КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОЗНАНИЕ
Т.И. Бойцова
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТВЕРИ 1917-1930 гг.
(к истории создания Союза художников России)
В 2007 году исполнилось 50 лет Союзу художников России. Это событие было отмечено проведением в Москве в феврале 2008-го обширной выставки «Отечество». Особая роль в юбилейной экспозиции была отведена российским краям, областям и республикам. Такой организационный шаг был продиктован не только концептуальными задачами выставки, но и самой историей, поставившей региональные творческие организации у истоков создания Союза художников России, и отведя им важную роль в борьбе за собственную неправительственную организацию.
Однако, на это событие не откликнулось российское искусствоведение, не появилось ни одной публикации, посвященной истории Союза. Как оказалось, эта тема исследователями практически не изучена: не существует ни анализа, ни исторического обоснования происходивших в этом направлении событий. Устные свидетельства современников и участников этого процесса содержат очевидные противоречия. Поэтому представляется важным, прежде всего, проследить историю возникновения Союзов на местах, так как в провозглашенный в 1957 году Союз художников РСФСР вошли областные, краевые и республиканские организации, уже действовавшие с середины 1930-х годов под эгидой Оргкомитета. Вся объединительная работа была к тому времени осуществлена. Но создание российского союза вдохнуло в эти региональные структуры творческую жизнь, помогло преодолеть стихийность в работе и сообщило их деятельности некую целенаправленность. Вместе с тем, возникла очевидная необходимость установить по архивным материалам точные датировки всех организационных этапов, предшествующих данному событию.
История художественной жизни I половины ХХ века ряда регионов страны рассматривались в книгах, выпущенных в 1980-х годах издательством «Художник РСФСР» и посвященных творческим коллективам Российской Федерации. К работе над ними, за редким исключением, привле-
кались искусствоведы с мест. Почти все они затронули и тему возникновения областных союзов, но почти никто из них не уделил ей должного внимания, поскольку основной задачей авторов было освещение творчества современников. В последнее пятилетие многие региональные отделения Союза художников отмечали юбилейные даты образования организаций. К этим датам в ряде городов были изданы альбомы, содержащие статьи с историческим экскурсом. Но, и в этом случае большинство авторов оказалось весьма кратким и не ставило перед собой цели написать полноценную историю образования союза в своем городе. Не говоря о том, чтобы рассмотреть ее в контексте общественно-политических процессов происходивших в стране, в русле той роли, которую на протяжении 70 лет играл в стране Оргкомитет Союза советских художников.
Учитывая, что в данной статье история образования Союза рассматривается на примере событий, происходивших в Твери, необходимо отдать должное книге И.Г Романычевой «Художники Калининской области», выпущенной в 1990 году издательством «Художник РСФСР». В тексте, в рамках стоящей перед автором задачи, была очерчена история становления в городе Союза советских художников. Но это была первая и до недавнего времени единственная попытка выстроить исторические факты в этом направлении, обрисовать канву, по которой развивалась история. Но удалось найти новые архивные материалы, уточняющие и расширяющие представления о предмете исследования. Определенные сведения на эту тему даны в неопубликованных статьях тверских искусствоведов Е.К. Мроз, Л.И. Кац и Н.Ф. Судаковой. В 2007 году вышел в свет альбом «Тверские художники», в котором опубликована вступительная статья автора этой публикации, ставшая еще одним шагом в изучении данной темы. В настоящее время привлеченные новые архивные материалы позволяют более детально проследить картину происходивших событий в художественной жизни Твери на протяжении
первой половины ХХ века и связать ее с организацией в городе Союза художников.
Созданию в крае Союза художников предшествовал немалый организационный опыт объединения мастеров изобразительного искусства в профессиональные школы, студии, кружки, общества. Этот опыт уходит корнями в Х1Х столетие, к школе А.Г. Венецианова, существовавшей в тверском имении художника Софонково, близ Вышнего Волочка и давшая русскому искусству целый ряд замечательных мастеров. Немалое значение имело и существование в Тверской губернии с 1884 года Владимиро-Мариинского приюта для студентов Академии художеств - знаменитой Академической дачи, куда приезжали работать не только талантливая молодежь, но и широко известные мастера: В. Верещагин, Н. Дмитриев-Орен-бургский, А. Куинджи, А. Кившенко, И. Пожало-стин, В. Якоби и др. Бывал и работал на даче И.Е. Репин, принимавший активное участие в судьбе дачи. В различных краях губернии на рубеже столетий работали известнейшие мастера живописи: В.А. Серов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, М.В. Нестеров, А.Е. Архипов, В.Е. и А.В. Маковские, А.П. Рябушкин, А.С. Степанов, К.А. Коровин, В.В. Рождественский, С.Ю. Жуковский, В.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов, Н.Я. Си-монович-Ефимова, К.Ф. Юон и многие другие.
Создание Союза художников в Твери - одно из множества направлений в деятельности местной творческой интеллигенции в послереволюционные годы. К идее консолидации творческих сил в едином союзе она подходила последовательно, в тесном взаимодействии с московскими художниками. Постоянно работавшие в крае известные русские художники, систематически прилагали усилия для включения тверитян в творческие процессы, происходившие в столице и в стране. Немаловажен и опыт предшествующих поколений, подготовивший русских художников к новому шагу в этом направлении. Традиция создания творческих объединений в России зародилась еще в XIX столетии. В 1870 году Товарищество передвижных художественных выставок, вслед за Артелью художников И.Н. Крамского, продемонстрировало российскому обществу блестящий пример сплочения на основе единомыслия и взаимоподдержки. Именно передвижники, открывая филиалы в российских губерниях, закладывали на местах фундамент будущих творческих обществ и союзов. С 1903 года в течение двадцати лет ини-
циативно действовал «Союз русских художников», который по примеру товарищества передвижников тоже создавал сеть своих филиалов в губернских городах страны. Вслед за передвижниками, самым крупным объединение художников был «Мир искусства», созданный в 1898 году. Свою объединительную лепту внес и съезд русских художников, созванный правительством для участия в церемонии передачи городу Москве коллекции произведений изобразительного искусства, собранной П. Третьяковым. Все эти события затрагивали и Тверь, поскольку в формировании тех или иных тенденций деловой и культурной жизни города всегда существенную роль играло его расположение на важных транспортных путях, соединяющих две столицы, Москву и Санкт-Петербург. Как и в других городах России, здесь тоже проводились крупные выставки, в том числе привозные из Москвы и Санкт-Петербурга. Последняя выставка произведений передвижников прошла в городе в 1918 году, и организована была по инициативе В.К. Бялыницкого-Бируля и А.В. Моравова, обосновавшихся к тому времени в тверских краях близ озера Удомля. Выставка стала событием огромной важности для всей губернии. В имении В.Д. Дервиза Домотка-ново, находящемся в 7 километрах от Твери ежегодно принимали не только родных - В.А. Серова, Н.Я. Симонович-Ефимову, но и других гос-тей-художников. Окрестности озера Удомля, где в 1890-х годах не одно лето жил И.И. Левитан и написал здесь целый ряд известных произведений, притягивали талантливую молодежь. Московские живописцы стремились сюда, в поисках вдохновения. В 1912 году В.К. Бялыницкий-Бируля на берегу озера выкупил землю, построил дачу «Чайка», распахнувшую двери для друзей-коллег. Среди удомельских завсегдатаев были С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов, А.Е. Архипов, Н.П. Бог-данов-Бельский, В.В. Рождественский, А.Д. Корин и мн. др. С 1903 года в окрестностях Удомли в имении С.В. Ушаковой Гарусово регулярно и подолгу жил А.В. Моравов. После революции художники Моравов, Архипов, Бялыницкий-Бируля активно участвовали в общественной жизни края. Это была очень активная в общественном отношении группа художников, влиявшая на положение дел в искусстве Твери, вникавшая в проблемы, выступавшая с принципиальными инициативами, сумевшая после революции наладить взаимодействие с властью. Вслед за кардинальными
изменениями в экономической, хозяйственной и политической жизни губернии, последовавшими после революционных событий 1917 года, перемены последовали и в художественной сфере. В 1918 был создан отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения, в ведомство которого перешли вопросы культуры и искусства. Наркомпрос и его структуры на местах развернули энергичную деятельность. В газетах регулярно отмечалась «небывалое художественное оживление на местах». Это фраза очень точно отразила атмоферу тех лет в Твери. Вот некоторые примеры. В январе 1919 года в Твери в помещении Коммерческого училища была развернута выставка произведений современного искусства. Экспонировались живописные работы известных мастеров: В.К. Бялыницкого-Бирули, Н.П. Богданова-Бельского, В.Н. Бакшеева, С.Ю. Жуковского (удомельская группа). Были привлечены и местные живописцы, среди которых двадцать работ представил художник В.С. Добротворский.
О большой популярности выставки свидетельствует количество посетивших. Их было более трех тысяч. Осенью 1920 года в стране вышло Постановление Наркомтруда, в котором предписывалось: «.. .в 14-дневный срок по распубликованию настоящего постановления, зарегистрироваться в подотделе искусств: б) декораторам, театральным техникам, машинистам, парикмахерам и гримерам; в) художникам, преподавателям рисования и прочим работникам в области изобразительных искусств... Неисполнение настоящего постановления влечет за собой предание народному суду...» Такое объявление газета «Тверская правда» впервые напечатала 17 сентября 1920 года - в стране вводилась трудовая повинность. Подотдел искусств Горотнароба (городского отдела народного образования) в течение указанного срока провел регистрацию творческих работников всех видов искусства. Тверские художники стали активно вовлекаться в реализацию планов революционного пролетариата. Организация студий, кружков, вечерних и дневных классов становилась важной задачей партии. В этой связи, в 1920-е годы в Твери были созданы и работали многочисленные художественные студии рисования, лепки, живописи. Только на Морозовских фабриках их было несколько. «Отдел изобразительных искусств, имевший только один класс черчения, стал развертываться, и теперь у него работают студии живописи и лепки» - писала газета
«Тверская правда» 8 октября 1920 года. Студии и кружки пользовались огромной популярностью в пролетарской среде, особенно среди рабочей молодежи, убежденно настроенной на задачу формирования нового пролетарского искусства. Для работников совдепа создавались специальные студии, отдельные - для их жен. С начала 1920-х действовала изостудия при клубе Совработников, работали курсы рисования и черчения на текстильных фабриках. В городе издавалось более
20 журналов, выпускались книги местных поэтов, писателей и театральных критиков. Были напечатаны 7 выпусков «Материалов Общества по изучению Тверского края», где затрагивались и вопросы художественной истории. Среди целого ряда обоснований событий, происходивших в культурной жизни страны, важную роль стала играть политика, направленная на просвещение пришедшего к власти пролетариата. Летом 1920 года в Твери был создан подотдел искусств, деятельность которого вскоре дала о себе знать. «Отдел изобразительных искусств, имевший только один класс черчения, стал развертываться, и теперь у него работают студии живописи и лепки»1. Художественной студией, работавшей в клубе III Интернационала руководил скульптор А. Шимку-нас - «Студийцы Клуба III Интернационала предприняли экскурсию в Москву, где они пробыли три дня»2. Кружок изобразительного искусства, драматического и санитарный в Затверецком клубе вел художник К.С. Первухин. Существовала студия изоискусства при клубе совработников. «Тверской Пролеткульт открывает 15 июля на Морозовской фабрике студию лепки, рисования и графики (линолеум, дерево). В студию принимаются рабочие обоего пола»3. В 1917 году секция изобразительного искусства ссуществовала в отдаленном карельском селе Толмачи при Обществе Народного дома. Студия изобразительного искусства работала в 1920-е годы в Торжке. Её вел художник-график Воронцов. Студия пользовалась большой популярностью у людей самых разных профессий, в том числе и у советских и партийных чиновников. В этот период в городе развернулась борьба за спасение уникальных многовековых художественных промыслов Торжка - кружевного и золотошвейного. Деятельность по сохранению традиционных художественных промыслов развернулась практически во всех уездах. В 1918 году Тверская комиссия Октябрьской революции (Комоктрев) стала губернским
центром подготовки празднования, посвященного первой годовщины революции. На волне необычайного всплеска творческой активности масс рождался некий синтез, отражавший дух эпохи. В каждом уездном городе разворачивалась масштабная работа по подготовке и проведению революционных праздников. В Тверской губернии в этой работе принимали участие талантливые и, впоследствии, известные российские художники: А.Н. Самохвалов - в Бежецке, С.Я. Шлейфер, братья Г.П. и Г.П. Вересовы - в Весьегонске, А.В. Скалон - в Вышнем Волочке, художник-график Воронцов - в Торжке. Началась работа по установке памятников вождям революции. Для этой цели был создан комитет по устройству памятников в составе Носова, Баранова, Д. Пучкова, Кузьмина, скульптора А. Шимкунаса, под председательством Т. Краснова. Одним из первых памятников, сооруженных в Твери по плану монументальной пропаганды стал бюст Карла Маркса4, в 1919 году его выполнил скульптор
А. Шимкунас5. Деятельную роль в 1920-е годы играл Пролеткульт, возникший как пролетарская культурно-творческая организация в 1917 году в Петрограде. В Твери пролеткульт создан в 1918 году. «.Занятые работой политического развития масс, мы до сих пор мало обращали внимания на культурное развитие пролетариата. У нас мало пока пролетарских писателей, нет почти пролетарских художников, Но они выйдут из рабочего класса и нужно создавать условия для выявления творческих сил»6. В уездных городах губернии и в самой Твери пролеткультами было создано большое количество художественных студий. 11 июля 1920 года в редакторской статье «О Пролеткульте» опубликованной в «Тверской правде», в разделе «Изобразительное искусство», сообщается: «В данное время действует художественная студия, где учатся 12 человек, тоже исключительно рабочих. И здесь достигнуты крупные результаты в области овладения техникой, развитием заложенных дарований. С 15 июля в школе Тверской Мануфактуры открывается школа лепки, графики, рисования, рассчитанная на 40 человек (занятия будут производиться в 2 группы). Запись в эту студию уже производится». 8 октября
1920 года «Тверская правда» поместила статью «О Тверском Пролеткульте». Автор, подписавшийся под публикацией инициалом «Л» декларировал: «Не борьба с безграмотностью, ни общая просветительская деятельность, ни профес-
сионально-техническое образование не интересуют и не должно интересовать пролеткульты, .у них есть другая задача - выработка пролетарского творчества, всех видов его, выковка культуры рабочего класса». Этот «Параллелизм и независимость по отношению к государственному аппарату и профессиональным союзам» привела эту структуру к явному недопониманию между руководителями пролеткульта А. Богдановым и П. Лебедевым-Полянским, с одной стороны и Нарком-просом, в лице А. Луначарского, с другой. После длительных дискуссий коллегия Наркомпроса в июне 1919 приняла постановление о включении пролеткульта в состав секции внешкольного образования, возглавляемой Н.К. Крупской, имея свой бюджет и проводя самостоятельную работу. Пролеткульту была предоставлена возможность осуществлять организацию народных театров, оркестров, клубов, студий-кружков под руководством Наркомпроса и ЦК партии, т.е. фактически деятельность Пролеткульта стала «замыкаться на организации художественной самодеятельности».
На фоне чудовищных последствий медленно затихавшей гражданской войны, страшного голода и борьбы за выживание в маленьких уездных городах губернии разворачивалась необычно активная творческая жизнь. Вскоре после революции, как и во всей стране, в тверских городах стала создаваться учебная сеть Свободных Государственных художественных мастерских (СГХМ) при Наркомпросе. В начале 1920-х годов таковые уже существовали во многих городах республики. Как правило, мастерские зарождались по инициативе, при содействии, а часто и при непосредственном участии творчески активных, известных в стране художников. С 1919 года Свободные Государственные художественные мастерские были открыты в окрестностях Удомли, в усадьбе бывшего Действительного члена Императорской Академии художеств В.К. Бялыницкого-Бирули «Чайка»7. Здесь в общеобразовательных, художественных и ремесленных классах бесплатно обучались дети из окрестных сел. Под мастерские была передана половина усадебного дома художника. В декрете Совнаркома, опубликованном в «Известиях ЦИК» от 21 сентября 1918 года за №205, указывалось, что дача В.К. Бялыницкого-Бирули «Чайка» «уплотнению и реквизиции не подлежит». На основании этого декрета 9 октября 1918 года художнику было выдано удостовере-
ние №1681 и подписанное заведующим Отделом изобразительных искусств Наркомипроса Татлиным. История возникновения идеи устройства мастерских рассказана самим Бялыницким-Бируля: «А.В. Моравову принадлежит инициатива организация художественных мастерских в б. Тверской губернии Удомельского района при даче «Чайка», где всегдашние друзья и товарищи А.В. Мо-равова жили и работали на протяжении 15 лет. Эти друзья были Богданов-Бельский, Степанов, Бялыницкий-Бируля. По инициативе Моравова и Бялыницкого-Бирули была устроена в г. б. Твери выставка товарищества передвижников, и это послужило поводом к созданию художественных мастерских.»8. Открытие мастерских состоялось
3 февраля 1919 года и превратилось в большой праздник. На торжественном заседании, посвященном открытию СГХМ, говорилось, что школа «имеет своей задачей воспитать молодые таланты.. .создание открываемых мастерских весьма уместно», что «.в отдаленном уголке, где открыта настоящая школа, разгорается очаг искусства, который является одним из лучших в деле просвещения», и что «Светочи - организаторы нашей школы т. т. художники: Бялыницкий-Бируля, Богданов-Бельский и Моравов подают в день открытия первую руку помощи народу, направляя его на путь образования»9. Действительно, художественные мастерские вызвали огромный интерес : в дни открытия дети окрестных сел и деревень массово переходили из «школы грамоты» в СГХМ.
Обучение осуществлялось на высоком профессиональном уровне, по программе, выработанной совместно преподавателями мастерских. Ученикам преподавали рисунок с натуры, живопись, композицию и т.д. К открытию был укомплектован специальный фонд реквизита: приобретены «старые русские гончарные предметы, три шлема металлических древне-русских и один щит, старинные ткани и костюмы, гипсовые отливки бюстов Апполона, Ариадны и Гомера, расписные кувшины, резные валек и прялка и другие предметы, всего на 1030 рублей. Преподавание в мастерских вели В.К. Бялыницкий-Бируля, Н.П. Богданов-Бельский, А.В. Моравов, а так же приглашенные из Москвы художники А.Е. Архипов, К.А. Коровин и В.В. Рождественский»10.
Во главе СГХМ стоял Совет, состоявший из преподавателей-художников. Руководство занятиями осуществлялось по очереди. С началом полевых работ занятия в школе прекращались до
осени. По акту от 19 июля 1919 года в мастерских числилось 177 учеников, 3 живописных мастерских, одна - художественных вышивок и шитья, музей художественных образцов, столярно-резные мастерские и канцелярия. «Мы с Коровиным и профессором эстетики Вышеславцевым поселились в небольшой усадьбе, скорее даче, в верстах пяти от Удомли. Дача была недалеко от имения Остров-но, где когда-то жил и работал Левитан, а во время нашего приезда - художник Богданов-Бельский с женой» - вспоминал В.В. Рождественский11.
Сын художника А.В. Моравова вспоминал: «Несколько раз Константин Алексеевич (Коровин. - Т.Б.) бывал у моих родителей в Гарусове, молодо и пылко восторгался частушками революционного времени, тут же писал дам в белых платьях, сидящих на террасе за чайным столом, на котором стояла хрустальная ваза»12. А.Е. Архипов жил в большом двухэтажном флигеле усадьбы «Роща» и до 1922 года продолжал работать в школе. Все эти годы в Удомле находился А.С. Степанов и тоже принимал участие в жизни СГХМ. Одновременно с преподавательской деятельностью все художники много работали творчески. В удомельский период, еще в кубистической манере, создано полотно В.В. Рождественского «Маки» из собрания Государственного Русского музея. В 1920 году здесь была написана картина А.В. Мо-ровова «Заседание комитета бедноты», а в 1928-м -лучшее его произведение «В волостном загсе», хранящееся в Государственной Третьяковской галерее.
В.К. Бялыницкий-Бируля прожив в «Чайке» до 1957 года, написал здесь более 200 работ.
Мастерские просуществовали до 1924 года, возможно до 1927 (времени создания ТверАХР), но работавшие здесь мастера активно содействовали налаживанию творческой и просветительской жизни всей губернии. По различным делам, в том числе и касающимся Удомельских ГСХМ, «удомельцы» часто посещали Тверь. Целый ряд начинаний Губернского отдела народного образования (Губотнароба) был осуществлен в эти годы по предложениям А.В. Моравова, В.К. Бя-лыницкого-Бируля, А.Е. Архипова. Так, например, по поручению Тверского отдела народного образования В.К. Бялыницкий-Бируля создал «в бывшей усадьбе Сигово» мастерские трудовых процессов, в которых проводилось обучение различным видам прикладного искусства. Преподавательский корпус состоял из художников бывшего Строгановского училища. На базе мас-
терских учителя рисования Тверской губернии повышали свою квалификацию. Мастерские в Сигово быстро завоевали авторитет среди местного населения. Демократ по убеждению А.В. Мора-вов, ученик Н.А. Касаткина и В.А. Серова, впитавший от своих учителей демократические взгляды, с увлеченностью участвовал в общественной жизни края: «от учета посевных площадей до оформления рабочего театра в поселке Максатиха».
В 1919-1920 годах ГСХМ были созданы хуцож-ником А.В. Скалоном в городе Вышнем Волочке, где обучались более трехсот учеников. Талантливый педагог, активный деятель по сохранению произведений искусства, он немало сделал в качестве сотрудника Тверской губернской коллегии по делам музеев. Именно от него в те годы поступила в Тверской краеведческий музей широко известная картина Григория Сороки «Рыбаки».
В феврале 1920 года Решением исполкома уездного Совета были созданы свободные художественные мастерские в городе Весьегонске для обучения детей основам изобразительного искусства. Яосновными предметами были рисунок, живопись, лепка. Преподаватели А.И. Первов, братья Г.П. и Г.П. Вересовы, петроградский художник С.Я. Шлейфер занимались не только педагогической деятельностью, но и деятельно участвовали в оформлении всех революционных праздников, привлекались к экспертной работе и т.д. В эти годы в СХМ сделал свои первые шаги в будущую профессию художник А. Ефремов, И. Дружинин, Вл.А. Серов. В городе издавались несколько газет, существовали литературно-художественные и краеведческий кружки, поэтические и театральные студии, работал театр, музей.
Разнообразная и очень активная творческая жизнь существовала в эти годы в Бежецке. Вплоть до 1925 года здесь издавались литературно-художественный сборник «Бежецкий край» и ряд газет, проводились художественные выставки, работали студии. Регулярно навещая своих родных, старался влиять на творческую атмосферу родного города поэт Н.С. Гумилев. Заведующим подотделом по делам музеев и охраны памятников старины и искусства при Отделе просвещения Бежецкого Совета депутатов с марта 1919 года работал Н.Л. Сверчков, племянник Н.С. Гумилева (совершивший в свое время вместе с ним поездку в Африку). Гумилев был хорошо информирован о занятиях Н.Л. Сверчкова. Это в определенном смысле способствовало вовлечению
Гумилева и Ахматовой в местную общественную жизнь. В середине ноября 1919 года Гумимлев в очередной раз выступил в Бежецке с чтением стихов и прочел в Доме культуры доклад о современном состоянии литературы в России и за границей. Собрал громадное для уездного города количество слушателей. Газета «Бежецкая жизнь» от 1 марта 1921 года сообщила: «При участии Николая Гумилева и его содействии организовался в г. Бежецке «Союз поэтов», устраивая еженедельные вечера, где по примеру Петербургского отделения Всероссийского Союза поэтов происходит чтение произведений авторов - членов Союза. Почетным председателем «Союза поэтов» состоит поэт Николай Гумилев». Об этом писал и тверской исследователь И.П. Рогожин «Революция родила поэтов и в уездах. В Бежецке несколько лет существует «Союза поэтов», в котором нередко бывал покойный бежечанин Николай Гумилев и до сих пор продолжает бывать Анна Ахматова»13. 30 марта 1921 года в Бежецке состоялся вечер Гумилева в двух отделениях. В декабре этого же года прошел большой поэтический вечер Ахматовой. Вечера Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой посещал известный бежецкий художник И.М. Костенко. Именно он после революции организовал и руководил школой живописи, рисования и лепки - своеобразными Свободные государственными художественными мастерскими. Это был умный и опытный педагог, ученик К.Ф. Юона, А.М. Васнецова и А.С. Степанова, прививавший своим воспитанникам любовь к вдумчивой работе с натуры. Костенко был первым учителем А.Н. Самохвалова.
В 1920-м году двое из воспитанников его школы М.И. Кузнецов и В.И. Смирнов были направлены на учебу в Академию художеств. М.И. Кузнецов вернулся в Бежецк после нескольких лет учебы и на протяжении ряда десятилетий играл центральную роль в культурной среде родного города. В маленьком уездном городе регулярно устраивались выставки живописи, не только местных авторов, но и художников других городов России.
Весной 1918 года на родину в Бежецк возвратился из Петрограда А.Н. Самохвалов, с 1914 года обучавшийся на архитектурном факультете Высшего художественного училища при Академии художеств. Он сразу же включился в общественную и творческую жизнь города: создал художественную школу, начал преподавать на педагогических курсах и работать в качестве городского
архитектора. Александр Николаевич стал автором целого ряда проектов оформления революционных праздников. Он был привлечен к оформлению праздника первой годовщины революции, создал и полностью осуществил комплексный проект. В частности, была оформлена демонстрация, построена деревянная трибуна, которую украсили еловые ветви. На городской площади была возведена триумфальная арка, «обелиск и два огромных панно с изображениями рабочего и головы одного из микеланджеловских рабов. Все это сопровождалось характерным для тех лет витиевато-торжественным текстом, сочиненным самим художником: «Мы разрушим устои старых зданий, вынесем на себе всю тяжесть созидания, и заря новой жизни взойдет над долиной счастья трудящихся». Все проекты осуществлялись под руководством самого автора. Несколько позднее по заданию исполкома Самохвалов делает проект Дворца Советов с залом заседаний на две тысячи человек и театральной сценой, сочиняет эскизы панно для городского кинотеатра «Про-леткульт»14. Но дома Самохвалов очень много занимался станковой живописью. В 1920-м году он окончательно принял решение вернуться в Петроград и продолжить учебу, но уже на живописном факультете.
К сентябрю 1920 в Твери под эгидой отдела искусства при Наркомпросе были созданы Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). «В Свободные Государственные мастерские запись учащихся продолжается. Занятия в мастерских происходят ежедневно от
11 часов утра до 8 часов вечера. Лица, работающие в каких-либо учреждениях или организациях, могут посещать мастерские в вечерние часы. Учащиеся, не работающие в учреждениях или организациях, посещающие мастерские ежедневно, пользуются социальным обеспечением»15.
Идея создания этого учебного заведения, по словам В.К. Бялыницким-Бируля, принадлежала А.В. Моравову. Вместе с В.К. Бялыницким-Бируля и А.Е. Архиповым они и в дальнейшем регулярно посещали местные мастерские, проводили встречи с учащимися и принимали «самое живое участие в руководстве училищем». Их влияние особенно сказалось во время движения АХРР, активным членом которой стал Моравов. При организации мастерских в Твери основу преподавательского корпуса составили специалисты, прибывшие из Москвы А.Ф. Сафронова, М.К. Соколов, Н.М. Тарабу-
кин, Г.Н. Ермолаев, М. Серегин, Г.В. Федоров, уполномоченные по СГХМ Н.Г. Бонч-Осмоловский, Ф.Н. Захаров. Здесь действовали скульптурная и живописная мастерские. Яркую страницу в художественную жизнь города вписали прибывшие в 1921 году руководители живописных мастерских А.Ф. Сафронова и М.К. Соколов. С первых же дней существования СГХМ в форме и методах обучения стала сказываться характерная для того времени ориентация на новейшие европейские течения. Преподаватели «учат современному искусству местных самородков, абстракции, конструктивизму, экспрессионизму»16.
С начала 1921 года в СГХМ начал читать лекции по истории искусства, приезжая из Москвы, известный искусствовед и критик Н.М. Тарабукин. Приверженец нового искусства, он проявил активную деятельность и как ученый секретарь ИНХУК, как член-корреспондент ГАХН, руководивший секцией по исследованию творчества Врубеля. В это же время постановлением Наркомпроса на работу в Тверские СГХМ были назначены художники А.Ф. Сафронова и М.К. Соколов, которые стали руководить мастерскими живописи.
В Твери завязалась многолетняя дружба между А.Ф. Софроновой и М.К. Соколовым. Именно их мастерские работали в русле левых течений. «Крайне левых течений придерживается преподаватель Свободных Государственных художественных мастерских футурист М. Соколов», -писала в декабре 1921 года газета «Тверская правда». «Воспитанный на эстетике символизма, художник прошел через импрессионизм, увлечение опытами кубизма, соприкоснулся с футуризмом и, «переболев левизной», как сказал о нем Николай Тарабукин, стал приверженцем мастеров старого искусства»17. Об этом писал и сам Соколов: «Мы были крайние левые - «футури-ли», делали «живописные рельефы» и прочая, и прочая по положению того времени. Все это было превеликой глупостью, но все же, как это было хорошо! Сколько было веры в «истину всяких измов»18. М.К. Соколов еще в ранние годы был знаком с Н.Н. Пуниным, много говорил с ним
об искусстве. В частности, Н.Н. Пунин убежденно писал в те годы, что реалисты грубы, слишком пессимистичны, их формы стары, в них нет творческой дерзости, они эпигоны. А потому «реалисты бездарны, не как личности - это было ба еще полбеды, - а, как школа»19. Эти взгляды полностью разделяли А.Ф. Софронова, М.К. Соколов
и Н.М. Тарабукин. Их поддерживал и влиятельный тверской искусствовед С.Н. Юренев. Учитывая, что М.К. Соколов и Н.М. Тарабукин тоже были старыми друзьями, еще по Ярославлю, среди этих преподавателей сразу установилось взаимопонимание. В творческих вопросах и задачах художественного обучения они имели весьма близкие взгляды и поддерживали друг друга. В этих условиях работа с учащимися могла вскоре приобрести черты системности и последовательности. Однако, ужасная бедность и развернувшийся во всю ширь бюрократизм, несмотря на огромный энтузиазм педагогов и учащихся начали сразу же давать о себе знать. «Тверская правда» от
16 февраля 1921 года сообщает: «Ощущается острый недостаток в натурщиках и натурщицах, красках, бумаге и даже угле. <.> Работа мастерских сильно тормозится общей разрухой <.> В общежитиях нет кроватей, и даже преподаватели спят на досках, положенных на табуретки. Что касается заработка, то педагоги и учащиеся мастерских получают курсантские пайки из социального пособия»20. К работе в мастерских преподаватели отнеслись в высшей степени ответственно. Все они чувствовали себя ответственными за подготовку художников новой формации, которым предназначено создавать современное искусство по содержанию и по форме. Так, например, А.Ф. Софронова на своем первом занятии зачитала перед учащимися специально и тщательно подготовленный доклад, в котором изложила свои взгляды на задачи современного искусства и сформулировала своё видение целей и методов работы с учениками. Помимо практических занятий, устраивались экскурсии учащихся А.Ф. Соф-ронова вывозила ребят в Москву «с целью ознакомления с имеющимися в Москве художественными музеями (Музей живописной культуры, Музей Западной живописи, бывш. Щукина)21.
Все годы существования мастерских проводились отчетные выставки работ студентов, в которых принимали участие и педагоги. Газета «Тверская правда» 7 декабря 1920 года извещала жителей Твери: «Свободные Государственные художественные мастерские доводят до сведения всех организаций и учреждений, что в мастерских открыта отчетная (за три месяца о дня открытия мастерских с 1 сентября по 1 декабря 1920 г) выставка работ учащихся мастерских». В экспозиции были представлены живописные произведения, рисунки, агитационные плакаты и т.д. 8 де-
кабря та же газета доводит до читателей первые впечатления от увиденного: «Уже сознательно чувствуется в некоторых работах упрощенно-геометрический подход к натуре, напоминающий Сезанно, или примитивность Руссо (французский художник последнего десятилетия). Молодому мастерские стремятся дать молодое». До сих пор в Твери не было объединяющего органа, могущего сплотить силы молодых художников. Мастерские начали это дело». К середине мая
1921 года студенты и педагоги подготовили очередную совместную выставку в канцелярии мастерских - самом просторном и подходящем для этого помещении мастерских. В отличие от предыдущего, этот показ имел большие во многом нежданные последствия. Газета «Тверская правда» статьёй «Буржуа, на карачки! (На выставке кубистов)» от 15 мая 1921 года выступила с резкой критикой представленного. В частности в ней говорилось: «Вы входите, и вас поражает странная вещь, висящая на стене. Тут и разбитые стекла, и где-то полученный кусок водопроводной трубы, и несколько неправильной формы деревянных планок. А в центре довольно старый, но крепкий еще абажур от электрической лампы с начертанными на нем римскими цифрами... »22. Это был спланированный удар, нанесенный в соответствии с новой партийной политикой непосредственно по творческой и педагогической деятельности А.Ф. Сафроновой, М.К. Соколова и Н.М. Тарабукина. Статья, словно взорвавшаяся бомба, расколола коллектив преподавателей на тех, кто придерживался традиционной линии в искусстве и тех, кто искал в нем новые пути. Уполномоченный по СГХМ Н.Г. Бонч-Осмоловский, руководитель скульптурной мастерской Г.Н. Ермолаев, получившие классическое художественное образование и выступавшие за традиционный подход в подготовке молодых художников поддержали позицию газеты.
Развернулась необычайно жесткая борьба реалистического искусства с крайне левыми его направлениями, отразившая свойственное всему искусству той поры столкновение двух полярных творческих позиций. В мастерских фактически ставился вопрос, какой политики в искусстве будут придерживаться Тверские ГСХМ. В это противостояние были вовлечены и учащиеся: шли горячие споры между «чистяковцами» и «пика-сятами», «сезанистами и репинистами». Это был чрезвычайно бурный период в жизни мастерс-
ких и тверском искусстве в целом. С.Н. Юренев, искусствовед, выпускник Петербургского университета, высланный из Витебска в Тверь в 1920 году, которого связывала тесная дружба с М. К. Соколовым, откликнулся на борьбу между художниками шуточной поэмой «Осмолиада»: «...Софронова и Тарабукин,
И Штеренберг, и Соколов!
О, сколько в футуризме муки Для реалистов! Нет и слов!»
Тверь, 19 сентября 1921 года23.
Завершилась эта «битва» увольнением Соколова, Софроновой и Тарабукина из мастерских. М.К. Соколов немногим более года после этого события продолжал жить в Твери, работать творчески, несмотря на нужду. А.Ф. Софронова уехала в Москву, где продолжал активную деятельность и теоретик «левого» искусства Н.М. Тара-букин. В своих воспоминаниях А.Ф. Софронова словно заново переживала эти события: «Вслед за тем, появилась новая статья в газете «Тверская правда» под названием «Возрождение реальной?»: «Не так давно нашумевшая у нас в Твери выставка кубистов была последнею песнею последователей этого течения в живописи. Отдел ИЗО живописи при Главпрофобре обратил, наконец, внимание на наши мастерские, полоненные кубистами, и коренным образом реорганизовал педагогический процесс. До сих пор преподавание велось по методам и принципам крайне левых, в частности, кубистов <.> Не вдаваясь в критику кубизма, мы все же вынуждены констатировать что, как и в центре, так и у нас в Твери, это течение, развращающее юношество ложным классицизмом, не смогло стать доминирующим в искусстве <.> Новые силы Тверских мастерских: руководитель Н. Осмоловский, художники Г. Ермолаев и А. Средин - истинные реалисты. Они уже возрождают реалистическое творчество, понятное и доступное пролетарским массам»24.
Тверские СГХМ просуществовали до 1924 года, затем, «в связи с недостатком средств», были закрыты. В Тверских ГСХМ учились тверской пейзажист М.В. Хорьков, члены товарищества «Калининский художник» И. Семенов и Е. Капус-тина-Мелех, театральный декоратор А.Т. Зазыкин, А.П. Рузин, художник-оформитель Н. Скачков, художник Конаковского фаянсового завода М. Си-роткина, живописцы Е.Н. Лебедев и А.П. Петров. Вместе с тем, многие из выпускников СГХМ впоследствии отошли от искусства и связали свою
жизнь с другими профессиями: К. Турзина стала журналистом, В.Н. Болотников - работником системы народного хозяйства, К.М. Путрина - учителем рисования и т.д. Нельзя исключать предположение, что на судьбе воспитанников отразилась борьба сторонников реалистической живописи и «формалистами», развернувшаяся в тверском искусстве начала 1920-х годов, в том числе и в стенах мастерских. В эту борьбу оказались вовлечены и ученики. Она уводила их от регулярных, системных занятий, на определенном этапе поставила образовательный процесс в зависимость от стилевых предпочтений молодежи. Выпускники Тверских СГХМ, за редким исключением, не смогли перешагнуть порог самодеятельного творчества. С 1922 года в стране активную роль начала играть АХРР (Ассоциация художников революционной России), а с 1928 - АХР (Ассоциация художников революции). Первая же выставка, организованная новой организацией своей тематической направленностью и ориентацией на реалистическое искусство наглядно свидетельствовала о целях этого масштабно задуманного общества, о задачах, которые ставились перед его членами. Была создана массовая организация, ставящая целью художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве». Активом и руководством АХРР была развернута повсеместная деятельность по созданию филиалов. К 1 мая 1926 года в различных городах страны уже были организованы 34 филиала, охватившие свыше 650 человек, не считая москвичей. АХР выступила одним из инициаторов создания 1931 году Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ), которая во многом была близка РАПП. В Твери подготовительная работа по созданию филиала длилась в течение 1926 года, вплоть до марта 1927, когда новая организация окончательно оформилась. Среди организаторов ТверАХРа были известные тверские художники А.И. Кармалеев, Т.К. Краснов, И.Т. Синяков. Председателем был избран Т.К. Краснов, имевший к тому времени опыт организационной работы. В новую организацию вступили акварелист П.С. Гайдуков, принимавший деятельное участие в жизни ТверАХР, график-иллюстратор Б.В. Кузьмин, живописцы А.Д. Леонов и К.С. Первухин, художник Каменев и др. Возглавляло ТверАХР коллективно избранное бюро, в котором существовал президиум, решавший оперативные вопросы. Членом бюро
и заместителем председателя президиума являлся молодой художник К.С. Первухин. Новая организация заявила о себе в тот же год большой художественной выставкой. Однако, большого резонанса она не имела, в силу организационной торопливости. Иначе прозвучала выставка Тверского филиала АХРР «10 лет Тверскому комсомолу», открывшаяся 21 августа 1928 года в Твери в помещении бывшего Коммерческого училища. Она была второй по счету выставкой ТверАХР, но первой по своему значению. Изданный к этому событию, каталог содержал декларацию участников выставки, в которой провозглашалась солидарность тверских художников со всеми революционными художниками России. В декларации ставилась перед хуцож-никами задача создания произведений глубоко народных, партийных и реалистических25.
Представляется закономерным то, что члены АХРР горячо приветствовали Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», положившее конец существованию разрозненных творческих объединений в стране. Практически все многочисленные участники АХРР стали деятельными организаторами новой задуманной творческой структуры - Союза советских художников.
АХРР выполнила колоссальную организационную работу по объединению художников России на основе партийных задач, поставленных, пришедшим к власти, пролетариатом и подготовила теоретическое обоснование «принципов реализма». В определенном смысле, наследуя опыт объединений-предшественников, она стала прообразом Союза советских художников. Ее историческая роль в отечественной культуре 1920-х годов в этой связи велика.
На базе опыта АХР вскоре было окончательно сформулировано определение метода советского искусства, как метода социалистического реализма, был обобщен и подведен итог основной тенденции развития советского искусства за предшествующий период и намечен дальнейший путь по созданию пролетарского искусства. Началась работа по созданию «Союза советских художников» .
Примечания
1 Тверская правда. - 1920. - 8 октября.
2 Тверская правда. - 1920. - 9 июля.
3 Тверская правда. - 1920. - 9 июля.
4 Извещение от 27 марта 1919 г. в Технический отдел по государственным сооружениям при
Губсовнархозе о собрании по вопросу сооружения памятника К. Марксу.
5 ГАТО, ф. 488, оп. 1, ед. хр. 198, лл. 112, 113, 114.
6 Баклаев Г Как создавался тверской пролеткульт // Пролеткульт. - 1919. - №1-2. - С. 40.
7 ГАТО. Протокол №35 заседания президиума Удомельско-Рядского волисполкома от 5 августа 1924 года. «... обсуждался вопрос «О передаче гр. Бируля дома при бывш. его имении «Чайка» под школу».
8 Из письма В.К. Бялыницкого-Бируля, адресованного семье А.В. Моравова. Александр Викторович Моравов. В сб.: Мастера советского изобразительного искусства: Произведения и автобиографические очерки. Живопись. - М.: Искусство, 1951. - С. 340.
9 ГАТО, ф. Р-488, оп. 1, д. 154, л. 85.
10 ГАТО, ф. Р-488, оп. 1, д. 154, л. 83. Цит. по: Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. - Московский рабочий. - 1983.
11 Рождественский В.В. Записки художника. -М.: Советский художник, 1963. - С. 58.
12 Цит. по: Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. - Московский рабочий. - 1983. - С. 95.
13 Среды. Литературный сборник / Под ред. И.П. Рогожина. - Тверь, 1923. - С. 87.
14 Зингер Л. Александр Самохвалов. - М.: Советский художник, 1982. - С. 5.
15 Тверская правда. - 1920. - 24 октября. Извещения.
16 Тверская правда. - 1920. - 7 ноября.
17 Голенкевич Н.П. Из истории творческого наследия М.К. Соколова // Михаил Ксенофонто-вич Соколов. Каталог выставки. - М.: Изд-во «ЯА», 2005. - С. 33.
18 Из письма М.К. Соколова к Н.В. Розановой от 9 июля 1945 года. НА ЯХМ, ф. 40, оп. 2, д. 1. Цит. по: Михаил Ксенофонтович Соколов. Каталог выставки. - М.: Изд-во «ЯА», 2005.
19 Пунин Н. Искусство коммуны. - № 19.
20 Цит. по: Софронова А. Записки независимой. Письма, дневники, воспоминания. - М., 2001. - С. 152.
21 Черновик командировочного удостоверения А.Ф. Софроновой от 10 ноября 1920 года №430. ГАТО, ф. Р-488, оп. 2, д. 97, л. 53.
22 Цит. по кн.: Софронова А. Записки независимой. - М.: Изд-во «ЯА», 2005. - С. 153.
23 Там же. - С. 154.
24 Там же. - С. 153.
25 Вторая выставка ТверАХР «10 лет тверского комсомола». Каталог. - Тверь, 1928.