Научная статья на тему 'ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА ЭТАПЕ ПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ: ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА ЭТАПЕ ПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ: ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЙ ТОВАРООБОРОТ / ДВУСТОРОННЯ ТОРГОВЛЯ / СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ / ДЕВЯТЬ МОСТОВ СОТРУДНИЧЕСТВА / RUSSIAN-KOREAN TRADE / BILATERAL TRADE / FREE TRADE AGREEMENT BETWEEN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF KOREA / NINE BRIDGES OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Хён Сонг, Салтыков Максим Александрович

Проведен анализ российско-корейских торговых отношений за период с 2010 по 2018 г. на стадии подписания соглашения о свободной торговле, на основании обзора статей корейских и российских авторов, посвященных данной тематике. Рассмотрены тенденции развития российско-корейской торговли и экономического сотрудничества на Дальнем Востоке России, уделено внимание проблемам законодательного, административного, таможенного характера, сдерживающим увеличение доли корейского бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND REPUBLIC OF KOREA AT THE STAGE OF SIGNING THE FREE TRADE AGREEMENT: PROBLEMS OF KOREAN ENTREPRENEURS

The analysis of Russian-Korean trade relations during the period from 2010 to 2018 at the stage of signing the free trade agreement was made on the basis of review of Korean and Russian articles devoted to this issue. The authors considered the trends in Russian-Korean trade and economic cooperation in the Russian Far East, paying attention to legislative, administrative and customs problems which hinder the increase of Korean business share in Russia.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА ЭТАПЕ ПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ: ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

УДК 339.9

DOI 10.24866/1815-0683/2020-1/24-38 КИМ ХЁН СОНГ*, M. А. САЛТЫКОВ**

Торговые отношения России и Республики Корея на этапе подписания соглашения о свободной торговле: проблемы корейских предпринимателей

Ким Хён Сонг - магистрант по направлению подготовки «Менеджмент», профиль «Международный менеджмент». [email protected].

Kim Hyeon Seong - Master's degree student majoring in "Management", International Management profile.

САЛТЫКОВ

Максим Александрович - кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры экономической теории и мировой экономики. [email protected].

SALTYKOV M. A. - Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of Departments of Economic Theory and World Economics.

Проведен анализ российско-корейских торговых отношений за период с 2010 по 2018 г. на стадии подписания соглашения о свободной торговле, на основании обзора статей корейских и российских авторов, посвященных данной тематике. Рассмотрены тенденции развития российско-корейской торговли и экономического сотрудничества на Дальнем Востоке России, уделено внимание проблемам законодательного, административного, таможенного характера, сдерживающим увеличение доли корейского бизнеса в России.

Ключевые слова: российско-корейский товарооборот, двустороння торговля, соглашение о свободной торговле между Россией и Республикой Корея, девять мостов сотрудничества.

KIM HYEON SEONG, M. A. SALTYKOV

Trade Relations between Russia and Republic

of Korea at the Stage of Signing the Free Trade

Agreement: Problems of Korean Entrepreneurs

The analysis of Russian-Korean trade relations during the period from 2010 to 2018 at the stage of signing the free trade agreement was made on the basis of review of Korean and Russian articles devoted to this issue. The authors considered the trends in Russian-Korean trade and economic cooperation in the Russian Far East, paying attention to legislative, administrative and customs problems which hinder the increase of Korean business share in Russia.

Keywords: Russian-Korean trade, bilateral trade, free trade agreement between Russia and the Republic of Korea, nine bridges of cooperation.

' Дальневосточный федеральный университет. 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. Far Eastern Federal University. 8, Sukhanova Str., Vladivostok, Russian Federation, 690091.

** Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.

Евразийское направление является одним из значимых в экономической политике Республики Корея (РК), поэтому последние два десятилетия характеризуются динамизмом двусторонних партнерских отношений с Россией. Россия интересна РК благодаря своим природным ресурсам и масштабному внутреннему рынку. При этом особый интерес проявляется к дальневосточным и сибирским территориям. Корейское правительство уделяет большое внимание так называемой «Новой северной политике», рассматривая ее в качестве основы для интеграции в Евразийское экономическое пространство.

Неоднократно корейские представители государственных органов власти, бизнеса, науки выступали с различными предложениями по развитию взаимовыгодного сотрудничества, инициировали проекты в области рыбной промышленности, транспорта и логистики, машиностроения, торговли природными ресурсами, высказывали заинтересованность в области образовательных проектов.

Российское правительство также рассматривает Республику Корея в качестве важного торгового партнера, интересны корейские инвестиции, технологии, трудовые ресурсы, потенциал которых может быть использован в освоении территорий Дальнего Востока [1]. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 2018 г. президент В. В. Путин отметил, что «Республика Корея - важный перспективный партнер в Азиатско-Тихоокеанском регионе, двусторонние отношения развиваются поступательно по всем направлениям. Традиционно серьезное внимание мы уделяем развитию торгово-экономических связей» [2]. В ответ на это президент РК Мун Чжэ Ин предложил навести «девять мостов сотрудничества», в том числе в сфере энергетики и использования Северного морского пути. По его мнению, «сотрудничество в области судостроения и морской логистики может стать новой моделью российско-корейских экономических отношений, а также изменит карту международного морского сообщения» [11]. Правительство Мун Чжэ Ина намеревается сконцентрировать усилия по направлениям: судостроение, морские порты, Северный морской путь, газ, железные дороги, энергетика, промышленные комплексы, сельское хозяйство и рыбная промышленность [20].

Не только президент Мун Чжэ Ин, но и его предшественники подчеркивали значимость экономического сотрудничества России и Республики Корея. В 2008 г. на встрече с президентом Д. А. Медведевым президент Ли Мён Бак выступил с идеей о взаимоотношениях двух стран под названием «Новый Шелковый путь», а в 2013 г. следующий президент Пак Кын Хэ представила концепцию «Евразийской инициативы», которая должна была обеспечить взаимодействие Азии и Европы. В 2016 г. во время проведения ВЭФ Пак Кын Хэ отмечала: «Если объединить богатства природных ресурсов Дальнего Востока России с капиталом и технологиями Кореи,

этот регион может стать новым голубым океаном для процветания наших стран» [4]. Президент В. В. Путин, в свою очередь, отметил, что «накоплен хороший опыт инвестиционного сотрудничества, капиталовложения корейских компаний в российскую экономику превышают 2,3 млрд долл. США, в РФ успешно работают порядка 600 корейских компаний. Актуальной задачей является совершенствование финансовой инфраструктуры партнерства, ... необходимо активизировать работу совместных инвестиционных платформ, учрежденных еще три года назад» [5]. Тогда же был подписан ряд соглашений: меморандум о морском поиске и спасении, меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством торговли и промышленности Республики Корея, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в реализации инвестпроектов в рыбохозяйственном комплексе на Дальнем Востоке и некоторые другие [5].

Стратегия «девяти мостов» корейского правительства определяет, что Дальний Восток может играть важную роль как рычаг в отношениях между Республикой Корея и Россией. Дальний Восток уже давно является воротами для экспорта корейского бизнеса в Россию и в то же время -одним из основных путей выхода РФ в Азиатско-Тихоокеанский регион. Республика Корея придает особое значение межправительственному российско-корейскому сотрудничеству и выходу корейских компаний на российский рынок, в том числе рынок Дальнего Востока [15].

В разработке стратегии принимает активное участие южнокорейское научное сообщество, что подтверждается наличием докладов и публикацией. Например, профессор университета Кукмин (Kookmin University) Чанг Дуцк Ёон в статье «Правительство должно превратить кризис в возможности новой евразийской политики» отмечает, что в условиях особой дипломатической и экономической ситуации вокруг Корейского полуострова одним из важных направлений является новая евразийская политика, основой которой является укрепление сотрудничества с Россией [12]. На организованном Генеральным консульством Республики Корея и Корейским морским институтом (Korea Maritime Institute) IX Дальневосточном Российско-Корейском форуме, прошедшем во Владивостоке в июне 2019 г., были представлены доклады, характеризующиеся проектной и прикладной направленностью [7], например, директора Корейского морского института Чжан Хон Сок «Возможности и вызовы формирования цепи поставок (Supply Chain) в рыбопромышленной сфере на Дальнем Востоке России»; профессора Корейского института по вопросам промышленной экономики и торговли Ким Хак Ки «Направления трехстороннего сотрудничества России, Южной и Северной Кореи в обрабатывающей отрасли и формировании цепи поставок (Supply Chain)»; профессора Корейского

морского института Чжо Чжи Сонг «Меры по активизации российско-корейского сотрудничества в сфере снабжения через Северный морской путь» и др.

Рассмотрим сформировавшийся грузопоток между Россией и Республикой Корея. По товарообороту России с зарубежными странами Республика Корея находилась на 8-й позиции в 2018 г., хотя удельный вес в общем объеме внешнего товарооборота составил всего 3,6 %. За последние девять лет в торговых отношениях двух стран наметился определенный прогресс, объем товарооборота возрос с 17 659 млн в 2010 г. до 24 822 млн долл. США в 2018 г. Тем не менее товарооборот не возрастал непрерывно, а в период экономических санкций, введенных США и западными странами, которые были поддержаны Республикой Корея, произошел спад до 15 994 млн долл. США в 2014 г., в 2015 г. продолжилось падение до 13 409 млн долл. США. В последующие несколько лет с 2016 по 2018 г. объем двусторонней торговли резко увеличился с 13 409 млн в 2016 г. до 24 824 млн долл. США в 2018 г.

Объем импорта из Республики Корея с 2014 к 2015 г. снизился на 53 %, с 10 129 млн до 4 685 млн долл. США, что составило минимум за анализируемый период. Сокращение экспорта в Республику Корея произошло с 15 669 млн в 2014 г. до 11 308 млн долл. США в 2015 г., а в 2016 г. -до 8 640 млн долл. США, что явилось самым низким значением за 20102018 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Экспорт и импорт Российской Федерации в торговле с Республикой Корея

Год Импорт в РФ Экспорт в РК Общий объем внешнеторгового оборота, тыс. долл. США

Сумма, тыс. долл. США Темп роста по сравнению с предыдущим годом, % Сумма, тыс. долл. США Темп роста по сравнению с предыдущим годом, %

2010 7 759 836 85,0 9 899 456 71,0 17 659 292

2011 10 304 880 32,8 10 852 171 9,6 21 157 051

2012 11 097 138 7,7 11 354 318 4,6 22 451 456

2013 11 149 103 0,5 11 495 500 1,2 22 644 603

2014 10 129 249 -9,1 15 669 238 36,3 25 798 487

2015 4 685 732 -53,7 11 308 287 -27,8 15 994 019

2016 4 768 751 1,8 8 640 613 -23,6 13 409 364

2017 6 906 618 44,8 12 039 530 39,3 18 946 148

2018 7 320 899 6,0 17 504 050 45,4 24 824 949

Источник: [16].

Отметим, что определенный эффект на объем импорта из РК оказывают введенные экономические санкции со стороны США и ЕС, а также реализуемые программы правительства России по импортозамещению. В 2014 г. правительством России была утверждена программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»1, в том числе подпрограмма «Развитие транспортного и специального машиностроения», ориентированная на защиту рынка комплектующих изделий транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и повышение доли на внутреннем рынке.

Если обратить внимание на 10 основных импортируемых товаров с 2010 г. до 2017 г., классифицированных по ИБ коду2, то на первом месте будут средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, в том числе запасные части. Весь южнокорейский импорт данной группы составляет 28 023 809 тыс. долл. США за 8 лет. Следующая по стоимости товарная группа - реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части. На третьем месте по стоимости импорта в Россию находятся электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности. Общая стоимость импорта данной товарной группы за период с 2011 по 2018 г. составила 9 721 258 тыс. долл. США. На долю обозначенных трех основных групп приходится 66,5 % всего импорта из РК (табл. 2).

Таблица 2

Импорт из Республики Корея в Российскую Федерацию, тыс. долл. США

Код HS4 Классификатор 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г.

Все товары 10 304 880 11 150 209 4 687 469 6 908 833 7 322 030

'87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 4 557 514 5 349 524 1 751 547 2 480 940 3 155 708

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 14.12.2018).

2 Гармонизированная система описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System (сокр. Harmonized System, HS)) - международная номенклатура товаров, разработанная Всемирной таможенной организацией. Система используется более чем 200 странами как основа для таможенных тарифов и для сбора статистики международной торговли. Более 98 % товаров в международной торговле классифицируется в терминах HS.

Окончание табл. 2

Код ГО4 Классификатор 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г.

'84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 1 487 425 1 603 450 706 915 1 066 904 995 388

'85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 967 942 10 60 059 492 246 516 700 614 442

'39 Пластмассы и изделия из них 755 035 727 463 389 121 426 583 501 966

'89 Суда, лодки и плавучие конструкции 609 134 83 387 3 665 448 629 1 887

'72 Черные металлы 241 428 277 038 138 404 207 668 241 383

'90 Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 187 729 204 454 130 923 158 713 202 957

'40 Каучук, резина и изделия из них 147 937 260 120 114 784 180 078 183 466

'73 Изделия из черных металлов 121 398 143 660 94 927 322 195 112 717

'27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 166 140 126 617 101 250 89 559 106 270

Источник: [14].

С 2010 по 2018 г. основной товарной группой российского экспорта в РК является топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные, их экспортировано на сумму 67 003 374 тыс. долл. США. Второй значимой товарной группой являются черные металлы, общая сумма экспорта за период с 2011 по 2018 г. составила 5 755 151 тыс. долл. США. На третьем месте в структуре российского

экспорта находится рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные, общая сумма данной товарной группы составила 5 318 823 тыс. долл. США. Совокупная доля этих трех товарных групп составляет 85,5 % всей экспортной продукции из РФ (табл. 3).

Основными импортируемыми в Россию товарами являются продукты обрабатывающей промышленности, высокотехнологичное оборудование, обладающее высокой добавленной стоимостью. Российская Федерация экспортирует в РК необработанное сырье низкой добавленной стоимости. Такая ситуация рассматривается корейской стороной как относительно взаимовыгодные торговые отношения. Некоторые исследователи называют ее взаимодополняемостью двух стран [8]. Несомненно, российскую сторону подобное положение вещей не может устраивать, но на данном этапе отношения объективно складываются по сырьевому сценарию.

Таблица 3

Российский экспорт в Республику Корея, тыс. долл. США

Код ГО4 Классификатор 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г.

Все продукты 10 852 171 11 496 259 11 312 618 12 049 114 17 500 351

'27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 7 466 582 8 538 164 8 726 757 8 949 780 14 226 871

'72 Черные металлы 942 634 742 890 393 303 531 564 505 100

'03 Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные 659 552 587 848 702 273 860 043 908 623

'76 Алюминий и изделия из него 782 320 542 638 405 543 411 196 343 893

'28 Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 279 387 343 673 314 123 278 366 230 180

'44 Древесина и изделия из нее; древесный уголь 105 417 120 925 133 674 155 040 167 958

Окончание табл. 3

Код ГО4 Классификатор 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г.

'47 Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) 119 815 110 178 116 833 92 926 125 315

'10 Злаки 1 236 50 467 145 702 207 553 302 413

'26 Руды, шлак и зола 52 374 127 730 43 862 96 986 106 755

'71 Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты 39 947 15 259 59 521 190 614 270 580

Источник: [14].

Торговый оборот регионов Дальнего Востока с Республикой Корея значительно превышает объем торговли со странами Содружества Независимых Государств (СНГ). На долю стран СНГ в период с 2010 до 2018 г. приходилось от 0,08 до 1,3 % совокупного товарооборота ДФО, на долю РК от 22 до 28,8 %. Высока также доля Японии и КНР, в различные периоды на каждую из этих стран приходилось от 19 до 28 % совокупного торгового потока ДФО (табл. 4).

Таким образом, Республика Корея за 2010-2018 гг. являлась одним из основных торговых партнеров российского Дальнего Востока, периодически конкурируя с КНР и Японией за 1-3-ю позиции в рейтинге основного партнера, в совокупном товарообороте страна занимала 1-е место в 2012 и 2018 гг.

По причине влияния экономических санкций со стороны западных стран с 2014 г. объем товарооборота снижался, но с 2017 по 2018 г. он стал восстанавливаться до уровня 2013 г.

Доля Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) в товарообороте с Россией и регионами Дальнего Востока достаточно мала, составляет около 0,1 %. Товарооборот Дальневосточного федерального округа и КНДР за период 2013-2019 гг. составил 126 млн долл. США, а в целом с Российской Федерацией - 503 млн долл. США за аналогичный

период. Товарооборот представлен преимущественно российским экспортом минеральных продуктов - 60 % в структуре товарооборота, машины и оборудование - 8,3, продукты растительного происхождения - 7,6. При этом экономические санкции на товарообороте никак не отразились, в то же время ежегодный товарооборот резко снизился, в 2013 г. он составлял 113 млн, в 2014 г. - 92,2 млн, в 2015 г. - 4,4 млн, в 2016 г. - 75,6 млн, в 2017 г. - 77,9 млн, в 2018 г. - 34,2 млн, в 2019 г. - 26,6 млн долл. США [9].

Таблица 4

Внешнеторговый оборот Дальневосточного федерального округа с зарубежными странами, тыс. долл. США (%)

Страна/регион Экспорт Импорт Всего

2010 г.

ДФО 18 579 017,6 (100) 7 653 601,4 (100) 26 232 619,0 (100)

РК 5 350 349,9 (28,8) 884 738,6 (11,6) 6 235 088,5 (23,8)

СНГ 76 623,0 (0,4) 19 752,7 (0,3) 96 375,6 (0,4)

Япония 6 155 282,7 (33,1) 773 087,5 (10,1) 6 928 370,1 (26,4)

Китай 3 075 869,7 (16,6) 3 909 554,5 (51,1) 6 985 424,2 (26,6)

2012 г.

ДФО 25 899 277,6 (100) 10 261 596,7 (100) 36 160 874,3 (100)

РК 8 369 736,3 (32,3) 1 867 259,3 (18,2) 10 236 995,7 (28,3)

СНГ 247 388,2 (1,0) 24 189,1 (0,2) 271 577,3 (0,8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония 7 392 226,7 (28,5) 958 442,4 (9,3) 8 350 669,1 (23,1)

Китай 5 179 639,1 (20,0) 4 671 359,1 (45,5) 9 850 998,2 (27,2)

2014 г.

ДФО 28 514 820,7 (100) 10 497 076,4 (100) 39 011 897,1 (100)

РК 9 113 865,8 (32,0) 1 113 716,7 (10,6) 10 227 582,5 (26,2)

СНГ 20 974,1 (0,07) 12 272,3 (0,11) 33 246,4 (0,08)

Япония 8 466 114,4 (29,7) 1 773 927,2 (16,9) 10 240 041,6 (26,2)

Китай 5 419 479,9 (19,0) 4 721 724,1 (45,0) 10 141 204,1 (25,9)

2016 г.

ДФО 18 618 006,1 (100) 5 785 756,2 (100) 24 403 762,3 (100)

РК 4 870 605,1 (26,1) 635 721,9 (10,9) 5 506 327,0 (22,5)

СНГ 249 397,6 (1,3) 73 622,6 (1,2) 323 020,2 (1,3)

Япония 4 783 403,2 (25,6) 424 472,8 (7,3) 5 207 876,0 (21,3)

Китай 3 850 384,5 (20,6) 2 280 418,2 (39,4) 6 130 802,7 (25,1)

Окончание табл. 4

Страна/регион Экспорт Импорт Всего

2018 г.

ДФО 28 188 714,0 (100) 6 286 220,5 (100) 24 606 857,3 (100)

РК 9 157 558,8 (32,4) 563 953,9 (8,9) 9 721 512,7 (28,1)

СНГ 249 187,6 (0,8) 94 814,7 (1,5) 344 002,3 (0,9)

Япония 6 121 308,3 (21,7) 494 501,4 (7,8) 6 615 809,7 (19,1)

Китай 6 415 004,7 (22,7) 3 361 033,2 (53,4) 9 776 037,9 (28,3)

Источник: [3].

Таким образом, Республика Корея занимает одно из лидирующих мест среди стран Северо-Восточной Азии - торговых партнеров России, сальдо дальневосточного торгового баланса с РК ежегодно формируется с большим профицитом. Но корейская сторона планирует и дальше наращивать товарооборот. С целью расширения экономического сотрудничества корейское правительство планирует подписать соглашение о свободной торговле, которое может способствовать выходу торговых отношений на еще более высокий уровень. В июне 2019 г. министры иностранных дел России и Республики Корея обсудили заключение соглашения о свободной торговле услугами и инвестициями, а также развитие сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и РК по вопросам либерализации торговли [10]. Ожидается, что соглашение увеличит не только торговлю за счет снижения тарифов и устранения нетарифных барьеров, но и промышленное сотрудничество за счет расширения товарного объема с обеих сторон. Корейское правительство предполагает, что соглашение о свободной торговле станет «окном» для реализации возможностей России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а для РК - в Евразийском регионе.

В настоящее время развитию торговли препятствуют определенные барьеры - существуют проблемы в таможенном оформлении, высоки инвестиционные и административные и другие риски. Корейским институтом международной экономической политики в августе 2017 г. было опубликовано исследование [19], отражающее проблемы, с которыми сталкиваются корейские компании при ведении экономической деятельности в России. В опросе участвовали 56 корейских компаний, которые уже работают или планируют работать на российском рынке и рынке ЕАЭС (табл. 5). Корейские компании должны были выбрать три наиболее существенных барьера для ведения бизнеса на рынке ЕАЭС и оценить их по 3-балльной системе [19]. При этом компании отмечали также и страны, в которых они столкнулись с данными проблемами, Россию отметили 27 из 56

опрошенных компаний, 22 компании - Казахстан, 2 компании - Беларусь, 5 компаний - Киргизию.

По результатам исследования коррупция в органах власти была признана наиболее существенным препятствием с общей суммой - 36 баллов, шестнадцать компаний выбрали данный фактор как наиболее значимый, поставив его на 1-е место. Одиннадцать компаний поставили данный фактор на 2-е место по степени значимости, и девять компаний присвоили 3-е место. На 2-м месте в общем рейтинге - административные барьеры (28 баллов), на 3-м - неразвитость промышленной инфраструктуры (24 балла). Логистические компании отмечали неразвитость транспортной инфраструктуры, высокие затраты на логистику. Также указывались проблемы финансирования и безопасности.

Таблица 5

Ранжирование факторов, препятствующих ведению бизнеса на рынке ЕАЭС, балл

Фактор 1-е место 2-е место 3-е место Сумма

Коррупция в органах власти 16 11 9 36

Сложность процедуры налогообложения и высокие налоговые ставки 9 2 3 14

Административные барьеры, (формальные процедуры и бюрократия) 12 10 6 28

Проблемы безопасности, в том числе этнические и религиозные конфликты 3 9 6 18

Высокий темп роста заработной платы, инфляция 0 6 0 6

Проблемы финансирования 4 8 7 19

Проблемы рынка труда (сложности при найме сотрудников или их увольнении) 1 1 1 3

Неразвитость промышленной инфраструктуры 4 6 14 24

Слабая защита иностранных инвесторов 7 3 8 18

Источник: [19].

Кроме того, в ходе подготовки данного исследования на IX Дальневосточном Российско-Корейском форуме проводился опрос представителей корейских компаний по поводу проблем ведения бизнеса на Дальнем Востоке [7]. Представители корейских компаний отмечали неразвитость и малый масштаб дальневосточного рынка, низкую численность населения как сдерживающие факторы для корейских предпринимателей и инвесторов. Также отмечались сложности, возникающие при переводе документов

на русский язык, и отсутствие прозрачности лицензирования некоторых видов экономической деятельности.

Особо отмечаются проблемы таможенного оформления. В частности, по данным Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (КОТРА), таможенное оформление в России требует представления большого объема документов и осуществляется по сложной процедуре, подготовка таможенных документов по сравнению с системой стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) занимает значительно больше времени и более затратна [21] (табл. 6).

Таблица 6

Сравнение затрат времени и ресурсов на оформление таможенных документов в России и странах ОСЭР

Страна Требуемое время, ч. Затраты, долл. США

Оформление документов Пропуск через границы Оформление документов Пропуск через границы

При экспорте

Россия 25,4 72,0 92,0 665,0

Страны ОЭСР 2,4 12,7 35,4 149,9

При импорте

Россия 42,5 38,6 152,5 587,5

Страны ОЭСР 3,5 8,7 25,6 111,6

Источник: [21].

По мнению корейской стороны, процедура таможенного оформления компьютеризируется и становится более унифицированной, но обмен электронной информацией задерживается из-за отсутствия взаимодействия систем между округами, а также существуют различия в таможенных процедурах таможенных органов, расположенных в разных российских регионах. Нередко отмечаются задержка в подтверждении информации в Дальневосточном таможенном управлении о растаможенных товарах, ввозимых в Москву, или различие в стандартах измерения веса груза, варьирующегося в зависимости от таможенного управления [18].

Таким образом, от заключения российско-корейского соглашения о свободной торговле корейская сторона ожидает усовершенствования таможенного процесса и прозрачности таможенного оформления, обеспечения обмена таможенной информацией с корейскими экспортерами, упрощения таможенных процедур, устранения задержек в поставках товаров, применения распространенного в мировой практике аккредитива в качестве формы оплаты импорта и экспорта [17].

Если говорить об инвестиционном сотрудничестве, то оно пока находится в стадии потенциального развития. По данным Экспортно-импортного банка Кореи (Export-Import Bank of Korea), за последнее десятилетие РК больше всего инвестировала в обрабатывающую промышленность - 702 699 тыс. долл. США, или 56,8 % от общего объема инвестиций, в сферу оптовой и розничной торговли - 171 981 тыс. долл. США, или 13,9 %, в сельское и лесное хозяйство, рыбоводство - 139 377 тыс. долл. США, или 11,29 %, в финансовый сектор и страхование - 87 907 тыс. долл. США, или 7,11 %, в добычу полезных ископаемых - 59 139 тыс. долл. США, или 4,78 % [13]. При этом инвестиции в финансовую и страховую сферу возрастают, а в сельское и лесное хозяйство, рыбоводство, добычу полезных ископаемых - снижаются. Для повышения инвестиционного присутствия в России и всем ЕАЭС правительство Республики Корея планирует увеличить объем инвестиций в РФ, с целью чего создаст специальный фонд объемом 100 млн долл. США [6], который обеспечит поддержку корейским компаниям, планирующим реализовывать проекты в России и странах СНГ. Фонд должен заработать уже к 2022 г., приоритетными сферами будут - энергетика, транспорт, водные биологические ресурсы, высокие технологии и объекты инфраструктуры в российских дальневосточных регионах.

Таким образом, Дальний Восток является одним из ключевых регионов стратегической экономической политики Республики Корея. Корейское правительство продвигает «Новую северную политику» в рамках создания основы для экономической интеграции в Евразийское экономическое пространство, что обусловлено необходимостью диверсификации внешнеэкономического сотрудничества и поиска новых направлений экономического роста.

Россия становится важным партнером корейского внешнеэкономического сотрудничества. Корейская сторона предлагает новую модель российско-корейского сотрудничества, инициирует проекты в области судостроения, логистики, Северного морского пути, энергетики, инвестиционного сотрудничества и других направлениях. Особое место занимает производство и переработка водных биологических ресурсов. Республика Корея является одним из основных импортеров рыбной продукции, произведений на российском Дальнем Востоке, и ее зависимость от российского рыболовства возрастает. Объем импорта морепродуктов с Дальнего Востока увеличился с 1,11 млрд долл. США в 2013 г. до 1,37 млрд долл. США в 2018 г., при этом общее снижение импорта с 2014 по 2016 г. не отразилось на импорте рыбных продуктов. Таким образом, рыба и морепродукты являются высоко востребованной товарной группой, практически не подверженной конъюнктурным колебаниям, а данная сфера интересна для совместных проектов.

Тем не менее существуют преграды законодательного, административного, таможенного характера, сдерживающие увеличение доли корейского бизнеса в России. К недостаткам можно отнести и то, что основной объем научных и практических проектов, направленных на интеграцию, реализуется преимущественно корейской стороной, при недостаточной активности российской, что замедляет развитие сотрудничества. Стоит признать, что российско-корейские отношения обладают высоким, но пока нереализованным экономическим потенциалом.

Список литературы

1. Авдеев Ю. А., Салтыков М. А. Рынок труда АТР: потенциал для освоения Дальнего Востока России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2006. № 1 (34). С. 34-45.

2. Встреча с премьер-министром Республики Корея Ли Нак Ёном. URL: http:// www.kremlin.ru/catalog/countries/KR/events/58536 (дата обращения: 02.06.2019).

3. Дальневосточное таможенное управление - Товарные группы за 20112018 гг. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category &id=350&Itemid=353 (дата обращения: 05.06.2019).

4. Пак Кын Хе: сотрудничество на Дальнем Востоке обеспечит процветание РФ и Южной Кореи. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3590589 (дата обращения: 05.06.2019).

5. Путин: необходимо активизировать работу российско-корейских инвестиционных платформ. URL: https://tass.ru/ekonomika/3590502 (дата обращения: 05.06.2019).

6. Правительство Южной Кореи создаст фонд поддержки инвестиций в Россию. URL: https://rg.ru/2018/11/16/pravitelstvo-iuzhnoj-korei-sozdast-fond-pod derzhki-investicij-v-rossiiu.html (дата обращения: 03.02.2020).

7. Проект программы IX Дальневосточного Российско-Корейского форума. URL: http://febras.ru/images/docs/news/2019/05/22/Proekt-programmy-DV-fo rum-2019-05-17.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

8. Рю Мин. Условия и перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея на современном этапе: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Дипломат. акад. МИД. Москва, 2010.

9. Товарооборот России и Северной Кореи. Информационная система Ru-Stat. URL: https://ru-stat.com/date-Y2013-2019/RU/trade/KP (дата обращения: 03.02.20).

10. Заявление министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Республики Корея Кан Гён Хва. URL: https://www.mid.ru/web/guest/mero priyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3686129 (дата обращения: 03.02.2020).

11. Южная Корея предложила России навести девять мостов сотрудничества. URL: https://lenta.ru/news/2017/09/07/uzhnaya/ (дата обращения: 17.04.2019).

12. Chang Duck Joon, Moon Jae-in Government should make crisis into opportunity with New Eurasian policy // Institute of Russian Studies. 2017. No. 430. URL: http:// www.rus.or.kr (accessed: 13.04.2019).

13. Export-Import Bank of Korea - Detailed inquiry of overseas investment. URL: https://stats.koreaexim.go.kr/sub/detailedCondition.do (accessed: 03.02.2020).

14. International Trade Center (ITC) - Bilateral trade between Republic of Korea and Russian Federation. URL: https://www.trademap.org/tradestat/index.aspx (accessed: 16.06.2019).

15. Jo Young Gwaon. Plan research for economic cooperation between Korea and Russia in the Far East. The Export-Import Bank of Korea. 2017. URL: http://keri.kore-aexim.go.kr/site/program/board/basicboard/view?menuid=007005002&boardtypeid= 200&boardid=58902 (accessed: 16.06.2019).

16. Korea International Trade Association (KITA). Trade statistics. URL: http://stat. kita.net/stat/kts/ctr/CtrTotalImpExpList.screen (accessed: 12.05.2019).

17. Korea Trade-Investment Promotion Agency (KOTRA). Materials for overseas business trip guide of second half of 2017: Vladivostok in Russia. URL: http://news. kotra.or.kr/user/globalBbs/kotranews/17/globalBbsDataView.do?setIdx=302&data Idx=163167 (accessed: 05.05.2019).

18. Lee Gi Yeol. Development strategies for Korean companies' entry into the East Sea Rim markets - focusing on Far East Russian cases // Korea Maritime Institute (KMI). 2018. Vol. 60, no. 1. URL: https://www.kmi.re.kr/web/board/view.do?rbsIdx=113 &idx=37041 (accessed: 24.04.2019).

19. Lее Jae Young, Lее Cheol Won, Min Ji Young. The Investment Climate of the EAEU and Korea's Entry Strategy // Korea Institute for International Economic Policy (KIEP). 2017. № 1. URL: http://www.kiep.go.kr/sub/view.do?bbsId=search_report &nttId=196239 (accessed: 03.02.2020).

20. Park Ji Won. Plans for major industry cooperation in the Far East of Russia // Korea Trade-Investment Promotion Agency (KOTRA). 2018. № 1. URL: http://news. kotra.or.kr/user/reports/kotranews/20/usrReportsView.do?reportsIdx=9080 (accessed: 19.05.2019).

21. Practical investment guide in Russia. Seoul: Korea Trade-Investment Promotion Agency (KOTRA), 2018. p. 388.

© Ким Хён Сонг, Салтыков М. А., 2020 © Kim Hyeon Seong, Saltykov M. A., 2020

Для цитирования:

Ким Хён Сонг, Салтыков М. А. Торговые отношения России и Республики Корея на этапе подписания соглашения о свободной торговле: проблемы корейских предпринимателей // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1(90). С. 24-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.