УДК 316.034
Савенко Ирина Алексеевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Irina A. Savenko
PhD, Associate Professor,
Senior Lecturer of the Department
Criminal law and Criminology,
University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia Krasnodar
Особенности
и проблемы применения законодательства при рецидиве
Features and problems
of application of the law in relapse
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования института рецидива и его основных признаков. В соответствии с российским уголовным законом судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные негативные последствия уголовно-правового характера. При этом институту судимости в современном Уголовном кодексе РФ придается гораздо большее значение, чем в более ранних нормативно-правовых актах России. Предлагается под новым углом зрения взглянуть на применение профилактических мер направленных на предупреждение рецидивной преступности.
Ключевые слова: рецидив, судимость, о пре-юдиционная декриминализация, осужденные, социальная адаптация.
Annotation. The questions of the legal adjusting of institute of relapse and her basic signs are examined.Under Russian criminal law conviction is taken into account when sentencing, recidivism and entails other negative consequences under criminal law. When the Institute of criminal convictions in a modern penal code attaches much more importance than in earlier regulations in Russia. It is suggested under a new visual angle to give a glance on application of prophylactic measures sent to prevention of recurrent crime
Keywords: relapse, conviction, prejudicial decriminalization, convicts, social adaptation.
Рецидивная преступность - сложное, многоплановое явление, существующее в обществе, имеет свои закономерности, поэтому ее сложно полностью искоренить, хотя возможно уменьшить до определенных размеров, держать на контролируемом уровне, осуществлять эффективный контроль со стороны общества за ее состоянием и мерами борьбы с ней.
Отягчающий вину такой признак,как рецидив предусмотрен, когда где-либо говорится о том, что «лицо имеет судимость». Можно сделать промежуточный вывод о том, чтокриминализиру-ется не деяние, а состояние субъекта, поскольку вне зависимостиот наличия судимости лица, совершенный им повтор не меняет сущности-преступного посягательства, оставляя его в той же степени и характереобщественной опасности, которое им осуществлялось и до этого. Данный-вывод обосновывается и тем, что после снятия судимости лицо, совершая такое жедеяние, будет судимо без учета признака судимости. Если этот признак являетсяважным, как, например, в ст. 264.1 УК РФ, тогда при его отсутствии, а так-жеотсутствии других особенностей, субъект вообще не может быть привлечен куголовной ответственности. В подобных случаях он отвечает
не за деяние, а за судимость, как впрочем и в предыдущих разновидностях множественности-девиваций [5, с. 17-20].
В соответствии с российским уголовным законом судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные негативные последствия уголовно - правового характера. При этом институту судимости в современном Уголовном кодексе придается гораздо большее значение, чем в более ранних нормативно-правовых актах России. Сегодня судимость учитывается как квалифицирующий признак состава преступления, при установлении рецидива, назначении наказания и влечет иные правовые последствия, которые установлены федеральными законами. Например, до 1917 г. в Уложении термин «судимость» не употреблялся и встречался только в научной литературе. Под судимостью понималось обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность и наказание, причем только в случае, если вновь совершенное преступление было тождественно ранее совершенному. Иными словами, в нача-леХХ в. наметилась только тенденция зарождения судимости как самостоятельного института уголовного права [2 , с. 17].
Одной из особенностей современной правоприменительной практики является применение института рецидивапри преступлениях небольшой тяжести. Этот вопрос является проблемным, потому как согласно уголовному закону данная категория не должнаучитываться при рецидиве, однако, на практике происходит обратное. Более того, вызывает спор то, что порой это самое «обратное» является правильным исправедливым по отношению к преступникам. Учеными, которые занимались проблемами рецидива, отмечалось, что положение о судимости за умышленные преступления небольшой тяжести (п. «а» ч. 4 ст. 18 УК РФ) при признании рецидива не отвечает принципу справедливости. По мнению А.В. Армашовой, это « провоцирует увеличение количества профессиональных преступников, в особенности тех, кто совершает примитивные и системные преступления. Следует наоборот, последовательно продолжающуюся деятельность, систематическое повторение преступлений небольшой тяжести (три и более) признать разновидностью опасного рецидива преступлений» [5]. C этим можно согласиться, потому как лица, неоднократно совершающие преступленияв разнообразных формах хищения, составляют так называемую элитукри-минального сообщества - воров в законе.[7, с. 30] Стоит также сказать о преюдиционной декриминализации, которая являетсятрадиционно специальной по законодательному способу и частичной - по механизму осуществления, и сопряжена с рекриминализацией.
Актуальность уяснения особенностей применения такого институтауголовного права, как рецидив состоит в том, чтобы понимать, как действу-етданный институт на практике, свести на нет юридические ошибки при егоиспользовании. Ведь от этого зависят ограничения и лишения в сторонувиновных лиц и ужесточение мер наказания, а так как современное общество поддерживает идеи гуманизации, ошибки в применении могут повлечь неблагоприятные последствия не только для виновного, но и для должностных лиц в виде сомнений в их профессионализме и компетенции.
Обобщив статистику, можно сказать еще об одной взаимосвязи юридических наук, уголовного права и правовой статистики.Согласно статистике средний возраст преступника превышает 30 лет, а лиц с пятью и более судимостями -40 лет, три четверти всех рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте до 25 лет. Более того, уровень рецидивной преступности среди осужденных лиц продолжает расти. На сегодняшний деньоколо 45 % всех обвинительных судебных решений выносится в отношенииранее судимых. Думаю, стоит отметить, что среди российских регионов наиболее неблагоприятная ситуация, связанная с рецидивной преступностью, образовалась в Иркутской области и Пермском крае [3]. Приведем данные аналитического отчета Института проблем современного общества (ИСПО) попракти-ке рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении осужденных в Российских судах от 02.03.2016 года который помимо основной темы затронул рецидивную преступность.
По статистике наибольшее число рецидивных преступлений совершаетсяв первые 3-4 года после отбывания наказания. Рецидивная активность связана с рядом факторов: ресоциализа-ции лиц, отбывших наказание, препятствует отсутствие рабочего места, а порой - и возможности трудоустройства. Кроме того, важным фактором является общественное мнение, взгляд на лицо как на «преступника» - общественное порицание. Даже в отношении лиц после после отбытия ими наказания доминирует стереотип о том,что «люди не меняются» [8].
Под мерами борьбы или противодействием рецидивной преступности можно понимать ориентацию всего общества и государства на необходимость долгосрочной, последовательной, комплексной, контролируемой борьбы с ней. Для эффективной борьбы с рецидивом нужны не только карательные, но и меры, которые должны быть направлены на создание всех необходимых политических, экономических и социальных условий для удовлетворения духовных и материальных интересов человека и каждой семьи. Все это способствует, как показывает практическое применение, постепенному устранению негативных явлений, устранению процессов, которые порождают рецидивную преступность и влияют на ее рост [4].
Общесоциальное противодействие рецидивной преступности реализуетантикриминогенныйпо-тенциал общества, в целом, всех его институтов. Осуществление этих мероприятий уменьшает общественные противоречия, противостояния различных слоев населения, социальную дезорганизацию и человеческую деструктивность. Эти меры должны быть направлены напредупрежде-ние возникновения и устранения существующих и возможных негативных противоречий в различных сферах человеческого бытия и духов-нойсфере, а также в сфере воспитания несовершеннолетних и молодежи.
Важнымобщесоциальным средством противодействия рецидивной преступности является совершенствование воспитания человека. Самовоспитания, воспитание в семье, обучение в школе, климат в трудовом коллективе, общест-вои государство должны составлять единую воспитательную систему.
Специально-криминологическое предупреждение рецидивной преступности - это непосредственное противодействие причинам и условиям, ее порождающих или ей способствуют, формируют устойчивую антиобщественную, деструктивную установку в преступников, ослабляют-контроль над их сознательным поведением, провоцируют повторные преступные проявления, а также предупреждения и пресечения на любой стадии начатого преступления и ресоциализация и адаптация лиц, отбывших наказание.
Криминологическая профилактика представляет собой предупредительные меры посредством такого направления в борьбе с рецидивной преступностью, которое выносится на ранние стадии социализации личности. Преступность несо-
вершеннолетних является важным источником рецидивной преступности. Их предупреждение необходимо начинать по предотвращениюпер-вичной преступности несовершеннолетних. Надо решительно устранятьнедостатки в профессиональной деятельности специалистов, которые отвечаютза процессы обучения и воспитания детей, подростков, молодежи; принимать меры по уменьшению влияния негативных условий микросреды, которые являются достаточно сложным делом настоящего; нейтрализовать семейное неблагополучие, где формируются устойчивые криминогенные черты будущего рецидивиста; запретить деморализующее пропаганду в средствах массовой информации циничной позиции относительно путей достижения лицом материальных благ, сексуальной свободы, удовлетворения избалованных потребностей любой ценой и в любой способ и тому подобное.
Ликвидация недостатков, негативно влияющих на первичную и повторную преступность, должна стать результатом общего оздоровления и совершенствования микросреды. Важную роль в предупреждении новых преступлений играет пенитенциарная и постпенитенциарная работа учреждений исполнения наказания и органов внутренних дел, ведь большой проблемой явля-етсяресоциализация лиц, отбывших наказание. В условиях всемирного экономического кризиса уволенным осужденным трудно воспользоваться свободой выбора вариантов правомерного поведения. Во многих случаях они теряются в современной динамичной жизни. Лица, отбывшие наказание возвращаются в преступную среду, возобновляют старые или устанавливают новые связи в криминальном мире
Не единичны случаи совершения преступления буквально в первые дни или недели после освобождения. Причиной такого явления выступает несвое временная или недостаточная социальная адаптация, отсутствие социальной помощи. Находясь в местах лишения свободы, многие полностью или частично теряют социально полезные связи, а выйдя на свободу, не могут решить трудовые или жилищные проблемы. Вся совокупность проблем обостряется экономическим кризисом, ростом безработицы, сокращением производства [6, с. 17-20].
Кроме того, лица ранее судимые, как правило, имеют низкую квалификацию, благодаря чему не интересуют владельцев предприятий.
Работают специализированные службы, которые занимаются судьбой лиц, освободившихся из мест лишения свободы и специальные фонды помощи тем, кому она необходима. Но деятельность этих субъектов не является достаточно-эффективной. Но, несмотря на финансовый кризис и спад производства, местные органы делают все возможное для ресоциализации лиц, освобожденных из мест отбывания наказания. Ранее правительством былопринято решение по устройству этой категории граждан. Местными органами власти было забронировано рабочие места для молодежи илиц, освободившихся из мест лишения свободы. Определенную профи-
лактическую деятельность проводят органы внутренних дел. Ими осуществляется профилактический учет иадминистративный надзор. Профилактический учет является разновидностью предупредительных мер оперативного характера В отношении лиц, ранеесудимых, а также лиц, ведущих антисоциальный образ жизни, и в отношении которых есть подозрение, что они могут совершить преступление в будущем.Более строгим видом социального контроля является административный надзор. К сожалению, он в основном носит эпизодический характер.
Внедрение новых технологий, новейшихразра-боток, как вид административного надзора требует создания базы данныхрецидивистов и их отслеживание, возможно, даже с определением-географического положения таких лиц на местности. Это направление являетсяважным в работе органов внутренних дел. На этапах обнаружения умысла, приготовления и покушения на-совершение преступления предохранительная деятельность правоохранительных органов должна осуществляться в следующих направлениях:
а) создания и практического использования оперативных и криминалистических учетов рецидивных преступников;
б) налаживания постоянного взаимодействия подразделений ОВД соперативными и другими подразделениями по выполнению наказаний;
в) своевременного выявления преступлений и задержания лиц, их готовятили совершили.
Для адекватной оценки состояния рецидивной преступности иосуществления противодействия ее необходимо совершенствование формстати-стической отчетности по учету преступлений, совершаемыхрецидивистами.
Вероятность совершения повторного преступления во многом зависит от реагирования со стороны государства на первое преступление, а оценка лица, совершившего повторное преступление, зависит от того, насколько ее особенности были учтены приквалификации, назначении наказания и его отбытии. Своевременное раскрытие преступления, его правильная квалификация, назначение оптимального наказания, применение необходимых средств для исправления осужденных,ресоциализация после освобождения будут способствовать снижениюверо-ятности повторного совершения преступления.
Исследования показывают, что определенная часть бывших заключенных послеотбытия наказания в виде лишения свободы выходит на свободу с намерением продолжить преступную деятельность и порой не скрывает своих взглядов. Именно поэтому предотвращение рецидива должно сводиться к тому, чтобы побудить тех, кто отбывает наказание, и тех, кто освобождается от него, отказаться отпродолжения преступной деятельности. Понятно, что для переориентации установок на продолжение преступной деятельности на положительные намерения,
необходима разработка системы конкретных групповых ииндивидуальных мероприятий, которые бы способствовали выбору осужденным альтернативного криминальному положительного образа своей жизни.
Активное противодействие рецидиву представляет собой решительныедействия для склонения лиц к добровольному отказу от продолжени-япреступного поведения, разъединение преступных группировок и изоляциилидеров, «авторитетов», организаторов. Необходимы контроль за соблюдением правил иограничений административного надзора по привлечению виновных в егонарушении к ответственности, социальная и материальная помощь тем, кто твердо намерен отказаться от продолжения преступной деятельности.
Организационно-превентивная работа включает кругмероприятий, направленных на более результативную организациюпостпенитенциарной практики борьбы с рецидивной преступностью. С целью предоставления государственной и общественной помощи целесообразно создавать благотворительные фонды для осужденных, открывать бесплатные ночлежки для бездомных, более широко включать в процесс ресоциализа-циирелигиозные организации, социальные группы отдельных граждан.
Можно сделать вывод, о том, что наличие рецидивной преступности в государстве свидетельствует о неэффективности либо о недостаточной эффективности специально предупредительного воздействия в процессе отбытия наказания за ранее совершенное преступление, а также оне-достатках в уголовно-исполнительной политике государства и работе соответствующих учреждений по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Преступники поступают вопреки воспитательному воздействию, оказанному вынесенным приговором, поэтому для искоренения их антиобщественных взглядов требуются особые меры, то есть уголовно-правовые меры воздействия на лиц, допустивших рецидив, и они должны быть более суровыми, чем при иных видах повторно-сти.
Литература:
1. Архенгольи, ИЛ. Судимость по Уголовному уложению 1903 г. и Уголовному кодексу 1996 г.: сравнительный анализ // Российский юридический журнал. 2016. № 4. С. 132-138.
2. . . -лений и ответственности за него по уголовному праву России : автореф. дис. ... к.ю.н. Рязань, 2006. С. 17.
3. ( -рующих органов) / Под ред. О.М. Киюциной, ИПСО. СПб., 2016. 102 с.
4. . . . 4- ., -раб. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. 368 с. ( ).
Таким образом, рассмотрев юридическую природу и описав виды рецидива,идентифицировав каждый из видов, мы пришли к выводу о том что, всовременном законодательстве нет конкретного определения рецидива, егоможно найти только в теоретических разработках - а это усложняет задачу практического применения данного института. В соответствии с этими выводами обозначился и ряд предложений для противоборства рецидивной преступности:
1. Усилить уголовно-правовое влияние, усилить наказания и меры ответственности за соответствующие виды рецидивов.
2. Уйти от практики отсутствия учета категорий небольшой тяжести в случаерецидива преступлений, так как эта правовая норма является уловкой рядапреступников-рецидивистов.
3. Повысить контроль над судебными органами для исключения с их стороны ошибок инеточно-стей при назначении наказания при учете рецидива преступленияи необоснованного смягчения наказания - это может быть как новыйконтроль-ный орган, возможно комиссия или комитет. Необходима так же активизация работы прокуратуры в данном направлении.
4. Внести предложение в законодательные органы по вживлению компьютерных чипов лицам, которые уже отбывали наказания за совершения преступного деяния, потому как нет стопроцентной вероятности исправления лица даже после отбытия им наказания. Это поможет контролировать лиц, кроме того, такая мера может быть установленазаконодательно как вид административного надзора. В части осуществления административного надзора кажется целесообразным усовершенствовать и этот институт, или выделить новый уголовно-правовой надзор; возможно и создание специального ведомства, органа, которые будут осуществлять такой надзор. Думается такоеусовершенствование оценят участковые уполномоченные полиции, этопозво-лит немного разгрузить их и обеспечить надежный контроль за надзираемыми лицами.
Literature:
1. Arkhengolts I.A. Criminal record according to the Criminal code of 1903 and the Criminal code of 1996: comparative analysis // Russian legal magazine. 2016. № 4. P. 132-138.
2. Armashova A.V. Problems of a recurrence of crimes and responsibility for it on criminal law of Russia. Avtoref.yew. PhD in Law. Ryazan, 2006. P. 17.
3. The analytical report (the version for supervisory authorities) / Under the editorship of O.M. Kiyutsina, IPSO. SPb., 2016. 102 p.
4. Dolgova A.I. Criminology. 4 prod., reslave. and additional. M. : Norm : INFRA-M, 2016. 368 p. (Short training courses of jurisprudence).
5. Досаева Г.С. К вопросу о множественности преступлений // Российская юстиция. 2014. № 10.
6. . . -
// -
сийская юстиция. 2017. № 1. С. 17-20.
7. . . -ческая ситуация и кризис российской уголовной
// 14
взгляд. 2005. № 1. С. 30.
8. Практика рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении осужденных в российских судах / Под ред. О.М. Киюциной, ИПСО // Аналитический отчет (версия для контролирующих органов). СПб., 2016. 102 с.
5. Dosayeva G.S. To a question of plurality of crimes//the Russian justice. 2014. № 10.
6. Ivanov N.G. Criminalization of a dangerous condition of the personality in the modern Criminal Code of the Russian Federation//the Russian justice. 2017. № 1. P. 17-20.
7. Pobegaylo E.F. Modern criminological situation and crisis of the Russian criminal policy // 14 Russian criminological look. 2005. № 1. P. 30.
8. Practice of consideration of petitions for early release of convicts in the Russian courts / Under the editorship of O.M. Kiyutsina, IPSO // The Analytical report (the version for supervisory authorities). SPb., 2016. 102 p.