Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗОВ И НДС ПРИ ВВОЗЕ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕАЭС'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗОВ И НДС ПРИ ВВОЗЕ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АКЦИЗЫ / ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНДИКАТИВНАЯ СТАВКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна, Терехова Дарья Игоревна

Статья посвящена анализу особенностей применения акцизов и НДС, взимаемых при ввозе, в государствах - членах ЕАЭС, а также исследованию вопросов гармонизации косвенного налогообложения в условиях ЕАЭС. Кроме того, на основе исследования авторами выявлены проблемы в практике использования косвенных налогов в ЕАЭС, выраженные в дифференциации ставок в отношении алкогольной и табачной продукции, что сопряжено с проблемой серого импорта, а также в процессе взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании косвенных налогов при ввозе. Авторы считают, что установление индикативных ставок на алкогольную и табачную продукцию в рамках гармонизации косвенного налогообложения в ЕАЭС, а также создание единой информационной платформы позволят сократить объемы нелегально ввезенной продукции и повысить эффективность контроля по уплате косвенных налогов в рамках внешней и взаимной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS AND PROBLEMS OF APPLICATION OF EXCISE TAXES AND VAT ON IMPORT IN THE EAEU MEMBER STATES

The article examines the specifics of application of excise duties and VAT levied on imports in the EAEU member states, as well as the study of issues of harmonization of indirect taxation in the EAEU conditions. In addition, based on the analysis, the authors identified problems in the practice of applying indirect taxes in the EAEU, expressed in the differentiation of rates for alcohol and tobacco products, which is associated with the problem of “gray imports”, as well as in the process of interaction between customs and tax authorities in the administration of indirect taxes on import. The authors consider that the establishment of indicative rates for alcohol and tobacco products within the framework of harmonization of indirect taxation in the EAEU, as well as the creation of a single information platform will reduce the volume of illegally imported products and increase the effectiveness of control over the payment of indirect taxes in foreign and mutual trade.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗОВ И НДС ПРИ ВВОЗЕ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕАЭС»

Научная статья УДК 336.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.18

Особенности и проблемы применения акцизов и НДС при ввозе в государствах - членах ЕАЭС

Инга Владимировна Никулкина1, Дарья Игоревна Терехова2

''Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, inga123456@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2889-1197 ^Российская таможенная академия, Люберцы, Россия 2di.terehova@customs-academy.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей применения акцизов и НДС, взимаемых при ввозе, в государствах - членах ЕАЭС, а также исследованию вопросов гармонизации косвенного налогообложения в условиях ЕАЭС. Кроме того, на основе исследования авторами выявлены проблемы в практике использования косвенных налогов в ЕАЭС, выраженные в дифференциации ставок в отношении алкогольной и табачной продукции, что сопряжено с проблемой серого импорта, а также в процессе взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании косвенных налогов при ввозе. Авторы считают, что установление индикативных ставок на алкогольную и табачную продукцию в рамках гармонизации косвенного налогообложения в ЕАЭС, а также создание единой информационной платформы позволят сократить объемы нелегально ввезенной продукции и повысить эффективность контроля по уплате косвенных налогов в рамках внешней и взаимной торговли.

Ключевые слова: таможенные платежи, косвенное налогообложение в условиях ЕАЭС, налог на добавленную стоимость, акцизы, табачная продукция, алкогольная продукция, индикативная ставка, гармонизация косвенного налогообложения в ЕАЭС Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Никулкина И.В., Терехова Д.И. Особенности и проблемы применения акцизов и НДС при ввозе в государствах - членах ЕАЭС // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 153-161. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.18.

Original article

Specifics and Problems of Application of Excise Taxes and VAT on Import

in the EAEU Member States

Inga V. Nikulkina1, Daria I. Terekhova2

1Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, inga123456@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2889-1197 12Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia 2di.terehova@customs-academy.ru

Abstract. The article examines the specifics of application of excise duties and VAT levied on imports in the EAEU member states, as well as the study of issues of harmonization of indirect taxation in the EAEU conditions. In addition, based on the analysis, the authors identified problems in the practice of applying indirect taxes in the EAEU, expressed in the differentiation of rates for alcohol and tobacco products, which is associated with the problem of "gray imports", as well as in the process of interaction between customs and tax authorities in the administration of indirect taxes on import. The authors consider that the establishment of indicative rates for alcohol and tobacco products within the framework of harmonization of indirect taxation in the EAEU, as well as the creation of a single information platform will reduce the volume of illegally imported products and increase the effectiveness of control over the payment of indirect taxes in foreign and mutual trade.

Keywords: customs payments, indirect taxation in the EAEU conditions, value added tax, excises, tobacco products, alcohol products, indicative rate, harmonization of indirect taxation in the EAEU Funding: Independent work.

For citation: Nikulkina, I.V. & Terekhova, D.I. (2023) Specifics and Problems of Application of Excise Taxes and VAT on Import in the EAEU Member States. Theory and Practice of Social Development. (6), 153-161. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.6.18 (In Russian)

Введение. В настоящее время страны сталкиваются с угрозами национальной и экономической безопасности, что вызвано нестабильной геополитической ситуацией в мире. В данных

© Никулкина И.В., Терехова Д.И., 2023

условиях интеграционные объединения в рамках экономических союзов выступают в качестве фактора, способного противостоять внешним и внутренним угрозам. Таможенные платежи, являясь эффективным и наиболее важным инструментом регулирования экономики стран, занимают значительную долю в бюджете государств - членов ЕАЭС, в особенности косвенные налоги - НДС и акцизы. По состоянию на 2022 г. в среднем в странах ЕАЭС на долю косвенных налогов приходится около 38 %, при этом 30 % - на НДС, 7-8 % - на акцизы, что подтверждает значимость данных налогов в доходах бюджетов стран1.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего развития гармонизации законодательства в сфере косвенного налогообложения в условиях ЕаЭс с учетом особенностей и проблем стран - участниц союза в данной области, выработки новых механизмов, способствующих повышению эффективности таможенного и налогового контроля при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Целью работы является анализ специфики и сложностей применения косвенных налогов в ЕАЭС, взимаемых при ввозе, а также разработка рекомендаций по гармонизации косвенного налогообложения в государствах - членах ЕАЭС.

Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей, закономерностей и проблем действующего механизма косвенного налогообложения при ввозе товаров в условиях ЕАЭС, а также в разработке рекомендаций в части применения индикативных ставок в отношении алкогольной и табачной продукции в рамках гармонизации косвенного налогообложения в ЕАЭС, способствующих борьбе с серым импортом данных товаров и формированию доходной части бюджета государств - членов ЕАЭС в современных условиях.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что экономический эффект от гармонизации законодательства в сфере косвенного налогообложения приведет к сокращению серого импорта наиболее чувствительных в условиях ЕАЭС товаров - алкогольной и табачной продукции, что также окажет непосредственное влияние на формирование доходной части бюджетов стран.

Настоящее исследование было проведено с использованием общелогических методов познания, таких как анализ публикаций и статистических данных, синтез, обобщение, сравнение, а также методов эмпирического исследования - наблюдение, измерение, описание.

Особенности применения НДС и акцизов в государствах - членах ЕАЭС. В настоящее время роль косвенных налогов как видов таможенных платежей весьма высока, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рисунке 1. Следует отметить, что сведения по Республике Беларусь даны за 2021 г., поскольку страна не опубликовала актуальную информацию за 2022 г., Республика Армения данные по акцизам с 2018 г. не предоставляла. На основании представленных данных видно, что в среднем доля косвенных налогов, взимаемых при ввозе, в общих доходах бюджетов стран составляет от 15 до 60 %, где значительную долю занимает НДС.

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

9,8

60,8

0,8 7,2 8,

Россия Беларусь

Г НДС

Г Ввозная таможенная пошлина

15,2

0,9 0,2 Казахстан

Кыргызстан Армения

ГАкциз на алкогольную и табачную продукцию Г Вывозная таможенная пошлина

Рисунок 1 - Структура таможенных платежей в государствах - членах ЕАЭС в 2022 г., %2

1 Евразийский экономический союз в цифрах : краткий стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. М., 2022. 189 с.

2 Рисунки 1-3 составлены на основе данных из следующего источника: Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2022 г. : стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. М., 2023. 125 с.

Особенности применения косвенных налогов в условиях ЕАЭС связаны с социально-экономическим развитием стран, действующими налоговыми системами, правовым регулированием, структурой косвенных налогов (Никулкина, Колядко, 2022; Ряховский, 2020).

Особенности налоговых систем в государствах - членах ЕАЭС обусловлены действующей формой государственного устройства. Так, все страны союза, за исключением Российской Федерации, - унитарные государства, имеющие двухуровневую налоговую систему. Россия же является федерацией и имеет трехуровневую налоговую систему1.

Правовое регулирование взимания косвенных налогов при ввозе можно разделить на два основных блока - законодательство ЕАЭС, представленное Таможенным кодексом ЕАЭС2 (далее - ТК ЕАЭС) и Договором о ЕАЭС3, а также национальное налоговое законодательство государств - членов ЕАЭС (Зоидов, Ионичева, 2020: 33). В ТК ЕАЭС и Договоре о ЕАЭС установлены общие принципы применения косвенных налогов при ввозе на таможенную территорию и в условиях взаимной торговли. Налоговое законодательство стран регламентирует принципы взимания и особенности применения косвенных налогов при ввозе на территорию каждого государства, а также такие элементы, как налоговые ставки, налоговую базу и т. д.

Косвенные налоги взимаются на внутреннем рынке в связи с производством и реализацией товаров, работ, услуг, а также при ввозе товаров на таможенную территорию. Анализ особенностей применения НДС и акцизов в условиях ЕАЭС требует исследования структуры косвенных налогов в странах - участницах союза в 2022 г. (рисунок 2). Данные Республики Беларусь представлены за 2021 г.

Россия Кыргызстан Казахстан

67,93 32,07

19,77 80,23

41,99 58,01

Беларусь -13,71 113,71

Армения

34,80 65,20

-20% 0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ Внутренний НДС ■ НДС при ввозе

Рисунок 2 - Структура НДС в государствах - членах ЕАЭС в 2022 г., %

Итак, в целом во всех государствах союза наблюдается схожая картина, где НДС при ввозе товаров преобладает над внутренним НДС (за исключением Российской Федерации). Особо выделяется Республика Беларусь, где НДС при ввозе составляет более 100 %.

Анализируя структуру акцизов в отношении алкогольной и табачной продукции, мы выявили особенности в государствах - членах ЕАЭС. Так, в отношении алкогольной продукции в 2022 г. во всех странах преобладает внутренний акциз, среднее значение которого составляет около 80 %4. В отношении табачной продукции видна специфика, которая отражена на рисунке 3. Данные Республики Беларусь представлены за 2021 г., Республика Армения информацию по акцизам с 2018 г. не предоставляла. В Кыргызстане и Казахстане в структуре акцизов на табачную продукцию преобладает акциз при ввозе, в то время как в России и Беларуси - внутренний акциз.

Таким образом, существующие особенности применения косвенных налогов при ввозе позволяют сделать вывод, что регулирование в данной области требует разработки мер, позволяющих гармонизировать законодательство в сфере косвенного налогообложения.

1 Актуальные проблемы развития налоговой системы России : учеб. / под ред. Н.И. Малис. М., 2023. 517 с.

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] от 11 апр. 2017 г. : в ред. от 29 мая 2019 г. : с изм. от 10 янв. 2006. Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : от 29 мая 2014 г. : в ред. от 24 марта 2022 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 3 апр. 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Финансовая статистика Евразийского экономического союза ...

Россия

Кыргызстан

Казахстан

Беларусь

0,15

97,90

99,85

2,10

61,44

38,56

95,98

4,02

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00

Внутренний акциз Акциз при ввозе

Рисунок 3 - Структура акцизов на табачную продукцию в государствах - членах ЕАЭС в 2022 г., %

Гармонизация косвенного налогообложения в ЕАЭС. Рассмотренные особенности применения косвенных налогов в условиях ЕАЭС сопряжены с вопросами гармонизации косвенного налогообложения на территории евразийского экономического пространства. Так как ставки НДС и акцизов регламентированы налоговым законодательством каждой страны - участницы союза с учетом экономического развития и проводимой налоговой политикой, возникает существенный разрыв ставок на НДС и акцизы. В 2023 г. в государствах - членах ЕАЭС действуют следующие ставки НДС: в Российской Федерации - 0, 10, 20 %1; Республике Беларусь - 0, 10, 252; Республике Казахстан - 0, 123; Республике Армения - 0, 204; Кыргызской Республике - 0, 12 %5. Однако, если в отношении НДС разрыв составляет не более 2 %, то в отношении акцизов на алкогольную и табачную продукцию - наиболее чувствительные товары - разрыв может достигать разницы в 10 раз.

В рамках настоящей работы был проведен сравнительный анализ ставок акцизов в отношении подакцизных товаров 22 и 24 групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) в государствах - членах ЕАЭС в целях сравнения и выявления диф-ференции размера ставок и сумм, подлежащих уплате. В таблице 1 представлен расчет сумм акциза, подлежащего уплате при ввозе алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 9 %, товарной позиции 2206 ТН ВЭД ЕАЭС в объеме 112,5 л. Для сравнительного анализа ставки акцизов и суммы платежей переведены в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка РФ на 11 марта 2023 г. Ставки акциза взяты на 2023 г. в соответствии с налоговым законодательством государств - членов ЕАЭС.

1 Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : от 29 дек. 2009 г. № 71-З. Особенная часть // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=hk0900071 (дата обращения: 20.04.2023).

3 Налоговый кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : от 25 дек. 2017 г. № 120-VI. О налогах и других обязательных платежах в бюджет // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120 (дата обращения: 20.04.2023).

4 Налоговый кодекс Республики Армения [Электронный ресурс] : от 1 нояб. 2016 г. № ЗР-165 // Официальный сайт Парламента Республики Армения. URL: https://clck.ru/34qzS4 (дата обращения: 20.04.2023).

5 Налоговый кодекс Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : от 18 янв. 2022 г. № 3 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/112340 (дата обращения: 20.04.2023).

Таблица 1 - Сравнительный анализ ставок акцизов и сумм акциза, подлежащих уплате при ввозе в государства - члены ЕАЭС алкогольной продукции, 2023 г.1_

Страна Ставка акциза в национальной валюте Ставка акциза в валюте РФ, р. Сумма акциза в национальной валюте Сумма акциза в валюте РФ, р.

Российская Федерация 613 р. за 1 л безводного этилового спирта 613,00 8 275,50 р. 8 275,50

Республика Беларусь 22,06 р. за 1 л безводного этилового спирта 588,47 297,81 р. 7 944,32

Республика Казахстан 2 550 тенге/л 100 % спирта 439,11 34 425,00 тенге 5 927,99

Республика Армения 50 %, но не менее 750 драмов за 1 л 146,70 84 375,00 драмов 16 503,75

Кыргызская Республика 140 сомов за л 121,62 15 750,00 сомов 13 681,82

Представленные в таблице 1 данные позволяют сделать вывод о существенном разрыве в ставках в странах - участницах союза, влекущем за собой разницу в подлежащих уплате суммах акцизного налога, что оказывает непосредственное влияние на ценообразование.

В таблице 2 приведен расчет сумм акциза, подлежащих уплате при ввозе табачной продукции товарной позиции 2402 ТН ВЭД ЕАЭС в количестве 40 000 пачек, 20 шт. в пачке. Курс валют взят на дату 11 марта 2023 г. Данные позволяют установить, что наибольшая ставка акциза в отношении товаров группы 2402 ТН ВЭД ЕАЭС установлена в Российской Федерации. При реализации товаров в России участнику ВЭД необходимо будет заплатить в 2,5 раза больше, чем, например, в Республике Беларусь. Разница в ставках налогов и суммах платежей, подлежащих уплате при ввозе товаров на территорию страны, вызывает проблему серого импорта - нелегального ввоза алкогольной и табачной продукции без уплаты косвенных налогов и соответствующих средств идентификации. Именно эта проблема подтверждает актуальность разработки мер, направленных на гармонизацию налогового законодательства государств - членов ЕАЭС в части косвенного налогообложения.

Таблица 2 - Сравнительный анализ ставок акцизов и сумм акциза, подлежащих уплате при ввозе в государства - члены ЕАЭС табачной продукции, 2023 г._

Страна Ставка акциза в национальной валюте Ставка акциза в валюте РФ, р. Сумма акциза в национальной валюте Сумма акциза в валюте РФ, р.

Российская Федерация 2 603 р. за 1 000 шт. +16 % расчетной стоимости, исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 563 р. за 1 000 шт.2 2 603,00 3 746 400,00 р. 3 746 400, 00

Республика Беларусь 78,97 р. за 1 000 шт.3 2 106,59 63 176,00 р. 1 685 270,34

Республика Казахстан 14 100 тенге / 1 000 шт.4 2 427,37 11 280 000,00 тенге 1 941 897,12

Республика Армения 15 % от максимальной розничной цены, но не менее 11 070 драмов за 1 000 шт.5 2 165,65 8 856 000,00 драмов 1 732 516,99

Кыргызская Республика 2 250 сомов за 1000 шт.6 1 954,55 1 800 000,00 сомов 1 563 636,60

1 Таблицы 1, 2 составлены авторами на основе анализа данных налогового законодательства государств - членов ЕАЭС.

2 Налоговый кодекс РФ ...

3 Налоговый кодекс Республики Беларусь ...

4 Налоговый кодекс Республики Казахстан ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Налоговый Кодекс Республики Армения ...

6 Налоговый Кодекс Кыргызской Республики ...

В Российской Федерации, согласно исследованиям в сфере нелегального оборота промышленной продукции1, доля нелегально ввезенного табака в страну составляет 11,5 %, где 6,7 % - табачные изделия, ввезенные в рамках взаимной торговли. Доминирует при этом продукция белорусского происхождения, доля которой достигает 93,0 % от всей нелегальной продукции. Это, несомненно, обусловлено дифференцией ставок, что влечет за собой разницу в ценообразовании при реализации товаров на внутреннем рынке (Васильев, Прокофьева, 2022; Зоидов, Ионичева, 2021; Лисовская, Сокольникова, 2022; Тарарышкина, 2022). Серый импорт также приводит к возникновению задолженности и недопоступлениям подлежащих уплате косвенных налогов в федеральный бюджет. Так, например: «в Российской Федерации, по оценке Счетной палаты, сумма потерь федерального бюджета от реализации нелегальной табачной продукции в период 2016 г. - первого полугодия 2021 г. составляет 295,6 млрд р., в том числе по акцизам -246,3 млрд р., НДС - 49,3 млрд р.»2.

В качестве рекомендации по решению проблемы и дальнейшему развитию в данной отрасли рекомендуется продолжать работу над нормативным регулированием в сфере косвенного налогообложения. Так, первые шаги уже сделаны и государства - члены ЕАЭС подписали «проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств - членов ЕАЭС»3. Документы нацелены «на обеспечение условий для создания рынка алкогольной и табачной продукции в рамках ЕАЭС путем гармонизации ставок акцизов». Основными направлениями являются принятие индикативной ставки акцизов, для достижения которой необходимо установление 5-летнего периода, а также формирование диапазона отклонения фактических ставок от индикативных. Диапазоны утверждаются каждые 5 лет начиная с 2024 г. (Романова, Манушина, 2019: 367).

В таблице 3 представлены размеры индикативных ставок и отклонение от фактических ставок. Индикативная ставка определяется в национальной валюте в размере, эквивалентном евро.

Таблица 3 - Размеры индикативной ставки и диапазоны отклонения

в отношении алкогольной и табачной продукции4

Алкогольная продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % (в Республике Беларусь - 7 % и более) за 1 л безводного (100 %) ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, содержащегося в готовой продукции Сигареты

Индикативная ставка

9 евро за 1 л безводного (100 %) ректификованного этилового спирта | 35 евро за 1 000 шт.

Отклонение фактической ставки от индикативной

1. Для Республики Армения и Кыргызской Республики - не более чем на 40 % в меньшую сторону и 10 % в большую 2. Для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - не более чем на 15 % в меньшую сторону и 10 % в большую Не более чем на 20 % в меньшую и большую стороны

Итак, с учетом диапазона отклонения фактической ставки от индикативной разрыв может сократиться до 0,83 % в отношении алкогольной продукции и до 0,5 % в отношении табачной. Таким образом, результат применения индикативных ставок - уменьшение разрыва, что приведет к снижению объемов серого импорта, а также не поступивших в бюджет денежных средств от взимания косвенных налогов при ввозе.

В целях гармонизации косвенного налогообложения в ЕАЭС, а также повышения качества таможенного и налогового администрирования предлагается создание единой информационной платформы для контроля за начислением и уплатой акцизов и НДС в рамках взаимной торговли табачной и алкогольной продукцией в ЕАЭС. Данный инструмент позволит повысить эффективность информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов на всех уровнях, так как ввиду различного информационного обеспечения уполномоченных органов государств-членов

1 Завершено всероссийское исследование нелегального оборота табака [Электронный ресурс] // ННЦК. 2021. 3 дек. URL: https://nnck.gov.ru/news/v-rossii-zaversheno-samoe-masshtabnoe-v-istorii-issledovanie-nelegalnogo-oborota-tabaka/?sphrase_id=797 (дата обращения: 23.04.2023).

2 Бюллетень Счетной палаты РФ. Акцизы на табак [Электронный ресурс]. 2021. № 11 // Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/ace/at47q1ecn88cqc90gmb0m73ai52p7a0j.pdf (дата обращения: 26.04.2023).

3 О проектах соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств - членов ЕАЭС [Электронный ресурс] : распоряжение Коллегии ЕЭК от 28 нояб. 2018 г. № 184 // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18r00184 (дата обращения: 28.04.2023).

4 Составлено авторами на основе следующего источника: О проектах соглашений ...

направление запросов и получение необходимой информации занимает длительное время, что не позволяет в оперативном режиме осуществлять контроль. База данных интегрированной информационной системы взаимной торговли ЕАЭС должна включать сведения об организациях, занимающихся торговлей этой категорией товаров, о начисленных, уплаченных суммах косвенных налогов, о статистических формах учета перемещения товаров, а также ряд иных документов, позволяющих государственным органам реализовывать таможенный и налоговый контроль.

Кроме того, в целях решения проблемы нелегального ввоза алкогольной и табачной продукции предлагается внедрение мобильных групп, действующих вдоль участков границ в целях пресечения нелегального ввоза, во всех государствах - членах ЕАЭС. С учетом успешной практики Российской Федерации данный инструмент позволит странам сократить неперечисленные суммы таможенных платежей от уплаты косвенных налогов в бюджеты. На примере России данный инструмент подтверждает эффективность - в 2022 г. случаев нелегального ввоза выявлено на сумму более 14 млрд р. (в 2021 г. - 5 млрд)1. В мобильные группы следует включить должностных лиц таможенных органов, использовать программные средства, позволяющие сразу после фиксации нелегального ввоза передавать данные о перевозчике, товаросопроводительных документах, отправителе, получателе, а также иные сведения о товарах в интегрированную систему учета уплаты косвенных налогов ЕАЭС.

На рисунке 4 представлена модель взаимодействия государственных органов при выявлении нелегального ввоза табака при осуществлении взаимной торговли. Данная модель единой платформы учета косвенных налогов в ЕАЭС позволит повысить качество таможенного и налогового администрирования, обеспечит сотрудничество государственных органов на всех уровнях, а также поспособствует сокращению объемов серого импорта. Кроме того, в случае обнаружения правонарушения система даст возможность должностным лицам оперативно передавать информацию в правоохранительные органы.

Мобильные группы

Рисунок 4- Модель применения Единой интегрированной системы учета уплаты косвенных налогов во взаимной торговле алкогольной и табачной продукцией в условиях ЕАЭС2

Заключение. Таким образом, в целях оптимизации применения акцизов и НДС в государствах - членах ЕАЭС в современных условиях, с учетом особенностей механизма косвенного налогообложения при ввозе, были сформулированы соответствующие рекомендации. Необходимо продолжать работу по гармонизации законодательства стран-членов в сфере косвенного налогообложения для решения проблемы дифференциации ставок акцизов, что ведет к возникновению серого импорта. Кроме того, предлагается разработка и внедрение в практику Единой интегрированной информационной системы учета уплаты НДС и акцизов при осуществлении взаимной торговли алкогольной и табачной продукцией, что позволит повысить эффективность таможенного и налогового контроля, обеспечит повышение качества таможенного и налогового администрирования.

1 Таможенная служба Российской Федерации в 2022 г. [Электронный ресурс] : ежегодный сборник. Материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. 72 с. // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 25.04.2023).

2 Составлен авторами.

Список источников:

Васильев Э.А., Прокофьева Т.В. Противодействие незаконному обороту подакцизных товаров на территории стран -участниц Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы сравнительного правоведения и юридической лингвистики : материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Воронин и др. М., 2022. С. 49-56.

Зоидов К.Х., Ионичева В.Н. К проблеме гармонизации и унификации косвенного налогообложения при ввозе товаров в ЕАЭС // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 6. С. 167-172. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2021-6-167-172.

Зоидов К.Х., Ионичева В.Н. Преимущества гармонизации косвенного налогообложения при ввозе товаров в ЕАЭС // Россия в XXI в.: глобальные вызовы и перспективы развития : материалы 9-го Междунар. форума / под ред. В.А. Цвет-кова, Н.С. Зиядуллаева, К.Х. Зоидова. М., 2020. С. 31-36. https://doi.org/10.33051/978-5-6043907-2-6-31-36.

Лисовская И.А., Сокольникова О.Б. Гармонизация налогового законодательства и таможенно-налогового администрирования в условиях функционирования ЕАЭС // Таможенное дело. 2022. № 2. С. 19-22. https://doi.org/10.18572/2071-1220-2022-2-19-22.

Никулкина И.В., Колядко А.С. Развитие механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 4. С. 1417-1434.

Романова Д.Е., Манушина А.П. Предпосылки и перспективы выравнивания ставок акцизов на табачные изделия в странах ЕАЭС // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 6. С. 366-370. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/48.

Ряховский Д.И. Трансформация налогового контроля в современных условиях // Modern Economy Success. 2020. № 2. С. 246-255.

Тарарышкина Л.И. Гармонизация налогового законодательства как инструмент развития евразийской интеграции // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество : ежегодник / под ред. В.И. Герасимова. Т. 5, ч. 1. М., 2022. С. 543-545.

References:

Lisovskaya, I.A. & Sokolnikova, O.B. (2022) Harmonization of tax laws and customs tax administration in conditions of functioning of the EAEU. Tamozhennoe Delo. (2), 19-22. Available from: doi:10.18572/2071-1220-2022-2-19-22. (In Russian)

Nikulkina, I.V. & Kolyadko, A.S. (2022) Development of interaction mechanisms between customs and tax authorities for the administration of customs payments. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (4), 1417-1434. (In Russian)

Romanova, D. & Manushina, A. (2019) Preconditions and prospects for equalization of excise stakes on tobacco products in EAEU countries. Bulletin of Science and Practice. 5 (6), 366-370. Available from: doi:10.33619/2414-2948/43/48. (In Russian)

Ryakhovskiy, D.I. (2020) The transformation of tax control in modern conditions. Modern Economy Success. (2), 246-255. (In Russian)

Tararyshkina, L.I. (2022) Harmonization of tax legislation as a tool for the development of Eurasian integration. In: Gerasimov, V.I. (ed.) Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation: Yearbook. Vol. 5, pt 1. Moscow, INION RAN, 543-545. (In Russian)

Vasiliev, E.A. & Prokofieva, T.V. (2022) Countering the illegal traffic of supplied goods in the territory of the participating countries of the Eurasian Economic Union. In: Voronin, M.Yu. (ed.) Actual Problems of Comparative Law and Legal Linguistics: Proceedings of the Fifth International Scientific-Practical Conference. Moscow, FGBOU VO MSLU, 49-56. (In Russian)

Zoidov, K.Kh. & Ionicheva, V.N. (2021) On the problem of harmonization and unification of indirect taxation when importing goods to the EAEU. Regional Problems of Transforming the Economy. (6), 167-172. Available from: doi:10.26726/1812-7096-2021-6-167-172. (In Russian)

Zoidov, K.Kh. & Ionicheva, V.N. (2020) Benefits of Harmonizing Indirect Taxation When Importing Goods into the EAEU. In: Tsvetkov, V.A., Ziyadullaev, N.S. & Zoidov, K.Kh. (eds.) Russia in the 21st Century: Global Challenges and Development Prospects: Proceedings of the 9th International Forum. Moscow, IPR RAN, 31-36. Available from: doi:10.33051/978-5-6043907-2-6-31-36. (In Russian)

Информация об авторах

И.В. Никулкина - доктор экономических наук, профессор Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва; профессор кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Факультета таможенного дела, Российская таможенная академия, Люберцы, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644435

Д.И. Терехова - студент Факультета таможенного дела, Российская таможенная академия, Люберцы, Россия.

Вклад авторов:

И.В. Никулкина - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; критическая доработка текста с целью улучшения содержания; итоговые выводы.

Д.И. Терехова - сбор и анализ данных; написание исходного текста; формулирование выводов.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

I.V. Nikulkina - D.Phil. in Economics, Professor, Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow; Professor, Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, Faculty of Customs Affairs, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644435

D.I. Terekhova - Student, Faculty of Customs, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia.

Contribution of the authors: I.V. Nikulkina - scientific guidance; research concept; development of methodology; critical revision of the text in order to improve the content; final conclusions.

D.I. Terekhova - data collection and analysis; writing the original text; formulation of conclusions.

Conflicts of interests:

The authors declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.