Научная статья на тему 'Особенности и правовая основа таможенного оформления товаров, перемещаемых морским транспортом'

Особенности и правовая основа таможенного оформления товаров, перемещаемых морским транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1989
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и правовая основа таможенного оформления товаров, перемещаемых морским транспортом»

отношении которых принято решение о приостановлении выпуска; проводить их исследование; осматривать, фотографировать или фиксировать такие товары иным способом. Срок приостановления выпуска товаров может быть продлен по мотивированному письменному запросу правообладателя еще не более чем на 10 рабочих дней.

В случае принятия уполномоченными органами решения об изъятии товаров, о наложении ареста на товары в рамках гражданского судопроизводства, административного либо уголовного производства, товары не подлежат выпуску до решения суда. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), таможенные органы уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 (нарушение авторских и смежных прав) и ст. 14.10 (незаконное использование товарного знака). В соответствии с нормами КоАП, таможенные органы составляют протоколы при наличии соответствующих признаков админи стративного правонарушения, как по заявлению правообладателя, так и по собственной инициативе.

Ы. Я. Злобин

Особенности и правовая основа таможенного оформления товаров, перемещаемых морским транспортом

Российская Федерация — великая морская держава. На севере, востоке, юге и западе она омывается морями и океанами. Многоводные реки пересекают ее территорию в различных направлениях. Морские и устьевые речные порты находятся на таможенной границе и на реках в глубине страны.

Среди крупных речных и морских портов выделяется Санкт-Петербург, через морской порт которого Россия осуществляет перевозки внешнеторговых грузов, а таможенное оформление (далее — ТО) и таможенный контроль (далее — ТК) которых осуществляет Балтийская таможня.

Водные виды транспорта экономически более выгодны, чем сухопутные и воздушные, в силу того, что во внешнеэкономической деятельности государства морскому транспорту отводится одно из важных мест.

Процедура организации таможенной службы на водном транспорте имеет свои специфические особенности, которые учитываются и службами, осуществляющими свои функции по оформлению и контролю в морских пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации.

К числу таких служб относятся: пограничная, медико-санитарная, фи-то-санитарная, ветеринарная, экологическая, служба контроля за вывозом культурных ценностей, которые, наряду с таможенными органами,

осуществляют контроль за пропуском через границу транспортных средств, товаров, лиц, обеспечивая безопасность страны по своим направлениям деятельности.

Особенности организации таможенной службы в морских портах су -щественно отличаются от таможенных пунктов пропуска, осуществляющих ТО и ТК на железнодорожных, автомобильных и воздушных пунктах международного сообщения.

"Таможенный контроль" и "Таможенные операции" как понятия определяются ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). П. 19 этой статьи определяет, что таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. П. 20 ст. 11 ТК РФ определяет таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при ТО товаров и транспортных средств.

ТО и ТК осуществляются не только на основе Конституции Российской Федерации 1993 г., ТК РФ 2003 г., Конвенции по облегчению международного морского судоходства, 1965 года, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. (далее — КТМ РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (вторая часть) 2000 г., Федерального закона "О таможенном тарифе Российской Федерации" 2003 г., Федерального закона "Об охране государственной границы" 1993 г., Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995 г., Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (далее — КоАП), но также приказов, указаний и писем Федеральной таможенной службы Ростии (далее — ФТС) и друтих министерств и ведомств, взаимодействующих с таможенными службами.

В соответствии с гл. 22 и 23 ТК РФ перемещение транспортных средств, а также перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации подлежат ТО и ТК.

Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Рос -сийской Федерации, в зону ТК, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо орга низациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации. Действия лиц, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест преследуется законом.

ТО и ТК судов, а также товаров (включая валюту), перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (далее — судов и товаров), производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нормативными правовыми актами ФТС, уполномоченной в области таможенного дела России.

Таможенный контроль судов и товаров, а также транспортных средств проводится в объеме, не обходимом для соблюдения требований законодательства Росс ийской Федерации, а также международных дог оворов Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

ТО судов и товаров, а также транспортных средств производится в регионе деятельности таможенных органов.

Заходы в порты (на рейды), не открытые для международных сообщений, запрещаются, за исключением форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимостью оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.). О таких заходах капитан судна (лицо, им уполномоченное) незамедлительно информирует ближайший таможенный орган.

Суда и товары, а также транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом.

Все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным конгролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по со -гласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного конгроля. Исключение составляют случаи при форс-мажорных обстоятельствах

(авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.

ТО судов в портах, как у при чала, так и на рейде производятся круглосуточно, в том числе по выходным и праздничным дням, по мере готовности судов и в порядке их очередности, устанавливаемой портовыми властями по согласованию с таможенным органом и органами пограничного контроля.

Таможенные сборы за ТО судов, перемещаемых через таможенную границу в качестве транспортных средств, не взимаются.

Для более полного восприятия особенностей ТО и ТК видимо есть необходимость рассмотреть содержание отдельных терминов, с которыми связаны сотрудники Балтийской таможни, а именно:

— портовые власти есть соответствующие администрации портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия1;

— судно есть самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания2;

— судовладелец есть лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании3;

— судовое снаряжение есть предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, оборудование, предназначенное для ведения морского промысла биологических ресурсов, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки4;

— судовые запасные части есть предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся5;

— судовые припасы есть товары, предназначенные для потребления на судне, в том числе продовольственные товары, топливо и смазочные материалы (сюда не входят предметы судового снаряжения и судовые запасные части)6;

1 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

2 Там же.

3 Там же.

4 Конвенция по облегчению международного морского судоходства (Конвенция ИМО). Лондон, 1965.

5 Там же.

6 Конвенция ИМО.

— экипаж судна есть капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда;

— судовой агент есть доверенное лицо, совершающее в судоходстве в пределах полученных полномочий действия по поручению судовладельца и представляет его интересы;

— стивидор есть юридическое, физическое лицо осуществляющее погрузку / выгрузку товаров;

— сюрвейер есть инспектор, агент по осмотру, оценке застрахованного имущества.

Морской агент или портовые власти обеспечивают в установленном порядке доставку сотрудников органов пограничного, таможенного, са -нитарно-карантинного, ветеринарного контроля, а также государственной службы карантина растений, производящих оформление и контроль судов и экипажей при приходе или отходе за границу (далее — комиссия), на судно и обратно для выполнения возложенных на них функций.

Оформление комиссией прибывающих из-за границы судов производится после их санитарного осмотра. До окончания санитарного осмотра проход на судно не разрешается.

Сотрудники таможенных органов по согласованию с органами пограничного контроля могут в любое время суток подниматься на борт судна для выполнения служебных обязанностей. Капитан судна обязан предоставлять им все требуемые для проведения ТК до кументы, а также бытовые и служебные помещения, необходимые для выполнения служебных обязанностей.

При перемещении грузов морскими судами и их регламентация регулируется также и международными конвенциями и договорами, так III Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву разработала, обсудила и одобрила всеобъемлющий договор, который сыграл и играет значительную роль по регулированию всех видов деятельности людей и государств по мирному использованию морей и океанов. Принятие Конвенции ООН в 1982 г. по морскому праву определило правовой режим различных пространств Мирового океана, а именно:

1) территориальное море;

2) открытое море;

3) прилежащая зона;

4) континентальный шельф;

5) экономическая зона;

6) проливы;

7) архипелажные воды;

8) международный район морского дна.

Она регулирует торговое и военное мореплавание, рыболовство, добычу морских полезных ископаемых и другие виды экономической деятельности на морях и океанах.

Российская Федерация в силу различного рода причин ратифицирова-

ла отдельные положения Конвенции только в 1997 г.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации положения ратифицированной Конвенции ООН по морскому праву, содержащей правовые нормы, 1982 г. стали составной частью правовой системы России.

Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО). Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности.

К ним относятся, например, Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. и т.д.; многочисленные соглашения о морском торговом судоходстве, соглашения о разграничении территориального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей — о разграничении территориального шельфа в Гданьском заливе 1969 г. и др.

Таможенные органы в своей работе применяют также (опираются на) КТМ РФ N 81-Ф3 от 30.04.1999 г., который принят Государственной думой 31.03.1999 г. и одобрен Советом Федерации 22.04.1999 г., состоящий из 27 глав и 430 статей.

Важным для ТО и ТК судов является Приказ Государственного таможенного комитета Рос г ийской Фед ерации N 892 от 12.09.2001 г. "Об утверждении Положения о ТО и ТК судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами". Этот приказ во многом опирается на указанные выше Конвенции, ИМО, КТМ РФ. Приложение к данному приказу содержит следующие сведения:

а) общие положения;

б) документы, применяемые при ТО и ТК судна и грузов;

в) общие требования при ТО и ТК судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами;

г) ТО и ТК судна при приходе / отходе;

д) ТО и ТК товаров, ввозимых/вывозимых судами на/из таможенную территорию Российской Федерации.

Документы, необходимые для ТО морских судов, судовой команды, и товаров, перевозимых такими судами.

Перечень судовых документов, которые предъявляются при оформлении прихода (отхода), регламентирован и одинаков во всех портах.

Таможенные власти осуществляют контроль перевозимых судном грузов, ручной клади и багажа пассажиров и членов экипажа судна.

Для ТО администрация судна представляет следующие документы.

1. Общая декларация — основной документ, содержащий следующие требуемые таможенным ор ганом сведения о судне при его приходе или отходе: название, национальная принадлежность, о регистрации, тоннаж, фамилия капитана, наименование и адрес судового агента в порту прихо-

да или отхода, краткое описание грузов (товаров), число членов экипажа на борту судна, число пассажиров на борту судна, краткие сведения о рейсе, дата и час прихода или отхода судна, порт при хода или отхода судна, место стоянки судна в порту. Общая декларация датируется и подписывается капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, уполномоченным на то капитаном, надлежащим образом.

2. Декларация о грузе — основной документ, содержащий следующие требуемые таможенным органом сведения о грузах (товарах и транспортных средствах), находящихся на судне:

— при его приходе: название; национальная принадлежность; фамилия капитана; порт отправления; порт составления декларации о грузе; маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров); номера коносаментов на грузы (товары), подлежащие выгрузке в порту прихода; порты выгрузки груз ов (товаров), оставшихся на борту судна; первоначальные порты отправления грузов (товаров), перевозимых по коносаментам;

— при его отходе: название; национальная принадлежность; фамилия капитана; порт назначения; в отношении груза (товара), взятого в данном порту: маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров); номера коносаментов на грузы (товары), взятые в порту отхода. Декларация о грузе датируется и подписывается капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.

Таможенный орган вправе отдельно потребовать представления сведений о любых опасных груз ах (товарах). При отходе судна не требуется представление новой декларации о грузе в отношении уже указанных грузов (товаров и транспортных средств) при приходе судна в порт и оставшихся на судне. Таможенный орган вправе принимать вместо декларации о грузе экземпляр судового манифеста при условии, что он содержит все сведения, указываемые в декларации о грузе, а также датирован и подписан капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.

3. Декларация о судовых припасах (store list) — основной документ о судовых припасах, содержащий сведения, требуемые таможенным органом при приходе или отходе судна. Декларация о судовых припасах датируется и подписывается капитаном или каким-либо лицом судового командного состава, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном и лично осведомленным о судовых припасах.

4. Декларация о личных вещах экипажа — основной документ о вещах экипажа, содержащий следующие сведения, требуемые таможенным органом (не требуются при отходе): название судна; порт прихода или отхода судна; имена и фамилии членов экипажа; должности членов экипажа; данные о личных вещах членов экипажа, которые подпадают под меры тарифного и нетарифного регулирования (в соответствии с законодательст-

вом Российской Федерации); личная подпись каждого члена экипажа. Декларация о личных вещах экипажа датируется и подписывается капитаном или каким-либо другим лицом командного состава судна, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.

5. Судовая роль (crew list) — основной документ, содержащий требуемые таможенным органом сведения о количестве и составе экипажа при приходе или отходе судна: название судна; национальная принадлежность судна; имена и фамилии членов экипажа; дата и место рождения; должность и гражданство каждого члена экипажа; вид и номер документа, удостоверяющего личность члена экипажа; порт и дата прихода или отхода судна; порт отправления судна. Судовая роль датируется и подписывается капитаном или каким-либо другим лицом судового командного состава, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.

6. Список пассажиров (passenger list) — основной документ, содержащий требуемые таможенным органом сведения о пассажирах при приходе или отходе: название судна; национальная принадлежность судна; имя, фамилия, гражданство, дата рождения, место рождения каждого пассажира судна; порт посадки и порт высадки каждого пассажира судна; порт и дата прихода судна. Список пассажиров датируется и подписывается капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.

7. Грузовой манифест (cargo manifest) — документ содержащий перечень грузов по коносаментным партиям с указанием наименования и количества груза, отправителя и получателя. К манифесту прилагаются для сверки все коносаменты.

8. Коносамент (Bill of loading ) — ГК РФ, ч. 1 (в ред. от 15.05.2003 г.) коносамент относит к ценным бумагам. Коносамент — это один из главных документов при перевозке грузов морским путем, представляющий собой свидетельство, которое выдается перевозчиком по еле при fма груf а по требованию отправителя груза.7

Согласно ст. 146 КТМ РФ от 30.04.1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 26.05.2003 г.) коносамент бывает:

— именной, если он выдан на имя определенного получателя и может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;

— ордерный, если он выдан по приказу отправителя или получателя и может передаваться по именным или банковским передаточным надписям;

— на предъявителя, если он передается посредством простого вручения ст. 148 КТМ РФ.

В соответствии со ст. 144 КТМ РФ Российской Федерации при оформлении коносамента в нем указываются следующие сведения:

— наименование перевозчика и место его нахождения;

7

Кокин А. С. Коносамент. Правовые аспекты. М., 1987. С. 9.

— наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

— наименование отправителя и место его нахождения;

— наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

— наименование получателя, если он указан отправителем;

— наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (все данные указываются так, как они представлены отправителем);

— внешнее состояние груза и его упаковки;

— фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

— время и место выдачи коносамента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;

— подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Кроме того, по соглашению сторон в коносамент могут быть включены

иные данные и оговорки.

После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором кроме вышеперечисленных сведений должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также проставлена дата или даты погрузки груза. Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, то отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный документ включает все данные, которые должны содержаться в бортовом коноса-менте.8

9. В случае необходимости таможенному органу предоставляются следующие документы:

— справка о наличии валюты и валютных ценностей (money list), содержащая сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе;

— справка о наличии валюты и валютных ценностей датируется и подписывается капитаном судна либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном. При отсутствии валюты и валютных ценностей в судовой кассе в графе 16 Общей декларации делают следующую запись: "Валюта и валютные ценности в судовой кассе отсутствуют".

10. Список оружия и боеприпасов, содержащий следующие сведения о

8 Кокин А. С. Указ. соч. С. 89.

наличии оружия и боеприпасов на судне: количество оружия (с указанием марки оружия) и боеприпасов; заводской номер оружия; сведения о владельце оружия и боеприпасов. Список оружия и боеприпасов должен содержать обяг ательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущения выноса такого оружия с судна. При отсутствии оружия и боеприпасов на судне в графе 16 Общей декларации делают следующую запись: "Оружие и боеприпасы на судне отсутствуют".

11. Список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества. Список лекарственных средств должен содержать обязательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обес печении сохранности таких препаратов во время стоянки в порту и недопущения выноса их с борта судна. При отсутствии лекарственных средств на судне в графе 16 Общей декларации делают запись: "Лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, на борту судна отсутствуют".

12. Сведения о размещении товаров на судне (грузовой план).

13. При перевозке на судах депеш с международными почтовыми отправлениями для таможенных целей используются документы, предписываемые Всемирной почтовой конвенцией (накладная CN 37). При отсутствии международных почтовых отправлений на судне в графе 16 общей декларации делают запись: "Почта на борту судна отсутствует".

Существенную роль играют следующие подзаконные акты:

1) Приказ ГТК РФ от 21.08.2003 г. N 915 "Об утверждении инструкции по проверке таможенной де кларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации".

2) Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, разработанная на основании главы 14 ТК РФ. Добавочные листы используются в дополнение к основному листу грузовой транспортной декларации (далее — ГТД), если в одной ГТД заявляются сведения о двух и более товарах. В каждом из добавочных листов могут заявляться сведения о трех товарах. Количество добавочных листов, которые могут быть приложены к одной ГТД, не ограничено. Добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД. При декларировании в одной ГТД товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) к основному ли с-ту ГТД должен быть приложен список товаров, который также является неотъемлемой частью ГТД. Если в графе недостаточно места для заявления сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа служебных отметок, то необходимые сведения должны быть указаны на дополнительно прикладываемых листах формата А4, являющихся

неотъемлемой частью ГТД, которая имеет уровни проверки, а именно:

— присвоение номера;

— соответствие сведений;

— код по ТН ВЭД;

— страна происхождения;

— соблюдение актов законодательства, устанавливающих запреты и ограничения;

— выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

— валютный контроль;

— контроль таможенной стоимости;

— контроль статистической стоимости;

— таможенные пошлины, налоги, обеспечения уплагы таможенных платежей;

— таможенный режим и процедуры перемещения товаров;

— выявление рисков, содержащихся в профилях риска.

По решению начальника таможенного поста, документальный контроль может проводится как одним должностным лицом, так и параллельно иными уполномоченными лицами.

Проведение документального контроля при условии отсутствия риска (рисков) должно осуществляться уполномоченными должностными ли -цами и занимать по времени:

а) не более 1,5 ч рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);

б) не более 4 ч рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);

в) не более 8 ч рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 51 и более наименований товаров).

Особенности ТО и ТК морских судов при их отходе являются следующие.

1. ТО судна при отходе производится после завершения всех погрузоч-но-разгрузочных работ, подготовки судна к рейсу, посадки пассажиров и выполнения формальностей с портовыми властями.

2. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган и руководство порта об отходе судна и о намерении пересечь таможенную границу Российской Федерации не менее чем за 3 ч до предполагаемого отхода судна из порта. Таможенный орган регистрирует уведомление в журнале уведомлений и хранит в своих делах.

3. ТО считается начатым с момента представления федеральному государственному служащему таможенного органа необходимых документов.

4. Старший таможенного наряда после получения документов обязан

заявить администрации судна о своей готовности к производству ТО и ТК судна и убывает на судно.

Во время проведения ТК судна федеральный государственный служащий таможенного органа осуществляет следующие ме роприятия, а именно:

— проверяет достоверность заявленных таможенному органу сведений;

— проверяет средства таможенной идентификации, наложенные при приходе суд на, и при необходимости снимает их;

— проверяет наличие на судне судового снаряжения, судовых припасов и судовых запасных частей, заявленных при приходе судна и использованные во время стоянки в порту, и их соответствие записям в Декларации о судовых припасах и др. документах;

— сверяет фактическое количество погруженных судовых запасных частей, судовых припасов и судового снаряжения, заявленных в судовых и таможенных документах.

По возвращении с судна федеральный государственный служащий таможенного органа заполняет графы "Журнала учета судов загранплава-ния" и формирует судовое дело, в части, касающейся отхода судна.

Для оформления поручения на отгрузку экспортных товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает от заинтересованного лица следующие документы, а именно:

1) четвертый экземпляр ГТД либо иного документа, используемого в качестве таможенной декларации в соответствии с установленным порядком;

2) карнет А.Т.А., оформленный в соответствии с приложением "А" к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 г., в случае перевозки товаров в соответствии с данной конвенцией;

3) накладные, в со ответствии с которыми товары перевозились по территории Российской Федерации;

4) акт таможенного досмотра (осмотра), оформленный в соответствии с установленным порядком (если он составлялся);

5) шесть экземпляров поручения на отгрузку экспортных товаров, в котором должны указ ываться: отправитель, получатель товара, юридический (физический) адрес, наименование, количество, вес, а также все необходимые сведения. Поручение подписывает лицо, перемещающее то -вар. Количество товаров в поручении не должно превышать количество товаров, заявленных в таможенной декларации (ДКД). Время рассмотрения таможенным органом поручения — не более 24 ч.

Лицо, перемещающее товар, одновременно с поручением представляет в таможенный орган все необходимые документы (ДКД, МДП, транспортные и товаросопроводительные документы, лицензии, разрешения и др.)

Федеральный государственный служащий таможенного органа после проверки документов оформляет поручение:

а) проставляя на нем штамп "ПОГРУЗКА РАЗРЕШЕНА", подпись и заверяет личной номерной печатью (в дальнейшем ЛНП), фиксирует в журнале учета погрузпоручений;

б) указывает на экземпляре поручения на отгрузку экспортных товаров, который остается в делах таможенного органа, перечень документов, представленных для оформления поручения на отгрузку экспортных товаров, проставляет дату, подпись и заверяет ЛНП, а оформленные экземпляры поручения распределяются следующим образом:

в) таможенному органу для контроля;

г) капитану судна;

д) лицу, перемещающему товар;

е) владельцу таможенного склада, ТЭК порта.

Федеральный государственный служащий таможенного органа по окончании погрузки товаров на судно производит сверку сведений, заявленных в поручениях, со сведениями, указанными в документах, касающихся груза, а также может наложить средства таможенной идентификации.

Особенности ТО морских судов связано с особенностью перемещения товаров морем.

ТО прибывших иностранных морских судов круглосуточно осуществляет Центральный таможенный пост Балтийской таможни, а Морская администрация порта ежедневно в 10.00 и 15.00 ч местного времени, предоставляет Балтийской таможне "Суточный график заявок движения судов" и "Суточную сводку о стоянке и движении судов в морском порту Санкт-Петербург" (п. 1.4 Положения Балтийской таможни 26.08.2000 г.).

В дополнение, капитан прибывающего иностранного судна, после прохождения судном лоцманской станции, но не менее чем за 2 часа до прихода судна в порт, уведомляет по телефону приход судна и пересечения им границы в Центральный таможенный пост или иной пост, где будет происходить оформление судна.

Сотрудник таможенного по ста заносит полученные сведения в "Журнал уведомлений", присвоив им соответствующий номер, а не позднее чем за 30 мин. до начала работы комиссии по оформлению судна на приход капитан (или уполномоченное им лицо) обязан представить письменное уведомление в Центральный таможенный пост, уточняя ранее переданные данные (п. 8 Положения Балтийской таможни 26.08.2000 г.). Именно с подачи письменного уведомления и начинается процедура ТО судов, прибывших из-за границы. Сведения, которые должно содержать уведомление, определены в п. 19. Положения о ТО и ТК судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" от 12.09.2001 г., а также в п. 1.5 Положения Балтийской таможни от 26.08.2000 г.

ТО имеет следующие особенности:

1. Комплексная проверка судна, прибывшего из-за границы, осущест-

вляется комиссией портовых властей, в состав ко торой входят: представители Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Балтийской таможни, санитарно-карантинного пункта, ветеринарного пункта и карантина растений. Непосредственно ТО прибывающих из-за границы судов производится только после их санитарного осмотра.

2. Продолжение оформления судна состоит в том, что капитан судна предоставляет федеральному государственному служащему та моженного органа обязательные документы в двух экземплярах: декларацию о грузе; декларацию о судовых припасах; Общую декларацию; декларацию о личных вещах экипажа; список пассажиров; сведения о наличии валюты в судовой кассе, оружия и боеприпасов, лекарственных средств; сведения о размещении товаров на судне; копии коносаментов (п. 22 Положения о ТО и ТК судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" от 12.09.2001 г.). Капитан судна для проведения ТО и ТК представляет федеральному государственному служащему таможенного органа необходимые до кументы в двух экземплярах.

3. С момента вручения федеральному государственному служащему таможенного органа всех документов и представления товаров, такие товары считаются находящимися на временном хранении под таможенным контролем. Старший таможенного наряда после получения документов обязан заявить администрации судна о готовности к совершению таможенных операций.

4. По окончании проверки предоставленных документов, старший таможенного наряда должен в общей декларации проставить таможенный штамп с указанием времени начала и окончания ТО, который заверяется подписью и личной номерной печатью (ЛНП). Один экземпляр документов возвращается капитану судна. Из второго экз емпляра документов, оставшихся у сотрудников таможни, формируется приходная часть судового дела, которое представляет собой собранные и подшитые в соответствии с установленным порядком транспортные, то варосопроводитель-ные, таможенные и другие документы по каждому судну, оформленные в таможенном органе, и хранящиеся в таможенном органе.

5. После завершения оформления судовых документов, федеральный государственный служащий таможенного органа проводит документальную проверку. На декларации о грузе или судовых манифестах, а также в документах, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, проставляет штамп "ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ", а также дату, подпись и заверяет ЛНП, указывает место выгрузки товаров на склад временного хранения в зоне таможенного контроля (ЗТК) или другое место, определенное нормативными актами ФТС.

Сотрудник таможенного органа принимает решение о проведении досмотра судна. Досмотр судна производится в сопровождении уполномоченных членов экипажа (специалисты из числа экипажа, хорошо знаю-

щие планировку и расположение помещений, специфику судна). Досмотр личных вещей пассажиров производится в их присутствии. Досмотр личных вещей членов экипажа производится непосредственно на судне в присутствии их владельцев.

После возвращения с судна в помещении таможенного органа сотрудник таможенного органа формирует судовое дело в части, касающейся прихода судна. Сформированное судовое дело, содержащее документы, оформленные при приходе судна, в соответствии с требованиями настоящего раздела находится на таможенном посту до оформления отхода судна за границу или в каботаж.

ТО морского судна на отход регламентируется разд. 8 Приказа ФТС N 1132, а также разд. 4 Инструкции о технологии ТО и ТК судов загранпла-вания в Балтийской таможне (т/п "Центральный" и т/п "Кронштадский"), утвержденной Приказом Балтийской таможни N 62.

Заслуживает внимание вопрос, который связан с действием уполномоченных должностных лиц таможенного органа при следовании судов в каботаж, а также при прибытии судов из каботажа. Особенность заключается в том, что для оформления судов, следующих в каботаж, уполномоченное должностное лицо таможенного орг ана принимает от перевозчика следующие документы, а именно:

— декларацию о грузе, представленную при прибытии судна;

— декларацию о грузе, составленную в данном порту (при ее составлении);

— судовую роль;

— список пассажиров;

— генеральный акт или иной документ, свидетельствующий о выгрузке товаров в порту прибытия;

— декларацию о судовых припасах, оформленную при прибытии судна;

— коносаменты или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора морской перевозки, либо их копии, заверенные в установленном порядке;

— транзитную декларацию, заполненную на бланках установленного образца.

После проверки представленных документов уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия, а именно:

1) на копии декларации о грузе, представленной при прибытии судна проставляет и заполняет соответствующий штамп, подписывает и заверяет ЛНП, указывает номер транзитной декларации, номера таможенных средств идентификации и другую информацию, необходимую для ТК;

2) на судовой роли проставляет штамп, подписывает и заверяет ЛНП;

3) уполномоченное должностное лицо таможенного органа приобщает в судовое дело экземпляры документов, а также заполняет журнал учета судов.

Имеется также особенность оформления судов, прибывших из Каботажа. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает от перевозчика следующие документы, а именно:

а) декларацию о грузе, оформленную таможенным органом отправления;

б) коносаменты или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора морской перевозки или их копии, заверенные в соответствии с установленным порядком, с отметками таможенного органа отправления;

в) декларацию о судовых припасах, оформленную таможенным органом отправления;

г) транзитную декларацию, заполненную на бланках установленного образца, либо транзитную декларацию, представленную в виде коносамента или иного документа, подтверждающего наличие и содержание договора морс кой перевозки, содержащего сведения, установленные ТК РФ.

Рассматривая особенности ТО и ТК товаров, перемещаемых морскими судами, мы предполагали, что все участники внешнеэкономической деятельности — правопослушные лица, исключающие уголовные и административные правонарушения. Однако, если будут совершены уголовные преступления, подпадающие под ст. УК РФ 188, 189, 190, 193 и 194, то соответственно возбуждаются уголовные дела со всеми последующими выводами и последствиями.

Но если совершены административные правонарушения, подпадающие под КоАП, то гл. 16 этого Кодекса содержит 23 статьи, по которым и будет осуществлено производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, также со всеми вытекающими последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.