Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В ЕАЭС'

К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ / ВВОЗ ТОВАРОВ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИМПОРТА ТОВАРОВ / ЕАЭС / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / НДС / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зондов Кобилжон Ходжневнч, Ионичева Валентина Николаевна

Цель работы. Статья посвящена исследованию проблем гармонизации и унификации косвенного налогообложения при ввозе товаров в ЕАЭС. Метод и методология работы. Способы совершенствования налогового администрирования импорта товаров в ЕАЭС и создание благоприятных условий для развития бизнеса в сфере внешней торговли. В процессе исследования использованы методы эволюционно -институциональной теории, системного анализа и аналитической оценки. Результаты. Гармонизация и унификация косвенного налогообложения в ЕАЭС при ввозе товаров имеет следующие преимущества: формирование единых и прозрачных правил налогообложения в сфере внешней торговли; содействие повышению конкурентоспособности участников внешнеэкономической деятельности; содействие развитию внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами; повышение доходов бюджетов стран ЕАЭС. Однако до настоящего времени в связи с различиями в ставках и других элементах акцизов и НДС в странах ЕАЭС нарушается конкурентная среда, поэтому до настоящего времени сохраняется принцип резидентства в ЕАЭС, и импортеры не вправе осуществлять таможенное декларирование в стране ЕАЭС, установившей более выгодные налоговые ставки. Область применения результатов. Проводимые мероприятия по гармонизации и унификации налогообложения в ЕАЭС способствуют совершенствованию налогового администрирования импорта товаров в ЕАЭС и созданию благоприятных условиях для развития бизнеса в сфере внешней торговли. Выводы. Проблемы взимания косвенных налогов при ввозе товаров в страны-члены ЕАЭС в настоящее время приобретают особую актуальность, особенно в связи с сокращением объемов внешней торговли между странами ЕАЭС и третьими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF HARMONIZATION AND UNIFICATION OF INDIRECT TAXATION WHEN IMPORTING GOODS TO THE EAEU

The purpose of the work. The article is devoted to the study of the problems of harmonization and unification of indirect taxation when importing goods to the EAEU. The method and methodology of the work. Ways to improve the tax administration of imports of goods to the EAEU and create favorable conditions for business development in the field of foreign trade. In the course of the research, the methods of evolutionary and institutional theory, system analysis and analytical assessment were used. Results. The harmonization and unification of indirect taxation in the EAEU when importing goods has the following advantages: the formation of uniform and transparent taxation rules in the field of foreign trade; assistance in improving the competitiveness of participants in foreign economic activity; assistance in the development of foreign trade of the EAEU countries with third countries; increase in budget revenues of the EAEU countries. However, to date, due to differences in the rates and other elements of excise duties and VAT in the EAEU countries, the competitive environment is violated, therefore, the principle of residence in the EAEU remains until now, and importers do not have the right to carry out customs declaration in the EAEU country that has established more favorable tax rates. The scope of the results. The measures taken to harmonize and unify taxation in the EAEU contribute to improving the tax administration of imports of goods in the EAEU and creating favorable conditions for business development in the field of foreign trade. Conclusions. The problems of collecting indirect taxes when importing goods to the EAEU member states are currently becoming particularly relevant, especially in connection with the reduction in the volume of foreign trade between the EAEU countries and third countries.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В ЕАЭС»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК: 336.227.8 ЗОИДОВ КОБИЛЖОН ХОДЖИЕВИЧ

к.ф-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

ФГБУН Институт проблем рынка РАН, e-mail: kobiljonz@mail.ru

ИОНИЧЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

к.э.н, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии,

e-mail: ionicheva.vn@gmail.com

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -6-167-172 К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В ЕАЭС1

Аннотация. Цель работы. Статья посвящена исследованию проблем гармонизации и унификации косвенного налогообложения при ввозе товаров в ЕАЭС. Метод и методология работы. Способы совершенствования налогового администрирования импорта товаров в ЕАЭС и создание благоприятных условий для развития бизнеса в сфере внешней торговли. В процессе исследования использованы методы эволюционно -институциональной теории, системного анализа и аналитической оценки. Результаты. Гармонизация и унификация косвенного налогообложения в ЕАЭС при ввозе товаров имеет следующие преимущества: формирование единых и прозрачных правил налогообложения в сфере внешней торговли; содействие повышению конкурентоспособности участников внешнеэкономической деятельности; содействие развитию внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами; повышение доходов бюджетов стран ЕАЭС. Однако до настоящего времени в связи с различиями в ставках и других элементах акцизов и НДС в странах ЕАЭС нарушается конкурентная среда, поэтому до настоящего времени сохраняется принцип резидентства в ЕАЭС, и импортеры не вправе осуществлять таможенное декларирование в стране ЕАЭС, установившей более выгодные налоговые ставки. Область применения результатов. Проводимые мероприятия по гармонизации и унификации налогообложения в ЕАЭС способствуют совершенствованию налогового администрирования импорта товаров в ЕАЭС и созданию благоприятных условиях для развития бизнеса в сфере внешней торговли. Выводы. Проблемы взимания косвенных налогов при ввозе товаров в страны-члены ЕАЭС в настоящее время приобретают особую актуальность, особенно в связи с сокращением объемов внешней торговли между странами ЕАЭС и третьими странами.

Ключевые слова: эволюционно-институциональная теория, косвенное налогообложение, гармонизация и унификация, ввоз товаров, инновационная активность, администрирование импорта товаров, ЕАЭС, внешняя торговля, таможенное декларирование, НДС, конкурентная среда.

ZOIDOV KOBILZHON KHODZHIEVICH

Ph. D. in Physics and Mathematics, associate Professor, head of laboratory Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, e-mail: kobiljonz@mail.ru

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00544 а.

IONICHEVA VALENTINA NIKOLAEVNA

Ph. D. in Economics, Senior Lecturer of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation of the Russian Customs Academy,

e-mail: ionicheva.vn@gmail.com

ON THE PROBLEM OF HARMONIZATION AND UNIFICATION OF INDIRECT TAXATION WHEN IMPORTING GOODS TO THE EAEU

Abstract. The purpose of the work. The article is devoted to the study of the problems of harmonization and unification of indirect taxation when importing goods to the EAEU. The method and methodology of the work. Ways to improve the tax administration of imports of goods to the EAEU and create favorable conditions for business development in the field of foreign trade. In the course of the research, the methods of evolutionary and institutional theory, system analysis and analytical assessment were used. Results. The harmonization and unification of indirect taxation in the EAEU when importing goods has the following advantages: the formation of uniform and transparent taxation rules in the field of foreign trade; assistance in improving the competitiveness of participants in foreign economic activity; assistance in the development of foreign trade of the EAEU countries with third countries; increase in budget revenues of the EAEU countries. However, to date, due to differences in the rates and other elements of excise duties and VAT in the EAEU countries, the competitive environment is violated, therefore, the principle of residence in the EAEU remains until now, and importers do not have the right to carry out customs declaration in the EAEU country that has established more favorable tax rates. The scope of the results. The measures taken to harmonize and unify taxation in the EAEU contribute to improving the tax administration of imports of goods in the EAEU and creating favorable conditions for business development in the field of foreign trade. Conclusions. The problems of collecting indirect taxes when importing goods to the EAEU member states are currently becoming particularly relevant, especially in connection with the reduction in the volume of foreign trade between the EAEU countries and third countries.

Keywords: evolutionary and institutional theory, indirect taxation, harmonization and unification, import of goods, innovation activity, administration of import of goods, the EAEU, foreign trade, customs declaration, VAT, competitive environment.

Введение. Вопросы взимания косвенных налогов при ввозе товаров в страны-члены ЕАЭС в настоящее время приобретают особую актуальность, особенно в связи с сокращением объемов внешней торговли между странами ЕАЭС и третьими странами. Данные статистики внешней торговли с января по декабрь 2020 года отражают падение показателей как импорта, так и экспорта, что особенно наблюдалось в период пандемии коронавируса с учетом падения экономической активности предприятий, в частности участников внешнеэкономической деятельности. Динамика внешней торговли государств-участниц ЕАЭС отражена в таблице 1.

Таблица 1

Месяц 2019 год 2020 год Изменения 2020 год в % к 2019 году

Экспорт Импорт Экспорт Импорт

январь 36 621 245 729 17 290 243 623 34 104 507 253 17 953 918 016 96,6

февраль 38 247 956 553 19 153 151 609 32 405 075 971 19 167 604 070 89,8

март 39 067 992 299 22 171 318 467 34 085 867 062 21 572 201 038 90,9

апрель 39 760 825 812 23 660 988 810 28 522 721 446 18 963 994 908 74,9

май 36 267 887 835 22 258 089 796 24 167 216 124 18 793 941 120 73,4

июнь 36 024 215 487 22 024 381 030 26 398 115 357 21 115 509 713 81,9

июль 36 387 334 577 24 655 331 650 25 603 188 195 21 679 039 564 77,5

август 37 575 218 727 24 206 079 983 25 696 358 347 21 947 999 251 77,1

сентябрь 39 313 188 023 22 913 232 488 33 204 417 860 22 530 769 567 89,6

октябрь 40 552 391 203 26 365 257 004 30 588 368 158 23 849 577 678 81,4

ноябрь 38 627 521 266 24 487 583 271 32 181 632 656 24 122 530 165 89,2

декабрь 42 303 416 101 25 841 066 110 37 451 796 972 26 703 512 396 94,1

Следует отметить, что, помимо сокращения объемов внешней торговли, в 2020 году сократились объемы взаимной торговли. Так, объем взаимной торговли товарами между государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) за январь - декабрь 2020 года, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств -членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 54,9 млрд долл. США, или 89 % к уровню января - декабря 2019 года.

Основная часть. Снижение объемов внешней и взаимной торговли негативно отразилось на бюджетах стран ЕАЭС. Налогообложение при ввозе товаров является одним из факторов пополнения бюджетов государств, следовательно, государства заинтересованы в проведении, с одной стороны, независимой налоговой политики, а с другой стороны - в гармонизации и унификации налогового законодательства в целях эффективного экономического развития. При этом косвенное налогообложение при ввозе товаров, помимо обеспечения фискальных интересов государства, направлено также и на установление баланса производства, реализации и импорта товаров в ЕАЭС. Следовательно, наряду с фискальной функцией, косвенные налоги, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров в ЕАЭС, выполняют регулирующую функцию.

Так, в странах ЕАЭС ставки косвенных налогов в отношении ввозимых товаров устанавливаются в таких же размерах, как и в отношении товаров, производимых и реализуемых на внутреннем рынке стран-участниц ЕАЭС. Данное правило соответствует требованиям статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947: внутренние налоги не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства. Вместе с тем фискальная направленность косвенных налогов при ввозе товаров обеспечивает поступление денежных средств в бюджеты государств-членов ЕАЭС вне зависимости от состояния их экономик. Также, кроме фискальной и регулирующей, в теории налогообложения обычно выделяют распределительную, стимулирующую и контрольную функции налогов [10].

В отличие от ввозной таможенной пошлины (элементы которой устанавливаются и регулируются наднациональным законодательством) косвенные налоги в ЕАЭС и порядок их уплаты регулируются налоговым законодательством государств-членов ЕАЭС. По мнению д. э. н. А. Н. Козырина, отношения по уплате НДС и акцизов, взимаемых в составе таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу, регулируются таможенным правом, в то время как налоговое право регулирует отношения по уплате НДС и акцизов, взимаемых с российских организаций за операции, совершаемые на российском рынке [6].

В соответствии с подпунктом 24 п. 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, к налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС. В соответствии с п. 1 статьи 46 ТК ЕАЭС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию союза, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию союза, таможенные сборы относятся к таможенным платежам.

Согласно п. 1 статьи 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение учитывает принципы налогов, которые отличают налоги от других платежей, такие как: принципы императивности, индивидуальной безвозмездности, законности, уплаты в целях финансового обеспечения государства, абстрактности [10].

Необходимо разделять правовое регулирование косвенного налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и при взаимной торговле государств-членов ЕАЭС. Принципы взимания косвенных налогов при взаимной торговле между странами ЕАЭС регулируются Договором о ЕАЭС, в том время как обложение косвенными налогами ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС. При этом и ТК ЕАЭС, и Договор о ЕАЭС содержат отсылочные нормы к налоговому законодательству государств-членов ЕАЭС.

Государства ЕАЭС стремятся к гармонизации и унификации законодательств, в том числе в сфере налогообложения, но при этом законодательства стран ЕАЭС до настоящего времени содержат особенности. Согласно Договору о ЕАЭС, гармонизация законодательства - это сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах, а унификация законодательства - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах. Как видно из приведенных определений, понятия гармонизации и унификации имеют различную правовую и экономическую природу. Унификация, помимо сближения законодательств, предполагает разработку единых механизмов регулирования. Унификация правовых норм представляет собой одно из основных направлений деятельности международных организаций, которые содействуют заключению международных договоров, содержащих модели единообразных, «похожих» норм, переходящих впоследствии в национальные законодательства [5]. Одним из примеров унификации законодательства в рамках СНГ является принятие Модельного налогового кодекса для государств-участников СНГ, который, в свою очередь, способствует унификации налогового законодательства государств-членов ЕАЭС.

Элементы любого налога должны включать в себя всю информацию о налоге, в частности кто уплачивает налог (субъект налогообложения), в отношении чего уплачивается налог (объект налогообложения), налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Согласно п. 6 ст. 3 Модельного налогового кодекса для государств-участников СНГ, при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

ТК ЕАЭС определяет основные положения по элементам налогообложения косвенными налогами при ввозе товаров на территорию ЕАЭС, однако такие элементы, как налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налогов при ввозе товаров, сроки и порядок уплаты, регулируются налоговым законодательством стран-участниц ЕАЭС. Особенности применения налогов в соответствии с заявленной таможенной процедурой регулируются ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 4 ст. 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате. При этом, согласно указанному пункту, Евразийской экономической комиссией должен быть сформирован общий перечень ставок налогов, применяемый в отношении товаров в государствах-членах. Для формирования указанного перечня государствами-членами ЕАЭС представляются сведения о налоговых ставках, кроме того, указанный перечень будет размещен на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет.

Акцизы при ввозе товаров в страны ЕАЭС выполняют в большей степени фискальную, чем регулирующую функцию. Доходы от акцизов, поступающие в бюджеты государств-членов ЕАЭС, расходуются на погашение отрицательных внешних эффектов (негативных экстерна-лий), вызванных потреблением подакцизных товаров, в частности поступающие в виде акцизов денежные средства расходуются на здравоохранение и охрану окружающей среды. Кроме того, путем установления ставок акцизов государство оказывает регулирующее воздействие на потребление подакцизных товаров. Подакцизные товары в ЕАЭС включают в себя аналогичные категории товаров, например: спиртосодержащую продукцию, алкоголь, бензин, дизельное топливо, однако автомобили легковые входят в перечень подакцизных товаров только в России и Казахстане. Ставки подакцизных товаров устанавливаются либо в процентах от стоимости товаров, либо в зависимости от физических характеристик товаров; при этом уро-

Государство - член ЕАЭС Основание Ставка НДС при ввозе товаров Льготная ставка, действующая при ввозе товаров

Республика Беларусь Статья 102 НК РБ 20 % 10 %

Республика Казахстан Статья 422 НК РК 12 % -

Российская Федерация Статья 164 НК РФ 20 % 10 %

Республика Армения Статья 63 НК Армении 20 % -

Киргизия Стать 227 НК Киргизии 12 % -

В Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Армения - наиболее высокие ставки НДС. Следует обратить внимание на тот факт, что в странах ЕАЭС (кроме России и Белоруссии) не применяется льготная ставка НДС в отношении отдельных категорий товаров. В то же время наличие льготных ставок НДС, в частности при ввозе товаров, обеспечивает доступность социально значимых товаров для населения стран-участниц ЕАЭС.

Таким образом, общие положения о налогах при ввозе товаров установлены ТК ЕАЭС, в то время как национальным законодательством государств-членов ЕАЭС устанавливаются виды, ставки таможенных сборов и другие их элементы. При этом в странах ЕАЭС соблюдается требование международного законодательства о том, что налоговые ставки не должны превышать стоимость действий таможенных органов. Налоговые системы стран ЕАЭС имеют свои особенности, однако система косвенного налогообложения имеет ряд общих положений - основные принципы взимания косвенных налогов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, субъекты налогообложения, порядок исчисления и сроки уплаты.

Выводы. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что гармонизация и унификация косвенного налогообложения в ЕАЭС при ввозе товаров имеет следующие преимущества: формирование единых и прозрачных правил налогообложения в сфере внешней торговли; содействие повышению конкурентоспособности участников внешнеэкономической деятельности; содействие развитию внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами; повышение доходов бюджетов стран ЕАЭС. Однако до настоящего времени в связи с различиями в ставках и других элементах акцизов и НДС в странах ЕАЭС нарушается конкурентная среда, поэтому до настоящего времени сохраняется принцип резидентства в ЕАЭС, и импортеры не вправе осуществлять таможенное декларирование в стране ЕАЭС, установившей более выгодные налоговые ставки. Вместе с тем проводимые мероприятия по гармонизации и унификации налогообложения в ЕАЭС способствуют совершенствованию налогового администрирования

Литература

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70670880/ дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

3. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx. (дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

4. Зоидов К. Х., Урунов А. А., Авезов А. Х., Авезова М. М. Моделирование механизмов регулирования процессов интеграции и внешнеторговой деятельности в условиях нестабильности / Под ред. к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. -М.: ИПР РАН, 2020. - 230 с.

5. Козырин А. Н. Формы систематизации налогового законодательства // Публично-правовые исследования. - 2015. - № 4. - С. 64-84.

6. Козырин А. Н. Компендиум по российскому налоговому праву. Рекомендовано Академическим советом магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» НИУ ВШЭ 29.12.2014 (протокол № 1). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/ download_books/book/kozyrin_an_kompendium_po_rossijskomu_nalogovomu _pravu/ (дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

7. Модельный налоговый кодекс для государств-участников СНГ. Общая часть (новая редакция) (принят в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 Постановлением 39-10 на 39-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=27020#034253062414138546 (дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

8. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. И науч. ред. Б. З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. 180 с. (Современная институционально-экономическая теория).

9. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // Евразийская экономическая комиссия. -Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

10. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО /В. Г. Пансков. - 6-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 436 с.

11. Пепеляев С. Налоговое право. Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2018. - 736 с.

12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 15.02.2021), свободный. - Загл. с экрана.

13. Цветков В. А., Чуев А. В., Саакян Ю. З., Абрамов М. Д., Кашин В. А., Григорьев А. В., Зоидов К. Х., Мигранян А. А., Медков А. А., Рудаков Е. Р., Полыгалов А. С., Молоканов С. Е. Администрирование внешнеторговых грузопотоков. Труды ЭАЦ «Модернизация», вып. 7. М., ЭАЦ «Модернизация», 2013. -480 с.

14. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950. Vol. 58. P. 211-221.

15. Nelson R. R., Winter S. J. An evolutionary theory of economic change. M.: Finstatinform, 2000. 474 p.

16. Zoidov K. Kh., Sokolova L. V., Urunov A. A., Jankauskas K. S. The problem of theory development the process of economic development: patterns and trends. Russia in XXI century: global challenges and prospects of development. Plenary lectures / Materials of the Ninth International Forum. Moscow, 29-30 October's 2020. Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences V.A. Tsvetkov, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor K.Kh. Zoidov. M.: MEIRAS, 2020. 329p. P. 310-328.

References:

1. General'noe soglashenie po tarifam i torgovle (GATT 1947). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// base.garant.ru/2560614/ (data obrashcheniya: 15.02.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70670880/ data obrashcheniya: 15.02.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.

3. Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www. eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx. (data obrashcheniya: 15.02.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Zoidov K. H., Urunov A. A., Avezov A. H., Avezova M. M. Modelirovanie mekhanizmov regulirovaniya pro-cessov integracii i vneshnetorgovoj deyatel'nosti v usloviyah nestabil'nosti /Pod red. k.f.-m.n., docenta K.H. Zoidova. -M.: IPR RAN, 2020. - 230 s.

5. Kozyrin A. N. Formy sistematizacii nalogovogo zakonodatel'stva // Publichno-pravovye issledovaniya. -2015. - № 4. - S. 64-84.

6. Kozyrin A. N. Kompendium po rossijskomu nalogovomu pravu. Rekomendovano Akademicheskim sovetom magisterskoj programmy «Finansovoe, nalogovoe i tamozhennoe pravo» NIU VSHE 29.12.2014 (protokol № 1). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ kozyrin_an_kompendium_po_rossijskomu_nalogovomu_pravu/ (data obrashcheniya: 15.02.2021), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.

7. Model'nyj nalogovyj kodeks dlya gosudarstv-uchastnikov SNG. Obshchaya chast' (novaya redakciya) (prinyat v g. Sankt-Peterburge 29.11.2013 Postanovleniem 39-10 na 39-m plenarnom zasedanii Mezhparla-mentskoj assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=27020#034253062414138546 (data obrashcheniya: 15.02.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Nort Duglas. Instituty, institucional'nye izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki / Per. s angl. A. N. Nesterenko; predisl. I nauch. red. B. Z. Mil'nera. - M.: Fond ekonomicheskoj knigi «Nachalo», 1997. 180 s. (Sovremennaya institucional'no-ekonomicheskaya teoriya).

9. Oficial'nyj sajt Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii //Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya. - Moskva. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ (data obrashcheniya: 15.02.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik i praktikum dlya SPO / V. G. Panskov. - 6-e izd., per. i dop. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2018. - 436 s.

11. Pepelyaev S. Nalogovoe pravo. Uchebnik dlya vuzov. - M.: Prosveshchenie, 2018. - 736 s.

12. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (data obrashcheniya: 15.02.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

13. Cvetkov V. A., CHuev A. V., Saakyan YU. Z., Abramov M. D., Kashin V. A., Grigor'ev A. V., Zoidov K. H., Migranyan A. A., Medkov A. A., Rudakov E. R., Polygalov A. S., Molokanov S. E. Administrirovanie vnesh-netorgovyh gruzopotokov. Trudy EAC «Modernizaciya», vyp. 7. M., EAC «Modernizaciya», 2013. - 480 s.

14. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950. Vol. 58. P. 211-221.

15. Nelson R. R., Winter S. J. An evolutionary theory of economic change. M.: Finstatinform, 2000. 474 p.

16. Zoidov K. Kh., Sokolova L. V., Urunov A. A., Jankauskas K. S. The problem of theory development the process of economic development: patterns and trends. Russia in XXI century: global challenges and prospects of development. Plenary lectures / Materials of the Ninth International Forum. Moscow, 29-30 October's 2020. Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences V.A. Tsvetkov, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor K.Kh. Zoidov. M.: MEI RAS, 2020. 329 p. P. 310-328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.