ОСОБЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТАВКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ И РОССИЕЙ
В.И. Озерова, магистрант
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-7-142-145
Аннотация. В статье рассмотрены экспортно-импортные отношения Кореи России, основные виды грузов, экспортируемых/импортируемых в страны; описаны основные способы доставки товаров, а также рассмотрена структура товарооборота; приведены некоторые проблемы, которые существовали раньше и те, которые возникли недавно, в отношениях между Южной Кореей и Россией, а также способы их решения и меры по повышению эффективности доставки грузов.
Ключевые слова: международная торговля, логистика, внешняя торговля, Южная Корея, санкции, экспортно-импортные отношения, проблемы и перспективы.
В 2020 году наступила тридцатая годовщина установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. За последние 60 лет экономика Южной Кореи пережила одно из крупнейших экономических преображений, и стала 10 экономикой в мире по объему ВВП и на данный момент является одной из богатейших стран мира, при этом в Южной Корее катастрофически мало полезных ископаемых.
Для улучшения коммуникации и повышения эффективности внешней торговли между Республикой Корея и Россией необходимо понять, какие успехи в отношениях между странами уже были достигнуты, изучить всевозможные препятствия на пути будущего развития международных отношений и определить перспективы дальнейшего взаимодействия.
Торговое сотрудничество между Южной Кореей и Россией
Структура торговли между РК и Россией сложилась достаточно давно и представляет собой обмен российских сырьевых товаров на южнокорейскую готовую промышленную продукцию. В связи с СВО сейчас, как и в 2014 году, из-за не стабильной политико-экономической ситуации, в товарообороте между Россией и Кореей наблюдался спад, однако в 2017 году была зафиксирована положительная динамика, продлившаяся до начала 2022 года.
Последние годы сальдо внешнеторгового баланса для России было положительным. Ежегодно около % экспорта в Корею из России приходилось на углеводороды и продукты их переработки. В то же время среди основных статей импорта из Кореи в Россию большую долю занимала продукция отраслей машиностроения и автомобилестроения. На их долю из года в год приходилось около 60% всего объема российского импорта.
Для начала рассмотрим экспорт Южной Кореи, так как существенной частью (около 40%) ВВП РК является экспорт товаров и услуг. Основной составляющей экспорта Южной Кореи являются высокотехнологичные сложные товары такие как: электо-росхемы, платы, конечные высокотехнологичные приборы и т.д.
Самые главные торговые партнёры РК -это Соединённые Штаты Америки, Япония и Китай.
В Россию Южная Корея в основном поставляет:
- Транспорт (около 30% от всего импорта из РК);
- Оборудование и аппаратура (30% от общего импорта из РК);
- Пластмассы, каучук и резина (10%);
- Черные металлы и изделия из них (8%);
- Химическая продукция (6,5%).
По данным ФТС России Южная Корея, на данный момент, стоит на 8 месте по
итогам внешней торговли, после таких стран как: Китай, Италия, Германия, Нидерланды и т.д. Данная информация говорит о том, что Корея для России является важным торговым партнером.
Импорт Республики Корея состоит основном из топлива и сырьевых товаров. Главная стратегия внешней торговли Южной Кореи завязана на импорте «электронного сырья», переделке его в изделия с высокой добавленной стоимостью, затем происходит поставка за границу высокотехнологичного оборудования.
В результате того, что Южная Корея систематично экспортирует товары и услуги гораздо в большем количестве, чем импортирует, ежегодно формируется положительный торговый баланс в размере от 60 до 100 млрд. долларов, к тому же к 2022 году был накоплен достаточно большой золотовалюный резерв в размере 423 млрд. долларов, что повлекло за собой присутствие Южной Кореи в списке самых богатых стран мира.
Структура импорта по странам в 2021 г. мало отличается от структуры экспорта: первое место занимает Китай, второе США, третье Япония.
Самыми крупными позициями товаров, экспортируемых в Южную Корею из России, можно назвать следующие:
- Минеральные продукты (78,5% от всего экспорта в РК);
- Продукты животного происхождения (9,5% от общего экспорта);
- Металлы и металлические изделия (4,5%):
Ежегодно Российская Федерация занимает 9-12 места в списке торговых партнеров Республики Корея. На долю России падает около 1 -2% всего товарооборота Южной Кореи. Из этого можно сделать вывод, что Россия для Кореи хоть и не стратегически важный, но достаточно значимый торговый партнер.
Особенности транспортно-
логистической системы между Южной Кореей и Россией
Географически Корея расположена на Корейском полуострове, однако в результате гражданской войны была разделена на две части: Северную Корею (КНДР) и
Южную Корею (РК). Разделение Кореи и ведение КНДР изоляционной политики, а также нахождение Республики Корея на южной части полуострова, что лишает ее сухопутных границ с другими государствами кроме как с КНДР, привело к тому, что Южная Корея полностью утратила наземное транспортное сообщение с другими странами. Следовательно, исходя из вышесказанного, РК превратилась в островное государство, с возможностью осуществлять международные перевозки, доставлять и отправлять грузы в другие страны мира только воздушным транспортом или морским путем. Однако, в последнее время РК сильно расширила свои торговые связи, со странами, BRICS и ASEAN, приложив не мало усилий за последние 40 лет.
Одним из важнейших факторов развития внешней торговли Кореи, стало создание в прибрежных районах страны свободных экономических зон (СЭЗ).
Сейчас на территории Южной Кореи действуют следующие СЭЗ:
- Провинция Кёнсан-Намдо: город Чханвон и город-метрополия Пусан;
- Провинция Чолла-Намдо: город Квангян;
- Провинция Чолла-Пукдо: город Кунсан;
- Город-порт Инчхон;
- Провинция Кёнсан-Пукдо: город-метрополия Тэгу.
Как уже отмечалось, доставка грузов из Кореи и обратно может происходить только воздушным или морским транспортом, исключая возможность прямого транзита транспорта по территории Северной Кореи. Эти способы перевозки грузов отличаются друг от друга кардинальным образом. Во-первых, по стоимости: доставка морским видом транспорта гораздо дешевле, чем доставка воздушным; во-вторых, по затраченному времени: морской путь доставки является самым длительным по времени из остальных возможных видов перевозки грузов. Авиаперевозки же самый быстрый из возможных методов, особенно если дело касается больших расстояний.
Проблемы доставки внешнеторговых грузов между Южной Кореей и Россией
За последний 2022 год как дипломатические, так и внешнеторговые отношения России и Южной Кореи, на фоне тех событий, которые в настоящее время происходят на Украине, значительно ухудшились.
В первую очередь это связано со стратегически важным союзником Республики Корея - Соединенными Штатами Америки, и давлением с его стороны на переход к политике отчуждения от России.
Еще одним, не менее важным фактором, сыгравшем роль в приостановлении российско-корейских отношений, является победа консервативной партии Кореи на выборах в 2022 году. Одной из ключевых ценностей которой всегда был крепкий альянс с США.
Однако, Россия уже около 20 лет является значимым торговым партнером для Республики Корея, поэтому можно предположить, что ближайшие годы в отношении РФ Корея просто «затаиться» и не станет действовать резко и необдуманно, чтобы не нарушить дружбу с США.
Касаемо логистики принято выделять ряд проблем, решив которые Россия может обзавестись полезными деловыми и стратегическими связями с Южной Кореей.
Первая проблема - это недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Между Россией и Кореей отсутствует система интермодальных перевозок, что в значительной степени усложняет торговлю.
Суть следующей проблемы заключается в отсутствии транзитных перевозок через Северную Корею. При возможности таких перевозок значительная часть грузов из Южной Кореи могла бы транзитом через РФ доставляться в Европу, что принесло бы и России большие выгоды.
Также еще выделяют такие проблемы как:
- Отсутствие технического соответствия в некоторых портах установленным международным стандартам (эта проблема играет все меньшую роль);
- Задержки на таможне;
- Безопасность и надежность.
Решение всех вышеуказанных проблем может во многом увеличить уровень транспортных услуг, и стать твердым фундаментом в становлении российско-корейских отношений.
Самым перспективным направлением в сотрудничестве между россией и Кореей до недавнего времени было развитие более короткого и безопасного «Северного Морского пути». Такой вариант для Южной Кореи был возможностью многократно оптимизировать цепочки поставок и значительно расширить свои возможности в судостроении. Однако, на данный момент этот проект приостановлен из-за введенных санкций.
Еще один существенный пункт, который мог оказать значительное влияние на расширение сотрудничества между РК и Россией - это увеличение доли российского экспорта энергоресурсов. Данный проект на сегодняшний день также «стоит на паузе» по причине присоединения РК к вводимым санкциям.
Меры повышения эффективности доставки внешнеторговых грузов между Южной Кореей и Россией
Всем известный факт, что Россия находится сразу на двух континентах: Европе и Азии. Такое географическое положения нашей страны делает ее важнейшим участником транспортных связей Европы и Азии. Россия как заинтересованная сторона, разработала ряд проектов по созданию евроазиатских транспортных коридоров. Один из таких проектов содержал в себе такие тезисы, как воссоединение железнодорожной системы Корейского полуострова и интеграция его в евроазиатскую транспортную систему. К сожалению, за 20 лет этот проект так и не смог реализоваться. Но в то же время логистическая система Южной Кореи претерпела массу изменений.
Переходя к рассмотрению мер по повышению эффективности доставки внешнеторговых грузов между Кореей и Россией, стоит сказать, что первоначально странам стоит разрешить внешнеполитические проблемы. Так как оставив их не урегулированными, все проекты по повышению
мер эффективности рискуют быть по большей части бесполезными.
Первоначально нужно создать условия для комфортного инвестирования южнокорейских бизнесменов в российскую экономику. Корейские компании таких инвестиций боятся, мотивируя это тем, что в РФ отсутствует необходимая законодательная база и государственные гарантии для иностранных инвестиций.
Еще одна, не менее важная проблема -это пропускная способность российских портов. Развитие внешней торговли России с Кореей сдерживается недостаточной пропускной способностью, что можно решить банальным усовершенствованием технологий.
Большая часть товарооборота между
на дальнем Востоке, это связано в первую очередь с географической близостью этих районов. Однако, дальневосточные районы нашей страны находятся на существенно дальнем расстоянии от столицы России, что также накладывает свой отпечаток.
Заключение
В заключение можно сказать, что потенциал взаимодействия России и Кореи касаемо логистики огромен. Правительство Южной Кореи неоднократно принимало важные решения в этом направлении, понимая необходимость такого сотрудничества. Однако важно отметить, что планируемые правительством РК проекты смогут быть реализованы исключительно при решении внешнеполитических проблем.
Южной Кореей и Россией сосредоточена
Библиографический список
1. Латышов А.В. Торговая политика Республики Кореи и особенности ее торговых взаимоотношений с Россией // Международная торговля и торговая политика. - 2016. -№ 3 (7). - С. 64-71.
2. Молдован А.А. Товарная структура экспорта и импорта между Россией и Республикой Корея // E-Scio. - 2023. - № 4 (79). - С. 508-522.
3. Симонов, А.В. Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений // Молодой ученый. - 2020. - № 26 (316). - С. 219-221.
FEATURES AND INCREASING THE EFFICIENCY OF DELIVERY OF EXPORTIMPORT GOODS BETWEEN SOUTH KOREA AND RUSSIA
V.I. Ozerova, Graduate Student Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. The article considers export-import relations between Korea and Russia; the main types of cargoes exported/imported to the countries; describes the main types of goods delivery, and also considers the main structure of trade turnover. It includes some problems that existed before and problems that have arisen recently, in relations between South Korea and Russia, as well as ways to solve them and measures to improve the efficiency of cargo delivery.
Keywords: world trade, logistics, foreign trade, South Korea, sanctions, export-import relations, problems and prospects.