Научная статья на тему 'Особенности и характеристика проявления тревожности младших школьников во 2 классе'

Особенности и характеристика проявления тревожности младших школьников во 2 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / 2 КЛАСС / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОЦЕНКА / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Александровна, Шамаева Саяра Сергеевна

В статье рассматривается социально-психологическая природа проявления тревожности у младших школьников во 2 классе начальной школы. Дается обоснование на ключевые ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Целью статьи является рассмотрение особенностей проявления тревожности второклассников в связи с изменением требований в школе с точки зрения получения первых оценок и отметок за успехи в обучении. Для общего представления характеристики проявления тревожности у обучающихся освещается проблема общности логики развития детей. Начало данного этапа может задерживаться или проходить специфически для каждого ребенка, поэтому требуется удовлетворять не только общие, но и особые образовательные потребности детей в определенный промежуток времени. В работе предмет исследования анализируется в контексте главных ориентиров и закономерностей социально-психологического развития данного возрастного этапа в период формирования организационной культуры коллектива и усвоения социальных норм коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anxiety manifestation patterns in younger schoolchildren in the 2nd grade

The article deals with the socio-psychological nature of anxiety in primary school children in the 2nd grade. The substantiation on key reference points in development, education and training of children of primary school age is given. The purpose of the article is to consider the features of anxiety manifestation in the 2nd grade children under the changed requirements at school, since they start getting first grades and marks for their progress in education. For a general presentation of the anxiety manifestation patterns in schoolchildren, we review some issues of common logic in development of children, the beginning of this stage may be delayed or be specific for every child; thus, at a certain period of time, one should meet not only the general, but also special educational needs of children. The subject of the research is analyzed in the context of the main milestones and laws of socio-psychological development of this age stage in the period of forming the organizational culture of a group team and learning the social norms of communication.

Текст научной работы на тему «Особенности и характеристика проявления тревожности младших школьников во 2 классе»

УДК 159.922.736.3

А. А. Кожурова, С. С. Шамаева

Особенности и характеристика проявления тревожности младших школьников во 2 классе

СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается социально-психологическая природа проявления тревожности у младших школьников во 2 классе начальной школы. Дается обоснование на ключевые ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Целью статьи является рассмотрение особенностей проявления тревожности второклассников в связи с изменением требований в школе с точки зрения получения первых оценок и отметок за успехи в обучении. Для общего представления характеристики проявления тревожности у обучающихся освещается проблема общности логики развития детей. Начало данного этапа может задерживаться или проходить специфически для каждого ребенка, поэтому требуется удовлетворять не только общие, но и особые образовательные потребности детей в определенный промежуток времени. В работе предмет исследования анализируется в контексте главных ориентиров и закономерностей социально-психологического развития данного возрастного этапа в период формирования организационной культуры коллектива и усвоения социальных норм коммуникации.

Ключевые слова: младший школьник, младший школьный возраст, 2 класс, тревожность, оценка, рефлексия, профилактика.

A. A. Kozhurova, S. S. Shamaeva

Anxiety manifestation patterns in younger schoolchildren in the 2 nd grade

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article deals with the socio-psychological nature of anxiety in primary school children in the 2nd grade. The substantiation on key reference points in development, education and training of children of primary school age is given. The purpose of the article is to consider the features of anxiety manifestation in the 2nd grade children under the changed requirements at school, since they start getting first grades and marks for their progress in education. For a general presentation of the anxiety manifestation patterns in schoolchildren, we review some issues of common logic in development of children, the beginning of this stage may be delayed or be specific for every child; thus, at a certain period of time, one should meet not only the general, but also special educational needs of children. The subject of the research is analyzed in the context of the main milestones and laws of socio-psychological development of this age stage in the period of forming the organizational culture of a group team and learning the social norms of communication.

Keywords: younger schoolchildren, primary school age, 2nd grade, anxiety, assessment, reflection, prevention.

КОЖУРОВА Алина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

KOZHUROVA Alina Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of primary education, Pedagogical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ШАМАЕВА Саяра Сергеевна - студент 4 курса, кафедра начального образования, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

SHAMAEVA Sayara Sergeevna - student of the 4th course, Department of primary education, Pedagogical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

Начальная школа - это подготовка к будущему освоению целостной, научно обоснованной картины мира, это систематизация уже существующих представлений об окружающем и их последовательное обогащение, формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную работу, и в этом залог благополучного перехода на следующий уровень образования.

Младший школьный возраст - это период формирования фундамента школьного обучения и активного личностного и социального развития ребенка. Благополучие начальной школы определяет перспективу успешного перехода к среднему образованию, дальнейший образовательный маршрут и программу обучения в средней школе, обеспечивает полноценное использование потенциала когнитивного и социально-личностного развития ребенка. Этот возраст понимается современными исследователями, прежде всего, как возраст принятия на себя социальных ролей, выполнения правил, принятия авторитета учителя, освоения социальных установок и первой ответственной социальной роли - роли ученика.

Развитие коммуникации происходит, прежде всего, за счет усвоения социальных норм коммуникации, существенно расширяется круг собеседников, усложняются правила общения, ребенок учится выстраивать и адекватно изменять в соответствии с социальными обстоятельствами дистанцию в коммуникации.

При правильно поставленном обучении ребенок достигает нового уровня эмоциональной стабильности, потому что чувствует себя защищенным справедливыми и понятными правилами жизни в школе, формирующимся чувством товарищества, становлением общей жизни, общих дел, общих забот класса, и эти общие достижения «работают» на укрепление его личной положительной самооценки и развитие уровня притязаний. Такую картину, как правило, мы видим, когда сформирована организационная культура коллектива в классе [1].

Логика детского развития едина, соответственно, и ориентиры специалистов и семьи в развитии, воспитании и обучении детей этого психологического возраста едины. При общности логики развития начало данного этапа может задерживаться или проходить специфически для каждого ребенка, поэтому требуется удовлетворять не только общие, но и особые образовательные потребности детей, в том числе и тревожность.

Мы предполагаем в качестве гипотезы, что данный рассматриваемый возраст это период «первой исключительности и уникальности» в воспитании, когда ребенок начинает чувствовать свою силу в отдельных предметных областях, осознавать свои индивидуальные избирательные способности, получать удовольствие от их реализации, ценить их, что в совокупности работает на развитие не только самих способностей, но и уровня притязаний и выстраивание перспективы дальнейшего развития.

Цель исследования - рассмотреть особенности проявления тревожности второклассников в связи с изменением требований в школе с точки зрения получения первых оценок и отметок за успехи в обучении.

Объект исследования - младшие школьники во 2 классе.

Предмет исследования - особенности проявления тревожности у младших школьников во 2 классе.

Методы исследования приспособлены для обоснования знаний: констатация и объяснение особенностей и возможных причин проявления тревожности детей на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Методологической основой данной работы являются труды исследователей: по возрастной психологии - Дж. Тейлора, К. Спенса, К. Изарда, Ф. Перлза, А.М. Прихожана, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, Л.И. Божович и др.; по теории учебной деятельности Ю.К. Бабанского, В.П. Вахтерова, В.В. Давыдова, П.И. Пидкаси-стого и др.

В научной литературе термин «тревожность» имеет много разных определений. Исследования в области тревожности проводили как отечественные, так и зарубежные ученые.

Понятия «тревога» и «тревожность» нередко перекликаются в научно-методическом анализе, тем не менее, они являются разными терминами. Свои определения понятию «тревога» давали Р. Лазарус, В.М. Астапов, З. Фрейд, Р. Мартене, А.М. Прихожан и другие. Тревожность трактуется как эмоциональное состояние человека. Удельный вес характеристики данной дефиниции занимает эмоция страха. А тревогу рассматривают как особое состояние, стоящее с такими эмоциональными состояниями, как повышенное беспокойство, волнение, смятение, психическая напряженность в специфических социальных ситуациях [2].

Далее рассмотрим характеристику проявления тревожности младших школьников.

Характеристика проявления тревожности младших школьников

Для рассмотрения проявления тревожности мы выбрали 2 год обучения детей в начальной школе, так как именно в этот период в основном обучающиеся получают первые оценки, когда как программа усложняется и расширяется, а для родителей открываются новые критерии слежения за качеством обучения своих детей. Дети нуждаются в положительном внимании со стороны родителей, следовательно, они прилежно слушаются и стараются следовать указаниям учителя.

Общеизвестно, что для второклассников пройден период адаптации к школьной жизни. Младшему школьнику уже все известно и понятно в вопросах общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки в школьной и внешкольной жизни. Также в это время происходит активное освоение учебной деятельности. Начинается процесс оценивания учебных результатов по достижениям, познание через рефлексию. Осознание истины познается через оценку (познавательная рефлексия). Удельным показателем результатов разных исследований является то, что в процессе обучения младшие школьники сталкиваются с рядом трудностей, которые характеризуются сниженной осознанностью своей деятельности, что связано с недостаточным уровнем развития познавательной рефлексии [3].

Особенность второклассников характеризуется доверчивостью (вера в истинность получаемых знаний), исполнительностью, подражанием, что является довольно важными предпосылками обучения в начальной школе. Учебно-методический процесс во 2 классе направлен на формирование универсальных учебных действий как приобретения опыта умения учиться, на включение детей в учебную деятельность. Так, например, основная идея курса русского языка заключается в формировании навыка грамотного письма и развития речи. Включает в себя обязательные разделы такие, как «Текст», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы», «Части речи». По литературному чтению: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. [4]. По математике: числа от 1 до 100, сложение и вычитание, умножение и деление. Система заданий и упражнений обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [5].

Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. Так как дети подобного возраста еще и весьма импульсивны, то занятия зачастую становятся стремительными, насыщенными и напряженными. И следуя этому, нужно часто менять характер упражнений, чтобы дети не заскучали. При этом следует понимать, что ребенок в этом возрасте не может концентрировать свое внимание на одном деле дольше 20 минут. Очень показательным является тот факт, что ученики уже не столь заинтересованы в выяснении причин и смысла той информации, которую им преподносит учитель, в отличие от школьников с их вопросом «почему?».

Страх проявления неудачи перед людьми, в нашем случае перед учителем и сверстниками, у детей младшего школьного возраста высока. Дети чаще всего боятся отвечать на неудобные вопросы или на вопросы, на которые не знают ответа. Зачастую ученики не дают ответа, потому что остерегаются осуждения, высмеивания, не понимания, а это порождает в первую очередь тревогу в ребенке.

По мнению американского психолога К. Изард, термины «страх» и «тревога» отличаются друг от друга следующим образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них [6]. Страх как обыденное психофизиологическое явление существует в человеке в любом возрасте. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» (А.И. Захаров).

По мнению Л.В. Пасечник, каждому ребенку присущи свои уникальные страхи. Если страхов много, то можно констатировать о симптоматике тревожности в характере ребенка, а такого вообще не должно быть или оперативно должны быть преодолены учителем и родителем с единой целью коррекции и профилактики. Обычно на практике коррекционных мероприятий с такими детьми по ходу раскрывается причина тревожного поведения и, как правило, основная проблема кроется в нарушении детско-родительских и внутрисемейных отношений [7].

Попустительское воспитание в семье может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенка уже волнуют не только успехи в школе, но и взаимоотношения с одноклассниками, товарищами, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на уровень его успеваемости, где похвала и мнение учителя играют не последнее место. Ведь за время обучения у детей должен появиться новый, более качественный «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками.

Вместе с тем в школе важна профилактика ситуаций, когда ребенок, низко оцениваемый или даже отвергаемый учителем, начинает закономерно компенсироваться в среде сверстников. Расхождение авторитета учителя и авторитета ребенка в детской среде следует осмысливать как явление, разрушительное для индивидуального развития и самого ребенка, и детского коллектива.

Если в первом классе выстраивается эмоционально значимое взаимодействие со «своим» учителем, ребенок ориентируется на его одобрение и неодобрение, то за период обучения в начальной школе, начиная со 2 класса, он должен накопить положительный опыт делового взаимодействия с широким кругом педагогов - людей с разными характерами, разными требованиями, разными способами коммуникации [8, 9]. Это готовит ребенка к задачам средней школы. Значительный вклад в накопление столь необходимого положительного опыта может внести дополнительное образование, и это должно быть осмыслено как одна из его важных задач.

Заключение

Таким образом, на основе анализа особенностей проявления тревожности младших школьников во 2 классе можно сделать вывод, что коррекционная работа по преодолению тревожности имеет положительный эффект именно в том случае, когда все происходит заблаговременно и систематически с целью профилактики «белых пятен» в обучении и десоциализации. Ни один ребенок не должен оставаться без внимания в этот важный период обучения, когда даются фундаментальные знания, когда осваиваются основные коммуникативные компетенции, формируются универсальные учебные действия. Важно, чтобы в новых деловых отношениях в школе у ребенка формировались новая положительная самооценка и более высокий уровень притязаний, что невозможно без поддержки учителя. Важнейший ценностный ориентир и правило поведения педагогов начального образования состоит в том, что ни при каких обстоятельствах обучения ученик младшего школьного возраста не должен чувствовать себя неуспешным, не должен оценивать себя как плохого, стоящего в оппозиции.

Литература

1. Ушницкая А.Е. Формирование организационной культуры коллектива младших школьников: монография / А.Е. Ушницкая; под общей редакцией профессора М.Д. Гермогеновой. - М.: Издательство МГОУ, 2008. -120 с.

2. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. Тревога и тревожность / Ред. В.М. Астапов. - СПб., 2001. - С. 143-156.

3. Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Князева Елена Станиславовна; [Место защиты: Московский городской психолого-педагогический университет]. - Москва, 2013. - 164 с.

4. Основная образовательная программа НОО: краткая характеристика УМК «Школа России» [Электронный ресурс] // lib.convdocs.org / Методические указания. Добавлено 07.01.2013. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-86297.html - 17.04.2019.

5. Проект ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Краудсорсинговая платформа. Добавлено 29.03.2019. - Режим доступа: https://www.preobra.ru/fgosnoo19 - 01.04.2019.

6. Изард К. Когнитивные теории эмоций и личности [Электронный ресурс] // Psychology OnLine.Net / Библиотека / Учебная литература. Добавлено 25.11.2006. - Режим доступа: http://www.psychology-online. net/articles/doc-644 - 17.04.2019.

7. Пасечник Л.В. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. - 2007. - №10. - С. 64-71.

8. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - 120 с.

9. Варламова В.А., Неустроева Е.Н. Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - № 3(14). - С. 36-38.

References

1. Ushnickaya А.Е. Formirovanie organizacionnoj kul'tury kollektiva mladshih shkol'nikov: monografiya / A.E. Ushnickaya; pod obshchej redakciej professora M.D. Germogenovoj. - M.: Izdatel'stvo MGOU, 2008. -120 s.

2. Prihozhan A.M. Formy i maski trevozhnosti. Vliyanie trevozhnosti na deyatel'nost' i razvitie lichnosti. Trevoga i trevozhnost' / Red. V.M. Astapov. - Spb., 2001. - 143-156.

3. Knyazeva E.S. Razvitie predposylok poznavatel'noj refleksii u detej doshkol'nogo vozrasta: dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.13 / Knyazeva Elena Stanislavovna; [Mesto zashchity: Moskovskij gorodskoj psihologo-pedagogicheskij universitet]. - Moskva, 2013. - 164 s.

4. Osnovnaya obrazovatel'naya programma NOO: kratkaya harakteristika UMK «SHkola Rossii» [Elektronnyj resurs] // lib.convdocs.org / Metodicheskie ukazaniya. Dobavleno 07.01.2013. - Rezhim dostupa: http://lib.convdocs.org/docs/index-86297.html - 17.04.2019.

5. Proekt FGOS NOO [Elektronnyj resurs] // Kraudsorsingovaya platforma. Dobavleno 29.03.2019. -Rezhim dostupa: https://www.preobra.ru/fgosnoo19 - 01.04.2019.

6. Izard K. Kognitivnye teorii emocij i lichnosti [Elektronnyj resurs] // Psychology OnLine.Net / Biblioteka / Uchebnaya literatura. Dobavleno 25.11.2006. - Rezhim dostupa: http://www.psychology-online.net/articles/ doc-644 - 17.04.2019.

7. Pasechnik L.V. Trevozhnyj rebenok // Doshkol'noe vospitanie. - 2007. - №10. - S. 64-71.

8. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayushchihsya s invalidnost'yu i OVZ do 2030 g. / pod obshchei red. N.N. Malofeeva. - M.: FGBNU «IKP RAO», 2019. - 120 s.

9. Varlamova V.A., Neustroeva E.N. Vospitanie tolerantnosti u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian. - 2018. - № 3(14). - S. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.