УДК 339.5
БСИ 10.24866/1815-0683/2021-1/91-99 В. В. ФИЛАТОВА*
Сравнительный анализ косвенного налогообложения в странах ЕАЭС
Проведен анализ особенностей применения таможенных налогов в странах ЕАЭС, а также количества и размера ставок и предоставляемых льгот, установленных законодательствами стран ЕАЭС при взимании акциза и НДС. Выявлена разница в ставках косвенных налогов, создающая неравные конкурентные условия для ввоза товаров на территорию ЕАЭС.
Ключевые слова: ЕАЭС, таможенные платежи, косвенные налоги, акциз, НДС, таможенное законодательство, налоговое законодательство.
ФИЛАТОВА
Валерия Владимировна - старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].
FILATOVA V.V. - Senior Teacher at the Department of Economics of Customs and Management.
V. V. FILATOVA
Comparative Analysis of Indirect Taxation
in the EAEU Countries
The analysis of the peculiarities of the application of customs taxes in the EAEU countries, as well as the number and size of the rates and benefits provided, established by the legislation of the EAEU countries in the collection of excise duty and VAT, was carried out. The difference in the rates of indirect taxes, which creates unequal competitive conditions for the import of goods into the EAEU, was revealed.
Keywords: EAEU, customs payments, indirect taxes, excise duty, VAT, customs legislation, tax legislation.
Для осуществления внешней и внутренней политики государству необходимо достаточное количество финансовых ресурсов, для получения которых существует система налогообложения, состоящая из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги изымаются из дохода
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
или стоимости имущества (подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, имущественный налог), их основная функция - регулирующая, т. к. механизм их сбора контролирует воспроизводственный процесс. Косвенные налоги связаны с процессом использования доходов налогоплательщиков и являются надежным источником формирования бюджета. Их основные функции - пополнение бюджета и защита внутреннего рынка и национальных производителей от иностранной конкуренции.
В разных странах по-разному складывается соотношение этих двух видов налогов. В развитых странах преобладают прямые налоги, для которых необходим высокий уровень рыночных отношений, т. к. именно в условиях развитого рынка могут формироваться рыночные цены, а значит, и доходы; косвенные налоги, включенные в цену товара (платит покупатель), слабо зависят от производства и поэтому являются признаком налоговой системы развивающихся стран и стран постсоветского пространства. К косвенным налогам относят акциз и налог на добавленную стоимость.
Еще Уильям Петти (английский экономист и статистик) в XVII в. высказался о природе акциза: «Акциз способствует отображению сведений о богатстве государства, при этом является естественным способом обогащения, а также ценность акциза заключается в том, что он способен располагать к бережливости».
На преобладании косвенного налогообложения построены налоговые системы стран ЕАЭС - в них представлены практически одни и те же виды налогов, создана сходная схема их администрирования.
Анализ обзора налоговых систем стран ЕАЭС за 2019 г. показал: в Республике Армения налоги и платежи составляют 85 % всех поступлений в бюджет, доля НДС и акциза - 42 %; в Республике Беларусь примерно 81-83 % всех поступлений в бюджет - косвенные налоги, среди которых 46 % - доля НДС и акциза; в налоговой системе Республики Казахстан до 70 % всех поступлений в бюджет - косвенные налоги, 26 % из которых НДС и акциз; доля косвенных налогов в бюджете Киргизской Республики составляет более 55 % всех налоговых поступлений, из них 40,9 % НДС и акциз, в РФ на долю НДС и акциза приходится 38 % (рис. 1) [4].
Различие налоговых систем в основном заключается в неодинаковых ставках косвенных налогов, различных перечнях товаров, а также, количестве и размерах предоставляемых льгот. Система акцизного налогообложения в странах ЕАЭС представлена в табл. 1. В каждой стране - участнице ЕАЭС применяются твердые ставки акцизов в национальной валюте, в России на некоторые группы подакцизных товаров кроме специфических ставок установлены адвалорные (на природный газ с 01.01.2021 - 30 %) и комбинированные (на сигареты и папиросы). Наибольшее количество подакцизных товаров в РФ - 21 позиция, в Белоруссии и Армении по 12, Казахстане - 8 и в Киргизии 5.
В РФ ставки акциза почти по всем видам товаров превышают ставки акцизов других стран - членов ЕАЭС.
Таблица 1
Система акцизного налогообложения в странах ЕАЭС
Российская Федерация
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Киргизская Республика
>
I
:с
О
а
Нормативный документ, регламентирующий взимание налогов
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ
Налоговый кодекс Республики Армения (принят 4.10.2016)
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-3
Кодекс Республики Казахстан от 25.12.2017 № 120-У1 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»
Налоговый кодекс
Киргизской Республики от 17.10.2008 №230
Вид ставок
Преимущественно специфические Комбинированные - на табачную продукцию Адвалорные - на газ
Специфические
Специфические
Специфические
Специфические
Товары,
облагаемые
акцизом
Этиловый спирт; спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта более 9 %; пивное сусло; алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 %; пиво с объемной долей этилового спирта до 0,5 % включительно; ви-номатериалы; виноградное сусло; фруктовое сусло; табачная продукция; автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150л.с.); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин; средние дистилляты; бензол, парак-силол, ортоксилол; авиационный керосин; нефтяное сырье; природный газ; электронные системы доставки никотина; жидкости для электронных систем доставки никотина; табак; виноград, использованный для производства вина
Этиловый спирт (за исключением коньячного спирта); спиртные напитки; пиво; вино; табачная продукция (в том числе промышленные заменители табака, сигары, сига-риллы); смазочное масло; бензин; дизельное топливо; сырая нефть; нефтепродукты; нефтяные газы; прочие газообразные углеводороды; сжатый природный газ
Спирт; алкогольная продукция; непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов; пиво, пивной коктейль с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 %; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов
Все виды спирта; алкогольная продукция; табачные изделия; изделия с нагреваемым табаком, никотиносо-держащие жидкости для использования в электронных сигаретах; бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо; моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 см3, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов; сырая нефть, газовый конденсат; спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства
Спирт этиловый недена-турированный с концентрацией спирта 80 % или более, этиловый спирт и прочие спиртовые настойки (позиции ТНВЭД 2207); пиво солодовое, вина виноградные натуральные, и прочие спиртные напитки (ТНВЭД 2203, 2204, 2205, 2206, 2208); табачные изделия, классифицируемые в товарной позиции ТНВЭД 2402; прочие изделия, содержащие табак, классифицируемые в товарной позиции ТНВЭД 2403; нефть сырая и нефтепродукты сырые, отработанные нефтепродукты, классифицируемые в товарных позициях ТНВЭД 2709, 2710.
30 25 20 15 10 5
1,06
4,07
1,34
ш
7,03
0,14
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Киргизская Республика
□ 1 2 3
Рис. 1. Доходы бюджетов стран ЕАЭС (без РФ) с долей в них косвенных налогов, млрд долл. США, 2019 г.: 1 - доходы в республиканский бюджет; 2 - НДС, 3 - акциз
В табл. 2 дано сравнение ставок акцизов по наиболее спорным с точки зрения налоговой интеграции товарам - бензин, дизельное топливо, сигареты, этиловый спирт.
Российская ставка акциза на бензин превышает аналогичные ставки других стран ЕАЭС почти в 2 раза; на дизельное топливо от 1,7 до 5 раз; на сигареты почти в 2 раза; на этиловый спирт - в 4 раза.
Таблица 2
Ставки акцизов на определенные товары государств - членов ЕАЭС в 2021 г. (в национальной валюте и в валюте РФ)1
3
0
Товар Российская Федерация Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Киргизская Республика
Бензин автомобильный не дифференцированный по классам 40 000 драм за 1 т = 5 600 руб. 10 000 сомов за 1 т = 8 884 руб.
не соответствующий классу 5 13 624 руб. за 1 т 481,08 белорусских руб. за 1 т = 13 843,02 руб.
класса 5 13 262 руб. за 1 т. 298,59 белорусских руб.за 1т = 8 591,8 руб.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ; Налоговый кодекс Республики Армения (принят 4.10.2016); Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З; Кодекс Республики Казахстан от 25.12.2017 № 120^1 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»; Налоговый кодекс Киргизской Республики от 17.10.2008 № 230.
Окончание табл. 2
Товар Российская Федерация Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Киргизская Республика
Дизельное топливо
не дифференцированное по классам 9 188 руб. за 1 т 13 000 драм за 1 т = 1 820 руб. 2 000 сомов за 1 т = 1 800 руб.
не соответствующее классу 5 233,05 белорусских руб. за 1 т = 6 779,42 руб.
класса 5 184,33 белорусских руб. за 1 т = 5 304, 07 руб.
Сигареты 2 359 руб. за 1 000 шт. плюс 16 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 205 руб. за 1 000 шт. 15 %, но не менее 11 070 драмов за 1 000 шт. = 1549,8 руб. 21,08 белорусских руб. = 606,57 руб. 11 100 тенге за 1 000 шт. = 1 986,9 руб. 2 000 сомов за 1 000 шт. = 1 776,8 руб.
Этиловый спирт 566 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 50 %, но не менее 900 драмов за 1 л = 126 руб. 5,28 белорусских руб.за 1 л = 151,93 руб. 600 тенге за 1 л = 107,4 руб. 350 сомов за 1 л = 310,94 руб.
Примечание. Ставки акцизов стран - членов ЕАЭС были переведены в российские рубли по курсу на 24 марта 2021 г.: белорусский рубль к рублю - 28,7749; армянский драм к рублю - 0,1428; казахский тенге к рублю - 0,1790; киргизский сом к рублю - 0,8884.
С 2019 г. в России расширен перечень подакцизных товаров, к ним добавлено нефтяное сырье и темное судовое топливо. Повышены ставки акцизов на 5-10 % на следующие товары: табак, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты, папиросы; электронные системы доставки никотина и жидкости к ним; легковые автомобили (кроме автомобилей с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно); мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо; средние дистил-ляты2.
Разница в налогах между странами ЕАЭС - фактор роста серого рынка. Например, из-за более высоких акцизов сигареты в РФ стоят в полтора-два раза дороже, чем в других страна ЕАЭС. Так, в России пачка сигарет (по состоянию на 1 января 2021 г.) стоит в среднем 107,78 руб., в Белоруссии - 38, в Армении - 70, а в Киргизии - 65. Почти треть всего контрафакта табака в России - это белорусские сигареты [3]. Для решения данной проблемы члены ЕАЭС с 2024 г. должны начать устанавливать ставки акциза на сигареты исходя из индикативной ставки
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ. URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_28165.
35 евро за 1 000 сигарет с отклонением не более 20 % в большую или меньшую сторону. Соглашение позволит гармонизировать ставки акцизов на сигареты и тем самым обеспечить условия для функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС3 [2].
В соглашении по алкоголю на 2024 г. установлена индикативная ставка для водки в размере 9 евро за литр 100%-го ректификованного этилового спирта из пищевого сырья и диапазоны отклонений для Армении и Кыргызстана - не более чем на 40 % в меньшую сторону и не более чем на 10 % - в большую. Для Беларуси, Казахстана и России - не более чем на 15 % в меньшую сторону и не более чем на 10 % - в большую [1].
Безусловно, повышение ставок акцизов позволяет получать в бюджет дополнительный доход. Но отсутствие гармонизации исчисления акцизов в странах -членах ЕАЭС ведет к большим потерям: из-за роста доли нелегальной табачной продукции потери федерального бюджета РФ в виде недополученных акцизов и НДС по итогам 2019 г. составили почти 100 млрд руб.
Одним из основных источников дохода в бюджет всех государств - членов ЕАЭС является НДС (рисунки 1, 2) в с вязи с его емкой базой налогообложения4 и адвалорными ставками, которые формируют конечную сумму НДС.
350 300 250 200 150 100 50 0
187,972
109,55
9,36
71,24
Рис. 2. Доходы федерального бюджета РФ с долей в них косвенных налогов, млрд долл. США. 2019 г.: 1 - доходы в республиканский бюджет, 2 - НДС, 3 - акциз;
9 мес. 2020 г.: 4 - доходы в республиканский бюджет, 5 - НДС, 6 - акциз
Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС регулирует порядок взимания НДС и механизм контроля его уплаты при экспорте или импорте. Все изменения, касающиеся установления, взимания, исчисления НДС в различных таможенных процедурах, установлены на уровне национальных законодательств стран - членов ЕАЭС (таблицы 3, 4).
2
3
4
5
6
3 О ратификации Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза: федер. закон от 08.12.2020 № 392-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66279.html.
4 Налоговая база НДС: сумма таможенной стоимости товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (Ст. 160 НК РФ).
Таблица 3
Уплата НДС при различных таможенных процедурах в странах ЕАЭС, %
Процедура Российская Федерация Республика Беларусь Киргизская Республика Республика Армения Республика Казахстан
Выпуск для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме
Экспорт 0
Реэкспорт Без НДС
Реимпорт Суммы, от которых плательщик был освобожден
Временный ввоз Полное / частичное освобождение
Временный вывоз Без НДС
Переработка на ТТ Без НДС, если товар вывезен в срок 0 НДС взимается Без НДС НДС взимается
Переработка вне ТТ Без НДС Без НДС 0 0 0
Переработка для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме
Отказ в пользу государства Без НДС
СТЗ 0 0 НДС взимается НДС взимается 0(перечень товаров)
Свободный склад Без НДС 0 Без НДС Без НДС Без НДС
Таможенный склад Без НДС
Таможенный транзит Без НДС 0 0 0 0
СТП Без НДС
Уничтожение Без НДС
Беспошлинная торговля Без НДС НДС взимается НДС взимается НДС взимается НДС взимается
В Республике Армения, так же как и в России, самая высокая ставка НДС (при отсутствии льготной ставки) и в базу для исчисления НДС в Армении включается сумма тары (в российском налоговом кодексе установлено, что цены тары товара не включаются в налоговую базу в случае, если она подлежит возврату продавцу).
Отсутствуют в странах ЕАЭС (кроме России и Беларуси) льготные категории товаров, облагаемые сниженной ставкой НДС. В Республике Беларусь применяется ставка НДС в размере 10 % на продукцию растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства, в том числе для продукции ЕАЭС. Существование льготных ставок НДС позволяет обеспечить доступность социально значимых товаров для потребления. Однако и в России, и в Беларуси сократили перечень товаров, облагаемых ставкой НДС 10 % с 2019 г. В этих странах применяется нулевая ставка НДС для товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной
таможенной зоны, что связанно с приоритетным направлением - развитием особых экономических зон.
Таблица 4
Ставки НДС в государствах - членах ЕАЭС на 2021 г.
Страна ЕАЭС Ставка НДС
Республика Армения 20 % - стандартная ставка 0 % - экспорт товаров, услуг Освобождение: отдельные категории товаров (например, определенные виды оборудования, используемые в качестве основных средств)
Республика Беларусь 0 % - при экспорте: работы и услуги, связанные с реализацией экспортируемых товаров; товары под процедурой беспошлинной торговли; бункерное топливо для воздушных судов международной перевозки; товары собственного производства при реализации владельцу магазина беспошлинной торговли для дальнейшей продажи в магазинах беспошлинной торговли 10 % - отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей (список сокращен и в новой редакции включен в состав Налогового кодекса Республики Беларусь (приложение № 26)); лекарственные средства, медицинские изделия (в том числе протезно-ортопедических изделий) (до 01.01.2021 применялось освобождение от НДС) 20 % - при ввозе товаров 25 % - при реализации услуг электросвязи Освобождение: некоторые товары для оказания помощи инвалидам, лекарственные средства, все виды печатных изданий; товары, ввезенные из государства - члена ЕАЭС, для пользования дипломатическими представительствами и др. (ст. 119 НК РБ)
Киргизская Республика 12 % - стандартная ставка 0 % - экспорт (кроме экспорта металлосодержащих руд, концентратов и сплавов) Освобождение: оборудование, используемое в качестве основных средств, сельхоз. продукция, товары для реабилитации инвалидов и др. (ст. 257 Налогового кодекса Киргизской Республики)
Республика Казахстан 12 % - на облагаемый импорт и оборот 0 % - экспорт (кроме экспорта лома металлов) Освобождение: ввоз валюты, лекарственных препаратов, вложения в уставной капитал
Российская Федерация 20 % - стандартная ставка 10 % - продовольственные товары (по списку), товары для детей (по списку), периодические печатные издания; книжная продукция, связанная с наукой и образованием; медицинские товары 0 % - экспорт, реэкспорт, товары для космической деятельности, драгоценные металлы, построенные суда, услуги по международной перевозке Освобождение: некоторые категории товаров (технологическое оборудование, товары в качестве безвозмездной помощи и т. д. - ст. 150 НК РФ)
Различные ставки НДС в странах объясняются различиями их экономик: соотношением сырьевой и промышленной составляющих, а также налоговой независимостью, что обозначено в основных принципах косвенного налогообложения в Договоре о ЕАЭС.
В связи с существованием различий в ставках акцизов и НДС в странах ЕАЭС нарушается принцип благоприятствования, т. к. как субъекту хозяйствования
выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше. Право каждой страны суверенно устанавливать налоговый режим приводит к значительной вариации ставок. Однако с 2019 г. в ЕАЭС активно проводятся мероприятия по гармонизации ставок акцизов на отдельные наиболее чувствительные товары, совершенствование системы администрирования косвенных налогов, унификация подходов к косвенному налогообложению [4].
Список литературы
1. Березина Е. К концу года акцизные ставки на табачную и алкогольную продукцию в ЕАЭС будут сближены // Российская газета. 2019. № 135 (7893). иИЬ: https://rg.ru/2019/06/24/akciznye-stavki-na-tabachnuiu-i-alkogolnuiu-produkciiu-v-eaes-budut-vyravneny.html (дата обращения: 20.03.2021).
2. В ЕАЭС подписано Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию / Официальный сайт ЕЭК. иИЬ: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24-12-2019-1.aspx (дата о бра-щения: 20.03.2021).
3. Кузнецова П. О. Задачи налогообложения табачных изделий в условиях евразийской гармонизации акцизов и сокращения объема рынка // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 76. С. 1-20.
4. Обзор налоговых систем государств - членов Евразийского экономического союза / Департамент финансовой политики Евразийской экономической комиссии. М.: 2019, 194 с.
© Филатова В. В., 2021 © Filatova V. V., 2021
Для цитирования:
Филатова В. В. Сравнительный анализ косвенного налогообложения в странах ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 91-99.