией и отставая от Канады, Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Бельгии, Ирландии, Норвегии, Дании и Франции - по числу получивших высшее образование граждан в возрасте от 25 до 34 лет. Поскольку среднее образование за рубежом зачастую лучше, чем в США, сравнительные достижения американцев в учебе, возможно, окажутся еще ниже, чем можно предположить исходя из этих данных.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в возрастной группе от 55 до 64 лет мы все еще занимаем лидирующую позицию в мире по доле граждан, имеющих высшее образование, что свидетельствует не только о том, что за прошедшие три десятилетия многие страны нас превзошли, но также и о том, что молодые американцы менее образованны, чем старшее поколение [4].
До недавних пор среди самых богатых университетов (так называемых Ivy plus), только в Эмори и Стэнфорде наблюдался рост доли студентов, имеющих право на получение гранта Pell, да и то этот прирост был мизерным: половина процента в Стэнфорде и пятая доля процента в Эмори. Гарвардский университет, а среди престижных либеральных гуманитарных университетов - Смит и Амхерст предпринимали попытки обратить эту тенденцию вспять.
Однако теперь, когда денег становится все меньше, неясно, будут ли продолжены эти усилия. Сразу после обвала фондов спонсорских вложений приемная комиссия Гарвардского университета объявила о 50%-м урезании сметы на командировки, что означает, что специалисты по набору персонала будут обращаться в меньшее число высших учебных заведений за пределами орбиты привычных «донорских» вузов. Заявляя об этом, Гарвардский университет сделал оговорку, придав этой новости другой смысл: «Меньше значит больше, поскольку мы будем связываться с людьми более надежным способом - по почте и через Интернет, - сказал глава приемной комиссии, -что, как мы полагаем, будет более, а не менее эффективно» [30].
Г арвардский и Йельский университеты начали объявлять об увеличении финансовой помощи, которую они намерены предоставлять с началом учебного года студентам из семей с годовым доходом до $200 тыс. «Политика равных возможностей для верхушки среднего класса» - так назвал эти меры Ричард Экман, президент Совета независимых колледжей. Теда Скоч-пол, в прошлом декан Гарвардского университета, вопрошала: почему ведущие университеты Америки решили сделать «годовую стоимость обучения для 95% семей меньше половины стоимости роскошного авто?» [14; 22; 35].
Отнюдь не только частные учебные заведение склонны отдавать предпочтение богатым. В государственных университетах, в особенности во флагманских, куда обычно попадают дети из состоятельных семей, финансовая модель также является регресссивной. Для того чтобы получить право на государственную субсидию на образование в UCLA или Беркли, жителям Калифорнии не требуется процедуры проверки материального поло-
жения, и в результате сын простого школьного учителя, скорее всего, будет платить столько же, сколько сын состоятельного адвоката [7; 26].
Американские колледжи - за примечательным исключением муниципальных и традиционно негритянских колледжей, а также горстки замечательных частных учебных заведений, таких как Berea College в штате Кентукки (в Berea не берут платы за образование, но требуют от студентов, которые все происходят из семей с низким достатком, работать на территории колледжа) - последнее время скорее усугубляли, чем смягчали все нарастающие в американском обществе нарушения принципа равных возможностей. Слишком много студентов не могут продолжить образование после средней школы, а те, кто может, оказываются в недофинансированных и переполненных колледжах. В опубликованном докладе Lumina Foundation «Тенденции расходования средств в колледжах» делается вывод, что высшее образование подвержено растущей стратификации, поскольку число принимаемых студентов растет в учебных заведениях, пользующихся самыми скудными ресурсами (в государственных муниципальных колледжах), в то время как все больше студентов «выпихиваются из более дорогих учебных заведений» [21].
Несомненно, относительное сокращение доли граждан Америки, имеющих высшее образование, во многом можно отнести на счет плохого обучения в общеобразовательных школах, в особенности в центральных районах городов и в сельской местности, а также на счет социальных недугов, которые делают молодых людей - в том числе непропорционально большое число представителей меньшинств не готовыми к высшему образованию или незаинтересованными в нем. Однако очень многие одаренные и мотивированные молодые люди оказываются за воротами колледжа по той простой причине, что они не могут оплатить свое обучение, и мы так и не смогли всерьез подступиться к этой проблеме.
Сейчас все больше говорят о сокращении срока обучения в колледжах с четырех лет до трех. Несомненно, в колледжах тратится впустую много времени - эти длительные каникулы, которых так ждут студенты, особенно выходцы из обеспеченных семей, являются анахронизмом, доставшимся от эпохи, когда молодежь должна была возвращаться домой, чтобы помочь при сборе урожая или посадках.
Но в саму идею американских колледжей была заложена возможность общегуманитарного либерального образования, которое студент может получить до или параллельно с приобретением специализированных знаний. Поэтому сокращение обучения на один год приведет к тому, что студенты, стремясь получить практически полезные навыки, меньше времени смогут уделить курсам по истории, обществознанию, а ведь именно они составляют суть либерального образования. В то время как идея перейти на трехлетнее обучение приобретает популярность в США, работники образования других стран движутся в обратном направлении: например, Гонконг увеличивает срок университетского образования с трех до четырех лет, чтобы
расширить преподавание обязательных гуманитарных дисциплин по примеру таких американских университетов, как Колумбийский или Чикагский [21; 25; 27].
Более многообещающей, чем идея трехлетнего обучения в колледжах, выглядит мысль об увеличении помощи студентам, содержащаяся в окончательной версии «стимулирующего закона» (stimulus bill), возникшего в результате компромисса между Белым домом и Сенатом и подписанного президентом Обамой 17 февраля. В законе говорится о повышении размеров налоговых кредитов на оплату обучения, а также об увеличении финансирования грантовой программы Pell. Более того, президент и министр образования Арни Дункан продвигают идею сделать эту программу поистине государственной, с тем чтобы конгресс был обязан ежегодно поддерживать и корректировать ее, учитывая инфляцию по модели социального страхования и страхования здоровья по старости. В «стимулирующем законе» также предусмотрено значительное финансирование программ профессионального обучения [10].
В правительстве и в общественных кругах растет понимание того, что вся система финансовой помощи в целом должна быть пересмотрена и что барьеры, которые она ставит между нуждающимися студентами и колледжами, не всегда сводятся к денежному вопросу. Общеизвестно, что формы FAFSA («свободная заявка на федеральную помощь студенту»), используемые Департаментом образования, сложны и даже пугают настолько, что студенты из небогатых семей отказываются от идеи поступать в колледж. Для детей из таких семей неприемлема отсроченная оплата образования: они опасаются брать на себя долговые обязательства и чаще всего идут в вузы, где преподают перегруженные и недостаточно подготовленные преподаватели, у которых нет ни времени, ни опыта, чтобы помочь им. Тем не менее, ряд частных филантропических организаций (Jack Kent Cooke Foundation, Lentest Foundation и New-York Times Foundation), проводят достойную высокой оценки работу, выявляя студентов с низким достатком и оказывая им поддержку в поступлении в колледж и оплате учёбы [6].
Возможно, наиболее реальное решение современных проблем содержится в докладе, вышедшем прошлой осенью, - его авторами выступили фонды Spencer и Lumina, а также Совет колледжей. Доклад озаглавлен «Выполнение обязательств: рекомендации по реформированию федеральной помощи студентам». Авторы призывают к отмене FAFSA и считают, что Налоговое управление (IRS) должно передавать финансовую информацию напрямую в Департамент образования, таким образом полностью устраняется необходимость продираться сквозь лабиринт бесконечных форм и анкет, чтобы доказать свое право на федеральную помощь. Вместо этого каждая семья, соответствующая критериям предоставления помощи от грантовой программы Pell, будет автоматически получать уведомление по почте о том, какую сумму правительство выдаст на оплату обучения. Доклад также призывает к изменению займовых программ таким образом, чтобы сумма долга за обу-
чение выплачивалась по градуированной шкале, связанной с уровнем доходов после окончания колледжа. И возможно, самое главное, что содержится в докладе, - это предложение создать федеральную программу для учреждения сберегательного счета для малообеспеченных семей, которым можно было бы воспользоваться в тот момент, когда дети готовы пойти в колледж. Одно такое утопическое, хотя и восхитительно идеальное предложение можно найти у Д. Соареса [38], который предлагает элитным колледжам поставить для себя целью зачислять как минимум 25% студентов из числа тех, кто занимает самое низкое социально - экономическое положение. Это не утопические предложения. Они вовсе не противоречат, по сути, системе высшего образования в США - смешанной системе государственных и частных, крупных и малых, с проживанием на территории кампуса и без, религиозных и светских, некоммерческих и коммерческих учебных заведений. Ни те улучшения, которые предлагает администрация президента Обамы, ни предложения, которые мы слышим от стратегических аналитиков, не отменят - на самом деле даже не изменят - тех грандиозных различий, которые существуют, скажем, между государственными муниципальными колледжами, которые студенты используют как плацдарм для укрепления в рядах среднего класса, и частными колледжами, где студенты проводят один год обучения за границей, что для детей состоятельных родителей поездкой по Европе для завершения образования и социальной адаптации.
О специализации высшего образования. Предлагаются и реализуются программы привлекательности и рентабельности Высшего Образования. В качестве примера, диплом бизнес-школ MBA предполагает трудоустройство в престижных компаниях США, а также дает 40% надбавки к зарплате.
Американские работодатели менее активно привлекают новых сотрудников, в том числе и из числа выпускников бизнес-школ, но специалисты с дипломом магистра делового администрирования (MBA) по-прежнему получают самые эксклюзивные предложения в сфере финансов и консалтинга.
Диплом MBA по-прежнему ценится, утверждают эксперты ассоциации бизнес-школ Graduate Management Admission Council по итогам очередного исследования. 98% опрошенных ассоциацией работодателей, представляющих как небольшие компании, так и транснациональные корпорации, довольны выпускниками MBA. Сравнительный анализ средней зарплаты показывает, что компании стабильно предлагают таким специалистам ставку на 30-35% больше, чем, например, сотрудникам с магистерским образованием в сфере менеджмента. Дипломы MBA по-прежнему востребованы в сфере консалтинга, здравоохранения, фармацевтики, энергетики и коммунального хозяйства.
«Фундаментально ничего не изменилось. Корпорации по-прежнему ценят дипломы MBA и по-прежнему заинтересованы в привлечении специалистов с уникальными знаниями и навыками, которыми обладают выпускники бизнес-школ, - комментирует Дейв Уилсон (Dave Wilson), президент GMAC. - Но работодатели во всех сферах экономики занимают выжида-
тельную позицию и не спешат с построением планов по найму в этом году, и те, кто принимает на работу специалистов с MBA, тоже вынуждены пересматривать своп программы под влиянием экономического спада». С 2002 по 2008 гг. рост рынка труда для специалистов с MBA оценивался в 10-20% в год. Между тем в 2009 г. это сегмент будет не очень активным. Опрос GMAC показал, что в этом году сотрудников с MBA нанимают 50% опрошенных компаний против 59% компаний в 2008 г. Среднее число привлекаемых новых работников с такой квалификацией составит 6 человек на компанию в 2009 году против 12 в 2008-м г. [27].
Согласно обзору GMAC, средняя стартовая зарплата выпускника MBA составляет в 2009 году $79936 против $83541 в 2008 году (в 2007-м -$80452). Для дипломированных специалистов уровня бакалавра и магистра в сферах, не связанных с бизнесом, речь идет соответственно о $42598 и 60815 , по сравнению с $46845 и 55877 в 2008 г. Выпускники магистратуры по направлению «менеджмент» могут рассчитывать в среднем на $58808 в год, по сравнению с $62528 в 2008 году. Всего с учетом премии при устройстве на работу и прочих бонусов средняя сумма годового вознаграждения для обладателей диплома MBA составляет $100992 , сообщается в обзоре GMAC. По данным за последние пять лет эксперты GMAC сделали вывод, что в зарплате до 40% можно отнести на «надбавку», которую дает диплом MBA по сравнению со степенью бакалавра (до 25% премии к другим выпускникам магистратуры в сфере бизнеса). Привлекая на работы выпускников бизнес-школ, компании прежде всего выделяют такие качества, как инициативность, профессионализм и порядочность (82%), хорошие коммуникативные навыки в письменной и устной речи (89%), а также умение добиваться результата, действовать и мыслить стратегически и ключевое понимание бизнеса (73%). За время публикации обзора GMAC Corporate Recruiters Survey (с 2002 г.) пик занятости выпускников MBA был зафиксирован в 2006 году, когда таких специалистов набирали 75% работодателей (в среднем по 12 человек на компанию). Несмотря на сложные условия на рынке труда, значительное число выпускников MBA могли решить вопрос трудоустройства до завершения программы обучения. По данным GMAC, в среднем обладатель диплома MBA получил больше одного [1; 9] предложения от потенциальных работодателей и может рассчитывать на повышение зарплаты на 66% по сравнению со своим прежним уровнем.
До последнего времени одним из самых популярных было финансовое образование. Теперь, по оценкам колледжей, число предложений в этой сфере упало на 10-50%. Яна Кирстед (Jana Kierstead), директор службы трудоустройства MBA Harvard Business School, говорит, что предложений стало меньше на 30% по сравнению с прошлым годом, среди финансовых институтов падение достигает 40% [27].
В этом году поиск работы для выпускников был непростым. Но очень многие разделяют точку зрения, что финансовый кризис - это не только отрицательный фактор. Во многих случаях он заставил пересмотреть перс-
пективы и ценности, найти новые, более интересные, варианты развития карьеры и проявить себя. Студенты более внимательно подошли к выбору места работы. Дэвид Хсу (David Hsu), выпускник программы MBA Массачусетского технологического университета (MIT) отмечает, что в сложной ситуации компании ищут новые пути и более открыты к изменениям, тогда как в нормальных условиях многие боятся альтернативных решений. То есть сейчас есть возможность проявлять изобретательность, осуществлять инновации, применять новые технологии.
Что касается бизнес - школ, некоторые эксперты уверены, что в условиях кризиса приток учащихся будет расти. Так, в Теннеси отмечается большой наплыв желающих получить бизнес-образование. Ряды учащихся пополняют те, кто временно остался без работы пли хочет быть более уверенным в своих перспективах. Кроме того, активно включаются в процесс вчерашние студенты колледжей, которые предпочли сейчас продолжить образование вместо того, чтобы строить карьеру в не самых благоприятных для этого условиях. В связи с этим во многих школах были смягчены ограничения по опыту работы (обычно 3-5 лет).
Как правило, речь идет о двух вариантах обучения - очная форма либо очно-заочная для работающих специалистов, которые получают диплом в рамках программы для топ-менеджеров - executive MBA. Колледж бизнеса и технологий (College of Business and Technology) Университета в Восточном Теннеси фиксирует рост числа заявлений по обоим направлениям.
Высшее образование в Канаде имеет свои особенности и испытывает те же проблемы. Для решения проблем Канадское Правительство и Администрация Университетов привлекает иностранных студентов и проводит либеральную политику. Учебный год в вузах Канады продолжается 9 месяцев (с сентября по май) и может делиться на семестры пли триместры. Для получения степени бакалавра в Канаде нужно отучиться 4 года. Получение степени магистра требует еще 1-3 года подготовки, включая участие в научных исследованиях. После этого можно продолжить обучение и получить степень доктора (PhD), соответствующую степени кандидата наук в странах СНГ. Профессорско-преподавательский состав в большинстве университетов Канады очень сильный. В престижных вузах число докторов превышает 90% от общего количества преподавателей. Канадские университеты оснащены современной материально-технической базой и лабораторным оборудованием, что особенно важно при изучении таких высоко- технологичных специальностей, как медицина, физика, радиоэлектроника и др. Высшее образование в Канаде платное. Стоимость обучения для иностранных студентов составляет от 8000 USD в год. Некоторые программы обучения (например, IT-специальности) стоят гораздо дороже. Студенты в Канаде могут бесплатно пользоваться библиотеками при университете, посещать спортзалы, компьютерные лаборатории и пр. Также к услугам студентов - прекрасные центры отдыха, автомобильные стоянки. Во время обучения студенты в Канаде имеют право официально
работать. Необходимо получить разрешение на работу (Work Permit). Студентам разрешено работать 20 часов в неделю (сначала на кампусе вуза) во время обучения и полный рабочий день во время каникул. Предоставляются перспективы для выпускников после окончания вуза Канады Иммиграционная политика Канады ориентирована на текущие потребности в специалистах на рынке труда. Поэтому у иностранца, окончившего канадский университет, есть хорошие шансы найти работу по специальности и получить неоценимый профессиональный опыт, необходимый в дальнейшей жизни. Студенты, получившие канадский диплом, могут оставаться в стране на легальных основаниях 2 года и устроиться на работу. Далее, каждый решает для себя сам - Вы можете вернуться на родину с высокой квалификацией и дипломом, рекомендациями, или остаться в Канаде [9; 17].
Таким образом, высшее образование в США и Канаде испытывает серьезные трудности и проблемы, решение которых вынуждает и правительство стран и администрацию Университетов менять стратегию обучения и использовать неординарные решения.
Библиографический список
1. P. G. Altbach, P.J. Gumport, D.B. Johnstone. In Defense of American Higher Education II. The John Hopkins University Press, 2001
2. P. G. Altbach, R.O. Berdahl, P.J. Gumport. American Higher Education in the 21st Century / /. The John Hopkins University Press, 2005
3. American higher education: A documentary history.// Ed. by Richard Hofstadter and Wilson Smith. University of Chicago Press, 1961. Vol. 1.
4. Avery Christopher, Kane Thomas J. Student perceptions of college opportunities: The Boston coach program II College choices: The economics of where to go, when to go, and how to pay for it. Ed. by Caroline M. Hoxby. University of Chicago Press. 2004.
5. Sandy Baum, Michael McPherson, and others. Fulfi lling the commitment: Recommendations for reforming federal student aid in brief, //Spencer Foundation/College Board/Lumina Foundation for Education, September 2008.www.collegeboard.com)
6. Birgenau Robert J., Yudof Mark G., Edley Christopher F. Jr. Challenges to public universities II Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences. Winter 2009.
7. Bushong Steven College counseling centers remain understaff ed. though demand is strong, survey finds II The Chronicle of Higher Education. March 10, 2009.
8. Condon Bernard, Vardi Nathan Harvard: The inside story of its finance meltdown II Forbes. March 16, 2009.
9. Davidoff Steven M. Harvard, private epquity and the education bubble // Deal Book, nytimes.com, March 3. 2009.
10. Despite surging endowments, high-ranking universities and colleges show disappointing results in enrolling low-tncome students II The Journal of Blacks in Higher Education. Autumn 2007.
11. Dobrowolski Tony UMass students to see significant fee increase II The Berkshire Eagle. March 1. 2009
12. Fitzgerald Brian K., Delaney Jennifer A. Educational opportunity in America / Condition of Access: Higher education for lower income students.// Ed. by Donald E. Heller. ACE/Praeger. 2002
13. Foderaro Lisa W. Well-regarded public colleges get a surge of bargain hunters // The New York Times. March 1. 2009
14. Foster Margery Out of smalle beginnings...: An economic history of Harvard College in the puritan period.// Harvard University Press. 1962
15. Gershman Dave Legislative study group explores idea of privatizing the University of Michigan II Ann Arbor News. December 18. 2008
16. Hernandez Javier C. Betrayed by Madoff, Yeshiva U. adds a lesson II The New York Times. December 22. 2008
17. Ivy-league letdown II The New York Times. January 22, 2008.
18. Jan Tracy Tufts loses $20m in Madoff scheme II The Boston Globe. December 20.2008
19. Jaschik Scott The buzz and spin on 3-year degrees www.//InsideHigherEd.com, February 17.2009
20. Kane Thomas J. The price of admission: Rethinking how americans pay for college. //Brookings Institution Press / Russell Sage Foundation.1999
21. Koppel Nathan Fund manager ordered not to destroy Madoff documents II The Wall Street Journal. December 25.2008
22.Krieger Lisa M. San Jose State University rejects 4,400 prospective freshmen II MercuryNews.com, March 25.2009
23. Kushner Jillian K. Admit office slashes travel budget II The Harvard Crimson. March 3.2009
24. Langan E. American higher education: The evolving vision //Book Review. Higher Education Policy. 2006. Vol. 19. P. 495-499
25. Lorin Janet Frankston Williams College's applications drop 20% as economy takes toll. //Bloomberg.com, March 10.2009
26. Montell Gabriela Cuts, cuts, and more cuts II The Chronicle of Higher Education. November 13.2008
27. Moran Caitlin UCLA faculty leaders vote to suspend seminar requirement II The Chronicle of Higher Education. November 6.2008
28. Peter Sacks Down the gates: Confronting the class divide in American education, //University of California Press. 376 p2009
29. Schackner Bill Questions remain over management of Pitt CMU funds II Pittsburgh Post-Gazette, March 8.2009
30. Skocpol Theda, Mettler Suzanne Back to school II Democracy. Fall.2008
31. Schmidt Peter Use of part-time instructors tied to lower student success II The Chronicle of Higher Education. November 14.2008
32. Soares Joseph A. The power of privilege: Yale and America's elite colleges. // Stanford University Press.2007
33. Mitchell L. Stevens Creating a class: College admissions and the education of elites, II Harvard University Press. 308, 2009
34.Wolfston Jim The new endowment portfolio// Harvard University Press, April 9.2009
35. Wu June Q. Madoff scam hits Harvard Medical School grants II The Harvard Crimson. December 21.2008