Научная статья на тему 'К вопросу о квалификации деликтов, совершенных при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу'

К вопросу о квалификации деликтов, совершенных при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ПЕРЕВОЗЧИК / ЭКСПЕДИТОР / FREIGHT FORWARDERS / ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / CARRIERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вобликов Виктор Юрьевич, Куликова Светлана Валентиновна

Изложены основные проблемы привлечения к административной ответственности перевозчиков и экспедиторов за недостоверное декларирование товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Представлен анализ составов административных правонарушений и даны существенные моменты, отличающие смежные составы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вобликов Виктор Юрьевич, Куликова Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF QUALIFICATION OF TORT COMMITTED IN THE MOVEMENT OF GOODS AND VEHICLES OVER THE CUSTOMS BORDER

The main issues brought to the administrative of duty carriers and freight forwarders for false declaration of goods imported into the customs territory of the Russian Federation. Administrative violations and significant features that distinguish the related compounds are analysed in this article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о квалификации деликтов, совершенных при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу»

к вопросу о квалификации деликтов, совершенных а

ПРИ перемещении ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНых СРЕДСТВ А

через таможенную границу О

е

Вобликов В. Ю. Е

Куликова С. В. А

С

Изложены основные проблемы привлечения к административной ответственности перевозчиков и экспедиторов за недостоверное декларирование това- i—] ров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Представлен D4 анализ составов административных правонарушений и даны существенные мо- ^ менты, отличающие смежные составы. А

2

The main issues brought to the administrative of duty carriers andfreightforwarders q

for false declaration of goods imported into the customs territory of the Russian Federa- Ж tion. Administrative violations and significant features that distinguish the related compounds are analysed in this article.

О

Ключевые слова: административная ответственность, перевозчик, О

экспедитор, таможня. Я'

Key words: administrative responsibility, carriers, freight forwarders, customs. Д

Е Т

Одним из сложнейших аспектов в области привлечения лиц к адми- Е

нистративной ответственности за нарушение таможенных правил является ^

проблема квалификации. &4

Так, в практической деятельности «пограничных» таможенных орга- 5

нов нередко возникают ситуации, связанные с определением конкретной С

нормы КоАП РФ, подлежащей применению в случае незаконного переме- Т

щения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Я РФ с одной стороны, и в случае недекларирования (недостоверного) декларирования товаров и (или) транспортных средств, с другой.

Сравнительно-правовому анализу и практическим аспектам квалификации указанных деликтов посвящена данная статья.

КоАП РФ не содержит понятия нарушения таможенных правил (далее - НТП). Исходя из системного толкования норм таможенного законодательства, НТП - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленный порядок соблюдения мер экономической политики, порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, вывозимых (ввозимых) с таможенной территории РФ, а также на

порядок обложения товаров таможенными платежами и их уплаты, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

Объектом таможенного правонарушения являются урегулированные нормами административного законодательства общественные отношения. Они охраняются административными мерами, предусмотренными нормами КоАП РФ.

Фактически объектом НТП являются все те нормы, запреты, предписания, требования, которые установлены для участников внешнеэкономической деятельности и нарушение которых влечет административную ответственность1.

Можно выделить следующие группы объектов - структурных элементов состава правонарушений в таможенной сфере:

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Порядок соблюдения мер экономической политики.

4. Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.

5. Порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и их уплаты.

Совершенно верно указывают некоторые ученые-правоведы, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из обозначенных объектов2.

Такие понятия, как «таможенное оформление», «таможенный контроль» и «перемещение через таможенную границу РФ», тесно переплетены в таможенном законодательстве. Например, ст. 16.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в сфере таможенного оформления и таможенного контроля.

Под непосредственным объектом НТП в КоАП РФ подразумеваются конкретные стадии таможенного оформления, контроля, порядка уплаты таможенных платежей, то есть части какого-то конкретного общего объекта НТП. Так, например, ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств.

Общим объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления таможенного

1 Козыкин А.Ф., Самойленко П.И. Сборник административных актов, регулирующих деятельность таможенных и других правоохранительных органов России. М.: РИО, 2002. С. 289.

2 Лопащенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания / Н.А.Лопащенко. Саратов, 2007. С. 9.

оформления, непосредственным - декларирование как часть таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Заметим, что непосредственный объект НТП, не всегда определен законодателем.

Исчерпывающий перечень составов НТП, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размеры соответствующих санкций содержатся в главе 16 КоАПРФ. Данная глава содержит 23 статьи, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушений. С 01.10.2004 года глава 16 КоАП РФ, по сути, изложена в новой редакции в целях приведения ее положений в соответствие нормам вступившего в силу ТКРФ, используемым в нем понятиям и установленным правилам. Появился ряд новых норм об ответственности (ст. 16.7, 16.17, 16.23), а некоторые НТП, содержащиеся в прежней редакции, исключены.

Согласно подпункту (далее - подп.) 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением установленного порядка, включая нарушение норм процедурного характера.

Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в ст. 16.1 КоАП РФ деяний, которые фактически различаются способом противоправного перемещения»3.

По части 3 статьи 16.1 КоАП РФ ответственность наступает за сообщение таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов либо использования поддельного средства идентификации, а равно подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Необходимо отметить, что лицо может быть привлечено к мерам административной ответственности за представление не любых недействительных документов, а только тех, которые предоставляются в соответствии с таможенным законодательством при прибытии/убытии товаров (транспортных средств) на таможенную территорию РФ, а также для получения разрешения на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (далее -ВТТ) или ее завершения, помещения товаров на склад временного хранения.

При представлении содержащих недостоверные сведения документов на этапе декларирования подобное деяние квалифицируется уже по статье 16.2 КоАП РФ, а в случаях представления недействительных

3 Бушуев И.А. Исследование проблем законодательства о борьбе с нарушениями таможенных правил и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию: отчет о научно-исследовательской работе / Российская таможенная академия при Федеральной таможенной службе РФ. Люберцы, 2008. С. 102.

документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации - по статье 16.17 КоАП РФ4.

К мерам ответственности привлекается лицо, фактически представившее недействительные документы при прибытии и на иных этапах перемещения, исключительно за достоверность таких сведений, как количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров.

Так, предоставление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров при их прибытии на таможенную территорию РФ не влечет привлечение лица к административной ответственности.

В случаях указания в товаросопроводительных документах большего количества перемещаемых товаров по сравнению с фактическим данное деяние нарушением не является, поскольку отсутствует предмет правонарушения. При прибытии товаров в большем количестве, чем указано в соответствующих документах (книжка МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975), CMR(Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КД1II). 1956), инвойс (счет-фактура) и др.), предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Дела об АП, предусмотренные ч.1 и 3 ст. 16.1 КоАП РФ рассматривают следующие должностные лица:

- руководитель ФТС России, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, таможен, их заместители;

- начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Применительно к юрисдикционным полномочиям начальников таможенных постов следует учитывать, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность за правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ как юридического лица (см. примечание 1 к ст. 16.1 КоАП РФ).

Указанные должностные лица ФТС России вправе передать рассмотрение дел об АП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, на рассмотрение судьям районных судов, а в случаях, не влекущих проведения такого расследования, - мировым судьям (ч. 2, 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дела об АП, предусмотренных ч. 2 ст. 16.1, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не влекущих проведение указанного расследования, - мировыми судьями (ч. 1, ст. 23.1 КоАП РФ, о случаях проведения административного расследования - см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).

4 Ванин М.В. Реформа таможенной системы и эффективность экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 2.

Индивидуальные предприниматели при совершении рассматриваемых административных правонарушений несут административную ответственность, установленную санкцией статьи для юридических лиц (примечание 1 к ст. 16.1 КоАП РФ).

Следует учитывать, что ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена статьей 16.4 КоАПРФ.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию.

В соответствии с положениями ст. 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения.

Согласно ст. 391 ТК РФ обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, также является основанием для возникновения правомочий таких лиц по декларированию товаров.

Однако декларирование в данном случае обязанностью указанных лиц не является, поэтому привлекаться к ответственности за недекларирование они не могут. В действиях таких лиц может усматриваться лишь состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАПРФ.

В случаях недекларирования товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (когда декларируется партия, состоящая из нескольких видов товаров), подобное деяние квалифицируется по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

По нашему мнению, заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве товаров также подлежит квалификации как недекларирование, при этом предметом административного правонарушения выступают только те товары и транспортные средства, в отношении которых не выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в декларации часть товаров.

Субъектами ответственности данного нарушения могут являться лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию

вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Частями 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недостоверное декларирование товаров.

Совершенное деяние подразделяется на два самостоятельных правонарушения в зависимости от характера заявленных недостоверных сведений и могущих наступить последствий (часть 2 - заявленные сведения приводят к занижению размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов, часть 3 - к неприменению установленных нетарифных запретов и ограничений).

Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, когда данное деяние не привело к указанным в частях 2 и 3 статьи 16.2 КоАПРФ последствиям (в частности, технические ошибки и иные неточности), не влечет привлечение лица к мерам административной ответственности, в том числе и по статье 19.7 КоАПРФ (непредставление сведений (информации). Указание в таможенной декларации сведений, которые повлекли за собой занижение размера подлежащих к уплате сборов за таможенное оформление противоправным не является и квалифицируется по статье 16.2 КоАПРФ не может.

Вместе с тем в случае, если представленные недействительные документы при выпуске товаров до подачи таможенной декларации влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера такое деяние подлежит квалификации по части 1 статьи 16.19 КоАП.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером - таможенный брокер. Несмотря на то, что брокер не декларирует товары от собственного имени и не является декларантом, согласно действующему таможенному законодательству, он осуществляет декларирование товаров, в связи, с чем несет все сопутствующие обязанности, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товарах.

Часть 1 ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ» предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера (применяются независимо от заявленного таможенного режима), часть 2 - носящих экономический характер.

К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, относятся меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов и целей, указанных в статье 32 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Например, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, ввоз на территорию РФ оружия при условии получения разрешения Министерства внутренних дел России.

Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, квот, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии с положениями Закона о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Состав данного НТП образует деяние, заключающееся в непредставлении при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации (когда декларантом не получено разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок).

Заявление же в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам установленных запретов и ограничений, а равно указание в декларации и представление недействительных документов, послуживших основанием для их неприменения (поддельный сертификат соответствия и др.), квалифицируется по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ как недостоверное декларирование.

Среди перечисленных категорий дел, как правило, особое место для Балтийской таможни, как пограничного таможенного органа, чьим регионом деятельности является Морской порт Санкт-Петербург, занимают дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1. и ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ.

В связи с этим особую важность приобретают вопросы, связанные с возбуждением административного производства (далее - АП) по делам данной категории и доказыванием вины перевозчика.

В случаях осуществления мультимодальной перевозки (порт отправления - промежуточный порт - порт назначения) в ходе административного расследования не представляется возможным получить документы и сведения о существующих правоотношениях всех участников перевозки (отправитель, океанский перевозчик, фидерный перевозчик), а, следовательно, и

доказательства наличия у перевозчика возможности принятия мер, направленных на соблюдение требований законодательства.

Также следует принять во внимание, что фидерный перевозчик принимает к перевозке товар в контейнере под пломбой, контейнер прибывает на другом (океанском) судне и может находиться в порту перегрузки всего несколько часов, учитывая объем перевозимых товаров, ограниченное время погрузки, сформировавшуюся практику документооборота, перевозчик не имеет возможности проверить сведения о товарах.

В вышеуказанном случае Балтийской таможней выносятся постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием вины).

Проблемным вопросом в доказывании вины экспедиторов (перевозчиков) при внутреннем таможенном транзите является следующее.

Законодательством не установлена обязанность экспедиторов (перевозчиков) по проверке предоставляемых таможенному органу сведений о товарах.

Однако, экспедиторы (перевозчики) имеют возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данными лицами не предпринимаются все зависящие от них меры по их соблюдению.

Тем не менее, при анализе позиции арбитражного суда можно сделать вывод, что самым главным основанием для отмены постановлений об административных правонарушениях является установление судом субъективной стороны состава административного правонарушения - вины в совершенном деянии.

С учетом сложившейся судебной практики при привлечении к административной ответственности морских перевозчиков Балтийская таможня исходит из следующего.

Административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 16.1 Ко-АП РФ, наступает в случае сообщения таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

В соответствии со ст. 72 и 74 ТК РФ при международной перевозке морским транспортом перевозчик сообщает таможенному органу достоверные сведения о наименовании, описании и количестве товара. Перевозчик

сообщает данные сведения путем представления таможенному органу документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской перевозки.

Отношения в сфере морского судоходства, а также требования в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания регулируются Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 года.

Стандартом 2.1 приложения 1 к Конвенции установлено, что государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, к которым Конвенция относится, каких-либо других документов кроме тех, которые указаны в разделе «А. Общая часть». Этими документами являются: общая декларация, Декларация о грузе, декларация о судовых припасах, декларация о личных вещах экипажа судна, судовая роль, список пассажиров, документ, предписываемый Всемирной Почтовой Конвенцией, морская санитарная декларация.

В соответствии со стандартом 2.3 приложения 1 к Конвенции декларация о грузе служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о грузе судна при его приходе и отходе. Государственным властям не следует требовать включения в декларацию о грузе сведений, иных, чем следующие: название и национальная принадлежность судна, фамилия капитана, порт отправления, порт составления декларации, марка и серийный номер; количество и тип упаковки, количество и описание грузов, номера коносаментов на груз, подлежащий выгрузке в данном порту, порты выгрузки остающегося на борту груза, первоначальные порты отправления грузов, перевозимых по коносаментам (Рекомендуемая практика 2.3.1 приложения 1 к Конвенции).

Согласно стандарту 2.3.3 приложения 1 к Конвенции государственные власти принимают декларацию о грузе, датированную и подписанную капитаном, судовым агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом, уполномоченным на то капитаном. Государственным властям следует принимать вместо декларации о грузе экземпляр судового манифеста при условии, что он содержит все сведения, требуемые в соответствии с Рекомендуемой практикой 2.3.1 и 2.3.2, датирован и подписан в соответствии со стандартом 2.3.3 (Рекомендуемая практика 2.3.4 приложения 1 к Конвенции).

Таким образом, статьями 72, 74 ТК РФ стандартом 2.3 Приложения 1 к Конвенции 1965 года возлагают на перевозчика обязанность по сообщению в таможенный орган сведений о наименовании, количестве и описании груза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со статьей 145 Кодекса торгового мореплавания РФв случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или лицо, выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или

погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствия разумной возможности проверки указанных данных. За исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте.

Морские перевозчики предоставляют в Балтийскую таможню два документа - судовой манифест и коносамент. Сведения о товарах, содержащиеся в них, как правило, идентичны. Также следует отметить, что товары прибывают на территорию РФ в контейнерах за пломбой отправителя.

В большинстве случаев суд указывает на то, что перевозчиком в предоставляемых документах делаются оговорки, указывающие на неточности как основания для предположений или отсутствия разумной возможности проверки сведений о товарах, товар принимается к перевозке в контейнере за пломбой отправителя. Такие обстоятельства, по мнению суда, следует рассматривать как указывающие на отсутствие возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 5.3 раздела V Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 в случае обнаружения ошибок в предусмотренных настоящим Приложением документах, подписанных владельцем, капитаном или от их имени, никакие штрафы не должны налагаться до тех пор, пока не будет предоставлена возможность убедить государственные власти о том, что эти ошибки являются неумышленными, не имеют серьезного значения, не являются следствием постоянной небрежности и допущены без намерения нарушить законы или правила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.